АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Арт-методи у сімейному консультуванні та психотерапії

Читайте также:
  1. Техніка роджеріанської психотерапії.
  2. Феноменологічний підхід в психотерапії.

1.Завдання артотерапії у сімейному консультуванні та психотерапії.

2. Рисунки в індивідуальному та сімейному консультуванні та психотерапії дорослих членів сім’ї.

3.Серії рисунків та оповідань у дитячо-батьківських консультаціях та терапії.

 

1. Арттерапиябуквально означает «терапия искусством» или, в более свободной интерпретации, терапия, основанная на лечебном влиянии общения с творчеством. Творческое переживание долж­но способствовать притоку эмоциональности и стать первой ступенью психотера­пии. В настоящее время чаще говорят о терапии искусством и творческим само­выражением.

Эффективность применения искусства в контексте лечения основана на том, что оно дает возможность экспериментировать с эмоциями и чувствами, исследо­вать их и выражать на символическом уровне. Преимуще­ственное использование при этом «языка» визуальной и пластической экспрес­сии позволяет сделать зримыми и доступными для понимания даже те стороны внутреннего мира человека, которые не всегда можно описать словами.

Как подчеркивает Г. С. Абрамова, многие клиенты не делают ничего из того, что было намечено в процессе психологического кон­сультирования и психотерапии. Однако не это определяет эффект взаимодей­ствия. Главный показатель успешности работы — это те изменения состояния клиента, которые он переживает в процессе оказания ему психологической помо­щи. Умение выделить эти изменения и сделать их доступными для клиента - основное правило специалиста. С этой целью мы нередко используем в семейном консультировании методы арттерапии, в первую очередь, рисование и сочиненно рассказов по рисункам.

Использование арт-методов, помогает ре­шить следующие задачи:

· Предоставить материал для интерпретаций и диагностических заключений Продукты художественного творчества относительно долговечны, и клиент не может отрицать факт их существования. Содержание и стиль выполненных работ дают психотерапевту большую информацию о клиенте, который и сам может по­мочь в интерпретации своих произведений.

· Облегчить клиенту процесс понимания и осознания своих эмоциональных реакций — конкретных проявлений скрытых проблем и тем самым ускорить про­гресс психотерапии. Неосознаваемые внутренние конфликты и переживания час­то бывает легче выразить с помощью зрительных образов, чем высказать их в пси­хотерапевтической беседе. Невербальное поведение, как правило, ускользает от цензуры сознания.

· Дать социально приемлемый выход эмоциям гнева, страдания, страха и дру­гим негативным чувствам. Изобразительное и литературное творчество, как и дру­гие виды подобного самовыражения, — относительно безопасные способы разряд­ки напряжения.

· Предоставить возможность работать с мыслями и чувствами, которые кажут­ся непреодолимыми. Иногда невербальное средство является единственным ин­струментом, не только вскрывающим и проясняющим интенсивные убеждения и страсти, но также постепенно освобождающим от них.

· Наладить отношения между специалистом и клиентом, между клиентами в группе. Совместное участие в художественной деятельности помогает сделать коммуникацию более успешной, способствует созданию отношений симпатии и взаимного принятия.

В настоящее время арттерапия показа­ла свою эффективность в самых разных областях — у пациентов с невротическими нарушениями, в психиатрических и психосоматических клиниках, у детей и под­ростков с трудностями в обучении и социальной адаптации, в гериатрических группах и в хосписах, у правонарушителей, проходящих реабилитацию. Изобразительные техники применяются также для исследования внутрисемейных проблем, когда родственникам предлагают совместно работать над художественными проектами или выразить свои представления о состоянии дел в семье.

Исторически сложилось так, что рисованию и другим видам изобразительного искусства отдавалось предпочтение при работе с детьми и подростками, с тяжелыми больными, то есть в случаях, когда возможности вербального взаимодей­ствия между терапевтом и клиентом оказывались ограниченными. Создание ху­дожественных образов способствует улучшению коммуникативных способностей личности, поскольку является идеальным посредником, преодолевающим прегра­ды, создаваемые с помощью языка, национальных традиций, возрастных и физи­ческих ограничений.

Первоначально необходимость использования рисования обосновывалась представлениями психоанализа, согласно которым любой конечный продукт твор­чества пациента расценивался как индикатор бессознательных процессов его пси­хики (страхов, конфликтов, фантазий, воспоминаний детства). Наглядный худо­жественный образ возникал в искусственно созданном терапевтическом простран­стве. Рождение картины, ее форма и структура являлись проекциями внутреннего мира клиента. Как и во сне, в рисовании осуществляется смещение и сгущение образов. Это снимает барьер цензуры «Сверх-Я» и посредством творчества откры­вает путь к выражению бессознательных идей в символической форме. В резуль­тате этот мир вначале становился видимым, а затем, с помощью интерпретации, доступным для осознания. Тем самым изобразительное творчество выступало как процесс психической структуризации и самоорганизации, который помогал кли­енту в восстановлении его расстроенной или разрушенной личности.

Большое влияние на становление арттерапии оказала гуманистическая психо­логия, согласно которой создание художественных произведений стимулирует активность, экспериментирование и рост личности, раскрывает ее перспективы. Главным при этом считался внутренний поиск способа самовыражения, а не ак­цент на проблемах, которые надо актуализировать и разрешить.

Включение рисунков в семейное консультирование и психотерапию дало воз­можность специалистам получать важную диагностическую информацию о связях между членами семьи, их статусе, ролях, способах коммуникации. Это предо­ставило условия для определения целей и мишеней психологического воздей­ствия, оценки динамики семьи. Индивидуальное и совместное рисование позволя­ло родственникам без страха проявлять свои чувства, оказывало терапевтический эффект и укрепляло семейные отношения.

Используя арт-методы, специалист опосредует процесс исследования клиен­том собственных способов решения конфликтов. Рисунок подчас настолько обра­зен, что это облегчает взгляд внутрь себя. Особенно это помогает в работе с людь­ми вербально ограниченными, полными злости или сопротивляющимися, им лег­че выразить себя с помощью искусства. Очень важно выслушать рассказ клиента о том, что он нарисовал. Обычно это становится мотивом для дискуссии и побуж­дает к разговору о проблеме. Рисунки неоценимы в интерпретации, так как они «объектны», постоянны и им не так легко перечить. В ряде случаев полезным яв­ляется сравнение с более ранними продуктами творчества для оценки динами­ки взаимодействия и изменения.

2,3 В индивидуальной работе со взрослым клиентом обычно используются следующие темы для рисования: «Автопортрет», «Моя семья» «Мое приятное воспоминание», «Мое неприятное воспоминание» и другие, а так­же рисунки по типу: «Перед, во время, после» или «Прошлое, настоящее, буду­щее».

Картины, отражающие динамику жизненного контекста, клиенты созда­ют либо на отдельных бланках, либо па одном и том же горизонтально располо­женном листе бумаги альбомного формата, разделенном вертикальной чертой на две части. Темы формулируются, исходя из конкретного жизненного контекста. Например: «Я в детстве — я сейчас», «Я до замужества — я после замужества», «Я должна — я хочу», «Я до начала работы с психологом *- я сейчас...», «Мое отно­шение... тогда —...сейчас».

В работе со взрослыми клиентами основным методом сбора информации о се­мейном контексте выступает беседа, тема которой определяется жизненной ситу­ацией (заказом клиента). Главным в беседе является восстановление контекста, выявление отношения клиента к нему и определение роли клиента в сложивших­ся обстоятельствах. Беседа имеет не только диагностическую ценность, но также предполагает оказание психологического воздействия на заказчика с помощью вопросов и специальных заданий.

В тех случаях, когда проблема семьи связана с ребенком и на прием приходят Дети и их родители, перед специалистом встает задача изучения ситуации (заказа) Не только с точки зрения взрослых, но также с позиции ребенка. Нередко это необ­ходимо для того, чтобы, охарактеризовав ребенка как личность, имеющую про­блему, воздействовать затем не на него, а на окружающую среду, в первую очередь На родительскую реакцию, и, изменяя эту реакцию, модифицировать поведение ребенка. Врач и психолог в этом случае исполняют просветительскую роль. В. И. Гарбузов подчеркивает, что влияние родителей на ребенка огромно, поэтому один из путей воздействия на него — через старших. Специалист как бы представ­ляет ребенка его собственным родителям, знакомит их с ним. Он так формулирует вопросы в процессе интервью с маленьким клиентом, чтобы в ответах его личностные особенности, переживания, представления выглядели для близких ново а сам он предстал перед ними в выгодном свете. Можно сказать, что специалист стремится к реабилитации ребенка в глазах родителей, к принятию его ими таким каков он есть.

В процессе консультирования и психотерапии психолог контактирует с роди­телями несколько раз: в ходе краткой первичной беседы при записи, при обстоя­тельной беседе по поводу истории развития ребенка, в процессе рассказа о результатах обследования и, наконец, при подведении итогов психотерапии. Каждая из этих встреч имеет как общие, так и специфические задачи и особенности проведе­ния.

Например, беседа психолога с родителями по результатам обследования пре­следует несколько целей: 1) подробное обсуждение общего состояния психиче­ского развития ребенка, а также характера, степени, причин выявленных трудно­стей, условия вариативного прогноза; 2) совместную разработку системы кон­кретных мер помощи, обоснование необходимости специальной коррекционной программы и (или) психотерапии; 3) обсуждение проблем родителей, их отноше­ния к трудностям ребенка; 4) планирование последующих встреч.

При взаимодействии психолога и психотерапевта с детьми применение беседы возможно. Однако этот метод не всегда адекватен уровню психического развития ребенка и его личностным ресурсам.

метод серийных рисунков и рассказов Чем обусловлена адекватность использования этого метода?

Как подчеркивает Р. Арнхейм, произведение изобразительного искусства яв­ляется не просто «иллюстрацией» к мыслям автора, а конечным продуктом этого мышления. Поэтому детские рисунки выступают как способы реализации детского знания, смягчения затруднений в понимании понятий, упорядочивания представлений об окружающем мире, как средство самомоделирования и само­осознания в нем — аналогично тому, как это происходит в игре.

Преимущество рисования заключаются в том, что оно требует симультанного, согласованного участия многих компонентов психических процессов и потому в детстве экономичнее и эффективнее других видов деятельности. Использование моделей объектов в виде схематизированных образов представлений существен­но оптимизирует развитие и обучение как здоровых детей, так и детей с интеллек­туальным недоразвитием, являясь необходимой предпосылкой формирования абстрактного (понятийного) мышления.

Изотерапия всегда обращается к чувствам, запечатленным в образах, поэтому рисование позволяет выражать, отреагировать и осознавать различные инстинк­тивные импульсы и эмоциональные состояния. Рисунок способствует преодоле­нию вытеснения, прорыву содержания подавленных комплексов и сопутству­ющих им отрицательных эмоций в сознание. Это особенно важно для детей, которые не умеют или не могут выговориться, тем более что нарисовать фантазии легче, чем о них рассказать. Фантазии, будучи изображенными на бумаге, ускоря­ют и облегчают вербализацию переживаний. Один из специфических вариантов арттерапии — зарисовки сновидений и возникающих во сне чувств.

Переходя от рисования к обучению детей другим формам отражения действи­тельности (письму, рассказу, лепке, строительству из песка), можно целенаправ­ленно корректировать подсознательные очаги их напряженности. Основным механизмом коррекции во всех слу­чаях выступает сублимация, которая опредмечивает аффекты в продуктах твор­ческой деятельности. Психолог использует полученную из анализа этих продук­тов информацию, а также свои знания и опыт, чтобы помочь ребенку как можно точнее выразить в них свое эмоциональное состояние.

Помимо сублимационной, выделяют также проективную изотерапию. Специ­фика такого рисования заключается в том, что ребенку намеренно предлагают сюжет проективного характера, а потом обсуждают изображения и интерпретиру­ют их. Важным требованием к содержанию рисунка является его потенциальная способность к катализу последующей беседы. Более благодарным предстает выд­вижение тем, связанных с анамнестическими моментами. Длительная работа над заданной темой требует концентрации на проблеме, следствием чего может быть ее более ясное понимание («кристаллиза­ция проблемы»), большая возможность рассмотрения со стороны, для формули­рования, отчуждения и отреагирования. Если отреагирование не оказалось доста­точным, терапевтический эффект усиливается в беседе по рисунку, поскольку пациент вынужден еще раз «окунуться в проблему». Таким образом, рисунок и его обсуждение выступают как средства развития чувства идентичности ребенка, помогают ему узнать себя и свои возможности.

Дети часто и легко изображают себя в рисунках, уделяя себе, как и в играх, большое внимание. Их эмоциональные установки сказываются на темах рисова­ния. Положительный результат изотерапии мо­жет иметь место даже при непосредственном изображении конфликта — разре­шая его магически, как в детской игре. Поскольку дети чувствуют и понимают больше, чем способны выразить словами (особенно в конфликтных ситуациях, где происходит накопление переживаний и эмоциональный «тормоз»), рисунок дает ребенку возможность преодолеть психологический барьер неуверенности и разоб­раться в себе. Практически любой детский рисунок — это особый материал, который помимо художественно-творческого начала имеет важ­ный коммуникативный смысл и, благодаря легко проявляющейся проекции, отсутствию обдумывания, «цензуры», содержит обильную и доступную инфор­мацию об авторе.

Изотерапия достигает статуса продуктивной формы коррекции в 6-10 лет, так как в этом возрасте дети способны использовать художественные материалы для символической экспрессии и коммуникации. В отличие от игры, участие взросло­го в творческой деятельности ребенка с возрастом приобретает все большую цен­ность. Однако рисование к подростковому возрасту в основном исчерпывает свое биологическое значение и его адаптивная роль снижается. Его становится недостаточно, чтобы обеспечить оптимальный режим работы психи­ки, начинающей функционировать на более высоком уровне абстракции. Цент­ральное место занимает слово, позволяющее легче передавать сложные внутрен­ние отношения, движения, события. Тогда одной из рас­пространенных психодиагностических и коррекционных процедур становится использование рассказов. Это может быть сочинение историй, чтение и обсужде­ние литературных произведений, завершение незаконченных предложений, напи­сание рассказов, стихов, сказок, серийные сочинения. Таким образом, следующий этап творческого самовыражения, наступающий в юности, больше связан с речью (поэзия, литература).

В процессе консультирования предлагается ребенку создать серию рисунков на заданные психологом темы. Цель такой работы — воплощение проблем и переживаний детей, составление в диалоге с психологом устных или письменных рассказов об их содержании и в результате, посредством визуализации и вербализации, — осознание этих проблем. Все темы для рисова­ния являются эмоционально насыщенными и обычно сформулированы от перво­го лица. Примерный перечень: «Автопортрет», «Моя семья», «Я в классе», «Я и мои друзья», «То, о чем я мечтаю», «Если бы у меня была волшебная палоч­ка...», «Я переживаю», «Я боюсь», «Я об этом не хочу вспоминать», «Сон, который меня взволновал», «Я ужасно разозлился», «Я такой довольный, я такой счастли­вый», «Я взрослый и работаю на своей работе». Список тем варьируется с уче­том анамнеза, индивидуально-психологических особенностей ребенка и выявляе­мой в процессе непосредственного обследования в ситуации «здесь и теперь» значимой проблематики. После того как ребенок создаст рисунок на первую за­данную тему, консультант с помощью уточняющих вопросов побуждает его со­ставить рассказ по рисунку. Он спрашивает: «Что тут, на рисунке, происходит?», «Какое у тебя (у этого человека) здесь настроение?», «О чем ты (этот человек) думаешь?», «Что ты (этот человек) чувствуешь?» и пр. Затем записывает все от­веты ребенка, выделяя ключевые слова, предлагает ему следующий лист бумаги и формулирует новую тему для рисования.

Важнейшим принципом взаимодействия психолога с детьми в процессе серий­ного рисования выступает безусловное одобрение и принятие всех продуктов их творческой деятельности, независимо от содержания, формы и качества. Получая положительное подкрепление от психолога, дети достаточно быстро втягиваются в работу, начинают рисовать уверенно и сами дают устные или письменные комментарии к рисункам. Таким образом создаются условия для снятия внешних со­циальных преград на пути развертывания интрапсихических конфликтов, что яв­ляется важнейшей целью психодинамического подхода к коррекции личности ре­бенка. Воплощение в рисунках трудных жизненных ситуаций и переживаний и составление рассказов об их содержании в диалоге психолога с ребенком позволя­ет детям посредством визуализации не только описать словами и осознать свои проблемы, но также разделить их с другим человеком. Ребенок переносит на бу­магу свое беспокойство и напряжение, учится словами дифференцировать и обоб­щать переживания, рассказывать собеседнику о том значимом, что происходит в его внутреннем мире. Такая работа не только способствует развитию детского самосознания, но также содержит в себе терапевтический эффект, помогая отреа­гировать внутренние конфликты и принять факт нормализации своего состояния.

В беседе по результатам исследования специалист знакомит родителей с ри­сунками, созданными ребенком в процессе взаимодействия с психологом, и сте­нограммой их диалогов. Документальный материал, передаваемый психологом родителям, совместное обсуждение полученных данных заставляют членов семьи задуматься о необходимости изменения ролевого взаимодействия, поиска лично­стных и средовых ресурсов и наметить наиболее адекватные способы разрешения ситуации. Очень важно, если в итоге родители также осознают свои собственные проблемы и отношение к трудностям ребенка.

 


Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.005 сек.)