|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
РИТМ, СИНТАКСИС, ИНТОНАЦИЯ
Л.В. Златоустова, Н.В. Лавриченко (Москва) по мне, в стихах все быть должно некстати, Не так, как у людей. А. Ахматова. Из цикла"Тайны ремесла". В настоящей статье речь идет о звучащем силлабо-тоническом стихе. Адекватность понимания художественного текста в значительной мере зависит от эмоциональной мотивированности эстетической речевой деятельности. Авторские личностные смыслы в поэтической речи доступны пониманию, если эстетизированные эмоции фиксированы в тексте. Эстетическую речевую деятельность направляют мотивационные процессы, причем они обеспечивают и возникновение, и возможное Дальнейшее развитие эмоций. Мотивация, отраженная в системе эстетически значимых авторских эмоций, обнаруживается слушающим поэтический текст, так как она зафиксирована в единицах языка и речи. Степень воздействия стихового текста может быть разной в зависимости от личностных качеств исполнителя стихового произведения и слушателя.' Эмоционально семантическое задание стихового текста связано с определенной метрической схемой. Однако ритмические модели фонетических слов в эту схему не "укладываются", поэтому автор осознанно или, в известной степени, неосознанно выбирает лексемы, ритмически приближающиеся к заданному метру. Таким образом, одновременно осуществляется выбор семантически нужной лексемы, представленной той или иной ритмической моделью; последовательность лексем в их ритмическом выражении определяет строение стиховой строки, реализуя заданный стиховой размер. Каждый язык имеет сравнительно небольшой инвентарь ритмических моделей слов. Так,, в русском тексте обнаружено до 32 моделей, однако, частотны из них 12-16 в зависимости от жанра и стиля текста. Экспериментально доказано, что ритмические модели слов составляют некую нейронную систему, единицы которой относительно автономны от словоформ. В русской речи верное опознавание типа ритмической модели составляет 97%.. Ритмическая модель структурирована словесным ударением, которое не обязательно выделено каким-либо параметром; оно организует каждый тип ритмической модели. Общим признаком ритмической модели оказывается Характерная интенсивность начала словак что подтверждено физиологическим экспериментами по изучению движения диафрагмы - в начале слов, всегда отмечен максимальный импульс диафрагмы. Организующая, роль словесного ударения связана (для русской речи) со специфическое для каждого типа модели реализацией редуцированных звуков особенностями заударных и предударных частей слов, геминацней и др. При изучении просодии звучащей речи в явном или неявном виде в ряде концепций игнорируется тот факт, что связная речь продуцируется человеком как состоящая из слов, что слово - центральнаяединица языка и что без его учета не может быть адекватно описана речевая деятельность. В дальнейшем будем называть ритмические модели слов ритми ческими структурами (PC), обозначаемые в цифрах, где в числителе указано количество слогов, а в знаменателе — место ударения в структуре (стол - 1/1, стблик - 2/1, стола - 2/2 и т.д.). Типология PC в стихе связана с метрическим заданием. Достаточно часто в лирических стиховых произведениях количество моделей мало: так, в стихотворениях А. Блока "Снова ближе вечерние тени", "Встану я в утро туманное" - всего семь моделей PC, 100% покрытия текста. "Ярким солнцем, синей далью" - шесть моделей, 100% покрытия текста. У Б. Пастернака "Зимняя ночь" - восемь моделей, 1005 покрытия текста. Близкий результат обнаруживаем в поэмах А.Пушкина,А.Блока,В. Маяковского (табл. 1). Важно отметить следующее: наиболее частотные структуры стихового текста являются таковыми же и в художественной прозе, однако, прозаический текст не обладает четкой ритмической урегулированностью стиха и количественно представлен более широкой системой PC даже в небольших фрагментах текста. Ритмическая единица более крупной размерности - синтагма –в стихе сглаживается, определенным образом подавляется просодическими признаковыми параметрами стиховой строки. Однако внугристроковые синтагмы достаточно частотны в лирических произведение Они синтаксически могут быть представлены разными структурами: Не сердись и прости. / Ты цветешь одиноко, (А. Блок); Не стог ли в тумане? / Кто поймет? (Б. Пастернак); И ночь побеждает, / фигуры сторонятся (Б. Пастернак); Туман снотворен, / ковыль как мед (Б. Пастернак). Трехсинтагменная строка с двумя предложениями:
Никого не ждут. / Но / - наглухо портьеру (Б. Пастернак). Трехсинтагменная строка, состоящая из однородных членов: Колеблет, / относит, / толкает (Б. Пастернак).
Широко используются в рамках строки и другие синтаксические единицы, представляющие синтагму: сравнительные обороты, что типично для лирики Б. Пастернака: Пока в Дарьял, / как к другу, / вхож, Как в ад, / в цейхгауз /ив арсенал, Я жизнь, / как Лермонтова дрожь, Как губы в вермут окунал. Частотно также употребление деепричастий, деепричастных оборотов. Поэтический текст в силу большей емкости, сжатости членится на синтагмы (хотя эти границы часто слабо выражены) не всегда в соответствии с графическими грамматическими указаниями текста. В зависимости от индивидуального восприятия исполнитель стихов может сегментировать строку на синтагмы практически пословно, ибо в стихе лексические единицы, так же, как и синтаксические, приобретают большую емкость. Например, строка: "Пыль сметут движеньем нежным" (Р. Рождественский) в исполнении Ю.Б. Левитана сегментируется на три синтагмы: "Пыль / сметут / движеньем нежным". Авторские чтения А. Ахматовой строки: "Как по земле идет с катомкой лихо..." обнаруживает сегментацию на две синтагмы: "Как по земле / идет с котомкой лихо". Сказанное приводит к необходимости определить синтагму как минимальную и просодически оформленную единицу речевого высказывания. Предлагаемое определение целесообразно и при анализе спонтанной речи, где очень часто сегментация потока речи пословна в силу специфики экстралингвистических условий осуществления коммуникации. В нашей концепции ритмическую организацию синтагмы мы называем ритмической схемой синтагмы (РСС), которая организована последовательностью PC, стиховая же строка обозначается с точки зрения ее ритмической организации как ритмическая схема стиховой строки (РССС). Так, ритмическая схема стиховых строк может быть представлена следующим образом: Мело, мело по всей земле (2/2, 2/2, 2/2, 2/2) Во все пределы (2/2, 3/2) Свеча горела на столе (2/2, 3/2, 3/3) Свеча горела (2/2, 3/2). (Б. Пастернак) Ритм в известной мере можно рассматривать как фактор регуляции I понимания смыслов, "одновременно ритм есть средство эмоционального вхождения в континуальную концептуальную систему реципиента" [4]. Ритмическая схема стиховой строки является "каркасом", несущим мелодику строки и в значительной мере ее определяющим. Каждая строка начинается подъемом мелодики на первом ударном слоге, что наблюдается в силлабо-тоническом стихе (за редким исключением). Частотный диапазон подъема невелик - для мужских голосов типа низкий баритон он составляет в среднем от 127 до 183 Гц2 (5 дикторов,| 500 строк текста); если в данной строке нет фразовых выделительных | акцентов, то значение мелодической вершины первого ударного будет максимальным в стиховой строке. Включение фразового выделительного акцента сокращает интервал повышения мелодики в начале строки, а максимум значения! отмечает ударный (часто и заударный) гласный слова, выделенного! ударением. Сокращение интервала наблюдается и в случаях тесной синтаксической связи рассматриваемой строки с предшествующей, особенно ярко этот эффект проявляется при стиховых переносах. Мелодическое завершение строки в нашем материале зависело от ряда причин как лингвистического, так и экстралингвистического характера. В авторском чтении А. Ахматовой стихов из цикла "Тайны ремесла" строка оканчивается либо мелодикой слабо выраженной незавершенности, либо слабо выраженной мелодикой перечисления. Мелодика перечисления обычно характеризует более тесные семантико-синтаксические связи с последующей строкой, мелодикой незавершенности л
отмечены строки с меньшей семантико-синтаксической связью. Пунктационно такая строка часто обозначается точкой. Например: "И легких рифм сигнальные звоночки" (мелодика перечисления) (рис. 1); "Встает один, все победивший звук" (мелодика слабо Сраженной незавершенности) (рис. 2); "Как по земле идет с котомкой лихо..." (мелодика слабой завершенности, отмеченная характерным для Не случайно вводится понятие слабое перечисление, слабое завершение, слабо выраженная незавершенность. Постоянное повышение мелодики на первом ударном слоге строки и более узкий ее диапазон изменения в конце строки составляет один из признаков связи строк по вертикали. Однотипность ритмо-мелодического оформления стиховой строки тесно связана с рядом особенностей синтаксического строения стихотворения. Одна из ведущих черт - это высокая предикативность лирического текста, где часто заглавие выступает в функции темы, а содержание всего произведения является ремой. Такое "устройство" текста способствует связности эмоционального представления смыслов, его семантической целостности, "уплотнению" и напряженности; заглавие задает тему произведения, а содержание выступает в качестве "единого сложного предиката" [3]. Так, у А. Ахматовой: Про стихи Это - выжимки бессонниц, Это - теплый подоконник Это - свеч кривых нагар, Под черниговской луной, Это - сотен белых звонниц Это - пчелы, это - донник, Первый утренний удар... Это - пыль, и мрак, и зной. Специфика ритмо-мелодического строения стиховых строк, повторяемость их моделей, связность проявляется и в тех случаях, где на отдельных участках текста возможно темо-рематическое членение, но оно занимает подчиненное положение и в значительной мере подавляется целостным семантико-синтаксическим строением стихотворения, которое в свою очередь определяет просодическую (и сегментную) инструментовку текста. Например, у А. Ахматовой: Наше священное ремесло Но еще ни одни не сказал поэт, Существует тысячи лет... Что мудрости нет и старости нет. Все сказанное создает и эффект "тесноты стихового ряда" [5; 1]. Следующий признаковый параметр просодии оформления стиховой строки - паузация (табл. 3). На границах строк среднее значение пауз боьше по сравнению с паузами, сегментирующими стиховую строку на синтагмы. Приведенная таблица требует комментариев Хотя средние значения в известной мере показательны, но имеется большой разброс, обусловленный не только дикторскими предпочтениями, но и структурой текста.
Максимальные значения внутристиховых пауз показывают границы предложений, чаще не нейтрального типа - восклицательные, вопросительные, сопровождающиеся реализацией фразовых выделительных) акцентов эмоционального типа: Милый друг! / Ты юною душою (А. Блок); Было ли это? / Какой это стиль (Б. Пастернак). Длительная пауза возможна при опущенных предикативных члена* предложения:
Ах. как скучает по пахоте плуг, Пашня — / по плугу. Море - / по Бугу, по северу - / юг. Все - / друг по другу! (Б. Пастернак)
Особый тип паузы - звучащая, которая представляет собой увеличение по длительности последнего звука строки; обычно она связана со стиховым переносом, хотя при стиховом переносе возможна i полная пауза. Но по времени она не велика - в пределах 100—180 мс; (у группы дикторов, чье чтение подверглось инструментальному анализу). Следующая особенность, типизирующая стиховой текст - это общее увеличение среднезвуковой длительности.
Учитывая тематику стиховых произведений, были созданы экспери-1 ментальные прозаические тексты. Оба типа текстов, записанные на магнитную ленту от одних и тех же дикторов, подвергнуты далее! акустическому анализу (сонаграфическому), который показал, что! среднезвуковое время чтения стихов значительно больше, — по группе дикторов из пяти человек стиховой текст имеет среднезвуковое время! 132 мс, а прозы - 70 мс. В авторском чтении А. Ахматовой значении средне звукового времени еще выше - 168 мс, при возможном максИмально времени неконечного в слове ударного звука 480 мс, причем увеличение звуков стихового текста касается прежде всего длительости ударных гласных. Таким образом, чтение А. Ахматовой еШе более вокализировано по сравнению с дикторами непрофессионалам))' Вокализованное исполнение А. Ахматовой поддерживается частотноостью использования выделительных фразовых акцентов типа эмоционально-поэтического, которые существенно отличаются от системы выделительных акцентов нехудожественных текстов, особенно типа деловой, научной прозы, где превалируют акценты, отражают значения объективной (логический акцент) и субъективной модаЛьности. В отличие от прозы выделительные акценты поэтического текста всегда характеризуются увеличенной длительностью, повышением ферментных значений спектра звуков, находящихся под фразовым акцентом, увеличением суммарной энергии выделенных звуков. Интонация и просодия. В науке о звучащей речи интонация приобрела целый ряд различных трактовок. Один из подходов к решению проблемы связан с выявлением взаимоотношений интонации и просодии. Мы полагаем, что просодия шире интонации, она обладает единицами ритма разной размерности, системой акцентов, включает правила текстовой просодической организации. Вместе с тем интонация выполняет важное лингвистическое значение. Она, опираясь на единицы просодии, структурированные просодическими признаковыми параметрами - мелодикой, длительностью, темпоральными перепадами, интенсивностью, паузацией, реализует свои функции, а именно: функции выражения основных смысловых отношений, функции объединения, членения фрагментов текста, представленных единицами просодии, функции выражения модальных отношений выражения эмоций. Таким образом, семантика, грамматика, интонация определяют выбор моделей просодических единиц: синтагм, фраз, фоноабзацев. Любая фоностилистическая разновидность речи может быть описана имеющимися в арсенале данного языка просодическими моделями синтагм, но их количественное распределение, объем инвентаря, характер модификаций различны. Для прозаической художественной речи характерно наибольшее употребление моделей, это: повествование со значением полной [завершенности; повествование с неполной завершенностью; повество-вание, незавершенное в двух основных вариантах — с повышением мелодики на последнем ударном гласном (наиболее типичное) и [понижением на ударном гласном, завершающим синтагму с восходящим движением заударной части. Данная модель несет значение субъективной модальности типа утверждение; это же модель характеризует первую синтагму стыка сложносочиненных предложений; модель вводности, реализуемая более низкой и выровненной мелодикой; модель побудительной синтагмы, где мелодика достаточно выровнена, начало ее более высоко, чем в повествовании, последний ударный слог имеет максимальное мелодическое значение в синтагме; вопросительная синтагма с вопросительным еловом, оно может быть как в начале синтагмы, так и в конце се; вопросительная синтагма типа общий вопрос с выделительным акцентом, локализация которого возможна на любом слове синтагмы; переспроса, отмеченная максимумом значения мелодики на последнем Ударном слоге синтагмы; модель перечисления, где всегда ударный слог имеет максимальное значение мелодики, а заударная часть понижается; Модель восклицательных синтагм связана с повышением мелодики на главноударной РС синтагмы, возможно ее повышение и на последовательности РС. Следует учесть, что каждая модель имеет модификации в зависимости от ритмического строения. Другим существенным фактором моДификации просодии синтагмы является участие в ее формировании фразовых выделительных акцентов. Для синтагм с вопросительным значением фразовый выделител ный акцент обязателен. Нейтральное повествование может быть организовано только синтагматическим акцентом, структурирующим просодически синтагму в целом, но чаще синтагматическое ударение и фразовые выделительные акценты взаимодействуют. Их типы определяются семантическим заданиями текста, его жанром, фоностилическим типом, а также субъективным отношением к продуцируемой звучащей речи чтецом, в том числе эмоциональным состоянием исполнителя., ' 1 Просодия силлабо-тонического стиха использует значительно Meньшее количество моделей по сравнению с прозой, и, что очень важна степень выраженности основного признакового параметра - мелодики используется менее контрастивно. Это, как уже было сказано, слабая незавершенность, слабо выраженная модель перечисления, слаб; выраженное завершение в конце стиховой строки и систематической повышение мелодики на ее первом ударном гласном. Распределение интенсивности также отличается от прозаическом оформления синтагмы, где в типе модели завершенность крива) интенсивности резко понижается, это имеет место и в моделях вопрос» с вопросительным словом, стиховая же строка обычно сохраняв практически исходный уровень, что связано с механизмами "настройка артикуляционной базы на чтение стихов. Опыты показывают, что чтец-непрофессионал осуществляет эту "настройку" неосознанно; эффект ее диктует не только выравнивание огибающей интенсивности но и более яркие характеристики спектров звуков, увеличение; среднезвукового времени, усиление формантных полос и повышена средних значений формант. Сказанное поддерживают строки А. Ахматовой, помещенные в эпиграфе. Действительно, сфера просодии - основа инструментовки стиха, задание выстроить стиховую строку, создать ее ритмо-мелодическум рамку, использовать систему фразовых акцентов, характерных для стиха, - логико-эмоциональное, эмоционально-поэтическое, синтагматическое, структурирующее синтагмы стиховой строки; регламинтировать паузы межстиховые и внутристиховые; установить правила концепции более коротких строк стихового произведения увеличением длины пауз, просодически оформить стихотворение в целом. Стих, в отличие от прозы, в большей степени использует следующие функции интонации, выраженные в просодии: функцию членений текста,выражение эмоций, субъективной модальности, функцию объединения произведения в единое целое. Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.009 сек.) |