АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Мухаммад Насыруддин аль-Альбани

Читайте также:
  1. Иисус рассказывает о разговоре между Адамом и Всевышним относительно пророка Мухаммада.
  2. Пророк Мухаммад и пророки у Трона Господня.

 

 


بسم الله الرحمن الرحيم

Джа‘фар бин Мухаммад передал, что его отец сказал: «Мы пришли к Джабиру бин ‘Абдуллаху, да будет доволен Аллах ими обоими, который стал спрашивать людей, кто к нему пришёл, пока не дошёл до меня [17]. [В ответ на его вопрос] я сказал: “Я – Мухаммад бин ‘Али бин Хусайн”. Тогда он протянул руки к моей голове[18] и расстегнул [сначала] верхнюю пуговицу, потом – нижнюю, потом прикоснулся ладонью к моей груди, а я тогда был ещё не совершеннолетним юношей[19], и сказал: “Добро пожаловать[20], о сын моего брата[21], спрашивай, о чём хочешь[22]!” – и я стал задавать свои вопросы [Джабиру], который в те дни уже был слепым. Когда настало время молитвы, он встал, кутаясь в своё одеяло, но каждый раз, как он набрасывал его на плечи[23], концы [одеяла] снова опускались на прежнее место, поскольку оно было мало, накидка же [Джабира] [висела] сбоку от него на деревянной вешалке [для одежды]. Он совершил с нами молитву[24], [а потом] я попросил: “Расскажи мне о хаджже посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует ”[25]».

[Мухаммад бин ‘Али бин Хусайн передал, что после этого Джабир загнул] пальцы на руке, показав число девять, и сказал:

1- “Поистине, посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, находился [в Медине] девять лет, в течение которых он ни разу не совершил хадж [26].

2- Затем на десятый год людям было объявлено, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, намеревается совершить хадж [в этом году].

3- И тогда в Медину прибыло множество людей[27] (в другой версии хадиса сообщается: “(дома) не остался ни один человек, который мог передвигаться, будь то на верховом животном или пешком”)[28]. [Люди торопились, чтобы (успеть) выйти вместе с ним, так как] все они желали сопровождать посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, и повторять совершаемые им обряды[29].

4- [Джабир сказал: “Я слышал, как он…”, – (в другой версии хадиса сообщается: “Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, обратился к нам с проповедью и” сказал: “ Место вхождения в ихрам для жителей Медины – Зу-ль-Хулейфа [30], для прибывающих другим путем (из аш-Шама) – аль-Джухфа [31], для жителей Ирака – Зат Ирк [32], для жителей Неджда – Къарн, а для жителей Йемена – Яламлам [33]].[34]

5- [Джабир сказал: “Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, отправился в путь], [когда до окончания месяца Зу-ль-Ка’да оставалось пять или четыре дня][35].

6- [и погнал с собой жертвенных животных][36].

7- Мы отправились в путь вместе с ним [наряду с женщинами и детьми].

8 - и достигли Зу-ль-Хулейфы[37]. В это время Асма бинт Умайс родила Мухаммада бин Абу Бакра[38].

9- Она отправила человека к Посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, чтобы узнать, что ей делать.

10- [Тогда] он, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “ Соверши полное омовение, затем (широким куском материи, наполненной хлопком) перевяжи место кровотечения, после чего облачись в ихрам[39].

11-Затем Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, помолился [40] в мечети [, сохраняя полное молчание] [41].

 

ВХОЖДЕНИЕ В СОСТОЯНИЕ ИХРАМА [42]

 

12- Затем он сел на аль-Касву [43]. Когда его верблюдица достигла местечка аль-Байда [он, да благословит его Аллах и приветствует, и его сподвижники вошли в состояние ихрама и произнесли тальбию [44] (с намерением совершить только) хадж. (В другой версии хадиса сообщается: “он, да благословит его Аллах и приветствует, и его сподвижники вошли в состояние ихрама и произнесли тальбию (с намерением совершить) хадж аль-ифрад ”].

13- [Джабир сказал:] “Я увидел, что [повсюду] – спереди и сзади, справа и слева – его окружали пешие и всадники [45], которых было невозможно объять взором. Среди них находился Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, которому ниспосылался Коран и который знал о его смысле (та’виль), и поэтому мы повторяли все, что он совершал [46].

14- Он громко провозгласил слова единобожия[47] (, начав повторять):

لبيك اللهم لبيك لبيك لا شريك لك لبيك إن الحمد والنعمة لك والملك لا شريك لك

Ляббейк Аллаахумма ляббейка! Ляббейка ляя шариика ляка ляббейка! Инналь хамда ван ниъмата ляка валь мульк, ляя шариика ляка

«Вот я перед Тобой, о Аллах! Вот я перед Тобой! Вот я перед Тобой, и нет у Тебя сотоварища! Вот я перед Тобой! Поистине, Тебе надлежит хвала, и Тебе принадлежат милости и владычество! Нет у Тебя сотоварища».

15- Все люди вслед за ним громко[48] повторяли эти слова. (В другой версии хадиса сообщается: “И люди стали произносить тальбию [, добавляя к ней следующие слова]: [ لبيك ذا المعارج لبيك ذا الفواضل “Ляббейка Заль-Мааридж, Ляббейка Заль-Фавадиль” («Вот я перед Тобой, Владыка ступеней[49]! Вот я перед тобой, Владыка милостей!»){Абу Дауд, Ахмад, аль-Байхаки}], а посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, ничего не сказал им из-за этого[50].

16- Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, беспрерывно повторял тальбию[51].

17- Джабир сказал: [“Мы [во весь голос] произнесли: [“ Ляббейка Аллахумма («Вот я перед тобой, о Аллах»)], Ляббейка би-ль-хадж ”(«Вот я перед тобой (, совершая) хадж»]. (В одной из версий хадиса сообщается: “Мы не знали (, что можно совершать) умру”)[52], (а в другой версии хадиса передается: “Мы, сподвижники пророка, да благословит его Аллах и приветствует, вошли в состояние ихрама и произнесли тальбию (с намерением совершить) только хадж и больше ничего, один только хадж).

18- [Он сказал: “А Айша вознамерилась совершить умру. Когда же она оказалась в Сарифе [53], у нее начались месячные”].

Пройденное в кратце:

1-Вхождение в ихрам в одеянии изар и рида, до этого совершив полное омовение.

2-Облачение в эти одежды и умащение себя благовониями для мужчин до того, как их надеть.

3-Вхождение в состояние ихрама в специальном месте, которое называется микат.

4-Вхождение женщин, у которых месячные или послеродовое кровотечение, в состояние ихрама после совершения полного омовения (гуcль).

6-Вхождение в состояние ихрама с намерением совершить хадж и умру, в зависимости от вида хаджа.

7-Совершение хаджа с женщинами и детьми.

8-Произнесение тех же слов тальбии, которые говорил пророк, да благословит его Аллах и приветствует.

9-Возглашение тальбии громким голосом.

10-Прерывание хаджа в пользу умры тем человеком, который вознамерился совершить хадж аль-ифрад или аль-кыран, если он не гонит с собой жертвенных животных.

 

ВЪЕЗД В МЕККУ [54] И СОВЕРШЕНИЕ ОБХОДА КААБЫ (ТАУАФ)

 

19- Когда мы вместе с Посланником Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, подошли к Дому (Аллаха) [рано утром четвертого числа месяца Зу-ль-Хиджа]. (В другой версии хадиса сообщается: “Мы вошли в Мекку, когда солнце уже поднялось достаточно высоко.

20- Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, подъехал к воротам (Заповедной) Мечети, поставил на колени верблюдицу, а затем вошел в Мечеть[55]).

21- Он прикоснулся к углу (Каабы)[56]. (В другой версии хадиса сообщается: “к Черному камню”)[57].

22- [, а затем пошел от него (т.е. от Черного камня) вправо[58]]

23- и обошел (Каабу) [, возвращаясь к нему,] три круга быстрым шагом (ар-рамль)[59], а (остальные) четыре – обычным шагом [, спокойно][60]. [61]

24- Затем[62] он подошел к месту (стояния) Ибрахима, мир ему, (макам Ибрахим) и прочитал [, возвысив свой голос настолько, что его слышали люди]:

واتخذوا من مقام إبراهيم مصلى

«Ва-ттахизу ми-м-маками Ибрахима мусалла»

«Сделайте же место (стояния) Ибрахима местом моления» (сура «Корова», аят 125).

25- Он встал так, что место (стояния) Ибрахима оказалось между ним и Каабой[63] [и совершил намаз в два рак’ата][64].

26- [Джабир сказал]: “Он прочитал в двух рак’атах (суру, начинающуюся со слов): قل هو الله أحد»«и (суру, начинающуюся со слов): قل يا أيها الكافرون» (В другой версии хадиса сообщается: (суру, начинающуюся со слов): قل يا أيها الكافرون «Скажи: «О вы, неверные!…») и (суру, начинающуюся со слов): قل هو الله أحد ««Скажи: Он, Аллах, Один …»«).[65]

27- [Затем он пошел к источнику Зам-Зам, попил из него воды и полил ее себе на голову][66].

28- Затем он вернулся к углу (Каабы) и прикоснулся к нему (т.е. к Черному камню).[67]

 

СТОЯНИЕ НА (ХОЛМАХ) АС-САФА И АЛЬ-МАРВА [68].

 

29- После этого он вышел через ворота (в другой версии хадиса сообщается: “через ворота ас-Сафы”) и направился к (холму) ас-Сафа[69]. Приблизившись к нему, он прочитал:

إن الصفا والمروة من شعائر الله

«Воистину, ас-Сафа и аль-Марва – одни из обрядовых знамений Аллаха» [70], (после чего произнес):

أبدأ (نبدأ) بما بدأ الله به

«Абда’у (в другой версии хадиса сообщается: набда’у) би-ма бада’а-Ллаху би-хи»

“Я начинаю (в другой версии хадиса сообщается: “Мы начинаем”) с того, с чего начал Аллах”. Он начал с ас-Сафы и поднимался на нее, пока не увидел Дом (Аллаха).

30- Он встал лицом к кибле, произнес свидетельство единобожия, возвеличил Аллаха [три раза], [восхвалил Аллаха][71] и сказал:

لا إله إلا الله وحده لا شريك له له الملك وله الحمد [ يحيي ويميت] وهو على كل شيء قدير لا إله إلا الله وحده [ لا شريك له] أنجز وعده ونصر عبده وهزم الأحزاب وحده

«Нет божества достойного поклонения, кроме Аллаха, Одного, у Которого нет сотоварища! Ему принадлежит власть и надлежит хвала, [Он оживляет и умерщвляет] и Он властен над всем сущим! Нет божества, достойного поклонения кроме одного Аллаха [у Которого нет сотоварища]! Он выполнил обещание, помог своему рабу и в одиночку разбил враждебные племена»[72]. Он повторил это трижды, а в промежутках между каждыми двумя разами обращался к Аллаху с мольбой (дуа)[73].

31- Затем он спустился, направившись к (холму) аль-Марва [пешком][74]. Когда его ноги ступили внутрь пересохшего русла (вади), он побежал (сай)[75], а когда он стал подниматься [что означает] [, ступив] [на другой конец расселины], то перешел на шаг, дойдя до аль-Марвы. [Он поднимался на нее, пока не увидел Дом (Аллаха)].

32- Находясь на аль-Марве, он сделал все то же самое, что и на ас-Сафе[76].

Пройденное вкратце:

1- Въезд в Мекку

2- Полное омовение, если на то есть возможность.

3- Вход в мечеть с правой ноги и произношение слов при вхождении в мечеть.

4- Совершение обхода Каабы.

5- Обнажение мужчинами правого плеча во время этого обхода Каабы

6- Прохождение первых трех кругов быстрым шагом (ар-рамль) во время этого обхода Каабы.

4 - Произнесение слов: «Аллаху Акбар!» около Черного камня.

5 - Целование Черного камня и прикосновение к Йеменскому углу во время каждого круга при обходе Каабы.

6 - Совершение намаза в два рак’ата после (этого) обхода Каабы. В первом рак’ате (после «Аль-Фатихи») чтение суры «Аль-Кяфирун» (№109), а во втором - «Аль-Ихлас» (№112).

7 - Совершение этого намаза позади места (стояния) Ибрахима (макам Ибрахим).

8 - Питье воды (из источника) Зам-Зам и поливание ее себе на голову.

9-Возвращение к Черному камню, чтобы прикоснуться к нему.

10–Отправка к горе ас-Сафа, читая определенный аят.

11-Стояние на (холме) ас-Сафа, обратившись лицом к Кибле.

12-Поминание Аллаха на ас-Сафе; троекратное произнесение свидетельства единобожия (таухид), возвеличивания Аллаха (такбир), восхваления Аллаха (тахмид) и слов: «Ля иляха илля-Ллах» (тахлиль).

13-Семикратное прохождение между ас-Сафой и аль-Марвой.

14-Ритуальный бег (сай) при каждом прохождении между ас-Сафой и аль-Марвой, ступив внутрь пересохшего русла (вади).

15-Стояние на (холме) аль-Марва(, обратившись лицом к Кибле).

16-Такое же поминание Аллаха на аль-Марве, которое было совершено на ас-Сафе.

17-Завершение ритуального бега (сай) на аль-Марве[77].

18-Выход из состояния ихрама паломника, который совершает хадж ат-таматту’ или хадж аль-кыран, если он не пригнал с собой жертвенное животное, посредством стрижки волос, облачения в обычную одежду и т.п.

19-Выход из состояния ихрама того паломника, который совершает хадж ат-таматту’, посредством стрижки волос, а не бритья головы.

 

ПРИКАЗ ПРЕРВАТЬ ХАДЖ В ПОЛЬЗУ УМРЫ

 

33- Закончив на аль-Марве последнюю пробежку (в одном из хадисов сообщается: «это была седьмая (пробежка)), он сказал: “[ О люди! ] Если бы я знал раньше то, что знаю сейчас, то не гнал бы с собой жертвенных животных и [ обязательно ] совершил бы умру. Если у кого-то из вас нет с собой жертвенного животного, то пусть он выйдет из состояния ихрама, сделав савершенный им обраяд умрой. (В другой версии хадиса сообщается: “И он, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “ Когда вы совершите обход Дома (Аллаха), бег между ас-Сафа и аль-Марва и укоротите волосы [78], выходите из состояния ихрама и живите как обычно, а когда наступит день ат-тарвия [79], (снова) войдите в состояние ихрама с намерением совершить хадж. А то, с чем вы пришли, сделайте умрой [80]!”).

34- Тогда встал Сурака бин Малик бин Джу’шум [, находившийся у подножия аль-Марвы,] и спросил: “О, посланник Аллаха! [Эта (в другой формулировке передается: “прерванный нами (хадж в пользу умры)”)] наша умра предписана [ли] нам только в нынешнем году или навсегда [, на вечные времена]?” [Он (т.е. Джабир) сказал:] «Тогда посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сцепил пальцы рук и сказал: “ Умра вошла в хадж [ вплоть до Дня Воскресения ][81], и это (предписано вам) на вечные времена [, на вечные времена ”] [(, повторив это) три раза]»[82].

35- [Он сказал: “О, посланник Аллаха! Объясни нам (суть) нашей религии так, будто мы были созданы только сейчас. Сообразно чему мы будем (совершать) дела сегодня: сообразно тому, что уже записано и предопределено, или тому, что (только будет записано)?” Он, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “ Нет, сообразно тому, что уже записано и предопределено ”. (Сурака) спросил: “Так зачем же [тогда] делать что-то?”[83] Тогда (пророк, да благословит его Аллах и приветствует) сказал: “ Действуйте, а каждому будет облегчено ”[(делать) то, ради чего он был создан ”] [84].

36- [Джабир сказал: “Он велел нам после выхода из состояния ихрама совершить жертвоприношение[85]. Тогда мы стали собираться в группы, чтобы принести в жертву скот]. [На каждую группу, состоявшую из семи человек, приходилось по одному животному (бадана [86])]. [Тот, кто не мог найти жертвенного животного, должен был поститься три дня (во время хаджа[87]), и еще семь – после возвращения домой”.

37- [Он сказал: “Мы спросили: “О посланник Аллаха, а как именно следует выходить из состояния ихрама?” Он сказал: “ Полностью ”«.”][88].

38- [Он (т.е. Джабир) сказал: “И нам стало так тяжко, что наши сердца из-за этого сжались].

 

ПРИБЫТИЕ В АЛЬ-АБТАХ

 

39- [Он сказал: “Мы направились в сторону долины (аль-батха)”[89]. Он сказал: “И (тут) один человек стал говорить: «Сегодня я возвращаюсь к своей семье»”][90].

40- [Он сказал: “Мы вышли паломниками с намерением совершить только хадж. До стояния на Арафате оставалось всего четыре дня] (в другой версии хадиса сообщается: «пять [ночей]»), когда нам было велено освободиться[91] для наших жен. И мы должны были явится на Арафат, а с наших органов должна была капать сперма. Он сказал: «Джабир рассказывал (и при этом жестикулировал) рукой[92]. (Передатчик хадиса сказал:) «Я будто вижу, как он говорит, жестикулируя рукой». [(Люди) сказали: “Как же мы сделаем это умрой, когда мы уже назвали это хаджем?”].

41- Он сказал: [“И эти (слова) каким-то неведомым для нас образом дошли до пророка, да благословит его Аллах и приветствует. Было ли это передано ему с небес или об этом ему сообщили люди, мы не знаем”.].

42- [Он встал] [и обратился к людям с проповедью[93], (предварительно) восхвалив и восславив Аллаха]. Он сказал: [“ О, люди! Разве вы хотите меня чему-то научить относительно религии Аллаха?! ] Вам ведь ведомо, что я самый богобоязненный, правдивый и благочестивый из вас. [ Так делайте же то, что я вам приказываю, ибо ] если бы у меня не было с собой жертвенного животного, то я бы вышел из состояния ихрама так же, как и вы [, однако я не могу выйти из состояния ихрама, пока этот жертвенный скот не достигнет места своего назначения ][94]. Если бы я знал раньше то, что знаю сейчас, то не гнал бы с собой жертвенных животных, поэтому выходите из состояния ихрама ”].

43- [Он сказал: “Тогда мы вступили в интимные отношения с нашими женами, умастились благовониями и облачились в обычную одежду.] [Мы услышали и повиновались”].

44- [Все люди вышли из состояния ихрама и укоротили волосы, кроме пророка, да благословит его Аллах и приветствует, и тех, у кого были с собой жертвенные животные].

45- [Он сказал: “И ни у кого из них не было жертвенных животных, кроме пророка, да благословит его Аллах и приветствует, и Тальхи][95].

 

ПРИБЫТИЕ АЛИ ИЗ ЙЕМЕНА,

КОТОРЫЙ ВОШЕЛ В СОСТОЯНИЕ ИХРАМА С ТЕМ ЖЕ НАМЕРЕНИЕМ,

ЧТО И ПРОРОК, ДА БЛАГОСЛОВИТ ЕГО АЛЛАХ И ПРИВЕТСТВУЕТ

 

46- Али [, закончив порученное ему дело,][96] прибыл из Йемена с жертвенными животными для пророка, да благословит его Аллах и приветствует.

47- И он увидел среди людей, вышедших из состояния ихрама, Фатиму. [Она расчесала волосы], надела одежду из крашеной ткани и подвела глаза сурьмой. Он осудил ее за это [и сказал: “Кто велел тебе это?!”][97]. Она ответила: “Поистине, мой отец велел мне поступить так!”

48- Он (т.е. Джабир) сказал: “(Годы спустя,) когда Али находился в Ираке, он рассказывал: “Тогда я отправился к посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, чтобы пожаловаться на то, что сделала Фатима, и узнать его мнение обо всем, что она сообщила ему[98]. Когда он рассказал ему о том, что осудил ее [, а она ответила: “Мой отец велел мне поступить так!”], пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “ Она сказала правду! Она сказала правду! [ Она сказала правду!][ Я велел ей поступить так”. ].

49- Джабир сказал: “Далее он спросил Али: “ Что ты сказал, когда начинал хадж?” Он (т.е. Али –) ответил: “Я сказал: “О, Аллах! Поистине, я вхожу в состояние ихрама с тем же намерением, что и Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует!”

50- Тогда он сказал: “ Поистине, со мной жертвенные животные, поэтому не выходи из ихрама [99] [, а оставайся в том же состоянии, что и сейчас!”].

51- Жертвенные животные, которых привел с собой Али из Йемена, и с которыми пришел пророк, да благословит его Аллах и приветствует, [из Медины], вместе составили сто [верблюдиц и коров].

52- Он сказал: “Все люди вышли из состояния ихрама[100] и укоротили волосы[101], кроме пророка, да благословит его Аллах и приветствует, и тех, у кого были с собой жертвенные животные”[102].

ПЕРЕМЕЩЕНИЕ В МИНУ ПАЛОМНИКОВ,

НАХОДЯЩИХСЯ В СОСТОЯНИИ ИХРАМА

 

53- Когда наступил день а т-тарвия [103], [(сподвижники) оставили Мекку,] отправились в Мину[104] и произнесли тальбию (с намерением совершить) хадж [в местечке аль-Абтах ][105].

54- [Он сказал: “Затем посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, зашел к Айше, да будет доволен ею Аллах, и, увидев, что она плачет, спросил: “ Что с тобой?” Она ответила: “Дело в том, что у месячные. Люди вышли из состояния ихрама, а я – нет. Я также не совершила обход Дома (Аллаха), а сейчас люди уже отправляются в хадж”. Тогда он сказал: “ Поистине, это предопределено Аллахом дочерям Адама. Поэтому соверши полное омовение, затем войди в состояние ихрама и произнеси тальбию (с намерением совершить) хадж [106] [, затем соверши хадж и выполняй все, что делает паломник, но только не обходи (тауаф) Дом (Аллаха) и не молись!”][107]. Я так и поступила]. (В другой версии хадиса сообщается: «И она выполнила все обряды хаджа, за исключением обхода Дома (Аллаха)].

55- Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, ехал (в Мину) на верховом животном[108] и совершил в ней (т.е. в Мине (а в одной из версий хадиса сообщается: «с нами»)) полуденный (зухр), предвечерний (‘ аср), закатный (магриб), вечерний (‘иша) и утренний (фаджр) намазы[109].

56- Затем он оставался на месте немного времени, пока не взошло солнце[110],

57- и велел поставить [для себя] на (горе) Намира[111] шерстяной шатер.

 

ПЕРЕМЕЩЕНИЕ К АРАФАТУ И ОСТАНОВКА В НАМИРЕ

 

58- Когда Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, двинулся в путь[112], курайшиты не сомневались, что он остановится у аль-Маш’ар аль-Харам [в Муздалифе], как это делали курайшиты во времена доисламского невежества (джахилии)[113]. Но посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, продолжал ехать, пока не достиг (долины) Арафат[114]. Он увидел, что шатер на (горе) Намира для него уже был поставлен, и он остановился в нем.

59- Сразу после полудня он велел привести к себе аль-Касву. Когда ее привели к нему [, он сел на нее верхом] и доехал до середины пересохшего русла (вади)[115].

 


ПРОПОВЕДЬ, ПРОИЗНЕСЕННАЯ В (ДЕНЬ) АРАФАТА

 

60- Он, да благословит его Аллах и приветствует, обратился к людям с проповедью[116], в которой сказал:

Воистину, ваша кровь и ваше имущество неприкосновенны и святы, как святы этот день, этот месяц и эта земля! [ И ] [, воистину,] все, что творилось во времена джахилии (доисламского невежества), под [ этими ] моими ногами отныне запрещено![117] Запрещена (месть за) кровь, пролитая во времена джахилии, и, прежде всего, я запрещаю мстить за кровь (нашего родственника), сына Раби’а ибн аль-Хариса [ ибн Абд аль-Мутталиба ]! Его отдали на воспитание кормилице из рода бану Са’д, и племя Хузейл убило его! Запрещено ростовщичество времен джахилии, и, прежде всего, я запрещаю лихву, взимаемую нашим родом – ‘Аббасом ибн ‘Абд аль-Мутталибом. Отныне ростовщичество запрещено полностью! [118] Бойтесь Аллаха в обращении с вашими женщинами, ведь вы взяли их благодаря доверию Аллаха [в другой версии хадиса сообщается: … ведь вы взяли их как то, что доверено вам на хранение (аманат) Аллахом ][119], сделали дозволенными для себя и стали обладать ими по Слову Аллаха [120]! И [, воистину,] вы вправе требовать от них, чтобы они не позволяли садиться на ваши ложа тем, кто вам не нравится [121], а если они сделают это, то бейте их, но не жестоко![122]. А они вправе требовать от вас, чтобы вы кормили и одевали их надлежащим образом(или в соответсвии с обычаем)! [ Поистине,] я оставил вам то, благодаря чему вы никогда не впадете в заблуждение, если будете крепко придерживаться ее: это – Книга Аллаха![123]. Вас спросят обо мне [в другой формулировке передается: «вы будете спрошены обо мне» ], и что же вы тогда скажете?” Люди ответили: “Мы засвидетельствуем, что ты донес [послания своего Господа], выполнил (свою пророческую миссию), дал верные наставления [своей общине и совершил то, что на тебя было возложено (Аллахом)]”. Тогда посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, поднял указательный палец к небу, а затем указал им на людей и сказал: “ О Аллах, засвидетельствуй (это)! О Аллах, засвидетельствуй (это)! О Аллах, засвидетельствуй (это)!”[124]

 

СОВМЕЩЕНИЕ ДВУХ НАМАЗОВ И СТОЯНИЕ НА АРАФАТЕ

 

61-Затем[125] [Биляль] призвал (людей) на молитву [, однократно возгласив азан ].

62-После этого он объявил о ее начале (икамат), и пророк, да благословит его Аллах и приветствует, совершил (вместе с людьми) полуденный намаз (зухр). Затем еще раз прозвучал икамат, и пророк, да благословит его Аллах и приветствует, совершил (вместе с людьми) предвечерний намаз (‘аср)[126].

63-Между двумя этими намазами он, да благословит его Аллах и приветствует, не совершил никаких иных молитв[127].

64-Затем посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сел верхом [на аль-Касву] и поехал, пока не достиг места стояния[128]. Он усадил аль-Касву на скалы[129], остановился перед тропой, по которой шли пешие паломники[130], и обратился лицом к кибле[131].

65-Он продолжал стоять до заката, когда желтый цвет неба был уже не таким ярким, а диск солнца скрылся за горизонтом[132].

66- [Он, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Я стоял вот здесь, однако вся (долина) Арафат является местом стояния».][133].

67- Затем он, да благословит его Аллах и приветствует, посадил позади себя Усаму [бин Зайда].

 

УСТРЕМЛЕНИЕ ПОТОКА ЛЮДЕЙ ИЗ АРАФАТА

 

68- Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, тронулся в путь (в другой версии хадиса сообщается: «устремился в потоке людей, сохраняя (при этом) спокойствие»[134]). Он сильно натянул поводья аль-Касвы, так что ее голова уперлась в стремена. Протянув вперед свою правую руку [(передатчик хадиса сказал:) «Вот так», - и указал внутренней стороной ладони на небо], он сказал: «О, люди! Соблюдайте спокойствие, соблюдайте спокойствие!».

69- Всякий раз, подъезжая к (песчаным) дюнам, он немного ослаблял поводья, чтобы верблюдице легче было преодолевать их[135].

СОВМЕЩЕНИЕ ДВУХ НАМАЗОВ В МУЗДАЛИФЕ И НОЧЕВКА В НЕЙ

 

70- Добравшись до Муздалифы, он совершил в ней [, совместив между собой] закатный (магриб) и вечерний (‘иша) намазы[136]. Призыв на молитву (азан) был возвещен один раз, а о начале молитвы (икамат) было возвещено перед каждым из двух намазов[137].

71- Между двумя этими намазами он, да благословит его Аллах и приветствует, не совершил никаких иных молитв[138].

72- Затем посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, лег спать до рассвета[139].

73- Когда появились первые проблески зари, он, да благословит его Аллах и приветствует, совершил утренний намаз (фаджр) после того, как прозвучал азан и икамат [140].

 

ОСТАНОВКА В АЛЬ-МАШ’АР АЛЬ-ХАРАМ

 

74- Затем он, да благословит его Аллах и приветствует, сел на аль-Касву и добрался до аль-Маш’ар аль-Харам [, поднявшись на нее][141].

75- Он, да благословит его Аллах и приветствует, обратился лицом к кибле, воззвал с мольбами (дуа) к Аллаху, (в другом формулировке хадиса передается: «восхвалил Аллаха»), возвеличил Его, произнес слова: «Ля иляха илля-Ллах» (нет никакого иного божества, достойного поклонения, кроме Аллаха) и провозгласил свидетельство единобожия.

76- Он, да благословит его Аллах и приветствует, продолжал стоять, пока совсем не рассвело.

77- [И он, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Я стоял вот здесь, однако вся Муздалифа является местом стояния»].

 

ОТЪЕЗД ИЗ МУЗДАЛИФЫ

ДЛЯ БРОСАНИЯ КАМЕШКОВ В (БОЛЬШОЙ) СТОЛБ

 

78- Он, да благословит его Аллах и приветствует, тронулся в путь [из места сбора[142]] до восхода солнца [, сохраняя спокойствие][143].

79- Позади себя он, да благословит его Аллах и приветствует, посадил аль-Фадля бин Аббаса[144], который был светлокожим и миловидным человеком с красивыми волосами.

80- Как только посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, тронулся в путь, мимо него проехали паланкины, в которых находились женщины. Аль-Фадль начал смотреть на них. Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, закрыл лицо аль-Фадля рукой, но он повернул голову в другую сторону, продолжая смотреть. Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, вновь закрыл лицо аль-Фадля рукой, чтобы он отвел взор от женщин.

81-Достигнув середины долины Мухассир, он, да благословит его Аллах и приветствует, поехал чуть быстрее [, сказав (людям): «Соблюдайте спокойствие!»].

 

Пройденное в кратце:

1- Вхождение в состояние ихрама и провозглашение тальбии (с намерением совершить) хадж в день ат-тарвия.

2- Отправление (в долину) Мина и ночевка в ней.

З- Совершение в Мине полуденного (зухр) и остальных пяти предписанных намазов сокращая, совершая каждый намаз в свое время.

4- Перемещение из Мины к Арафату после восхода солнца в День (стояния на) Арафате[145].

5- Остановка в Намире около Арафата перед полуднем, если на то есть возможность.

6– Перемещение в вади Урана и совмещение полуденного (зухр) и предвечернего (аср) намазов. Сначала совершается полуденный намаз (зухр), а затем сразу же предвечерний намаз (аср).

7- Произнесение имамом проповеди (хутбы) (в День стояния) на Арафате до намаза.

8- Стояние на Арафате, делая дуа, восхваляя Аллаха, не соблюдая пост.

9- Обращение лицом к Кибле, подняв руки и взывая с мольбами (дуа) к Аллаху, во время стояния на Арафате.

10- Произнесение слов тальбии на Арафате.

11- Отправление из Арафата после захода солнца, сохраняя спокойствие.

12- Совмещение в Муздалифе закатного и вечернего намазов. Сначала совершается вечерний намаз (‘иша), а затем сразу же закатный намаз (магриб).

13- Возглашение икамата перед каждым из этих намазов.

14- Отказ от чтения дополнительных (сунна) молитв между двумя этими намазами.

15- Ночевка в Муздалифе всю ночь.

16- Совершение утреннего намаза (фаджр) при первых проблесках зари.

17- Стояние на аль-Маш’ар аль-Харам, находящейся в пределах Муздалифы, обратившись лицом к Кибле и при этом взывая с мольбами к Аллаху, восхваляя Его (тахмид), возвеличивая Его (такбир), произнося слова: «Ля иляха илля-Ллах» (тахлиль), пока совсем не рассветет.

18- Отправление из аль-Маш’ар аль-Харам до восхода солнца.

19- Прохождение через долину аль-Мухассир немного быстрее, чем обычно.

 

 


БРОСАНИЕ КАМЕШКОВ В БОЛЬШОЙ СТОЛБ [146]

(АЛЬ-ДЖАМРАТ АЛЬ-КУБРА [147])

 

82-Затем по средней дороге[148], которая выводит [тебя к большому столбу (аль- джамрат аль-кубра), они добрались до (этого) столба, около которого росло дерево,

83- и бросили [до полудня] семь камешков[149].

84- Он, да благословит его Аллах и приветствует, произносил: «Аллаху Акбар!» («Аллах Превелик!») при каждом броске камешка[150], который был размером с аль-хазф [151].

85- [При этом] он, да благословит его Аллах и приветствует, бросал камешки из внутренней части вади [152] [, сидя верхом на верблюдице [и] говоря: «Учитесь от меня (совершать) ваши обряды [153], ибо, поистине, я не знаю, возможно, это мое последнее паломничество».][154].

86- [Он (т.е. передатчик хадиса – прим. редактора) сказал: «Он бросал камешки после Дня Жертвоприношения [в остальные дни ат-ташрик [155]], после полудня][156].

87- [Сурака бин Малик бин Джу’шум встретил пророка, да благословит его Аллах и приветствует, у большого столба (джамрат аль-акаба), когда он бросал камешки, и спросил его: “О посланник Аллаха! Это касается только нас[157]?” (Пророк, да благословит его Аллах и приветствует) сказал: “ Нет, это навсегда ”.][158].

 

ЖЕРТВОПРИНОШЕНИЕ И БРИТЬЕ ГОЛОВЫ

 

88- Затем (пророк, да благословит его Аллах и приветствует) отправился к месту жертвоприношения, где собственноручно принес в жертву шестьдесят трех [коров и верблюдиц].

89- Затем он, да благословит его Аллах и приветствует, уступил место Али[159]. Он принес в жертву [остальных] животных, которых пригнал (из Йемена), а пророк, да благословит его Аллах и приветствует, помогал ему в этом.

90- Затем он, да благословит его Аллах и приветствует, приказал взять по куску мяса[160] от каждой туши, положить их в котел и сварить. (Когда трапеза была готова,) они оба отведали мяса и попили бульон.

91- [В одной из версий хадиса передается, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, принес в жертву корову за своих жен][161].

92- [В другой версии хадиса он (т.е. Джабир) сказал: «Мы принесли в жертву верблюда (а в другой версии сообщается «он принес в жертву верблюда») от семерых (человек) и корову от семерых (человек). (В еще одной версии хадиса от Джабира передается: «На одно жертвенное животное приходилась группа людей из семерых (человек). Тогда кто-то спросил его (т.е. Джабира): «Что ты скажешь по поводу коровы: можно ли ее принести в жертву от группы (людей)?» На что он (т.е. Джабир) ответил: «(Да, ведь) она входит в число жертвенных животных».

93- (В одной из версий хадиса сообщается: «Джабир сказал: «Раньше мы ели мясо жертвенных животных не более трех (дней, в течение которых мы находились в) Мине. А потом посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, дал нам разрешение (на это), сказав: («Ешьте и запасайтесь!»[162]). [Он сказал: «И мы съели (часть этого мяса), (а частью) запаслись»][, добравшись с его запасами до Медины ]»[163].

 

HEТ ГРЕХА В ТОМ, ЕСЛИ КТО-НИБУДЬ ВЫПОЛНИТ ОДИН ИЗ ОБРЯДОВ РАНЬШЕ ИЛИ ПОЗЖЕ ДРУГОГО В ДЕНЬ ЖЕРТВОПРИНОШЕНИЯ

 

94- (В одной из версий хадиса сообщается: “Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, совершил жертвоприношение [и побрил голову])[164].

95- Он, да благословит его Аллах и приветствует, находился [в Мине в День Жертвоприношения] вместе с людьми. И какой бы вопрос [ в тот день] ему ни задали относительно обряда [, совершенного раньше другого], он неизменно отвечал:

«Нет в том греха, нет в том греха»[165].

“Так, когда к нему пришел какой-то человек и сказал: «Я побрил голову до жертвоприношения», (пророк, да благословит его Аллах и приветствует) ответил: «Нет в том греха»”.

96- Затем к нему пришел другой человек и сказал: «Я побрил голову до бросания камешков», (на что пророк, да благословит его Аллах и приветствует) ответил: «Нет в том греха».

97- [Затем к нему пришел другой человек и сказал: «Я совершил обход Каабы до бросания камешков», (на что пророк, да благословит его Аллах и приветствует) ответил: «Нет в том греха».].

98- [Другой человек сказал: «Я совершил обход Каабы до жертвоприношения «, (на что пророк, да благословит его Аллах и приветствует) ответил: «Соверши его, и нет в том греха».].

99- [Затем пришел еще один человек и сказал: «Я совершил жертвоприношение до бросания камешков», (на что пророк, да благословит его Аллах и приветствует) ответил: «[ Брось их, и ] нет в том греха».].

100-[Затем посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Я совершил жертвоприношение вот здесь, однако вся Мина является местом для жертвоприношений».].

101- [«И каждое ущелье Мекки и путь (, ведущий к ней,) является местом для жертвоприношений».][166].

102- [«Поэтому совершайте жертвоприношение в местах своего пребывания».][167].

 

ПРОПОВЕДЬ [168], ПРОИЗНЕСЕННАЯ В ДЕНЬ ЖЕРТВОПРИНОШЕНИЯ

 

10З - [Джа6ир, да будет доволен им Аллах, передал: “В День Жертвоприношения посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, обратился к нам с проповедью и спросил: «Какой день является самым священным?» (Люди) ответили: «Этот наш день». (Затем) он, да благословит его Аллах и приветствует, спросил: «Какой месяц является самым священным?» (Люди) ответили: «(Этот) наш месяц». (Затем) он, да благословит его Аллах и приветствует, спросил: «Какой город является самым священным?» (Люди ответили): «Этот наш город». Тогда (посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует) сказал:

«Поистине, ваша жизнь [169] и ваше имущество являются столь же священными для вас, как и этот ваш день, в этом вашем городе, в этом вашем месяце. Довел ли я (это до вас)?!» (Люди) ответили: «Да!». Тогда пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «О Аллах! Засвидетельствуй (это)!»”].

УСТРЕМЛЕНИЕ ПОТОКА ЛЮДЕЙ (В МЕККУ) ДЛЯ СОВЕРШЕНИЯ

ОСНОВНОГО ОБХОДА КААБЫ (АТ-ТАУАФ АС-САДР) [170]

 

104- Затем посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сел на верблюдицу, устремился в потоке людей к Дому (Аллаха) [, и (они) совершили обход Каабы[171],

105- но не совершили ритуальный бег (сай) между (холмами) ас-Сафа и аль-Марва][172].

106- Он совершил полуденный намаз (зухр)[173] в Мекке[174].

107- После этого он подошел к людям племени бану Абд аль-Мутталиб, [а они] распределяли воду (из источника) Зам-Зам[175], и сказал: “ О потомки ‘Абд аль-Мутталиба, черпайте воду! Если бы я не боялся, что люди вытеснят [176] вас отсюда, я бы черпал ее вместе с вами”.

108- Они подали ему ведро (из источника Зам-Зам), и он напился из него[177].

Пройденное в кратце:

1-Прибытие к (большому) столбу (для бросания камешков) другой дорогой, отличающейся от той, по которой направлялись к Арафату.

2-Бросание камешков размером с аль-хазф в большой столб (аль-джамрат аль-кубра) в День Жертвоприношения из внутренней части вади после выхода солнца до полудня.

3-Допустимость бросания камешков после полудня до ночи, если в этом есть нужда.

4-Прознесение такбира при каждом броске камешка.

5-Прекращение произносения слов тальбии перед бросанием камешков.

6-Бросание камешков знаменует собой «малый», т.е. частичный выход из состояния ихрама.

7-Бросание камешков в дни ат-ташрик выполняется после полудня. В дня ташрика, после бросания в первый и второй столбы, следует отойти в сторону и долго делать дуа.

8-Паломники, выполняющие хадж аль-кыран или хадж ат-таматту’, совершают жертвоприношение. Тот, кто не может найти жертвенного животного, постится три дня во время хаджа и еще семь – по возвращении домой.

9-Верблюд или корова приносится в жертву от семи человек.

10-Жертвоприношение совершается как в Мине, так и в Мекке.

11-Употребление в пищу мяса животного, принесенного в жертву.

12-Умащение себя благовониями после бросания камешков, бритье головы и все то, что было ему запрешено до этого, кроме жены.

14-Сбривание волос, начиная с правой стороны головы.

15-Произнесение имамом проповеди (хутбы) (по случаю) Дня Жертвоприношения

16-Отправление в Мекку для совершения основного обхода Каабы (тауаф ас-садр / тауаф аль-ифада), во время которого не следует идти быстрым шагом (ар-рамль) первые три круга.

17-Ритуальный бег (сай) после основного обхода Каабы, выполняемый тем паломником, который совершает хадж ат-таматту’. Паломник, совершающий хадж аль-кыран, не выполняет этот ритуальный бег.

18-Соблюдение порядка выполнения обрядов хаджа в День Жертвоприношения.

19-Полный и окончательный выход из состояния ихрама после выполнения всех этих обрядов.

20-Питье воды (из источника) Зам-Зам по окончании обхода Каабы.

21-Возвращение в Мину и пребывание в ней в течение трех дней ат-ташрик.

22-Бросание камешков в три столба после полудня в каждый из дней ат-ташрик.

23-Совершение прощального обхода Каабы (тауаф аль-вада’) непосредственно перед отъездом из Мекки домой, во время которого не следует идти быстрым шагом (ар-рамль) первые три круга.

 

ОКОНЧАНИЕ ИСТОРИИ АЙШИ

 

109- [Джабир, да будет доволен им Аллах, сказал: «Поистине, Айша, у которой были месячные, совершила все обряды хаджа, кроме обхода Дома (Аллаха)]».

110- [Он сказал: «Когда же она очистилась (от месячных), то совершила обход Каабы[178] и ритуальный бег (сай) между ас-Сафой и аль-Марвой. После этого (пророк, да благословит его Аллах и приветствует,) сказал ей: «Ну вот, ты и вышла из состояния ихрама (после) хаджа и умры».].

111- [Она сказала: «О, посланник Аллаха! Вы уезжаете, совершив и хадж, и умру, а я – совершив один только хадж?»[179]. [Тогда он сказал: «Поистине, твое (вознаграждение от Аллаха) будет соответствовать их (вознаграждению от Аллаха)».].

112- [Она сказала: «Поистине, в душе у меня оставался осадок от того, что я не обошла (тауаф) Дом (Аллаха) до тех пор, пока не совершила хадж».

113- [Джабир сказал: «Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, отличался мягким нравом, поэтому если она хотела что-либо, то он выполнял ее желания».][180].

114- [Он, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «О Абдурахман [181]! Отправляйся с ней в ат-Тан’им, и пусть она (, выехав) оттуда, совершит свою умру».

115- [и она совершила умру после хаджа] [, а затем вернулась обратно] в ночь аль-Хасба][182].

116- [Джабир сказал: «Во время прощального паломничества[183] посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, совершил обход Дома (Аллаха), сидя верхом на верблюдице и дотронувшись до (Черного) камня тростью с изогнутой ручкой. (Так было сделано для того,) чтобы люди могли видеть его, наблюдать (за его обрядами) и задавать ему свои вопросы, поскольку вокруг него скопилось огромное количество народа»].

117- [Джабир сказал[184]: «Одна женщина подняла своего ребенка к Посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, и спросила: “Может ли он совершить хадж[185]?” Он ответил: “ Да, а тебе за это (полагается) вознаграждение (от Аллаха)”«. {ат-Тирмизи, Ибн Маджа, аль-Байхаки}][186].

Эти строки завершают мое исследование “Хаджа пророка, да благословит его Аллах и приветствует”, о котором рассказал Джабир, да будет доволен им Аллах. Следуя советам некоторых братьев, да воздаст им Аллах добром, в конце данной книги я привожу краткое изложение обрядов хаджа. Этот раздел явлется особенно актуальным для паломников, которые должны знать об этих обрядах и изучить их.

 

На этом книга завершена. В заключение воздадим хвалу Аллаху, Господу миров!

 

 


1 Прим. редактора: Ибн ‘Аббас, да будет доволен Аллах ими обоими, передал: «Посланник Аллах, да благословит его Аллах и приветствует, проклинал тех мужчин, что подражают женщинам, и женщин, подражающих мужчинам». В другой версии хадиса сообщается: «Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, проклинал тех мужчин, что уподобляются женщинам, и женщин, уподобляющихся мужчинам». (Передал аль-Бухари).

[2] Передали аль-Бухари и Муслим.

[3] Передал Муслим.

[4] Прим. редактора: хадж ат-таматту’– совершение и малого (умра), и большого (хадж) паломничества, когда паломник, прибывающий в Мекку, сначала совершает умру, а потом выходит из состояния ихрама, снова входя в него в восьмой день месяца Зуль-Хиджа для совершения обрядов хаджа. Если паломник пригоняет жертвенный скот с собой, совершение “хадж ат-таматту’” не допускается.

[5] Прим. редактора: хадж аль-кыран – совершение хаджа и умры, когда паломник сначала совершает умру, а потом дожидается времени совершения хаджа, не снимая ихрама и соблюдая соответствующие запреты, налагаемые на паломников.

[6] Прим. редактора: хадж аль-ифрад – совершение одного только хаджа без совершения умры.

[7] Передал Муслим.

[8] Хадис согласован. Дополнение в скобках приводит Муслим.

[9] Передали аль-Бухари и Муслим со слов Абдуллаха бин Аббаса, да будет доволен ими Аллах.

[10] Хадис согласован.

[11] Хадис согласован.

[12] Передали Муслим, аль-Байхаки и Ахмад (6/175).

[13] Мы опровергли тех, кто считает, что это относилось только к сподвижникам, в примечании к пункту № 24.

[14] Прим. редактора: т.е. выйти из состояния ихрама и вступить в интимные отношения с женами.

[15] Прим. редактора: по Милости Всевышнего Аллаха эта книга была издана на русском языке издательским домом «Умма».

[16] Я (т.е. шейх аль-Альбани – прим. редактора) говорю: исходя из всего вышеизложенного, читатель сам может сделать вывод об (ошибочности) следующих слов шейх аль-Ислама (Ибн Таймии): «Наилучшим для человека, находящегося в ихраме, является пожертвовать собой во имя Того, ради Которого он вошел в состояние ихрама, ибо так поступили Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, и совершавшие вместе с ним хадж сподвижники».

[17] Из этого извлекается, что для человека является желательным знакомиться с теми, кто пришел к нему в гости, знать их имена, положение, чтобы вести себя с ними соответсвующим образом, как на это указывает хадис: «Нам было приказано отдавать должное людям в соответсвии с их положением»

[18] Джабир был слепым

[19] В этом содержится указание на то, что ребенок может быть носителем хадиса, но передавать его он должен только после того, как станет совершенолетним. (Также в вопросе ислама.)

[20] Слово «мархабан» - «добро пожаловать» - является сунной, и если человек говорит это, следуя пророку, то получает за это вознаграждение.

[21] В этом указание на то, что можно называть постороннего человека племянником, сыном, отецом, дядей, так как это было арабским обычаем, который практиковали сподвижники.

[22] Здесь указание на то, что требующему знание дозволенно говорить: «Спрашивайте меня».

[23] Также на это указывают другие хадисы, в которых содержится запрет молиться с открытими плечами.

[24] Джабир хотел показать на практике, какой минимум должен быть в сокрытии аурата в молитве. Также в хадисе содержится указание на то, что можно молиться за слепым.

[25] Указание на стремление саляфов в познании сунны пророка, да благословит его Аллах и приветствует, а также на то, как должен быть поставлен вопрос.

[26] Ученые единодушны в том, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, после переселения в Медину совершил всего лишь один хадж, так называемое «прощальное паломничество», которое состоялось в десятом году после хиджры. Расхождение ученых вызвал другой вопрос: когда был предписан хадж? Среди ученых существовало несколько мнений на этот счет, среди которых наиболее близко к истине следующее: хадж был вменен в обязанность в девятом или десятом году после хиджры.

[27] Около 120 тыс.

[28] В этом указание на то, что основой в приказе является то, что его следует выполнять сразу же.

[29] В этом указание на то, что они вышли с намерением совершить хадж къиран.

[30] Зу-ль-Хулейфа – местечко, расположенное на расстоянии шести миль от Медины. (Хулейфа - это название дерева.)

[31] Аль-Джухфа – местечко, расположенное на расстоянии около трех переходов (марахиль) от Мекки. Шейх аль-Ислам Ибн Таймиййа в разделе “Манасик аль-Хадж” (2/356) в своем труде “Мажмуа ар-Расаи’ль аль-Кубра” сказал: «Это старинное поселение под названием Мухай’а, которое в настоящее время разрушено. В этой связи, паломники входят в состояние ихрама до него, в месте, которое называется Раабиг. Оно является микатом (местом вхождения в состояние ихрама – прим. редактора)для паломников, прибывающих с западного направления, например, для жителей аш-Шама (Сирия, Иорадания, Палестина, Ливан) и Египта».

[32] Зат Ирк – место в Аравийской пустыне, являющееся разделительным пунктом между районами Неджд и Тихама. Расстояние от этого пункта до Мекки составляет сорок две мили, о чем сообщается в “Аль-Фатх”.

[33] Яламлам – местечко, расположенное от Мекки на расстоянии двух переходов, что равно тридцати милям.

[34] Люди в отношении миката делятся на три вида. 1 – те, кто находится в хараме (макки) и заходит в ихрам на границах харама для умры. 2 -Те кто находится вне харама, но внутри миката – они входят в ихрам в своих домах. 3 – Те, кто находится за микатом (афакиюн), они обязаны зайти в ихрам на микате.

[35] Это произошло после того, как пророк, да благословит его Аллах и приветствует, расчесал свои волосы, умастился благовониями и облачился в одеяния ихрама – «изар» (кусок материи, которую паломник оборачивает вокруг пояса – прим. редактора) и «рида» (кусок материи, которую паломник набрасывает на плечи – прим. редактора). То же самое сделали и его сподвижники. В отношении одеяния ихрама – изара и риды – посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, не запретил ничего, за исключением того, что было окрашено шафраном. Об этом сказал Ибн Аббас, о чем сообщил аль-Бухари. Под словами «окрашено шафраном» подразумевается окрашивание в желтый цвет, наподобие шафрана.

Данный хадис Ибн Аббаса свидетельствует о допустимости облачения в одеяния ихрама до прибытия в микат в отличие от многих людей, которые считают наоборот. По другому дело обстоит с намерением войти в состояние ихрама, которое, по нашему мнению, совершается только в микате либо чуть ранее, если паломник летит в самолете и боится, что он пересечет микат до того, как вознамерится войти в состояние ихрама.

Также следует знать, что согласно Шариату недопустимо произносить намерение (например, «О Аллах, я намереваюсь…» и т.п. – прим. редактора) ни перед вхождением в ихрам, ни перед омовением, ни перед намазом, ни перед постом и ни перед любым другим видом поклонения, поскольку намерение утверждается только в сердце. Что же касается произнесения намерения, то это является религиозным нововведением, а “ всякое религиозное нововведение (бид’а) представляет собой заблуждение, а каждое заблуждение (найдёт своё завершение) в Огне ”. То, что действительно достоверно передано от него, да благословит его Аллах и приветствует, перед вхождением в состояние ихрама, так это слова: “ Ляббайка Аллахумма умратан ва хаджан ” (“Вот я перед Тобой, о Аллах, (совершая) умру и хадж”). Он, да благословит его Аллах и приветствует, остановился на этих словах, не добавив больше к ним ничего, что подтвердил шейх аль-Ислам Ибн Таймиййа в своей статье “Ан-Нийя” (стр. 244-245 из «Мажмуа ар-Раса’иль аль-Кубра», часть 1).

[36] То есть из Зуль-Хулейфы, о чем передается в хадисе от Ибн Умара, который приводится в обоих «Сахихах».

[37] Микаты бывают 2 видов. Микат, связанный со временем, и микат, связанный с местом. Что касается миката времени, то это три месяца (Шауаль, Зулькъида, Зульхиджа). И поэтому если человек хочет совешить хадж таматтуъ, то ему следует совершить умру в один из месяцев хаджа. А если же он совершил умру в другое время и затем остался в Мекке до хаджа, то для него лучше совершить хадж ифрад. И это мнения Ибн Таймии и всех 4 имамов.

Что касается миката места, то их пять: 1-Зу-ль-Хулейфа, 2-аль-Джухфа, 3-Зат Ирк, 4 – Къарн, 5 – Яламлам

[38] Асма знала, что она родит, и, несмотря на это, все равно вышла, и это указывает на то, что хадж является обязательным сразу же, как появится на то возмажность.

[39] В этом указание на то, что не дозволено женщине во время месячных или послеродового кров-ия пересекать микат, не входя в состояние ихрама. Также указание на то, что ей следует сделать полное омовение.

Гусль так же узаконен и для других людей, как на это указывает достоверный хадис от ибн Умара: «Поистине из сунны совершение гусля если человек хочет войти в ихрам или войти в Мекку» Бахаки, Хаким и др.

[40] Молитву зухр

Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, вышел из Мединкы после асра. Прибыв в зуль-Хулейфу, он совершил магриб, иша, фаджр и зухр ожидая людей. На это указывают все хадисы в совокупности. И в этом содержится указание на то, что если человек прибыл в микат во время одной из пяти молитв, то следует зайти в ихрам после совершения обязательной молитвы.

Что касается молитвы для ихрама, то это бидъа.

Узаконено 2 ракаата в Батха по причине достоинства этой долины, а не ихрама. Так аль-Бухари привел хадис от ‘Умара, да будет доволен им Аллах, который сказал: «Я слышал, как в Вади аль-‘Акык посланник Аллаха, да пребудет над мир и благословение Аллаха, сказал: “ Сегодня ночью ко мне явился посланец от Господа моего и сказал: «Соверши молитву в этом благословенном вади и скажи: “Умратан фи хаджатин” {(Я совершаю) умру в хадже»} (в другой версии этого хадиса передается: “ умратан ва хаджатан ” («Я совершаю) умру и хадж»).

[41] То есть пророк, да благословит его Аллах и приветствует, не произнес тальбию после намаза. Он ее произнес только после того, как сел на свою верблюдицу, о чем сообщается в следующем пункте.

[42] До того, как пророк вступил в состояние ихрама, Айша умастила его наилучшими благовониями. Она, да будет доволен ею Аллах, сказала: «У меня до сих пор стоит перед глазами блеск благовоний на проборе пророка, да благословит его Аллах и приветствует, надевшего ихрам». Этот хадис приведен в «Сахихе» аль-Бухари.

Что касается одежды ихрама, то Шейх аль-Ислам в «Манасик аль-Хадж» сказал: “В соответствии с Сунной в ихрам входят в одеянии, именуемом изар (кусок материи, которую паломник оборачивает вокруг пояса) и рида (кусок материи, которую паломник набрасывает на плечи). Они могут быть как сшитыми, так и несшитыми согласно единодушному мнению имамов”. Многие люди ошибаются в данном вопросе, считая, что (находящемуся в ихраме) запрещено все сшитое, т.е. любое одеяние, прошитое ниткой, все равно, покрывает оно какой-либо орган человеческого тела или нет. Тем самым, мнение о том, что абсолютно все сшитое запрещено, является неверным. На самом деле (для находящегося в ихраме) запрещено то, что скроено по форме человеческого тела, например, рубашка, футболка, плащ, жилетка, брюки и все иное, что сшито по форме какого-либо органа человека. Именно такого типа одежду нельзя носить находящемуся в ихраме, даже если она выткана. А что касается того, чтобы пришить что-либо к риде, если она коротка или узка, либо зашить ее, если она порвалась, то это разрешено”. Пророк, да благословит его Аллах, сказал: «Находящемуся в состоянии ихрама не следует носить рубашку, чалму, плащ, шаровары, любую одежду, которая окрашена желтым деревом (варс) либо шафраном, и кожаные носки, если только он не сможет найти сандалии, (ибо тогда кожаные носки носить можно). Ибн Таймиййа в «Манасик аль-хадж» пишет: «Паломнику нет необходимости обрезать кожаные носки, чтобы они были ниже лодыжек, поскольку пророк, да пребудет над ним мир и благословение Аллаха, сначала приказал обрезать их, а уже после этого, находясь на Арафате, он разрешил носить шаровары тем, кто не нашел изар, и кожаные носки тем, кто не нашел сандалии. Таково наиболее правильное из двух мнений ученых».

Это что касается мужчин. Что касается женщины, то ее ихрам заключается в 2 вещах: не одевать никаб и перчатки, как на это указывает сунна. «Женщине, находящейся в состоянии ихрама, не следует надевать никаб и носить перчатки». При этом, женщине, находящейся в состоянии ихрама, разрешено прикрывать свое лицо чем-либо наподобие покрывала (хымар) или женского одеяния в виде покрывала (джильбаб), которое с головы опускается на лицо, даже, согласно наиболее правильному мнению ученых, если оно касается лица, однако при условии, что она не завязывает его на себе.

Как только человек заходит в состояние ихрама, для него становится запретным брить голову. Но если человеку придется по какой-то причине побрить голову, то он обязан принести жертвоприношение, так как на это указывают контексты Корана и Сунны.

مَن كَانَ مِنكُم مَّرِيضاً أَوْ بِهِ أَذًى مِّن رَّأْسِهِ فَفِدْيَةٌ مِّن صِيَامٍ أَوْ صَدَقَةٍ أَوْ نُسُ

«А если кто из вас болен или из-за головы своей испытывает страдания, то он должен в качестве искупления поститься, или раздать милостыню, или принести жертву». Хадис Каъб ибн Уджры.

Некоторые ученые начали говорить, делая сравнение по аналогии, что каждый, кто оставил что-то из обрядов хаджа, обязан жертвоприношением. Это неправильное мнение, так как на это нет довода. И мало этого, доводы указывают на обратное. Как история с Аббасом, который оставил ночевку в Муздалифе, пророк не обязал его жертвоприношением. И поэтому пока не будет довода, нельзя обязывать человека кровью. Доводы пришли только на 4 вещи: 1- Жертвоприношение того, кто делает къиран или таматтуъ. 2- Если человек задержался (ихсар) и не обуславливал этого заранее, то не может выйти из ихрама, пока не принесет жертву. 3 – Жертвоприношение в случае, если по нужде пришлось остричь волосы, находясь в состоянии ихрама. 4 – Жертвоприноешние как воздаяние за охоту.

Также паломнику запрешено: трогать волосы на теле, и ногти, одевать головной убор (нет проблем в зонте), одежду раскроенную по частям тела, благовония, охота (кроме мышки, скорпиона, вороны, сороки, бешеной собаки), сватовство, никах, половой акт и то, что этому предшествует, закрывать лицо (разногласие).

[43] Аль-Касва – так звали верблюдицу посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует.

[44] Частью вхождения в состояние ихрама (аль-ихляль) является произнесение тальбии громким голосом. В «Ан-Нихаййа» сказано: «Паломник, облаченный в ихрам, входит в состояние ихрама, когда он произносит тальбию громким голосом».

- Также паломник, обращаясь лицом к кибле, и произнося тальбию для совершения умры либо хаджа и умры,

говорит: اللهم هذه حجة لا رياء ولا سمعة «Аллахумма хазихи хиджжа, ля рийа ва ля сум’а».(«О Аллах, этот хадж, нет (в нем) показухи и стремления к славе!»).

Следует различать между 3 вещами: намерение (оно присутствует со времени выхода из дома), одежда ихрама (ее можно одеть до миката), состояние ихрам.

{ Прим редактора: здесь я обращаю внимание уважаемого читателя на очень важный момент. Как следует из смысла вышеприведенного и других хадисов, необходимо различать два вида тальбии:

(1) при вхождении в состояние ихрама (аль-ихляль), которая произносится паломником в микате либо, если он боится пропустить микат, незадолго до него (так, совершающим хадж ат-таматту’ следует сказать: «Аллахумма, ляббайка умратан!» («О Аллах, вот я перед тобой (, совершая) умру!»), а потом, когда 8 числа месяца Зу-ль-Хиджа он снова будет входить в ихрам, ему следует сказать: “ Аллахумма, ляббайка хаджжан! “ («О Аллах, вот я перед тобой (, совершая) хадж!»), и

(2) собственно тальбия, которую произносит уже вошедший в состояние ихрама паломник: “Ляббейк Аллаахумма ляббейка! Ляббейка ляя шариика ляка ляббейка! Инналь хамда ван ниъмата ляка валь мульк, ляя шариика ляка” («Вот я перед Тобой, о Аллах! Вот я перед Тобой! Вот я перед Тобой, и нет у Тебя сотоварища! Вот я перед Тобой! Поистине, Тебе надлежит хвала, и Тебе принадлежат милости и владычество! Нет у Тебя сотоварища» - окончание примечания редактора}.

Если паломник опасается, что какая-либо причина может помешать ему совершить хадж до конца, будь то болезнь или страх, то при произнесении тальбии он может обусловить свой хадж перед Всевышним Господом, сказав то, чему научил посланник, да пребудет над ним мир и благословение Аллаха: اللهم مِحِلّي حيث حبستني «Аллахумма михилли хайсу хабастани» («О Аллах, мое место вхождения в ихрам там, где Ты меня задержал»). Поэтому, если паломник поступит так, и его что-то задержит, либо он заболеет, то ему разрешено выйти из состояния ихрама при совершении хаджа или умры. И ему не надо будет приносить в жертву животное в качестве искупления и снова повторять хадж, если только это не был его первый хадж, являющийся обязательным, который в таком случае следует совершить заново.

- Также в хадисе содержится указаение на то, что начинать произносить тальбию следует, как только человек сядет на транспорт. А заканчивать он должен, если он муфрид или къорин, после того, как кинет камни, а тот, кто делает хадж таматтуъ, то останавливается, как только увидит дома Мекки, как на это указывают достоверные хадисы.

[45] Относительно данного вопроса существует выс


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.085 сек.)