АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

и основные направления коррекционной работы

Читайте также:
  1. I. КУРСОВЫЕ РАБОТЫ
  2. I. ОБЩИЕ УКАЗАНИЯ К ВЫПОЛНЕНИЮ КУРСОВОЙ РАБОТЫ
  3. I. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ (ТЕРМИНЫ) ЭКОЛОГИИ. ЕЕ СИСТЕМНОСТЬ
  4. I. Порядок медицинского отбора и направления на санаторно-курортное лечение взрослых больных (кроме больных туберкулезом)
  5. I.3. Основные этапы исторического развития римского права
  6. II Съезд Советов, его основные решения. Первые шаги новой государственной власти в России (октябрь 1917 - первая половина 1918 гг.)
  7. II. ДИПЛОМНЫЕ РАБОТЫ
  8. II. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
  9. II. Основные задачи и функции
  10. II. Основные показатели деятельности лечебно-профилактических учреждений
  11. II. Основные проблемы, вызовы и риски. SWOT-анализ Республики Карелия
  12. II. ТРЕБОВАНИЯ К ОФОРМЛЕНИЮ КУРСОВОЙ РАБОТЫ

(по материалам статей Т.Г.Визель)

Вид дизритмии Механизм дизритмии Основные проявления дизритмии Основные направления коррекционной работы
Дизритмическая дизартрия   подкорковая де- фицитарность Характерно грубое нарушение слогового ритма сочетается, как правило, с двигательными дискоординациями при ходьбе, беге и т. п. Запинки возникают не только между словами и синтагмами, но и в середине слов, при переходе от одного слога к другому, сочетаясь как правило с повышением тонуса мышц в различных отделах артикуляционного аппарата и снижением уровня разборчивости высказывания. 1. Развитие невербального ритма. Его сохранность - обязательное условие формирования слогового ритма речи. (маршировка, равномерное отстукивание простого двух­дольного размера рукой, на барабане, бубне и т.д.) Пробуждение чувства элементарного ритма требует введения внешних опор в виде разметки следов на полу, метронома, механических игру­шек (типа зайцев, играющих на барабане и пр.). Большое место занимают музыкальные занятия, вначале с идеомоторным, а за­тем и вербальным подкреплением ударных долей такта с помо­щью вокализаций, если возможно, звукоподражаний и т. п. 2. Работа по ритмиче­скому делению слов на слоги, опять-таки с моторным, тактиль­ным и аудиовизуальным подкреплением. Важно, чтобы тренин-говые слова подбирались в порядке усложнения их лингвисти­ческих моделей и усиленно закреплялись в памяти. 3. Ритмизированное воспроизведение фраз с подключением тех же запасных афферентаций. В связи с тем, что для дизритмической дизартрии характер­но изменение мышц артикуляционного аппарата, полезна и от­работка артикуляционных движений по методике преодоления нарушений речи при дизартрии: логопедический массаж, ар­тикуляционная гимнастика, коррекция интонационных параме­тров высказывания.
Просодическая дизритмия правополушарная дефицитарность Отмечается неспособность к совмещению слогового состава слова и его ритми­ческого (ударного) центра, а следовательно, трудности овладе­ния кинетической мелодией слова, стихотворным размером и заучиванием стихотворений наизусть. Не­редко имеет место плохой музыкальный слух и ритм. Дети несостоятельны в попытках ритмического движения под музыку, т.е. отмечаются нарушения невербального ритма. Запинки чаще всего наблюдаются здесь при произнесении удар­ных слогов и сопровождаются нарушением слого­вой структуры слова, ошибками в ударении. 1. Развитие чувства невербального ритма как базового компонен­та. Модаль­ность, к которой адресован тот или иной ритмический стимул может быть слуховой, слухо-зрительной, «двигательной». По­следняя особенно эффективна, поэтому танец, пантомима, аэро­бика должны быть одними из главных приемов работы. 2. Вербальный этап предполагает отработку посте­пенно усложняющейся по содержанию и форме стихотворной речи. Целесообразна утрированная ритмизация стихотворной речи. Причем, ее восприятие ребенком в значительном объ­еме не менее важно, чем воспроизведение в собственной речи.
Апраксическая дизритмия   левополушарная недостаточность на гностико-праксическом уровне Наблюдаются специфические артикуляционные поиски и персеверации. При этой форме дизритмии характерны звукопроизносительные за­мены и искажения по дислалическому типу. Запинки связаны с замедленным поиском артикуляционной позы звуков речи, особенно начальных, что проявляется в неспособности ре­ализовать артикуляционную программу в нужном темпе. 1.Выработка обобщенных ар­тикуляционных схем звуков речи и их серий. 2.Достижение высокой степени автоматизации произноси­тельных навыков. Приемы работы такие же, как при коррекции звукопроизношения у детей. Для этого вида дизритмии ритмический тренинг не является специфическим. Но целесообразны упражнения по слоговой, словесной и синтагмальной ритмизации.  
Лингвистическая дизритмия   левополушарная недостаточность на символическом уровне, проявляющаяся в недостаточном овладении средствами языка: словарем, фонемной реализацией слов, грамматикой. Отмечаются трудности формулирования мысли, проявляющиеся в запинках, заполняющих «провалы мысли».Выражены асинхронии тактового ритма речи, нарушена маркировка логических ударений и смысловых пауз. Характерна общая бедность высказывания, нечеткость его смысловой программы, несформированность способов использования различных средств языка для вербального воплощения мысли. Размытость струк­туры слова и фразы не позволяет побороть соответствующие артикуляционные программы. Запинки связа­ны с асинхронностью ритмико-смысловых координаций из-за слабости языковой способности (специфический вид задержки речевого развития). Используются методики преодоления задержек речевого развития. Необходима работа над планирующей функцией речи. Показаны и собственно ритмические упраж­нения широкого профиля.
Межполушарная дизритмия   гиперактивность правого полушария мозга и доминирование тактового (периодического) ритма Характерно: -отсутствие значительных дискоординаций в двигательной сфере в целом, нарушений музыкального и друг их видов невер­ бального ритма; -тесная зависимость запинок от особенностей лингвистиче­ской структуры фразы; - жесткая обусловленность содержанием высказывания и си­ туацией речевой деятельности; - выраженная невротическая реакция на дефект, включаю­ щая значительные расстройства вегетативной нервной системы.   1.Временный «запрет» на музыкальные стимулы и стихотворную речь ввиду ее ритмиче­ской близости к музыке. 2.Одновременно проводятся упражнения по укреплению элементарной ритмической базы речи, т. е. мар­кировке слогового ритма параллельно с произнесением слов, в которых выделяется ударный центр. Это «высвечивает» способ совмещения ритмических единиц разных уровней, что необходи­мо для того, чтобы словесный ритм уложить в ритм синтагмы, подчинив его ее логическому центру. Задача выработки плавности собственно фразовой речи со­стоит в необходимости дать ребенку почувствовать течение ритмов разных уровней: слогового, словесного, их совмещение с логическим центром синтагмы, и также подчиненность синтагм, составляющих фразу, ее главному логическому центру. Реализовать это можно с помощью определенного режима произнесения фразы, состоящего в нюансированной передаче голосом ее ударных и неударных фрагментов. Возможно и под­крепление рисунка фразы тактильными опорами, например, ша­гами разной силы и степени дробности, барабанными палочками, переворачиванием сложенных ладоней ручек ребенка и пр. Выделение ударных пунктов, попадание в них вначале сопряженно, затем отраженно, а затем и спонтанно координирует работу дыхательного, голосового и артикуляционного отделов речевого аппарата. Необходимо задействование обеих конечностей, причем реципрокно.

 


1 | 2 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.005 сек.)