|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Иные системы взаимоотношений между церковной и государственной властьюНа европейском Западе в лоне Католической Церкви в Средневековье, не без влияния творения блаженного Августина «О граде Божием», сложилась доктрина «двух мечей», согласно которой обе власти, церковная и государственная, одна непосредственно, а другая опосредованно, восходят к Римскому епископу. Светские государи в средневековом Риме считались вассалами папы; папы усваивали себе тогда право не только короновать императоров и королей, но и лишать их престолов. Развитию католической доктрины о светском принципате пап, об их абсолютной церковной и светской власти способствовало то обстоятельство, что первый средневековый император Запада Карл Великий, в отличие от византийских василевсов, не был прямым преемником Римских императоров и императорскую корону получил от папы, который в его лице одному из многих «варварских» королей даровал титул императора Рима. Притязания пап натолкнулись, естественно, на сопротивление светских государей-императоров, особенно упорное со стороны Генриха IV, вступившего в противоборство с папой Григорием VII, окончившееся поражением, а также королей, мелких феодальных князей, вольных городов. Могучим средством пап в борьбе со светскими государями был интердикт, запрет совершать богослужения в той или иной стране до тех пор, пока подданные не свергнут своего отлученного папой монарха. Но в отстаивании своего приоритета папы и католические епископы прибегали и прямо к материальным средствам, к применению вооруженной силы. В результате Католическая Церковь этатизировалась. Папы были полновластными монархами над значительной частью Италии — Папской областью, остатком которой является современный Ватикан; многие епископы, в особенности в феодально раздробленной Германии, были князьями, имевшими государственную юрисдикцию на своей территории, свои правительства, свои войска, которыми они предводительствовали в многочисленных войнах с другими епископами, с герцогами и маркграфами, с вольными городами и королями, с самими императорами. Реформация не оставила почвы для сохранения государственной власти папы и католических епископов на территории реформированных стран. В XVII-XIX вв. и в католических странах правовые условия изменились настолько, что на практике Католическая Церковь устранена была от бремени государственной власти. Однако, помимо государства Ватикан, остатком средневековой доктрины «двух мечей» остается неизменное стремление Римской курии заключать с государствами, на территории которых находятся католические общины, договоры в форме конкордатов; вследствие этого правовой статус католических общин регулируется в этих странах уже не одними внутренними законами государства, а и международным правом, ибо конкордаты относятся к области международного права. В странах, где Реформация победила, а в XVII-XIX вв. также и в некоторых католических странах, в государственно-церковных взаимоотношениях установился принцип территориализма, суть которого заключается в полном государственном суверенитете на государственной территории, я том числе и над находящимися на ней религиозными общинами. Девизом этой системы взаимоотношений стали слова «cujus est regio, illius est religio» (чья власть, того и религия); при последовательном своем осуществлении эта система подразумевает удаление, изгнание из государства приверженцев иного вероисповедания, чем носитель высшей государственной власти (в ходе Реформации и контрреформации изгнания и даже избиения иноверцев предпринимались не раз); но в жизни прочно утвердилась однако смягченная форма осуществления этого принципа — так называемая государственная церковность, когда религиозная община, к которой принадлежит государь, официально именуемый главой Церкви, обыкновенно составляющая большинство населения, пользуется преимуществом государственной Церкви, а права иных религиозных общин оказываются ограниченными, урезанными. Сочетание элементов этой системы церковно-государственных взаимоотношений с остатками традиционной, унаследованной от Византии симфонии, составило своеобразие правового статуса Православной Церкви в России синодальной эпохи. Очевидно, что в поликонфессиональных государствах система государственной церковности, по крайней мере в ее традиционных формах, не может быть органичной, поскольку она предполагает зависимость прав граждан от их вероисповедания. В Соединенных Штатах Америки, которые с самого начала своей истории представляли собой многоконфессиональное государство, утвердился принцип отделения Церкви от государства, который предполагает обоюдное невмешательство в дела друг друга; свободу и независимость религиозных общин; нейтральный по отношению ко всем конфессиям характер государства. Впрочем, абсолютный нейтралитет едва ли вообще достижим. Всякому государству приходится считаться с реальным религиозным составом своего населения. Ни одна христианская деноминация в отдельности не составляет большинства в Соединенных Штатах; но решительное большинство в них составляют все-таки именно христиане. Отсюда и присяга Президента на Библии, отсюда и официальный день отдыха — в воскресенье. У принципа отделения Церкви от государства есть, однако, и иная генеалогия. На европейском континенте он явился результатом антиклерикальной, или прямо антицерковной, борьбы, хорошо известной из истории французских революций. Когда Церковь отделяется от государства не ввиду поликонфессиональности населения страны, а потому что государство связывает себя с той или иной антихристианской либо прямо антирелигиозной идеологией, то уже нет возможности говорить о нейтралитете такого государства, о его чисто светском характере. Для Церкви это обыкновенно влечет за собой стеснения, ограничения в правах, дискриминацию или прямые гонения. История XX века явила в разных странах мира много роковых примеров антицерковной политики правительств, которая в конечном счете самый сильный удар наносила по самому государству, ибо, несмотря на свой материальный, земной характер, государство все-таки значительно более хрупко, чем Церковь, о которой Господь Иисус Христос неложно обетовал, что «Врата ада не одолеют ее» (Мф. 16:18). Ряд современных государств — Великобритания, Швеция, Дания, Греция (это лишь отдельные примеры) — сохраняют государственную церковность — причем некоторые из них имеют не одну государственную Церковь: в ФРГ — Католическая и Евангелическая Церкви, в Финляндии — Лютеранская и Православная — пользуются одинаково государственным статусом. Другие государства, и их со временем становится все больше (США, Франция, Польша) свои отношения с религиозными общинами строят на принципе отделения. На практике, однако, реальное положение религиозных общин в большинстве из этих стран немногим различается в зависимости от того, отделены или не отделены они от государства. В некоторых странах, где Церкви сохраняют государственный статус, на практике он сводится к тому, что, наряду с регистрацией актов гражданского состояния, производимой государственными административными органами, признается гражданско-правовая действительность записей в метриках, сделанных при крещении новорожденных, или действительность брака, заключенного через церковное венчание, и еще к взиманию налогов на содержание Церкви через государственные акцизные учреждения, при этом, однако, отказ в уплате такого налога не имеет, как правило, никаких правовых последствий для заявившего об этом лица. А во внутрицерковные дела не вмешиваются на легальной основе ныне большинство правительств и в государствах, сохраняющих связь с Церковью. Но с другой стороны, помимо обязательной принадлежности главы государства при монархическом правлении к конфессии, имеющей государственный статус, в наше время и государственная власть в такой стране часто ничем иным не ограничивается со стороны Церкви. В наше время реальное положение Церквей в ряде случаев определяется не столько конституционными положениями, сколько политикой правительства по отношению к религии. Свое служение Богу и людям Православная Церковь совершает ныне в разных странах; в одних она представляет собой национальное вероисповедание (Греция, Румыния, Болгария), в других, многонациональных, религию национального большинства (Россия), в третьих принадлежащие к ней лица составляют религиозное меньшинство, живущее в окружении либо инославных христиан (США, Польша, Финляндия), либо иноверцев (Сирия, Турция, Япония). В одних, немногочисленных странах, Православная Церковь имеет статус государственной религии (в Греции, в Финляндии), в других она отделена от государства. Различаются и конкретные правовые и политические условия, в которых живут поместные Православные Церкви. Но все они, опираясь как в своем внутреннем устройстве, так и в своем отношении к государственной власти на заповеди Христа, на учение апостолов, на святые каноны, на двухтысячелетний исторический опыт христианства, в любых условиях находят возможности для исполнения своих богозаповеданных целей и тем обнаруживают свою неотмирную природу, свое небесное, Божественное происхождение.
[1] Филарет, митрополит. Пространный христианский катехизис. Варшава, 1931. С. 50. [2] Коркунов Н.М. Лекции по общей теории права. СПб., 1908. С. 76. [3] Трубецкой Е.Н. Лекции по энциклопедии права. М., 1913. С. 30. [4] Цит. по: Коркунов Н.М. Лекции по общей теории права. С. 109. [5] Там же. С. 110. [6] Там же. [7] БСЭ. 3-е изд. Т. 20. М. 1975. С. 475. [8] Цит. по: Трубецкой Е.Н. Лекции по энциклопедии права. С. 25. [9] Дигесты Юстиниана. М., 1984. С. 23. [10] Там же. [11] Суворов Н. Учебник церковного права. 5-е изд. М., 1913. С. 6. [12] Цит. по: Павлов А.С. Курс церковного права. Св. Троице-Сергиева Лавра, 1902. С. 14. [13] Там же. [14] Там же. С. 15. [15] Puchta G.F. Cursus der Institutionen. Bd. 1. Leipzig, 1856. S. 75. [16] См: Savigny F. С System des heutigen romischen Rechts. Bd. 1. Berlin, 1890. S. 28. [17] Цит. по: Павлов А.С. Курс церковного права. С. 8. [18] Суворов Н. Указ. соч., С. 6. [19] Павлов А.С. Указ. соч., С. 8. [20] См: Собрание мнений и отзывов Филарета, митрополита Московского и Коломенского по учебным и церковно-государственным вопросам. Т. 1-4. СПб., 1885-1886. [21] Никодим, епископ Далматинский. Православное церковное право. СПб., 1897. С. 225. [22] Флоровский Георгий, протоиерей. Пути русского богословия. 4-е изд. Париж, 1988, С. 23 [23] См: Иоанн (Соколов), епископ Смоленский. О монашестве епископов. Почаев, 1904. [24] Павлов А.С. Указ. соч. С. 29,26 Там же. С. 30. [25] Суворов Н. Указ. соч. С. 39. [26] См: Фиалковский А.Ф. Новый памятник законов истории Российской. Ч. 1. СПб., 1825. [27] Цит. по: Щапов Я.Н. Византийское и южнославянское правовое наследие на Руси в XI‑XIII вв. М., 1978. С. 19. [28] См: Бенешевич В.Н. Синагога в 50 титулах и другие юридические сборники Иоанна Схоластика. СПб., 1914. [29] См: Бенешевич В.Н. Древне-славянская Кормчая в XIV титулах без толкования. Ч. 1. СПб., 1906. [30] Известия на Болгарския археологически институт. Т. IX. София, 1935. С. 143. [31] См: Щапов Я.Н. Византийское и южнославянское правовое наследие на Руси в XI-XIII вв. М., 1978; Киевские уставы и Церковь в Древней Руси. XI-XIV вв. М. 1972. [32] См: Вера и разум. 1915. № 16, С. 563-579. [33] См: Вестник Русского Западно-Европейского Патриаршего Экзархата. 1955. № 23, С. 193-213; 1959. № 29. С. 38-59; Богословские труды. Сборник 2. М., 1961. С. 5-61. [34] См: Богословские труды. Сборник 18. М., 1978. С. 136-179; Сборник 25. М., 1984. С. 57-153. [35] См: Сергий (Страгородский), митрополит. О полномочиях Патриаршего Местоблюстителя и его заместителя // Журнал Московской Патриархии. 1931. № 1 и № 3; Отношение церкви к Отделившимся от нее обществам // Вестник Русского Западно-Европейского Патриаршего Экзархата. 1954. № 19. С. 106-126. [36] См: Никодим, епископ Далматинский. Указ. соч. [37] См: Lexikon für Theologie und Kirche. Bd. Freiburg, 1960. S. 1280-1302. [38] См: Ballerini, Petrus et Hieroninus. Deantiquis tuni editis, turn eneditis collectionibus et collectoribus canonum. Venetia. 1778. [39] Никодим, епископ Далматинский. Указ. соч. С. 16. [40] Павлов А.С. Указ. соч. С. 31. [41] Там же. С. 38. [42] См. там же. С. 40. [43] Иустин Попович, архимандрит. Догматика Православне Цркве. Кн. 3. Београд, 1978. С. 257. [44] Цит. по: Никодим, епископ Далматинский. Православное церковное право. С. 52. [45] Там же. [46] Киприан, святой священномученник, епископ Карфагенский. Творения. Т. 1. Киев, 1891. С. 357. [47] Матфей Властаръ. Алфавитная Синтагма. Изд. 2-е. Симферополь, 1901. С. 183-184. [48] Цит. по: Троицкий С.В. Церковное право. Машинопись. Библиотека МДА.С. 47-48. [49] Там же. [50] Цит. по: Карташев А.В. Очерки по истории Русской Церкви. Т. 2. Париж, 1959. С. 342, 344. [51] Там же. С. 373. [52] Цит. по: Остроумов М. Очерк православного церковного права. Харьков, 1893. С. 146. [53] Суворов Н. Указ. соч. С. 135-136. [54] Никодим, епископ Далматинский. Указ. соч. С. 43. [55] Там же. С. 42. [56] См: Суворов Н. Указ. соч. С. 145. [57] Постановления Апостольские (в русском переводе). Казань, 1864. С. 254, 286. [58] Migne. Patrologia Graeca. Т. XX. P. 10. [59] См: Глубоковский Н.Н. Дидаскалия и Апостольские Постановления по их происхождению, взаимоотношению и значению. София, 1935. С. 111-115. [60] См: Суворов Н. Указ. соч. С. 146. [61] Там же. С. 147; Павлов Л. С. Указ. соч. С. 49-50. [62] Никодим, епископ Далматинский. Указ. соч, С. 89. [63] Правила святых Апостол, Святых Соборов Вселенских и Поместных и Святых Отец с толкованиями. Вып. 2. М., 1912. С. 5. [64] Петр (Л'Юилъе), епископ Нью-Йоркский. Дисциплинарные Труды первых четырех Вселенских соборов (перевод с французского). Машинопись. Библиотека МДА. 1982. С. 336. [65] Правила святых Апостол... Вып. 2. С. 127. [66] Петр (Л'Юилъе), епископ Нью-Йоркский. Указ. соч. С. 145. [67] См. там же. С. 419-424. [68] Hefele. Conciliengeschichte. Bd. 111. S. 382. [69] Правила святых Апостол... Вып. 2. С. 299. [70] Правила Святых Поместных Соборов с толкованиями. Вып. L М., 1912. С. 5. [71] См: Петр (Л'Юилъе), епископ Нью-Йоркский. Указ. соч. С. 419-420. [72] Правила Святых Поместных Соборов с толкованиями. Вып. 1. С. 58. [73] Никодим, епископ Далматинский. Указ. соч. С. 100. [74] См: Петр (Л'Юилъе), епископ Нью-Йоркский. Указ. соч. С. 421. [75] Павлов А.С. Указ. соч. С. 52. [76] Правила Святых Поместных Соборов с толкованиями. Вып. 1. С. 84. [77] См: Петр (Л'Юилъе), епископ Нью-Йоркский. Указ. соч. С. 422. [78] P. P. Joannou. Pape, concile et patriarches dans la tradition canonique yuisqu'au IX siecle. Roma, 1962. P. 100-101. [79] Петр (Л'Юилъе), епископ Нью-йоркский. Указ. соч. С. 422. [80] См: Богословские труды. Сборник 4. М. 1968. С. 12-13. [81] См: Павлов А. Номоканон при Большом Требнике. М., 1897. С. 39-40. [82] Бердников И.С. Краткий курс церковного права Православной Церкви. Вып. 1. Изд. 2-е. Казань, 1903. С. 73. [83] Honigman E. Trois memoires d'histoire et de geographic de l'Orient Chretien. Bruxelles, 1961. P. 56-60. [84] Павлов А.С. Курс церковного права. С. 68. [85] Maxime des Sardes, metropolite. Le Patriarcat oecumenique dans l'Eglise Orthodoxe. Paris, 1975. [86] См: Павлов А.С. Указ. соч. С. 72. [87] Там же. С. 74. [88] См: Никодим, епископ Далматинский. Указ. соч. С. 196. [89] Там же. С. 196 (прим. 9). [90] См: Каллист, иеромонах. Номоканон св. Фотия Патриарха Константинопольского. М., 1899. [91] Бенешевич В.Н. Канонический сборник XIV титулов со второй четверти VII века до 883 г. СПб., 1905. С. 229-230. [92] См: Павлов А.С. Указ. соч. С. 75-76; Никодим, епископ Далматинский. Указ. соч. С. 197-198; Biener F. A. Das Kanonische Recht der griechischen Kirche. Dresden, 1853. S. 195-196. [93] Honigman E. Trois memoires d'histoire et de geographic de l'Orient Chretien. P. 56-60. [94] См: Щапов Я.Н. Указ. соч. С. 51. [95] Павлов А.С. Указ. соч. С. 76-77. [96] Там же. С. 77-78. [97] Бенешевич В.Н. Канонический сборник XIV титулов со второй четверти VII века до 883 г. С. 100 (прим. 1). [98] См. там же. С. VII. [99] Там же. С. VII-IX. [100] См: Суворов Н. Указ. соч. С. 141. [101] См: Павлов А.С. Указ. соч. С. 52. [102] См: Никодим, епископ Далматинский. Указ. соч. С. 101. [103] Правила Святых Поместных Соборов с толкованиями. Вып. 1. М., 1880. С. 282. [104] См: Павлов А.С. Указ. соч. С. 65. [105] См: Суворов Н. Указ. соч. С. 150-151. [106] Бенешевич В.Н. Указ. соч. С. 100 (прим. 1). [107] См: Hergenrother, Ph. Photius, Patriarch von Constantinopel. Regensburg, 1861. S. 109. [108] См: Beveregius. Synodicon sive Pandecta canonum. 1672. P. XV. [109] См: Иоанн, архимандрит. Опыт курса церковного законоведения. Вып. 1. СПб., 1851. С. 102. [110] См: Красножен М. Толкователи канонического кодекса Восточной Церкви: Аристин, Зонара и Вальсамон. Юрьев, 1911. С. 88 (прим. 2). [111] См: Суворов Н. Указ. соч. С. 168; Павлов А.С. Указ. соч. С. 90-92 и др. [112] Красножен М. Указ. соч. С. 105. [113] См: Павлов А.С. Указ. соч. С. 92. [114] Красножен М. Указ. соч. С. 146. [115] Там же. С. 134-135. [116] Павлов А.С. Указ. соч. С. 96. [117] Матфей Властаръ. Алфавитная Синтагма. С. IV. [118] Цит. по: Троицкий С.В. Церковное право. С. 99. [119] Суворов Н. Указ. соч. С. 171. [120] Павлов А.С. Указ. соч. С. 111. [121] См: Щапов Я.Н. Указ. соч. С. 90. [122] Вестник Западно-Европейского Патриаршего Экзархата. 1959. № 1-3. С. 45. [123] См: Павлов А.С. Указ. соч. С. 113. [124] См: Щапов Я.Н. Указ. соч. С. 121. [125] См. в частности: Белиђ г. Учешђе св. Савве и ньегове школе у ствараньу нове редакције српских ђирилских споменика // Светосавски Зборник, 1. Београд, 1938. С. 251-264. [126] См: Никодим, епископ Далматинский. Указ. соч. С. 210. [127] См: Slovo (Zagreb). Br. 4-5. 1955. S. 111-122. [128] Цит. по: Щапов Я.Н. Византийское и южнославянское правовое наследие на Руси в XI-XII вв. С. 123 (прим. 21). [129] Щапов Я.Н. Указ. соч. С. 123. [130] Вестник Западно-Европейского Патриаршего Экзархата. 1959. № 23. С. 203. [131] Цит. по: Суворов Н. Учебник церковного права. С. 172. [132] См: Никодим, епископ Далматинский. Указ. соч. С. 210 (прим. 6). [133] Алмазов А.И. Законоправильник при русском Требнике. СПб., 1902. С. 100. [134] Павлов А.С. Номоканон при Большом Требнике. С. 39-40. [135] См: Павлов А.С. Указ. соч. С. 53-54. [136] Там же. С. 62-63. [137] См: Павлов А.С. Курс церковного права. С. 138. [138] Российское законодательство Х-ХХ веков. Т. 1. М., 1984. С. 149. [139] См: Карамзин Н.М. История Государства Российского. Т. 1, Изд. 1-е. 1816. С. 482-485. [140] См: Голубииский Е.Е. История Русской Церкви. Т. 1. Пол. 1. Изд. 2. М., 1901. С. 618‑619. [141] См: Суворов Н. Указ. соч. С. 174. [142] См: Евгений (Болховитинов), митрополит. Описание Киево-Софийского собора и Киевской иерархии, Киев, 1825. С. 7 (прим.). [143] См: Макарий (Булгаков), митрополит. История Русской Церкви. Т. 1. Изд. П. СПб., 1868. С. 169-182. [144] См: Неволин В. Полн. собр. соч. Т. VI. М., 1859. С. 294-295. [145] Павлов А.С. Указ. соч. С. 134-135,149. [146] Российское законодательство Х-ХХ веков. Т. 1. С. 138. [147] Павлов А.С. Указ. соч. С. 150. [148] См: Юшков С.В. Общественно-политический строй и право Киевского государства. М., 1949. С. 211-216. [149] См: Российское законодательство Х-ХХ веков. Т. 1. С. 164. [150] См: Щапов Я.Н. Канонические уставы и Церковь в Древней Руси XI-XIV вв. М., 1972. С. 301-302, 257. [151] См: Kaiser, Daniel H. The Growth of the Law in Medieval Russia. Princeton, 1980. P. 54-58. [152] Российское законодательство Х-ХХ веков. Т. 1. С. 191, 166 Там же. С. 224. [153] Полное Собрание Русских Летописей. Т. 2. СПб., 1845. С. 81-82. [154] Павлов А.С. Указ. соч. С. 157. [155] Цит. по: Павлов А.С. Курс церковного права. С. 166. [156] Там же. С. 168. [157] Российское законодательство Х-ХХ веков. Т. 3. М., 1985. С. 77. [158] Там же. С. 85. [159] Там же. С. 158. [160] Суворов Н. Указ. соч. С. 186. [161] Там же. С. 504. [162] Павлов А.С. Указ. соч. С. 185. [163] См: Собрание определений и постановлений Священного Собора Православной Российской Церкви. Вып. 1-4. М. 1918. [164] См: Филарет, митрополит. Пространный христианский катехизис. С. 50. [165] Павлов А.С. Указ. соч. С. 190-191. [166] Цит. по: Павлов А.С. Номоканон при Большом Требнике. М., 1897. С. 352-353. [167] Цит. по: Никодим, епископ Далматинский. Указ. соч. С. 250. [168] Павлов А.С. Указ. соч. С. 192. [169] Бердников И.С. Краткий курс церковного права. Казань, 1888. С. 42. [170] См: Вестник Русского Западно‑Европейского Патриаршего Экзархата. 1967. 59. С. 171-175. [171] См: Суворов Н. Указ. соч. С. 209. [172] Там же. С. 209. [173] Патриарх Сергий и его духовное наследие. М., 1947. С. 54. [174] Maxime des Sardes, metropolite. Le Patriarcat oecumenique 4ans l'Eglise Orthodoxe. Paris, 1975. P. 73. [175] Ibidem. P. 76. [176] Учебно-богословские и церковно-проповеднические опыты студентов Киевской Духовной Академии 1912 г. Киев, 1913. С. 228. [177] Суворов Н. Указ. соч. С. 16. [178] Там же. С. 16. [179] Цит. по: Учебно-богословские и церковно-проповеднические опыты студентов Киевской Духовной Академии 1912 г. С. 230. [180] См. там же. С. 231 (примеч. 3 и 4). [181] См. там же. С. 237 (примеч. 2). [182] См. там же. С. 236 (примеч. 1). [183] См. там же. С. 236 (примеч. 1). [184] Там же. С. 242. [185] См. там же. С. 242-243. [186] Там же. С. 304. [187] Там же. С. 302. [188] Там же. С. 306. [189] Там же. С. 306. [190] Мышцын В. Устройство Христианской Церкви в первые два века. Сергиев Посад, 1909. С. 368. [191] См: Учебно-богословские и церковно-проповеднические опыты студентов Киевской Духовной академии. [192] См. С. 272. [193] Там же. С. 249. [194] Павлов А.С. Указ. соч. С. 199-200. [195] См. там же. С. 197. [196] Там же. С. 197. [197] Суворов Н. Указ. соч. С. 338. [198] Цит. по: Троицкий С.В. Указ. соч. С. 169. [199] Духовный Регламент. Изд. 4-е. М., 1897. С. 32. [200] См: Инструкция благочинному приходских церквей. С. 260. [201] См: ПСЗ РИ. № 46974. [202] Священный Собор Православной Российской Церкви. Собрание определений и постановлений. Вып. 4. М., 1918. С. 46. [203] Раннехристианские Отцы Церкви. Антология. Брюссель, 1978. С. 142. [204] Там же. С. 284. [205] Там же. С. 446. [206] См: Казанский Петр. История православного монашества на востоке. Ч. I. М., 1854. С. 29-38. [207] См: Суворов Н. Указ. соч. С. 408. [208] Павлов А.С. Указ. соч. С. 215-216. [209] Там же. С. 216. [210] См: Свод законов Российский Империи. Т. IX. Законы о состояниях. СПб., 1857. С. 57. [211] Журнал Московской Патриархии. 1973. №12. С. 64. [212] Migne. Patrologia latina. Т. 22. P. 468. [213] Павлов А.С. Указ. соч. С. 221. [214] Никодим, епископ Далматинский. Указ. соч. С. 654. [215] Там же. С. 654. [216] Собрание определений и постановлений Священного Собора Православной Российской Церкви. Вып. 4. М., 1918. С. 34. [217] Устав об управлении Русской Православной Церкви. М, 1989. С. 27. [218] См: Афанасьев Николай, протоиерей. Церковь Духа Святого. Paris, 1971. С. 104. [219] Вестник Русского Западно-Европейского Патриаршего Экзархата. 1972. №. 80. С. 254-255. [220] Цит. по: Вестник Русского Западно-Европейского Патриаршего Экзархата. 1967. № 60. С. 237. [221] См: К церковному Собору. Сборник. СПб., 1906. С. 9. 23. [222] Сергий (Страгородский), архиепископ. О составе ожидаемого чрезвычайного Поместного Собора Российской Церкви. СПб., 1905. С. 5. 6. [223] Там же. С. 10. [224] См. там же. С. 27. [225] Вестник Западно-Европейского Патриаршего Экзархата. 1967. № 60. С. 242. [226] Там же. С. 244. [227] Хомяков А.С. Полн. собр. соч. Т. 2 Изд. 3-е. М. 1886. С. 131. [228] Вестник Западно-Европейского Патриаршего Экзархата. 1967. № 60. С. 246. [229] Там же. С. 247. [230] Там же. С. 247-248. [231] См: Голубинский Е.Е. История Русской Церкви. Т. 2. Ч. 1. М. 1900. С. 430. [232] Павлов А.С. Указ. соч. С. 281. [233] Богословские труды. Сборник 4. М., 1968. С. 12. 13. [234] Сергий, митрополит. Послание митрополиту Агафангелу. (Рукопись). [235] Joannou. Pape, concile et patriarches dans la tradition canonique yuisqu'au IX siecle. Roma, 1962. [236] Ibidem. P. 41. [237] Ibidem. P. 41. [238] Ibidem. P. 41. [239] Tillar J.-M.-R. Eglise d'eglises, Paris, 1987. P. 386. [240] Tillar J.-M.-R. Leveque de Rome. Paris, 1987. P. 195. [241] См., например: Congar J. Le Mystere du Temple. Paris, 1958. [242] Суворов H. Указ. соч. С. 39. [243] Там же. С. 40. [244] Цит. по: Журнал Московской Патриархии. 1947. №. 11. С. 35. [245] Maxime des Sardes, metropolite. Le Patriarcat oecumenique dans l'Eglise Orthodoxe. Paris, 1975. [246] Заозерский, Николай. О церковной власти. Сергиев Посад, 1894. С. 235. [247] Там же. С. 233. [248] См: Гидуляпов П.В. Восточные Патриархии в период четырех первых Вселенских Соборов. Ярославль, 1908. С. 360; Болотов В.В. Из церковной истории Египта. Архимандрит тавеннисиотов Владимир при Константинопольском дворе в 431 г. Ч. 1. С. 216. [249] Цит. по: Заозерский, Николай. О церковной власти. С. 241-242. [250] См. там же. С. 246-247. [251] Гидуляпов П.В. Указ. соч. С. 494. [252] См., например: Аксаков Н. Патриаршество и каноны. СПб., 1906. [253] Патриарх Сергий и его духовное наследие. С. 54. [254] Симеон, архиепископ Фессалоникийский. Труды. М., 1916. С. 159-162. [255] Цит. по: Никодим, епископ Далматинский. Православное церковное право. С. 336-337 (примечание). [256] Там же. С. 336. [257] Голубинский Е.Е. Указ. соч. Т. I. С. 259. [258] Там же. С. 264, 268. [259] Тысячелетие Крещения Руси. Международная церковно-научная конференция. Киев. 21-28 июля 1986 года. Материалы. М., 1988. С. 108. [260] Цит. по: Карташев А.В. Очерки по истории Русской Церкви. Т. 1. Париж, 1959. С. 371. [261] Суворов Н. Указ. соч. С. 95. [262] Цит. по: Карташев А.В. Указ. соч. Т. 2. С. 38-39. [263] Цит. по: Суворов Н. Указ. соч. С. 99. [264] Цит. по: Карташев А.В. Указ. соч. Т. 1. С. 391. [265] Цит. по: Карташев А.В. Указ. соч. Т 2. С. 347. [266] Цит. по: Флоровский Георгий, протоиерей. Пути русского богословия. С. 86. [267] Цит. по: Карташев А.В. Указ. соч. Т. 2. С. 366. [268] Там же. С. 353. [269] Цит. по: Флоровский Георгий, протоиерей. Пути русского богословия. С. 86. [270] Цит. по: Карташев А.В. Указ. соч. Т. 2. С. 373. [271] Там же. С. 369, 370. [272] К церковному Собору. Сборник. 1906. С. 127. [273] Там же. С. 128. [274] Там же. С. 146. [275] Сергий (Страгородский), архиепископ. Указ. соч. С. 5-6. [276] Там же. С. 10. [277] Там же. С. 27. [278] Журнал Московской Патриархии. 1987. № 11. С. 5. [279] См: Православная мысль. Париж, 1942. С. 88. [280] Деяния Священного Собора Православной Российской Церкви. Кн. II. Вып. 2. М., 1918. С. 228-229. [281] Там же. С. 356. [282] Там же. С. 347. [283] Там же. С. 283-284. [284] Там же. С. 383. [285] Собрание определений и постановлений Священного Собора Православной Российской Церкви. Вып. 1. М., 1918. С. 3. [286] Деяния Священного Собора Православной Российской Церкви. Кн. III. Вып. 2. М., 1918. [287] Там же. [288] Церковный Вестник. 1927. №. 3. С. 3. [289] Цит. по: Русская Православная Церковь. 988-1988. Вып. 2. Очерки истории. 1917-1988 гг. М. 1988. С. 34. [290] Там же. С. 34. [291] Положение об управлении Русской Православной Церкви. М., 1945. С. 1. [292] Там же. С. 2. [293] Там же. [294] Там же. [295] Там же. [296] Там же. [297] См: Устав об управлении Русской Православной Церкви. М., 1989. С. 6. [298] Там же. С. 7. [299] Там же. С. 8. [300] Там же. С. 10. [301] Там же. С. 11. [302] Там же. С. 15. [303] См: Закон и устав Српске Православне Цркве. Ниш, 1931. [304] См. Румынская Православная Церковь. Канонический сборник. Московская Патриархия. Отдел Внешних Церковных Сношений. Машинопись. 1951. [305] См. Устав Българската Православна Църква. София, 1951. [306] См. The Constitution of the Church of Greece. Athens, 1969. [307] Cm. Codex Yuris Canonici. Vatican, 1983. [308] Никодим, епископ Далматинский. Указ. соч. С. 359. [309] Раннехристианские Отцы Церкви. Антология. Брюссель, 1978. С. 69. [310] Цит. по: Никодим, епископ Далматинский. Православное церковное право. С. 362-363. [311] Павлов А.С. Указ. соч. С. 239. [312] Духовный Регламент. Изд. 4-е. М. 1897. С. 76-77. [313] Деяния Священного Собора Православной Российской Церкви. Кн. V. [314] Там же. [315] Там же. [316] Собрание определений и постановлений Священного Собора Православной Российской Церкви. Вып. 1. С 18. [317] Там же. С. 18-19. [318] 13 правило Лаодикийского Собора гласит: «Да не будет позволяемо сборищу народа избирати имеющего произвестися во священство». [319] Собрание определений и постановлений Священного Собора Православной Российской Церкви. Вып. 1. С. 19. [320] Там же. С. 20. [321] См. там же. Вып. 3. С. 42. [322] Вопрос о разукрупнении епархий Русской Церкви ставился в истории не один раз, в частности, на совещании епископов, состоявшемся в Москве в 1856 г., под председательством митрополита Московского Филарета. [323] Собрание определений и постановлений Священного Собора Православной Российской Церкви. Вып. 4. С. 14. [324] Положение об управлении Русской православной Церкви. М. 1945. С. 4. [325] Там же. С. 4. [326] Там же. [327] Там же. [328] Устав об управлении Русской православной Церкви. М., 1989. С. 15. [329] Там же. С. 15. [330] Там же. С. 16. [331] Там же. С. 18. [332] Там же. [333] Там же. С. 19. [334] Там же. [335] Там же. С. 21. [336] См: Никодим, епископ Далматинский. Указ. соч. С. 395 (прим. 9). [337] Заозерский Н. Что есть православный приход и чем он должен быть. Сергиев Посад, 1912, С. 85. [338] См. там же. С. 87. [339] Там же. С. 3. [340] Там же. [341] Там же. [342] Там же. С. 4. [343] Там же. С. 2. [344] Там же. [345] Собрание определений и постановлений Священного Собора Православной Российской Церкви. Вып. 3. С. 10. [346] Там же. [347] Там же. С. 13. [348] Журнал Московской Патриархии. 1961. № 8. С. 16. [349] СУ РСФСР. 1929. № 35. Ст. 353. [350] Устав об управлении Русской православной Церкви. М., 1989. С. 22. [351] Там же. [352] Там же. С. 23. [353] Там же. С. 23-24. [354] Там же. С. 24, 25. [355] См. там же. С. 25. [356] См: Петр (Л'Юилъе). Указ. соч. С. 336. [357] Цит. по: Никодим, епископ Далматинский. Православное церковное право. С. 42. [358] Никодим, епископ Далматинский. Указ. соч. С. 438. [359] Павлов А.С. Указ. соч. С. 301, 302. [360] См: «Прибавление» к «Духовному Регламенту»; Указы Святейшего Синода от 16 января 1757 г., 17 февраля 1765 г., 28 ноября 1772 г., 3 и 22 апреля 1801 г., 20 февраля 1887 г. [361] Цит. по: Богословские труды. Сборник 7. М., 1971. С. 175, 176. [362] Там же. С. 176. [363] Вестник Русского Западно-Европейского Патриаршего Экзархата. 1983. № 113. С. 245. [364] Журнал Московской Патриархии. 1967. № 8. С. 1. [365] Цит. по: Богословские труды. Сборник 7. С. 178. [366] Цит. по: Вестник Русского Западно-Европейского Патриаршего Экзархата. 1983. № 113. С. 255. [367] См. там же. С. 257. [368] См. Правила Православной Церкви с толкованиями Никодима, епископа Далматинско-Истрийского. Т. 1. СПб., 1911. С. 65-66. [369] См: Деяния Совещания глав и представителей Автокефальных Православных Церквей в связи с празднованием 500-летия автокефалии Русской Православной Церкви. М., 1949. Т. 2. С. 430. [370] Цит. по: Богословские труды. Сборник 7. С. 176. [371] Вестник Русского Западно-Европейского Патриаршего Экзархата. 1983. № 113. С. 260. [372] Богословские труды. Сборник 7. С. 207. [373] Вестник Русского Западно-Европейского Патриаршего Экзархата. 1983. № 113. С. 261. [374] Никодим, епископ Далматинский. Указ. соч. С. 664-665. [375] Темниковский Е. К вопросу о канонизации святых. Ярославль, 1903. С. 4. [376] Голубинский Е.Е. История канонизации святых в Русской Церкви. Изд. 2-е. М., 1903. С. 13. [377] Там же. С. 16. [378] Темниковский Е. Указ. соч. С. 19-20. [379] Там же. С. 28-29. [380] Голубинский Е.Е. Указ. соч. С. 292-294. [381] Темниковский Е. Указ. соч. С. 56-57. [382] Там же. С. 62-63. [383] Там же. С. 68. [384] Суворов Н. Указ. соч. С. 349. [385] Дигесты Юстиниана. М. 1984. С. 370. [386] Писания мужей апостольских. М., 1862. С. 428. [387] Павлов А.С. Указ. соч. С. 365. [388] См: Бердников И.С. Краткий курс церковного права. Казань, 1888. С. 98-101. [389] Цит. по: Журнал Московской Патриархии. 1989. № 3. С. 76. [390] См: Булгаков С.В. Настольная книга для священно-церковнослужителей. Изд. 2-е. Харьков, 1900. С. 1118. [391] См: Свод Законов Российской Империи. Т. X. Ч. 1. С. 365. [392] См: Руководство для сельских пастырей, М., 1887. Л. 5. [393] Собрание мнений и отзывов Филарета, митрополита Московского по учебным и церковно-государственным вопросам. М., 1887. С. 477-479. [394] Бердников И.С. Указ. соч. С. 81-82. [395] Павлов А.С. Указ. соч. С. 358. [396] Никодим, епископ Далматинский. Указ. соч. С. 628. [397] Феофан (Говоров), епископ. Начертание христианского нравоучения. М., 1891. С. 474. [398] Никодим, епископ Далматинский. Указ. соч. С. 632. [399] Павлов А.С. Указ. соч. С. 379. [400] Устав князя Ярослава: Российское законодательство Х-ХХ веков. Т. 1. М., 1984. С. 190. [401] Духовный Регламент. С. 115, 116. [402] Суворов Н. Указ. соч. С. 251-252, 215. [403] Там же. С. 211. [404] См: Петр (Л'Юилъе). Указ. соч. С. 25. [405] См: Павлов А.С. Указ. соч. С. 448. [406] Суворов Н. Указ. соч. С. 266. [407] Российское законодательство Х-ХХ веков. Т. 1. С. 169. [408] См: Павлов А.С. Указ. соч. С. 404. [409] См. там же. С. 410. [410] Там же. С. 412. [411] См: Российское законодательство Х-ХХ веков. Т. 2. М., 1985. С. 61, 119. [412] Устав об управлении Русской Православной Церкви. С. 14. [413] Павлов А.С. Указ. соч. С. 419. [414] Суворов Н. Указ. соч. С. 284. [415] Духовный Регламент. С. 39. [416] Там же. [417] Цит. по: Суворов Н. Учебник церковного права. С. 290. [418] Цит. по: Павлов А.С. Курс церковного права. С. 428. [419] См: Василий Великий. Творения. Т. 3. СПб., С. 138. [420] См: Правила Православной Церкви с толкованиями Никодима, епископа Далматинско-Истрийского. Перевод с сербского Т. 1. СПб., 1911. С. 208. [421] Там же. С. 209. [422] Сократ Схоластик. Церковная история. СПб., 1850. С. 101. [423] См: Правила Православной Церкви с толкованиями Никодима, епископа Далматинско-Истрийского. Т. 1. С. 587-591. [424] См: Иларион, архимандрит. Единство церкви и всемирная конференция христианства. Сергиев Посад, 1917. С. 43. [425] См. там же. С. 43. [426] ПСЗ РИ. Т. 5. № 3225. [427] См: Правила Православной Церкви с толкованиями Никодима, епископа Далматинско-Истрийского. Т. 1. С. 589-591. [428] См. там же. С. 591. [429] См: Чтения в Императорском обществе истории и древностей при Московском Университете. М., 1876. Кн. 3. С. 37-38. [430] СГГД. Ч. 2. М, 1819. Н 201. С. 421. [431] Деяния Московских Соборов 1666 и 1667 годов. М., 1881. С. 74. [432] Требник (Петра Могилы). Киев, 1646. С. 164. [433] ПСЗ РИ. Т. 6. № 4009. [434] Церковные Ведомости. 1888. № 28. [435] Правила Православной Церкви с толкованиями Никодима, епископа Далматинско-Истрийского. Т. 1. С. 151. [436] Никодим, епископ Далматинский. Указ. соч. С. 668. [437] Там же. С. 674. [438] Там же. С. 676-677. [439] Там же. С. 680. [440] Там же. С. 681. [441] Там же. С. 681-682. [442] Там же. С. 683. [443] Там же. [444] Деяния Священного Собора Православной Российской Церкви. Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.089 сек.) |