АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Чикагская школа” Дж.Дьюи

Читайте также:
  1. Лекция 12. Чикагская школа феноменологии религии

“Новая психология” Ф.Брентано. У истоков этого направления, ставшего в начале XX века одним из господствующих в американской психологии, стоял австрийский психолог Франц Брентано.

Ф. Брентано (1838-1917) начал свою деятельность в качестве католического священника, оставив ее из-за несогласия с догматом о непогрешимости папы и перейдя в Венский университет, где стал профессо­ром философии. Первый труд Брентано был посвя­щен психологии Аристотеля. В незавершенной работе "Психология с эмпирической точки зрения" (1874) Брентано предложил новую программу разработки психологии как самостоятельной науки, противопо­ставив ее господствовавшей в то время программе Вундта.

Главной для новой психологии он считал проблему сознания. Чем отличается сознание от всех дру­гих явлений бытия? - В его активности и постоянной направленности на объект. Для обозначения этого непременного признака сознания Брентано предложил термин “интенция”.

Новая психология, по мнению Брентано, должна стать наукой об актах сознания. Описывая и классифицируя формы этих актов, Брентано приходил к выводу о том, что существует три основных формы: акты представливания чего-либо, акты суждения о чем-либо как истинном или ложном и акты эмоциональной оценки чего-либо в качестве желаемого или отвергаемого. Вне акта объ­ект не существует, но и акт, в свою очередь, возни­кает только при направленности на объект.

Брентано решительно отвергал принятую в лабо­раториях экспериментальной психологии процедуру анализа. Он считал, что она извращает реальные пси­хические процессы и феномены, которые следует изу­чать путем тщательного внутреннего наблюдения за их естественным течением. Безусловно, очевидными он считал лишь психи­ческие феномены, данные во внутреннем опыте, тогда как знание о внешнем мире носит вероятностный характер.

Утвердив принцип активности, Брентано стал пионером Европейского функционализма. Это было на­правление, которое противостояло так называемому структурализму в психологии, лидером которого выступил Вундт. Против взгляда на сознание как устройство “из кирпичей и цемента” выступили функционалисты и их последователи. У Брентано учились и под прямым воздействием его идей находились многие психологи.

Идеи Брентано повлияли на Кюльпе и его вюрцбургскую школу. В числе обучавшихся философии в Вене у Брентано был 3. Фрейд. В его учении поня­тие Брентано об интенции преобразовалось в вер­сию "прикованности" психической энергии к внеш­ним объектам (включая собственное тело индивида).

Концепция “психических функций” К.Штумпфа. Важную роль в разработке функционализма в его западноевропейском варианте сыграл немецкий психолог Карл Штумпф.

К. Штумпф (1848-1936) считал предметом психологии ис­следование психологических функций, или актов (воспринимания, понимания, хотения), отличая их от феноменов (сенсорных или представляемых в ви­де форм, ценностей, понятий и им подобных содер­жаний сознания). Изучение феноменов Штумпф от­носил к особой предметной области — феноменоло­гии, связывая ее с философией, а не с психологией.

Собственным предметом психологии Штумпф считал функции (или акты) сознания. Среди функций Штумпф раз­личал две категории: интеллектуальные и эмотивные (или аффективные). Эмотивные функции состоят из противоположных пар: радость и печаль, желание и отвержение, стремление и избегание.

С детства увлекаясь музыкой, Штумпф в боль­шинстве своих экспериментальных работ сосредо­точился на изучении восприятия музыкальных то­нов. Полемизируя с Вундтом, Штумпф считал противоестественным расчленение показаний интроспекции на отдельные элементы. Результатам тех опытов, которые проводились на­тренированными в интроспективном анализе пси­хологами вундтовской школы, Штумпф противо­поставил в качестве заслуживающих большего до­верия свидетельства экспертов-музыкантов.

Принимал Штумпф участие в ис­следованиях по детской психологии, организовав не­мецкое "Общество детской психологии", а также по зоопсихологии (доказав, в частности, при обсужде­нии нашумевшего феномена "умного Ганса" — ло­шади, которая выстукивала копытом "решение" ма­тематических задач,— что животное реагировало на еле заметные движения дрессировщика). Штумпф со­действовал поездке своего ученика В. Келера в Аф­рику для изучения поведения человекообразных обезьян. У него было много и других учеников, став­ших впоследствии известными психологами,

При всем интересе к работам Брентано и Штумпфа, наибольшее распространение функционализм по­лучил в США, где он стал одним из ведущих психологических течений. Его программа, в противовес структурализму с его стерильным анализом созна­ния, ставила задачей изучать, каким образом индивид посредством психических функций приспосабливается к изменчивой среде. Развитие функционализма в Америке тесно свя­зано с именем Вильяма Джемса.

Научное наследие В. Джемса. В.Джемс (1842-1910) окончил Гарвардский уни­верситет, получив медицинское и художественное образование. В его психологических работах изложена не столько целостная система взглядов, сколько набор концепций, которые послужили основой различ­ных подходов в современной психологии — от бихе­виоризма до гуманистической психологии. Джемс сде­лал психологию одной из наиболее популярных наук в Америке. Он был первым профессором психологии в Гарвардском университете, создателем первой аме­риканской психологической лаборатории (1875), пре­зидентом Американской психологической ассоциа­ции (1894-1895).

Джемс занимался многими проблемами — от изучения развития познавательных процессов и эмоций до проблем личности и психоделических исследований. Одним из основных вопросов для него являлось исследование сознания. Джемсу при­надлежит идея о "потоке сознания", т.е. о непре­рывности работы человеческого сознания, несмот­ря на внешнюю дискретность, вызванную частично бессознательными психическими процессами. Не­прерывность мысли объясняет возможность само­идентификации несмотря на постоянные разрывы в сознании. Джемс подчеркивает не только непрерывность, но и динамизм, изменчивость говоря о том, что осознание даже привычных вещей постоянно меняется.

Сознание не только непрерывно и изменчиво, но и селективно, избирательно, в нем всегда происходит принятие и отклонение, выбор одних предметов или их параметров и отвержение других. С точки зре­ния Джемса, исследование законов, по которым работает сознание, по которым протекает выбор или отвержение, и составляет главную задачу психологии. В этом вопросе была основная причина разно­гласий между школой функционализма Джемса и аме­риканским психологом Титченером, представлявшим школу структурализма. В отличие от Титченера, для Джемса первичным являлся не отдельный элемент сознания, а его поток как динамичная целостность.

Джемс вывел формулу самоуважения, которая представляет собой дробь, в числителе которой — успех, а в зна­менателе — притязания. Эта формула лежит в основе иерархии личностей, их стремления к самосовершенствованию и успеху, их болезней и неврозов, их оценки себя и испытыва­емых ими эмоций.

Психологические взгляды Джемса тесно перепле­тены с его философской теорией функционализма, во главу угла которой ставится прагматизм. Поэтому Джемс большое внимание уделял прикладной пси­хологии, доказывая, что ее значимость не меньше, чем теоретической психологии. Особенно важной, с его точки зрения, является связь психологии с педа­гогикой. Он даже опубликовал специальную книгу для педагогов "Беседы с учителями о психологии", в которой доказывал огромные возможности воспита­ния и самовоспитания, важность формирования у де­тей правильных привычек.

Джемс уделял значительное внимание проблеме личности, понимая ее как интегративное целое, что было принципиально новым в тот период. Он выде­лял в личности познаваемый и познающий элементы, полагая, что познаваемый элемент — наше эмпирическое Я, которое мы сознаем как нашу личность, в то время как познающий элемент— наше чистое Я. Большое значение имело и выделение нескольких частей в структуре эмпирической лично­сти — физической, социальной и духовной личности. Описывая их, Джемс говорил, что наше эмпи­рическое Я "шире чисто физического, так как человек идентифицирует себя и со своими социальными ро­лями, и со своими близкими, расширяя свое физи­ческое Я. В то же время эмпирическое Я может быть и уже физического, когда человек идентифицирует­ся только с определенными потребностями или спо­собностями, отгораживаясь от других сторон своей личности.

Джемс разработал одну из самых известных теорий эмоций (одновременно с датским психологом К. Ланге). Эта теория указывает на связь между эмо­циями и физиологическими изменениями. Джемс доказывал, что физиологические изменения организма первичны по отношению к эмоциям. Несмотря на внешнюю парадоксальность этого взгляда, теория Джемса-Ланге получила широкое распространение благо­даря как последовательности и логичности изло­жения, так и связи с физиологическими корреля­тами. Представления Джемса о природе эмоций частично подтверждаются и современными иссле­дованиями в области психофармакологии и психо­коррекции.

Джемс много сделал для развития психологии как самостоятельной науки, независимой от медици­ны и философии. Хотя он и не является основопо­ложником психологической школы или системы, им разработаны многие тенденции продуктивного развития психологической науки, намечен широ­кий план необходимых преобразований и направ­лений в этом развитии. Он поныне считается наи­более значимым и выдающимся американским уче­ным, оказавшим огромное влияние не только на психологическую науку, но и на философию и пе­дагогику.

“Чикагская школа” Дж. Дьюи. Наряду с Джемсом предтечей функционального направления принято считать Джона Дьюи (1859-1952). Приобретя в XIX веке большую известность как философ и педагог, Дьюи начинал свою карье­ру в качестве психолога. Его книга "Психология" (1886) была первым американским учебником по этому предмету. Но не она определила его влияние на психологические круги, а небольшая статья "По­нятие о рефлекторном акте в психологии" (1896), где он резко выступил против представления о том, что основными единицами поведения служат ре­флекторные дуги.

Никто в психологии этого представления и не от­стаивал. Тем не менее Дьюи требовал перейти к ново­му пониманию предмета психологии, признать таковым целостный организм в его неугомонной, адаптив­ной по отношению к среде активности. Сознание — один из моментов в этом континууме. Оно возникает, когда координация между организмом и средой нарушается, и организм, чтобы выжить, стремится приспо­собиться к новым обстоятельствам.

В 1894 году Дыои был приглашен в Чигакский университет, где под его влиянием сформировалась группа психологов, вскоре объявивших себя в про­тивовес последователям Вундта и Титченера функ­ционалистами. Их теоретическое кредо высказал Джеймс Энджелл (1869-1949). Здесь функциональная психология определялась как учение о психических операциях в противовес структуралистскому учению о “психических элементах”.

Эти общие соображения не представляли ни но­вой теории, ни новой исследовательской программы. Тем не менее, они привлекли в Чикаго большое количество студёнтов, желавших специализироваться в области психологии. Сложилась так называемая чикаг­ская школа, из которой вышли десятки американских психологов.

Что касается методов, то в чикагской школе считалось целесообразным применять и интроспекцию, и объективное наблюдение (эксперимент тракто­вался как контролируемое наблюдение), и анализ продуктов деятельности. Чикагская школа Энджелла являлась научно-образовательной в том смысле, что в ней готовились в большом количест­ве кадры исследователей.

В целом функционализм оказался теоретически несостоятельным. Понятие "функция" в психологии (в отличие от физиологии, где оно имело прочное реальное основание) не было продуктивным. Оно не являлось ни теоретически продуманным, ни экспериментально обоснованным и справедливо от­вергалось. Ведь под функцией понимался исходящий от субъекта акт (восприятия, мышления и др.), изна­чально направленный на цель или проблемную ситуацию. Детерминация психологического акта, его отношение к нервной системе, его способность регули­ровать внешнее поведение— все это оставалось загадочным.

В атмосфере нараставшей слабости функционализ­ма зарождается новое психологическое течение. На смену американскому функционализму приходит би­хевиоризм.

 


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.004 сек.)