|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Теоретическая философия. Раздел 1. Онтология. ЗаочникамОнтология – раздел философии, рассматривающий бытие, существование Онтология как учение о бытии зарождается в философии Парменида – представителя античной философии, впервые поставившего вопрос о бытии и небытии. Бытие в философии получило двоякое трактование. 1. Бытие, чистое бытие – понятие метафизики Парменида, означающее идеальную абсолютную реальность, бытие= то, что существует подлинно. Окружающая нас, ощущаемая реальность, с точки зрения метафизики Парменида, есть небытие, потому что в ней все изменяется. Парменид говорит: «То, что существует, существует. То, что не существует, не существует. Значит, изменений не существует поскольку изменения означают, что что-то существовало, а потом перестало существовать, но то, что не существует., не существует. Значит, то, что существует, должно быть неизменным. Это и есть чистое бытие. Его можно постичь только умом. бытие – вечное, единое, неподвижное, сфероподобное начало. Бытие, по Пармениду, не возникает и не исчезает, что оно неделимо, целокупно. А чувственно воспринимаемая, изменяющаяся реальность есть небытие. Парменид считается основателем метафизики. Метафизика1 (как онтологическое воззрение)– учение о сверхприродной или сверхчувственной реальности (о чистом бытии, Боге, Абсолюте и т.д.). Диалектико-материалистическая онтология отказывается от понятия «чистое бытие», или «бытие вообще», – абстракции, которая является предметом рассмотрения в метафизических концепциях и объективном идеализме. Материализм признает материальное и духовное, объективное и субъективное бытие, понимая второе как отражение первого. Отсюда следует, что понятие «бытие» в конечном счете означает бытие материи, а оно всегда конкретно, обладает атрибутами движения, пространства и времени. Существует не бытие как таковое, а бытие чего-либо – природы, культуры, человека, общества. Поэтому возникает второе понятие «бытие». 2. Бытие (определение диалектического материализма) - существование само по себе; категория, обозначающая реальность, существующую объективно, вне и независимо от сознания человека. Философское понимание бытия и его соотношения с сознанием определяет решение основного вопроса философии «Что первично материя или сознание?». С точки зрения основного вопроса философии, онтологии делятся на три вида: идеализм, материализм и холизм. При этом идеализм делится на объективный и субъективный. I. Идеализм – направление в философии, исходящее из первичности духовного, мыслительного, психического и вторичности материального, природного, физического бытия. Основными формами идеализма являются объективный идеализм (за первооснову сущего принимается безличный универсальный дух, Бог) и субъективный идеализм (реальность – плод духовного творчества индивида). 1.1. Объективный идеализм высшим родом бытия признает духовную реальность. Основатель – Платон. Яркий представитель – Гегель. 1.2. Субъективный идеализм, солипсизм – представление о том, что мир существует только в сознании одного воспринимающего субъекта. Солипсизм чреват опасностью суждения, что вещи, возникшие благодаря восприятию, с исчезновением воспринимающего субъекта и прекращением восприятия также исчезают. Представители: Фихте. II. Материализм исходит из понимания материи как единственно существующей субстанции. Материя («материя» с греч. - дерево, строевой лес, из которого древние греки мастерили свои корабли) (определение, принятое в диалектическом материализме) – объективная реальность, существующая вне и независимо от человеческого сознания и отражаемая им. Субстанция – первооснова, первопричина и носитель всего существующего. Материя как субстанция (согласно материализму) несотворима, неуничтожима, она вечна и бесконечна. И деальное материализм рассматривает как субъективный образ объективной реальности. III. Холизм – воззрение, согласно которому материальное и идеальное являются двумя сторонами одной реальности. Близок пантеизму. Пантеизм – Бог и природа одно и то же; все есть воплощение Бога или божественной реальности (Спиноза, буддизм, даосизм, индуизм). По количеству субстанций онтологии делятся на: монизм, дуализм, плюрализм. 1. Монизм – фил.уч.-е, объясняющее существование всего, что есть в мире, как следствие видоизменений первоначальн. субстанции (например, материальной или идеальной субстанции, или материально-идеальной субстанции). Спиноза. 2. Дуализм – фил. уч.-е, признающее в основе мира наличие двух независимых и равноправных начал, субстанций: материальной и идеальной. Декарт. 3. Плюрализм – фил. напр.-е, утверждающее, что мир состоит из множества независимых и несводимых друг к другу субстанций В рамках китайской философии существует представление о том, что мир возник в результате взаимодействия пяти первоначал (У-син), такая позиция относится к плюрализму. Лейбниц говорил о монадах – множестве духовных субстанций. По отношению к вопросу о Боге различают: Атеизм – точка зрения, что Бога нет. Теизм – Бог находится вне человека и мира, но постоянно в нем участвует. Средневековье. Деизм – Бог сотворил мир, но больше в нем не участвует – Новое время и Просвещение. Пантеизм – (пан=все, теос=Бог) Бог=природа О развитии В истории философии и науки есть 2 представления о развитии мира: 1. Мир не развивается – он был создан Богом примерно таким, как он сейчас выглядит. Такое представление о мире как неразвивающемся называется м етафизикческим 2 (во втором понимании, как модель развития). Метафизика считает развитие циклическим, повторяющимся процессом. Физик Исаак Ньютон был метафизиком. Он считал, что Бог сотворил мир как механизм и совершил божественный первотолчок, после которого весь мир пришел в движение как часовой механизм. 2. Диалектика появилась как оппозиция метафизике 2. В диалектическом взгляде на мир мир развивается от простого к сложному. Диалектика – учение о развитии через единство и борьбу противоположностей. Развитие – это закономерное, направленное качественное изменение материальных и идеальных объектов. С позиций диалектического материализма источником движения и развития является противоречие. Согласно гипотезе Большого взрыва весь мир возник примерно 13,5 млрд лет назад из некой сингулярной точки размером 10-33 см. Основными концепциями происхождения жизни на Земле являются: 2) абиогенез (жизнь возникла в результате биохимической эволюции из неорганической материи при особых условиях ранней Земли); 3) стационарного состояния (жизнь на Земле всегда существовала); 4) креационизм (Бог сотворил жизнь). Эволюция – процесс развития, обусловленный определенными детерминирующими факторами и подчиняющийся определенным законам Система - совокупность элементов, находящихся в отношениях и связях между собой и образующих целостность. Интегральное свойство системы – свойство, которое есть у системы в целом, но нет у частей этой системы. Например, у молекулы воды возникает интегральное свойство воды, которого нет у водорода и кислорода по отдельности. Синергетика – междисциплинарное направление, изучающее процесс эволюции и самоорганизации сложных систем. В создании этого научного направления внесли вклад И. Пригожин, Г. Хакен и др. Первоначально оно решало проблемы точных и естественных наук, используя их методологический аппарат. Но впоследствии синергетика стала претендовать на решение проблем социальных и гуманитарных наук, по-прежнему используя методологию естественных наук, что вызывает в научном мире серьезные возражения. Детерминизм – учение о естественной (материальной) причинной обусловленности всех явлений объективного мира Индетерминизм – позиция, согласно которой отрицается всеобщий характер причинности. В крайней форме индетерминизм отрицает причинность вообще. Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.004 сек.) |