АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Гнев Божий

Читайте также:
  1. Божий рецепт для жизни и здоровья

I

«Гнев» - это древнее слово, определяемое в толковых словарях как «глубокое, интенсивное чувство возмущения и негодования». «Негодование», в свою очередь, - это «проявление недовольства, раздражения и чувства вражды из-за нанесенной обиды или оскорбления». «Возмущение» определяется как «справедливое негодование, появляющееся в результате несправедливости и подлости». Вот что такое гнев. И, как сообщает нам Библия, гнев - это одна из присущих Богу черт.

В современной христианской церкви появилось обыкновение обходить эту тему стороной. Те, кто еще верит в Божий гнев (а верят в него далеко не все), мало об этом говорят; возможно, они мало об этом и думают. Обращаясь к нынешнему веку, бесстыдно продавшему себя богам жадности, гордыни, секса и своеволия, Церковь смущенно бормочет о Божьей доброте, практически ничего не говоря о Его гневе и Его суде. Сколько раз в этом году вы слышали или - если вы сами священник - произносили проповеди о гневе Божьем? Интересно, когда последний раз христианин открыто говорил об этом по телевидению, по радио или в одной из тех статей-проповедей, что появляются иногда на страницах еженедельных газет? (а если это и случалось, то скоро ли этого человека пригласят выступить еще раз или написать еще одну статью?) В современном обществе тема о Божьем гневе фактически стала запретной, и в большинстве своем христиане примирились с этим и про себя решили никогда не поднимать этого вопроса.

Уместно спросить: а так ли должно быть? Ведь в Библии все совсем иначе. Скорее всего, разговоры о Божьем гневе никогда не были особенно популярны; но, тем не менее, авторы книг Библии постоянно возвращаются к этой теме. Одна из самых поразительных черт Библии - это удивительная настойчивость, с которой оба Завета подчеркивают неизбежность и ужас Божьего гнева. «Если исследовать симфонию, то мы обнаружим, что гнев, ярость и негодование Бога упоминаются в Библии чаще, нежели Его любовь и нежность»[14].

Библия утверждает, что Бог, будучи благим к тем, кто доверяет Ему, настолько же страшен для тех, кто Ему не верит. «Господь есть Бог ревнитель и мститель; мститель Господь и страшен в гневе: мстит Господь врагам Своим и не пощадит противников Своих. Господь долготерпелив и велик могуществом, и не оставляет без наказания... Пред негодованием Его кто устоит? И кто стерпит пламя гнева Его? Гнев Его разливается как огонь; скалы распадаются перед Ним. Благ Господь - убежище в день скорби - и знает надеющихся на Него. Но... врагов Его постигнет мрак» (Наум.1:2-8).

Павел ожидал явления Господа Иисуса «в пламенеющем огне совершающего отмщение не познавшим Бога и не покоряющимся благовествованию Господа нашего Иисуса Христа, которые подвергнутся наказанию, вечной погибели от лица Господа и от славы могущества Его, когда Он придет прославиться в святых Своих» (2Фес.1:8-10). Это полезное напоминание о том, что грозные слова, подобные словам Наума, присущи не только Ветхому Завету. В Новом Завете «гнев Божий», или просто «гнев», - общепринятые термины для описания того, как Бог будет воздавать тем, кто от Него отвернулся (см. Рим.1:18; 2:5; 5:9; 12:19; 13:45; 1Фес.1:10; 2:16; 5:9; Oтк.6:16-17; 16:19; Лк.21:22-24 и т.п.).

Но Библия описывает гнев Божий не только в общих чертах, как в вышеупомянутых отрывках. Мы уже увидели в предыдущей главе, что библейская история провозглашает как благость, так и суровость Божью. Как «Путешествие пилигрима» можно назвать книгой о дорогах в ад, так Библию можно назвать книгой гнева Божьего, ибо она полна рассказов о Божьем воздаянии - начиная от проклятия Адама и Евы и их изгнания в 3 главе Бытия и заканчивая свержением «Вавилона» и великим судилищем в Откровении 17-18 и 20.

Становится ясно, что тема Божьего гнева - одна из тех, где авторы книг Библии не проявляли никакой сдержанности. Почему же мы так стеснительны? Почему, если сама Библия говорит об этом в полный голос, мы так часто умышленно молчим? Почему мы смущаемся и теряемся, когда разговор заходит о Божьем гневе, почему так старательно уклоняемся от подобных вопросов И отделываемся скупыми замечаниями? Что кроется за нашей нерешительностью, за нашими затруднениями? Сейчас мы говорим не о тех, кто отвергают учение о гневе Божьем, потому что они не готовы воспринимать библейскую веру серьезно. Мы имеем в виду многих, считающих себя членами «внутреннего круга церкви», твердо верящих в Божью любовь, Его милость и в искупительное дело Господа Иисуса Христа, ревностно следующих Писанию в других моментах, но смущенно останавливающихся перед учением о Божьем гневе. В чем же здесь дело?

 

II

 

Главная причина такого смущения лежит, видимо, в нашем смутном подозрении, что мысль о гневе как-то недостойна Бога.

Для некоторых «гнев» - это потеря самообладания, взрыв бешенства, чаще всего неоправданные. Другим кажется, что гнев - это ярость осознанного бессилия, уязвленное самолюбие или просто признак скверного характера. Разве же можно, думаем мы, приписывать Богу подобные качества?

Ответ таков: действительно, нельзя; но Библия нас об этом и не просит. Скорее всего, здесь имеет место непонимание «антропоморфного» языка Писания - т.е. обыкновения описывать характер и чувства Бога, пользуясь обычными человеческими понятиями. Это обыкновение основано на том, что Бог сотворил человека по Своему образу, и следовательно, человеческая личность и характер похожи на Бога более, чем на любое другое известное нам существо. Но когда Библия говорит о Боге, используя антропоморфные понятия, это не означает, что святому Творцу присущи те ограничения и несовершенства даже благих черт характера, которые свойственны нам, грешным творениям. Напротив, само собой разумеется, что это не так. Например, Божья любовь, какой открывает ее нам Библия, никогда не приведет Бога к глупым, импульсивным, безнравственным действиям - в то время как человеческая любовь часто приводит именно к этому. Точно так же, Божий гнев в Библии никогда не превращается в капризное, раздраженное, нравственно неблагородное негодование, каким часто бывает гнев человеческий. Напротив, Божий гнев - это Его справедливая и необходимая реакция на объективное нравственное зло. Бог гневается только тогда, когда есть на что гневаться. Даже к людям приложимо понятие справедливого (т.е., праведного) негодования, хотя оно и редко встречается. Но всякое негодование Бога праведно. Может ли благой Бог принимать зло с таким же удовольствием, как и добро? Разве был бы Бог нравственно совершенным, если бы не враждовал со злом в Своем мире? Конечно, нет! И говоря о гневе Божьем, Библия имеет в виду именно эту непримиримую реакцию на зло, без которой невозможно нравственное совершенство.

Другие усматривают в мысли о Божьем гневе жестокость. Возможно, они вспоминают знаменитую евангельскую проповедь Джонатана Эдвардса «Грешники в руках разгневанного Бога», которая в 1741 году всколыхнула весь город Энфилд в Новой Англии. В этой проповеди Эдвардс говорил о том, что «душевный человек висит над пропастью ада в руках Божьих», и употребил несколько ярких образов, которые заставили собрание почувствовать весь ужас своего положения и придали особую силу заключительному выводу проповедника: «Посему пусть всякий, кто не во Христе, пробудится и бежит от грядущего гнева». Каждый читавший эту проповедь знает, насколько прав был А.Х.Стронг, великий баптистский богослов, подчеркнувший, что образы Эдвардса, какими бы четкими и впечатляющими они ни были, это только образы. Эдвардс ни в коем случае «не считал, что ад состоит из огня и кипящей серы, но был уверен, что ад - это отсутствие святости и отделение грешной, виновной совести от Бога; огонь же и сера только символически изображают это состояние»[15]. Но аргумент Стронга не вполне удовлетворяет критиков Эдвардса; они утверждают, что Бог, допускающий наказание, для описания которого требуются подобные образы, по всей видимости, свирепое и жестокое чудовище.

Так ли это на самом деле? Два соображения из Библии убеждают, что это неверно.

Во-первых, Божий гнев - всегда праведный, то есть, это гнев Судьи, соблюдающего справедливость. Жестокость безнравственна. Но, говоря о мучениях тех, кто испытывает на себе полноту Божьего гнева, Библия - да и проповедь Эдвардса - неизменно подразумевают, что мучения эти вполне заслуженные. «День гнева», как пишет Павел, это еще и день «откровения праведного суда от Бога, Который воздаст каждому по делам его» (Рим.2:5-6). Сам Иисус - а Он говорил на эту тему гораздо больше любого другого новозаветного персонажа - сказал, что каждому воздастся по делам его. «Раб же тот, который знал волю господина своего, и не был готов, и не делал по воле его, бит будет много; а который не знал и сделал достойное наказания, бит будет меньше. И от всякого, кому дано много, много и потребуется; и кому вверено больше, с того больше взыщут» (Лк.12:47-48). Бог позаботится, говорит в своей проповеди Эдвардс, о том, «чтобы вы не пострадали больше, чем должно по справедливости» - но то, что «должно по справедливости», продолжает он, принесет ужас и страдание всякому, умирающему в неверии. Если задать вопрос: заслуживает ли непослушание Творцу столь великого и ужасного наказания? - всякий, кто хоть раз был обличен в своем грехе, без колебания ответит утвердительно. Такой человек знает, что все те, чья совесть еще спит и кто ни разу не задумывался, по словам Ансельма, «как тяжек грех», еще не в состоянии дать ответ на этот вопрос.

Во-вторых, Библия говорит, что люди сами выбирают для себя гнев Божий. Еще до того, как Бог пошлет человека в ад, этот человек уже сам выбрал для себя состояние ада, отвернувшись от света, который Бог послал ему в сердце, чтобы указать путь к Себе. Говоря, что «не верующий (в Иисуса) уже осужден, потому что не уверовал во имя единородного Сына Божьего», Иоанн объясняет: «суд же состоит в том, что свет пришел в мир; но люди более возлюбили тьму, нежели свет, потому что дела их были злы»(Ин.3:18-19). Он говорит очень точно. Окончательный суд над погибшими - это суд, который они сами навлекают на себя, отвергая свет, приходящий к ним в Иисусе Христе и через Него. Итак, все, что Бог посылает человеку в наказание за неверие - будь то в жизни нынешней или грядущей, - Он делает для того, чтобы показать всю полноту сделанного человеком выбора.

Этот основной выбор был и остается простым: либо ответить на призыв «Придите ко Мне,.. возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня» (Мф.11:28), либо на него не отвечать. Либо «сохранить для себя свою жизнь, оберегая ее от пристального взгляда Иисуса и от Его желания Самому управлять ею; либо «потерять» эту жизнь, отвернувшись от себя, взвалив на плечи крест, став учеником Иисуса и позволив Господу делать с собой все, что Он захочет. В первом случае, как говорит Иисус, мы можем приобрести весь мир, но добра это нам не принесет, поскольку душу свою мы потеряем. Во втором же случае, потеряв жизнь ради Него, мы найдем ее (Мф.16:24).

Что значит потерять душу свою? Отвечая на этот вопрос, Иисус использует Свои собственные, весьма суровые образы. А именно: «геенна» («ад» в Евангелии от Марка 9:47 и еще в десяти отрывках из Евангелий) - долина неподалеку от Иерусалима, где сжигали мусор; «червь», который «не умирает» (Мк.9:47). Эти образы описывают, как исполненная чувством вины совесть бесконечно ранит душу; «огонь» - мучительное ощущение Божьего недовольства; «тьма внешняя» - осознание того, что вместе с Богом потеряно все благое, все, что придавало жизни какую-то ценность; «скрежет зубов» - самоосуждение и отвращение к самому себе. Да, все это невообразимо ужасно, хотя всякий человек, знакомый с обличением в грехе, уже немного понимает, о чем идет речь. Но все это - не наказания, санкционируемые откуда-то сверху. Скорее, это осознанный переход в то состояние, которое человек когда-то выбрал сам. Неверующий предпочел жить без Бога, противопоставив себя Богу, и он получит то, что выбрал сам. Никто не окажется под гневом Божьим кроме тех, кто сам выбрал этот гнев. Сущность гнева Божьего - в том, чтобы дать человеку то, что тот выбрал, и все, что к этому прилагается: ни больше, ни меньше. Готовность Бога до такой степени уважать человеческий выбор тревожит и даже пугает нас. Но совершенно ясно, что в этом Он абсолютно справедлив и бесконечно далек от бессмысленного и безответственного наказания болью, которую мы называем жестокостью.

Нам нужно помнить, что ключ к толкованию многих библейских мест (часто аллегоричных), которые описывают, как Бог-Царь и Судья активно противостоит людям в гневе и мщении, есть понимание, что Бог лишь подтверждает то осуждение, которое эти люди уже навлекли на себя сами, избрав свой путь в жизни. Это видно из повествования о самом первом акте Божьего гнева по отношению к людям (Быт.3): Адам сам предпочел спрятаться от Бога и держаться подальше от Его присутствия прежде, чем Бог изгнал его из Эдема. Тот же принцип действует во всей Библии.

 

III

 

Классический новозаветный ПОДХОД к вопросу о Божьем гневе мы видим в Послании к Римлянам (Лютер и Кальвин называли это Послание вратами в Библию), в котором содержится больше упоминаний о Божьем гневе, чем во всех остальных посланиях Павла вместе взятых. Размышлением о том, что же Послание к Римлянам говорит на данную тему, мы и закончим эту главу. Анализ Послания прояснит некоторые уже сделанные нами выводы.

 

1. СМЫСЛ Божьего гнева.

В Послании к Римлянам гнев Божий означает решительные действия Бога в наказании за грех. Это выражение как личных чувств триединого Бога Иеговы, так и Его любви к грешникам: это действенное проявление Его ненависти к безбожию и нравственному злу. Слово «гнев» может относиться как к будущему, окончательному проявлению этой ненависти в «день гнева» (5:9; 2:5), так и к нынешним событиям, в которых можно различить Божье возмездие за грех. Например, городские власти, приговаривающие преступников к наказанию, являются «Божьими слугами, отмстителями в наказание делающему злое» (13:4). Гнев Божий - это Его реакция на наш грех, и «закон производит гнев» (4:15), т. е. закон проявляет скрытый в нас грех, который и толкает нас на преступление - поведение, навлекающее Божий гнев (5:20, 7:7-13). Как реакция Бога на грех, гнев - это проявление Его справедливости. Павел с негодованием отвергает всякую мысль о том, что «Бог несправедлив, когда изъявляет гнев» (3:5). Людей, «готовых к погибели», Павел считает «сосудами гнева» - то есть, объектами гнева - так же как рабов мира, плоти и дьявола он называет «чадами гнева» (Еф.2:3). Такие люди, каковы они есть, призывают на себя Божий гнев.

 

2. Откровение Божьего гнева.

«Открывается гнев Божий с неба на всякое нечестие и неправду человеков, подавляющих истину неправдою» (1:18). Настоящее время глагола «открывается» говорит о постоянном, продолжающемся откровении; слова «с неба» (по контрасту с фразой «в нем» - т.е., в благовествовании - из предыдущего стиха) означают всеобщее откровение, относящееся также и к тем, кого Евангелие еще не достигло.

Как же происходит это откровение гнева? Оно вложено непосредственно в совесть каждого человека: и те, кого Бог предал «превратному уму» (1:28) на безудержное зло, все-таки знают «праведный суд Божий, что делающие такие дела достойны смерти» (1:32). Ни один человек не остается без какого-либо знания о грядущем суде. Это непосредственное откровение подтверждается данным нам словом Евангелия, которое подготавливает нас к принятию Благой вести, рассказывая прежде весть о грядущем «дне суда и откровения праведного суда от Бога» (2:5).

И это еще не все. Тем, у кого есть глаза, чтобы видеть, признаки явного Божьего гнева видны уже в нынешнем состоянии человечества. Повсюду христианин отмечает приметы нарастающего вырождения: переход от знания Бога к поклонению тому, что Богом не является, а от идолопоклонства - к еще более отвратительному греху, так что каждое следующее поколение взращивает новые плоды «нечестия и неправды человеков». В этом упадке мы должны видеть действие гнева Божьего: в законности и исчезновении всяких ограничений, когда люди следуют своим развращенным желаниям и все более безудержно предаются похотям своих греховных сердец. Павел описывает этот процесс в Послании к Римлянам 1:19-31 так, как узнал это из Библии и по приметам своего времени: «Предал их Бог... нечистоте», «предал их Бог постыдным страстям», «предал их Бог превратному уму» - эти фразы являются здесь ключевыми (ст.24, 26, 28). Если вам нужно доказательство, что гнев Божий уже сейчас действует мире, Павел посоветовал бы вам понаблюдать за жизнью вокруг и посмотреть, чему Бог предал людей. И кто сегодня, спустя девятнадцать столетий, смог бы опровергнуть его тезис?

 

3. Избавление от гнева Божьего.

В первых трех главах Послания к Римлянам Павел настойчиво призывает читателя подумать над вопросом: если«открывается гнев Божий с неба на всякое нечестие и неправду человеков» и грядет «день гнева», когда Бог «воздаст каждому по делам его», то как можно избежать этого бедствия? Вопрос этот насущный, потому что все мы «под грехом», и «нет праведноro, нет ни одного»; «весь мир становится виновным пред Богом» (3:9-10, 19). Закон не может нас спасти, ибо он лишь обнаруживает грех и показывает, насколько мы грешим против праведности. Внешние религиозные ритуалы также не в состоянии нас спасти, как простое обрезание не спасает евреев. Так есть ли какой-нибудь способ избежать грядущего гнева? Такой способ есть, и Павлу он известен. «Будучи оправданы кровию Его, - провозглашает Павел, - спасемся Им от гнева» (5:9). Чьей кровью? Кровью Иисуса Христа, Сына Божьего, пришедшего во плоти. А что такое быть «оправданным»? Это значит получить прощение и быть принятым в качестве праведника. Так как же нам стать оправданными? Через веру - то есть, самозабвенное доверие Иисусу и тому, что Он сделал. А каким образом кровь Иисуса - то есть, Его жертвенная смерть - становится основанием нашего оправдания? Павел объясняет это в конце 3-й главы (с 24 стиха), где говорит об «искуплении во Христе Иисусе, Которого Бог предложил в жертву умилостивления в Крови Его чрез веру». Что такое «умилостивление»? Это жертва, отводящая гнев через искупление греха и уничтожение вины.

Вот в чем - и позднее мы убедимся в этом еще больше - заключается главная мысль Евангелия: Иисус Христос через Свою смерть на кресте, вместо нас понеся наш грех, сделался «умилостивлением за грехи наши» (1Ин.2:2). Между нами, грешниками, и грозовыми тучами Божьего гнева стоит крест Господа Иисуса Христа. Иисус «избавляет нас от грядущего гнева» (1Фес.1:10).

 

IV

 

К сожалению, в прошлом к теме Божьего гнева нередко относились умозрительно, неуважительно и даже подходили к этому вопросу с недобрыми намерениями. Находились люди, которые проповедовали о гневе и осуждении без слез на глазах и без боли в сердце. Несомненно, многие испытывали отвращение при виде маленьких сект, жизнерадостно обрекающих на адские мучения весь мир за исключением себя. Однако, если мы хотим узнать Бога, то для нас жизненно важно осознать истину о Его гневе, несмотря на всю ее непопулярность и на наши предрассудки. Иначе мы не сможем понять Евангелие, которое проповедует избавление от гнева; мы не поймем умилостивление, полученное через крест, и не постигнем чудо спасительной любви Божьей. Мы не сможем увидеть ни Божью руку в истории, ни действие Бога в жизни нашего собственного народа сегодня. Мы окажемся не в состоянии постичь смысл Книги Откровения; в нашем благовестии не будет того ощущения неотложности, которое сквозит в словах Иуды - «а других... спасайте, исторгая из огня» (Иуд.23). Тогда ни наше познание Бога, ни наше служение Ему не будут находиться в согласии с Его Словом.

 

«Гнев Божий - писал А.У.Пинк - это совершенство характера Бога, и нам необходимо чаще задумываться над этим. Во-первых, для того, чтобы наше сердце постоянно ощущало ненависть Бога к греху. Мы всегда склонны относиться к греху слишком легко, закрывать глаза на его чудовищность и придумывать ему оправдания. Но чем больше мы понимаем отвращение Бога к греху и размышляем об этом, тем скорее мы осознаем всю омерзительность греха. Во-вторых, для того чтобы обрести в душе подлинный страх Божий. «Итак, мы... будем хранить благодать, которою будем служить благоугодно Богу, с благоговением и страхом, потому что Бог наш есть огонь поядающий» (Евр.12:28-29). Невозможно служить Ему «благоугодно» без надлежащего «благоговения» перед Его величием и без «страха» пред Его праведным гневом; и то, и другое лучше всего пробуждается при мысли о том, что «Бог наш есть огонь поядающий». В-третьих, для того чтобы излить душу в непрестанной хвале [Иисусу Христу] за то, что Он избавил нас от «грядущего гнева» (1Фес.1:10). Наша готовность или нежелание размышлять о Божьем гневе становится настоящей проверкой действительной. любви наших сердец»[16].

 

Пинк прав. Если мы действительно хотим узнать Бога и быть познанными Им, надо просить Его о том, чтобы Он прямо здесь и сейчас научил нас задумываться о торжественной и суровой реальности Своего гнева.

 

 


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.006 сек.)