|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Водопроводы и термы
В поисках воды более высокого качества и вкуса стали рыть колодцы, хотя в ранний период проникать в земные недра считалось делом кощунственным и неримским. Римский колодец окружала загородка, низкая деревянная прямоугольная коробка - puteal - для предупреждения случайного падения в ствол. Позднее ее, уже цилиндрической формы и до одного метра высотой, стали складывать из камня. Уже в 1 в. до н.э. колодезные ограды начинают делаться из мрамора и покрываются изящными декоративными рельефами. Рядом или вместо опор ограды ставили колонны. Над колодцем сооружалась крыша, воду доставали воротом или руками. Со строительством водопроводов колодцы превращались в водозаборные резервуары, куда вода подводилась по трубам. На один из бортов ящика стали ставить небольшую каменную украшенную рельефом стелу, внутри которой находилась непрерывно изливавшая воду труба. Стела непременно украшалась накладным рельефом, например, зайцем или головой осла. Схема распределения воды из акведука показана на илл. 150, а сохранившиеся акведуки – на илл. 151, 152. Вода в Рим шла по надземным или подземным трубам, сложенным из массивного камня (чтобы предупредить ее нагревание от солнечных лучей). Трубы имели отдушины для проветривания и были покрыты изнутри водонепроницаемой облицовкой. Первый водопровод (Aqua Appia) был сооружен в Риме в 312 г. до н.э. цензором Аппием Клавдием. Третий по счету водопровод 2 в. до н.э. действует и поныне. Он начинался за 60 км от города, последние 10 километров шел по аркадам и заканчивался у Капенских ворот. Диаметр его арки находится к ширине столба в отношении золотого сечения, а все размеры частей акведука кратны единому модулю - 75 сантиметров (ширина канала). Поныне действует также водопровод Траяна. Общая длина одиннадцати акведуков превышала 500 километров. К концу 3 в. акведуки подавали воду в 11 терм, 926 общественных бань, 1212 общественных фонтанов и 247 водозаборных бассейнов. Около трети всей воды шло в особняки - обязательной принадлежностью, в которых со временем стали одна (или несколько) домашних купален. На каждого римлянина в конце империи приходилось до 900 литров воды в сутки. Большая часть акведуков была реставрирована в эпоху Возрождения. Строительство художественно оформленных акведуков, забота о сохранности водопроводной воды и изоляция распределительных линий каждого водопровода от других имело причиною сакральное отношение к текущей воде. Правда, оно постепенно исчезало (появились плотины, в источниках разрешали купаться), но водопровод никогда не превращался до конца в инженерно-техническое сооружение, он продолжал оставаться для римлян током живой воды, имеющим свое лицо и свое духовное бытие. Вода в Риме текла круглосуточно «для всего народа», а не для частного пользования. Право на отвод воды в дом давалось пожизненно лично императором, оно не передавалось при продаже дома или по наследству. В случае смерти домовладельца отпускавшееся ему количество воды возвращалось государству. Поэтому римскую мостовую постоянно разрывали и замащивали - снимали и прокладывали трубы. Изготовлением, сваркой и починкой свинцовых труб занимались плюмбарии. Внутреннюю поверхность каналов покрывали водонепроницаемым слоем цемента. Клоаки и их разветвления были под домами. Водостоки были закрытые и открытые. Для осушения низинных мест и слива нечистот от форума до Тибра со времен Тарквиния Гордого была сооружена 800-метровая, поныне действующая Cloaca Maхima. Свод и стены сложены из глыб габийского камня в два метра длины и один метр ширины без связующего раствора. Устье сооружения образует в стене набережной полукруглую арку около пяти метров в диаметре.
Термы (бани). Римляне строили бани всюду, где они селились или надолго останавливались. Но частные бани были очень маленькими, на одного человека: римлян всегда несколько коробило от лицезрения наготы родственников. Люди состоятельные неизменно обзаводились собственной баней с бассейном (да еще и с подогревом) на своей вилле или в домусе. Иногда бани находились прямо в саду, но зачастую прикреплялись к основному зданию в окружении маленького сада, напоминающего перистиль греческой палестры. Начало строительства терм относится к 1 в. до н.э. Римские термы берут свое начало в ваннах, какие имелись в греческих гимнасиях. Через четыреста лет количество бань в Риме перевалило за 950. В основе терм лежала следующая схема: аподитерий (раздевалка, от греч. apodyo - снимаю) – это могла быть длинная комната с мозаичным полом, крашеными стенами и матовым стеклом под самым сводом, тепидарий (теплая баня), кальдарий (горячая баня), фригидарий (мог представлять круглую комнату с конусообразным куполом, бассейном с холодной водой для плавания, беломраморным полом и скамьями). Были также парильни (судаторий, обычные и с сухим жаром), солярий, специальные помещения для массажа и умащения тела маслами (илл. 153). Во дворе терм устраивали сферистерии – залы для игры в мяч и открытый бассейн. С одной стороны, это была дань греческим вкусам. С другой, полагалось на первой стадии банной процедуры поднять температуру кожи, чтобы открылись ее поры. Именно палестра первоначально была центром композиции терм, на нее выходили остальные, расположенные по периметру помещения. С терм Тита (80 г. до н.э.) восторжествовала другая тенденция: все помещения для мытья сводились в единый комплекс и располагались в центре огромного двора, обведенного портиками и экседрами. (В примыкавшем к терме дворце Тита была найдена знаменитая группа Лаокоона). Термы были обычно окружены парком, включавший стадион с трибунами и отдельные строения для музыкальных или литературных выступлений.
В начале 4 в. в Риме функционировало 11 императорских терм. Термы Каракаллы. Первоначально их называли Термы Антонина. Начали возводиться в 206 г Септимием Севером, закончены 212 г. и в дальнейшем получили имя его сына, Каракаллы. Внешняя стена ограждало почти квадратное пространство размером 337 на 328 метров. Центральный комплекс - 150 на 200 метров, в терме могли мыться одновременно 1600 человек. О грандиозности комплекса можно судить даже по тому, что сохранилось до сих пор (илл. 154). По реконструкции, главное здание терм находилось среди парка. В центре комплекса находилась базилика, перекрытая тремя крестовыми сводами; по коротким сторонам проходили две огромные гранитные трубы (которые сейчас можно видеть на пьяцца Фарнезе). В термах были так же палестры, стадион, плавательный бассейн. Фригидарий был глубиной 1,2 метра. Терпидарий занимал половину здания и имел площадь примерно 50 на 25 метров, с колоннами из египетского гранита и порфира до полутора метров в диаметре. Купол кальдария был 35 метров в диаметре (две из восьми поддерживавших его колонн сохранились). Кальдарий окружали отделения, где мылись поодиночке. По обе стороны от кальдария - комнаты для собраний и декламаций. В фундаменте множество комнат со сводами - склады топлива и масла для калориферов, жилые помещения обслуги. Вода поступала из водопровода и отстаивалась в больших цистернах. Канализация позволяла в несколько минут менять воду в любых бассейнах. Согревалась вода в них через гипокауст. В развалинах терм была найдена скульптурная группа Фарнезского быка. Неповрежденные фрагменты мозаичного пола с фигурами атлетов с открытой площадки терм ныне находятся в музее Ватикана.
Термы Диоклетиана. В термах Диоклетиана, освященных в 305 г., где центральный комплекс имел площадь 200 на 300 метров, более трех тысяч человек могли мыться одновременно. Резервуар для воды имел длину более ста метров. Терпидарий терм Диоклетиана Микеланджело превратил в существующую и ныне церковь, там же, на месте терм, ныне экспозиции Национального Римского музея.
Опыт римских строителей терм европейские архитекторы использовали вплоть до XIX века. Подобие римских терм было создано Чарльзом Камероном в Царском Селе (1780-1794). Они так и называются – Термы Камерона. В их состав входят Агатовый павильон, галерея-колоннада и висячий сад с пандусом-спуском с сад. В первом этаже – помещения с бассейном для плавания (фригидарий), теплой ванной (тепидарий), горячая баня с парильней (лаконикум или судаториум), комната отдыха (кальдарий), помещение для массажа, служебные помещения для нагрева воды. [1] Сначала здание называлось курией Гостилия, с 80 г. до н.э. курией Корнелия – была реконструирована при Корнели Сулле. [2] Храм и Дом весталок. Дом весталок (построенный в царский период) состоял из храма Весты и жилища жриц, соединенных между собой. Храм стоял на круглом подиуме, отделанном мрамором, имел колоннаду коринфских колонн, коническую кровлю с отверстием в центре. Сохранившиеся руины – с последней реставрации конца 2 в. (илл. 131). Дом весталок включал в себя и жилище великого понтифика. Трехэтажный дом располагался вокруг внутреннего двора с портиками по четырем сторонам, в центре были фонтаны. На первом этаже можно видеть остатки печи, кухни и обеденного зала. Статуи весталок обнаружены во время раскопок (илл. 141, 142). Портик Божественного Согласия. Сохранилась часть портика в форме тупого угла с коринфскими колоннами (илл. 143). Судя по описаниям, в этом здании должны были находиться двенадцать статуй божественного согласия – наиболее почитаемых божеств римского пантеона. Шесть богов и шесть богинь, находящиеся позади колонн, являются частью реконструкции позднего античного периода. Храм Венеры и Ромы (илл. 132). Архитектором храма был выросший в Дамаске грек Аполлодор, присоединившись к свите императора Траяна на Дунае и ставший личным его архитектором на протяжении десятилетий. Храм Венеры и Ромы (по проекту императора Адриана) стал самым большим в Риме храмом – 100 на 145 метров (закончен храм после 140 г.). Храм имел две противоположные целлы с абсолютно симметричной структурой, их апсиды соприкасались. Главный вход находился на западной стороне и смотрел на Форум. На этой стороне располагалась целла, посвященная богине Роме (она сохранилась лучше). [3] Вход на Форум – на Спуске Аргентариев. Слева от входа сохранился просторный полукруглый зал (он выше уровня Форума и лавок). Это был общественный туалет эпохи Траяна, имевший двойной пол для системы обогрева, и прилавок вдоль всей стены. [4] Внутри храма также находились греческие картины (описанные Плинием Старшим), шесть коллекций камей и гравированных камней, покрытый британским жемчугом панцирь для статуи Венеры, статуя Клеопатры. Внутри Форума находилась группа двухуровневых строений из туфа и травертина. Хорошо сохранилась их часть, врезанных в скалу Капитолия. Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.004 сек.) |