|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Психо-эмоциональное воздействие пейзажаПейзаж выполняет различные функции в рекреации: успокаивает, бодрит, вдохновляет, удивляет, восхищает. Последнюю функцию обязательно стараются реализовать организаторы отдыха. Недаром в ландшафтной архитектуре применяется термин «ах-ах», который обозначает всплеск восхищения у рекреантов при неожиданном воздействии на них открывающегося пейзажа, что обычно наблюдается у туристов, пересекающих «Байдарские Ворота» в Крыму. Психо-эмоциональное воздействие пейзажа – явление достаточно сложное и зависит не только от эстетических качеств пейзажа, но и от личности наблюдателя: от его общей эмоциональности, от его национальных особенностей, от его физического и душевного состояния в момент обзора. Пейзаж может оказывать как положительное, так и отрицательное воздействие на рекреанта. Это зависит от монотонности пейзажа, его цветовой гаммы, антропогенного влияния на ландшафт. Притягательные ландшафты производят или релаксационное или тонизирующее действие на рекреантов. К первому могут быть отнесены березовые рощи, липняки, дубравы, сосновые боры по берегам рек и озер. К возбуждающим – морские утесы, водопады. Угнетающее впечатление производят сырые темные ельники, черноольшанники, низинные болота, однообразные искусственные посадки деревьев на месте вырубленных коренных лесов и обезображенные человеком бедленды. Психо-эмоциональное воздействие пейзажа зависит не только от разнообразия рельефных форм, наличия водных объектов и разных растительных сообществ, но и от их сочетания. Особой привлекательностью в пейзажах обладают контактные зоны: водоемов и суши, лесов и лугов, сочетание плоской равнины с холмисто-грядовым рельефом. В Подмосковье это характерно для северных районов, где Клинско-Дмитровская гряда круто обрывается к Верхневолжской низменностию, лесные массивы чередуются с лугами и полями, по территории протекают многочисленные реки (Лама, Сестра, Дубна и др.). Не менее яркими пейзажами обладают Приокские территории, Верхнее и Среднее Поволжье, Поветлужье, озерные ландшафты Валдая, и, конечно, горные и предгорные районы Урала, Алтая, Саян, богатые озерами, реками и уникальной растительностью. В пейзажной аттрактивности большое значение имеет цветовая гамма. Известно, что такие теплые цвета, как красный, желтый, оранжевый относятся к возбуждающим, тонизирующе действующим тонам. А холодные – голубой, синий, фиолетовый, - к умиротворяющим, релаксирующе действующим цветам. Особое место в психофизическом влиянии цвета отводится зеленому цвету, усиливающему эмоциональное равновесие, оказывающему благоприятное воздействие на физическое и психическое здоровье человека. Поэтому озеленению курортов (формированию курортных парков и зеленому оформлению интерьеров) придается большое оздоровительное значение. Цветовые оттенки пейзажа зависят не только от фактических цветов природных объектов, но и от их освещенности в различное время суток. Особую красоту приобретают пейзажи в периоды восхода и захода солнца благодаря оптическому эффекту, когда цветовая гамма небесного свода гор, лесов, полей и лугов постоянно меняется, вызывая у наблюдателя от восторга до полного умиротворения. Восприятие пейзажа зависит также от климатических условий. Известно, как по-разному выглядит пейзаж в различные сезоны года и в зависимости от погодных условий (в солнечную или дождливую и пасмурную погоды). Неправильно вводить единую классификацию эстетики ландшафта для различных природных зон. Красотой, потрясающей воображение человека, обладают не только экзотические пейзажи юга, но и арктические тундровые и пустынные ландшафты. Недаром художники пейзажисты посвящали свои полотна разным природным ландшафтам. Одни из них, как Рокуэл Кент, писали арктические пейзажи, другие, как М.С. Сарьян, - пейзажи горной Армении. А знаменитый русский художник В.Д. Поленов удивительно тонко и с любовью показал в своих картинах трогательные лиричные пейзажи Средней России и знойные пески Востока. Туристов могут привлекать пейзажи различных природных зон. Последние годы резко вырос интерес к арктическим круизам во многом из-за экзотики Северной природы. Вместе с тем не уменьшается поток туристов на Сейшельские, Карибские острова или в Индонезию или Таиланд, где их привлекает пышная южная природа. Этнический ландшафт. Психо-эмоциональный подход в классификации пейзажей усложняется зависимостью пейзажа от этнического восприятия его. Этнос и его ландшафтное окружение неразрывны неслучайно. А. Гумбольд, В.О. Ключевский, Н.А. Бердяев, Л.Н. Гумилев обращали внимание на то, как формируется этнический менталитет под воздействием географической среды. Живя в определенных географических условиях, человек не только приспосабливается к ним, но и невольно сливается с ними. Пейзажное окружение этноса влияет на его мировосприятие. Представители данного этноса любят и органично воспринимают привычный ландшафт. Поэтому восприятие инородных пейзажей для них проходит не всегда однозначно: порой, жители степных регионов дискомфортно чувствуют себя в таежных ландшафтах, а жителей равнин высокие горы подавляют. Этнические особенности ландшафта организаторы отдыха должны учитывать в двух аспектах: ï насколько комфортно будут чувствовать себя туристы, приехавшие из других природных зон, среди пейзажного окружения данного курорта; ï как может данный пейзаж помочь приехавшим туристам понять национальный характер, традиции и культуру местного этноса.
Эстетическая оценка пейзажа. В связи с выше изложенным, эстетическая оценка пейзажей всегда имеет субъективный характер. Существует три основных методики эстетической оценки пейзажей. 1. Экспертная оценка пейзажных образов, как целостных визуальных систем, главной спецификой которых является высокая квалификация и опыт экспертов (художников, путешественников, природоведов). Проводится она по балльной системе. Количество баллов может устанавливаться различное, в зависимости от пейзажного разнообразия. 2. Анкетирование. Опросы 50-60 рядовых рекреантов по заранее разработанной анкете для оценки конкретного пейзажа. Массовое анкетирование всегда содержит много дилетантских ответов, поэтому ее необходимо сочетать с экспертной оценкой. 3. Структурно-информационный анализ. Оценка пейзажа путем анализа его структурных составляющих (сюжетной композиции с последующим получением суммарных оценок). Литовскими ландшафтоведами оценивается: ï постоянные факторы эстетического восприятия: рельеф, водоемы, растительность, антропогенные объекты; ï непостоянные факторы: погода, время суток, сезон года, дискомфортные атмосферные явления (дождь, сильный ветер); ï объективные признаки эстетичности ландшафта: многоплановость, ярусность, глубина и разнообразие перспектив, наличие пейзажных доминант, кулис, девственность природы и других. Оценка производится в балльной системе. Этот метод пригоден только для определенных типов ландшафтной среды. Невозможно разработать единые оценочные шкалы для горных и равнинных местностей, для сельской и городской среды, для таежных и степных ландшафтов. Каждый крупный природный регион требует разработки своих оценочных критериев. Современный природный ландшафт невозможно рассматривать без учета влияния на него человека, так как значение антропогенного фактора очень велико и имеет множество аспектов. Процесс взаимодействия человека с природой неизбежен, однако сопровождается он не только разрушением, но и обогащением природы. Эстетика ландшафта может быть улучшена благодаря антропогенному вмешательству. Опытные ландшафтные архитекторы прошлого создавали уникальные пейзажные парки, которые были характерны для дворцово-парковых ансамблей вельмож русского императорского двора. В рукотворных ландшафтах живописность пейзажа достигалась путем прокладки аллей, расчистки полян, подсадки различных пород деревьев с учетом их колористических сочетаний, строительства гидропарков в виде каскадов прудов, водопадов и каналов.
Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.004 сек.) |