АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

ПРОЧИТАЙТЕ ТЕКСТ, ВЫДЕЛИТЕ ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ И ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ВОСТОЧНОХРИСТИАНСКОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ

Читайте также:
  1. AuamocTukaДиагностика психического развития детей 3—7 лет
  2. B. Основные принципы исследования истории этических учений
  3. BRP открывает новый виток инновационного развития с выпуском платформы Ski-Doo REV
  4. F8 Нарушения психологического развития
  5. I. Итоги социально-экономического развития Республики Карелия за 2007-2011 годы
  6. I. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ (ТЕРМИНЫ) ЭКОЛОГИИ. ЕЕ СИСТЕМНОСТЬ
  7. I. ЭТАПЫ ПРОТЕКАНИЯ КОНФЛИКТА
  8. I.3. Основные этапы исторического развития римского права
  9. II Съезд Советов, его основные решения. Первые шаги новой государственной власти в России (октябрь 1917 - первая половина 1918 гг.)
  10. II. Организация и этапы статистического исследования
  11. II. Основные задачи и функции
  12. II. Основные показатели деятельности лечебно-профилактических учреждений

Византийская империя являлась прямой и законной наследницей Рима. Восточная Римская им­перия (Византия) пережила Западную почти на тысячелетие и сохранила античное, в первую очередь гречес­кое, культурное наследие. Ее историческая судьба отлича­лась своеобразием и самобытностью.

Империя имела чрезвычайно сложную территориальную и этническую структуру. Ее владения были расположены на трех материках ­ в Европе, Азии и Африке; здесь прожива­ло множество народов. Поддержание стабильности предпола­гало наличие сильного государственного начала.

Постоянным фактором византийской истории являлась военная опасность, с разных сторон угрожавшая владениям им­перии. Среди народов и государств, натиску которых прихо­дилось противостоять Византии, были Иран, арабы, болгары, восточные славяне, турки­-сельджуки.

Своеобразие византийской истории определялось и обстоятельствами происхождения империи. Она не знала разрыва с античностью, античные традиции сохранялись длительное время, медленно эволюционируя и изменяясь. Восточная Римская империя была богаче Западной, в ее руках находи­лись пути из Европы в Азию. Сельское хозяйство, ремесла, города, торговля не переживали того глубокого упадка, через который в раннее Средневековье пришлось пройти Западной Европе. Важнейшим элементом византийской экономиче­ской жизни оставалось римское право. Предпринятая при им­ператоре Юстиниане (VI в.) кодификация законов привела к созданию надежной правовой основы для регулирования имущественных и иных гражданских отноше­ний. Византию историки иногда называют правовым государ­ством Средневековья.

Сочетание всех этих факторов обеспечивало поддержание относительно стабильного уровня благосостояния, который в Византии, во всяком случае до начала ХIII в., был выше, чем в Западной Европе.

Византийская цивилизация принадлежала к числу тех, в формировании и обеспечении жизнеспособности которых ведущую роль играло государство. Поэтому в Византии не достигли зрелости ни условная собственность (подобная фео­ду), ни вассально­ленная иерархия, ни иммунитеты. Не знала Византия и такого явления, как борьба городов за вольно­сти и самоуправление. ­Особая роль государственных начал способствовала формированию специфического мироощущения византийцев. Считалось, что, наряду с едиными Богом, верой и церковью, должна существовать единая христианская империя, защитница веры и церкви. Императорская власть приобретала сакральные функции, ибо она самим своим существованием обеспечивала спасение рода человеческого.

Приоритет государства отразился и в особом по­ложении византийской церкви. Если не формально, то реаль­но император был ее подлинным главой. Он фактически управлял церковью, обладая правом назначать и смещать патриархов. Византийская право­славная церковь не претендовала на светскую власть, не по­сягала на ее прерогативы, подчинилась государству. Истори­ки видят в этом один из источников формирования автократических (самодержавных) начал, которые заимствовали у Византии государства, оказавшиеся в зоне ее влияния (среди них и Московская Русь). Была и другая сторона у этого явления: православная церковь жила напряженной духовной жизнью, православие настраивало не на раскол и борьбу, а на согласие и гармонию, сплачивало империю и населявшие ее народы.

Жесткая централизация власти вела к умножению числа правительственных ведомств, росту армии чиновников. Неуклюжий и громоздкий аппарат управления был не только малоэффективным и дорогостоящим, он превратился в источник коррупции, интриг и заговоров.

­Византийскую империю подрывали обостряющиеся внутренние социальные противоречия. Со временем земля переходила в собственность крупных землевладельцев, ростовщиков, церкви. Крестьяне разорялись, становились арендаторами. Центральная, императорская, власть стремилась предотвратить исчезновение податного слоя самостоятельных крестьян, способных служить в армии и помешать росту крупной земельной собственности. Но политика императоров Византии лишь отчасти замедляла разо­рение крестьянства. При этом она вызывала недовольст­во крупных землевладельцев и провинциальной знати.

В конце ХI века положение Византии резко ухудшилось. Турки, захватившие власть в Багдадском халифате, присоединили к себе большую часть территории Византии - ­ Малую Азию, Сирию и Палестину. 29 мая 1453 г. Константинополь пал. Турки­-османы вступили в «Новый Рим», залитый кровью и полный трупов. Европа, остававшаяся глухой к призывам о помощи, пришла в смущение и ужас, но их питал страх перед османской угрозой. Вскоре в далеком Московском государстве, правитель которого Иван III женился на племяннице последнего византийского императора Константина ХI Зое (Софье) Палеолог, возникла идея о том, что именно Москва является подлинной наследницей величия Константинополя и Рима («Третьим Римом»).

 

 

3. ПРОЧИТАЙТЕ ТЕКСТ, ВЫДЕЛИТЕ ЧЕРТЫ ПРОГРЕССА И РЕГРЕССА СОЦИАЛЬНОЙ ЖИЗНИ ЕВРОПЫ В СРЕДНИЕ ВЕКА

Путь в Средневековье - это был путь синтеза позднеантичного и варварского укладов, занявший несколько столетий (V - X вв.).

До VII в., в жизни Европы преобладали явления регресса. Сократилась численность населения (не менее чем в полтора раза), пришли в упадок старые римские города, были утрачены многие достижения античной культуры и ремесла. Римская система управления была практически уничтожена. Король смотрел на подвластное ему государство как на личное владение. Аппарата государственного управления, отличного от аппарата хозяйственной службы короля, не было. Римское право, отчасти сохранявшееся в среде завоеванного галло-римского населения, на германцев не распространялось. Они судились в соответствии с нормами обычного права, записанного в варварских правдах. Регресс затронул и сферу навыков.

Однако в хаосе, насилии и регрессе можно увидеть основы наступающего Средневековья. Таковыми были: аграризация экономической и социальной жизни (ее центром стала деревня), усиление роли крестьянского хозяйства в аграрном производстве, рост крупного землевладения знати, укрепление ее власти над крестьянством, возрастание политической роли церкви, весьма успешно решавшей задачу христианизации варварских народов.

В VIII - IX вв. эти тенденции восторжествовали. Короновавшийся в Риме Карл Великий, король франков, стал символом единства германских традиций, римского имперского прошлого и христианских начал. Время существования Каролингской державы было периодом оформления институтов Средневековья. Значительная часть крестьянства попадает в различные формы зависимости от крупной знати. Распространяются бенефиции - земельные держания, которые за военную службу получали на определенных условиях приближенные короля. Шире становится практика пожалования иммунитетов, превращавших землевладельца в независимого правителя своих земель.

В основных чертах оформляется культурно-исторический тип, присущий средневековой цивилизации. Античное культурное наследие, сохранявшееся даже в самые «темные века», христианское вероучение и традиции германских народов - таковы источники, синтез которых породил средневековую культуру Европы.


1 | 2 | 3 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.003 сек.)