|
|||||||||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Доспехи в Калевале
Перевод © Б. Лемешко
Когда я писал эти строки, меня не оставляла мысль о совсем другом вооружении, чем то, которое нередко описывается в журнале Шведского общества антикваров. В Карелии, где сохранилась память о бессмертных героях рун Калевалы, сама богиня История творит сейчас новых героев и новые подвиги, которые не забудет народ Севера. Места, навсегда связанные с собиранием рун Калевалы — Вуонниен, Вуокикиниеми и Латварярви, — находятся там, куда сейчас приковано внимание всего мира: во фронтовом секторе Суомуссальми, а по зимнему льду Сувантоса, куда направлялся Вяйнамойнен в день создания кантеле, снова и снова прокатываются волны русских атак. В такое время не до исторических изысканий. Но, как после ненастья погода улучшается, «бесполезные» изыскания обязательно рано или поздно становятся неотъемлемой частью культуры и на нас, пока не вовлечённых в конфликт, лежит обязанность не разочаровываться в науке. Больше всего она нуждается в бескорыстном служении ей в меру наших скромных сил. Финские песенные руны или Калевала, как их обычно называют (1), были записаны в основном в Карелии и первоначально предполагалось,что в тех же краях — скорее всего в Бьярмланде на побережье Белого моря в устье Северной Двины — они и были сложены. Позднейшие исследования заставили, не без сопротивления традиционалистов, отказаться от этой точки зрения. Изучение языка рун и описанной в них природы и культуры показали, что речь в них идёт о территории, расположенной на других градусах географической долготы. В настоящее время среди исследователей достигнуто полное единство в том, что родину Калевалы следует искать в собственно Финляндии и окружающих её краях. Также локализует сказания и топонимика. В ингерманландских вариантах сказаний о борьбе между Унтамо и Калерво первый живёт в Суоми — собственно Финляндии, а второй — в Карьяла, вероятно, искажённое «Каланди» - средневековое название местности вокруг Нюстада. То же название встречается и в сказании о сватовстве «древнешведских богатырей». Луотола, именуемый также Ляммикяйненом, направляется туда, где находятся шхеры, то есть к западу от Або (Тампере). Герой Ахти не только владелец серебра Луоталы, но и конунг или старейшина Саари — острова — возможно, Эзеля, Даго, но, скорее всего, одного из Аландских островов. С Саари Канкамойнен летает «глубоко в Швецию, в середину Эстонии». Большую роль в Калевале играет и Готланд — Вуойола. Пожалуй, самый выдающийся подвиг этого эпоса — захват таинственного палладиума Сампо Вяйнямойненом. Из Калевалы Элиаса Лёнорта и оперы по её сюжету Яна Сибелиуса нам известно, что путь Вяйнямойнена лежал в Северную страну — Похьяла. Если подтвердится революционная гипотеза Каарле Крона (Kaarle Krohn), отождествляющая Вуойола с Похьяла, вся культурно историческая ориентировка Калевалы предстанет в новом свете. В цикле рун о Ляммикяйнене есть виса, записанная к северо-востоку от Ладоги, где говорится о готландском купце немецкого происхождения Винцентусе или Вильгельме Людекене, из-за поломки лыж на лосиной охоте зазимовавшим в Финляндии; а в записанной в Латваярви руне описывается, как Вяйнямойнен варит целебные мази и лечит ими детей Вуолойя от обрушившихся на них неизвестных болезней. Сам Вяйнямойнен — центральный персонаж Калевалы — согласно гипотезе Каарле Крона жил в долине реки Кумо, где в волости Каркку, фамилия Вяйня — которую, вероятно, носили потомки героя рун — встречалась ещё в 16-ом веке. Там находится Биркала, которую издавна связывают с «биркарларна» (birkarlarna) — торговцами и сборщиками податей с саамов северной Швеции, а Крон считает, что «ненависть косоглазых лаппонов (саамов) к Вяйнямойнену — исходный мотив цикла Сампо — отражает ненависть угнетённых саамов к сборщикам податей». Вообще же, сказания о Сампо можно трактовать как описание исторического набега викингов из полуязыческой Финляндии на Готланд и захвата тамошних богатств. Клад монет и оборонительные сооружения на Готланде позволяют датировать этот и подобные ему набеги концом 12-го века (2). То, что на многих сказителей оказывала влияние христианская культура, видно по собственным именам, которые в значительной мере состоят из более или менее легко узнаваемых имён христианских — в основном западноевропейских — святых, среди которых имя нашей шведской Бригитты (Пирьятта). Вообще же младшие руны нередко базируются на средневековых христианских легендах (3).
Глубокие и детальные исследования по тематике Калевалы, которые велись в Финляндии последние сто лет со всё возрастающей интенсивностью, в конечном счёте сложились в отдельную науку со своей богатой литературой, к сожалению, в значительной степени недоступной тем, кто — как пишущий эти строки — не владеет финским языком. В ежегоднике Общества Калевалы за 1937 год два исследователя — Йорма Леппяаху и Кутаа Вилкуна опубликовали работу по различным наименованиям доспехов и предметам, которые эти наименования обозначают (4), значительно обогащающее наше знание об эволюции доспехов на Севере в средние века и предшествующие эпохи. Кроме уникального доспеха из Вальсгeрдe (Valsgärderustning) (5) — по времени жёстко привязанного к середине 14-го века, хотя разнородность элементов его конструкции и позволяют судить о более ранних видах доспехов, и богатых находок у Поминального креста (Korsbetningfynd) (6) близ Висбю до нас дошло только несколько отдельных фрагментов северных доспехов, и немногим больше находок такого же археологического материала из остальной Европы. Для полноты картины приходится привлекать изобразительный материал и письменные свидетельства того времени. Основательный материально - филологический анализ древне- скандинавской литературы с такой точки зрения уже давно произвёл Хьялмар Фальк (7). Соответствующий пробел по финскому культурному пространству теперь в основном ликвидировало указанное выше исследование. Мне оставалось изложить основные выводы, прокомментировать их и сформулировать несколько критических замечаний. Особо тесна связь с доспехами у двух описанных в Калевале героев: Ляммикайнена — героя, авантюриста и любимца женщин — и Илмаринена — великого кузнеца, владельца чудесного Сампо. В эпосе встречаются следующие названия доспехов: sotisopa «военный доспех», vainovaatteet «воинские одежды», vaskivaippa «медный плащ», rautakauhtana «железный кафтан», rautapaita «железная рубаха»,rautaliivit «железный жилет» и panuen paita «искрящая рубаха». Эти названия дают представление о материале и конструкции доспехов — скорее всего, это кольчуги. Особенно выразительно название «искрящая рубаха»: так и представляется свеженачищенная кольчуга, отражающая солнечные блики тысячами своих колец. Что до «медного плаща», то он ассоциируется, пожалуй, с восточными кольчугами, которые нередко украшались узорами из вплетённых бронзовых колец. В то же время в некоторых вариантах цикла о Лямммикяйнене, записанных в дальней и пограничной Карелии, рассказывается о том, как девицы и матери прядут и ткут материал одежды для мужчин в доказательство своей сноровки или в дар будущему жениху. Наряд воина должен был быть как можно лучше, и из этих вариантов сказаний следует, что он был полотняным. Поэтому финские исследователи сравнивают его с linpanzaras «полотняной бронёй» и silkitreya «шёлковым кафтаном» - боевой одеждой северных саг (8). В этой статье мы оставляем открытым вопрос, была ли эта одежда усилена железными пластинами или набивкой для защиты воина или это были кафтаны с гербами, которые в 13-ом и первой половине 14-го века повсеместно надевали поверх кольчуг, либо всего лишь роскошные воинские одежды без защитных элементов, которыми вообще-то издавна пренебрегали воюющие германцы (9). Единственное число таких слов, как kauhtana «кафтан», paita «рубаха», vaippa «плащ с капюшоном» относятся к отдельным позициям одежды, а множественное число vaattet «одежды» обозначает её комплект. Описание того, как Илмаринен наряжается для сватовства в Похьяла не только даёт полную картину снаряжения героя Калевалы — в нём появляется ещё одно название доспеха, куда более интересное чем приведённые выше: Вымывшись Илмаринен надевает полотняную рубаху, штаны в обтяжку и одежды, которые стягивает lustut и ремнём с металлическим набором. Terasvoissa tenosampi, «в стальных опоясках [мужи] сильнее» - такими словами, заимствованными из защитного заговора (10). заканчивается это описание. Также и Лямикяйнен в одном из вариантов сказаний завершает своё облачение тем, что, снаряжаясь в опасную дорогу на пир в Похьяла, обматывается lustut, а в других вариантах надевает vainovaatteet «воинские одежды» или pelervopaita «полотняную рубаху», которую его мать соткала и сшила в девичестве для своего жениха — отца Лямикяйнена (11). Что же такое, это lusto или lustu (множественное число lustut)? Значение этого слова до сих пор оставалось неясным. Элиас Лённрот возводил его этимологию к словам «скелет, костница, собрание костей» и переводил как «костяной панцирь». Это перевод многократно использует и Каарле Крон в своих «Исследованиях Калевалы». Согласно последним исследованиям такая этимология ошибочна. Более оправдано возводить это слово к саамскому lasto «ива, ивовая кора, лозняк» (12). Леппяахо и Вилкуна сообщают, что это слово встречается в финских диалектах со значениями «годовое кольцо дерева», «твёрдая заболонь дерева», «жёсткая обмотка, которой лезвие косы крепится к древку» и т. п. Основным значением должно было быть «какая-то связка». Производным - «твёрдая поверхность» или «твёрдая обмотка вокруг чего-нибудь».Слово встречается также со значением «упорядоченная укладка», например, складок в юбке или дранок на крыше. Всё это выводит нас на комплекс значений, который даёт очень точное и сжатое описание доспеха арктического типа, вроде тех, которые были найдены в Бирке и у Поминального креста близ Висбю. Такие доспехи выглядят как набор складчатых рядов скреплённых друг с другом железных пластин (Рис. 1).
В связи с приведённым выше словом vaskivaippa «медный плащ» можно добавить, что пластины такого доспеха могли изготовляться и из меди (14). Две изолированные находки пластинчатых доспехов в регионе Балтийского моря — в Бирке и захоронении у Поминального креста близ Висбю,- которые до сих пор дополнялись лишь малочисленными и слабо детализированными изображениями, получили таким образом весьма интересное подтверждение в финской культуре эпохи крестовых походов и последующих столетий. В связи с этим возникает волнующий вопрос: Может ли обнаружение нового ареала распространения пластинчатого доспеха объяснить его появление на скандинавском Севере? Для этого необходимо рассмотреть следующие хронологические и культурно исторические гипотезы: 1.Пластинчатый доспех — исконное достояние финской культуры и именно финны принесли его в Скандинавию из мест своего первоначального обитания. 2.Пластинчатый доспех в Финляндии — ответвление арктического пластинчатого доспеха, вплоть о наших дней используемого в Восточной Сибири. 3.Пластинчатый доспех в 5-ом веке занесли в Европу авары (находки в Джитигаринске, Керчи, Кунсентмартоне, Кастель Тростино), откуда он попал на скандинавский Север через Россию (15) (находка в Борстне, Черниговской губернии) или Центральную Европу (находка в Шрецхайме) (16). 4.Пластинчатый доспех попал на скандинавский Север через Россию в эпоху викингов. 5.Пластинчатый доспех распространился на скандинавском Севере в результате монгольского нашествия 1240 годов. Изображения того времени подтверждают, что доспехи такого типа широко использовались в монгольском войске (17). В рамках гипотезы 2 А. Хеландер уже давно отождествлял принадлежавший выборгскому музею пластинчатый доспех арктического типа с упоминаемым в Калевале lusto (luusto) (18).
Этот доспех был приобретён купцом из приобретшего ныне печальную известность города Териоки (В «Зимнюю войну» в Тероки — Зеленогорске пребывало «демократическое правительство Финляндии» Б. Л.) в дальней Карелии или Олонецкой губернии. Хеландер уже был знаком с аляскинскими доспехами такого типа, и исключить возможность связи между ними и упомянутыми в Калевале доспехами он не мог. Теперь, когда нам известно, что центром распространения костяных пластинчатых доспехов являются сибирские территории, заселённые чукчами и коряками (19), а пластины таких доспехов найдены гораздо западнее — в Томилово близ Урала (20), такая возможность представляется более вероятной. Как любезно сообщим мне профессор А. М. Таллгрен, томиловская находка принадлежит сарматской доримской культуре и датируется 2-ым — 1-ым веками н. э. Альтернативное объяснение Хеландера изолированного появления такого доспеха в Дальней Карелии как завоз с Аляски вернувшимся оттуда около 1825 года адмиралом А. А. Этхоленом, подарившим два подобных доспеха Академии Або (Тампере), представляется менее вероятным, чем местное приобретение костяного пластинчатого доспеха. Однако чтобы связь упомянутого в Калевале lusto с арктическим костяными доспехами была действительно обоснованной, а не оставалась только счастливой догадкой, нужны серьёзные доказательства. Такими доказательствами могут быть упоминание костяных доспехов в финских рунах или находки костяных доспешных пластин в ареале обитания финских племён (21). Лично я отдаю предпочтение гипотезам 3 или 4, хотя и не могу привести решающих аргументов в их пользу. Я считаю, что шлем, найденный в Туна (Веле) (22) и доспех из Валсгереде могут быть датированы 6-ым веком и что в этих найденных в Швеции предметах прослеживается влияние вооружения юго-восточной Европы того времени. К такому же выводу, независимо от меня, пришла и Грета Арвидссон (23). Всё это как-будто говорит в пользу гипотезы 3, хотя, с другой стороны, полное отсутствие находок доспешных пластин на Севере до 11-го века, а также тесные связи викингов с Востоком скорее подтверждают 4-ую гипотезу.
В этом вопросе Леппяахо и Вилкуна решительно высказываются за 5-ую гипотезу. По их мнению изолированная находка в Бирке - импортный экземпляр, случайно попавший туда из далёкой Азии, а на изображении доспеха 12-го века в часовне (? antemensal) в Бродекорпсе, который я классифицировал как пластинчатый, железные чешуйки (24) направлены вниз, а не вверх, как это должно быть у пластинчатого доспеха (Рис. 1). Потому такой доспех следует считать раннесредневековым чешуйчатым доспехом, не имеющим никакого отношения к рассматриваемой здесь проблематике. На это можно прежде всего возразит, что по изображению из Бродекорпса нельзя определить куда — вниз или вверх — направлены железные чешуйки. Вообще же я классифицировал этот доспех как пластинчатый не по направлению чешуек / пластин, а по общему характеру его конструкции и по пропорциональной длине металлических элементов усиления. Вполне можно допустить невозможность доказать, что перед нами именно пластинчатый доспех, но доказать, что мы имеем дело с чешуйчатым доспехом ещё труднее. А поскольку в данной дискуссии это изображение решающей роли не играет, его можно вообще не рассматривать.
Они считают, что изображённый на печати доспех — пластинчатый, откуда можно сделать вывод,что такие доспехи в конце 13-го века были модными у высшей аристократии и, следовательно, чем-то совершенно новым для того времени. Исходя из этого, они делают вывод, что пластинчатый доспех вполне мог использоваться в Финляндии во время похода ярла Биргера в 1249 году, несмотря на то, что времени для распространения на Севере такого заимствованного у монголов доспеха было явно недостаточно: битва у Легницы в Силезии, в которой монгольский доспех окончательно подтвердил своё превосходства над кольчужным доспехом немецкого рыцарства произошла 29-го апреля 1241 года. Разумеется не исключена возможность, что доспех / доспехи из Бирки являются единичными импортными экземплярами. В этом случае придётся рассматривать возможность двукратного проникновения пластинчатого доспеха на Север. Особых доводов в пользу такой гипотезы не существует, скорее наоборот: пластины, найденные у Поминального креста, носят следы неоднократных и основательных подгонок и переделок до их последнего использования в битве 27-го июля 1361 года. Следовательно, они существенно старше этой даты и являются пережитками более ранней моды на доспехи. Поэтому я не вижу причин оказаться от раннее сформулированной мною точки зрения. Варианты, которые я выше обозначил как гипотезы 1 и 2, в настоящее время нуждаются в пересмотре. Но даже если будет доказано, что пластинчатые доспехи появились в ареале Балтийского моря ещё в доисторические времена, нельзя утверждать, что они с самого начала получили широкое распространение в Финляндии. Хотя я и не могу отрицать, что такие доспехи могли впервые появиться там вовремя похода ярла Биргера, я всё же считаю это маловероятным. По-моему, уже в то время пластинчатые доспехи считались чем-то совершенно устаревшим в Швеции, где — судя по печати — придерживались континентальной рыцарской моды, по крайней мере среди аристократов. Я склонен скорее считать, что пластинчатые доспехи попадали раньше в Финляндию либо торговыми путями через Новгород или Готланд, либо как военная добыча финских набегов на Вуойолу, бессмертным свидетельством которых остаются руны о старом Вейнямойнене.
Источник http://www.tgorod.ru/index.php?topgroupid=2&groupid=7&subgroupid=5&contentid=294 Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.009 сек.) |