|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Культура России второй половины ХIXв., её вклад в мировую культуруXIX в. стал поистине золотым веком культуры в России. Различные факторы содействовали ее расцвету: эк. подъем (особенно после отмены крепостного права в 1861 г.), рост национального самосознания и освободительной борьбы, формировании буржуазии и буржуазной интеллигенции, связи с культурой Запада. Были в России и факторы, тормозившие развитие культуры: крепостное право, которое ограничивало возможности просвещения, и царский абсолютизм, сознательно затруднявший доступ к знаниям простому люду. Просвещение и наука. Царизм был враждебен просвещению. Однако сила эк. развития постоянно расширяла потребности в квалифицированных кадрах для пром-ти, транспорта, здравоохранения, гос. службы. Поэтому самодержавие вынуждено было открывать новые учебные заведения, разрешать издание журналов и открытие научных обществ. Если к началу Х1Х в. Россия имела только одно высшее учебное заведение (Московский университет - с 1755 г.), а в начале 1860-х гг. - 14, то в 1896 г. их стало 63. Книг стало издаваться больше. Общий уровень грамотности населения за вторую половину века вырос более чем в 3 раза. Но просвещение было уделом господствующих классов. Самодержавие стремилось превратить ученых в чиновников. Преследовались многие ученые и были уволены такие, как ботаник К.А. Тимирязев, социолог Ковалевский. Равнодушно царские власти относились к Мичурину и Циолковскому. Царизм не спешил использовать даже сделанное в 1895 г. А.С. Поповым открытие эпохи - радио. В таких условиях естественные науки все-таки развивались. В 1826 г. Н.И. Лобачевский создал неевклидову геометрию. Отец русской физиологии И.М. Сеченов создал учение о рефлексах головного мозга, осуществив тем самым переворот в биологич. науке. Русский химик Д.И. Менделеев в 1869 г. открыл периодический закон хим. элементов (он состоял членом 9-ти академий разных стран, включая США). В 1876 г. Яблочков создал дуговую электрич. лампу ("свеча Яблочкова"), которая освещала улицы крупнейших столиц мира и получила всеобщую известность под названием "русский свет". В 1893 г. Циолковский разработал проект корабля-ракетоплана, положив начало теории реактивного движения. Труды револ. мыслителей (Герцен и Чернышевский, Лавров и Бакунин) преимущ. издавались подпольно и за границей. Н.М. Карамзин к 1826 г. написал "Историю государства Российского" в 12 томах. С.М. Соловьев написал "Историю России с древнейших времен" (до 1775 г.). В.О. Ключевский - "Курс русской истории" в 5 томах (1904-1911 гг.). Литература. Ведущей областью духовной жизни в России 19 в. была литература. Во второй половине столетия российская литература развивалась буквально под шквалом правительственных репрессий. После реформ 60-70-х гг. появились такие произведения, как "Обломов" Гончарова, где разоблачается косность, паразитизм дворянства как господствующего класса дореформенной России, "Идиот" (1868) и "Братья Карамазовы" (1879-80) Достоевского, запечатлевшие процесс разложения того же класса в пореформенную эпоху. Высшим проявлением обличительного начала русской литературы во второй половине 19 в. была сатира М.Е. Салтыкова-Щедрина. Итак, первая из главных проблем рус. лит-ры 2-ой половины 19 в. - это обличение существующего строя. Второй проблемой было отображение жизни народа. Непревзойденным певцом горькой крестьянской доли стал Некрасов ("Кому на Руси жить хорошо"). В романах и повестях Достоевского - "Бедные люди", "Униженные и оскорбленные", "Преступление и наказание" - отображены горести и надежды городской бедноты. Простые люди - главные герои произведений первого по значению классика русской новеллы А.П. Чехова. Он сделал одной из главных тем своего творчества разобщенность интеллигенции и народа. Л. Толстой, написав свой труд "Война и мир", создал собирательный образ народа, всех его слоев и сословий. Все они верили в лучшее будущее. Поэтому они так часто обращались к третьей из своих главных проблем - к изображению положительного героя, человека будущего. Для начала 60-х гг. наибольший успех имел Чернышевский ("Что делать?"). Тургенев - "Отцы и дети". Тончайший психолог и лирик, Тургенев создал галерею пленительных женских образов, кот. благотворно воздействовали на духовное развитие юношества ("Ася", "Первая любовь"). Все классики рус. лит-ры второй половины 19 в. (кроме А. Толстого) представляли реалистическое направление. А. Толстой, Тютчев, Фет продолжали традицию романтизма. Некрасов и Щедрин принадлежали к революционному лагерю, Тургенев и Гончаров были либералами, Достоевский дружил и с петрашевцами и с Победоносцевым, Л. Толстой был бунтарь. Искусство. Рус. искусство переживало процесс становления реализма. Очень трудный был этот процесс в театре - драматическом и музыкальном. Малый театр был одним из главных центров рус. дух. жизни. Особенно с 70-х гг., когда на его сцене стала выступать рус. актриса М.Н. Ермолова. Другой центр театральной культуры в России - петербургский Александринский театр - страдал от чрезмерного внимания царских властей, которое считало его увеселительным местом и навязывал ему соотв. репертуар, но спасали положение известные актеры: Савина, Давыдов, Варламов. Музыкальный театр в еще большей степени находился под опекой царского двора (Мариинский театр и Большой театр). В 1868 г. сложилось содружество 5 выдающихся музыкантов - Балакирева, Мусоргского, Бородина, Римского-Корсакова и Кюи. Основная тема - народ. Другой великий композитор - П.И. Чайковский. Он тяготел к раскрытию природы человеческой личности, а не народной массы. Если рус. балет к концу 19 в. завоевал себе славу лучшего в мире, то опера была заражена преклонением перед итальянскими певцами. В России только складывался фундамент: Петров, Шаляпин, Нежданова. С 20-30-х гг. художники под воздействием общего наступления реализма начали отступать от правил академического классицизма (Брюллов, Венецианов, Айвазовский, Иванов). Образовалось Товарищество передвижных художественных выставок - с целью создавать полезную для народа реалистическую живопись и приобщать к ней народ путем организации передвижных худ. выставок в разных центрах страны. Одной из центральных в творчестве Репина была революционная тема. Итак, рус. живопись 19 в. несла в народ те же, что и литература, идеи гражданского и национального достоинства, свободомыслия, гуманизма.
Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.003 сек.) |