АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Дополнительные поэтические размеры

Читайте также:
  1. Абонентская плата и дополнительные услуги 1 страница
  2. Абонентская плата и дополнительные услуги 2 страница
  3. Абонентская плата и дополнительные услуги 3 страница
  4. Абонентская плата и дополнительные услуги 4 страница
  5. Алюминиевый провод марки АПБ – все размеры таблицы вправо и вверх от жирной черты
  6. Аутопоэтические и когнитивные системы
  7. Базовые минимальные и максимальные размеры ставок консульских сборов
  8. БЛОШАНСКИЙ: Нет. Речь идёт не о качестве, не о медицинской помощи. Вот эти платные роды предусматривают просто дополнительные сервисные услуги. То есть.
  9. Величественные размеры ангелов
  10. Виды и размеры КП. Определение объема горной массы в контурах карьера.
  11. Время для занятий и дополнительные условия
  12. Все дополнительные расходы см. ниже.

Пэоны. Это так называемые четырёхсложные размеры, их четыре: пэон I, пэон II, пэон III и пэон IV. Получаются они просто. Берём двусложный размер (ямб или хорей) и выкидываем из него каждое второе ударение. Получается система пиррихиев. Так как они систематизированы, получается новый размер, где ударение может падать так: пэон I: 1, 5, 9 и т.д. слоги, пэон II: 2, 6, 10 и т.д. слоги, пэон III: 3, 7,11 и т.д. слоги, пэон IV: 4, 8, 12 и т.д. слоги.

Просто приведу примеры.

Пэон I.

Спите полумёртвые увядшие цветы,

Так и не узнавшие расцвета красоты,

Близ путей заезженных взращённые творцом,

Смятые невидевшим тяжёлым колесом. (К.Д. Бальмонт)

 

Пэон II.

Не думай о секундах свысока.

Наступит время, сам поймёшь, наверное, —

Свистят они, как пули у виска,

Мгновения, мгновения, мгновения. (Р. Рождественский)

 

Пэон III.

Входит Пушкин в лётном шлеме, в тонких пальцах — папироса.

В чистом поле мчится скорый с одиноким пассажиром.

И нарезанные косо, как полтавская, колёса

С выковыренным под Гдовом пальцем стрелочника жиром

Оживляют скатерть снега, полустанки и развилки

Обдавая содержимым опрокинутой бутылки. (И. Бродский)

В данном примере пэон III тесно переплетается с обыкновенным хореем, что, впрочем, встречается довольно часто, потому что изначально пэон требует очень длинных, не менее чем четырёхсложных слов для построения правильной поэтической строки. А вот трёхстопный пэон III, он встречается у Александра Галича:

 

Вьюга листья на крыльцо намела,

Глупый ворон прилетел под окно

И выкаркивает мне номера

Телефонов, что умолкли давно.

 

Пэон IV.

Под голубыми небесами

Великолепными коврами,

Блестя на солнце, снег лежит. (А. Пушкин)

 

Пэон I и III не только допустимо, но даже и довольно интересно мешать с хореем, а пэон II и IV — с ямбом.

Пентон (пятисложник) — стихотворный размер из пяти слогов с ударением на 3 слоге. Относится к слассу пятидольников. Пентон разработан А.В. Кольцовым и употребляется только в народных песнях. Рифма, как правило, отсутствует.

 

Не шуми ты, рожь,

Спелым колосом!

Ты не пой, косарь,

Про широку степь! (А.В. Кольцов)

Четырехдольник в русской поэзии является самой употребительной из ритмических групп. Четырёхдольник несет главный метрический акцент на первой доле и побочный акцент на третьей доле Он имеет четыре видовые формы:

Четырехдольник 1-й ||

Четырехдольник 2-й |

Четырехдольник 3-й |

Четырехдольник 4-й |

Общепринятая теория стиха относит первый и третий виды к хореическим размерам, а второй и четвертый — к ямбическим. Стихотворений четырехдольного строя — неимоверное количество. Русские поэты выработали множество видовых и типовых моделей трехкратного, четырехкратного, пятикратного и шестикратного объема.

Трехкратный четырехдольник первый различных форм (сюда входит и пятистопный хорей); контрольный ряд

Nbsp; | Выхожу о|дин я на до|рогу; /\ /\ | | Сквозь туман крем|нистый путь бле|стит; /\ /\ /\ | | Ночь тиха. Пус|тыня внемлет | богу, /\ /\ | | И звезда с звез|дою гово|рит. /\ /\ /\ | (М. Лермонтов)   Трехкратный четырехдольник второй (сюда входит и пятистопный ямб); контрольный ряд

Мы | молоды. У | нас чулки со |штопками. Нам | трудно. Это | молодость ви|ной. /\ /\ Но | пляшет за де|шевенькими | шторками Бес|платный воздух, | пахнущий вес|ной. /\ /\ (Р. Казакова)   Трехкратный четырехдольник третий (сюда относятся и стихи типа «камаринской»); контрольный ряд | | |:   Холод, | тело тайно | сковываю|щий, /\ Холод, | душу оча|ровываю|щий... /\ От лу|ны лучи про|тягивают|ся, /\ К сердцу | иглами при|трагивают|ся. /\ (В. Брюсов)   Трехкратный четырехдольник четвертый, к которому относится и четырехстопный ямб всех моделей, со всевозможными клаузулами; контрольный ряд | | |:   Ракеты | возникают | рыжие, /\ | /\ И голу|бые и о|ранжевые. | /\ Они цве|тут над всеми | крышами, /\ | /\ Меня, как в | детстве, заво|раживая. | /\ (Е. Евтушенко) Пятидольник. Потрясающие, весомые, сильные стихи можно создать, пользуясь таким исконно русским размером, как пятидольник. Истоки его — народная поэзия. Эта сложная двухакцентная мера, сочетание трехдольника с двудольником. Главный метрический акцент находится на первой доле трехдольника, побочный акцент — на первой доле двудольной части:|. Как и пэон, пятидольник имеет несколько (пять) видовых форм, зависящих от положения в стихе анакрузы и соответствующей ей эпикрузы: Пятидольник 1-й

Пятидольник 2-й || Пятидольник 3-й || Пятидольник 4-й || Пятидольник 5-й || В русской поэзии разработаны третий, четвертый и пятый пятидольники. Третий и пятый пятидольники совместимы и взаимозаменяемы; они распространены в русском народном стихе. Вот пример трехкратного пятидольника третьего вида:   Жаворо'ночек на прога'линке распева'ет. Он зовё'т весну, радость кра'сную вызыва'ет. (Н. Цыганов) Или: Как привя'жется, как приле'пится К уму-ра'зуму думка пра'здная, Мысль доку'шная в мозг твой вце'пится И клюёт его, неотвя'зная. (В. Бенедиктов)   То же с двудольной паузой:   Не слышны' в саду даже шо'рохи, Все здесь за'мерло до утра'. Если б зна'ли вы, как мне до'роги Подмоско'вные вечера'. (М. Матусовский)   Четвертый вид встречается в нашей поэзии довольно часто. Дымится по'ле, рассвет беле'ет, В степи тума'нной кричат орлы'. И дико зво'нок их плач голо'дный Среди холо'дной плывущей мглы'. (И. Бунин)   Четвертым же пятидольником написана «Песня о Соколе» М. Горького. Наиболее эффектен и необычайно красив, хотя и весьма редок пятидольник второй, в данном примере допущено превышение пятидольной меры (шесть слогов в 6 и 7-ой строках):   Безво'дные золоти'стые пересы'пчатые барха'ны Стремя'тся в полусожжё'нную неизве'данную страну', Где пра'вят в уедине'нии златоли'цые богдыха'ны, Вдыха'я тяжелоды'мную златоо'пийную волну'. Где в на'бережных фарфо'ровых импера'торские кана'лы Поблё'скивают, переплё'скивают кори'чневой чешуе'й, Где в бе'лых обсервато'риях и библио'теках опаха'лы Над ру'кописями ве'тхими, точно ве'тер берегово'й. (Г. Шенгели) Шестидольник — самая сложная из ритмических групп. Шестидольник состоит из сочетания четырехдольника с двудольником; главный метрический акцент приходится на первую долю четырехдольной части, а побочный акцент — на первую долю двудольной части:||Имеет шесть видовых форм: Шестидольник 1-й Шестидольник 2-й || Шестидольник 3-й || Шестидольник 4-й || Шестидольник 5-й | Шестидольник 6-й || Все эти формы образуют собой класс шестидольников. В русской поэзии наиболее разработаны первый, второй и четвертый виды. Пятый часто совмещается с первым. По традиционной теории стиха первый, третий и пятый шестидольники относятся к хореическим размерам, а второй, четвертый и шестой шестидольники к ямбическим. Шестидольник первый:   О'блаком вол|нистым | | Пы'ль встает вда|ли; /\ | Ко'нный или | пеший — | | Не вида'ть в пы|ли! /\ | (А. Фет)   Шестидольник второй, который обычно применяется в шестистопном ямбе: Люб|лю' твой слабый | све'т в не|бе'сной выши|не': Он | ду'мы пробуди'л, у|сну'вшие во | мне'. (А. Пушкин) Шестидольник третий: | Если б | су'мерками | | Звёзды | вы'бежали | | Пере|ми'гиваться | | У пру|да', /\ /\ /\ | | Мы фо|на'риками | | Элек|три'ческими | | Им под|све'чивали | | бы тог|да'. /\ /\ /\ | (А. Квятковский)   Отсутствие в поэтической практике стихотворений в форме шестидольника третьего объясняется, видимо, сравнительно небольшим количеством в русском языке слов с четырехсложными окончаниями; поэтому так редко встречаются вообще стихи с четырехсложной рифмой или четырехсложной клаузулой. Шестидольник четвертый:   Си|неет | па'луба — до|рога | ско'льзкая, Ка|чает | здо'рово на | кораб|ле', /\ /\ Но | юность | лё'гкая и | комсо|мо'льская И|дёт по | па'лубе как | по зем|ле'. /\ /\ (Б. Корнилов) Шестидольник пятый (трехкратный): На пи|рах ве|сёлых, В дерев|нях и | сёлах Прово|дили | дни'. /\ Я в ле|су си|де'ла Да в ок|но гля|де'ла На кус|ты и | пни'. /\ (И. Бунин) Шестидольник шестой: Обыкно|венный | де'нь, обыкно|венный | са'д. Но поче|му кру|го'м колоко|ла зве|ня'т? (Г. Иванов) Брахиколон— очень своеобразный экспериментальный размер-односложник, в котором все слоги ударные. Каждая строка брахиколона всегда состоит из одного односложного слова. Является скорее поэтическим упражнением, чем полноценным размером.   Бей тех, чей смех, вей, рей сей снег! (Н. Асеев)   К разряду брахиколонических стихов можно отнести начало стихотворения Н. Асеева «Собачий поезд», где перемежаются односложные и двусложные слова:   Стынь, Стужа, Стынь, Стужа, Стынь, Стынь, Стынь... День — Ужас, День — Ужас, День, Динь, Динь.   Следует отметить, что как элемент поэтической системы брахиколон появился в русской поэзии сравнительно недавно, у современных поэтов. Александрийский стих — это шестистопный ямб с цезурой после третьей стопы. Рифмовка парная. Надменный временщик, || и подлый и коварный, Монарха хитрый льстец || и друг неблагодарный, Неистовый тиран || родной страны своей, Взнесённый в важный сан || пронырствами злодей! (К. Рылеев) Это, конечно, не самостоятельный размер, но зато получивший собственное название вид ямба. Название он получил ввиду чрезмерной распространённости в конце 18 — начале 19 века. Холиямб— пришедший из античности размер стиха, где последняя стопа шестистопного ямба заменена хореем. Вот силлабо-тоническая имитация холиямба:   Богатства бог, чье имя Плутос, — зна'ть, сле'п он! Под кров певца ни разу не заше'л в го'сти. (Гиппонакт, пер. Вяч. Иванова)   Холиямбическим можно назвать размер следующих стихов:   В огромном городе моём — ночь. Из дома сонного иду — прочь. И люди думают: жена, дочь, — А я запомнила одно: ночь. (М. Цветаева)   Одиннадцатисложник — одна из наиболее употребительных и устойчивых форм стиха в русской силлабической поэзии 17 и 18 вв. — строка из 11 слогов с паузной цезурой после пятого слога. Ритмическая структура является вариантом двойного шестидольника первого, с контрольным рядом.   | Ой стоги, сто|ги, /\ || на лугу ши|роком, | | Вас не пере|честь, /\ || не окинуть | оком! | | Ой, стоги, сто|ги /\ || в зеленом бо|лоте, | | Стоя на ча|сах, /\ || что вы стере|жёте? | (А. Толстой)   Четверостишие Толстого служит прекрасной метрической моделью для понимания ритмической структуры одиннадцатисложных русских виршевиков: это паузированный вариант двенадцатидольника, вернее сдвоенного шестидольника первого. Вот беспаузный двенадцатисложник:   | Да благосло|вит тя || господь от Си|она | | на высоко|честнем || месте царя | фрона. | | Да благосло|вит же || венчанную | главу | | на премноги | лета || соблюдати | здраву. |   А вот одиннадцатисложник Симеона Полоцкого с однодольной паузой в конце первого полустишия, ритм инверсирован:   |По темной но|щи /\ || день светлый бы|вает, | | солнца луча|ми /\ || всю тьму истреб|ляет. | | Вся веселят|ся, /\ || егда осве|щенна| | солнцем быва|ют /\ || преукра|шенна. |   Или у А. Кантемира: | Тщетную муд|рость /\ || мира вы ос|тавьте, | | Злы богобор|цы! /\ || обратив кор|мило, | | Корабль свой | к бре|гу /\ || истины на|правьте, | | Теченье вы|ше /\ || досель блудно | было. |   | Что дал Гора|ций, /\ || занял у фран|цуза. | | О, коль собо|ю /\ || бедна моя | муза! | | Да верна; у|ма /\ || хоть пределы | узки, | | Что взял по-галь|ски — /\ || заплатил по-|русски. | Тринадцатисложник — общепринятое название самого популярного и устойчивого стихового размера в поэзии русских виршевиков 16-18 вв. Подавляющее большинство стихотворений силлабистов написано этим размером, который является исконной формой русского народного стиха, встречающейся и теперь в частушках. Метрическая модель тринадцатисложника имеет два варианта: при наличии мужской цезуры ||/\

И при трехсложной цезуре ||/\/\/\|. В первом полустишии 8 долей, из них 7 долей занимают 7 слогов и одну долю — однодольная цезурная пауза; во втором полустишии — тоже 8 долей, из них первые 6 долей занимают 6 слогов, а на две концевые доли приходится двудольная пауза. Стихи виршевиков нужно читать речитативом.   | Уме недо|зрелый, плод /\ | недолгой на|уки! /\ /\ | | Покойся, не | понуждай /\ | к перу мои | руки: /\ /\ | | He писав, ле|тящи дни, /\ | века прово|дити /\ /\ | | Можно и сла|ву достать, /\ | хоть творцом не |слыти. /\ /\ |   | Ведут к ней нетрудные /\ | в наш век пути | многи. /\ /\ | | На которых | смелые /\ | не запнутся | ноги. /\ /\ | (А. Кантемир) Перед нами классический пример 13-сложного силлабического стиха, в котором представлены и константные, и инверсированные строки, и цезура мужская (первые четыре стиха), и цезура «дактилическая» (два последних стиха). При сочинении своих стихов виршевики отсчитывали слоги по два на один удар. У Симеона Полоцкого стих тяжелее, чем у Кантемира, он допускал некоторые неправильности в строении стиха, например: женскую цезуру посредине стиха (вторая строка): | Чин купецкий | без греха /\ | едва может | быти, /\ /\ | | На многи бо | я злобы /\ | враг обыче | лстити. /\ /\ | Стихотворение Симеона Полоцкого «Клевета» заканчивается строками, ясными по мысли и по метрической конструкции четырехдольника с константным ритмом: | Паче нетер|пимую /\ | смерть себе из|брати, /\ /\ | | Неже осквер|ненную /\ | плоть свою пре|дати. /\ /\ | Белым тринадцатисложником написал Кантемир стихотворение «Екатерине Первой». Вот начало:   | Тебе ж, само|держице, /\ | посвятить труд | новый /\ /\ | | И должность со|ветует /\ | и самое | дело. /\ /\ | | Извинят о|ни ж мою /\ | смелость пред то|бою. /\ /\ |   «Выпрямленный» Тредиаковским тринадцатисложник с постоянным ритмом вошел в арсенал русских поэтов наравне с другими стиховыми размерами. Им пользовались многие поэты:   | Раз в крещенский | вечерок /\ | девушки га|дали: /\ /\ | | За ворота | башмачок, /\ | сняв с ноги, бро|сали. /\ /\ | (В. Жуковский)   | Дайте в руки | мне гармонь, /\ | золотые | планки. /\ /\ | | Парень девуш|ку домой /\ | провожал с гу|лянки. /\ /\ | (М. Исаковский)   Таким образом, можно сказать, что тринадцатисложник, выйдя из недр народной поэзии, в течение двух веков служил нашим виршевикам верой и правдой, чтобы затем уже в реформированном виде работать в русской поэзии еще два столетия.   Дольник (ранее иногда употреблялся термин паузник) — вид тонического стиха, где в строках совпадает только число ударных слогов, а количество безударных слогов между ними колеблется от 2 до 0. "Дней (0) бык (0) пег, Медленна (2) лет (1) арба, Наш (0) бог (0) бег, Сердце (1) наш (2) барабан. Владимир Маяковский Общая формула X Ú X Ú X Ú и т. д. (Ú — ударные слоги, X — безударные; величина X — переменна; X = 0, 1, 2). В зависимости от числа ударений в строке различают двухударный дольник, трёхударный, четырёхударный и т. д. Такой вид стиха характерен для языков с тоническим стихосложением и очень часто встречается в английской, русской, немецкой поэзии. Можно различать целый ряд модификаций дольника, в зависимости от числа ударений в строке (некоторые модификации дольника не сохраняют равного числа ударений, например многие стихи Маяковского), от степени варьирования числа безударных слогов между ударными и т. д. В случае, если допускаются строки с междуударным интервалом 3, говорят о тактовике, если 4 и более — об акцентном стихе. В русской поэзии дольник является очень старой стиховой формой. По своей структуре он несомненно восходит к народному стиху, который — за вычетом музыкальной его стороны — в основном подходит под формулу тактовика, а многие строки укладываются в ритм дольника (именно от народного стиха аргументировал и теоретически («Опыт о русском стихосложении», 1812) и практически («Реки», перев. из Конфуция и др.) Востоков, отстаивавший введение в русскую поэзию дольника). В известном смысле близки к дольнику и трёхсложные размеры силлабо-тонического стихосложения, в которых схемное число безударных между ударными в ряде случаев не соблюдалось, благодаря чему они представляли собой образование, близкое к дольнику (напр. русский гекзаметр). В русской поэзии дольник культивировали символисты, затем футуристы. Особенным распространением он пользовался в поэзии начала XX века (см. главы о дольнике во «Введении в метрику» В. М. Жирмунского, стр. XXX, 184 и следующие). Термин «дольник» ввёли в начале 1920-х В. Я. Брюсов и Г. А. Шенгели, но применительно к тому, что известно сейчас как акцентный стих. Первоначально дольник назывался в русском стиховедении паузник (термин, впервые отмеченный у С. П. Боброва), однако начиная с работ В. М. Жирмунского термины «дольник» и «паузник» используются как равнозначные.


1 | 2 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.008 сек.)