АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

на тему «Зороастризм»

Читайте также:

    Кафедра философии и религиоведения

     

    Реферат

    По дисциплине «Религиоведение»

    на тему «Зороастризм»

     

    Выполнила:

    ст. гр. ЭЭА-112

    Столярчук А. А.

    Проверила:

    к.ф.н., доц. Ф. и Р.

    Арсенина О. В.

     

     

    Владимир 2012


    Содержание:

    Введение 3-4

    Глава I Основы вероучения зороастризма: 5-17

    1.1 Структура вероучения 5-10

    1.2 Заратустра. Ахура Мазда 11-15

    1.3 Авеста 16-17

    Глава II Религиозные течения в зороастризме: 18-23

    2.1 Основные религиозные течения 18-19

    2.2 Прозелитизм 20-23

    Заключение 24-25

    Список используемой литературы 26

     

     


     

    Введение

    Зороастри́зм, также маздаи́зм (авест. «Благая вера почитания Мудрого», перс. «Благая Вера») — одна из древнейших религий, берущая начало в откровении пророка Спитамы Заратуштры, полученном им от Бога — Ахура Мазды. В основе учения Заратуштры — свободный нравственный выбор человеком благих мыслей, благих слов и благих деяний. В древности и в раннем средневековье зороастризм был распространен преимущественно на территории Большого Ирана. К настоящему времени зороастризм в основном вытеснен исламом, небольшие общины сохранились в Иране и Индии, есть последователи в западных странах и странах бывшего СССР.

    Зороастризм — термин европейской науки, происходящий от греческого произношения имени основателя религии. Другое её европейское название маздеизм, происходящее от имени Бога в зороастризме, в настоящее время воспринимается в целом как устаревшее, хотя оно ближе к главному самоназванию зороастрийской религии — «Почитание Мазды». Другое самоназвание зороастризма — «Благая Вера», точнее «Благое Ви́дение», «Благое Мировоззрение», «Благое Сознание». Отсюда основное самоназвание последователей зороастризма — «благоверный». [2,с 6-7]

    Основатель религии Заратуштра (Заратустра, Зороастр) был первым религиозным проповедником, который распространил дуалистическую философию, основанную на идее противопоставления сил добра и зла. Согласно ему, абсолютное светлое начало - добрый и мудрый бог Ахура Мазда совместный со святым духом и шестью эманациями, присутствующими в земле, воде, небе, животных, растениях и огне находятся в постоянном противоборстве со злой силой Ангра Майнью, которому помогают дэвы - злые духи.

    3

    Человечество, чья задача на земле - делать добро, после смерти встанет перед судом, и в зависимости от доли хороших и плохих слов, мыслей и поступков, найдет место на небесах или будет мучиться в преисподней. Заратуштра с нетерпением ждал дня судилища, когда спаситель Саошьянт, чудодейственным способом родившийся из семени пророка и непорочной девы появится на земле и установит совершенное царство Ахура Мазды.

    Первые появившиеся в Индии последователи зороастризма высадились на побережье Гуджарата в 8 веке н. э. вскоре после завоевания территории Персии арабами, и к 17 веку большинство из них обосновалось в Бомбее. Религиозная практика в зороастризме основана на ответственности каждого мужчины и каждой женщины за свой выбор между добром и злом, и уважении к каждому божьему созданию. Пять дневных молитв, обычно гимнов (гатха) произнесенных Заратуштрой и зафиксированных в Авесте (главный священный текст зороастризма), читаются в доме или храме перед огнем, который символизирует царство правды, добродетели и порядка. По этой причине последователей зороастризма часто неверно называют "огнепоклонниками".

    Моя цель как можно лучше изучить и понять вероучение зороастризма. Для этого я рассмотрела историю возникновения зороастризма, символику данной веры, основные вероучения, и прочла различную литературу, посвящённую выбранной мною тематики. Наиболее интересные яркие факты и данные я поместила в своём реферате. [1, с 10-11]

     

    4

    Глава I Основы вероучения зороастризма:

    1.1 Структура вероучения

    История мира, согласно ортодоксальному зороастризму, представляет собой грандиозную драму, охватывающую четыре трехтысячелетних периода. В первый период мир еще не имел материального существования; при этом его существование могло мыслиться либо как совершенное, либо как эмбриональное.

    По истечении первого трехтысячелетнего периода все сущее было сотворено в своих материальных формах – начиная с неба, солнца, луны и звезд и заканчивая первочеловеком, именовавшимся «Смертная жизнь», и первобыком, именовавшимся «Единотворным». На это творение Ахриман ответил своим антитворением, однако его лишила силы магическая формула – одна из главных молитв зороастризма, произнесенная Ормаздом.

    Третий период был отмечен вмешательством Ахримана в творение Ормазда, в результате которого Ахриманом были убиты как «Смертная жизнь», от которой ведут свое происхождение люди и металлы, так и первобык, от которого произошли животные и растения. [4,с 15-16]

    Начало четвертого, завершающего периода ознаменовалось приходом на землю зороастрийской религии, то есть – рождением Заратуштры. Считалось, что конец каждого тысячелетия в этот период будет отмечен приходом нового спасителя, преемника и чудесного потомка Заратуштры, последнему из которых предстоит провозгласить начало Последнего суда и возникновение нового мира.

    Зороастрийские жертвоприношения совершались в храмах при посредстве воды, хаомы, пучка прутьев перед вечным огнем. [2, c 8-9]

    5

    Зороастрийцы по сей день хоронят своих умерших в соответствии с древним мидийским обычаем: оставляя их тела на съедение хищным птицам в особых строениях, известных под названием «Башни безмолвия». Зороастрийцы избегают контактов с трупами и всеми объектами, считающимися «нечистыми», а если избежать осквернения не удается, подвергаются долгим и сложным обрядам очищения с помощью воды и коровьей мочи.

    По достижении семи (или десяти) лет каждый зороастриец получает рубаху и сплетенный из множества прядей пояс, который он должен носить до своего смертного часа. В основе зороастрийской этики лежат идеи продолжения жизни и соблюдения чистоты: она превозносит брак и осуждает аскетизм и посты так же сурово, как блуд и прелюбодеяния.

    Зороастрийцы верят, что после смерти душа встречается со своей совестью, предстающей в виде прекрасной девы или страшной ведьмы – в зависимости от добрых или злых дел человека в земной жизни. Теоретически, посмертная участь человека жестко обусловлена количественным соотношением его добрых и злых мыслей, слов и дел. Однако за умерших возносятся молитвы, совершаются богослужебные обряды, приносятся в жертву цветы, особенно – на Новый год. [2, c 16-17]

    В Индии парсы в значительной степени отошли от традиционных зороастрийских верований и обрядов, однако в их среде большим почетом пользуются астрология, вера в переселение душ и теософия. Однако гораздо более сильным было европейское влияние. Парсы переняли европейскую одежду и обычаи и сделались преуспевающими торговцами и промышленниками. Они славятся своим милосердием.

     

    6

    С помощью европейских ученых им удалось частично восстановить забытый смысл своих древних традиций. В настоящее время они знают, что обвинения в дуализме, которое в прошлом им нередко адресовали христиане и мусульмане, были несправедливы, так как основатель их религии Заратуштра был, помимо всего прочего, монотеистом, и все они, как и он, верят в окончательное торжество добра над злом.

    Иранское влияние на западную мысль и религию. Начиная с конца классического периода язычники, а позднее и христиане, стали видеть в Заратуштре и магах предшественников своих собственных учений и верований. Так, Заратуштру считали учителем Пифагора. Кроме того, философия, астрология, алхимия, теургия и магия нашли отражения в т.н. халдейских пророчествах. В большинстве своем эти сочинения, приписываемые восточным мудрецам, были апокрифическими и несли на себе сильный отпечаток греческих понятий и идей с незначительными вкраплениями иранских элементов. [2, c 63-64]

     

     

    7

    Главным нательным символом приверженца учения Заратуштры является нижняя белая рубаха седре, сшитая из одного куска хлопчатобумажной ткани и всегда имеющая ровно 9 швов, и кошти (кушти, кусти) — тонкий пояс, сплетённый из 72 нитей белой овечьей шерсти. Кошти носится на талии обёрнутый трижды и завязанный на 4 узла. Начиная молитву, перед любым важным делом, принятием решения, после осквернения зороастриец совершает омовение и перевязывает свой пояс (обряд Падъяб-Кошти). Седре символизирует защиту души от зла и соблазнов, её кармашек — копилку благодеяний. Кошти олицетворяет связь с Ахура Маздой и всем его творением. Считается, что человек, регулярно повязывающий пояс, будучи связан им со всеми зороастрийцами мира, получает свою долю от их благодеяний.

    Ношение священной одежды является долгом заратуштрийца. Религия предписывает находиться без седре и кошти как можно меньше времени. Седре и кошти необходимо постоянно поддерживать в состоянии чистоты. Допускается наличие сменного комплекта, на случай, если первый выстиран. При постоянном ношении седре и кошти их принято менять два раза в год — на Новруз и праздник Мехрган. [2, c 54-55]

    Другим символом зороастризма является огонь вообще и аташдан — огненный переносной (в виде сосуда) или стационарный (в виде платформы) алтарь. На таких алтарях поддерживают священные огни зороастризма. Данная символика получила особое распространение в искусстве Сасанидской империи. Важным символическим значением для зороастрийцев обладает белый цвет — цвет чистоты и благости, а во многих обрядах также цвет зелёный — символ процветания и возрождения.

    8

    Зороастризм является догматической религией с развитой теологией, сложившейся во время последней кодификации Авесты в сасанидский период и отчасти в период исламского завоевания. При этом в зороастризме не сложилось строгой догматической системы. Это объясняется особенностями учения, в основу которого положен рациональный подход, и историей институционального развития, прерванного мусульманским завоеванием Персии. Современные зороастрийцы обычно структурируют своё вероучение в виде 9 основ:

    1)Вера в Ахура Мазду — «Мудрого Господа», как Благого Творца.

    Ахурамазда (пехл. Ормазд) — творец духовного и физического миров, всеблагой единый бог, основные эпитеты которого «Светлый» и «Славный» (точнее «Полный хварна», сияющей царской славы). Бог светлой силы у персов.

    2)Вера в Заратуштру, как в единственного пророка Ахура Мазды, указавшего человечеству путь к праведности и чистоте.

    3)Вера в существование духовного мира (мину) и в два духа (Святого и Злого), от выбора между которыми зависит судьба человека в духовном мире.

    4)Вера в Ашу (Арту) — изначальный вселенский Закон праведности и гармонии, установленный Ахура Маздой, на поддержание которого должны быть направлены усилия человека, избравшего добро.

    В основе этического учения зороастризма противопоставление двух понятий: Аша и Друдж. Аша — это закон вселенской гармонии, истина, правда, добро (отец Аши — Ахура Мазда).

    9

    Друдж — это антитеза Аши, буквально: ложь, разрушение, деградация, насилие, грабёж.

    Все люди делятся на две категории: ашаваны (приверженцы Аши, праведные, те, кто стремится нести миру добро) и друджванты (лживые, несущие миру зло). Благодаря поддержке Ахура Мазды, праведные должны побеждать Друдж и мешать её приверженцам губить мир.

    5)Вера в человеческую сущность, в основе которой даэна (вера, совесть) и храту (разум), позволяющие каждому человеку отличать добро от зла.

    6)Вера в семь Амешаспентов, как семь ступеней развития и раскрытия человеческой личности.

    7)Вера в Дадодахеш и Ашудад — то есть взаимопомощь, помощь нуждающимся, взаимную поддержку людей.

    8)Вера в святость природных стихий и живой природы, как творений Ахура Мазды (огня, воды, ветра, земли, растений и скота) и необходимость заботы о них.

    9)Вера во Фрашо-керети (Фрашкард) — эсхатологическое чудодейственное преображение бытия, окончательную победу Ахура Мазды и изгнание зла, что свершится благодаря совместным усилиям всех праведных людей во главе с Саошьянтом — Спасителем мира.

    «Дух» в зороастрийском понимании это «мысль». Два изначальных духа — добрый и злой (Спента и Ангра) — символизируют две противонаправленные ментальности: направленную на созидание и направленную на разрушение. Последняя (Ангра Маинью, Ахриман) объявляется главным врагом Ахура Мазды и его мира, его Разрушителем и прежде всего губителем человеческого сознания. [4, с 22-23]

    10

    1.2 Заратустра. Ахура Мазда

    Зарату́стра (также Заратуштра, Зороа́стр) — основатель зороастризма, жрец и пророк, которому было дано Откровение Ахуры Мазды в виде Авесты — Священного Писания зороастризма.

    Биографические ведения о Заратустре недостоверны и считаются согласно зороастрийской традиции. Родился, вероятно, в семье всадников в Радесе, сейчас пригород Тегерана Рай и жил в восточном Иране ориентировочно между VI и первой половиной V века до н. э. (возможно, в 628—551 годах до н. э.). Существуют и иные точки зрения касательно времени и места рождения пророка. По традиционной пехлевийской хронологии, он жил «за 258 лет до Искандара» (Александра Македонского) в VII-VI вв. до н. э. Лингвистический анализ «Гат» — самой священной части «Авесты» позволяет отнести эпоху деятельности Зороастра к XII-X вв. до н. э., что дает зороастризму статус одной из древнейших религий мира.

    Некоторые средневековые мусульманские историки (Бируни, Казвини), цитируя поздние зороастрийские источники указывали, что Зороастр родился в Атропатене, на территории нынешнего Иранского Азербайджана. Другие, как Мэри Бойс или Бал Гангадхар Тилак, утверждают, что Заратустра родился на территории нынешней России (В качестве примера Бойс упоминает городище Синташта на территории Челябинской области). В Гатах же сказано, что Заратустра родился на территории туранских племен, откуда бежал, не будучи принятым соотечественниками, на территорию нынешнего Ирана к вождю (кави) Виштаспе, который стал его верным последователем.

    Заратустра родился в семье Спитама — это имя древнего священнического рода часто появляется в Гатах. [3, с 11-12]

    11

    Имя отца Заратустры Порушаспа, имя его матери Дугдова. Имя братьев его: старших — Ратуштар и Рангуштар, младших — Нотарига и Ниветиш. Имя жены Заратустры — Хвови. При рождении младенец Заратустра не заплакал, как все новорожденные, а засмеялся. Его смех убил более 2000 демонов. По обычаю, младенца омыли коровьей мочой и завернули в овечью шкуру. Когда Заратустра был ребёнком, совершалось много чудес, что вызывало зависть у темных сил. Много раз они посягали на жизнь Заратустры, но безуспешно. Заратустра был защищен Божественной силой.

    Он был женат трижды. Один раз на вдове, два других раза на девственницах. Вдова родила Заратустре двух сыновей. Их звали Урватат-нара и Хвара-читра. Возмужав, они избрали для себя разные занятия: первый стал скотоводом и земледельцем, второй — воином. От других жен у Заратустры было четверо детей: сын Исад-вастра, который стал впоследствии верховным жрецом зороастрийской религии и три дочери: Френи, Трити и самая младшая, Поручиста.

    Гаты («Песнопения», часть Авесты) рисуют нам Заратустру как историческую личность, наделённую всеми человеческими страстями. В этих проповедях-песнях он громогласно бичует своих противников, сторонников старой арийской религии, обожествлявшей силы природы, называя их поимённо; выступает против кровавых жертвоприношений и оргиастического культа хаомы. В своей проповеди Заратустра отделил добро и зло как две изначально существующие в мире природы, не имеющие между собой ничего общего. Призвал следовать добру и отвергать зло. Лишь чужие (греческие) и свои позднейшие (поздне-авестские и пехлевийские) источники окутали эту живую личность нимбом легенд, отчасти уподобив его своим древним мудрецам или наделив его и его потомство сверхъестественными эсхатологическими атрибутами и заданиями.

    12

    Реформаторская деятельность Заратустры отразилась в придании иранской религии того абстрактного характера, который поражал ещё классических писателей. Главные божества зороастрийского пантеона представляют собой олицетворение абстрактных идей, лишённых плоти: Ахура-Мазда (мудрый господин), Хшатра Вария (лучшее царство), Хоурватат (целость), Амертат (бессмертие), Воху Мана (добрая мысль), Аша Вахишта (лучшая праведность), Спэнта Армати (святое смирение), Сраоша (послушание). Некоторые представители старого арийского пантеона, с которыми боролся Заратустра, поблекли и отнесены к демонам, к миру зла и мрака, с которыми дуалистическая зороастрийская религия предписывает упорную борьбу. Все же старые иранские культы не могли быть уничтожены совершенно, наиболее популярные божества сохранились. Сохранилась прекрасная Ардвисура Анахита, сохранился Митра, бог солнечного света, и даже сам опьяняющий хаома не исчез из культа: приготовление и вкушение его составляют поныне у парсов центральную часть их литургии. Подлинным литературным наследием Заратустры считаются упомянутые гаты. [4, с 29-30]

     

    13

    Аху́ра Ма́зда (также Аху́ра-Ма́зда, реже Ахурама́зда, Орма́зд или Орму́зд), «Господь Мудрый» — авестийское имя божества, провозглашённое пророком Заратуштрой — основателем зороастризма — Единым Богом. В Авесте Ахура Мазда — безначальный Творец, пребывающий в бесконечном свете, создатель всех вещей и податель всего благого, всеведущий устроитель и властитель мира и высший объект почитания зороастрийцев, называющих себя «почитатель Мазды». Ахура Мазда является отцом Аши (праведности-истины) — закона, по которому развивается мир, покровителем праведного человека и главой всех сил добра, борющихся с «ложью» — злом и разрушением, происходящих в мире против его воли. В конечном преображении бытия (Фрашкарде) им вместе со всеми благими существами будет совершено окончательное очищение мира от сил зла.

    Имя Бога в зороастризме образовано от двух древнеиранских слов, имеющих индоиранские корни:

    1)Ахура, представляет собой соответствие санскритскому «Властелин», эпитету многих богов в Ригведе, прежде всего Варуны. Асуры — это род индоиранских божеств, связанных с основами бытия и моралью человеческого общества, «старшие боги» в противоположность дэвам, «молодым богам». В индийской традиции в дальнейшем подвергаются демонизации как «завистники богам (дэвам)». В зороастризме наоборот проклинаются дэвы и почитаются ахуры и ахура по преимуществу — Ахура Мазда.

    2)Мазда — из праиндоевропейского «устанавливающий мысль», «осмысливающий», отсюда «мудрый». Индийское соответствие «разум», «мудрость».

    14

    Этот более оригинальный, чем «ахура», эпитет бога, описывающий его как Мудрого Творца, творца мысли, а следовательно и сознания, послужил для образования зороастрийского самоназвания «почитающий Мазду», «маздеист».

    Таким образом имя Ахура Мазда можно условно перевести как «Господь Мудрый», «Господь Мудрость», «Владыка мысли». В Гатах Заратуштры два имени Бога часто употребляются независимо друг от друга и в свободном порядке. Начиная со времён Младшей Авесты устанавливается, за исключением застывших молитвенных форм, порядок «Ахура Мазда», ставший источником позднейших стяжённых форм.

    Главным источником, описывающим образ Ахура Мазды, являются обращённые к нему гимны Заратуштры — Гаты. Ахура Мазда открылся пророку после долгих лет настойчивых духовных исканий благодаря «Благому Помыслу».

    Заратуштра осмыслил Ахура Мазду помыслом и увидел его воочию. Пророк вопрошал, а Бог отвечал и наставлял пророка в божественной мудрости. В дальнейшем эта «встреча» послужила основой новой религии почитания Мазды (зороастризма). В Гатах Заратуштра просит Ахура Мазду о защите, о наставлении, о даровании знаний, о благополучии в духовной и телесной жизни, о поддержке, которую «друг дал бы другу». Вместе с тем он сам приносит ему дары поклонения и полностью посвящает ему свою жизнь и тело. [2, c 44-45]

     

    15

    1.3 Авеста

    Аве́ста — собрание священных текстов зороастрийцев, старейший памятник древнеиранской литературы, составленный на особом, более нигде не зафиксированном языке, называемом в иранистике «авестийским». В пехлевийской литературе существует весьма распространённое обозначение Авесты — обычно «вера», «религия», по отношению к авестийским текстам слово часто переводится как «откровение (Заратуштры)».

    Согласно пехлевийским источникам, откровение, полученное Заратуштрой от Ахура Мазды, было собрано его царственным покровителем Кави Виштаспой и записано золотыми чернилами на 12 тысячах воловьих шкур. Его потомок Дарий Дарян (то есть Дарий, сын Дария) разместил две копии Авесты и комментария к ней в хранилищах Гандж-и Шапикан и Диз-и Нипишт («крепость писаний»). Александр Македонский, разрушая державу Ахеменидов, уничтожил Авесту, выбросив книги в море или предав их огню, а часть из них приказав перевести на греческий язык. [3, с 36-37]

    Аршакидский царь Валахш (предположительно имеется в виду Вологез I, I в. н. э.) с помощью дастуров своего времени предпринял первую попытку собирания и кодификации авестийских текстов, сохранявшихся в разрозненных отрывках и в устной передаче. При нём экземпляры Авесты рассылались по городам и передавались для изучения и сохранения. Дело собирания текстов священного предания было продолжено при Ардашире, основателе Сасанидской монархии (III в. н. э.), по указанию которого верховный дастур Тансар упорядочил существующие тексты и комментарии к нему. Сын Ардашира Шапур I разместил Авесту вместе с выполненными при нём переводами греческих, индийских и иных научных трудов в хранилище Гандж-и Шапиган.

    16

    Верховный дастур Адурбад Махраспандан, величайший апологет и наставник зороастрийской религии, при Шапуре II (VI в.) произвёл окончательную редакцию авестийского собрания и установление канона, упорядочив его в 21-й книге («наске»), выполнив полный перевод Авесты на среднеперсидский язык, называемый Зандом (Зендом) — «знание», «толкование», откуда происходит распространённое название сборника «Зенд-Авеста» (то есть «Толкование и Канон»). Конечная редакция Зенда была составлена при Хосрове I Аноширване (VI в. н. э.).

    В современном зороастрийском сообществе бытуют издания Авесты, восходящие к рукописям, копировавшимся священнослужителями в допечатную эпоху (до XIX в.) на протяжении по крайней мере последнего тысячелетия. Наиболее ранний сохранившийся манускрипт датируется XIII в. (1288 г.), колофоны рукописей позволяют проследить традицию передачи до XI в. Достоверно установлено, что все существующие манускрипты восходят к одной рукописи, существовавшей в X в., в свою очередь восходящей к так называемому «Сасанидскому архетипу» — существовавшей при Сасанидах образцовой копии.

    Манускрипты традиционно делятся на Зенд-Авесту (авестийские тексты с переводом на среднеперсидский), Зенд (только перевод) и Саде («чистый», авестийские тексты без перевода, применяемые в литургических целях. [2, с 35-36]

    Составленная на одном из древнеиранских языков Авеста записывается особым алфавитом, называемым в Европе «авестийским», зороастрийцы Ирана обычно называют его «религиозное письмо». Среди зороастрийцев также получает распространение транслитерация латиницей, не всегда совпадающая с принятой научной транслитерацией.

    17

    Глава II Течения в зороастризме:

    2.1 Основные течения

    Основными течениями зороастризма всегда были региональные варианты. Сохранившаяся ветвь зороастризма связана с официальной религией державы Сасанидов, прежде всего в том варианте, что сложился при последних из этих царей, когда при Хосрове I была произведена последняя канонизация и запись Авесты. Эта ветвь по-видимому восходит к тому варианту зороастризма, что был принят мидийскими магами. Несомненно, в других областях иранского мира существовали другие варианты зороастризма (маздеизма), судить о которых мы можем только по фрагментарным свидетельствам, прежде всего арабским источникам. В частности, от маздеизма, бытовавшего до арабского завоевания в Согде, который был ещё менее «письменной» традицией, чем сасанидский зороастризм, сохранились только отрывок на согдийском языке, повествующий о получении Заратуштрой откровения и данные у Бируни.

    Тем не менее в рамках зороастризма возникали религиозно-философские течения, определяемые с точки зрения сегодняшней ортодоксии как «ереси». Прежде всего это зурванизм, основанный на большом внимании к концепту Зурвана, изначального вселенского времени, «детьми-близнецами» которого признавались Ахура Мазда и Ахриман. Судя по косвенным свидетельствам, доктрина зурванизма была широко распространена в Сасанидском Иране, но хотя её следы обнаружимы в пережившей исламское завоевание традиции, в целом зороастрийская «ортодоксия» прямо порицает эту доктрину. Очевидно, прямых конфликтов между «зурванитами» и «ортодоксами» не происходило.

    18

    Распространившееся в Римской Империи почитание Митры (митраизм) также часто относят к зороастрийским ересям, хотя митраизм скорее представлял синкретическое учение не только с иранским, но и сирийским субстратом. Безусловной ересью зороастрийские ортодоксы считали манихейство, в основе которого, однако, был христианский гностицизм. Ещё одной ересью считается революционное учение Маздака (маздакизм).

    Основными вариантами современного зороастризма являются зороастризм Ирана и парсийский зороастризм Индии. Однако различия между ними носят в целом региональный характер и касаются в основном ритуальной терминологии, благодаря происхождению из одной традиции и поддерживающемуся общению между двумя общинами, никаких серьёзных догматических расхождений между ними не сложилось. Заметно лишь поверхностное влияние: в Иране — ислама, в Индии — индуизма.

    Среди парсов известны «календарные секты», придерживающиеся одного из трёх вариантов календаря (Кадими, Шахиншахи и Фасли). Чётких границ этих групп нет, догматического различия между ними — так же. В Индии также возникали различные течения с уклоном в мистику, испытывавшие влияния индуизма. Самым известным из них является течение Илм-и Хшнум. [3, с 21-22]

    Некоторую популярность среди зороастрийцев приобретает «реформистское крыло», выступающее за отмену большинства обрядов и древних правил, за признание священными только Гат.

     

    19

    2.2 Прозелитизм

    Изначально учение Заратуштры было активной прозелитической религией, страстно проповедуемой пророком и его учениками и последователями. Последователи «благой веры» весьма чётко противопоставляли себя иноверцам, считая тех «почитателями дэвов». Тем не менее, в силу целого ряда причин по-настоящему мировой религией зороастризм так и не стал, его проповедь оказалась ограничена главным образом ираноязычной ойкуменой, а распространение зороастризма на новые земли происходило параллельно иранизации их насельников.

    Вне собственно Ирана и юга Средней Азии более или менее крупные общины зороастрийцев («магузеи») имелись, в частности, в Каппадокии, где даже официально применялся зороастрийский календарь. Известен также «армянский маздеизм», существовавший на землях древней Армении вплоть до христианизации этой страны. При Сасанидах зороастризм имел своих последователей среди арабов Бахрейна и Йемена, а также некоторых тюркоязычных групп на северо-восточых окранинах державы.

    Последователи Заратуштры страстно проповедовали необходимость борьбы с силами зла, которым, по их мнению, поклонялись последователи всех других религий. Переход иноверца в «благую веру» рассматривался как благое и правильное деяние, а потому стать зороастрийцем в древнем Иране мог практически любой желающий, вне зависимости от классовой, этнической или языковой принадлежности. Благодаря разработанной до мелочей обрядности, развитому космологическому и, что важнее всего, этическому учению зороастризм стал первой в истории государственной религией монотеистического (единобожного) типа. [4, с 53-54]

    20

    Тем не менее, по-настоящему мировой религией учение Заратуштры так и не стало.

    Причинами этого стали следующие факторы:

    · социально-экономическое содержание религиозного учения Заратуштры, изначально отвечавшее потребностям борьбы оседлых скотоводов и землевладельцев с кочевниками, безвозвратно ушло в прошлое. Нового социального содержания в силу своего консерватизма маздаизм не выработал, оставшись во многом слеп и глух к переменам и общественным запросам рубежа Древности и наступавшего Средневековья.

    · близость маздаистского священничества к государственным учреждениям Сасанидского Ирана, их взаимная дополняемость и созависимость вырастали в очевидную для внешней аудитории политическую ангажированность зороастризма. Это вызывало неприятие у правителей соседних с Ираном государств, опасавшихся зороастрийского прозелитизма как прикрытия для захватнических планов иранских шахов. Попытки же иранцев утвердить свою веру у соседей силой оружия за все четыре столетия правления Сасанидов долговременным успехом не увенчались;

    · маздаизм, несмотря на универсальность своей этической доктрины, так и не вышел сколь-нибудь далеко за пределы ираноязычного мира. В эллинистический период, будучи распространён на многих землях греко-македонской империи Александра Великого и царств его последователей, он окормлял главным образом ираноязычных их подданных и остался чужд тамошнему греческому населению. С одной стороны, сами иранцы, завоёванные греками, считали греков чуждым элементом и резко отзывались о самом Александре Македонском.

    21

    · под монотеистическим обликом заратуштрийского маздаизма постоянно проглядывала диалектически двуединая сущность древней иранской религии, признававшей наличие во вселенной двух равновеликих сил: добра и зла. Это обстоятельство, помноженное на традиционное геополитическое соперничество Рима и Парфии (а позднее Византии и Ирана) на Ближнем и Среднем Востоке, затрудняло распространение учения Заратуштры в широких массах неиранского населения региона. Так, в языческий период однозначное требование Заратуштры почитать лишь одну из сторон мировой борьбы — Добра — был труден для восприятия политеиста, привыкшего приносить жертвы всем богам невзирая на их «моральные качества». Но и с распространением в греко-римском мире христианского единобожия зороастрийцы остались для христиан по-прежнему чужими: для христиан, искренне уверенных, что «Бог есть свет, и несть в нём никакой тьмы», «благоприверженность» маздаизма была уже недостаточна.

    · значительным препятствием широкому распространению маздаизма стало освящённое учением и традицией монопольное положение персов-атраванов, из которых набирались кадры для наследственного сословия (по сути закрытой касты) заратуштрийских священников-мобедов. Неважно, насколько праведным последователем учения Заратуштры был тот или иной новообращённый неиранец, — сделать карьеру по духовной стезе ему всё равно было невозможно.

    · не способствовало успеху маздаистского прозелитизма у соседей и отсутствие у зороастрийцев развитой многоступенчатой соподчинённой священнической иерархии, способной превратить разрозненные общины в устойчивую централизованную организацию.

    22

    Это обстоятельство, в определённых обстоятельствах усугублённое отвращением к смерти (и, следовательно, отсутствием культа мученичества) не позволяли вере иранцев выдержать натиск враждебной религиозной среды без постоянной поддержки со стороны государственного аппарата и войска. Этот фактор стал, по-видимому, решающим, обусловив сравнительно скорый упадок маздаизма в Иране и Средней Азии вслед за завоеванием этих земель арабами в VIII—IX веках.

    Вскоре после арабского завоевания зороастризм окончательно перестал быть прозелитической религией. Возвращение новообращённых мусульман Ирана к религии предков каралось по шариату смертью, в Индии же зороастрийцы-парсы быстро оказались вовлечены в индийскую кастовую систему в качестве одной из замкнутых эндогамных религиозных групп. Реализация заложенного в основах этой религии потенциала прозелитизма стала вновь возможна лишь в Новое время — под влиянием модернизаторских тенденций с Запада благодаря широкому интересу в мире к наследию Древнего Ирана. [4, с 68-69]

    Тем не менее, перед новообращаемыми в зороастризм встают многочисленные проблемы. В Иране отказ от ислама до сих пор считается тягчайшим преступлением и карается смертной казнью — и для неофита, и для обратившего его мобеда. Из-за давления исламского режима полностью включиться в иранское зороастрийское сообщество по сути невозможно, даже формально приняв веру. Общины прозелитов объединяются с урождёнными зороастрийцами в основном в эмиграции.

     

     

    23

    III Заключение

    Основатель религии Заратуштра (Заратустра, Зороастр) был первым религиозным проповедником, который распространил дуалистическую философию, основанную на идее противопоставления сил добра и зла. Согласно ему, абсолютное светлое начало - добрый и мудрый бог Ахура Мазда совместный со святым духом и шестью эманациями, присутствующими в земле, воде, небе, животных, растениях и огне находятся в постоянном противоборстве со злой силой Ангра Майнью, которому помогают дэвы - злые духи.

    Человечество, чья задача на земле - делать добро, после смерти встанет перед судом, и в зависимости от доли хороших и плохих слов, мыслей и поступков, найдет место на небесах или будет мучиться в преисподней. Заратуштра с нетерпением ждал дня судилища, когда спаситель Саошьянт, чудодейственным способом родившийся из семени пророка и непорочной девы появится на земле и установит совершенное царство Ахура Мазды.

    Первые появившиеся в Индии последователи зороастризма высадились на побережье Гуджарата в 8 веке н. э. вскоре после завоевания территории Персии арабами, и к 17 веку большинство из них обосновалось в Бомбее. Религиозная практика в зороастризме основана на ответственности каждого мужчины и каждой женщины за свой выбор между добром и злом, и уважении к каждому божьему созданию. Пять дневных молитв, обычно гимнов (гатха) произнесенных Заратуштрой и зафиксированных в Авесте (главный священный текст зороастризма), читаются в доме или храме перед огнем, который символизирует царство правды, добродетели и порядка. По этой причине последователей зороастризма часто неверно называют "огнепоклонниками".

    24

    Приверженцам другой веры не разрешается входить в зороастрийские храмы.

    Совершенно особая форма похорон развилась в зороастризме. Тело кладут на возвышенное открытое место (или на отдельно стоящий холм), которое называют дакхма ("башня молчания"), чтобы плоть была съедена хищными грифами, а кости были высушены солнцем и ветром. Недавно, из-за необходимости, некоторые зороастрийцы начали практиковать более простой способ кремации или захоронения; чтобы не осквернять огонь или землю, они используют электрический крематорий и бетонированный гроб для погребения.

    Новруз, Новый год (или "Новый День") проводимый в середине марта, праздник сотворения огня и победы добра над злом является самым важным зороастрийским праздником; важным местом паломничества является старейший в Индии священный огонь в Удваде, севернее Дамана в южной части Гуджарата.

    Последователи Заратуштры страстно проповедовали необходимость борьбы с силами зла, которым, по их мнению, поклонялись последователи всех других религий. Переход иноверца в «благую веру» рассматривался как благое и правильное деяние, а потому стать зороастрийцем в древнем Иране мог практически любой желающий, вне зависимости от классовой, этнической или языковой принадлежности. Благодаря разработанной до мелочей обрядности, развитому космологическому и, что важнее всего, этическому учению зороастризм стал первой в истории государственной религией монотеистического (единобожного) типа.

     

    25

    Список используемой литературы:

    1) Бойс М. Зороастрийцы. Верования и обычаи./ М.: Наука. 1988, 137 с

    2) Рак И. В Зороастрийская мифология/М.: Наука. 1998, 231 с

    3) Лукашевич Ю. С. Гаты. Священные гимны Заратуштры/М.: Книга. 2004, 167 с

    4) Крюкова В. Ю. Зороастризм./М.: Книга. 2005, 183 с

    5) Материалы сайта http://ru.wikipedia.org/


    Поиск по сайту:



    Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.02 сек.)