|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Аналогии макрокосмоса и микрокосмоса в китайской натурфилософии
Китайская традиционная медицина отличалась тем, что последовательно рассматривала все физиологические и патологические явления, происходящие в организме человека, в самой тесной взаимосвязи с жизнью окружающей среды. Врачи Древнего Китая считали, что при каждом заболевании в патологический процесс неизбежно вовлекается весь организм как неделимое целое, и при изменении функции одного органа закономерно изменяются функции всех других органов и систем. Основоположником китайской медицины считают Бянь Цяо, жившего в VI в. до н.э. Он выдвинулся из среды странствующих целителей. В поисках медицинской практики он много путешествовал по стране, имел возможность наблюдать самые разнообразные болезни, знакомиться с опытом народной медицины. Бянь Цяо владел всеми известными в то время диагностическими приемами (осмотром, выслушиванием, расспросом, исследованием пульса), был терапевтом и хирургом, с успехом применял лекарственные растения и хирургические инструменты. Выдающийся врач лечил натиранием «разогретыми лекарствами», использовал лекарственные отвары, применял физические методы лечения и иглоукалывание, производил операции под наркозом, используя специальный напиток, пропись которого не сохранилась. Ему принадлежит создание одной из древнейших книг о лекарствах – «Нань Цзин» («Книга о трудном»). В период империи Цинь (III в. до н.э.) появилось сочинение «Травник Шэнь Нуна». Эта древнейшая в мире фармакопея включала в себя 365 лекарственных средств, причем 240 из них – растительного происхождения. Шэнь Нун, «легендарный император-мудрец медицины» изучил на себе действие огромного числа минералов и трав, после чего он отобрал лучшие и описал их в своем травнике. Все средства разделены на три группы. К первой группе были отнесены 120 неядовитых лекарств (так называемые омолаживающие), прием которых не ограничивается ни сроком, ни дозировкой. В группу тонизирующих вошли 120 средств, требующих при их употреблении соблюдения определенных правил. К третьей группе отнесено 125 токсических средств, которые могут оказывать благотворное действие на организм лишь при условии кратковременного приема в строго определенных количествах. Это кротоновое масло, корень аконита, чемерица, шпанские мушки. В травнике Шэнь Нуна упоминаются такие лекарственные формы, как порошки, пилюли, отвары, настойки, пластыри. При императоре Шэнь Нуне был составлен самый древний в мире гербарий,в котором было представлено около 100 растений, обладающих целебными свойствами. Древнейшим медицинским трактатом Китая считается «Хуанди ней-цзин» («Трактат о внутреннем»), традиционно приписываемый полулегендарному императору Хуан Ди. По современным данным, время его написания относится к III-II вв. до н.э., хотя предполагается, что трактат написан значительно раньше и не одним автором, а несколькими поколениями врачей. В трактате обобщен опыт известных китайских медиков древности, таких как И Хэ, Бянъ Цяо и Цан-гуна; названы 900 лекарственных растений; приведены их ботаническое описание, географическое распространение, время сбора, фармакологические свойства и способ применения. Среди них выделяли потогонные, рвотные, слабительные, укрепляющие и другие. В Ханскую эпоху (конец III в. до н.э. – III в н.э.) Древний Китай стал центром медицинской науки всего азиатского региона. В этот период китайскими врачами было накоплено более 10 тысяч рецептов для лечения самых разных заболеваний. Яркими представителями китайской медицины того времени являются двое врачей – Чжан Чжунцзин и Хуа То. Знаменитый клиницист Чжан Чжунцзин, тщательно изучив самые разнообразные заболевания, сопровождающиеся лихорадочными состояниями, создал во II в. н.э. «Трактат о болезнях, связанных с синдромом холода» («Шан Хань Лунь»). В этом сочинении были изложены 357 методов лечения подобных болезней, приведены 112 рецептов и подробно описаны симптомы различных лихорадок. Врач Хуа То, которого и теперь почитают как «бога хирургии», изобрел эффективное оглушающее средство (наркоз), что позволяло без боли выполнять сложнейшие операции. Этот врач пользовался только проверенными им лекарствами. Прописи его отличались простотой и сравнительно небольшим количеством ингредиентов. Хуа То был очень искусен в иглоукалывании и прижигании, но, наряду с этим, применял и другие методы лечения: кровопускание, обливание водой. Часто прибегал к психотерапии, но больше всего прославился своей хирургической деятельностью. Гэ Хун (281–351 гг. н.э.) считается основателем химии и фармакологии в Китае. Наибольшей известностью пользовалась его книга «Медицинские прописи при неотложных случаях», в которой содержалась 101 пропись против 101 болезни. Гэ Хун был алхимиком, верил в безграничную силу лекарств, всю жизнь искал «эликсир жизни». Он знал множество способов и методов приготовления препаратов сернистой ртути, меди, железа и «пилюль бессмертия». Приступая к изготовлению лекарств, необходимо было соблюдать определенные правила – пост, очищение, уединение в горах или на островах (в крайнем случае – в доме, за высокой оградой). Гэ Хун категорически отрицал преимущества лекарств растительного происхождения перед препаратами из металлов и минералов. Его аргументация была такова: растения сами гниют и разлагаются, как же могут они воспрепятствовать смерти человека? Со второй половины V века в Китае тщательно начинается тщательное изучение свойств лекарств. Первым исследователем в этой области был Тао Хунцзин (452 – 536 гг. н.э.), философ, алхимик, медик, систематизировавший всю существующую до него литературу по фармакологии. В 502 г. он написал труд под названием «Прописи великих медиков», который состоит из 7 томов и содержит описание 365 разновидностей лекарственных препаратов и 365 средств, усиливающих действие лекарств, придающих им вкус и запах. Этот труд был официально признан первой Государственной фармакопеей Китая. В 652 г. врачом и диетологом Сунь Сымяо (581–682 гг. н.э.) был составлен рецептурный справочник «Основные золотые рецепты», в котором впервые описывается способ лечения зоба, путем приема внутрь щитовидной железы оленя или барана. Кроме того, очень подробно излагаются показания к применению пиявок, имеются указания, что для лечения некоторых кожных заболеваний применяются примочки, присыпки, мази, приготовленные из яичного белка, меда, свиного сала, серы, ртути и других веществ. В этом справочнике есть указания на то, что качество лекарств зависит от места произрастания и времени сбора лекарственных растений, входящих в их состав, приведены правила сбора и хранения растений. В период рабовладельческого строя в Китае медицина в основном перешла из ведения жрецов к светским врачам. Претерпел изменения иероглиф, обозначающий слово «медицина» – «И», и возникло начертание слова «врач». Общий смысл иероглифа «И» в старом написании был таков: жрец при помощи оружия изгоняет или убивает злых духов, вызвавших болезнь. Впоследствии написание этого иероглифа изменилось: в него поместили изображение вина, как бы символизирующее переход медицины из рук жрецов в руки врачей, лечивших с помощью лекарств. Сословие врачей в Китае было очень многочисленным, случалось, что в одной деревне практиковало несколько врачей. Особенным уважением пользовались врачи из древних семей, а также придворные врачи. Довольно рано, по сравнению с другими странами, в Китае появились специалисты по изготовлению и торговле лекарствами и первые учреждения, по характеру работы соответствовавшие аптекам. Во многих местах врачи служили и аптекарями. Собственно аптекари получали диплом после сдачи экзамена. Они не имели права отпускать сильнодействующие лекарства без предписания врача. Гонорар врачи получали большей частью за лекарства, и только высший класс врачей – за визиты. Китайцы часто меняли врачей, а в чрезвычайных случаях призывали на помощь бога медицины, некогда знаменитого врача, возведенного в это достоинство после смерти. По мнению китайских врачей, медицина не в силах сделать что-либо несогласное с предначертаниями неба: «Медицина не может спасти от смерти, а в состоянии продлить жизнь, излечить многие болезни, укрепить государства и народы гигиеническими советами». У древнекитайских врачей были тщательно разработаны методы диагностики. Они рассматривали тело человека как единый и целый организм: «Избегай лечить только голову, если болит голова, и лечить только ноги, если болят ноги». Они же придерживались мудрого правила: «Лучше предупредить болезнь, чем ее лечить». Диагностика болезней основывалась на внимательном осмотре больного и его выделений (цвет, запах, вкус, количество), на подробном опросе его. Самым главным диагностическим средством у китайцев считался пульс. Учение о пульсе – самое выдающееся достижение китайской медицины, которое представляет собой целую науку. Древнекитайские врачи считали, что пульс составляет продукт непрерывного прилива и отлива крови и жизненных духов. Всякое изменение в механизме движения крови и воздуха приводит к соответствующим изменениям в пульсе, по которому врач узнает состояние крови и воздуха и, следовательно, состояние организма. Посредством пульса врачи узнавали о том, происходят ли болезни от истощения, недостатка крови и жизненных духов или же от накопления испорченных соков. Правила для исследования пульса были изложены с величайшей подробностью. При исследовании женщин между врачом и пациентками ставилась ширма. Рука больного должна покоилась на подушке, а врач клал пальцы на пульсирующий сосуд с правой или с левой стороны кисти, производя при этом надавливание. Китайцы признавали 7 наружных и 8 внутренних пульсов. Средним числом у взрослого человека они считали 80 ударов в минуту, у стариков – 76, у детей – 96. На основании пульса китайцы строили планы лечения, которые состояли в очищении крови и соков, укреплении желудка, удалении газов. В связи с этим употреблялось большое количество слабительных, рвотных, противоглистных лекарств. Болезни, происходившие от холода, лечились теплыми лекарствами, а горячие – холодными. Кровопускание употреблялось редко и часто заменялось пиявками. Большое внимание уделялось строгой диете, водным процедурам, солнечным ваннам, лечебной гимнастике. Китайское лекарствоведение – одно из древнейших и обширнейших в мире. Введению неисчислимого количества средств медицина Китая обязана острой наблюдательности и изумительному трудолюбию своего народа. В объяснении действия лекарств большую роль играли отношения цвета, вкуса препаратов к 5 элементам и к органам. Так, зеленые и кислые лекарства соответствуют элементу «дерева» и поэтому действуют на сердце, желтые и сладкие – «земле», действуют на желудок; белые и острые – «металлу», действуют на легкие; черные и соленые – «воде», действуют на почки. Все лекарственные средства классифицировались следующим образом: 1. Тонические: чай, табак, мясо различных животных и др. Самым главным из этого класса лекарств и панацеей против всех болезней был корень жень-шеня, который появился в V–IV вв. до н.э. Готовился он путем вываривания до консистенции кашки, прозрачной на вид, со слегка красноватым или желтоватым оттенком. Употреблять следовало утром и вечером вместе с чаем и супом. Жень-шень входил также в состав многих лекарственных препаратов. Китайцы называли его «чудом мира, даром бессмертия». О нем были написаны целые тома, и, по мнению китайских медиков, он восстанавливал изнуренные силы, старым возвращал юность и вообще служил верным укрепляющим средством. Чай же, как целебное растение, упоминается еще в старинной энциклопедии Бянъ Цяо. В ней написано: «Чай есть растение чрезвычайно полезное. Чай удаляет все недуги, прогоняет сонливость, головная боль уменьшается и излечивается совершенно». 2. Вяжущие: чернильные орехи, семена лотоса, мускатный орех. Сюда же китайцы относили и опий, а также семена фиников, айву, кислую сливу, железные опилки, листовое золото. 3. Разрешающие: кассия, мимоза, мускус, имбирь, камфара. К этой же группе относили рвотные – белую чемерицу, семена и корень репы, имбирь, сандаловое дерево, семена горчицы, гвоздику. 4. Слабительные: семена подорожника, шалфей, красные бобы, ревень, сернокислый натр, снежная вода. В качестве лекарственных средств употреблялось множество растений, почти вся китайская флора. В соответствии с делением тела на три пояса цветки и верхняя часть растения применялись при болезнях верхнего пояса, стебли растений – при болезнях среднего, а корни – при болезнях нижнего пояса. Ветви растений употреблялись при болезнях конечностей, кора – при заболеваниях кожи, сердцевина – при болезнях внутренних органов. В качестве лекарственных средств животного происхождения широко использовались коконы шелкопряда, сушеные пауки, панцирь черепахи, а также зубы, ногти, уши, языки, сердца, печень, костный мозг многих животных и все это в больших дозах. Китайцы считали, что кровь и кости льва и тигра придают мужество. Слоновая кость в порошке применялась против сахарного мочеизнурения, верблюжье мясо – для укрепления нервов, верблюжье молоко – для устранения геморроя, свежая печень морских рыб – при куриной слепоте, вытяжки из пантов молодого пятнистого оленя – как стимулирующее средство. В связи с зарождением горнорудного дела и химии (во времена династии Хань) в Китае стали употреблять в качестве лечебных средств железо, свинец, мышьяк, олово, медь, золото, серебро и их соединения: сульфат железа, ацетат меди, сульфат меди, а также буру, квасцы, морскую соль, едкий натр, хлористый аммоний – нашатырь, впервые обнаруженный в Египте. Было выявлено, по-видимому, в прямой связи с обработкой металлов, и укрепляющее действие железной пудры. Древнекитайскими медиками были открыты противочесоточные свойства серы. Ртуть находила применение в качестве сакраментального средства, а также употреблялась для лечения сифилиса. Многие считали, что употребление ряда металлов и минералов может обеспечить долголетие. Однако наиболее эффективными признавались специально приготовленные лекарства, в состав которых входили киноварь, золото, серебро и пр. Развитие металлургии повлекло за собой изготовление металлических медицинских инструментов, в частности изготовление игл для акупунктуры. Опыт солеварения показал, что солевой раствор при промывании глаз просветляет зрение, а глауберова соль обладает слабительным действием. Вследствие отвращения китайцев к хирургическим операциям у них в большом ходу были наружные средства, из которых самыми главными считались разминание (массаж), иглоукалывание, моксы. Китайцы старались облегчить местные боли щипанием, трением, разминанием совместно с различными втираниями. Местом для массажа часто избирали спину, грудь, подошвы, ладони. Для моксы (прижигание тела в специальных точках зажженными пучками высушенной травы) употреблялся конический сверток из холста или мягких волокон чернобыля, который зажигался на больной части. Таким образом, в основном, лечились болезни головы. Акупунктура или иглоукалывание – китайское изобретение. Производилась акупунктура золотыми, серебряными, реже стальными иглами различной толщины и формы. Врачу, делающему эту операцию, должны быть известны, точки для уколов при каждой болезни, глубина, до которой необходимо проникать в каждом случае иглой для достижения болезнетворного начала, какой иглой пользоваться, сколько времени должна находиться игла в уколе (от нескольких минут до нескольких дней). С III в. до н.э. лечение уколами и прижиганиями, так называемый метод «чжень цзю сюэ», превратилось в специальную отрасль научной медицины, благодаря заслуге знаменитого врача пунктатора Хуан Фу-ми, который собрал все существующие данные об этом виде лечения в единый труд, состоящий из 12 томов. Само же иглоукалывание существовало чуть ли не с эпохи каменного века. Еще в глубокой древности китайскими врачами было замечено, что ранения, порезы или уколы в некоторых точках тела заметно облегчают течение отдельных заболеваний. Сильной стороной китайской медицины была профилактика. Важными считались массаж и лечебная гимнастика. Знаменитый врач Хуа То, наблюдая за повадками животных, создал комплекс упражнений для улучшения циркуляции «ци» внутри тела человека, известный под названием «Уциньси» («Игры пяти зверей»), ставший прообразом современных комплексов Цигун. Эта гимнастика основывается на подражании аисту, обезьяне, тигру, оленю и медведю. Особое внимание уделялось дыхательной гимнастике, потому что она формирует «ци» – жизненную силу, связанную с кровью и дыханием. В Китае впервые врачи стали оплачиваться государством. Вначале эта система существовала в крупных городах, в I в. н.э. распространилась по всей стране. Всеобщее медицинское обслуживание населения до нового летоисчисления практиковалось только в Китае. Именно здесь возникли первые в азиатском регионе больницы. Долгое время китайская медицина развивалась изолированно от других культур. В Европу сведения о ней проникли лишь в ХШ веке. В современном мире традиционная китайская медицина вызывает большой интерес.
Вопросы для самоконтроля: 1. Что можно узнать из клинописных табличек о медицинских знаниях в древней Месопотамии? 2. Как законы Хаммурапи регулировали деятельность врачей? 3. Как проявлялась связь врачевания с мифологией в древней Месопотамии? 4. Какие медицинские папирусы Вы знаете и чем они отличаются по содержанию? 5. С чем связан египетский обычай бальзамирования? Назовите египетских божеств, связанных с медициной и фармацией. 6. Расскажите о профилактической медицине древнего Египта. 7. Кто занимался врачеванием в древнем Египте? 8. Покажите связь медицины и мифологии в древней Индии. 9. Какие лекарственные растения использовались в древней Индии? 10. Что такое «игра пяти зверей»? 11. Охарактеризуйте методы обследования в древнем Китае. 12. В чем особенность медицины древнего Китая? 13. Дайте характеристику достижениям китайской фармации. ЛИТЕРАТУРА 1. Сорокина Т.С. История медицины. Учебник для медицинских и фармацевтических вузов. Издательство «Академия». М., 2009. 2. Лисицин Ю.П. История медицины. Учебник для медицинских вузов. Издательство Гэотар Мед. М., 2004. 3. Марчукова С. Медицина в зеркале истории. Издательство «Европейский дом». Санкт-Петербург, 2003.
Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.012 сек.) |