|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Чинопоследования праздничных Богослужений
Схема 5. Чинопоследование Всенощного бдения
Готовится кадило и диаконская свеча. Отверзается завеса и Царские врата. Священник в полном молчании совершает каждение алтаря. Диакон во время каждения идет со свечой впереди священника. Диакон выходит через Царские врата на амвон и возглашает:
Диакон: «Восстаните!» Хор: «Господи, благослови» [1]. Священник: «Слава Святей и Единосущней и Животворящей Троице…» Хор: «Аминь». Духовенство в алтаре: «Приидите, поклонимся…» (3) «Приидите, поклонимся и припадем Ему».
Хор: Псалом 103 (предначинательный)[2]: «Благослови, душе моя, Господа…» (Ирмологий). Слава и ныне: «Аллилуия, аллилуия, аллилуия, слава Тебе, Боже…» (3). Священник с предыдущим ему диаконом во время пения Предначинательного псалма совершают полное каждение храма. По окончании каждения Царские врата закрываются, завеса остается открытой до конца утрени.
Диакон: Мирная (Великая) ектения: «Миром Господу помолимся…» (Служебник). Священник: Возглас: «Яко подобает Тебе всякая слава…» (Служебник). Хор: «Аминь». 1-й антифон (или избранные стихи)[3] 1-й кафизмы: «Блажен муж…» (Часослов) на 8-й глас.
Диакон: Малая ектения: «Паки и паки...» ( Служебник). Священник: Возглас: «Яко Твоя держава…» (Служебник). Хор: «Аминь». Хор: поет 2-й антифон (2-ая «Слава») 1-й кафизмы (Псалтирь) на текущий глас Октоиха[4]. 2-й антифон оканчивается словами: Слава и ныне: «Аллилуия, аллилуия, аллилуия, слава Тебе, Боже…» (3).
Диакон: Малая ектения: «Паки и паки...» ( Служебник). Священник: Возглас: «Яко Благ и Человеколюбец…» (Служебник). Хор: «Аминь».
Хор: поет 3-й антифон (3-ю «Слава») 1-й кафизмы (Псалтирь) на текущий глас Октоиха. 3-й антифон оканчивается словами: Слава и ныне: «Аллилуия, аллилуия, аллилуия, слава Тебе, Боже…» (3).
Диакон: Малая ектения: «Паки и паки...» ( Служебник). Священник: Возглас: «Яко Ты еси Бог наш…» (Служебник). Хор: «Аминь». Стихиры на «Господи воззвах»:
Во время пения Догматика совершается Вход с кадилом: Диакон: «Премудрость, прости». Хор: «Свете тихий...» (Часослов).
Диакон: «Вонмем!» Священник: «Мир всем!» Хор: «И духови твоему». Диакон: «Премудрость, вонмем»
Диакон: Сугубая ектения: «Рцем вси...» (Служебник). Священник: Возглас: «Яко Милостив...» (Служебник). Хор: «Аминь».
Хор: «Сподоби, Господи...» ( Часослов).
Диакон: Просительная ектения: «Исполним вечернюю молитву нашу…» (Служебник). Священник: Возглас: «Яко благ и Человеколюбец...» (Служебник). Хор: «Аминь». Священник: «Мир всем!» Хор: «И духови твоему». Диакон: «Главы наша Господеви приклоним!» Хор: «Тебе Господи». Священник в это время перед Престолом тайно читает молитву главопреклонения: «Господи, Боже наш, приклонивый небеса…» (Служебник). Священник: Возглас: «Буди держава царствия Твоего...» (Служебник). Хор: «Аминь».
Лития:
Во время пения стихир на Литии духовенство выходит из Алтаря в западную часть храма или в притвор. Диакон совершает каждение Иконостаса, Духовенства, хоров и всех молящихся.
Диакон по окончании пения стихир на Литии произносит 1-ое литийное прошение: Диакон: «Спаси, Боже, люди Твоя…» (Служебник). Хор: «Господи, помилуй» (40). Диакон: «Еще молимся о Великом Господине…» (Служебник). Хор: «Господи, помилуй» (50). Диакон: «Еще молимся о еже сохранитися…» (Служебник). Хор: «Господи, помилуй» (3). Диакон: «Еще молимся о еже услышати…» (Служебник). Хор: «Господи, помилуй» (3). Священник: Возглас: «Услыши ны, Боже...» (Служебник). Хор: «Аминь». Священник: «Мир всем!» Хор: «И духови твоему». Диакон: «Главы наша Господеви приклоним!» Хор: «Тебе, Господи». Священник: Молитва: «Владыко Многомилостиве Господи Иисусе Христе...» (Служебник). Хор: «Аминь». Стихиры на стиховне:
Во время пения воскресных стихир на стиховне духовенство входит в храм и останавливается на его середине перед приготовленными для освящения хлебами, пшеницей, вином и елеем.
Хор: «Ныне отпущаеши…» (Часослов). Чтец: Трисвятое по «Отче наш...» [10] (Часослов). Священник: Возглас: «Яко Твое есть царство...» Хор: «Аминь».
Во время пения «Богородице, Дево, радуйся…» или тропаря святого диакон трижды кадит приготовленные для освящения хлеб, пшеницу, вино и елей.
Диакон: «Господу помолимся» Хор: «Господи, помилуй». Священник: Молитва на благословение хлебов: «Господи Иисусе Христе Боже наш...» (Служебник). Хор: «Аминь». «Буди Имя Господне благословенно от ныне и до века» (3). Во время пения «Буди Имя Господне…» духовенство входит в Алтарь. Псалом 33 (первая половина): «Благословлю Господа на всякое время…» (до слов: «не лишатся всякого блага»). Священник: «Благословение Господне на вас...» Хор: «Аминь».
Чтец: «Слава в вышних Богу…» (3). «Господи, устне мои отверзеши…» (2) [12]. Шестопсаломие: Псалмы 3, 37, 62,после которых: Слава и ныне: «Аллилуия, аллилуия, аллилуия, слава Тебе, Боже…» (3) «Господи, помилуй» (3) Слава и ныне:; Псалмы 87, 102, 142;по окончании чтения Шестопсаломия: Слава и ныне: «Аллилуия, аллилуия, аллилуия, слава Тебе, Боже…» (3) (Часослов). Священник во время чтения Шестопсаломия тайно читает 12 утренних молитв: 6 — перед Престолом в Алтаре, 6 — на амвоне перед Царскими вратами.
Диакон: Мирная (Великая) ектения: «Миром Господу помолимся…» (Служебник). Священник: Возглас: «Яко подобает Тебе всякая слава…» (Служебник). Хор: «Аминь».
Диакон: «Бог Господь и явися нам...» (Служебник). Хор: «Бог Господь и явися нам...» (Часослов). Диакон: стих 1-й: «Исповедайтеся Господеви яко благ...» (Служебник). Хор: «Бог Господь и явися нам...» (Часослов). Диакон: стих 2-й: «Обышедше обыдоша мя...» (Служебник). Хор: «Бог Господь и явися нам...» (Часослов). Диакон: стих 3-й: «Не умру, но жив буду...» (Служебник). Хор: «Бог Господь и явися нам...» (Часослов). Диакон: стих 4-й: «Камень, его же небрегоша зиждущии...» (Служебник).
Хор: «Господи, помилуй» (3), «Слава Отцу и Сыну и Святому Духу». Чтец: «И ныне и присно и во веки веков. Аминь»; и читается первая «Слава» первой рядовой (положенной по Уставу) кафизмы (Псалтирь)[14]. Первая «Слава» оканчивается словами чтеца «Слава Отцу и Сыну и Святому Духу». Хор: «И ныне и присно и во веки веков. Аминь» «Аллилуия, аллилуия, аллилуия, слава Тебе, Боже…» (3); «Господи, помилуй» (3), «Слава Отцу и Сыну и Святому Духу». Чтец: «И ныне и присно и во веки веков. Аминь»; и читается вторая «Слава» первой рядовой (положенной по Уставу) кафизмы (Псалтирь). Вторая «Слава» оканчивается словами чтеца «Слава Отцу и Сыну и Святому Духу». Хор: «И ныне и присно и во веки веков. Аминь» «Аллилуия, аллилуия, аллилуия, слава Тебе, Боже…»; «Господи, помилуй» (3), «Слава Отцу и Сыну и Святому Духу». Чтец: «И ныне и присно и во веки веков. Аминь»; и читается третья «Слава» первой рядовой (положенной по Уставу) кафизмы (Псалтирь). Третья «Слава» оканчивается словами чтеца «Слава Отцу и Сыну и Святому Духу и ныне и присно и во веки веков. Аминь» «Аллилуия, аллилуия, аллилуия, слава Тебе, Боже…» (3). Диакон: Малая ектения: «Паки и паки...» ( Служебник). Священник: Возглас: «Яко Твоя держава…» (Служебник). Хор: «Аминь».
Хор: «Господи, помилуй» (3), «Слава Отцу и Сыну и Святому Духу». Чтец: «И ныне и присно и во веки веков. Аминь»; и стихословится вторая рядовая (положенная по Уставу) кафизма (Псалтирь). Порядок ее исполнения такой же, как и первой кафизмы.
Диакон: Малая ектения: «Паки и паки...» ( Служебник). Священник: Возглас: «Яко Благ и Человеколюбец…» (Служебник). Хор: «Аминь».
Полиелей [15]:
Хор: поет стихи 134-го и 135-го (полиелейных) псалмов с припевом: «Аллилуия» [16]. Во время пения Полиелейных псалмов духовенство выходит на середину храма и затем Священник с предыдущим ему Диаконом совершают полное каждение храма.
Диакон: Малая ектения: «Паки и паки...» ( Служебник). Священник: Возглас: «Яко благословися имя Твое…» (Служебник). Хор: «Аминь».
Диакон (1): «Вонмем! Премудрость! Вонмем!»
Диакон (1): «Господу помолимся» Хор: «Господи, помилуй». Священник: Возглас: «Яко Свят еси, Боже наш…» Хор: «Аминь».
Диакон (2): «Всякое дыхание да хвалит Господа» (Служебник). Хор: «Всякое дыхание да хвалит Господа» [19]. Диакон (2): «Хвалите Бога во святых Его, хвалите Его во утвержении силы Его». Хор: «Всякое дыхание да хвалит Господа». Диакон (2): «Всякое дыхание». Хор: «Да хвалит Господа».
Диакон (1): «И о сподобитися нам слышанию Святаго Евангелия Господа Бога молим». Хор: «Господи, помилуй» (3). Диакон (1): «Премудрость, прости! Услышим Святаго Евангелия». Священник: «Мир всем!» Хор: «И духови твоему». Священник: «От (именует Евангелиста, из книги которого Евангельское чтение) Святаго Евангелия чтение». Хор: «Слава Тебе, Господи, слава Тебе». Диакон (2): «Вонмем!».
Хор: «Слава Тебе, Господи, слава Тебе».
Хор: Псалом 50: «Помилуй мя, Боже…» [22].
И ныне: «Молитвами Богородицы…». «Помилуй мя, Боже» (1-й стих псалма 50).
Диакон: «Спаси, Боже, люди Твоя…» (Служебник). Хор: «Господи, помилуй» (12). Священник: Возглас: «Милостию и щедротами...» (Служебник). Хор: «Аминь».
Канон:
По 3-й песни: Диакон: Малая ектения: «Паки и паки...» ( Служебник). Священник: Возглас: «Яко Ты еси Бог наш…» (Служебник). Хор: «Аминь».
По 6-й песни: Диакон: Малая ектения: «Паки и паки...» ( Служебник). Священник: Возглас: «Ты бо еси Царь мира…» (Служебник). Хор: «Аминь».
По 8-й песни [27] : Диакон: «Богородицу и Матерь Света...» ( Служебник). Хор: Песнь Богородицы: «Величит душа моя Господа…» с припевом: «Честнейшую херувим…». Диакон во время пения «Честнейшую» совершает полное каждение храма. По 9-й песни: Диакон: Малая ектения: «Паки и паки...» ( Служебник). Священник: Возглас: «Яко Тя хвалят вся силы небесныя…» (Служебник). Хор: «Аминь».
Стихиры на хвалитех:
Священник: «Слава Тебе, показавшему нам свет…» (Служебник). Хор: Великое славословие: «Слава в вышних Богу…» (Часослов)[35].
Диакон: Сугубая ектения (сокращенная)[37]: «Помилуй нас, Боже...» (Служебник). Священник: Возглас: «Яко Милостив...» (Служебник). Хор: «Аминь».
Диакон: Просительная ектения: «Исполним утреннюю молитву нашу...» (Служебник). Священник: Возглас: «Яко Бог милости и щедрот…» (Служебник). Хор: «Аминь».
Священник: «Мир всем!» Хор: «И духови твоему». Диакон: «Главы наша Господеви приклоним!» Хор: «Тебе Господи». Священник в это время перед Престолом тайно читает молитву главопреклонения: «Господи святый, в вышних живый…» (Служебник). Священник: Возглас: «Твое бо есть еже миловати...» (Служебник). Хор: «Аминь». Диакон: «Премудрость!» Хор: «Благослови» [38]. Священник: «Сый Благословен Христос Бог наш...» Хор: «Аминь». «Утверди Боже...» Священник: «Пресвятая Богородице, спаси нас» Хор: «Честнейшую херувим...» Священник: «Слава Тебе, Христе Боже, упование наше, слава Тебе» Хор: «Слава и ныне:», «Господи, помилуй» (3); «Благослови». Священник: Отпуст великий: «Воскресый из мертвых Христос истинный Бог наш…» (Служебник). Хор: Многолетие: «Великого Господина…»
И тотчас чтец начинает читать «Приидите, поклонимся...» (3) и 1-й час. [1] В храмах, где находится архиерейская кафедра, патриаршее или монастырское подворье, в монастырях вместо «Господи, благослови» поется «Святейший (Высокопреосвященнейший, Преосвященнейший) Владыка, благослови». [2] По действующему Уставу Предначинательный псалом должен петься следующим образом (См. Типикон, I отдел, глава 2): начинает пение Предстоятель или Еклессиарх на глас 8-й: «Благослови, душе моя, Господа…» весь стих до конца «не скоро, со сладкопением», Хор поет припев: «Благословен еси, Господи»; затем первый певец правого хора поет стих: «Господи Боже мой, возвеличился еси зело», Хор поет припев: «Благословен еси, Господи». Далее об исполнении прочих стихов до последнего действующий Устав не сообщает, но нотные обиходы и дореформенные Уставы XVII века приводят следующий вариант исполнения: Чтец читает стихи 103-го пслама на середине храма, останавливаясь на некоторых стихах, которые поют хоры с припевами, попеременно. Припевы к стихам: от начала псалма до стиха 5-го — «Благословен еси, Господи», от 6-го стиха до 11-го — «Дивна дела Твоя, Господи» и от 12-го стиха до конца «Слава Ти, Господи, сотворившему вся» (См. подробно: Скабалланович М.Н. Толковый Типикон. М., 2004. С. 504–506). Существуют и нотные варианты пения многих стихов псалма с припевами, например, обработки древних роспевов иеромонаха Нафанаила (Бачкало), архимандрита Матфея (Мормыля), протоиерея Анатолия Правдолюбова и Д.М.Яичкова. [3] В современной приходской практике чаще всего поются следующие стихи Псалма 1: «Блажен муж…», «Яко весть Господь…», «Работайте Господеви…», «Блажени вси надеющиися Нань…», «Воскресни, Господи…», «Господне есть спасение…», Слава:, И ныне: с припевом «Аллилуия» (3) к каждому стиху. Стихи поются на 8-й глас и в субботу вечером, то есть на Воскресном Всенощном бдении, ни при каких условиях не отменяются. [4] Образец пения 2-й и 3-й Славы 1-й кафизмы на все 8 гласов опубликован архимандритом Матфеем (Мормылем) в изложении для мужского хора (См.: Всенощное бдение. Неизменяемые песнопения для монастырских хоров/Сост. архимандрит Матфей (Мормыль). Троице-Сергиева Лавра, 1999. С. 93–167). [5] Воскресный Богородичен «настоящего гласа» или Догматик находится в Октоихе «наряду», [6] Чаще всего диакон произносит прокимен до последней запятой, а остальное допевает хор, но могут быть и другие варианты деления текста. [7] Под термином «стихира храма» Устав разумеет одну из стихир на литии из службы «храма», то есть праздника или святого, в честь которого освящен храм. Кроме этого возможно пение стихир Богородицы, творения «Павла Аморейского». Эти стихиры находятся в Октоихе после воскресных и «анатолиевых» стихир на «Господи, воззвах…». (См. гл. 2, 3, 5 I Отдела Типикона). [8] Иногда Устав предписывает петь сначала стихиру храма, а затем стихиры на литии святого. [9] Действующий Устав не определяет конкретно, какой богородичен следует петь (см. Типикон, I отдел, глава 2). Уставные руководства и богослужебная практика предлагают несколько вариантов: пение стихиры на стиховне, писанной «И ныне:» с Великой или Малой вечерни (См.: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. М., 1993. С. 25, 26; Устав Арсения Тобольского. М., 2001. Л. 20); богородичен из 1 Приложения Минеи по гласу стихиры храма с надписанием «на стиховне». После стихиры храма могут петься и стихиры Павла Аморейского, писанные в Октоихе на «Господи воззвах»: в этом случае может быть спета последняя из этих стихир на Слава и ныне:. [10] Под фразой «Трисвятое по «Отче наш…» понимается последовательность молитв: Трисвятое («Святый Боже…») (3), Слава и ныне:, «Пресвятая Троице…», «Господи, помилуй» (3), Слава и ныне:, «Отче наш…» [11] Если святой имеет праздничный знак бдения и выше, то «Богородице Дево...» поется дважды, а затем тропарь святого Минеи один раз. [12] По традиции, сложившейся в приходских храмах, преимущественно городских, в большие праздники «Слава в вышних Богу…» (3) и «Господи, устне мои отверзеши…» (2) поет хор (т. н. «Малое Славословие»). [13] Устав о порядке пения тропарей и богородичнов если случится святой в воскресный день содержится в 9 и 52 главах I отдела Типикона и в статье: «Указ о службе всея седмицы» в приложении Октоиха. [14] Устав о чтении кафизм содержится в 17 главе I отдела Типикона. [15] Полиелеем Устав называет: 1) часть утрени, которая начинается пением полиелейных псалмов [16] По сложившейся приходской традиции, выраженной в первую очередь в нотных примерах Полиелея («Хвалите имя Господне»), поются лишь избранные стихи полиелейных псалмов, а именно: Хвалите имя Господне. Хвалите раби Господа. Аллилуия. Благословен Господь от Сиона живый во Иерусалиме. Аллилуия. Исповедайтеся Господеви. Яко благ яко в век милость Его. Аллилуия. Исповедайтеся Богу небесному. Яко благ яко в век милость Его. Аллилуия. [17] Тропари по Непорочным Воскресные находятся в приложении Октоиха, в Ирмологии и в Следованной Псалтири. [18] Степенны антифоны гласа находятся в Октоихе «наряду» и в Ирмологии. [19] «Всякое дыхание...» поется всегда на тот же глас, что и прокимен на утрени. [20] Воскресные утренние Евангелия (всех их 11) находятся в Приложении Октоиха, а также указания о том, в какой период года какое Евангелие читается находится в Приложении Богослужебного Евангелия и в Приложении Октоиха в главе «Столпи евангельстии». [21] Это песнопение находится в службах 1-го и 5-го гласов в Октоихе «наряду» и в Ирмологии. [22] По Уставу здесь поется полностью псалом 50, обычно по стихам на 2 хора. На практике, особенно приходской, псалом 50 поется только в Подготовительные Недели Великого Поста и Великопостные Недели или вообще никогда не поется. [23] Находится в службах 1-го и 5-го гласов Октоиха, в Ирмологии и в гл. 53 I отдела Типикона. [24] Указание о Катавасии может быть в Минеи «наряду». Также указание о Катавасии находится [25] Канон Богородицы на Всенощном бдении в седмичный день берется один из трех: если в Минеи «наряду» перед каноном святого дан канон Богородицы, то в обязательном порядке читается данный канон; если в Минее «наряду» нет канона Богородицы, то берется либо канон Молебный ко Пресвятой Богородице 8-го гласа из Часослова или канон «изрядный» также 8-го гласа из Приложения Октоиха. [26] По 6-й песни кондак читается всегда лишь один, а икос присоединяется к нему подряд, то есть икос никогда не читается «На Славу:». [27] Обычные особенности исполнения 8-й песни канона остаются в силе и для Всенощного бдения (См. схему вседневной утрени). [28] «Свят Господь Бог наш» со стихами содержится также во 2 главе I отдела Типикона. Это песнопение составляет особенность воскресного Всенощного бдения и не поется в воскресный день только если в этот день случится Господский двунадесятый праздник. Кроме этого это песнопение поется в Лазареву и Великую субботы. [29] Воскресные ексапостиларии (числом их всего 11, так же как и воскресных утренних Евангелий) соответствуют по содержанию воскресным утренним Евангелиям и находятся в Приложении Октоиха и в 54 главе I отдела Типикона. [30] Если в службе святого Минеи нет светильна, то читается Ексапостиларий воскресный, затем «Слава и ныне:» Богородичен егоже. [31] На практике пения хвалитных псалмов нет или они поются лишь в некоторых случаях, напр. в воскресные дни Великого Поста. [32] Богородичен воскресный, поемый на «И ныне:» на хвалитех всегда один и тот же: «Преблагословенна еси…» Он находится в Октоихе в службах 1-го и 5-го гласов «наряду», в Часослове, Ирмологии и в 53 главе I отдела Типикона. [33] О количестве стихир «на хвалитех» следует справляться в 48 главе Типикона под соответствующим числом. Могут быть указания об их количестве и в Минее «наряду». [34] Часто в Минее дана стихира «наряду» — в этом случае поется та стихира, которая дана в Минее. [35] В Часослове берется первая, так называемая «воскресная» или «праздничная» редакция Великого славословия. [36] Эти тропари находятся в службах 1-го, 5-го и 2-го, 6-го гласов Октоиха «наряду», в Часослове [37] Эта ектения называется сокращенной так как начинается сразу с 3-его прошения: «Помилуй нас, Боже…», тогда как первые два прошения Сугубой ектении: «Рцем вси…» и «Господи, Вседержителю…» не произносятся. [38] В храмах, где находится архиерейская кафедра, патриаршее или монастырское подворье, в монастырях вместо «Благослови» поется «Святейший (Высокопреосвященнейший, Преосвященнейший) Владыка, благослови». Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.044 сек.) |