|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Шолныша (куть)
Это понятие используется исключительно на северных территориях: в Карелии, в Архангельской и Вологодской областях (диалект.: солныш (а), шормуша, шодноша, чолмуша, толнуша, шомыша). Этимология слова в свое время вызвала довольно оживленную ученую дискуссию. Нам известно три версии, выдвинутые в первой половине XX века: от финского (solukka) в значении «коморка», из древнескандинавского (svefnhus) в значении «опочивальня, место для спанья», от праславянского (*colm + -osa) в возможных значениях (через сопоставление с другими славянскими языками) «обломок», «ущелье», «пространство между очагом и стеной». Все эти толкования так или иначе перекликаются с актуальным значением слова шолныша, которое при этом может относиться к различным топосам[3] избы. Приведем наиболее характерные варианты: Все пространство между устьем печи и фасадной стеной в границах: печь — продольный воронец — фасадная стена — пятая (боковая) стена. От части помещения с красным углом (собственно избы) иногда отделяется занавесью либо деревянной загородкой. В ряде случаев в состав таких шолныш входит и запечный угол. Пространство, расположенное между дальней от входа боковиной печи и «пятой» стеной избы, либо боковой стеной в однокомнатной избе. От пространства, расположенного напротив печного устья, шолныша обычно отгораживается занавеской. В шолныше хранится посуда, а также различная хозяйственная утварь (жернова и пр.). Также, если шолныша достаточно широка, в ней готовится пища; иногда в ней спят. Место это исключительно женское и, более того, это место хозяйки-большухи – область ее активности и ее «власти». Это зона охватывает основные сферы ее деятельности внутри избы: здесь она готовит пищу, контролирует действия младших членов семьи (работу дочерей и невесток), осуществляет магические действия. Загородка или занавесь, отделяющая шолнышу от остальной части избы является своеобразным маркером оппозиций: мужское/женское, свое/чужое, внутреннее/внешнее и т.п. Красный и придверный углы – всё пространство по ту сторону данной границы – предстают в отношение кути или шолныши как мужское, обращенное во вне, более доступное «чужому». Мужчине заходить в шолнышу без особой надобности не положено. Данный запрет может сниматься в определенных ситуациях: бытовых – муж может хозяйничать в шолныше в случае болезни жены; муж мог спрятаться в шолныше совместно с женой, если не хотел кого-либо видеть. Ритуальной – сын, призываемый в армию, получает в шолныше благословение от матери. Еще строже запрет для чужого человека, что выражается в поговорке: «гость живи как дома, а в шомышу не ходи». Заходить в шолнышу не разрешено также молодухе, поскольку она может оприкосить молоко, хранящееся там. Данное представление отражает типичное противостояние большухи и молодухи. Зайти в шолнышу – в самое сокровенное место «женского царства» – значит предъявить права на власть, на большину. Именно способность к приготовлению пищи и право на это (прежде всего, на приготовление хлеба, замес квашни) является залогом первенства большухи в доме: например, войдя в пожилой возраст, свекровь может передать невестке право «обряжания» в хлеву, но будет до последнего держаться за главенство на кухне. Особую роль играет куть в свадебном обряде. Она является преимущественным местом нахождения невесты во время большинства обрядовых процедур, предшествующих непосредственно свадьбе: здесь чаще всего невеста находилась во время сватовства, причитала с подругами во время «плаканий», отсюда ее выводили во время смотрин, здесь происходил обряд «закрывания», здесь она ожидала жениха перед отъездом под венец, из «шомуши» невеста выбегала с причетами во время обряда рукобитья. Несложно заметить, что роль невесты во всех этих действиях крайне несамостоятельна – ею руководят, манипулируют, она является объектом «торгов», обменов, выкупов. Другой важный аспект состоит в том, что здесь – как в месте «внутреннем», «потаенном» – невесту прячут.
Заключение:
Тысячу лет назад существовало гораздо больше верований и примет относительно счастливых и несчастливых периодов времени, да и придерживались их строже. Строительство дома, сотворение домашнего мира было, конечно, делом важнейшим. И очень жаль, что примет и поверий, касающихся выбора времени для начала строительства дома, сохранилось до наших дней относительно немного. Строительство дома редко затевали под вечер. «Утро вечера мудренее»- гласит русская поговорка, отражая древнее верование: утро, лучезарная мощь восходящего Солнца олицетворяли для древних людей торжество добра, справедливости, светлых Богов. Вечер же и ночь - временную власть Тьмы, зла, всего враждебного людям. У славян и других народов существовала масса примет, на сей счёт. Похожие верования касались и лунных фаз. Например, лес для построек старались рубить в новолуние, так как это, по мнению древних, не давало завестись в брёвнах червям-древоточцам. И ни в коем случае не советовали начинать строительство при ущербной, «старой» луне: убыль или прибыль Луны должна была прямо сказаться на благосостоянии дома и семьи, которая собиралась в нём жить. Славяне ко всяким важным начинаниям старались приступать при растущей Луне. Уже в позднейшие времена бытовало и поверье, что сроки строительства непременно должны были захватить летний праздник Троицы: «без Троицы дом не строится». Здесь, как и во многих других случаях, христианские символы веры соединились с древнеславянскими верованиями. Под Троицей наши предки подразумевали как три великих символа веры, так и три силы, участвующие в любом праведном деле. Внутри дома каждый предмет имеет своё определённое место. Каждая часть дома использовалась в ритуальных обрядах. Например, печь – в «допекании детей», красный угол по своей структуре символизирует Царство Небесное, землю и Ад. Также некоторые обряды указывают на главенство в доме, например, выпечка хлеба.
Список литературы:
1. Пермиловская А.Б. Северный дом. Архитектурно художественный каталог. – ПетроПресс, 2000. – 224с.; илл. 2. Забылин М. Русский народ: обычаи, обряды, придания, суеверия. – М.: Русская книга, 1996. - 401-410с. 3. Народные приметы по заготовке дерева. // WoodForm.ru 2009 - 2011 деревянное домостроение. (Электронный ресурс). – Режим доступа: http://www.woodform.ru/narodnye_primety_po_zagot/, свободный.
[1] В русском домовом декоре наклонная доска, наложенная на торцы подкровельных слег. Помимо чисто декоративной имела и утилитарную функцию, прикрывая щель между повалом (см. ПОВАЛ) и кровлей от дождя и ветра. [2] Старшая в доме хозяйка. [3] То́пос (др.-греч. τόπος — букв. «место»; перен. «тема», «аргумент») имеет разные значения. Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.004 сек.) |