АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

ФИЛОСОФІЯ

ЕТИКА ЯК ПРАКТИЧНА

 

 

Тема 5.1. Морально-етична культура і

самореалізація особистости.

 

§ 1. Моральна культура суспільства.

Нравственная культура общества, общностей и личности — синте­тический, интегральный результат всего духовного развития. Они ха­рактеризуются как уровнем усвоенных моральных ценностей общест­ва, так и участием человека в их сохранении и приумножении,

Культура рассматривается нами как способ человеческой деятель­ности, как обобщающая характеристика универсальности развития че­ловека. В ней фиксируются степень его овладения отношениями к при­роде, к обществу, к подобным себе и к самому себе. Культура — это ис­торическое явление, продукт истории, в котором утверждаются и передаются ценности и достижения социального опыта. Она реализу­ется в продуктах материального и духовного труда, в системе социаль­ных норм и учреждений.

Но культура не только совокупность матери­альных и духовных ценностей, созданных обществом, она — специфи­ческий способ человеческой деятельности, определенное качество этой деятельности, которое охватывает как мотивацию и стимуляцию соци­альной активности, так и механизм социальной регуляции и саморе­гуляции. Поэтому культура — это качественная характеристика разви­тия человека, его духовного мира, степень универсальности, с какой он взаимодействует с окружающим миром и самим собой.

Мораль является структурной частью, специфическим элементом культуры как целого, а именно такой частью, которая, прежде всего, обеспечивает специфически человеческий способ существования.

В системе культуры личности, как сложного полиструктурного об­щественного феномена, важное место занимает нравственная культура. Этим понятием охватывается уровень освоения членами общества мо­ральных ценностей (нравственных норм, принципов, идеалов и т. д.), и практического претворения их в поступки, в каждодневное поведение, проявляющееся в отношении человека к другим людям, обществу в це­лом, к природе, в его ценностных ориентациях, социально-психологи­ческих установках, целях, жизненных планах и т. п.

Нравственная культура общества является совокупностью мораль­ных норм, принципов, идеалов, оценочных и иных представлений, спо­собов их воплощения в повседневной деятельности людей. Она вклю­чает в качестве подсистем:

1. Объективные нравственные ценности, т. е. реальные поступки, линию поведения людей и их соответствие или несоответствие интере­сам развития личности, общества, социального и нравственного про­гресса человечества. Реализуются в многообразных сферах нравст­венных аспектов (мотивы, оценки) деятельности людей, их сознатель­ных поступках, соответствующих или противоречащих установленным общественным моральным нормам, принципам и идеалам.

2. Субъективные нравственные ценности в виде постоянно разви­вающихся представлений о моральных нормах, принципах и идеалах общества и личности, фиксируемые в обыденном нравственном созна­нии и этических теориях.

Нравственная культура общества представляет со­бой сложную динамическую систему. В ней взаимодействуют три основ­ных фактора:

во-первых, специфическое содержание общественной деятельности людей, включающее освоение, передачу, воспроизведе­ние, обогащение и творческое преобразование ценностно-нормативных способов регуляции индивидуального и общественного поведения;

во-вторых, возникающая и обогащающаяся в процессе этой деятельности совокупность нравственных норм, принципов, идеалов и эталонов по­ведения, реализуемая в конкретных действиях индивидов и социальных общностей;

в-третьих, процесс духовно-нравственного развития обще­ства и человека на основе активного применения оценочно-императив­ного способа регулирования поступков и действий, обогащения нрав­ственных ценностей, имеющихся в распоряжении общества, а также интсриоризация этих ценностей в духовный мир личности, в ее повсед­невные поступки, жизненные позиции.

Нравственная культура выступает своеобразной «сквозной» системой культуры, которая «пронизы­вает» все без исключения виды, формы культуры, раскрывая нравствен­ную ценность любой человеческой деятельности.

 

 

§ 2. Моральна культура особистості:

сутність і структура.

Нравственная культура личности представляется как мера ее нрав­ственной социализации, т. е. степень освоения и присвоения господст­вующих в обществе моральных ценностей и степень приобщения к нравственным аспектам деятельности в различных сферах обществен­ной жизни. Иными словами — это достигнутая личностью мера нрав­ственного развития, характеризующаяся усвоенными и реализуемыми в деятельности нравственными ценностями.

В обыденном понимании под нравственной культурой подразуме­вают нравственную воспитанность человека, степень усвоения им нрав­ственных норм, предписаний и реализации их в своих поступках. По нравственной культуре человека судят о том, насколько глубоко и проч­но нравственные установки, принципы и нормы, действующие на оп­ределенной ступени исторического развития общества, воплощаются в чувствах, мыслях, в повседневном поведении, в жизненной позиции личности. Только через деятельное обнаружение в поступках, общении с окружающими людьми проявляется нравственная культура человека, а также мера соответствия его нравственной развитости моральным эта­лонам и принципам конкретно-исторического общества.

В структурном плане нравственная культура выступает в качестве диалектического единства культуры нравственного сознания и культу­ры нравственного поведения, которые в свою очередь представляют собой сложные подсистемы.

В культуру нравственного сознания входят культура этического мышления и культура нравственных чувств. Нравственное сознание представляет собой специфический вид социального познания, направ­ленный на освоение ценностных свойств общественных отношений и поступков (деятельности) людей с точки зрения их соответствия при­нятым в обществе нравственным нормам и установлениям. Одна из су­щественных особенностей нравственного сознания состоит в том, что социально необходимое находит в нем форму личностного выражения, благодаря чему оно выступает в индивидуальной и общественной жиз­ни в качестве своеобразной программы действия, нравственного импе­ратива. Культурный потенциал нравственного сознания реализуется, прежде всего, в культуре этического мышления, выражающейся в спо­собности «этического суждения».

Культура этического мышления проявляется в нравственной оцен­ке ситуации, в определении нравственного выбора и принятии нравст­венного решения. Критерием культуры этического мышления являет­ся оптимальность принятия нравственного решения и разрешения нравственного конфликта. Проявления культуры этического мышления многообразны. Это умение Пользоваться приобретенным этическим знанием, что проявляется в умении отличать добро от зла, несмотря на внешне обманчивые проявления того и другого, в умении применять к конкретной ситуации необходимую, соответствующую ей нравствен­ную норму и т. п.

Но нравственная культура не сводится к знанию в области морали. Чтобы моральное знание превратилось в сознание, в умение пользовать­ся полученными знаниями, оно должно опираться не только на дово­ды разума, но и на силу чувств. Именно чувства человека, преобразо­ванные, отшлифованные нравственностью, являются мощным факто­ром превращения этических знаний в нравственные поступки.

Нравственные чувства — интериоризированное (внутренне приня­тое) представление общественного начала в человеке. Культура чувств — одна из важнейших характеристик нравственного сознания личности. Степень нравственной воспитанности человека совпадает с тем, на­сколько развита у него способность к «моральному резонансу», сопере­живанию, сочувствию, насколько нравственно чисты чувства. Все это не менее важно, чем культура этического мышления. Формирование культуры нравственных чувств — важнейший резерв совершенствова­ния нравственной культуры личности и межличностных отношений.

Такие нравственно-психологические качества личности, как спо­собность к взаимопониманию, отзывчивость, ощущение сопричастно­сти, солидарность обеспечивают хороший морально-психологический климат в коллективе, сплоченность его членов, нормальное межлично­стное общение. Эмоциональная сторона деятельности, нравственные чувства раскрывают степень субъективной готовности личности прини­мать и выполнять нравственные требования. В целом культура нравст­венных чувств является одним из основных показателей духовно-нрав­ственного мира личности.

Наряду с культурой нравственного сознания в нравственную культу­ру личности входит и культура нравственного поведения (поступка). Практически-духовная природа морали, сращенность (зрощення) с общественными отношениями означает, что ее требования неотделимы от общественных задач, наполнены конкретным практическим смыслом. Условно культу­ру поведения можно подразделить на внутреннюю и внешнюю.

Опре­деляющую роль играет внутренняя культура человека. Основываясь на мировоззрении и нормах нравственности, она воплощает результаты воспитания. Однако достаточно велико значение и внешней культуры, выражающейся в знании и воплощении в поступках, поведении правил этикета. Действительная культура, внутренняя и внешняя, проявляется во всем: в отношении к труду, во владении устной речью, в одежде, в по­вседневном общении с семьей, с коллегами по работе, в манере поведе­ния в гостях, общественных местах.

Складываясь из многих компонен­тов, культура нравственного поведения проявляется, прежде всего, в двух из них:

а) умении выбирать адекватную внутренней нравственной куль­туре внешнюю форму и

б) умении оптимизировать способ деятельнос­ти, выбирать и применять эффективные средства исполнения морально­го решения.

Таким образом, нравственная культура личности — это ка­чественная характеристика морального развития и моральной зрелости личности, проявляющаяся в трех уровнях:

1) культуре этического мышления, выражающейся в знании мораль­ных требований общества, в способности человека сознательно обос­новывать цели и средства деятельности. Это ценностно-ориентирую-щий и программирующий уровень нравственной культуры, зависящий от этических знаний и нравственных убеждений, мировоззрения лич­ности, обеспечивающий внутреннее принятие моральных целей и средств;

2) культуре нравственных чувств, проявляющейся в способности к сочувствию, сопереживанию, милосердию;

3) культуре поведения, базирующейся на принципе гуманизма, по­средством которой реализуются поставленные и принятые нравствен­ные цели. В ней, в конечном счете, выражается жизненная позиция человека. Культура поведения характеризует способность к морально­му выбору и практической деятельности в соответствии с господству­ющими моральными ценностями, установившимися правилами при­стойного поведения.

В зависимости от зрелости этих компонентов моральной практике известны несколько уровней-типов нравственной культуры личности: — низкий — когда человек не обладает элементарными моральны­ми представлениями и часто нарушает общепринятые нравственные нормы;

— «мозаичный» — когда отрывистые моральные представления со­седствуют с нравственными поступками, совершенными под воздейст­вием общественного мнения, традиций и т. д.;

— рациональный — характеризующийся чисто вербальным усвоени­ем моральных норм без внутренней убежденности в их правомерности и необходимости;

— эмоционально-экспрессивный — когда человек приобретает обо­стренное нравственное чувство добра и зла, справедливого и несправед­ливого, но ему не хватает знаний и чаще всего воли для их материали­зации;

— высокий — отличающийся единством глубоких научно обосно­ванных знаний, богатства чувств и практических действий. В реальной жизни могут проявляться и другие уровни-типы нравственной культу­ры человека.

Становление нравственной культуры индивида зависит от социаль­ного окружения, организации среды воспитания, общей и педагогиче­ской культуры воспитателей, но не в меньшей степени от самого чело­века, его постоянной работы над собой.

 

§ 3. Моральне виховання й самовиховання особистості.

Содержание процесса формирования человека включает в себя ди­алектическое единство объективного и субъективного, наследственного и социального, материального и духовного, сознательного, целенаправ­ленного и стихийного, положительного и негативного. В качестве ос­новных его слагаемых следует выделить влияние природной среды и социального окружения, воздействия субъектов общественного и се­мейного воспитания, самовоспитание, участие в предметно-практиче­ской деятельности и общение.

Проблема формирования личности, воздействия различных факто­ров в этом процессе, соотношения понятий, с помощью которых ана­лизируется данное явление, не нова. Она имеет свою историю, свою философско-социологическую, психолого-педагогическую традицию. Представители французского материализма XVIII в. и утопического социализма считали, что человек — продукт обстоятельств и воспита­ния и для того, чтобы изменить его, нужно, в первую очередь, изменить обстоятельства и организовать просвещение. Сторонники субъективно­го идеализма, наоборот, абсолютизировали работу человека по самосовершенствованию.

Но человек не только продукт обстоятельств (воздей­ствия социальной среды), но и их активный участник, создатель, тво­рец, преобразователь. В процессе преобразования окружающего при­родного и социального мира он изменяет и свой внутренний мир, со­знание, себя как биологического, социального и духовного индивида. Человек формируется одновременно как объект и субъект социальных отношений. Он их творец, продукт, реальный носитель и выразитель.

Социальная среда, как совокупность объективных факторов, вли­яющих на формирование и поведение личности, включает в себя мак­ро- и микросреду. Макросреда представляет собой единство способа производства, характера общественного разделения труда, социальной структуры общества, образа жизни, систем образования, воспитания и других социальных институтов и опосредованно влияет на человека, главным образом, через микросреду. Микросреда как непосредственное устойчивое социальное окружение индивида влияет на развитие чело­века через семью, школу, трудовой (учебный) коллектив и различные референтные группы.

Социальная среда оказывает влияние на по­требности, интересы человека, задает цели его деятельности. Однако она сама по себе не может формировать положительные качества у че­ловека, автоматически порождать развитую, зрелую личность, так как внешние условия создают лишь предпосылки к реализации потребно­стей и интересов человека. Социальная среда с ее многочисленными сферами является объективным основанием социализации индивида, становления его сознания.

Социализация — процесс усвоения индивидом образцов поведения, психологических механизмов, социальных норм и ценностей, необхо­димых для успешного функционирования в конкретно-историческом обществе. Социализация охватывает все процессы приобщения к куль­туре (коммуникации и научения), с помощью которых человек приобретает социальную природу и способность участвовать в общественной жизни. Социализация обеспечивает вживание человека в общественную практику через усвоение предшествующего опыта, приобретение зна­ний, умений и навыков деятельности и общения.

Целенаправленную деятельность по выработке у людей программи­руемых качеств, как правило, называют «воспитанием». Воспитание призвано смягчить, скорректировать стихийные негативные воздейст­вия социальной среды на человека, усилить и опереться на положитель­ные и использовать их для выполнения социального заказа общества на соответствующий тип личности. Как сознательная целенаправленная деятельность воспитание отли­чается от стихийных влияний наличием определенной программы, средств и методов воздействия, концентрирующих в себе исторический опыт прошлых поколений, результаты специальных научных исследо­ваний.

Воспитание призвано не подменять объективное социальное воздействие или конкурировать с ним, а выявлять в хаотическом про­цессе этого воздействия наиболее благоприятные факторы для созда­ния планируемой модели личности, нейтрализуя, насколько возможно, негативные влияния. Общественное воспитание в основном совпадает с объективным воздействием наличного бытия. Оно охватывает все виды овладения социальным опытом (знаниями, умениями, социаль­ными установками) и осуществляется через образование, обучение и непосредственное воспитательное воздействие с целью формирования системы ценностей, социальных установок, мировоззрения.

Через воспитание человек получает большую часть знаний, норм, умений, принципов, идеалов, свойственных общественному сознанию и представляющих теоретически обобщенный опыт общества. Воспитание направлено на усвоение ценностей общества, в котором живет индивид. Но человек усваивает не только ценности своего окружения и современного ему мира. Его ценностные ориентации вырабатываются с учетом всех достижений человеческой культуры. В процессе воспи­тания, обучения человек приобретает знания, овладевает методами преобразования мира и самого себя. Усвоение опыта, знаний, систе­мы ценностей всегда индивидуально. Они не просто усваиваются, а перерабатываются в сознании индивида в уникальных, неповторимых комбинациях.

Нравственное воспитание, как одно из направлений системы обще­ственного воспитания, призвано вырабатывать наиболее общие регуля­тивные принципы жизнедеятельности человека, обеспечивать его го­товность действовать в соответствии с конкретно-историческим обще­ственным идеалом на основе общечеловеческих ценностей. Главная особенность нравственного воспитания заключается в направленном превращении внешних для человека нормативных требований в систему личностных качеств, утверждающих добро и справедливость в жиз­ни.

Формирование у индивидов нравственных способностей наряду с нравственными потребностями составляет своеобразную сверхзадачу нравственного воспитания. Нравственное воспитание, как и любой вос­питательный процесс, складывается из единства последовательных зве­ньев:

• нравственного просвещения;

• превращения этических знаний в нравственные убеждения;

• выработки привычек должного поведения;

• формирования потребности и способности к нравственному самосо-вер­шенствованию;

• выработки непримиримого отношения к аморализму, воспитание готовности и способности противостоять злу.

Нравственное воспитание, таким образом, ориентирует, убеждает, приучает. Нравст­венная дееспособность, нравственная культура личности проявляется в том, что она знает, желает и умеет достичь желаемого, нравственно одобряемого. В системе воспитатель­ных средств особое место занимают сила положительного примера, моральная оценка поступков авторитетными лицами, общественным мнением или самооценка.

Следовательно, в процессе общественного воспитания формируется сознание и самосознание человека в единстве его познавательной, эмоци­онально-оценочной, действенно-волевой и регулятивной сторон, социаль­но значимая и индивидуально-значимая направленность личности, ее мировоззрение, потребность в самовоспитании, происходит становление личности, соответствующей существующим и создаваемым условиям, при­ближение ее сознания и поведения к характеру этих условий.

В достижении целей воспитания все большее значение приобрета­ют сознательные усилия самой личности. Оставаясь объектом воспита­тельного воздействия общества и его подсистем, индивид в то же вре­мя становится все более активным субъектом, осуществляя самовоспи­тание, самосо-вершенствование. Поэтому личность не только и не столько объект воспитания, сколько субъект, способный к самовоспи­танию. Без ее внутреннего стремления, активности воспитание будет малоэффективным, недейственным. Таким образом, воспитание зако­номерно дополняется и завершается самовоспитанием.

Самовоспита­ние по форме — субъективный процесс, по целям и содержанию оно обусловлено потребностями общественного развития, характером дея­тельности, доминирующими ценностями. Социальная среда и воспи­тание детерминируют самовоспитание и способствуют созданию необ­ходимых социально-психологических предпосылок для него. В обще­стве все они могут быть подчинены общим целям и требованиям или групповым, частным. Решение любой задачи воспитания личности не­посредственно содержит в себе необходимость самовоспитания. Воспи­тательные воздействия в ходе самовоспитания преломляются во внут­реннем мире (сознании) личности и либо принимаются как собствен­ные требования, либо отвергаются.

Самовоспитание относится к высшим духовно-практическим спо­собностям личности, реализующимся в специфической, свободно пред­принимаемой деятельности по самосозиданию, творению самого себя. Оно — одна из форм самодвижения, саморазвития, социальной само­регуляции человека, в которой проявляются индивидуальные возмож­ности воспитания. Самовоспитание, самосовершенствование представ­ляет собой высшую форму программирования и управления личностью своим поведением и деятельностью, высшую рациональную ступень ее саморазвития.

Эффективность процесса формирования личности зависит от того, в какой мере цели и задачи субъектов воспитания трансформируются в личностные цели самовоспитывающегося индивида. Высокая дейст­венность самовоспитания состоит в том, что оно является выражени­ем собственного желания и инициативы личности, в субъективном пла­не идет не от внешней необходимости, а от собственного выбора, сво­ей воли, не навязано личности, а является проявлением ее свободы, способом самовыражения. Без этого субъективного фактора практически невозможно становление социаль­но зрелой, общественно активной, творческой личности с жизненной позицией гуманистической направленности.

Источник самовоспитательной деятельности не внутри индивида и не в социальной среде, а в противоречивом характере взаимодействия человека и среды. Самовоспитание — это:

• развитие положительных социальных качеств;

• устранение отрицательных, связан­ных с негативным влиянием среды, природной предрасположеннос­тью, совершенствование психических процессов (внимания, памяти, воображения и др.);

• преодоление физических, психических неду­гов, укрепление здоровья иразвитие воли, характера, эмоциональной и интеллектуальной сферы. Все это является системной характеристикой личности и важным показателем ее культуры, свидетельством осозна­ния ответственности перед обществом за формирование своего обли­ка, качество деятельности и поведения.

У социально зрелой личности самовоспитание, самосовершенствование становятся главной движущей силой ее развития; у конформистской — внешнее всегда будет занимать доминирующее положение и подавлять внутреннее.

Самовоспитание, будучи зависимым от образа жизни определенной общности и системы воспитания в коллективе, семье, характера деятель­ности относительно самостоятельно и при определенных обстоятельст­вах может иметь асоциальную направленность. Противоречивые воздей­ствия социальной макросреды и различных ее элементов, а также мик­росреды (коллектив, семья, референтная группа и др.) и воспитателей могут создавать противоречия между воспитанием и самовоспитанием, в немалой степени это зависит от уровня педагогической и обшей куль­туры различных субъектов воспитания, включая и саму личность.

На единство общественного воспитания и самовоспитания могут влиять мировоззренческая позиция индивида, слабость либо бездейст­вие волевого фактора. Без воли перевод желаемого в действительное невозможен. Слабость воли — основная либо одна из основных причин поражения личности в самовоспитании, приводящая ее к внутреннему разладу.

Следовательно, благодаря самовоспитанию расширяется сфера разви­тия личности, оно — фактор ее социализации (особенно вторичной), все­стороннего развития. Без самовоспитания, самосовершенствования не бывает полноценного развития личности, не могут сформироваться ее са­мостоятельность, высокая социальная активность, ответственность. Ана­лиз биографий, дневников, мемуаров, жизнеописаний великих, выдаю­щихся и известных людей (Сократ, Л. Толстой, М. Ганди, А. Швейцер, О. Шмидт и многие другие) свидетельствует о том, что в выработке цель­ного мировоззрения, трудолюбия, интеллектуальной, профессиональ­ной, эстетической, нравственной и других видов культуры, в восстанов­лении утраченного здоровья, устранении физических и психических дефектов исключительная роль принадлежала самовоспитанию, само­совершенствованию. Известный писатель В. Пикуль в беседе с корре­спондентом акцентировал внимание на том, что он сам воспитывал свой характер в трудные, исключительные времена на «Мартине Идене» Джека Лондона и что только неустанный труд души способен вы­ковать личность.

В. Ф. Тертычная (Яровая), исследовавшая проблему самосовершен­ствования личности, подчеркивает, что явления самовоспитания и са­мосовершенствования личности, хотя и имеют единство по своей ро­довой сущности, но принципиально различны, поскольку процесс са­мосовершенствования связан исключительно с духовно-нравственной системой координат. Для самосовершенствования значима не мера раз­вития каких-либо качеств личности, а их нравственное содержание, способность к утверждению общечеловеческих нравственных ценнос­тей.

Самосовершенствование личности наполняет нравственным содер­жанием все проявления ее активности, формируя тем самым духовно-нравственную целостность личностного бытия, направленного к мак­симально полному воплощению общечеловеческого нравственного идеала '. Процесс самосовершенствования личности представляется одним из существенных показателей нравственной культуры личности, с одной стороны, а с другой — средством нравственного возвышения человека до мыслимого предела. Нравственное самосовершенствование во многом зависит от повседневной внутренней работы над собой, ко­торую осуществляет личность как активный носитель и творец нравст­венных ценностей.


Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.014 сек.)