АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

п.Балканы

Читайте также:

    Муниципальное общеобразовательное учреждение

    «Средняя общеобразовательная школа» п.Балканы

    Государственная

    Символика

    России

    Выполнил:

    Прищепа Владислав Николаевич

    Класс

    Руководитель: Башкирская Е.М.

    п.Балканы

    Содержание:

    1. Введение…………………………………………………

    2. Государственная символика и ее значение………………

    3. Герб России как отражение ее истории:…………………

    3.1. Россия и Византия. Появление двуглавого орла

    3.2. Становление Российского герба от Ивана III до Петра I

    3.3. Российский государственный герб от Петра I до Александра II

    3.4. Большой, Средний и Малый гербы Российской империи

     

    4. Трансформация символики в ходе истории: преемственность или разрыв с прошлым……………………

    5.Флаг России

    6. Гимн России

    7. Заключение…………………………………………………….

    8. Приложение

    Список использованной литературы………………………....

     

    Цель: изучение истории государственной символики России


    Задачи: получить знания по теме "Государственная символика России".

    1. Введение

    Символы России… Что это такое? Пожалуй, не найдется в стране такого чело­века, который бы совсем ничего не ответил бы на этот вопрос. Однако ответы без сомнения будут разные. Кто-то вспомнит бескрайние просторы – луга, поля («поле, русское поле…»), леса («березы, березы…»), кому-то на ум придут поднадоевшие, но непременные сувениры: матрешки, самовары, медведи. Любители русской старины скажут о древнем Московском Кремле, о регалиях – знаках царской власти: скипетре, короне, державе, бармах, шапке Мономаха и, конечно же, не забудут и русские архитектурные святыни: Красную площадь, Покровский собор (храм Василия Блаженного), храм Христа Спасителя. Вспомнив­шие о русском воинстве назовут «Прощание славянки» или Георгиевский крест. А кто-то, возможно, мысленный взор обратит к своей «малой Родине» - городу, в котором он родился и вырос, где остался родительский дом.

    Каждый по-своему будет прав. И прежде всего из-за неоднозначности понятия «символ», его многомерности. Не случайно проблемами символа и символики занимаются не только философы, но и ученые других специальностей – математики, психологи, лингвисты, литературоведы, историки, искусствоведы. По словам русского ученого-энциклопедиста А.Ф. Лосева, понятие «символ» является «упор­ным, цепким, тысячелетним понятием».

    Воздействие символа начинается уже через его внешнюю форму. «За элемен­тами понятий, выраженных в словах, стоят чувственные ассоциации. Они как бы проецируют понятие на наиболее «подходящие» чувственные образы и тем самым помогают сформировать символ», - объясняет принцип создания символа философ Л.В. Уваров.

    Несмотря на то, что теоретическое осмысление изучения той группы символов, о которой пойдет речь в данной работе, недостаточно разработаны (не очень пока ясно даже, к какой сфере деятельности их четко можно отнести: к социально политической, идеологической, правовой и т.д.), совершенно очевидно, что посред­ством их выражены определенный общественные отношения, что, как всякий символ, они – социальные феномены и, следовательно, всегда несут на себе печать, «налет» своего общества. В них явно или неявно отражено «социально лицо» эпохи, конкретного исторического времени, через их назначение всегда можно определить уровень развития самого общества. «Едва ли требует доказательства, - писал, подчеркивая эту характеристику символа, А.Ф. Лосев, - что все реальные символы существуют только в истории, все несут на себе отпечаток эпохи, классового или со­словного происхождения… История символа… ясно обнаруживает всю невозмож­ность чистой символики в ее отвлеченном виде…»

    В популярном справочнике «Международная символика и эмблематика» его автор, характеризуя аналогичные знаки, подчеркнул, что они представляют собой «категории из области идеологии», с чем, конечно, нельзя не согласиться.

    Так что к символам «не своей» эпохи надо относиться осторожно. Однако это не значит, что они нам не интересны. Причины и принципы их возникновения, их эволюция помогают не только всесторонне представить исторический процесс, но и приблизиться к пониманию, «расшифровке» мировоззрения человека прошлого, рас­крыть закономерности его мышления, смысл его поступков, вплотную подойти к изучению социальной психологии отдельных слоев русского общества, его ментали­тета – вопросам недостаточно изученным, но важным.

    Целью данной работы является проследить историю развития российской символики, узнать какие изменения происходят в ней в ходе истории, зависят ли эти из­менения от ситуации в стране в определенную эпоху. Я постараюсь это сделать на примере российского герба.

    2. Государственная символика и ее значение

     

    Как много можно узнать о государстве, если исследовать его символы и атрибуты? Что в них зашифровано? Ответ на эти вопросы хранит в себе история формирования государственной символики. Сегодня она существует в триединстве - это герб, флаг и гимн.

    Символы объединяют народ в нацию, придают ему государственность. Почитание своих символов является проявлением гражданской позиции. Обратим внимание, как любят свой флаг и гимн американцы. Они вывешивают звездно-полосатые флаги над дверьми и окнами домов, поют гимн, прикладывая к сердцу правую руку. Их лица при этом становятся вдохновенно возвышенными. Они - нация, они - граждане своей страны. Почитают свой флаг и гимн и другие народы - британцы, французы, поляки. Гимном Французской республики стала известная песня времен Великой революции 1789 года - "Марсельеза". "О, дети родины, вперед, настал день вашей славы..." Так начинается эта песня. Ее утверждение в конце XIX века в качестве гимна символизировало упрочение республиканских порядков, демократических устоев. Символы - герб, флаг и гимн - свидетельствуют о неразрывной нити времен, связывают между собой поколения живущих и умерших, они - живые свидетели памяти.

    Утверждение символов и атрибутов государства является важной прерогативой верховной власти. Процедура их принятия связана со вступлением в силу специальных законов. В свою очередь, все официальные бумаги должны иметь гербовые знаки. Государственному флагу воздаются высшие государственные почести. Оскорбление флага – это оскорбление нации, государства. Протестуя против войны во Вьетнаме, молодые американцы в 1968-1969 годах публично сжигали флаги. Это демонстрация их отторжения от государства, от той власти, которая посылала их на бессмысленную бойню в далекие джунгли. Сегодняшнее поколение - яппи, напротив, истово и последовательно почитает свои государственные символы. Можно сказать, что власть завоевала доверие своих сограждан.

    Однако распространенная ныне триада государственных символов и атрибутов сложилась не так давно - только в XIX веке. С этого времени символы государственного суверенитета постепенно закрепляются законодательно. Выбор из тысяч эмблем, существовавших в средние века и отражавших способ мышления наших предков, определенных изображений не был случайным в каждом из государств.

    В большинстве стран государственные символы (герб, флаг, гимн) понимаются как общенациональные и объединяющие. Они внесословны, внеклассовы, внепар­тийны. Верность своим эмблемам и способность пронести их сквозь века составляют особую гордость и служат залогом преемственности исторической жизни народов. Символы объединяют народ в нацию, придают ему государственность.

    Флаги, гербы и гимны нередко принимались в подражание передовой или силь­ной стране, либо были схожими в связи с политической или родственной близостью народов. Французский "триколор", появившийся в годы Великой французской революции (с 1789 г.), стал впоследствии образцом для Италии, Бельгии, Румынии, Ирландии и других стран. Однотипные "крестовые" полотнища у шведов, норвеж­цев, исландцев, финнов и фарерцев восходят к датскому "Даннеброгу" (1219 г.). Османский полумесяц со звездой появился на флагах почти всех исламских госу­дарств. Самый старый флаг относится примерно к 3000 г. до н.э. и найден в 1972 г. на территории Ирана. Он сделан из металла, имеет размер 23 на 23 сантиметра с изображением орла, двух львов, богини, трех женщин и быка.

    Большое значение в символике имеют цвета. В Германии преимущественными цветами были желтый, белый, красный, черный (символизировал у немцев силу, му­жество, великое прошлое). Почетным императорским цветом в Византии был багряно-красный, в Китае - желтый. Инстинктивное неприятие черного существует у французов, а голубого и синего - у курдов. У китайцев и вьетнамцев белый цвет считается траурным. Славянские народы предпочитают красные, белые, синие, зеленые краски (синий считался цветом славянской взаимности). Одним из любимых цветов великороссов был красный (красные - солнце, девица, изба, угол, крыльцо, товар, словцо, "прекрасный" - самый красный). Красный и синий были самыми распространенными в народной одежде: синие с красным кушаком кафтаны и рубахи русских крестьян и казаков, синие и красные сарафаны с белыми рубашками русских женщин. Подвенечный наряд невест в народе до ХХ века был красным. Голубой считался цветом Богоматери. Белыми называл народ свою веру, царя и Отечество. По русским обиходным понятиям ХVII-ХIХ веков красный символизи­ровал отвагу, войну, защиту веры и бедных людей, героизм, великодушие, кровь, самопожертвование, огонь, смертный бой. Синий - небо, целомудрие, верность, духовность, веру. Белый - мир, чистоту, правду, благородство, совершенство. Черный - смерть, печаль, монашество, мрак.

    Государственным символом является также и гимн - торжественная песнь, при­званная сплачивать нацию. Официальное исполнение его сопровождается встава­нием гражданских лиц и отданием чести военнослужащими. Зарождение гимнов те­ряется в глубокой древности человечества, а ныне они разделились на религиозные, государственные, военные, революционные, партийные. Большинство европейских гимнов ведет свое начало со второй половины ХVIII – первой половины ХIХ века, то есть со времени образования современных наций; разные гимны создавались на неодинаковой основе и несли разные идеи. Лирическая чешская песня "Где родина моя" (1834 г.) воспевала любовь к уютной Чехии, "Марсельеза" (1792 г.), "Еще Польша не погибла" (1797 г.), "Гимн гарибальдийцев" (1848 г.) звали к защите страны, бельгийский революционный "Брабансон" (1830 г.) призывал отдать свое сердце и кровь дорогой матери-Бельгии, русский гимн "Гром победы" (1791 г.) давал радость, неустрашимость и гордость за державу; идею владычества над океанами и континентами выражал гордый гимн "Правь, Британия!"

    Часть гимнов создавалась на основе мелодий, близких к молитвенным, например английский "Боже, храни короля", русский "Боже, царя храни", часть была военными маршами, например "Королевские марши" Испании и Португалии. Гимны монархий обязательно прославляли царствующих государей-венценосцев.

    Иногда одновременно несколько национальных песнопений считались государ­ственными (в ХIХ веке в Великобритании, Венгрии, США). Некоторые же страны даже в конце ХIХ века не имели гимнов (Китай, Корея, Люксембург). В Османской империи для каждого нового султана составлялся новый военный марш. Тунис в конце ХIХ века имел 15 государственных гимнов-маршей. А самым старым, нацио­нальным гимном считается революционный нидерландский "Вильгельмус ван Нассауве" (1568 г.).

    Помимо традиционных символов в виде герба, флага и гимна, каждая страна имеет и ряд других национальных символов, которые обозначают специфические для каждой страны историю, культуру и быт. В то же время такие символы не всегда могут быть известны иностранцам и уж во всяком случае не могут восприниматься ими как нечто родное и близкое. Для Великобритании характерны следующие знаки - лев (символ Соединенного Королевства), бульдог (олицетворение отрицательных сторон английского характера и старой колониальной политики Англии), Биг Бен (колокол часов-курантов, находящийся на высокой башне парламента в Вестмин­стере, бой которого ежедневно передают по радио как национальный звуковой сигнал; колокол весит 13 т и назван по имени главного смотрителя работ Бенджа­мена Холла в 1856 г., символизирует Англию и ее столицу), роза (эмблема ряда королевских династий), ведьмы (традиционно изображаются верхом на помеле вылетающими из трубы, служат классическим изображением истинно английской приверженности старым, консервативным традициям, английской веры в призраки и привидения) и др. Для Германии национальными символами являются орел (символ Германии, распространенный во всех землях со времен средневековья), дуб (нацио­нальный немецкий символ жизни, надежды, а также воинской доблести), Гретхен (сентиментальный символ немецкой женщины) и др. Францию символизируют галльский петух (исторически привязан к французам как к нации и означает "зади­ристость, заносчивость"), Эйфелева башня (символ Парижа), Вандомская колонна (символ величия Франции), Жанна д'Арк (символ патриотизма и самопожертвования ради счастья родины) и др. В США особое значение имеют дядя Сэм (символ США в образе высокого, худощавого, пожилого мужчины с острой бородой, одетого в темный фрак, светлые полосатые брюки и с цилиндром на голове; появился во время наполеоновских войн, когда газетчики шутливо расшифровали заглавные буквы но­вого государства "U.S. Am" как "Uncle Sam", то есть "дядя Сэм", поскольку в США имя Самуэл было одним из самых популярных), осел (эмблема демократической партии), слон (эмблема республиканской партии). "Мейфлауэр" (патриотический символ американцев, название корабля, на котором прибыли в 1620 г. первые английские поселенцы в Северную Америку), статуя Свободы (аллегория свободы, чаще используется зарубежными странами для олицетворения США) и др. Россия также имеет свои полуофициальные и неофициальные символы - самовар (олице­творение бытовых сторон русского образа жизни для иностранцев), тройка (символ русского народа и его культуры), медведь (использовался в дореволюционной русской политической карикатуре как положительный образ России), Красная площадь (символ центра страны, ее средоточие), Кремль (символ высшего руково­дства страны).

    В некоторых государствах существуют и законодательно закреплены официаль­ные девизы страны. При этом употребление государственного девиза часто носит обязательный характер, так же как и употребление государственного флага и герба. Можно привести ряд примеров подобных девизов: Бельгия - "Союз дает силу", Великобритания - "Бог и мое право!" (бывший боевой клич английских королей), Испания - "Великая свобода без предела", Франция - "Свобода, Равенство и Брат­ство", США - "При разнообразии - едины", Канада - "От моря и до моря!", Бразилия - "Порядок и прогресс", Камерун - "Мир, Труд, Родина", Уганда - "За хорошую и мою страну!" и т.п. В Советском Союзе на гербе был девиз "Пролетарии всех стран, соединяйтесь!", а сейчас официального девиза в Российской Федерации нет.

    Воспитание чувства уважения и почитания к своим государственным символам составляет одну из задач гражданского образования. И начинается оно со знания истории создания этих символов, понимания их смыслового значения. Современным россиянам, и молодым, и пожилым, очень непросто. Они пережили крушение старой государственности, крушение старых символов. До сих пор у многих наворачиваются на глаза слезы при звуках гимна "Союз нерушимый республик свободных". Сотни и тысячи людей выходят на улицы под красными флагами с серпом и молотом - символикой СССР. Но время поворотить вспять невозможно. Невзирая на ностальгию по недавнему прошлому, России необходимо вспомнить и свои исконные символы - могучего державного орла, простирающего свои крылья по обе стороны света - Европу и Азию. Его главы смотрят и на Восток и на Запад, словно напоминая нам о срединности России в мире, ее великой посреднической роли между двумя мирами. Философ конца XIX века Владимир Сергеевич Соловьев предрекал нашей стране великое будущее, свет для всех народов, идущий от Руси, с ее богатейшей духовностью, древними корнями, гордым и трудолюбивым народом. Державность состоит не столько в том, чтобы быть страшными для своих ближних и дальних соседей, державность состоит в уважении к личности человека, обеспечении его прав и свобод, гармонизации своих интересов с интересами других. Может быть, нет у многих из нас пока того душевного трепета, который присущ другим народам при звуках глинковской музыки, положенной в основу российского гимна. У него пока еще нет слов, как будто заново рождается страна, обретает силу народ и не пришло еще озарение, не пришли те слова, которым суждено стать словами Гимна. Но они непременно родятся, и мы их услышим в своих сердцах. И уже бьется сердце при виде вздымающегося на флагштоке триколора, уже установлены на башенках Государственного Исторического музея, над Красной площадью державные орлы. Россия не умерла, просто который раз в своей судьбе она, словно птица Феникс, восстает из пепла и наполняется новым смыслом, новым величием. И свидетельством этого является утверждение новой - исконно российской символики.

    Она - связующая нить между прошлым и будущим, из которого мы не вычеркнем ни одной строчки, не вырвем ни единой страницы, ибо все они - исторический опыт народа.

    3. Герб России как отражение ее истории

    Герб и государство - эти два понятия тесно связаны друг с другом. Возникнове­ние государства почти сразу же обуславливается появлением некоего изображения, которое отражает, как правило, внутреннее устройство этого государства, его могущество, территории, входящие в его состав, и т.д. Существуют особые правила составления этого рисунка, которые устанавливает и изучает наука геральдика. Однако немаловажно кроме этих правил знать и историю государства. Отталкиваясь от событий, которые происходили в русской истории, я попыталась найти их отражение на гербе России.

    Историю развития российского герба, как и историю России, можно разделить на несколько периодов, и, согласно им, я разбил эту часть своей работы на главы, назвав каждую из них по названию периода. Дело в том, что развитие орла, как гербовой эмблемы, началось с Византии, и лишь потом он появился на Руси. Посчитав это довольно важной проблемой, я решил, что историю взаимоотношений между этими странами стоит рассмотреть в отдельной главе.

    Сразу же после появления орла на Руси началось его становление как государст­венного герба. Однако герб того времени почти никогда не подчинялся геральдиче­ским правилам. Лишь Петр I установил изображение орла правильным, благодаря чему обширное развитие получила русская геральдика. Именно с него начинается новая веха в истории герба России. Логическим завершением становления государ­ственного герба России явилось появление Большого, Среднего и Малого гербов Российской империи. На нем были отражены символы могущества и единства российского государства. Основными историческими событиями, которые отража­ются на государственном гербе, являются изменение границ или заключение мира с каким-нибудь государством. Однако и смена правителей, и их личные привязанно­сти, и их личные качества также сказываются на государственном гербе. Это заметно, например, когда на престол восходит женщина - государственный герб ста­новится более изящным, контуры более плавными и т.д. На Российском гербе это отражалось лишь дважды - при Елизавете Петровне и Екатерине II.

    Сам орел, как государственная эмблема, известен с незапамятных времен. Его изображение используется в гербах многих стран мира. Назову лишь некоторые из них: Австрия, Германия, Ирак, Испания, Мексика, Польша, Сирия, США.

    Но двуглавый орел сохранился лишь в гербе Албании и Сербии, что подчерки­вает их древнее происхождение.

    Российский же двуглавый орел претерпел множество изменений с момента его появления и становления как элемента государственного герба. Эти изменения появились под влиянием истории...

    Россия и Византия. Появление двуглавого орла

    Гербы в России появились давно, но это были лишь рисунки, которые не подчи­нялись геральдическим правилам. Из-за отсутствия рыцарства на Руси гербы были мало распространены.

    В самом своем начале (вплоть до XVI века) Россия была разрозненным государ­ством, поэтому и речи о государственном гербе России идти не могло. Однако, несмотря на то, что окончательной датой объединения Руси считают XVI век, государственный герб в России появляется уже при Иване III (1462-1505). Именно ему приписывается учреждение государственного герба, как такового. В качестве герба в то время выступала его печать. На ее лицевой стороне изображен всадник, протыкающий копьем змия, на оборотной - двуглавый орел.

    Происхождение двуглавого орла уходит своими корнями далеко в прошлое. Первые, известные нам, его изображения, датируются XIII веком до н.э. Это на­скальное изображение двуглавого орла, схватившего двух зайцев. Он служил гербом хеттских царей.

    Затем двуглавый орел обнаруживается в Мидийском царстве - древней державе, раскинувшейся на террито­рии Передней Азии,- во времена правления мидий­ского царя Киаксара (625-585 года до н.э.). Шли столетия. И вот мы уже видим двуглавого орла на эмблемах Рима. Здесь он появился при Константине Великом. Им в 326 году двуглавый орел был выбран в качестве своей эмблемы. После основания новой столицы - Константинополя - в 330 году двуглавый орел стал государственной эмблемой Римской империи.

    На Руси двуглавый орел появился после брака Иоанна III Васильевича и Софьи Палеолог, племяннице последнего Византийского императора Константина XII Палеолога. История взаимоотношений Руси и Византии очень глубока и интересна и является темой для отдельной работы. Однако, обратимся вкратце к этому вопросу.

    Первые исторические упоминания об отношениях России и Византии датиру­ются 957 годом - годом когда княгиня Ольга совершила путешествие в Царьград и приняла христианство.

    Но далее отношения с Византией у Руси ухудшаются. Так в 969-972 между ними развязалась война за Болгарию, которая была завоевана Святославом.

    Позднее, в 988 году Владимир Святой крестил Русь. “Принятие Русью христиан­ства из Византии широко открыло двери влиянию византийской культуры, визан­тийских идей и учреждений. Это влияние сказалось существенным образом в области политической. Вместе с христианством стала проникать на Русь струя новых политических понятий и отношений. На киевского князя пришлое духовен­ство переносило византийское понятие о государе, поставленном от бога не для внешней только защиты страны, но и для установления и поддержания внутреннего общественного порядка...”.

    Однако далее исторических подтверждений отношений Руси и Византии не име­ется вплоть до 1469 года, когда римский папа Павел II предложил дочь Фомы Палеолога Софью в жены русскому государю Иоанну III Васильвичу, свадьба которых состоялась в 1472 году. Брак этот не привел Москву к религиозному соединению с Римом, но имел важные последствия для возвышения монархической власти в Москве. Как супруг последней византийской царевны, великий князь Московский становится как бы преемником византийского императора, почитавше­гося главою всего православного Востока. По желанию и по советам Софии в Московском Кремле при дворе великого князя стал заводиться пышный, сложный и строгий церемониал по образцам византийского двора. С конца XV века постепенно прекращается господствовавшая ранее простота отношений и непосредственное об­ращение государя со своими подданными, и он поднимается над ними на недосягае­мую высоту. Вместо прежнего простого и “домашнего” титула “великий князь Иван Васильевич” Иван III принимает пышный титул: “Иоанн, Божиею милостью Госу­дарь всея Руси и Великий князь Владимирский и Московский и Новгородский и Псковский и Тверской и Югорский и Пермский и Болгарский и иных”. В отноше­ниях с малыми соседними землями появляется уже титул царя всея Руси. Другой ти­тул, принятый московскими государями, “самодержец” представляет собой перевод византийского императорского титула autocrator; титул этот означал первоначально самостоятельного государя, не подчиненного никакой внешней власти, но Иван Грозный придал ему значение абсолютной, неограниченной власти монарха над своими подданными.

    С конца XV века на печатях московского государя появляется византийский герб - двуглавый орел (который комбинируется с прежним московским гербом - изо­бражением Георгия Победоносца). Так Русь обозначила свою преемственность от Византии, что является первым отражением ее развития на гербе...

    Становление Российского герба
    от Ивана III до Петра I

     

    Уже в самом начале развития российского герба мы видим его переплетение с историей Руси. Интересен тот факт, что орел на печатях Иоанна III изображался с закрытым клювом и больше походил на орленка, нежели на орла. Если же посмотреть на Россию того периода, то можно увидеть, что она является молодым государством, которое только начинает формироваться как централизо­ванное. Первым достоверным свидетельством использо­вания двуглавого орла в качестве государственной эмб­лемы является печать Иоанна III Васильевича на меновой грамоте 1497 с племянниками его, князьями Федором и Иваном Борисовичами Волоцкими.

    В царствование Василия III Иоанновича (1505-1533) двуглавый орел изображается уже с раскрытыми клювами, из которых высовываются язычки. Об этом, например, свидетельствует печать, приложен­ная в 1523 году к записи государя и великого князя Василия Иоанновича при отбытии его с войском в Казань. Вкратце, если подойти с чисто художествен­ной точки, то можно сказать, что орел начинает злиться. В то же время, рассмотрев Россию того времени, заметим, что она укрепляет свои позиции, становится новым центром православия. Этот факт нашел свое воплощение в теории монаха Филофея ”Москва - III Рим”, известную из послания монаха Василию III.

    В царствование Иоанна IV Васильевича (1533-1584) Русь одержала решающие победы над Казан­ским и Астраханским царствами, присоединила Си­бирь. Рост могущества русского государства отразился и на его гербе. Двуглавый орел на государственной печати увенчан одной короной с восьмиконечным право­славным крестом над ней. На лицевой стороне печати на груди орла изображен щит вырезанной, или “германской”, формы с единорогом - личным знаком царя. Дело в том, что все символы, используемые в личной символике Иоанна IV взяты из Псалтыря, что свидетельствует об укоренении христианства на Руси. На оборотной стороне печати на груди орла - щит с изображением святого Георгия, побивающим змея. Впоследствии эта сторона печати сыграет важную роль в формировании российского герба. Изображение московского герба на груди орла становится традиционным. Однако, в соответствии с древнерусской иконописной традицией святой Георгий обращен в правую от зрителя сторону, что противоречит геральди­ческим правилам.

    21 февраля 1613 года Земский собор избрал на царство Михаила Федоровича Романова. Это положило конец Смутам, которые в период между кончиной Ивана Грозного и взошествием на престол Михаила Романова подорвали дух рус­ского народа и чуть не искоренили русскую государственность. Россия выходила на путь процветания и величия. В этот период орел на гербе “встрепенулся” и впервые распустил кры­лья, что могло означать “пробуждение” России после длительного сна, и начало новой эры в истории государства. К этому периоду Россия полностью окончила свое объедине­ние и уже сумела стать единым и довольно прочным государством. И этот факт символично отразился в государственном гербе. Над орлом вместо осьмиконечного креста появилась третья корона, что означало Святую Троицу, однако трактовалось многими как символ единства великорусов, малороссов и белорусов.

    Алексей Михайлович Романов (1645-1676) сумел завершить русско-польский конфликт, установив Андрусовское перемирие с Польшей (1667), при нем Россия смогла “показать себя” всей Европе. Российское государство занимает довольно зна­чительное место рядом с европейскими государствами. В период царствования Алексея Романова отмечено также появление нового изображения гербового орла. Это связано с тем, что по просьбе царя, император Священной Римской империи Ле­опольд I прислал в Москву своего герольдмейстера Лаврентия Хурелевича, который в 1673 году написал сочинение “О родосло­вии российских великих князей и государей, с показанием имевшегося, посредством браков, сродства между Россией и восемью европейскими державами, то есть Цезарем римским, королями английским, датским, гишпанским, польским, португальским и шведским, и с изображением оных королев­ских гербов, а в середине их великого князя св. Владимира, на конце же портрета царя Алексея Михайловича”. Она явилась от­правной точкой для развития российской геральдики. Государственный орел Алексея Михайловича явился прототипом после­дующих официальных изображений рус­ского гербового орла. У орла высоко подняты вверх и полностью раскрыты крылья, что символизировало собой полное утверждение России, как солидного и мощного государства; главы его венчают три царские короны, на груди помещен щит с московским гербом, в лапах - скипетр и держава. Интересен тот факт, что до появле­ния в лапах орла атрибутов монархической власти когти орла, начиная от орла на мраморной плите Ксиропотамского монастыря в Афоне (Византия. 451-453 гг.), постепенно разжимались, как бы в надежде что-нибудь схватить, пока не взяли державу и скипетр, символизировав тем самым утверждение абсолютной монархии на Руси.

    В 1667 году при помощи Лаврентия Хурелевича впервые было дано официаль­ное разъяснение российского герба: “Орел двоеглавый есть герб державный Вели­кого Государя, Царя и Великого Князя Алексея Михайловича всея Великия и Малыя и Белыя России самодержца, его Царского Величества Российского царствия, на ко­тором три коруны изображены, знаменующие три великия Казанское, Астраханское, Сибирское славныя царства, покоряющиеся Богом хранимому и высочайшей Его Царского Величества милостивейшаго Государя державе и повелению... на персях изображение наследника; в пазонктех скипетр и яблоко, и являют милостивейшаго Государя, Его Царского Величества Самодержца и Обладателя”. Как видим, описа­ние дает новое толкование элементов гербового орла. Оно продиктовано дипломати­ческими соображениями и должно свидетельствовать о величии России.

    Российский государственный герб
    от Петра I до Александра II

    В 1682 году на Российский престол взошел Петр I (1682-1725). Россия очень из­менилась во времена его правления. Если обобщить, то заслуги этого императора можно свести к тому, что Российская империя стала одной из ведущих держав и стояла выше, чем большинство европейских государств.

    Петр был хорошо образованным человеком. Он внес очень большой вклад в рос­сийскую геральдику. При нем гербовой орел по геральдическим правилам стал изображаться черным (до него орел, как правило, изображался золотым). На этот факт повлияла Северная война. После нее Россия предстала перед Европой в облике могущественного государства. А следовательно и ее герб должен был быть не только “украшением” государственных бумаг и грамот, но и отражать силу русского государства.

    В связи с принятием Петром I 22.10.1721 года императорского титула на гербах взамен царских корон стали изображать императорские. В 1722 году он учредил ге­рольдмейстерскую контору (1722-1796) и должность герольдмейстера.

    Государственный герб при Петре I претерпел множество из­менений. Помимо изменения цвета орла, на крыльях его впервые стали размещать щиты с гербами Великих княжеств и Царств. На правом крыле (левом от зрителя) были размещены щиты с гербами (сверху вниз): Киевским, Новгородским, Астраханским; на левом крыле: Владимирским, Казанским, Сибирским. Таким образом, при Петре I сложился основной комплекс атрибутов гербового орла. Такое изменение в государственном гербе можно, если по­дойти с исторической точки зрения, трактовать как символ быст­рого и успешного скачка в развитии России. Однако после выхода России на “бескрайние просторы Сибири и Дальнего Востока” ”двуглавый орел стал символом нераздельности Европейской и Азиатской России, объединенных под одной императорской коро­ной, так как одна коронованная голова смотрит на запад, другая на восток”.

    Послепетровская эпоха характеризуется напряженной борьбой на вершине госу­дарственной власти, известной как “эпоха дворцовых переворотов”, что в 30-е годы XVIII привело к чрезмерному влиянию в государстве выходцев из Германии, отнюдь не способствовавшие усилению России.

    В 1740 год швейцарский гравер Гедлингер, приглашенный Анной Иоанновной в Россию в 1736 году, изготовил государственную печать, которая использовалась до 1856 года и, по существу, закрепила классический облик русского двуглавого орла.

    До конца XVIII века коренных изменений в рисунке герба не было, однако за­метны специфические черты, соответствующие времени правления императоров и императриц, особенно во времена Елизаветы Петровны и Екатерины Великой. В это время орел больше похож не на орла, а на орлицу. Как ни странно, но во времена Екатерины II государ­ственный герб почти не изменился, хотя, как известно, она провела большое количество реформ в области государственного устройства и образования. Ею государственный Сенат, выро­дившийся в громоздкое и неповоротливое учреж­дение, неспособное не только при необходимости заменять монарха (как замышлял Петр I), но и решать текущие вопросы, по проекту Н.И. Панина в 1763 году был разделен на шесть департаментов, каждый из которых имел строго оговоренный круг обязанностей и полномочий. Также было упразднено гетманство на Украине (1764), что окончательно уничтожило украинскую автоно­мию. В отношении с церковью она сначала отменила секуляризацию церковных зе­мель, однако потом вновь вернулась к этому вопросу, проведя секуляризацию в 1763-1764 гг. Тем самым духовенство потеряло имущественную самостоятельность и оказалось на содержании государства. Так был завершен процесс превращения ду­ховенства в особый ряд чиновничества.

    Взойдя на престол, Павел I (1796-1801) сразу же попытался модифицировать российский герб. Указом от 5 апреля 1797 года двуглавый орел становится неотъем­лемой частью герба императорской фамилии.

    Так как Павел I был магистром Мальтийского ордена, то это отразилось и на государственном гербе. 10 августа 1799 года был издан указ императора Павла I об изображении двуглавого орла с мальтийским крестом на груди. На верхнем конце этого креста помещалась корона Великого магистра.

    Павел I также явился “отцом” Большого российского герба. Его манифестом от 16 декабря 1800 года было дано его полное описание. Большой российский герб должен был символизировать собой внутреннее единство и могущество России. Однако проект Павла I не был реализован.

    Александр I (1801-1825), взойдя на престол, отменил мальтийский крест на го­сударственном гербе. Но тут же на двуглавом орле отразилось французское влияние. При Александре I на гербе крылья орла широко раскинуты в сторону, перья опу­щены вниз. Одна голова более наклонена, чем другая. Вместо традиционных скипетра и державы в лапах орла появляются новые атрибуты: перуны или громовые стрелы, факел, лавровый венок (иногда ветвь), ликторский пучок, перевитый лентами. Подобные орлы характерны для первой четверти XIX века. Филарет писал министру двора В.Ф. Адлербергу: «Сия малость не осталась без последствий; были недовольные сим как бы некою приметою, что Россия уже не возвышается, а опускает крылья…»

    Правление Николая I (1825-1855) характеризуется твердостью и решительностью. Им все восставшие декабристы были подвергнуты суду - 5 расстреляны, остальные сосланы в Сибирь. После восстания в Польше (1830-1832) Николай I ограничил ее статус, ко­торый лишил Польшу государственного управления, сейма, государственного совета и национальных войск. Именно при нем с 1830 гербовой орел стал окончательно изображаться с поднятыми крыльями, что стало его неотъемлемой признаком до 1917 года. В этом скрыт некий смысл, который символизировал окончательное установление России. В 1829 Николай I короновался на царство Польское. И с 1832 года герб этого царства помещен на крылья орла, то есть впервые включен в россий­ский герб...

    В конце царствования Николая I барон Б. В. Кене, который тогда управлял де­партаментом герольдии, предпринял попытки придать гербу черты западноевропей­ской геральдики. В частности изображение орла должно было стать более строгим. Герб Москвы должен был изображаться лишь во французском щите, всадника необходимо было повернуть согласно геральдическим правилам в левую от зрителя сторону. Но его проекты реализованы лишь при Александре II, так как в 1855 году Николай I скончался, не успев реализовать проекты Б.В. Кене.

    Большой, Средний и Малый гербы
    Российской империи

    Большой государственный герб Российской империи введен 11 апреля 1857 года по указу императора Александра II (1855-1881). Идея герба, изложенная еще в манифесте 1800 года императора Павла I, была реализована.

    Большой герб России, как и в идеи Павла I, отражает в себе символ единства и могущества России. В нем отра­жена древняя традиция изображать вокруг двуглавого орла гербы территорий, входящих в состав русского государства. Это сходно с идеей объединений русских кня­жеств вокруг Москвы.

    В центре Большого государст­венного герба помещен француз­ский щит с золотым полем, на котором изображен двуглавый орел. Сам орел черного цвета, увенчан тремя императорскими коронами, которые соединены голубой лентой: две малых увенчивают голову, большая расположена между голо­вами и возвышается над ними; в лапах скипетр и держава; на груди изображен “герб Московский: в червленом золотыми краями щите святой великому­ченик и победоносец Георгий в серебряном вооружении и лазоревой приволке на се­ребряном коне...”. Щит, на котором изображен орел, сверху увенчан шлемом святого великого князя Александра Невского, вокруг главного щита - цепь и орден святого Андрея Первозванного. По сторонам щита расположены щитодержатели: с правой стороны (с левой от зрителя) - святой Архистратиг Михаил, с левой - Архангел Гавриил. Центральная часть объединяется под сенью большой императорской короны и государственной хоругвью над ней. Слева и справа от государственной хо­ругви, на одной горизонтальной линии с ней расположены шесть щитов с соединен­ными гербами княжеств и волостей - три справа и три слева от хоругви, создающие почти целый полукруг. Девять щитов, увенчанных коронами с гербами Великих княжеств и царств и гербом Его Императорского Величества, составляют продолже­ние и большую часть того круга, который начали соединенные гербы княжеств и во­лостей. Гербы таковы (против часовой стрелки): Герб Астраханского царства, герб Сибирского царства, Родовой герб Его Императорского Величества, соединенные гербы Великих княжеств, герб Великого княжества Финляндского, герб Херсониса-Таврического (так в книге - В.Л.), герб Польского царства, герб Казанского царства.

    Верхние шесть щитов расположены следующим образом (слева направо): со­единенные гербы княжеств и областей Великороссийских, соединенные гербы княжеств и областей Юго-Западных, соединенные гербы Прибалтийских областей и герб Туркестанский.

    В тоже время были приняты Средний и Малый государственные гербы. Средний государственный герб представлял собой то же, что и Большой, но без государст­венных хоругвей и шести гербов над сенью; Малый - то же, что и Средний, но без сени, изображений святых и родового герба Его Императорского Величества.

    Принятый указом Александра III от 3 ноября 1882 года Большой Государствен­ный герб отличался от принятого в 1857 году. Добавлен щит с гербом Туркестана (вошел в состав России в 1867 году), соединены в один щит гербы княжеств Литов­ских и Белорусских, и т.д.

    Большой государственный герб теперь обрамляют лавровые и дубовые ветви. Они символизируют славу, честь, заслуги (лавровые ветви), доблесть, мужество (дубовые ветви).

    Средствами геральдической символики в Большом государственном гербе отра­жена “триединая сущность русской идеи: За веру, Царя и Отечество”. Вера выра­жена в символах русского православия: множество крестов, святой Архистратиг Михаил и святой Архангел Гавриил, девиз “Съ нами Боғ”, восьмиконечный православный крест над государственной хоругвью. Царь, идея самодержца выра­жена в атрибутах власти - государственные регалии России: большая императорская корона, другие российские исторические короны, скипетр, держава, цепь ордена свя­того ордена святого Андрея Первозванного. Отечество отражено в гербе Москвы, гербах русских и российских земель, в шлеме святого великого князя Александра Невского. Круговое расположение гербов подчеркивает равенство между ними, а центральное расположение герба Москвы - стремление к единению Руси вокруг Москвы - исторического центра земли русской. Большой государственный герб Российской империи создает монументальный образ великой, единой и неделимой России, каковой она в то время и являлась. Здесь мы и находим еще одну очевидную взаимосвязь геральдики и государственной истории.

    4. Трансформация символики в ходе истории: преемственность или разрыв с прошлым

    Государственные символы, как было указано выше, являются отражением истории государства. С течением времени сменяются поколения, мышление людей и устройство их жизни, но важно, чтобы сохранялась связь с прошлым, чтобы люди помнили о своих корнях. Как дерево не может жить без корней, так и невозможно построить новое государство не помня опыта предыдущих поколений. Поэтому символика государства, изменяясь, должна наряду с новыми содержать элементы своей истории. Н. Соболева замечает: “Изменение государственных символов – не прихоть: захотели – и какие-то аксессуары в гербах сняли, что-то прибавили, что-то убавили… Если символы государства видоизменяются, то для этого должны быть очень серьезные, весомые причины.”

    Так, создание совершенно нового герба в начале ХХ века свидетельствует о том, что это время произошел разрыв связи между прошлым и будущим.


    В 1917г. революционные массы, сокрушая старый мир, уничтожали и зримые его образы, его символы, а таким символом наряду с прочими гербами был и государственный герб России. Как когда-то февральская революция смела королевские лилии, как пал двуглавый орел Автро-Венгерской монархии, так и символы “проклятого царизма”, “тюрьмы народов” канули в небытие, им уже нечего было символизировать в нарождающемся новом мире. “Как нечего? - может спросить наш современник. – А историю русской государственности, а прошлое родного края, города?” Ведь историческая память, причастность к деяниям предков, к исконным корням своим воскрешается в старых символах, которые важны прежде всего как памятники прошлого. Но таково было мышление большинства людей того времени. Тогда, когда правительство рассматривало вопрос о геральдике, орла решили “раздеть”. Создавая рисунок герба, художник Билибин оглядывался на древние образцы. Он лишь освободил птицу от имперского “утяжеления”, снял имперские знаки, напластования земель, присоединенных силой. Народ прозвал его “ощипанной курицей”. Однако газета “Речь” 29 апреля 1917 года писала: “Юридическое совещание, рассмотрев вопрос о дальнейшем употребленни знака государственного герба, признало, что двуглавый орел не связан ни с династией Романовых, ни с каким-либо определенным государственным строем…, а потому с удалением с него титульных гербов, а равно эмблем монархического характера… орел может быть принят для употребления как герб свободного Российского государства”. Однако отметим, что двуглавый орел черного цвета означает имперскую власть. Рисунок герба принадлежавший Бибилину был помещен на государственной печати. Это изображение некоторое время сохранялось и в послеоктябрьские дни. Его можно было увидеть и на первых банкнотах, выпущенных уже от имени Совнаркома. С окончанием гражданской войны в 1918 году двуглавый орел, казалось, навсегода прекратил свой полет над Россией..

     
       


    Герб РСФСР составлен в соответствии с геральдическими правилами, но с абсолютно новыми, отличными от прежних эмблемами. Он существовал согласно Основному закону РСФСР, принятому на V Всероссийском съезде Советов 10 июля 1918 года, в котором содержался раздел «О гербе и флаге».

    В. Артамонов считает, что очень удачна была находка первых лет революции – герб РСФСР: изображение венка колосьев вокруг эмблемы. Но тут же отмечает, что этот символ – классовый, пролетарско-крестьянский, как бы исключающий остальные социальные слои страны: интеллигенцию, предпринимателей и т.д. Г. Вилинбахов сказал, этот герб России отвечал идеологическим установкам, которые принесла Октябрьская революция. Ее питали идеи всемирной революции и интернационализма. Именно поэтому начисто исчезли и русская и чисто национальная геральдика. Таким образом, герб РСФСР не только не отражал прошлого своего государства, но и не отражал полностью особенности русского государства в те годы. Кроме того, описание первого советского герба в первой Конституции РСФСР было довольно расплывчато и, по-видимому, в течение нескольких лет проводилась его художественная доработка, что соответствовало политике того времени (до сих пор возникают сомнения, были ли реформы Ленина программными).

    Семь десятилетий нельзя даже было представить, что герб России вернется в отечественную государтсвенную геральдику. Однако уже 5 ноября 1990 года Правительство РСФСР приняло Постановление о создании Государственного герба и Государственного флага РСФСР, в связи с чем была создана Правительственная комиссия, по поручению которой Комитет по делам архивов при Совете Министров РСФСР организовал работу “круглого стола” под руководством председателя Комитета Р.Г. Пихоя. В декабре 1990 – феврале 1991 года было проведено три заседания, на которых обсуждались генезис и эволюция исторических государственных символов и вырабатывалась концепция государственной символики России.

    Уже на первом заседании были сформулированы три возможных подхода к решению поставленной задачи: 1. Сохранить социалистическую классовую символику, лишь слегка модернизировав ее; 2. Создать совершенно новые символы, не связанные ни с исторической, ни с социалистической традициями; 3. Вернуть исторические символы.

    После всестороннего обсуждения первые два напрвления были отвергнуты как несостоятельные теоретически, а графически неудачные. Вопрос о возвращении исторических государственных символов России всесторонне обсуждался на каждом заседании “круглого стола”. Соединение утвердившихся за многие годы символов с какими-то современными элементами, сочетание старого и нового было главной задачей, выполнение которой было возможно при учете трех принципов – суверенитет республики, связь времен и самобытность России. По вопросу о возвращении двуглавого орла в качестве Государственного герба России было много споров и возражений. Было сделано множество предложений (орел на геральдическом щите РСФСР, окруженным венком из колосьев, с девизом “Единство и суверенитет!”; всадник на варяжском щите, поражающий змия, причем не Георгий Победоносец, а воин-ездец, а герб окружен колосьями и т.д.) Предлагались такие варианты, где бы сохранялась историческая преемственность обновленной России. “Круглый стол” работал три года. Наконец, 30 ноября был подготовлен и проект текста Указа, который был подписан Президентом России Б.Н. Ельциным в тот же день. С 30 ноября 1993 г. в России Государственным гербом вновь стал двуглавый орел. Официальное описание герба гласит:


    Государственный герб Российской Федерации представляет собой изображение золотого двуглавого орла, помещенного на красном геральдическом щите; над орлом – три исторические короны Петра Великого (над головами две малые и над ними – одна большого размере); в лапах орла – скипетр и держава; на груди орла на красном щите – всадник поражающий копьем дракона.

    Таким образом, новый герб отражает связь с царской (орел с монархическими атрибутами) и советской (красный щит) эпохами.

    Символические значения цветов таковы: красный – храбрость, мужество, неустрашимость; золото – богатство, сила, верность, чистота, постоянство; голубой – величие, красота, ясность; серебро – невинность, белизна, девственность.

    Всадник, поражающий копьем дракона означает победу добра над злом, а двуглавый орел – власть, господство, великодушие, прозорливость и обращенность к Западу и Востоку.

    5. Флаг России.

    Государственному флагу, как святыне, отдаются высшие государственные почести. Достоинство его подлежит защите как внутри страны, так и за ее пределами, его оскорбление рассматривается как оскорбление чести нации и государства. До конца XVIII в. правильнее говорить не о национальных, а о флагах родов, князей, правящих династий и т. п. Феодально-зависимое население не имело права ни на герб, ни на флаг.

    Государственный флаг утвердился по-настоящему лишь в Х1Х в. на Руси, кроме церковных хоругвей, основным видом знамен были военные.

    Боевые стяги и знамена после крещения Руси в Х в. были в прямом смысле слова священными. На стягах огромных размеров, которые во время битв вкапывались в землю (при сильном ветре они‘’ревели’’), изображались лики Спасителя, Богородицы и святых. Стяг считался душой, славой и честью. Религиозной святыней был и огромный‘’чермный’’(багряно-красный, а не черный) стяг Дмитрия Донского с Нерукотворным Спасом 8. Под стягом бились на Куликовом поле русские полки. На миниатюрах конца XVI в русские воины изображались сражавшимися под красными знаменами. Перед штурмом Казани в 1552 г. Иван Грозный выстроил полки и развернул перед ними малиновое, как у Дмитрия Донского, знамя с тем же крестом, который в 1380 г. был свидетелем поражения полчищ Мамая.

    Уже в первой трети XVII в. белый, голубой и красный выполняли роль государственных цветов. Первым государственным и династическим знаменем России в XVII в. можно считать белое‘’гербовое’’(гербовое) знамя с изображением русского герба - золотого (редко черного) двуглавого орла.

    Первое знамя Петра I, ‘’построенное’’в 1696 г. по старым традициям, также имело государственные цвета - красное полотнище с белой каймой, в середине был изображен золотой орел, парящий над морем, а на груди орла в кругу - Спаситель; вокруг знамени был выписан полный титул царя.. На водосвятии 1698 г. выносился белый стяг тоже с золотым орлом. 1667 - 1669 гг. были годами рождения нового гербового знамени, новой гербовой печати, первого варианта военно-морского флага, позже ставшего государственным. Часто слышатся упреки, что русский бело-сине-красный флаг похож на голландский. Бессмысленно отрицать, что на облик флотского флага России влияли цвета Нидерландов. Оранжево- бело-голубой флаг республики считается первым в современном значении‘’национальным флагом’’мира. Однако. несомненно, что выбор в России был преодолен и традиционными предпочтительными цветами русского народа.

    Царь Петр не изменил ни прежних национальных цветов XVII в., ни государственного гербового знамени. С петровского времени нам известен точный порядок полос на флаге - белая, синяя, красная. Торговым флагом в 1693 - 1700 гг. считался белый с двуглавым черным орлом. 10 марта 1699 г. был утвержден первый военный орден в честь покровителя России св. Андрея Первозванного со знаком лазурного скошенного креста. В начале Северной войны, в сухопутной (!) армии, а затем, постепенно, с 1703 по 1712 г. и на флоте утвердился один из красивейших флагов мира - Андреевский. Однако бело-сине-красный не сразу был вытеснен с военных судов. Царь постоянно разрабатывал разные варианты соединения косого креста с трехцветным флагом. В 1692 - 1712 гг. Петр составил около 30 типов морских флагов. Итак, в конце XVII - начале XVIII в. не менее десятилетия бело - сине - красный был боевым флагом России как на суше, так и на море. Расположение полос русского флага совпадало с древним пониманием строения мира: внизу - физический, плотский, выше - небесный, еще выше - мир божественный или, переосмысливая сверху вниз - Вера, Надежда, Любовь. (Позже, в Х1Х в., полосам придали значение содружества трех восточнославянских народов белорусов, украинцев и русских). В послепетровское время национальные цвета почти угасли. Из армии они оказались вытесненными, а во флоте перешли в разряд торгово-ведомственных. С XVIII русская культура ориентировалась на Европу. Перемены в армии вплоть до отдельных деталей униформы‘’шли в ногу’’с европейскими. Эти нововведения стимулировались немецким окружением царствующих особ, в жилах которых текло все больше немецкой крови. Но еще прочнее забытым оказался прозябавший на обочине русской истории Трехцветный флаг. Под ним не лилась уже русская кровь, как под пехотными знаменами и кавалерийскими штандартами, которые, даже обветшав и‘’поседев’’, окроплялись дважды в год святой водой и как драгоценные реликвии выносились на парады. Этот флаг не покрывал гробы царей и русских полководцев на их похоронах. Он не звал вперед воинов, поднимавшихся на врага. (Не Трехцветный национальный, а знамя князя Дмитрия Пожарского просило нижегородское дворянство, собираясь на Крымскую войну в 1855 г.) Трехцветный флаг не мог соперничать с Андреевским, слава которого гремела по северным и южным морям и даже океанам, не говоря уже о двуглавом орле, которого видели повсюду. Во второй половине Х1Х в. случилось то, что было немыслимо для моряков Петра Великого: 900 новобранцев из 1000 не знали цветов русского флага. Нет сомнения, что петровские цвета постепенно бы возродились, но неожиданно Александр II‘’подарил’’ России новый символ.

    11 июня 1858 г. царь утвердил рисунок и расположение ‘’гербовых цветов на знаменах, флагах и других предметах, употребляемых для украшений при торжественных случаях’’. В соответствии с уровнем тогдашних исторических знаний цвета флага были возведены к мифическому палеологовскому орлу и армейским кокардам. ‘’Высочайшее утверждение’’единственного варианта флага в черно-желто-белом исполнении произошло по совету барона Бернарда Кёне. Недальновидная ориентация на немецко-европейскую геральдику обернулась в скором будущем проигрышем для правительства - Россия стала одной из немногих стран, где императорский флаг оказался в противопоставлении с не отмененным‘’торгово-гражданским’’. В торжественных случаях казенные черно-желто-белые ‘’романовские’’цвета предписывалось поднимать над правительственными учреждениями, а бело-сине-красные допускалось выставлять на частновладельческих постройках и гражданских судах. Прав на черно-желто-белае флаги‘’обыватели’’ не имели. Придумали и объяснение для романовских цветов: ‘’золото, серебро и земля’’. Строго говоря, черно-желто-белый был первым, официально узаконенным государственным флагом империи, но населению он был известен еще меньше, чем бело-сине-красный, который все-таки видели на ярмарках, выставках, масленичных гуляниях. Правительственный указ 1858 г. мало кто знал, и флаг Кёне либо по аналогии с петровским и султанами на армейских киверах, или по ошибке, иногда вешали перевернутым, белой полосой наверх Двойственность символики, разделявшей царскую власть и гражданское общество, наконец была осознана. 25 апреля 1883 г. перед коронацией Александр III отдал предпочтение старому петровскому‘’торговому’’, а не ‘’казенному’’ флагу Кёне, и 7 мая 1883 г. было опубликовано высочайшее повеление: ’’В торжественных случаях, украшение зданий флагами, был употребляем исключительно русский флаг, состоящий из трех полос, верхней - белого, средней - синего, нижней - красного цветов’’.

    Однако несмотря на постановление 1883 г. немецко-романовские цвета пустили корни, отсечь которые уже было нельзя, и они дожили до февраля 1917 г. Прежде всего: династия не думала отказываться от императорских цветов. Под‘’золото, серебро и землю’’был выдержан роскошный средневековый наряд геральдов, возвещавших о коронации Александра III.

    При Министерстве Юстиции с 14 марта 1896 г. было созвано ‘’Особое совещание’’, которое должно было окончательно ответить на высочайший запрос - какой флаг следует признать ‘’народным’’. Традиции Петра I и флота и на сей раз взяли верх. Совещание справедливо сочло, что не немецкая геральдика, а народные цвета должны определить цвета флага. 5 апреля 1896 г., после нескольких заседаний было постановлено, что‘’народным’’ или ‘’государственным’’ для всей империи, включая и Финляндию, должен окончательно считаться бело-сине-красный, и никакой другой. Все имевшиеся в запасе черно-желто-белые флаги должны быть заменены бело-сине-красными. Начиная с последнего десятилетия Х1Х в. можно говорить о ‘’культе’’бело-сине-красного флага. Перед 300-летним юбилеем Дома Романовых, в 1910-1912 гг., в газетах снова вспыхнула полемика, оставлять ли два флага для России, либо выбрать один бело-сине-красный или черно-желто-белый. Монархисты снова предлагали вернуться к черно-желто-белому флагу 1858-1883 гг. исходя из того, что‘’царское и народное знамя должны быть едины’’, что ‘’символы Российской империи не должны уподобляться конституционной Голландии и республиканской Франции. За флаг Петра Великого стояли моряки и к нему склонялось сочувствие демократической общественности, ибо он меньше ассоциировался с самодержавием. Дискуссия закончилась ничем, потому что началась первая мировая война.

    Последняя реформа государственного флага была проведена в 1914 г. В противовес царской символике три русские революции выплеснули на улицы и баррикады не национальный, а запретный красный цвет, принятый социалистическими партиями в Европе с 1870 г. (Лишь национальные окраины империи подняли свои национальные знамена). Считалось, что не национальный, а революционный красный флаг способен поднять дух уставшей на фронте армии. Все митинги, присяги фронтовых войск Временному правительству и даже атаки проходили под красными транспарантами. Однако расчет правительства на революционный цвет не оправдался.

    В ноябре 1917 г. генералами М. В. Алексеевым и Л. Г. Корниловым было положено начало Белому движению и Добровольческой армии. В братоубийственный схватках пролились моря русской крови. Кровавому крещению гражданской войны и обязан своим вторым рождением Трехцветный флаг, поднятый как антитеза красному. Под этим вновь рожденным символом началась война Белой идеи с Красной. Значение трехцветного символа неизмеримо выросло. Впервые после 200-летнего перерыва петровские цвета вернулись в Российские Вооруженные силы. Знаком, отличавшим новую (Добровольческую) армию от царской и красной стала частица национального знамени - нарукавный шеврон углом вниз.

    Мало кому известно, что трехцветный символ России оставался де-юре государственным и в Советской России еще почти полгода после 25 октября 1917 г. РКП(б) поначалу не имела принципиальных возражений против национального флага России, поэтому он и не был сразу упразднен. Старые традиции оказались живучи. У части советских полков на красных знаменах был золотой двуглавый орел без корон. 10 июля 1918 г. Пятый Всероссийский съезд Советов принял один и тот же красный торговый, морской и военный флаг.

    2 ноября 1920 г. было последним днем эвакуации Белой армии Севастополя. Вместе с ней на 70 лет ушел за море и флаг Петра I. Но русский символ не умер на чужбине, он возрождался на всех континентах, где жили выходцы из России. В СССР бело-сине-красные цвета частично возродились в послевоенное время, после того как пришлось вернуться ко многим историческим символам - национальным героям, мундирам в армии и милиции, к золотым погонам, офицерским званиям, министерствам и т. д. В новые флаги союзных республик было позволено ввести на 1/4 - 1/3 от красного поля‘’национальные особенности’’ в виде белых, синих или зеленых полос. С 1949 по 1953 г. по заданному образцу большинство республик ввели белые и синие полосы в свои красные флаги. Последним 9 января 1954 г. был утвержден флаг РСФСР, и мало кто знал, что один из его проектов повторял в нижней трети расцветку Национального флага России. Но этот проект, видимо, показался слишком смелым, и в качестве‘’национальной особенности’’ ввели лишь узкую вертикальную синюю полоску у древка. Национальный символ России был потерян для нескольких поколений. Но он вернулся на нашу землю в 1989 г. Спустя 2 года, 8 апреля 1991 г., день в день, как при Я. М. Свердлове в 1918 г., Правительственная комиссия Совета Министров РСФСР одобрила на сей раз возвращение Трехцветного флага как флага республики. 21 августа Чрезвычайная сессия Верховного Совета РСФСР постановила‘’считать исторический флаг России - полотнище из равновеликих горизонтальных белой, лазоревой и алой полос официальным Национальным флагом Российской Федерации’’. Через три дня он был поднят над русской святыней - Кремлем. Так произошло - третье рождение трехцветного символа Петра Великого. Почти три века прошел наш народ под бело-сине-красным флагом. За это время были созданы и могучее государство и великая культура, которыми могла бы гордиться любая нация мира. В знак признательности России и в память об освобождении с помощью русского народа от османского господства несколько народов мира - сербы, черногорцы и болгары приняли свои национальные цвета по образцу русских. Все государственно-исторические символы, в том числе и черно-желто-белый, и красный, под которым нашим народом пролито так много крови в 1914 - 1945 гг. должны пользоваться равным уважением и иметь право на охрану законом.

     

    6.


    Поиск по сайту:



    Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.023 сек.)