|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
КРАТКИЕ СВЕДЕНИЯ ИЗ ИСТОРИИ РАЗВИТИЯ ПАРФЮМЕРИИ И КОСМЕТИКИИскусство парфюмерии и косметики было известно людям с древних времен. Человечество еще не знало, что такое хлеб, но уже широко применяло благовония и средства для умащивания кожи и волос. В далеком прошлом душистые вещества предназначались исключительно для богослужений. Во время культовых обрядов многих религий жгли душистые смолы, листья, коренья для создания запахов. Само слово «парфюм» - приятный запах, духи - состоит из двух латинских слов «рег fumum», что означает «через жертвенный запах». Жрецы Древнего Египта владели секретами воздействия запахов на психику молящихся. При помощи тех или иных запахов создавалось определенное настроение (грусти, скорби, жертвенного порыва). Этот обычай дошел и до наших дней. Так, например, при проведении службы в православной церкви воскуривается ладан (душистая смола, получаемая подсочкой коры ладанного дерева босвелии). Запах ладана в парфюмерии носит название «грустного». При вдыхании ладанного дыма у молящихся возникает состояние печали, скорби, появляются мысли о смерти, о загробном мире. Торговля душистыми веществами – «ароматами» - в древние времена находилась в руках арабов, которые привозили их с Цейлона, Суматры, из Индии. Такими веществами считались корица, сандал, мускатный орех, амбра, ладан, камфора, герань, мускус, цибет и др. Чтобы набивать цену своему товару, древние греки, не располагая научными знаниями, повторяли сказки и басни арабских купцов. Первые подлинно научные сведения об «ароматах» мы находим в трактатах Авиценны (980 - 1037) - ученого, философа и врача, жившего в Средней Азии и Иране. Первые душистые настои делали на маслах. Масла обладают свойством поглощать запахи. Цветы закладывали небольшими порциями в нагретое масло (оливковое, касторовое) или баранье сало, настаивали и отжимали. Сырьем для создания благовонных масел служили роза, мята, лаванда, фиалки, лилия, древесина кипариса, апельсиновая и мандариновая цедра и др. В Древнем Риме существовал сложный ритуал умащивания тела ароматическими веществами: руки - мятой, подбородок и грудь - душистым пальмовым маслом, волосы и брови - майораном, шею и ноги - цветной эссенцией. О том, как ценилась в те времена парфюмерия, свидетельствует такой, например, факт: стоимость небольшого флакона ароматической смеси масел доходила до нескольких сестерций (римские серебряные монеты). Однако и в те времена были противники чрезмерного употребления парфюмерии. Настоящий переворот в парфюмерном деле произошел тогда, когда научились растворять ароматические субстанции в спирте. Спирт был впервые получен в XI в. в Италии. Обычай отдушивать одежду был завезен в Европу с Востока крестоносцами. В эпоху Ренессанса в Италии и Франции начинается производство духов. Климат этих стран позволял выращивать многие душистые вещества. В различных городах Франции, особенно в Париже, появились лавочки, владельцы которых занимались производством и продажей духов. Основа духов - смесь душистых веществ. В некоторых видах духов ароматические вещества составляли половину от общего объема. В ходу были крепкие, резкие, яркие ароматы. На смену духам приходит одеколон - душистая вода, в состав которой входит меньше душистых веществ, запах легче, свежее, менее навязчив. «Косметика» (от греч. kosmetike - искусство украшать) - учение о средствах и методах улучшения внешности человека. Косметика появилась раньше парфюмерии. Первые косметические средства для изменения внешности производились с целью напугать врага, обмануть богов или, наоборот, стать похожими на почитаемое божество. Для этих целей использовали татуировку. Узор наносили кистью на лицо, грудь, спину, ягодицы, ноги и руки, а затем на этих участках тела втирали древесный уголь. Постепенно обычай раскрашивать лицо переходит и к культурным народам. В египетских гробницах находили различные сосуды для хранения белил, румян, протираний (мел, известь, древесный уголь, охра). На территории Египта найден первый справочник по косметике, принадлежащий царице Клеопатре. Рецепты изготовления пудры, румян, белил, губной краски, карандашей для бровей из этого справочника позже неоднократно цитировались в работах античных медиков. Слово «косметика» приобрело свое истинное значение - искусство красоты - в Греции. В греческих гимназиях, где постигали многие прекрасные искусства, специальные преподаватели - косметы обучали, как с помощью различных массажей, ванн, упражнений усовершенствовать тело. Свой вклад в косметику внесли знаменитые медики Гиппократ и Гален, давшие кроме различных рецептов также рекомендации по проведению косметических операций. В Древнем Риме изобретены средства не только цля раскрашивания лица, но и для разглаживания морщин, улучшения цвета лица. В королевских дворах Европы употребление грима было обязательным. В летописях упоминается, что когда принцесса Мария Тереза Испанская прибыла во Францию как невеста престолонаследника без грима, это вызвало недовольство придворных. В период французского абсолютизма не признавалось какой бы то ни было гигиены. Купание считалось вредным для здоровья, мыли ежедневно только руки и изредка лицо. Для борьбы с досадными насекомыми придумали способ ношения на груди «меха для блох» - беличьего или норкового, который привлекал насекомых. При такой «чистоплотности» употребление крепких духов и обилия косметики было просто необходимо. Во времена барокко все, кто принадлежал к высшему обществу - от детей до стариков, носили напудренные парики и необходимой принадлежностью была спасительная палочка из слоновой кости, завершающаяся миниатюрной ручкой, - «гарнитуар». С ее помощью самая элегантная дама или господин могли успокоить во время галантной беседы досадный зуд, причиняемый грязью или укусами насекомых. XIX век принес с собой культ чистого тела. Самым главным требованием стала постоянная гигиена. На Руси пользовались такими косметическими средствами, как сажа, уголь, мел, свекла. Иностранцы, побывавшие в Московском государстве, отмечали, что русские женщины, красивые от природы, сильно красили щеки, белили лицо, чернили брови. Европейская мода на костюмы, прически, косметику пришла на Русь в эпоху Петра I. В дальнейшем русские дворянки уже не отстают от европейских представительниц прекрасного пола. Современная косметика разделилась на врачебную и декоративную. Врачебная косметика использует для устранения внешних дефектов не только косметические средства, но и физиотерапевтические, хирургические и другие методы. С помощью декоративной косметики маскируют недостатки или подчеркивают отдельные черты лица. К косметическим средствам для ухода за кожей, волосами, зубами, ногтями относятся кремы, лосьоны, пудра, зубная паста, а также цветная косметика: тушь для ресниц, помада, тени для век, румяна и др. Промышленное производство парфюмерно-косметических товаров на Руси началось в XIX в. В 1843 г. Московский купец французского происхождения Альфонс Антонович Ралле основал в Москве фабрику «Товарищество Ралле». В 1899 году была построена в Москве новая фабрика, принадлежавшая товариществу «Ралле и К°». Современное здание отвечало самым передовым технологиям архитектуры и инженерного дела (основной корпус сохранился до настоящего времени; в нем размещены мыловаренное и косметическое производства). Товарищество было рекордсменом в России по объему и ассортименту выпускаемой продукции: в 1910 году его фабрика производила 675 наименований парфюмерных товаров. Отличалось оно и количеством наград, завоеванных на различных промышленных выставках. После революции 1917 года хозяйство компании было национализировано, московская фабрика преобразована в Государственный мыловаренный завод №4, а в 1920-е годы - в фабрику «Свобода». В 1930 году в Москве была проведена специализация производства: парфюмерную группу с фабрики «Свобода» передали фабрике «Новая заря», а все производство туалетного мыла, существовавшее в Москве, было сконцентрировано на фабрике «Свобода». Сегодня объединение «Свобода» имеет научный центр и 5 направлений производства: мыловаренное, глицериновое, тубное, косметическое и производство зубных паст и шампуней. Ассортимент выпускаемой продукции насчитывает более 300 позиций. «Свобода» осуществляет деловое и творческое сотрудничество с ведущими парфюмерно-косметическими компаниями Германии, Франции, Англии, Швейцарии, Египта, Индии и других стран. Косметические изделия объединения «Свобода» отмечены многочисленными наградами на российских конкурсах: только в 2001-2002 годах ему вручили несколько дипломов и 26 медалей, в том числе высшую общественную награду РФ в сфере производства продовольствия «За изобилие и процветание России» и Золотую медаль Ассоциации содействия промышленности Франции. В 2002 году объединение получило премию «Российский национальный Олимп» в номинации «Промышленность. Производство». В 1864 г. Француз Генрих Брокар создал в Москве мыловаренное производство, ставшее мощным конкурентом компании «Ралле и К°». Сегодня егоимя почти забыто, а на рубеже ХIХ-ХХ веков его знала вся культурная Россия. Товарищество «Брокар и К°» имело 2 государственных герба. Один из них был получен в 1896 году на Всероссийской промышленной и художественной выставке в Нижнем Новгороде, второй – Малый государственный герб – в 1913 году вместе со званием «Поставщик Его Императорского Величества». К 1914 году фабрика обладала 8 золотыми медалями, полученными на всемирных выставках в Париже, Ницце, Барселоне и других мировых центрах. После революции 1917 года фабрика была национализирована и переименована в Государственный мыловаренный завод №5, а в 1922 году ее помещение передано в ведение организации Гознак. Однако рабочие бывшей фабрики Брокара по разрешению властей отстроили старое здание бывшей обойной Фабрики Сладкова, в котором с 1922 года заработал парфюмерно-мыловаренный завод «Новая заря». Во время войны, в 1941 году, один из цехов был эвакуирован в Екатеринбург. Из него в последующем образовалась фабрика «Уральские самоцветы» (ныне концерн «Калина»). До недавнего времени вся продукция фабрики выходила под маркой «Новая заря». Сегодня в фирменных магазинах фабрики выставлена продукция с новым названием «Nouvelle Etoile», выпущенная совместным российско-французским предприятием, российскую сторону в котором представляет «Новая заря». С 1995 года его продукция представляет Россию в знаменитом французском Музее запахов «Osmothegue» в городе Версаль. Русской школы парфюмеров не существовало. Главные специалисты на предприятиях были иностранцы, поэтому после национализации парфюмерно-косметических фабрик основной проблемой стала проблема подготовки кадров. Современный ассортимент духов, одеколонов, парфюмерных наборов, выпускаемый парфюмерной промышленностью, насчитывает около тысячи наименований. Косметическая промышленность выпускает более 500 косметических и гигиенических средств. Они экспортируются в десятки стран мира. Все шире используются в косметике биологически активные вещества, дары моря, фармакологические препараты. Поэтому можно утверждать, что в создании парфюмерии и косметики принимают участие медики, химики, звероводы, селекционеры, растениеводы, лесоводы и океанологи. В России объединения профессионалов в индустрии красоты появились не так давно, но они завоевывают авторитет и твердые позиции не только в стране, но и в международном масштабе. Российская парфюмерно-косметическая ассоциация (РПКА) создана в 1995 году с определенной целью - представлять интересы парфюмерно-косметической отрасли страны. РПКА участвует в разработке нормативно-правовой базы для решения актуальных проблем парфюмерно-косметической промышленности, поддерживает научные исследования и инновации в отрасли, организует подготовку ведущих специалистов для предприятий-производителей, представляет интересы России на международном уровне. На сегодняшний день действительными членами РПКА являются 75 компаний - отечественные предприятия — производители косметики и парфюмерии, российские представительства ведущих мировых производителей косметического сырья, торговые компании, предприятия инфраструктуры отрасли, а также специализированные СМИ. С 1996 года РПКА является членом Торгово-промышленной палаты РФ, а с 1998 года - членом Европейской ассоциации парфюмерии, косметики и средств гигиены (СоПра). Согласно современному законодательству Европейского союза (ЕС), «косметический продукт означает любое вещество или препарат, предназначенные для нанесения непосредственно на различные части человеческого тела (эпидермис, волосяной покров, ногти и наружные половые органы) или на зубы и слизистую оболочку полости рта с единственной или главной целью их очищения, придания приятного запаха, изменения внешности и/или коррекции запаха тела и/или их защиты и сохранения в хорошем состоянии...» При этом продукцию для массового и профессионального использования, лечебную и декоративную косметику рассматривают одинаково. В 1976 году государствами-членами ЕС принят закон «Косметическая директива», который регулирует вопросы, связанные с производством и размещением на рынке стран ЕС косметической продукции. В последние годы парфюмерия и косметика стали крупными отраслями промышленности. На плантациях агропромышленных комплексов выращиваются в большом количестве эфирно-масличные растения, в частности кориандр, роза, герань, мята, лаванда и др. Вырабатываются синтетические душистые вещества, получаемые путем химического синтеза. Синтезированное сырье успешно заменяет природное, оно дешевле, чем натуральное. Звероводческие совхозы и колхозы поставляют парфюмерам необходимые в производстве духов вещества - мускус и цибет.
Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.006 сек.) |