|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Крест с голубем, венчавший Софийский собор в Великом Новгороде до Великой Отечественной войныПо заказу новгородской администрации была изготовлена точная копия найденного в Испании креста и передана испанцам взамен оригинального. Крест же, ныне находящийся на центральном куполе, изготовлен в 2006 г. и установлен 24 января 2007 г. Завершим наш краткий осмотр трех древних русских Софий еще одним скрепляющим фактом из наших дней. Во время визита на Украину в 2010 г. патриарх Московский и всея Руси Кирилл подарил собору Святой Софии в Киеве копию иконы Богоматери «Знамение», оригинал которой хранится в Софии Новгородской.
Заложен князем Мстиславом Владимирским Храбрым в центре черниговского Детинца. После смерти князя в 1036 г. стены, согласно летописи, были возведены на высоту всадника, стоящего на коне ("пъде Мстислав на лови, разболеся и умре, и положища его в церкви Святого Спаса, его же бо сам заложи; бе бо въздано еи при нъм высочиною, яко на коне стояще досящи"). Архитектурная композиция собора объединяет базиликальную схему романского происхождения с центричной крестово-купольной византийской системой. Тринефный, триапсидный, восьмистолпный, пятикупольный. Башню с северной стороны восточного фасада уравновешивала с Юга крестильня в виде небольшой церкви. Стены собора выведены смешанной кладкой, с чередованием кирпича (плинфы) и камня-песковика на известковом растворе. Снаружи не штукатурились, лишь в некоторых местах затирались розовым раствором с графлением на квадры.Чередование камня, плинфы, розовых полос придавали фасадам особую живописность. Интерьер собора украшали беломраморные резные колонны, фрески. Пол из шиферных плит был отделан мозаикой из разноцветной смальты, керамическими плитками. Для улучшения акустики использовались голосники (керамические амфоры и корчаги, заложенные во время строительства в стены и своды). Собориспытал много перестроек. В 1239 г. во время нашествия Батыя частично разрушены своды, уничтожены купола. В ходе обновления в 17 в. надстроены апсиды, возведены барокковые купола. Значительно перестроенный после пожара 1750 г. В конце 18 в. надстроена северная башня, а также возведена на месте разрушенной крестильни южная башня, сделаны новые верхи, все фасады оштукатурены и побелены. В 1818 г. по проекту архитектора А. Карташевского возле западных, южных и северных порталов возведены просторные тамбуры, в конце 19 в. позолочены верхи, и собор приобрёл современный вид. Иконостасизготовлен нежинскими мастерами С. Волощенко и С. Белопольским по проекту архитектора И. Яснигина. Иконописные работы выполнил борзнянский священник Т. Мизко. (из статьи энциклопедического справочника "Черниговщина")
Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.003 сек.) |