АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Виды воображения. Психологи выделяют виды воображения по следующим основаниям

Читайте также:
  1. Виды воображения
  2. Виды воображения
  3. Виды воображения
  4. Виды воображения
  5. Виды и приемы воображения
  6. Возрастные особенности проявления различных видов воображения
  7. КАК СТРАСТИ ДУШИ МЕНЯЮТ ТЕЛО ПО СХОДСТВУ И ПУТЕМ ПОДРАЖАНИЯ; О ТРАНСФОРМАЦИИ И ПЕРЕРОЖДЕНИИ ЛЮДЕЙ И О СИЛЕ, КОТОРАЯ ОБЛАДАЕТ СПОСОБНОСТЬЮ ВООБРАЖЕНИЯ
  8. Общая характеристика воображения
  9. Общая характеристика воображения и его функции. Виды воображения. Механизмы переработки представлений в воображаемые образы. Значение воображения для творчества.
  10. Общая характеристика воображения.
  11. ОПРЕДЕЛЕНИЕ И ВИДЫ ВООБРАЖЕНИЯ

Психологи выделяют виды воображения по следующим основаниям.

1. Степень активности создания человеком новых обра­зов и осознанности этих образов:

Непроизвольное или пассивное воображение - новые об­разы возникают под воздействием малоосознанных или неосознанных потребностей. Это сновидения, галлюцина­ции, грезы, состояния «бездумного отдыха».

Так, образы во сне рождаются непреднамеренно. К от­крытию тайны сна люди пришли лишь в конце XIX -начале XX в. Обрывки воспоминаний прошлого причуд­ливо сочетаются в сновидениях, они рождаются непред­намеренно, вступают в неожиданные, иногда совершен­но бессмысленные сочетания. В полусонном, дремотном состоянии может происходить то же самое. Сеченов го­ворил, что сновидения - это «небывалое комбинации бывалых впечатлений». Когда человек спит, его созна­ние как бы отступает на задний план, гак как прекра­щают работать те участки головного мозга, которые ве­дают сознанием, контролируют наши впечатления и представления. Сон - это разлитое торможение больших полушарий. Когда происходит полное и -лубокое тормо­жение, сон бывает глубоким, без снов1<дений. Но тор­можение происходит неравномерно, особенно в началь­ной стадии сна и в последней перед пробуждением. Сно­видения вызываются работой группы клеток, оставшихся незаторможенными. Характерными для сновидений яв­ляются:

- чувственная достоверность. Когда я шжу сон, я ни на минуту не сомневаюсь, что все это проясходит со мной наяву. Лишь проснувшись, «стряхнув» с себя сон, я смогу критически отнестись к приснившимся бантазиям;

- невероятная причудливость, необьмность связей и сочетаний образов;

- явная связь с насущными потребностями человека. Например, Татьяна пишет Онегину: «T>i в сновиденьях мне являлся». Влюбленная в Евгения, она постоянно ду­мает о нем, и вот его образ - во сне.Несмотря на всю фантастичность сновидений, в них может содержаться лишь то, что было воспринято челове­ком. Сегодня известны некоторые механизмы сновидений.

Например, поводом для сновидений могут послужить раздражения, которые получает организм спящего чело­века: сдвинулось одеяло - замерзли ноги, может приснить­ся, что ты замерзаешь, что под тобой проломился лед, или что ты по колено в воде и бреднем ловишь рыбу. Вари­аций может быть множество.

На этом основана методика изучения содержания сно­видений: испытуемого подвергают (конечно, с его согла­сия) во время сна тем или иным раздражениям, а потом расспрашивают о том, что ему снилось. Так, освещение лица спящего красным светом может вызвать во сне обра­зы грозы, вспышки молнии, отблески лесного пожара. Если поднести к носу спящего флакон с духами, возможен об­раз цветущего сада или праздника, когда люди дарят друг другу букеты цветов. Или: лицо спящего закрыли одеялом, стало труднее дышать, а ему снится, что на него набро­сился бандит и душит его.

Иногда причиной сна являются бурные события, про­исшедшие за день - сон снится на ту же тему, в продолже­ние этих событий. Приснившийся сон может сигнализиро­вать о какой-либо болезни. Так, одну женщину долго пре­следовал сон: она ела сырую или испорченную рыбу. При медицинском обследовании у нее оказалась острая форма гастрита. Есть еще много разных причин сновидений, о которых вы можете, если заинтересуетесь, узнать из спе­циальной литературы.

Сон - продукт здоровой психики. Сны видят все люди. Исследования последних лет приводят ученых к мысли о том, что сновидения даже необходимы для нормальной работы нашего мозга. Если лишить человека сновидений, это может привести к расстройству психики. Продуктом боль­ной или нездоровой психики являются галлюцинации.

Галлюцинация - это тоже пассивное, непреднамерен­ное воображение. У людей, психически ненормальных или не совсем здоровых, образы фантазии приобретают чер­ты реальности. У душевнобольного они конкурируют с тем, что он действительно воспринимает. Если ему пред­ставляется давно умерший родственник, он разговарива­ет с ним, как с живым, ни на минуту не сомневается в реальности последнего. Такие «сны наяву» и называются галлюцинациями.А.С. Пушкин очень тонко описывает помешательство старого мельника в результате сильнейшего эмоциональ­ного потрясения из-за самоубийства дочери («Русалка»):

Я продал мельницу бесам запечным, А денежки отдал на сохраненье Русалке, вещей дочери моей. Они в песке Днепра-реки зарыты, Их рыбка-одноглазка стережет.

Галлюцинации появляются при различных психичес­ких заболеваниях, под влиянием сильных переживаний -чувства тоски, страха, навязчивых мыслей.

При слуховых галлюцинациях больной слышит голоса, музыку, звуки. Голоса то угрожают ему, то о чем-то про­сят. При этом голоса бывают тихими, громкими, «прика­зывающими», в результате чего человек совершает не­ожиданные поступки. Это психическое расстройство часто возникает на почве алкоголизма.

Зрительные галлюцинации обычно возникают при таких болезнях, как эпилепсия, истерия, а также у алкоголи­ков, дошедших до состояния белой горячки.

Эти явления объясняются тем, что значительные участки мозга душевнобольного постоянно в большей или мень­шей степени заторможены. Следы прошлых восприятий, комбинируемые в образах фантазии, вызывают такую же реакцию, как и реальные раздражители.

Грезы - это пассивное, но преднамеренное воображение. Это мечты, не связанные с волей, направленной на их вы­полнение. Люди грезят о чем-то приятном, радостном, за­манчивом, причем в грезах отчетливо видна связь фантазии с потребностями и желаниями. Вспомним Манилова - ге­роя повести Н.В. Гоголя «Мертвые души». Манилов пользу­ется грезами и бесплодной мечтательностью как завесой от необходимости что-то делать: вот он вошел в комнату, сел на стул и предался размышлению. Незаметно мысли занес­ли его бог знает куда. «Он думал о благополучии дружеской жизни, о том, как бы хорошо было жить с другом на берегу какой-нибудь реки, потом через реку начал строиться у него мост, потом огромнейший дом с таким высоким бель­ведером, что можно оттуда видеть даже Москву, и там пить вечером чай на открытом воздухе и рассуждать о каких-нибудь приятных предметах...» Произвольное, или активное воображение - это процесс преднамеренного построения образов в связи с сознательно поставленной целью в той или иной деятельности. Этот вид воображения возникает в раннем возрасте и наиболь­шее развитие получает в детских играх. В игре дети берут на себя разные роли (летчика, шофера, доктора, Бабы-Яги, брокера и т.д.). Необходимость построить свое поведение в соответствии с приятной на себя ролью требует активной работы воображения. Кроме этого надо вообразить недо­стающие предметы и саму ситуацию игры.

По оригинальности произвольное (активное) вообра­жение разделяется на воссоздающее, или репродуктивное, и творческое.

Воссоздающее, или репродуктивное, воображение - это по­строение образа предмета, явления в соответствии с его словесным описанием или по чертежу, схеме, картине. В процессе воссоздающего воображения возникают новые об­разы, но новые субъективно, для данного человека, а объек­тивно они уже существуют. Они уже воплощены в опреде­ленных предметах культуры. При чтении художественной и учебной литературы, при изучении географических, исто­рических и других описаний постоянно оказывается необ­ходимым воссоздавать при помощи фантазии то, о чем го­ворится в этих источниках. Любой зритель, читатель или слушатель должен обладать достаточно развитым воссозда­ющим воображением, чтобы увидеть и почувствовать то, что хотел передать и выразить художник, писатель, рас­сказчик. Отличной школой развития воссоздающего вооб­ражения служит изучение географических карт. К. Паустов­ский писал: «Еще в детстве у меня появилось пристрастие к географическим картам. Я мог сидеть над ними по несколь­ку часов, как над увлекательной книгой. Я изучал течение неведомых рек, прихотливые морские побережья, прони­кал в глубину тайги... Постепенно все эти места оживали в моем воображении с такой ясностью, что, кажется, я мог бы написать вымышленные путевые дневники по разным материкам и странам».

Суть воссоздающего воображения в том, что мы воспро­изводим то, что сами непосредственно не воспринимали, но что нам сообщают другие люди (речью, чертежами, схе­мами, знаками и пр.). Мы как бы расшифровываем сигналы, символы, знаки. Например, инженер, рассматривая чертеж (систему линий на листе), восстанавливает образ машины, которая «зашифрована» условными обозначениями.Воссоздающее воображение играет важную роль в жиз­ни человека, оно позволяет людям обмениваться опытом, без чего немыслима жизнь в обществе. Оно помогает каж­дому из нас овладеть опытом, знаниями и достижениями других людей.

Творческое воображение - это самостоятельное создание новых образов, которые реализуются в оригинальных про­дуктах деятельности. Образы создаются без опоры на гото­вое описание или условное изображение.

Роль творческого воображения огромна. Создаются но­вые оригинальные произведения, которых никогда не было. Однако их персонажи (у художников, скульпторов, писа­телей) настолько жизненны, реальны, что начинаешь от­носиться к ним, как к живым (вспомним Дон Кихота, Андрея Болконского, Наташу Ростову, Анну Каренину, Татьяну Ларину, Григория Мелехова, Василия Теркина, братьев Турбиных...).

Особый вид воображения - мечта. Мечта всегда на­правлена на будущее, на перспективы жизни и деятельно­сти конкретного человека, конкретной личности. Мечта позволяет намечать будущее и организовывать свое пове­дение для его осуществления. Представить себе будущее (т.е. то, чего еще нет) человек не мог бы без воображения, без умения строить новый образ. Причем мечта - это такой процесс воображения, который всегда направлен не про­сто в будущее, а в желаемое будущее. В этом смысле Плюш­кин - образ творческого воображения Н.В. Гоголя, но не его мечта. А вот герои «Алых парусов» А. Грина - мечта писателя о людях, какими бы он хотел их видеть.

Мечта не дает немедленного объективного продукта деятельности, но всегда является толчком к деятельно­сти. К.Г. Паустовский говорил, что сутью человека явля­ется та мечта, которая живет у каждого в сердце. «Ничто человек так глубоко не прячет, как свою мечту. Может быть, потому, что она не выносит самого малого осмея­ния и уж, конечно, не выносит прикосновения равно­душных рук. Только единомышленнику можно поверить свою мечту».

К образам такого рода, как мечта, относятся идеалы человека - образы, служащие ему образцами жизни, по­ведения, отношений, деятельности. Идеал - это образ, в котором представлены наиболее ценные, значимые для данного человека черты и свойства личности. В образе-иде­але выражается тенденция развития личности.Еще один вид творческого воображения -фантазия или мечтательность. Здесь желаемое будущее не связывает­ся непосредственно с настоящим. К образам фантазии от­носят сказочно-фантастические и научно-фантастические образы. В фантазии представлены объекты и явления, ко­торых в природе нет. И сказки, и научная фантастика -результат творческого воображения. Но их авторы не видят путей достижения того, что рисует им их воображение.

Каждый предмет, каким бы будничным и далеким от фантазии он ни казался, в той или иной мере результат работы воображения. В этом смысле можно сказать, что любой предмет, сделанный руками человека, - это осуще­ствленная мечта. Новое поколение использует вещь, о ко­торой мечтали и которую создали их отцы. Осуществленная мечта вызывает новую потребность, а новая потребность порождает новую мечту. Сначала каждое новое достижение кажется прекрасным, но по мере его освоения люди начи­нают мечтать о лучшем, большем. Так, 4 октября 1957 г. у Земли появился искусственный спутник. Исполнилась меч­та К.Э. Циолковского, великого мечтателя нашего време­ни, который писал, что сначала неизбежно идут мысль, фантазия, сказка, за ними шествует научный расчет и, на­конец, - исполнение. Прежде чем появился спутник, воз­никла реактивная авиация, ракеты взлетали в стратосферу, изучая ее строение и состав, создавались новые жароустой­чивые сплавы, новые виды ракетного топлива и т.д. Потом в космос полетел человек - это было удивительно и пре­красно, но сейчас уже все к этому привыкли, и люди меч­тают о полете на другие планеты.

Существует большая зависимость между воображением и умом человека. Развитие воображения неразрывно связа­но с развитием личности в целом. Воображение можно тре­нировать и развивать, как любую сторону психической де­ятельности человека. Воображение развивается прежде все­го в той деятельности, в которой нельзя обойтись без воображения. В каждом человеке заключен какой-то «кусо­чек фантазии», но у каждого фантазия, или воображение, проявляется по-разному, в зависимости от направленности личности - ее интересов, знаний, эмоционального настроя.


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 | 52 | 53 | 54 | 55 | 56 | 57 | 58 | 59 | 60 | 61 | 62 | 63 | 64 | 65 | 66 | 67 | 68 | 69 | 70 | 71 | 72 | 73 | 74 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.004 сек.)