АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Смотрите на объект как будто в первый раз

Читайте также:
  1. I-IY Государственные Думы – первый опыт российского парламентаризма.
  2. III.2.1. Первый (ионийский) этап в древнегреческой натурфилософии. Учение о первоначалах мира. Миропонимание пифагореизма
  3. V. Включенная объективация
  4. VII. По степени завершенности процесса воздействия на объекты защиты
  5. VII.1. Вещи как объект правового регулирования
  6. VII.1. Субъект и объект познания
  7. Аварии на пожаров взрывоопасных объектах
  8. Аварии на пожаро– и взрывоопасных объектах
  9. Аварии на радиационно-опасных объектах
  10. Аварии на радиационно-опасных объектах
  11. Аварии на химически опасных объектах
  12. Авторское право: понятие, объекты и субъекты

Третья техника, связанная с видением: Видь, как будто впервые, прекрасную личность или обыкновенный объект.

Сначала некоторые основные положения; тогда вы сможете практиковать эту технику. Мы всегда смотрим на вещи старыми глазами. Вы приходите к себе домой; вы смотрите на все, не глядя на это. Вы все знаете - для вас нет необходимости смотреть на это. Вы входите во все это снова и снова много лет подряд. Вы подходите к двери, вы входите в дверь, вы, возможно, отпираете дверь. Но у вас нет необходимости смотреть.

Весь этот процесс происходит роботоподобно, механически, бессознательно. Если что-то не так... только если ваш ключ не под­ходит к замку, вы смотрите на замок. Если ключ подходит, вы никогда не смотрите на замок. Из-за механических привычек, из-за повторного выполнения снова и снова одного и того же вы утратили способность смотреть; вы утратили свежесть взгляда. Вы, на самом деле, утратили основные функции ваших глаз - запомните это. Вы, по существу, стали слепыми, потому что глаза вам не нужны.

Вспомните, когда вы последний раз смотрели на свою жену? Возможно, вы смотрели на свою жену или на своего мужа послед­ний раз несколько лет назад. Сколько лет вы не смотрели? Вы проходите, бросая мимолетный взгляд, но не смотрите. Идите сно­ва и взгляните на свою жену или на своего мужа, как если бы вы смотрели на них в первый раз. Почему? Потому что, если вы смот­рите в первый раз, ваши глаза будут наполнены свежестью. Они оживут.

Вы идете по улице, и мимо вас проходит прекрасная женщина. Ваши глаза оживают - светлеют. В них входит внезапное сияние. Эта женщина может быть чьей-то женой. Он не посмотрит на нее; он, возможно, так же слеп по отношению к ней, как вы слепы по отношению к своей жене. Почему? Глаза нужны в первый раз, во второй раз они нужны в меньшей степени, а в третий раз они вообще не нужны. После нескольких повторений вы становитесь слепыми.

Вы живете вслепую. Вспомните: когда вы встречаете своих де­тей, смотрите ли вы на них? Вы не смотрите на них. Привычка убивает глаза; глаза устают - снова и снова повторяется одно и то же. На самом деле, ничто не старо, только ваша привычка создает ситуацию, что вы так чувствуете. Ваша жена сегодня не такая, какой была вчера, она не может быть такой же; в противном случае она была бы чудом. Ни что не может быть тем же самым уже в следую­щий момент. Жизнь есть поток, все течет, ничто не остается тем же самым.

Не бывает одного и того же восхода солнца. В некотором смысле и солнце не является тем же самым. Каждый день оно новое; проис­ходят существенные изменения. И небо не будет тем же самым сегодня, такого утра никогда больше не будет. Каждое утро имеет свою собственную индивидуальность, и небо и его цвета не соберут­ся снова в тот же самый рисунок. Но вы продолжаете двигаться, как будто все является тем же самым.

Говорят, что ничто не является новым под этим небом. На самом деле, ничто не является старым под небом. Только глаза становятся старыми, привычными ко всему; тогда ничто не явля­ется новым. Для детей все является новым, вот почему все возбуж­дает их. Всего лишь цветной камушек на пляже, и этого достаточно для их возбуждения. Вас не взволнует даже сам Бог, входящий в ваш дом. Вы скажете: «Я знаю его, я читал о нем». Дети так возбуждаются, потому что их глаза являются свежими и новыми, и все для них является новым миром, новым измерением.

Посмотрите на детские глаза - на их свежесть, на излучаемую жизненность, на их живость. Они выглядят подобно зеркалу, мол­чаливые, но проникающие. Только такие глаза могут постичь внут­реннее.

Итак, эта техника гласит: Видь, как будто впервые, прекрасную личность или обыкновенный объект. Подойдет все, что угодно. По­смотрите на свои ботинки. Вы использовали их в течение несколь­ких лет, но взгляните на них так, как будто вы делаете это в первый раз, и увидьте разницу; качество вашего сознания внезапно изме­нится.

Интересно, видели ли вы картину Ван Гога, на которой изобра­жен его ботинок. Это одна из редчайших вещей. На ней только старый ботинок - усталый, печальный, как будто находящийся на краю смерти. Это всего лишь старый ботинок, но взгляните на него, почувствуйте его, и вы ощутите, через какую долгую и беспокойную жизнь должен был пройти этот ботинок. Он так печален, он просто просит, чтобы его взяли из жизни, он истощен полностью, все его нервы измотаны, это просто старый человек, старый ботинок. Это одна из наиболее оригинальных картин. Но как смог Ван Гог уви­деть это?

У вас даже более старые ботинки - более усталые, более мертвые, более печальные, подавленные, - но вы никогда не смотрели на них, на то, что вы сделали с ними, на то, как вы вели себя с ними. Они рассказывают историю вашей жизни, потому что это ваши ботинки. Они могут рассказать о вас все. Если бы они умели писать, они написали бы наиболее достоверную биографию того человека, с которым им пришлось жить - каждое настроение, каждое выраже­ние лица. Когда их владелец был влюблен, он обращался с ними одним образом, когда он был сердит - другим. Ботинки здесь были не при чем, но все оставляло на них след.

Посмотрите на картину Ван Гога, и вы поймете, что он мог увидеть в ботинках. Здесь все - вся биография того человека, кото­рый владел ими. Но как он мог увидеть? Чтобы быть художником, нужно восстановить детский взгляд, его свежесть. Он умеет смот­реть на все - даже на самые обыкновенные вещи. Он умеет смотреть!

Сезанн нарисовал стул, просто обыкновенный стул; вы можете даже удивиться... зачем рисовать стул? В этом нет необходимости. Но он работал над этой картиной несколько месяцев. Вы можете не остановиться даже на один момент, чтобы взглянуть на него, а он работает над ним в течение месяцев, поскольку он может смотреть на стул. Стул имеет свою собственную душу, свою собственную историю, свои собственные страдания и удачи. Он жил, он прошел через жизнь. Он имеет свои собственные переживания, свою па­мять. Все это показано в картине Сезанна. А вы смотрите на свой стул? Никто на него не смотрит, никто его не чувствует.

Подойдет любой объект. Эта техника предназначена только для того, чтобы сделать ваши глаза свежими - настолько свежими, живыми, излучающе жизненными, чтобы они могли двигаться внутрь и чтобы вы могли взглянуть на свое внутреннее «я». Видь, как будто впервые. Сделайте своим правилом видеть все, как будто в первый раз, и когда-то, вдруг, вы будете поражены тем, какой пре­красный мир вы упустили. Внезапно осознайте это и взгляните на свою жену, как будто вы делаете это в первый раз. И будет неудиви­тельным, если вы снова почувствуете ту же любовь, которую вы испытывали в первый раз, тот же прилив энергии, то же самое влечение во всей его полноте. Но смотрите, как будто в первый раз, на прекрасную личность или обыкновенный объект. Что при этом происходит? Вы восстанавливаете свое зрение. Вы слепы. Прямо сейчас, такие, какие вы есть, вы слепы. И эта слепота является более фатальной, чем физическая слепота, потому что глаза у вас есть, но, тем не менее, видеть вы не можете.

Иисус говорил много раз: «Имеющий глаза, да увидит. Имею­щий уши, да услышит». Может показаться, что он обращается к слепым или глухим. Но он продолжает повторять это. Кем он был - руководителем некоего заведения для слепых? Он продолжает повторять: «Если у вас есть глаза, узрите». Он, должно быть, говорил с обычными людьми, имеющими глаза. Но почему такая настой­чивость: «Если у вас есть глаза, узрите». Он говорит о глазах, кото­рые может дать вам эта техника.

Смотрите на все, мимо чего вы проходите, как будто в первый раз. Сделайте это своим постоянным состоянием. Прикасайтесь ко всему, как будто в первый раз. Что при этом произойдет? Если вы сможете делать это, вы будете освобождены от своего прошлого. Бремя, бездна, грязь, накопленные переживания - от всего этого вы освободитесь.

Каждое мгновение двигайтесь от прошлого. Не позволяйте ему входить в вас, не допускайте, чтобы вы несли его - оставьте его. Смотрите на все, как будто в первый раз. Это великая техника, которая предназначена для того, чтобы освободить вас от прошлого. Тогда вы постоянно находитесь в настоящем, постепенно вы сбли­зитесь с настоящим. Тогда все будет новым. Тогда вы будете в состоянии понять высказывание Гераклита о том, что нельзя дваж­ды войти в одну и ту же реку.

Вы не можете увидеть человека дважды - одного и того же человека, - потому что ничто не является статичным. Все является подобным реке, все течет, течет и течет. Если вы освобождены от прошлого и если вы имеете взгляд, который может видеть настоя­щее, то вы войдете в существование, в экзистенцию. И это вхожде­ние будет двояким: вы войдете во все, в его душу, и вы войдете также в самого себя, потому что настоящее является дверью. Все техники медитации тем или иным способом пытаются дать вам возмож­ность жить в настоящем. Так что эта техника является одной из наиболее прекрасных техник - и, к тому же, достаточно легкой. Вы можете попробовать ее без какого-либо опасения.

Если вы смотрите свежими глазами, даже проходя по той же самой улице, то это новая улица. Встречая своего старого друга так, как будто он является незнакомцем, глядя на свою жену так, как вы глядели на нее в первый раз, когда вы были еще не знакомы, можете ли вы, в действительности, сказать, что он или она все еще не является незнакомцем? Вы, возможно, жили со своей женой двад­цать лет, тридцать лет, сорок лет, но можете ли вы сказать, что вы знакомы с ней? Она все еще незнакомка, вы два незнакомца, живу­щие вместе. Вы знаете внешние привычки друг друга, внешние реакции, но внутреннее ядро существа остается неизвестным, не­тронутым.

Взгляните снова свежим взглядом, как в первый раз, и вы уви­дите того же самого незнакомца. Ничто, ничто не становится ста­рым; все является новым. Это придаст свежесть вашему взгляду, ваши глаза станут невинными. Эти невинные глаза могут видеть. Эти невинные глаза могут войти во внутренний мир.

 

Глава 6 (22)

РАСКРЫТИЕ ТРЕТЬЕГО ГЛАЗА

15 декабря 1972 года, Бомбей, Индия

Вопросы:

Как техники, связанные с видением, воздействуют на третий глаз?

Почему психологи-практики имеют такие напряженные и пугающие глаза?

Почему остановка движений глаз создает психическое напряжение?

Первый вопрос:

Объясните, пожалуйста, взаимоотношения между двумя глаза­ми и третьим глазом. Каким образом техники, связанные с видени­ем, воздействуют на третий глаз?

Прежде всего, следует понять два момента. Во-первых, энергия третьего глаза является, в действительности, той же самой энер­гией, которая движется через два обычных глаза - это та же самая энергия. Она начинает двигаться в новый центр. Третий глаз уже здесь, но он не функционирует, он не может видеть до тех пор, пока обычные глаза не станут невидящими.

В него должна двигаться та же самая энергия. Когда энергия не движется в два обычных глаза, она может двигаться в третий глаз, и когда она движется в этот третий глаз, два других глаза становятся невидящими. Они будут присутствовать, но вы не сможете видеть через них. Та энергия, которая смотрит через них, будет отсутство­вать; она будет двигаться через новый центр. Этот центр расположен между этими двумя глазами. Он уже здесь, он уже сформирован; в любой момент он может начать функционировать. Но для функци­онирования он нуждается в энергии, та же самая энергия должна быть направлена в другую сторону.

Во-вторых, когда вы смотрите через два глаза, вы смотрите через физическое тело. Третий глаз же не является частью физиче­ского тела. Он является частью второго тела, невидимого - тонкого тела, сукшма шарир. Он имеет соответствующее место в физиче­ском теле, но он не является частью его. Вот почему психологи не могут поверить, что существует третий глаз или что-то подобное ему, поскольку вы можете исследовать свой череп, проникнуть в него, просветить рентгеновскими лучами, и вы не найдете там ни­какого места, никакой физической сущности, о котором можно было бы сказать, что это третий глаз. Третий глаз является частью тонкого тела, сукшма шарир.

Когда вы умираете, умирает ваше физическое тело, а ваше тон­кое тело, сукшма шарир, перемещается вместе с вами; оно прини­мает другое рождение. Пока тонкое тело не умрет, вы никогда не сможете освободиться от цикла рождений и умираний, повторных рождений и повторных умираний. Этот цикл будет повторяться.

Третий глаз принадлежит тонкому телу. Когда энергия течет через физическое тело, вы смотрите через физические глаза. Вот почему при помощи физических глаз вы не можете увидеть ничего другого, кроме физического, кроме материального. Два глаза явля­ются физическими. Через эти два глаза вы не можете увидеть что-либо, что не является физическим.

Только при функционировании третьего глаза вы можете войти в другое измерение. Тогда вы сможете увидеть вещи, которые для физических глаз невидимы, но видимы для тонких глаз. Если вы смотрите на человека при функционировании третьего глаза, вы смотрите не на его тело, а на его душу, на его дух, на его сущность - совсем так же, как физическими глазами вы смотрите на физиче­ское тело, но не можете увидеть его душу. То же самое имеет место, когда вы смотрите через третий глаз: вы смотрите, но тела перед вами нет, есть только то, что обитает в теле.

Запомните эти два момента. Во-первых, в обоих случаях должна двигаться одна и та же энергия. Ее следует удалить из обычных физических глаз и позволить ей двигаться через третий глаз. Во-вторых, третий глаз не является частью физического тела. Это часть тонкого тела, второго тела, находящегося внутри. Поскольку он является частью тонкого тела, то в те моменты, когда вы смотрите из него, вы смотрите на тонкий мир. Вот вы сидите здесь. Если бы здесь сидел какой-нибудь призрак, дух, вы не смогли бы увидеть его, но если бы ваш третий глаз функционировал, вы бы смогли увидеть его, поскольку тонкие сущности могут быть видны только тонким глазом.

Как третий глаз связан с этими техниками? Эта связь является очень глубокой. Эти техники, на самом деле, предназначены для открытия третьего глаза. Если ваши два глаза полностью останови­лись, если они стали неподвижными, статичными, «камнеподобными», то энергия прекращает течь через них. Если вы их остановите, то энергия перестанет течь через них. Энергия течет - вот почему они двигаются. Вибрации, движение - все это обуслов­лено течением энергии. Если энергия не движется, то ваши глаза станут, подобны глазам мертвого человека - камнеподобными, мер­твыми.

Смотрение в одно место, пристальное смотрение на него без позволения глазам перемещаться на что-либо другое создаст ста­тичность. Внезапно, та энергия, которая двигалась через эти два глаза, перестает через них двигаться. А энергия должна двигаться, энергия не может быть статичной. Когда эти глаза закрыты для энергии, если внезапно оказывается, что дверь закрыта, и энергия не может течь через эти глаза, то она пытается найти себе новый путь. А третий глаз как раз рядом, как раз между двумя бровями, на полдюйма вглубь. Это как раз рядом - ближайшая точка.

Если ваша энергия перестает быть связанной с этими двумя глазами, то первое же, что может случиться - это то, что она начнет двигаться через третий глаз. Это подобно тому, что вода течет, а вы закрыли одно отверстие: она найдет другое - ближайшее, которое может быть найдено с минимальными усилиями. Она найдет его автоматически; вы не должны для этого что-то специально делать. Вы должны просто перекрыть движение энергии через эти два глаза, и тогда энергия найдет свой собственный путь, и будет двигаться через третий глаз.

Это движение энергии через третий глаз перенесет вас в другой мир. Вы начнете видеть вещи, которых никогда не видели, вы на­чнете ощущать то, чего никогда не ощущали, вы начнете чувство­вать запахи, которых никогда не чувствовали. Начнет функционировать новый мир, тонкий мир. Он уже здесь. Глаз здесь; этот мир, тонкий мир, уже здесь. Оба они здесь, но еще не обнару­жены, не раскрыты.

Если вы функционируете в этом направлении, то для вас многое станет явным. Если, например, человек должен умереть, а ваш тре­тий глаз функционирует, то вы немедленно поймете, что человек собирается умереть. Никакой физический анализ, никакой физи­ческий диагноз не сможет сказать, что он определенно умрет. Мы, в крайнем случае, можем говорить о некоторой вероятности этого. Мы можем говорить, что он, возможно, умрет, и это утверждение будет условным: «Если то-то и то-то останется без изменений, то он может умереть; если предпринять то-то и то-то, то он может и не умереть».

Медицинский диагноз не может быть еще уверенным относи­тельно смерти. Почему? Такое значительное развитие науки и такая большая неопределенность относительно смерти! Медицинская на­ука, в действительности, пытается сделать вывод о смерти, заклю­чение о смерти на основе физических симптомов, но смерть является тонким явлением, не физическим. Это невидимое явление совсем другого измерения. Но при наличии функционирующего третьего глаза вы вдруг почувствуете, что человек собирается уме­реть. Как вы это почувствуете? Смерть оказывает свое воздействие на все окружающее. Если человек должен умереть, то смерть уже разлила здесь свою тень, и эта тень может быть почувствована третьим глазом в любой момент.

Когда рождается ребенок, то тот, кто имеет очень глубокую практику использования третьего глаза, может в тот же момент увидеть время его смерти. Но тогда тень является очень тонкой. Когда человек должен умереть через шесть месяцев, тогда кто угод­но, у кого третий глаз хоть немного функционирует, может увидеть, что через шесть месяцев придет смерть. Тень становится более темной. Вокруг вас, на самом деле, расположены темные тени и их можно увидеть, но не этими двумя глазами.

Третьим глазом вы начинаете видеть ауры. К вам подходит человек; он не может обмануть вас, потому что, что бы он ни гово­рил, не имеет значения, если не соответствует его ауре. Он может утверждать, что он никогда не сердится, но его красная аура покажет, что он наполнен гневом. Он не сможет обмануть вас в тех отноше­ниях, в которых это связано с аурой, потому что он совсем не осознает свою ауру. Обо всем, о чем он говорит, можно судить по его ауре, можно понять, прав он или не прав. При наличии третьего глаза вы начинаете видеть сияния, ауры.

Как посвящали в прежние времена? Пока аура не становилась правильной, мастер ждал, потому что исполнение вашего желания в данном случае не имеет значения. Вы могли желать быть посвя­щенным, но этого было недостаточно до тех пор, пока ваша аура не скажет, что вы готовы. Так что ученик мог ожидать годами, пока его аура не будет готова; его желание быть посвященным ничего не значило - это было тщетным. Иногда человек должен был ожидать в течение нескольких жизней.

Будда, например, в течение многих лет сопротивлялся искуше­нию посвящать женщин. На него оказывали такое большое давле­ние, и все же он отвергал это. В конце концов, он согласился посвящать женщин, но тогда он сказал: «Теперь моя религия не проживет и пятисот лет; я пошел на компромисс. Но поскольку вы вынуждаете меня, я буду посвящать женщин».

В чем заключалась причина, почему он не желал посвящать женщин? Одной из основных причин была следующая: у мужчин легко управлять сексуальной энергией. Мужчина легко может стать безбрачным. С женским телом это трудно, потому что менструации являются регулярным явлением - бессознательным, неконтроли­руемым, самопроизвольным. Извержение семени можно контролировать, но менструации контролировать нельзя. Если же вы пытаетесь управлять ими, то это оказывает на тело очень плохое воздействие.

В период менструаций аура женщины полностью меняется: она становится сексуальной, агрессивной, подавленной. Все это отри­цательное окружает женщину, и это случается каждый месяц. Толь­ко из-за этого Будда не был готов посвящать женщин. Он говорил, что это трудно, потому что каждый месяц менструации периодиче­ски повторяются и с этим ничего нельзя поделать по собственной воле. Что-то может быть сделано, но во времена Будды это было трудно. В настоящее время это может быть сделано.

Махавира полностью отрицал какую-либо возможность для женщины освободиться от своего тела. Он утверждал, что женщина должна быть рождена снова в теле мужчины, а уж тогда она может быть освобождена. Так что для женщины все усилия должны были быть направленными на то, чтобы претерпеть новое рождение в качестве мужчины. Почему? Проблема заключается в ауре.

Если вы посвящаете женщину, то каждый месяц она будет при­ходить в состояние, когда все усилия оказываются напрасными. В этом не было дискриминации, не делалось никаких предположений о равенстве или неравенстве мужчины и женщины; проблема была не в этом. Но для Махавиры проблема заключалась в следующем: как помочь? И он нашел самый легкий путь: помочь женщине повторно родиться в качестве мужчины. Это было легче. Это озна­чало, что женщина должна была ждать следующей жизни, а все усилия ее должны были быть направлены к той цели, что она должна родиться в мужском теле.

Махавире это казалось более легким, чем посвятить женщину, потому что каждый месяц она возвращалась к своему первоначаль­ному состоянию, и все усилия пропадали зря. Но эти две тысячи лет сделали многое. Особенно много сделала тантра.

Тантра открыла многие двери, она является единственной сис­темой в мире, которая не делает никаких различий между мужчи­ной и женщиной. Скорее наоборот, она утверждает, что женщина более легко может добиться освобождения, и причина в этом та же самая, но посмотреть на нее нужно под другим углом. Тантра утвер­ждает, что, поскольку женское тело периодически регулируется, то она более легко может отделить себя от своего тела, чем мужчина. Поскольку ум мужчины в большей степени связан с телом, то он может контролировать его. Ум мужчины больше связан с телом; вот почему он может контролировать свое сексуальное поведение.

Женский ум не в такой степени связан с телом. Тело функцио­нирует как автомат - по-другому, в другой плоскости, и женщина ничего не может с ним поделать. Ее тело подобно автоматическому механизму; оно продолжает действовать. Тантра утверждает, что в связи с этим женщина легко может отделить себя от своего тела. А если это становится возможным - такое отделение, создание такого промежутка, - тогда никаких проблем нет.

Так что это очень парадоксальная вещь: если женщина решит стать посвященной и отделить себя от своего тела, она сможет более легко поддерживать свою чистоту, чем мужчина. Если отделение от тела произошло, то она может полностью забыть о теле. Мужчина очень легко может отделить себя от тела, очень легко может контро­лировать его. Его ум в большей степени связан с телом. Вот почему он может управлять телом, но тогда он должен будет управлять им каждый день, непрерывно. А поскольку женский секс является пас­сивным, ей очень легко расслабиться по отношению к сексу. Муж­ской секс является активным. Мужчине легко контролировать его, но трудно расслабиться по отношению к нему.

Итак, тантра пытается отыскать много, много способов - она является единственной системой, утверждающей, что между муж­чиной и женщиной нет разницы, что строение женщины даже мо­жет быть использовано. Таким образом, тантра является единственным путем, который предоставляет женщине равный статус с мужчиной. Любая другая религия, что бы она там ни гово­рила, в глубине своей считает, что женщина ниже мужчины. Это может быть христианство, это может быть ислам, это может быть джайнизм, это может быть буддизм, но в глубине своей они думают так, и причиной этого является диагноз, осуществляемый с исполь­зованием третьего глаза и ауры - формирование определенной ауры каждый месяц во время менструаций.

При наличии третьего глаза вы приобретаете способность ви­деть вещи, которые здесь, но которые вы не видите обычными глазами. Все методы, связанные с видением, воздействуют на тре­тий глаз, поскольку процесс смотрения означает движение некото­рой энергии по направлению от вас к внешнему миру. Если поток энергии будет внезапно заблокирован, то энергия найдет другой путь, а третий глаз совсем рядом.

В Тибете проводились даже хирургические операции над треть­им глазом. Иногда случается так, что ваш третий глаз блокируется, потому что вы не пользовались им в течение тысячелетий. Если третий глаз заблокирован и вы останавливаете свои глаза, то вы будете испытывать некоторое неудобство, поскольку энергия име­ется, но ей некуда течь. В Тибете разработали некоторые операции для прочистки соответствующего прохода. Это может быть сделано. А если это не сделано, то многое может случиться.

Как раз два или три дня назад одна из санньясинок - она нахо­дится здесь - пришла ко мне. Она сказала: «На месте третьего глаза я ощущаю сильный жар». И это было не только ощущение, ее кожа была обожжена так, как будто что-то обожгло ее снаружи. Ощуще­ние, жжение было внутри, но это повлияло и на кожу. Она стала сильно обожженной. Она была напугана - что происходит? Ощуще­ние было приятным, теплота была очень приятной, как будто что-то таяло. Что-то происходило - ведь даже физическое тело было затро­нуто, как будто к нему действительно прикоснулось пламя.

В чем причина? Третий глаз начал функционировать, энергия начала течь в него. Он был холодным в течение многих жизней; через него никогда не двигалась энергия. Когда через него в первый раз начинает двигаться энергия, ощущается тепло. Когда через него впервые движется энергия, то ощущается некоторое жжение. И вследствие того, что принудительно должен образоваться проход, это может стать похожим на прожигание огнем. Это концентриро­ванная энергия стучится в третий глаз.

У нас, в Индии, мы наносим на место третьего глаза знак из порошка сандалового дерева, перетопленного жидкого масла из мо­лока буйволицы и другие вещества. Мы называем эту отметку тилакой. Она наносится как раз на место третьего глаза, чтобы дать ему некоторое охлаждение снаружи. Поэтому, если внутри появля­ется теплота и двигается огонь, то это не оказывает влияния на кожу снаружи. Может обгореть не только кожа, иногда могут даже обра­зовываться отверстия в черепе.

Я читал одну из самых проникновенных книг об одной из очень глубоких тайн существования человека на Земле. Всегда были пред­положения, что человек пришел с какой-то другой планеты, потому что, как кажется, нет никакой возможности, чтобы человек вдруг мог развиться на Земле. Кажется невозможным, чтобы человек мог эволюционировать из бабуина или из шимпанзе. Между ними нет никакой связи, потому что, если бы человек произошел от шимпан­зе, то были бы какие-то связующие звенья - нечто, расположенное между шимпанзе и человеком, - но таких звеньев не существует. При всех имеющихся в настоящее время данных и открытиях, мы не обнаружили еще ни единого скелета, ни единого черепа или чего-то подобного, о чем мы могли бы сказать, что это связующее звено между шимпанзе и человеком.

Эволюция предполагает какие-то шаги. Шимпанзе не может внезапно превратиться в человека - все должно следовать стадиями, постепенно. Но доказательств нет, поэтому теория Дарвина остает­ся гипотезой. Промежуточных звеньев не существует.

Поэтому всегда существовали фантастические предположения, что человек появился на Земле внезапно. Был найден череп челове­ка, датируемый сотнями тысяч лет назад. Но по сравнению с дру­гими черепами в нем нет ничего особенного. Это такой же тип черепа, с таким же мозгом, с такой же структурой. Что касается структуры мозга, мы действительно не эволюционировали.

Так что кажется вероятным, что человек внезапно появился на Земле. Он, должно быть, пришел с какой-то другой планеты. Сей­час, например, мы можем путешествовать в космосе, и если мы найдем какую-то планету, на которой стоит жить, мы заселим ее; тогда там внезапно появится человек. Я читал одну книгу о таком предположении, в которой автор находит много доказательств в пользу такой гипотезы.

Есть одна вещь, которую я хотел бы рассказать вам в связи с этим вопросом о техниках. Автор книги нашел один череп в Мекси­ке и один - в Тибете. Оба этих черепа имеют отверстия на месте третьего глаза, причем отверстия таковы, что они могли быть про­деланы только ружейной пулей. Черепа имеют возраст от полумил­лиона до миллиона лет. Если бы отверстия были сделаны стрелой, то они не могли бы быть круглыми. Они такие круглые, что они не могли быть сделаны стрелой; только пуля может сделать такие отверстия. На основании этого автор пытается доказать, что мил­лион лет назад существовали пули. Как, в противном случае, могли быть убиты эти два человека?

На самом деле, это ничего не доказывает относительно пуль. Такое отверстие может появиться, когда третий глаз полностью заблокирован, и внезапно начинает двигаться энергия. Эта энергия подобна пуле, вылетающей изнутри. Это концентрированное пла­мя; оно может сделать отверстие. Эти два черепа с отверстиями демонстрируют не то, что эти люди были убиты пулями, а что имели место явления, связанные с третьим глазом. Третий глаз был полностью заблокирован; энергия стала концентрированной. Глаза были полностью остановлены; энергия не могла больше двигаться и образовалось пламя. Затем произошел взрыв. Как раз для того, чтобы таких случаев не происходило, на Тибете были открыты и просто для того, чтобы влиять на кого-то, оказать на кого-то впечат­ление или подавить кого-то. Их глаза будут испытывать напряже­ние, потому что они наполнены энергией, большим количеством энергии, чем это допустимо. Их глаза будут красными, напряжен­ными, и если вы посмотрите на них, вы почувствуете внезапный трепет: они используют свои глаза для осуществления своей пол­итики. Если они смотрят на вас, то они посылают свою энергию, чтобы подавить вас. При помощи глаз очень легко управлять чело­веком.

Таков был случай Распутина, который управлял Россией до Ленина, пользуясь при этом только своими глазами. Он был обыч­ный крестьянин, необразованный, но у него были очень магнетичные глаза, и он понял, как можно использовать их. В тот момент, когда он смотрел на вас, вы забывали о себе, и в этот момент он мог телепатически послать вам любой приказ, и вы бы выполнили его. Таким образом, он управлял царем и царицей, царской семьей, а через них и всей Россией. Ничто не могло быть сделано помимо его воли.

Вы также можете иметь такие глаза - это не трудно. Вам нужно только научиться, как приводить к глазам энергию всего вашего тела. Они становятся наполненными энергией, а затем, когда вы посмотрите на кого-нибудь, энергия начнет истекать по направле­нию к нему. Она окутает человека, проникнет в его ум, и при таком шоке потоком энергии его мышление прекращается. И это не такая редкая вещь, которая случается только с человеком, это происходит во всем животном мире. Имеется много животных, которые будут только смотреть на свою жертву, и если жертва посмотрит на них, то она обречена. Тогда глаза жертвы фиксируются; она не может двигаться, она не может убежать.

Охотники хорошо это знают и развивают у себя очень сильно­действующий взгляд, потому что они всегда ищут животных в тем­ноте. Их глаза становятся могущественными. В силу специфики своей работы воры и охотники постепенно и автоматически накап­ливают в своих глазах больше энергии.

Вдруг, внезапно, перед охотником появляется лев, а он без ору­жия и не может ничего сделать. И вот что всегда делается: охотник может пристально смотреть в глаза льва, и тогда все будет зависеть оттого, у кого более магнетичные глаза - у охотника или у льва. Если лев является менее магнетичным и охотник может привести всю свою энергию в глаза... А это легко, он может сделать это, потому что, когда смерть рядом, можно что-то сделать. Когда смерть рядом, охотник может поставить на кон всю свою энергию. Если охотник сможет прямо смотреть льву в глаза, забыть обо всем и просто смотреть, если он сам может стать только взглядом, тогда из его глаз будет истекать вся его энергия и лев убежит. Он будет дрожать от страха.

Вы можете заставить всю свою энергию течь через глаза, но когда вы будете делать это, ваши глаза будут напряженными: вы будете не в состоянии спать, вы будете не в состоянии расслабиться. Поэтому все те, кто старается властвовать над другими, не будут иметь покоя. Если вы посмотрите на их лица, вы увидите, что их глаза являются живыми, но их лица - мертвые. Посмотрите на гипнотизера: его глаза будут очень живыми, но его лицо будет мертвым, потому что его глаза высасывают всю энергию и другим частям тела ничего не остается.

Не делайте этого, потому что господствовать над кем-либо дру­гим бесполезно. Единственно полезным является господство над самим собой. Это бесполезный расход вашей энергии. При этом ведь ничего не достигается - лишь эгоистичное ощущение того, что вы господствуете. Все это - зло, черная магия. В этом различие между черной магией и белой магией. Черная магия означает ис­пользование и расход своей энергии для управления другими. Бе­лая магия означает использование тех же методов, но в этом случае ваша энергия используется на управление вашей собственной жиз­нью, на то, чтобы стать хозяином самого себя.

Иногда происходит нечто, подобное этому... Если среди вас на­ходится будда, вы будете подавляться им, хотя он и не манипули­рует вами. Он и не пытается управлять вами, но вы будете подавляться им, потому что он является хозяином самого себя. И он в такой степени хозяин, что каждый, кто находится около него, становится его рабом. Но с его стороны не делается никаких созна­тельных усилий. Скорее наоборот, он будет постоянно настаивать: «Будьте хозяином самого себя - запомните это». И эта настойчи­вость связана как раз с вышеупомянутыми фактами.

Будда знает, что каждый, кто находится рядом с ним, становит­ся рабом. Он ничего для этого не делает, он не пытается никем управлять, но он знает, что так случится. Его последние слова были: «Будьте светом для самих себя».

Он умирал и за день до смерти Ананда спросил его: «Когда тебя больше не будет, что будем делать мы?»

Он ответил: «Хорошо, что меня больше не будет. Тогда вы смо­жете быть хозяевами самих себя. Будьте светом для самих себя; забудьте обо мне. Это хорошо, потому что, когда меня больше не будет, вы освободитесь от моего господства».

Тот, кто пытается подавлять других, любым способом постара­ется сделать из вас раба. Это сатанинское зло. Те, кто уже стал собственным хозяином, помогут вам стать хозяевами, они всеми способами будут стараться устранить свое влияние. Это может быть сделано многими способами.

Я расскажу вам об одном из недавних случаев. Успенский, луч­ший ученик Гурджиева, работал под его руководством в течение десяти лет. Под руководством Гурджиева было очень трудно рабо­тать. У него были огромные магнетические способности. Он притя­гивал всех, кто находился рядом с ним.

Находясь рядом с таким человеком, вы или притягиваетесь к нему, или начинаете бояться его и выступаете против него, но вы не можете остаться к нему безразличными. Вы или за, или против; вы не можете быть безразличными к таким людям. И это выступление против - есть всего лишь мера безопасности. Если вы вращаетесь вокруг человека с высоким уровнем магнетизма, то вы или стано­витесь его рабом, или - только для защиты самого себя - станови­тесь его врагом.

Успенский пришел к нему, остался с ним, работал с ним, и общались они не в области теоретических знаний. Гурджиев был человеком действия. Он давал техники, а вы должны были работать. Затем Успенский достиг некоторого уровня кристаллизации. Он стал цельным человеком, он был трансформирован. Он не был еще полностью просветленным, но он спал уже не так крепко, как вы. Он находился в промежутке, как раз на границе.

Когда вы чувствуете, что приближается утро, то вы начинаете прислушиваться к шумам, которые указывают на приближение утра; вы спите, но не полностью. Вы спите как раз на краю пробуж­дения. Вы еще не проснулись, вы можете заснуть опять. Вы находи­тесь на границе, вы близки к пробуждению.

И когда Успенский был близок к пробуждению, он думал, что Гурджиев поможет ему в большей степени, потому что был как раз подходящий момент. Но вдруг Гурджиев стал вести себя таким странным образом, что Успенскому пришлось его покинуть. Он вдруг начал вести себя по отношению к нему таким странным образом, делал такие абсурдные вещи, такие, казалось, противоре­чивые, несущественные действия, что Успенский вынужден был покинуть его по собственному желанию.

Гурджиев никогда не прогонял его. Успенский оставил его по собственному почину, пошел против него, утверждал, что тот сошел с ума. Он сам стал учить и он всегда говорил: «Я учу вас по Гурджиеву, моему учителю, но в настоящее время он сошел с ума». Он говорил: «Согласно раннему Гурджиеву...» Он не говорил о позднем Гурджиеве.

Но основной причиной того, что Гурджиев сделал это, было глубокое сострадание. Был момент, когда Успенский должен был остаться один; в противном случае он попал бы в постоянную зави­симость. Подошел момент, когда он должен был быть отброшен, причем таким образом, чтобы он никогда не понял, что это было сделано сознательно.

Люди, подобные Будде или Гурджиеву, будут воздействовать на вас без каких-либо сознательных усилий со своей стороны, вы бу­дете притягиваться к ним. Но они всеми способами будут стараться, чтобы вы не притягивались к ним таким образом, чтобы вы не притягивались гипнотически, чтобы вы не подавлялись ими. И они помогут вам стать хозяевами, встать на свои собственные ноги.

У тех, кто пытается подавить других, глаза будут напряженны­ми, злыми. Вы не будете чувствовать в их глазах невинности, вы не будете ощущать в их глазах чистоты. Вы будете ощущать притяже­ние, но это притяжение подобно алкоголю. Вы будете ощущать магнетическое притяжение, но это притяжение будет направлено не на то, чтобы освободить вас, а на то, чтобы поработить.

Никогда не используйте свою энергию для подавления кого-либо. В связи с этим Будда, Махавира, Иисус все время втолковы­вают вам, что в тот момент, когда вы входите в духовный поиск, вы должны быть наполнены любовью ко всему, даже к своему врагу - потому что, если вы будете наполнены любовью, вы не будете вов­лечены во внутреннее насилие, которое желает господствовать.

Противоядием может стать только любовь. В противном случае, когда к вам притекает энергия, и вы переполнены ею, вы начнете подавлять кого-то. Это происходит каждый день. Через меня про­шло много, много людей... Я начинаю помогать им, они немного вырастают, и в тот момент, когда они чувствуют, что к ним прихо­дит какая-то энергия, они начинают подавлять других, они пыта­ются использовать это.

Запомните, никогда не используйте духовную энергию для по­давления других. Вы зря тратите свои усилия. Рано или поздно вы снова будете пустыми и, вдруг, вы упадете. Это в чистом виде поте­ря, но этим очень трудно управлять, потому что вы начинаете осознавать, что теперь вы можете что-то сделать. Если вы прикоснетесь к больному, и он выздоровеет, как вы сможете удержаться от того, чтобы теперь не прикоснуться к другому? Как вы сможете сопро­тивляться этому?

Если вы не сможете сопротивляться, вы будете напрасно рас­трачивать свою энергию. С вами что-то случилось, но скоро вы отбросите это, как нечто ненужное. А ваш ум, на самом деле, на­столько хитер, что вы можете только думать о том, что, излечивая других, вы помогаете им. Это может быть только хитрым трюком ума, поскольку, если у вас нет любви, то, как вас могут трогать болезни других людей, их недомогания, их здоровье? Они вас не беспокоят. Сейчас, на самом деле, значение имеет ваша власть над людьми. Если вы можете излечивать людей, то вы можете и управ­лять ими.

Вы можете говорить: «Я только помогаю им», но даже в своей помощи вы просто пытаетесь подавить их. Ваше эго будет удовлет­ворено. Это станет пищей для вашего эго. Поэтому все старые трак­таты говорят о том, чтобы остерегаться этого. Они говорят о том, что следует остерегаться, потому что когда к вам приходит энергия, вы находитесь у опасной черты. Вы можете потратить ее, вы можете отбросить ее. Когда вы почувствуете в себе энергию, пусть это будет вашим секретом; не давайте никому знать об этом.

Иисус сказал: «Если ваша правая рука делает что-либо, не по­зволяйте левой руке знать об этом». В суфийской мистической традиции утверждается, что когда начинает притекать энергия, то не следует даже молиться перед другими, не следует ходить в мечеть с другими. Почему? Когда энергия притекает, когда кто-то молится, и рядом присутствуют люди, то они немедленно почувствуют, что что-то происходит. Поэтому суфии говорят, что в этом случае вы должны совершать свои молитвы глубокой ночью - в полночь, - когда все спят, и никто не сможет понять, что с вами что-то проис­ходит. Никому не говорите о том, что с вами происходит.

Но ваш ум очень болтлив. Если с вами что-то происходит, то вы немедленно идете и распространяете хорошую новость, что с вами что-то произошло. Тогда вы напрасно израсходовали свою энер­гию. И если вы произвели на людей впечатление, то все, что вы приобретете - это хорошее мнение и ничего больше. Это не очень выгодная сделка. Подождите! Наступит момент, когда ваша энер­гия накопится; она достигнет такого состояния, когда она будет интегрированной, трансформированной. Тогда вокруг вас начнет нечто случаться без каких-либо усилий с вашей стороны. И только тогда сможете вы помочь другим стать своими собственными хо­зяевами, - когда вы сами станете своим собственным хозяином.

Я вспоминаю одного суфийского мистика Джуннаида. Однаж­ды к нему пришел человек и сказал: «Джуннаид, мастер, великий мастер, я пришел узнать твой внутренний секрет. Люди говорят, что у тебя есть золотой секрет, и что до сих пор ты никому о нем не поведал. Я сделаю все, что бы ты ни попросил, но расскажи мне свой секрет».

Джуннаид ответил: «Я хранил его, прятал его в течение тридцати лет, а сколько времени можешь ждать ты? Ты должен приготовить­ся к этому. Я хранил этот секрет тридцать лет, но я открою его тебе. Но сколько времени ты сможешь потерпеть?»

Человек испугался, запаниковал. Он сказал: «А сколько ты пред­лагаешь?»

Джуннаид ответил: «Как минимум, тридцать лет. Это не очень много, я многого не прошу».

Человек сказал: «Тридцать лет? Я обдумаю это».

Но Джуннаид сказал ему: «Тогда, если ты снова придешь, я уже не буду готовым уступить тебе этот секрет через тридцать лет. По­мни, если ты решишь это прямо сейчас, тогда все в порядке. В противном случае я тоже должен буду подумать еще раз». И человек согласился.

Говорят, что он оставался с Джуннаидом в течение тридцати лет. Затем, наконец, подошел день, когда он пришел к Джуннаиду и сказал ему: «Теперь сообщи мне свой секрет».

Джуннаид сказал: «Я сообщу его тебе при одном условии: что ты будешь держать его в секрете. Ты не должен раскрывать его никому. Этот секрет должен умереть вместе с тобой, его не должен никто узнать».

Человек воскликнул: «Зачем ты попусту растратил всю мою жизнь? Тридцать лет я ждал возможности узнать этот секрет, чтобы рассказать его другим, а теперь появляется условие! Тогда какая польза в том, что я знаю его - ведь его нельзя рассказать другим. Если ты выставляешь это условие, то, пожалуйста, не сообщай мне этот секрет; в противном случае меня будет преследовать то, что я знаю что-то, но не могу рассказать о нем. Так что будь достаточно добр и не раскрывай мне этот секрет. Ты растратил мои тридцать лет. Мне немного осталось жить, так что дай мне дожить спокойно. Это слишком большая ноша - что-то знать и не иметь возможности рассказать другим».

Пусть останется секретом все, чего бы вы ни достигли в резуль­тате использования какого-либо духовного метода. Не старайтесь распространить это, не старайтесь использовать это каким-либо образом. Пусть этот результат останется неиспользованным, чис­тым. Только тогда он будет использован для внутренней трансфор­мации. Если вы используете его вне себя, он будет утерян.

 

Третий вопрос:

Вы говорили, что быстрые движения глаз свидетельствуют о мыслительных процессах и что если движения глаз остановлены, то мыслительные процессы также останавливаются. Но подобное физиологическое управление умственными процессами, подобная остановка движения глаз создает, кажется, такое же психическое напряжение, как это бывает в тех случаях, когда наши глаза долгое время находятся под повязкой.

Прежде всего, как считает тантра, ваш ум и ваше тело не явля­ются двумя различными сущностями. Помните это всегда. Не го­ворите о «физиологических процессах» и «умственных процессах». Это не различные явления - это две части одного целого явления. Все, что бы вы ни делали физиологического, влияет на ум. Все, что бы вы ни делали психологического, влияет на тело. Это не две сущности, а одна.

Можно сказать, что тело является твердым состоянием некото­рой энергии, а ум является жидким состоянием той же самой энер­гии. Поэтому не имеет значения, что вы делаете физиологически, не думайте, что это всего лишь физиологическое. Не удивляйтесь тому, что оно производит некоторые трансформации в вашем уме. Что происходит с вашим умом, если вы принимаете спиртное? Алкоголь вводится в тело, а не в ум, но что происходит с умом? Если вы принимаете наркотик LSD, то он идет в тело, а не в ум, но что происходит с умом?

Или если вы поститесь, то голодание относится к телу, но что происходит с умом? Или, с другой стороны: если у вас сексуальные мысли, то, что происходит с вашим телом? Тело немедленно реаги­рует. В уме вы думаете об объекте сексуального желания, а ваше тело начинает готовиться.

Существует теория Вильяма Джеймса. В первой половине этого века она казалась очень абсурдной, но, в некотором смысле, она является правильной. Он и еще один ученый, Ланге, предложили эту теорию, которая сейчас называется теорией Джеймса-Ланге.

Обычно мы говорим, что вам страшно, и, поэтому, вы спасаетесь бегством и убегаете, или же вы гневаетесь, и потому ваши глаза наливаются кровью и вы начинаете избивать своего врага.

Но Джеймс и Ланге утверждали совершенно противоположное. Они говорили, что вы испытываете страх, потому что вы убегаете, что вы испытываете гнев, потому что ваши глаза наливаются кровью и вы начинаете избивать своего врага. Это является совер­шенно противоположным. Они утверждали, что если бы это было не так, то тогда они хотели бы увидеть хотя бы один пример наличия гнева, когда глаза не становятся красными и тело не реагирует на это, когда есть только гнев. Не позволяйте своему телу как-то реа­гировать и попробуйте гневаться - тогда вы поймете, что вы не можете просто так гневаться.

В Японии родители учат своих детей очень простому методу управления гневом. Они говорят, что всякий раз, когда вы чувству­ете гнев, не делайте ничего с этим гневом, просто начинайте глубоко дышать. Попробуйте, и вы будете не в состоянии рассердиться. Почему? Почему вы не сможете рассердиться только потому, что вы глубоко дышите? Рассердиться при этом невозможно. Две при­чины... Вы начинаете глубоко дышать, - но гнев нуждается в конк­ретном ритме дыхания. Без этого ритма гнев невозможен. Для гнева необходим определенный ритм дыхания или же хаотическое дыха­ние.

Если вы начинаете глубоко дышать, то гнев не может проявить­ся. Если вы сознательно поддерживаете глубокое дыхание, то гнев не может выразить себя. Ему нужно, чтобы было допустимым дру­гое дыхание. Вы не должны будете устанавливать такое дыхание: гнев сделает это сам. А при глубоком дыхании вы не сможете гне­ваться.

И, во-вторых, в вашем уме происходит смещение. Когда вы гневаетесь и начинаете глубоко дышать, ваш ум смещается от гнева к дыханию. Тело не в состоянии гневаться, а ум переместил свою концентрацию на что-то другое. В этом случае гневаться трудно. Вот почему у японцев самый высокий уровень самообладания на земле. Просто их так тренируют с детства.

Трудно встретить где-либо еще подобное, но в Японии это про­исходит даже сегодня. Это происходит все реже и реже, потому что Япония все меньше и меньше остается Японией. Она становится все более и более западной, а традиционные методы и способы утрачиваются. Но это случалось и все еще случается сегодня.

Один из моих друзей был в Киото и в своем письме рассказы вал: «Сегодня я видел такое удивительное явление, что я хочу написать вам об этом. И когда я вернусь, мне хотелось бы понять, как такое возможно. Один человек был сбит машиной. Он упал, поднялся, поблагодарил водителя и пошел дальше - он поблагодарил во­дителя!»

В Японии это не трудно. Он, должно быть, сделал несколько глубоких вдохов, а затем это стало возможным. Вы преобразуете себя, вы создаете в себе другое отношение ко всему, и вы можете даже поблагодарить человека, который только что мог убить вас или сейчас собирается вас убить.

Физиологические процессы и психологические процессы - это не две различные сущности, а единое целое, и вы можете начать с любого полюса, чтобы воздействовать на другой полюс и изменить его. И это будет делать любая наука. Тантра, например, глубоко верит в тело. Только философия является неопределенной, воздуш­ной, словесной - она может начать с чего-нибудь другого. В против­ном случае любой научный подход обязательно должен начать с тела, потому что оно находится в пределах вашей досягаемости. Если я говорю о чем - либо, находящемся за пределами вашей дося­гаемости, вы можете слушать об этом, вы можете накапливать это в памяти, вы можете говорить об этом, но при этом ничего не происходит. Вы остаетесь тем же самым. Увеличивается ваша ин­формированность, но ваша сущность не изменяется. Ваши знания будут продолжать увеличиваться, но ваша сущность остается той же самой жалкой посредственностью; с ней ничего не происходит.

Запомните, тело - это то, что находится в пределах вашей дося­гаемости; как раз сейчас вы можете с ним сделать что-нибудь и через тело изменить свой ум. Постепенно вы станете хозяином своего тела, а затем вы станете хозяином своего ума. А когда вы станете хозяином своего ума, вы постепенно измените его и выйде­те за его пределы. Если меняется тело, вы движетесь за пределы тела. Если меняется ум, вы движетесь за пределы ума. И всегда делайте то, что вы можете делать.

Вы, например, не можете прямо сейчас стать хозяевами своего гнева, как это имеет место в случае будды. Как у вас это получится? Но вы можете изменить свое дыхание и тогда вы сможете почувст­вовать некоторый тонкий результат, перемену. Практикуйте это. Если вы ощущаете себя наполненным страстью, сексуальной стра­стью, сделайте несколько глубоких вздохов и почувствуйте эффект: страсть рассеется. Лаура Хаксли, жена Олдоса Хаксли, написала прекрасную кни­гу - всего лишь простые указания к выполнению некоторых вещей. Если вы испытываете гнев, говорит Лаура Хаксли, то всего лишь напрягите лицо. Вы можете напрягать его так, чтобы никто не видел - в туалете, например.

Прямо перед вами сидит человек, а вы сердитесь - просто на­прягите свое лицо. Напрягайте так сильно, как это возможно, а затем внезапно расслабьтесь и почувствуйте разницу. Гнев уйдет. Или же, если он не ушел, повторите это снова. Продолжайте делать это - дважды, трижды... Что при этом происходит? Если вы напряг­ли мышцы лица и продолжаете удерживать их в напряженном состоянии, то энергия, которая должна была поддерживать гнев, будет двигаться к мышцам лица.

А для нее очень легко двигаться к лицу. Что вы ощущаете, когда вы сердитесь? Вы чувствуете, что вы хотели бы избить кого-то кулаками. Энергия существует, поэтому используйте ее. Если вы сможете использовать ее, она рассеется. Ваше лицо расслабится, и другой человек даже не узнает, что вы сердились. Все будет выгля­деть так, как будто с вами ничего не произошло. И если вам знакомы эти приемы, то вы все больше и больше будете осознавать, что энергия может быть трансформирована, направлена в другую сто­рону, обуздана, высвобождена или удержана от высвобождения, ис­пользована другим образом. Если вы можете использовать свою энергию, вы становитесь хозяином. Тогда, однажды, вы сможете вообще ее не использовать; вы сможете сохранять ее.

Сжимать кулаки - не очень хорошее занятие для будды. Это плохо для будды, потому что это напрасная трата энергии. Но это хорошо для вас. Кто-то другой, по крайней мере, будет спасен от ваших нападок, и это разорвет порочный круг. Если вы будете сер­диться, то он тоже будет сердиться, и этому не будет конца. Это может беспокоить вас всю ночь, это может иметь последствия в течение целой недели. И эти последствия могут заключаться в том, что вы будете делать то, чего совсем не намеревались делать. Не говорите, что это всего лишь физиологично. Вы физиологичны, так что же делать? Вы физичны, вы не можете отрицать этот факт. Используйте свою энергию. Нет никакой необходимости отказы­ваться от нее.

Если вы закрываете глаза, то иногда вы можете ощущать накап­ливающееся в них некоторое напряжение или неудобство. Кое-что вы можете сделать, чтобы избавиться от этого. Во-первых, когда вы закрываете глаза, не напрягайте их, дайте им расслабиться. Вы, возможно, закрыли глаза насильно - тогда вы будете испытывать напряженность. Тогда ваши глаза будут уставать, и где-то внутри вы будете испытывать беспокойство. Расслабьте лицо, расслабьте гла­за, позвольте им закрыться самим, не закрывайте их принудитель­но. Расслабьтесь! Ощутите себя расслабленными. Опустите веки и позвольте глазам закрыться. Не принуждайте их! Если вы принуж­даете их, это плохо.

Если вы не можете почувствовать разницу, то проделайте сле­дующее: сначала закройте их насильно. Пусть все ваше лицо станет напряженным, натянутым, а затем принудительно закройте глаза. В течение нескольких мгновений оставайтесь напряженными, а затем расслабьтесь. Затем снова закройте глаза, но уже расслаблен­но, тогда вы почувствуете разницу. Не напрягайтесь, чтобы сделать что-нибудь - это будет утомлять вас.

Во-вторых, когда глаза ваши закрыты и лицо расслаблено, смотрите так, как будто все стало тьмой. Вокруг вас глубокая тем­нота. Представьте себя находящимся внутри темноты, в глубокой густой темноте, окруженными ею, окруженными глубокой темной ночью. Продолжайте ощущать эту темноту. Это поможет вашим глазам прекратить движение. Если ничего не видно, глаза остано­вятся. Будьте в темноте.

Вы можете делать это в темной комнате. Откройте глаза, по­смотрите на темноту, затем закройте их и почувствуйте разницу. Снова откройте глаза, почувствуйте темноту, затем закройте их и почувствуйте ее изнутри. Темнота является глубоко расслабляю­щей. Темнота и снаружи, и внутри вас; все является мертвым - темным и мертвым. Смерть и темнота связаны между собой. Вот почему мы рисуем смерть черной, темной. Во всем мире смерть изображается черной, и люди боятся темноты.

Практикуя этот метод, чувствуйте темноту, любите темноту, чувствуйте внутри, что вы умираете. Вокруг вас темнота, и вы уми­раете. Глаза остановятся. Вы будете ощущать, что они не могут двигаться, они остановятся. И при этой остановке, внезапно, энер­гия будет подниматься и начнет стучать в третий глаз. И когда она начнет стучать, вы услышите ее, вы почувствуете ее. Придет тепло­та, потечет огонь - жидкий огонь, пытающийся найти новый путь. Не пугайтесь. Помогайте ему, сотрудничайте с ним, позвольте ему двигаться, станьте им. И когда третий глаз откроется в первый раз, темнота исчезнет и появится свет - свет без источника. Вы видите свет, но всегда с источником. Он приходит или от солнца, или от звезд, или от луны, или от лампы, но всегда есть некоторый источник.

Когда ваша энергия движется через третий глаз, вы познаете свет без источника. Он не идет ни от какого источника, он просто здесь, он ниоткуда не приходит. Вот почему Упанишады утвержда­ют, что Бог не подобен солнцу или какому-то огню. Он представляет собой свет без источника. Никакого источника нет, есть просто свет, так, как это бывает по утрам.

Солнце еще не встало, но ночь уже ушла. В промежутке находит­ся рассвет - предрассветное состояние. Или вечером, солнце уже село, а ночь еще не наступила. Как раз между ними есть промежуток. Вот почему индусы в качестве времени для медитации выбирают сандхью. Сандхья - это промежуточное время - ни ночь, ни день, просто разделительная линия. Почему? Просто как символ. Тогда есть свет, но без источника. То же самое произойдет и внутри - там будет свет без источника. Дождитесь этого; не воображайте, не пред­ставляйте его себе.

И последнее, что следует помнить: вы можете вообразить себе что угодно, вот почему так опасно вам много рассказывать. Все это вы можете себе вообразить. Вы закроете глаза, вы почувствуете и вообразите себе, как открылся или открывается третий глаз, вы можете вообразить себе также и свет. Не воображайте, сопротивляй­тесь воображению. Закройте глаза. Ждите! Что бы ни пришло, по­чувствуйте его, сотрудничайте с ним, но ждите. Не прыгайте вперед; в противном случае ничего не произойдет. Вы будете видеть сон - прекрасный, духовный сон, но ничего более.

Ко мне приходят люди и говорят: «Мы видели то, мы видели это». Но они вообразили себе это - потому что, если бы они действительно видели, то они были бы трансформированными. Но они не трансформированы. Они остались теми же самыми людьми, но теперь у них прибавилось духовной гордости. Они видят какие-то сны - прекрасные, духовные сны: кто-то видит Кришну, играющего на своей флейте, кто-то видит свет, кто-то видит поднимающуюся кундалини. Они все время что-то видят, но они остаются теми же самыми - заурядными, тупыми, скучными. С ними ничего не произошло; они продолжают рассказывать, что произошло это, произошло то, но сами они остаются теми же самыми - сердитыми, печальными, ребячливыми, глупыми. Ничего не изменилось.

Если вы действительно видите свет, который ожидает, чтобы вы увидели его через третий глаз, то вы станете совершенно другим человеком, и тогда у вас не будет потребности все всем рассказывать.

Люди будут приходить, чтобы узнать, что вы новый человек. Вы не сможете даже скрыть это; это будет чувствоваться. Куда бы вы ни пришли, другие будут чувствовать, что с вами что-то произошло.

Поэтому не воображайте; идите, и пусть события идут своим собственным путем. Практикуйте технику и ждите. Не выпрыги­вайте вперед.

 

 

Глава 7 (23)

 

ЕЩЕ НЕСКОЛЬКО МЕТОДОВ, СВЯЗАННЫХ С ВИДЕНИЕМ

 

Сутры:

33. Просто глядя в голубое небо поверх облаков, достигнешь безмятежности.

34. Когда излагается основное мистическое учение, слушай. С застывшими глазами, не мигая, сразу стань абсолютно свободной.

35. На краю глубокого колодца смотри неподвижно в его глубины до тех пор, пока - дивность.

36. Смотри на какой-нибудь объект, затем медленно отводи от него свой взгляд, затем медленно отводи от него свою мысль. Тогда…

 

 

Мы живем на поверхности самих себя - просто на краю, на границе. Наши чувства находятся на границе, а сознание - глубоко в центре. Мы живем в чувствах, это естественно. Но это не оконча­тельный расцвет, это всего лишь начало. И когда мы живем в чув­ствах, мы связаны в основном с объектами, потому что чувства не имеют значения до тех пор, пока мы не свяжем их с тем или иным объектом наслаждения. Глаза, например, бесполезны до тех пор, пока не появится что-то, что можно увидеть, уши бесполезны до тех пор, пока не появится что-то, что можно услышать, а руки беспо­лезны до тех пор, пока не появится что-то, к чему можно прикос­нуться.

Мы живем в чувствах, поэтому мы вынуждены жить в объектах. Чувства расположены на границе существа, в теле, а объекты даже не на границе, они вне этой границы. Поэтому, прежде чем перейти к этим техникам, следует усвоить три момента.

Во-первых, сознание находится в центре. Во-вторых, чувства, через которые сознание проникает наружу, находятся на границе. И, в-третьих, объекты окружающего мира, к которым перемещает­ся сознание через чувства, находятся за пределами этих границ. Эти три момента нужно все время помнить: сознание в центре, чувства на границе и объекты за пределами границы. Постарайтесь ясно это понять, так как тогда эти техники будут очень простыми.

Посмотрите на это с различных сторон. Первое: чувства нахо­дятся как раз между сознанием и объектами, как раз посередине. С одной стороны сознание, с другой - мир объектов. Чувства как раз посередине - между этими двумя. От чувств вы можете двигаться любым путем: или вы можете двигаться к объектам, или вы можете двигаться к центру. В любом направлении расстояние одно и то же. От чувств дверь открыта в обе стороны - в сторону объектов и в сторону центра.

Вы находитесь в области чувств. Вот почему один из наиболее известных мастеров дзэна, Бокудзю, сказал, что нирвана и мир находятся на одном и том же расстоянии. Так что не думайте, что нирвана очень далеко. Мир и нирвана, этот мир и тот, другой мир, находятся на одном и том же расстоянии.

Это высказывание породило много недоразумений, поскольку нам кажется, что нирвана очень, очень далеко - что мокша, освобож­дение, царство Божье, находится очень, очень далеко. Нам кажется, что мир совсем рядом, он просто здесь. Но Бокудзю утверждает - и он прав, - что и то и другое находится на одном и том же расстоянии. Мир здесь, и нирвана тоже здесь. Мир близко, и нирвана тоже близко. Чтобы достичь нирваны, вы должны двигаться внутрь, что­бы достичь объектов, вы должны двигаться наружу; расстояние одно и тоже. От моих глаз мой центр расположен так же близко, как и вы. Я могу видеть вас, если я двигаюсь наружу, я могу видеть себя, если я двигаюсь внутрь. Мы находимся у дверей чувств, но обычно те­лесные потребности таковы, что сознание движется наружу. Вам нужна пища, вам нужна вода для питья, вам нужен дом для прожи­вания. Это ваши телесные потребности, причем они могут быть найдены только во внешнем мире, поэтому совершенно естествен­но, что сознание движется через чувства по направлению к внешне­му миру. Пока у вас не появятся потребности, которые можно удовлетворить только движением внутрь, вы никогда внутрь дви­гаться не будете.

Если бы ребенок, например, был рожден самодостаточным, ес­ли бы он не нуждался в пище, то он бы совсем и не смотрел на свою мать. Мать стала бы ненужной, не имеющей значения, потому что для ребенка имеет значение не мать, а пища. Мать является его первой пищей, и только потому, что мать дает ему пищу и удовлет­воряет его основные нужды, без которых он мог бы умереть, он начинает любить свою мать. Эта любовь вторична, как тень, она появляется потому, что мать удовлетворяет его основные нужды.

Поэтому те матери, которые кормят своих детей из бутылочки, не должны ожидать большой любви, потому что для ребенка нужна пища, а не мать. Мать приходит в его жизнь, входит в его жизнь только через пищу. Вот почему пища и любовь глубоко связаны - очень, очень глубоко связаны. Если ваша потребность в любви будет удовлетворена, то вам будет нужно меньше пищи. Если ваша по­требность в любви удовлетворена не будет, то вы будете нуждаться в большем количестве пищи. Так что те, кто любит, и те, кого любят, не накапливают много жира. Для этого имеются также и другие причины, но эта является одной из основных - они не будут много есть. Если потребности в любви не удовлетворены, то заменой ста­новится пища. Тогда люди много едят.

Для ребенка еда является основной потребностью. Но если бы ребенок мог родиться самодостаточным, без потребности в пище, без нужды в чем-то внешнем для поддержания жизни, то он совсем бы не двигался во внешний мир. Думаете ли вы, что он двигался бы туда? В этом не было бы потребности. А пока не будет потребности, энергия никогда не будет двигаться. Мы движемся во внешний мир не потому, что мы грешники. Мы движемся во внешний мир пото­му, что у нас есть потребности, которые могут быть удовлетворены только внешними объектами - объектами, которые можно приоб­рести только в том случае, если двигаться в мир объектов.

Почему вы не движетесь внутрь? Потому что вы еще не создали для себя потребность двигаться внутрь. Если имеется потребность, внутрь двигаться так же легко, как и наружу. Что это за потребность? Эта потребность связана с религией. Пока этой потребности не будет, вы не сможете быть религиозными. Как создается эта потреб­ность? При помощи какого процесса человек начинает осознавать глубокую потребность, которая помогает ему двигаться внутрь?


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.05 сек.)