|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Психоаналитическое направление
Теории личности. Литература: Хьелл, Зиглер. «Теории личности». Холл, Линдсей. «Теории личности». Годфруа. (Мало)
Любая теория выполняет две основные функции – объяснить и предсказать поведение. Любая из теорий личности так или иначе выполняет эти функции, но, поскольку каждая из них создана людьми, они имеют различные взгляды на природу человека, и поэтому их взгляды весьма не похожи. Психологические факты, полученные в результате исследований одинаковы, но трактуются по-разному. Теоретики в плане личности обращаются к очень широкому спектру феноменов. Теория личности – некоторая организация фактов в зависимости от личности исследователя и данного им определения личности. Ни одна теория всего не объяснит, а объяснит лишь часть. Основные направления теории личности. В психологии есть три исторически доминирующих силы: психоанализ, бихевиоризм, гуманизм – это основа. Помимо этого в научных исследованиях используется диспозициональное направление или теории черт личности. Также есть культурно-историческая концепция Л.С. Выгодского. Список теоретиков, изучаемых курсе: Психоаналитическое направление: З. Фрейд, А. Адлер, Д. Юнг, Э. Хромм, Хорни, Э. Эриксон, Г. Саливан. Поведенческое направление: радикальные бихевеористы Уотсон (основоположник) и Скиннер, современные бихевиористы – А. Бандура. Гуманистическое направление: А. Маслоу, К. Роджерс. Теории черт: Олкорд, Кеттел, Современная пятифакторная модель личности, Теория Выгодского. Схема рассмотрения теорий (кое-где позиции будут отсутствовать): 1) Мотивы; 2) Структура личности; 3) Развитие личности; 4) Методология; 5) Критика метода. 6) Связь биографии ученого и его взглядов (возможно); Психоаналитическое направление. Основной пункт теорий – понятие бессознательного. Бессознательное – основа, то, что определяет сущность человека. Основные теории: Европа - Адлер, Юнг; США – Эриксон, Бёрн. Во Франции в основном все основано на теории Фрейда. В России теоретиков нет. С 20-х годов в России это направление было подвергнуто гонениям, и лишь в конце 80-х 90-х ученые получили доступ к работам, и интерес мог реализоваться. Теория личности Зигмунда Фрейда (1856-1939) Фрейд был единственным мальчиком в еврейской семье в Вене, Австрия. Закончил медицинский факультет в Вене, практиковал как невропатолог. Стажировался в Париже у Шарко (который придумал душ Шарко). Занимался исследованиями истерии (сейчас эта болезнь уже не диагностируется, но в те годы – это была одна из основных болезней). Суть истерии: у человека есть проявление болезненного состояния, но физиологических изменений нет. Шарко устранял симптомы этой болезни с помощью гипнотического внушения, в результате менялось представление о пациентов. Истерия вызывается прошлыми переживаниями, на которые пациент не мог адекватно реагировать, и подавил их, не дав им выход. Действие не осуществилось, а вместо него проявился синдром – например, боль. Если человеку просто объяснить синдром – ничего не изменится, необходимо, чтобы пациент сам вернулся к изначальному источнику и эмоционального отреагировал на ситуацию, на которую ранее эмоционально не отреагировал (катарсис). Позднее с Брейером Фрейд разрабатывал пути лечения катарсиса. Фрейд бросил гипнотерапию после лекции Бернгейма, где он говорил, как добиваться воспоминаний не с помощью гипноза, а с помощью убеждения, вопросов. С этим методом Фрейд и стал работать. При этом методе не происходит ничего, кроме беседы. Фрейд пришел к выводу, что вся информация, которую выкладывает пациент, закодирована бессознательным и нуждается в расшифровке. В связи с чем, он изобрел метод словесной ассоциации – пациент должен был отказаться от критики мыслей и говорить все, что приходит ему в голову, даже нелепые и абсурдные мысли и ассоциации. Все эти ассоциации Фрейд интерпретировал. Техника интерпретации и была названа психоанализом. Именно психоанализ и стал методом получения данных, на которые была построена теория личности. Уже в конце 19 века Фрейд высказал идею, о сексуальных проблемах детства, сексуальных причинах заболеваний. Эта идея стала его камнем преткновения. Из-за этих идей его долго критиковали, в 1896 году из-за этих идей его даже исключили из Венского медицинского общества. Результатом его работы в данном направлении стали следующие труды: «Толкование сновидений» (1898), «Психопатология обыденной жизни», «Остроумие и его отношение к бессознательному», «Три эссе о сексуальности», «Анализ фобии пятилетнего мальчика», «Ведение в психоанализ: Лекции» (издано в России в изд-ве Наука в 1989 году). Брилл А. «Лекции по психоаналитической психиатрии» – почитать, теории Фрейда в этой книге изложены гораздо проще и интереснее. У него было очень много учеников, последователей – Адлер, Юнг, и много других. Фрейдизм оказал очень большое внимание на философию, искусство и психологию 19 века. Фрейд считал, что каждый человек, особенно психоаналитик, должен сам пройти как пациент пройти курс психоанализа (Фрейд сам в течение 30 минут ежедневно проходил курс самопсихоанализа). Однако, он был болен – многие болезни нашли психосоматическое отражение. С 1923 года болел раком горла, у него было более 30 операций. Дочь Фрейда Анна Фрейд занималась детским психоанализом. Ни одной дочери не дал выйти замуж, сестер бросил в фашистской Австрии (сам эвакуировался в другую страну в начале войны). Его жизнь иллюстрировала его теорию, или его теория иллюстрировала его жизнь (в любом случае, была связь). Был фанатиком, рвал отношения с учениками, не полностью воспринимавшими его взглядами. Если под гипнозом человеку внушить сделать что-то, то человек совершал эти действия после гипноза, и при вопросах, зачем он это сделал, он пытался рационально объяснить свои поступки, которых не было в природе. Фрейд сделал вывод о том, что есть бессознательные психические процессы – человек ничего о них не знает, но они оказывают огромное влияние на него. Таким образом он пришел к идее о том, что существует три уровня психической жизни человека: 1) Бессознательное. Самый глубокий и низкий уровень. Здесь находятся инстинкты, потребности биологического уровня, неприятные и болезненные воспоминания ранних лет жизни (сексульные желания, враждебность к родителям, сексуальные желания в отношении родителей). Именно этот уровень во многом определяет наше повседневное поведение, по мысли Фрейда. 2) Предсознательное. То, что не осознаем сейчас, но можем осознать. Доступная память. Легко осознаем и воспроизводим при необходимости. 3) Сознание. То, что мы осознаем сейчас, в данный момент, в конкретный период времени. Фрейд предполагал, что человек – сложная энергетическая система и источник энергии – нейропсихофизическое состояние человека. Оно питает нашу физическую активность. Цель любого нашего поведения – снижение напряжения. По Фрейду мотивация человеку полностью основана на энергии возбуждения от поступающих телесных потребностей, причем любая активность человека – не только физическая, но и умственная, так же определяется инстинктами, как прямо, так и замаскировано. Все наше поведение – благопристойные попытки найти способ уменьшения напряжения. Фрейд говорил о существовании двух инстинктов: 1) Инстинкты жизни. То, что служит реализации жизненно важных процессов – еда, сон. 2) Инстинкты смерти. Основа проявления всех видов агрессии – разрушение, убийство, самоубийство, раздражение. Считал, что всем организмам присуще стремление вернуться в то состояние, из которого мы пришли. «Цель жизни – смерть». Среди инстинктов жизни Фрейд главным считал сексуальный инстинкт. Энергия сексуального инстинкта – либидо. От рождения либидо начинает путешествовать по разным областям и зонам нашего организма, это заложено генетически. Путешествие либидо – это, по Фрейду, развитие личности. Стадии развития личности – по движению либидо по определенным участкам тела. Стадии развития личности: 1) Оральная стадия. От 0 до 1 года (иногда до 1,5 лет – до момента окончания грудного вскармливания). Либидо сконцентрировано вокруг рта. Главная потребность этого возраста – потребность в еде, поэтому либидо здесь. С течением времени процесс кормления начинает удовлетворять не только потребность в еде, но и потребность в любви. Ребенку начинает доставлять удовольствие сам процесс. Поэтому, потребность в еде и любви соединяются для ребенка в одной стадии. Если постоянно фрустрировать либидо, оно фиксируется в этой зоне, но здесь, говорит Фрейд, влияет конституциональный фактор (врожденный дефект, например). В случае фиксации либидо в оральной зоне, человек будет искать удовольствие именно в этой зоне, особенно в результате стресса или волнения – курить, жевать жвачку, объедаться. Есть еще и опосредованные последствия фиксации – чрезмерное ораторство, язвительность, сарказм, черный юмор. Есть два периода: орально-пассивный и орально-агрессивный. 2) Анальная стадия. От 1 до 2 лет. Все импульсы стадии связаны с усилением мускулатуры и овладением выделительной функции. Ребенка начинают приучать к опрятностям, и его внимание сосредоточено на анусе. Мир в отношении опрятностей начинает выступать как враждебная сила, лишающая ребенка удовольствия (ходить в туалет когда хочется, а не когда надо). Все, что кроме – считается неприличным. Проявляется реактивное образование – защита от опасных импульсов и появление противоположных. Только таким способом может поддерживаться вытеснение. Сначала ребенку нравятся, он гордится своими экскрементами, а затем эти эмоции меняются на противоположные. На этой стадии ребенок учится разрешать конфликты. Социальное принуждение, наказание родителей, страх потерять их любовь – все это заставляет ребенка формировать некие запреты для самого себя. Начинает формироваться мораль, закладываются авторитеты. По характеру - это лишь совокупность ранних переживаний. Аккуратность, опрятность, пунктуальность, экономность, накопительство, агрессивность – все эти качества должны сформироваться у ребенка на анальной стадии. Если были проблемы в процессе анальной фазы – излишняя суета, противоборство между воспитателем и ребенком – то этот материал выходит в искаженной форме – в виде неврозов и психозов. Это может протекать как признаки регрессии. Если либидо фиксируется в этой зоне, человек всю жизнь будет стараться уменьшить напряжения в этой зоне – склонность к запорам и пр. Есть и смещенные способы проявления (черты характера) анального характера: чрезмерная аккуратность, сверх-экономия, сверх-упрямство, педантичность, скурпулезность, мелочность, консервативность в плане мнения, мстительность, сарказм, недоверчивость, склонность сквернословить, любовь к черному юмору. Есть второй тип – склонность к беспокойству, разрушению (Фромм относил к этому типу Гитлера). Склонность к садомазохизму формируется тоже на этой стадии (в прямом и переносном смысле). Садомазохизм – склонность к подчинению, склонность стать частью чего-то большего. Также может сформироваться характер садиста. Садист присоединяет кого-то к себе, командует, эксплуатирует и берет на себя ответственность за другого, как за себя, однако это слияние – без интеграции. 3) Фаллическая стадия. 3-5 лет. В районе трех лет ребенок осознает существование двух полов, проявляет интерес к гениталиям. Тогда же у ребенка появляется первый сексуальный объект – родитель противоположного пола, однако ребенок сталкивается с тем, что у этого объекта есть свой объект. Начинается ревность. Фрейд назвал это Эдиповым комплексом. Впервые Эдипов комплекс упомянут в первой работе Фрейда. У мальчика – ревность к отцу, желание быть с матерью круглосуточно. В некоторых традиционных обществах мать постоянно с ребенком, пока он не обретет независимость – как раз этого ребенок и жаждет, как лучшего для себя. Однако в современном обществе это не так, отец препятствует этому. В результате гениталии мальчика связаны с матерью, а на это, в свою очередь, родители накладывают запреты и высказывают кастрационные угрозы. Когда мальчик видит гениталии девочки – образ матери вытесняется и хранится в бессознательном, а мальчик начинает идентифицироваться с отцом, принимает в себя все его запреты. Исчезновение Эдипова комплекса – к пяти годам. С 5 до 6 лет мальчик проходит фразу нарциссизма – все компоненты и частные влечения объединяются в поиске объекта, и первый объект – это он сам. Мальчик влюблен в самого себя, это эгоизм с эротическим акцентом. Затем начинается формирование социальных навыков Девочки: Эдипов комплекс возникает и у девочки (комплекс Электры, по Юнгу). Девочка привязана к отцу, а он предрасположен к ней. Девочка начинает видеть в матери соперницу. Она также озадачена отсутствием у нее мужского органа, чувствует свою неполноценность по этому поводу, чувствует зависть. Сначала девочка игнорирует эти мысли, старается вести себя как мальчик, однако потом общество вынуждает ее занять женскую позицию. Девочка считает мать виноватой в отсутствии у себя этого органа, считает ее так же неполноценной. Окончательно Эдипов комплекс проходит в момент полового созревания при формировании вторичных половых признаков, когда она осознает свою власть над мужским полом. Хотя к моменту поступления в школу Эдипов комплекса затухает. Если наступает фиксация в этой стадии, если проблемы с протеканием Эдипового комплекса – может возникнуть фиксация либидо на этой стадии. У Мужчин – хвастовство, склонность к дон-жуанству, доказательство своей мужественности, стремление всем что-то доказать. Для женщин – склонность к беспорядочным флиртам, постоянная жажда чужого внимания. 4) Латентная стадия. 6-12 лет (вся младшая школа). Эта стадия характеризуется затишьем, спадом сексуального интереса. Либидо переносится на освоение человеческого опыта. Овладение учебой, налаживание дружественных связей за пределом семьи. По Фрейду это требует очень большой энергии. 5) Пубертатная (генитальная) стадия. Характеризуется наступлением половой зрелости и возвращением детских стремлений. Теперь подросток стремится к нормальному сексуальному общению. Перевод инфантильного сексуального влечения в нормальную форму. Если до этого периоду интерес исходил из отдельных зон, то теперь возникает новая цель, для достижения которой активизируются все зоны. Как подростки находят свою цель: опора на прообразы раннего детства или нарциссически ищут объект (поиск самого себя в другом человеке). На генитальной стадии возвращается все, что было не удовлетворено в предыдущих стадиях – по Фрейду в основном это Эдипов комплекс. В этот момент подросток должен обеспечить себе уход от родителей, стать членом социального целого. Мальчик должен примириться с отцом, отойти от образа матери, а также найти себе новый образ. Нормальный объект по Фрейду – ровесник противоположного пола (плюс минус два-три года). Если не ровесник, то проблемы с отцом или матерью не были решены. Затруднения в общении на этой стадии ведут к фиксации или регрессии в одной из предыдущих стадий со всеми вытекающими последствиями. Одно из смещений – аскетизм (внутренние запреты, ему навязали, что сексуальные контакты – это очень плохо). Есть интеллектуализация, еще один отход – простое представление в воображения. До 18 лет все это устаканивается, а после человек живет с тем, что образовалась в этих стадиях. После прохождениялибидо по этим хонам складывается структура личности. 3 элемента структуры личности: 1) «Ид» или «Оно». Появляется с рождения. Это примитивные врожденные аспекты. Существуют полностью в бессознательном, недоступно в сознательном. Еда, сон, размножение. У этой части нет ограничений. Главный девиз – «я хочу». Язык «ид» не связан с речью, поэтому оно не может прорваться в сознательное (есть, например, в снах). В «ид» вытесняются все прижизненные неприятные воспоминания (всё, что было до 4-5 лет). 2) «Эго» или «Я». Складывается в районе 2-3 лет. Отвечает за принятие решений. Существует на уровне сознания и предсознания. Эта структура нужна для того, чтобы создать ограничения и каким-то образом контролировать «ид». Эго действует по принципу реальности, ищет компромисс между «ид» и средой обитания. 3) «Супер эго» или «Сверх-я». Личная версия социальных ограничений. Мы усваиваем в процессе социализации некую версию общественных норм и стандартов поведения и она превращается в супер-эго. Действует на всех уровнях. Состоит из совести (здесь находятся параметры для критичности, стыд) и высоких стандартов для себя. Эта стадия структуры начинает формироваться с анальной стадии. По Фрейду у мальчиков к концу фаллической стадии полностью сформировано, а у девочек – до разрешения Эдипового комплекса. Поэтому у девочек оно не такое сильное, не такое ригидное, девочки способны к приспособлению, адаптации, а мальчики – нет. Впоследствии характер поведения индивида определяется взаимодействием этих трех элементов. Фрейд считал первые три стадии самыми важными в формировании личности – все самое важное у личности формируется до 5-6 лет. В битке трех элементов структуры личности возникает тревога. Чтобы свести к минимуму чувство тревоги, существует механизм психологический защиты (защитные механизмы эго): 1) Отрицание. «Не замечай этого, этого нет». Игнорирование проблемы. 2) Проекция. Приписывание своих негативных чувств и мыслей другому человеку, чтобы объяснить себе, почему мы так чувствуем. 3) Регрессия. «Поплачь об этом». Возвращение к детским стереотипам поведения. 4) Замещение. Обращение агрессии на другой объект, не на тот, который ее вызвал. Это происходит в тех случаях, если тот объект, который вызвал агрессию значительно сильнее нас или дорог нам, поэтому мы обращаем свою агрессию на тех, кто слабее, или индифферентен. Происходит это из-за страха, что нам ответят тем же или отвергнут. 5) Вытеснение/подавление. «Забудь об этом». Забывание всего, что связано с чем-то неприятным, для блокировки негативных и неприятных чувств, которые мешают позитивному восприятию себя и жизни. 6) Рационализация. «Найди этому оправдание». Нахождение правдоподобных причин для того, что было вызвано совсем другими причинами. 7) Реактивное образование. «Преврати это в противоположное». Вырабатываем и подчеркиваем в поведении противоположную установку. 8) Сублимация. Удовлетворяем неприемлемый импульс, делая что-то социально приемлемое, переключаемся на другой социально значимый вид деятельности. Разные конфликты в раннем возрасте породили защитные механизмы, которые продолжают жить (Вытеснение, замещение, отрицание). Теории личности Фрейда подвергались критике не только со стороны представителей других теорий, но и его собственные последователи. Юнг говорил, что если все проблемы объяснять подавленной сексуальностью, то вся человеческая культура – фарс. Однако Фрейд так и считал. Для Фрейда сексуальность была объектом поклонения, он искал убежище в своей теории и пытался Всё объяснить с ее помощью. Тем не менее эта теория является одной из самых популярных в современной психологии, и его основная заслуга в том, что Фрейд предоставил нам бессознательное в эмпирическом смысле, показал, что оно реально и описал его. Неопсихоаналитические (неофрейдистские теории) Индивидуальная теория личности Альфреда Адлера (1870-1937) Как и Фрейд имел еврейское происхождение, был шестым ребенком в семье. Говорил, что в детстве его окружали страдание и смерть. В начальной школе учился очень плохо, однако позже проявил большое упорство и стал лучшим учеником в классе. В 1901-1902 был самым активным Фрейдистом, а в 1911 создал свою собственную теорию. В 1935 иммигрировал от нацизма в США в Нью-Йорк. У него около 300 книг и статей. Идеи Адлера оказали влияние на работу многих психотерапевтов во всем мире. В 1937 умер на своей лекции в Шотландии. Говорил, что чувство неполноценности нужно компенсировать стремлением к превосходству. Эти два понятия и являются основными в его теории. Первое разногласие с Фрейдом было из-за того, что Адлер считал, что нет отдельных частей личности, как считал Фрейд и не нужно выделять их даже для анализа, и все нужно рассматривать в целом. Не соглашался так же, что индивид это продукт наследственности и окружающей среды. По Адлеру люди обладают творческой силой, которая позволяет человеку свободно распоряжаться собственной жизнью, позволяет каждому человеку быть создателем своей жизни. Фрейд видел проявление либидо в сексуальности. Адлер же считал, что оно проявляется в стремлении к превосходству как в компенсации чувства собственной неполноценности. Его подход к либидо менее глубок и более рационален. Чувство неполноценности. Если у человека есть неполноценность органа – организм его компенсирует. В психической сфере, по мнению Адлера, происходит то же самое: если мы чувствуем какую-либо неполноценность в любой сфере, мы будем стараться эту проблему компенсировать. По Адлеру все мы ощущали чувство неполноценности, т.к. это все идет с раннего детства, когда ребенок беспомощен и опирается на родителей, тем самым чувствует себя неполноценным. Этот опыт зависимости обозначает начало длительной борьбы за преодоление этой неполноценности и стремление к совершенству. Комплекс неполноценности – преувеличенное чувство своей слабости, несостоятельности. Это может быть по разным причинам: врожденная физическая неполноценность, чрезмерная родительская опека, родительское пренебрежение (отвержение со стороны родителей). Проблемное поведение по Адлеру – результат комплекса неполноценности, и его превращение в комплекс превосходства. Комплекс превосходства – гиперкомпенсация, преувеличение своих способностей. Когда человек компенсирует что-то, у него возникает убежденность в своих силах, и ему более нет нужды доказывать что-то кому-то постоянно. Человеку с гиперкомпенсацией наоборот нужно постоянно доказывать другим свои возможности. В комплекс чувство неполноценности превращается в результате депрессии, болезни. Чувство неполноценности – изначальный источник наших стремлений. Однако, стремление к превосходству – более важный для нас феномен. Вопрос о природе стремления к превосходству Адлер оставлял без ответа, говоря, что мы с этим родились. Это чувство существует в виде теоретической возможности, а не в виде данности. Это чувство нужно развивать. Процесс формирования жизненной цели как фокуса стремления к превосходству начинается на 5 году жизни. Адлер рассматривал это стремление не как комбинацию мотивов, а как единый мотив. Деструкция характерна для людей слабых. Конструкция для людей благополучных. Такое стремление должно проявляться по Адлеру и на уровне общества. У каждого свой способ стремления к превосходству. Адлер называл это стилем жизни. Он основан на всех усилиях, с помощью которых мы преодолевали неполноценности и стремились к превосходству. Стиль жизни - творческое «я», творческие способности. Каждый человек может сам его создавать. Около пяти лет стиль жизни по Адлеру закреплен (в этом он не расходился с Фрейдом). Что влияет на создание стиля жизни? Относительно подробно описан порядок рождения детей в семье: 1) Старший ребенок. Чувствует себя королем, пока не появляется младший и не лишает его королевского трона. Сначала он борется, хочет его вернуть, но это оказывается бесполезным, и он становится «борцом в одиночку». Такие люди обычно консервативны, стремятся к власти, предрасположены к лидерству, им очень важен контроль. 2) Средний ребенок. Он стимулирован на борьбу с рекордами старшего. Темп развития часто выше, чем у первого ребенка. Честолюбив, может ставить для себя очень высокие цели. 3) Младший ребенок. Всегда окружен заботой, вниманием всех членов семьи. Однако, ему нужно преодолеть рекорды всех старших, поэтому самый честолюбивый. 4) Единственный ребенок. Не умеет соперничать, могут возникать трудности в общении со сверстниками, более всего зависим от родителей и других людей. Социальный интерес – другая важная концепция в теории Адлера. Социальный интерес состоит в помощи обществу и его совершенствовании. Люди подчиняют свои потребности делу социальной пользы, у него есть чувство идентификации с человечеством. Это чувство – врожденный задаток, однако такой, который требует развития. Люди – социальны по своей природе, а не по своей привычке. Ответственность за то, будет ли развит социальный интерес, лежит на социальном окружении, прежде всего на матери (но это ее несознательная обязанность, ребенок копирует социальный интерес с поведения матери). С первого дня жизни человек включен в систему межличностных отношений. Формируется социальная матрица, на место личных амбиций должен придти идеал некого совершенствования общества. Адлер считал, что если есть социальный интерес – он психически здоров, если его нет, то он нездоров. Созданная Адлером теория личности выступает как противоположный конструкт Фрейдовской теории индивидуальности. Венчает теорию Адлера его концепция о том, что наши основные цели являются фиктивными. Соотнесенность с реальностью любой цели проверить невозможно. Фикционный финализм – людям свойственно выстраивать свою жизнь, основываясь на неких представлениях (вере в бога, «все люди равны», «каждый должен получать по труду»). Согласно Адлеру любое такое представление – фикция, оно не подвержено ни теоретическому, ни эмпирическому доказательству. Фиктивные цели выполняют важную функцию ориентиров в повседневной жизни. Человек стремится к превосходству именно в контексте фикции. Методология. В основном эмпирические данные добывал в терапевтической ситуации (был психотерапевтом). Методика оценки и проверки личностных концепций – Адлер возражал против измерительных процедур, удивлялся, как можно это измерить. Однако в литературе есть методы измерения, основанные на теории Адлера – например, шкала социального интереса. Аналитическа теория личности Карла Густава Юнга (1875-1961) Родился в Швейцарии. Был сыном швейцарского пастора, единственным сыном. Замечательно учился, с детства любил бродить в одиночестве, интересовался философией и религией, тайнами природы. В школьные годы был целиком поглощен мечтами, фантазиями, сверхъестественными явлениями. Закончил медицинский. В 1900 году начал работать в клинике для душевнобольных, изучая шизофрению. Интересовался психической жизнью больных шизофренией, в отличие от обычных врачей того времени. Этот интерес привел его к работам Фрейда. В 1913 году их общение было прекращено из-за расхождения в теоретических концепция. До 1918 он изучал собственные сны и фантазии. Позже он прекратил заниматься этой деятельностью, много писал. «Воспоминания, сновидения, размышления» - одна из лучших его книг. Во время войны не иммигрировал, остался в Швейцарии. До 1961 года спокойно жил, работал, в 1921 году купил участок, на котором стал строить здание, которое называл башней, куда впоследствии переехал. Областью его интересов был психоанализ, который он доработал с помощью множества других наук. В отличие от Фрейда считал либидо психической аналогией физической энергии, и любые человеческие инстинкты – проявление этих процессов. Юнг стремился создать в психологии некую универсальную теорию, в которой следует изучать различные проявления психической энергии. Как и Фрейд выделял три различных элемента в структуре личности: 1) Эго. Все знания о себе, своем существовании, своем прошлом. То, благодаря чему мы воспринимаем себя как отдельного человека. 2) Личное бессознательное. Это хранилище тех конфликтов и воспоминаний, ранее осознанных нами, но теперь подавленных по разным причинам. Содержание личного бессознательного вполне осознанно, но не всегда и не во всех отношениях. Личное бессознательное, по мнению Юнга, наполнено комплексами, скоплениями характеристик из прошлого, пропитанными неприятными чувствами. Эти комплексы могут быть скомпонованы вокруг вполне привычных тем. Юнг исследовал личное бессознательное с помощью теста словесных ассоциаций. Человеку читается перечень из ста слов, а человек должен отреагировать на каждое из этих слов другим словом как можно быстрее. Юнг считал, что эти процессы контролируются волей. Как только время реакции было слишком быстрым, очень долгим, вообще никак не проявлялась, и вообще были проблемы с реакцией, это помогало обнаружить проблему. Причины вытеснения – не только сексуальные травмы, но и проблемы социальной адаптации. Больше всего Юнг говорил о комплексах денег и власти. 3) Коллективное бессознательное. Здесь хранятся следы память человечества. Эта часть находится в индивидуальной психике априори, мы с ней рождаемся. «Обличенные в видимые формы древние инстинкта», – так говорил Юнг о коллективном бессознательном. Юнг считал, что коллективное бессознательное одинаково у всех людей. Может действовать разрушительно, поскольку абсолютно бессознательно. Коллективное бессознательное состоит из архетипов (неких коллективных представлениях, инстинктах). Архетип – врожденная идея или воспоминание, которое предрасполагает людей воспринимать, переживать и реагировать на событие определенным образом (реакция на смерть, опасность, рождение ребенка). Архетип – это некоторый социальный генокод, сформированный множеством предшествующих поколений. Архетипов бесконечно много. Некоторые ученые определяют архетип как определенные установки на адаптацию. Виды архетипов: 1) Персона (маска). Наше публичное лицо, роль, предписанная нам обществом. Цель персоны – произвести впечатление на других, утаив свою сущность. Персона необходима, чтобы мы могли ужиться с другими людьми. Если этот архетип чрезмерно активирован, то вся жизнь человека может свестись к его роли. Человек отчуждается от себя, идентифицирует себя с маской. Этот архетип происходит из опыта социальных взаимодействий, когда принятие роли служило на пользу. 2) Тень. Подавленная, темная, животная сторона личности. Содержит в себе агрессивные, сексуальные, аморальные стороны, скрывающиеся за маской. Этот архетип является источником жизненной энергии, спонтанности, творчества. Юнг говорил, что мы должны обуздать негативную сторону тени, но, с другой стороны, наша задача – выражать творческие импульсы. Тень придает личности объемное, трехмерное существование. Если Персона в каком то смысле аналог Супер Эго, то Тень – аналог Ид. 3) Анима и Анимус. Типы нашей андрогинной природы. Анима – внутренний образ женщины в мужчине, анимус – мужской образ в женщине. Этот архетип возник как результат опыта взаимодействия с противоположным полом. Юнг считал, что мужчина должен выражать фемининные качества, а женщина мускулинные, чтобы личность развивалась многогранно. Эти архетипы – для понимания представителей противоположного пола. Анима и анимус могут привести к разладу, когда мы начинаем сравнивать реальный и идеальный образ. 4) Самость. Сердцевина личности, вокруг которой организованы и объединены все другие элементы. Самость – цель жизни, к которой все стремятся, но очень редко достигают. Самость активирует человеческое поведение для нахождения целости. Юнг объяснял этим религиозные представления (как путь поиска самости). Фигуры пророков – наиболее отчетливые образы самости. Самость Юнг описал после изучения религии Востока. Прежде чем самость воплотится, необходимо, чтобы личностные структуры уравновесились. Архетип самости не очевиден до достижения человеком кризиса середины жизни, когда человек начинает предпринимать попытки перенести я с сознательного на бессознательное. Самость – посреди между сознательностью и бессознательностью. Юнг утверждал, что самость – не умозрительная, а эмпирическая. Методология Юнга: 1) Словесные ассоциации; 2) Толкование сновидений; 3) Активное воображение. Сновидения непроизвольны, спонтанны, бессознательны. Мы не можем их фальсифицировать. В сновидениях нужно найти мотивы, которые неизвестны индивиду и совпадают с архетипом. Сновидения – непонятные нам текст на неизвестном языке. Его идея в том, что сон ничего не скрывает, просто мы его не понимаем. Амплификация – поиски параллелей, метод, которым Юнг изучал сновидения. После изучения сновидений пришел к тому, что коллективное бессознательное общее для всего человечества. Под активным воображением Юнг понимал последовательность фантазий, вызванных намеренной концентрацией. Наблюдаем, что происходит с представленной картиной дальше, не вмешиваясь в происходящее. Этот метод опасен, так как даже для здоровых людей это может увести слишком далеко от реальности. Этот метод был использован не часто. Башня Юнга. Нет электричества, радио, телефона. Там его окружала тишина, жил в гармонии с природой. Наибольшую известность Юнгу принесла его теория эго-направленности. Два вида направленности личности: 1) Экстраверсия. Интересуется внешним миром. Такой человек подвижный, коммуникабельный. 2) Интроверсия. Сосредоточен во внутреннем мире. Такие люди сдержанные, любят уединение, малоразговорчивые. Помимо эго-направленности позже Юнг добавил 4 основные психологические функции: 1) Мышление и чувства – рациональны. Если мышление доминирует: разговаривает на языке аргументов, имеет интеллектуальную направленность, активно использует логику. Все восприятие мира проходит через мышление. Если доминируют чувства – человек воспринимает мир через возникающие эмоции, имеет эмоциональную направленность. 2) Ощущения и интуиция – иррациональны. Если доминируют ощущения – человек просто воспринимает окружающий мир, человек воспринимает внешний мир непосредственно, на языке явлений, он ощущает. Если доминирует интуиция – сублимированное восприятие мира, постижение через неосознанные пути, догадки. Творческая направленность, одаренность. У каждого человека есть все четыре функции, однако одна функция доминирует, а остальные – на вспомогательных ролях. На основании эго-направленности и функций Юнг создал 8 типов личности (на которых основана соционика): 1) Мыслящий экстраверт; 2) Мыслящий интроверт; 3) Чувствительный экстраверт; 4) Чувствительный интроверт; 5) Ощущающий экстраверт; 6) Ощущающий интроверт; 7) Интуитивный экстраверт; 8) Интуитивный интроверт. Взгляды Юнга на развитие личности. Юнг, говоря о развитии личности, имел в виду эволюцию на протяжении всей жизни человека, не поддерживал идеи Фрейда о важности лишь прошлого. Однако, он выделил несколько стадий: 1) До 5 лет проявляется все, что связано с сексуальностью; 2) Годы юности и ранней взрослости – жизненные процессы и основные жизненные инстинкты (человек овладевает профессией, семьей, получает некое социальное положение); 3) В районе сорока лет – радикальная смена ценностей: юношеские стремления отходят на второй план, и на первый план выходят культурные аспекты – мудрость, прозорливость приходят на смену физической энергичности, человек становится более духовным (по Юнгу – очень опасный период и решающий этап человеческой жизни);
Юнг говорил о конечной цели жизни, как о полной реализации человеческого «Я». Не существует фрейдовской линейной эволюции, существует замкнутая самость. Полное развитие всех элементов личности – индивидуация. Итог индивидуации – самореализации. Для их достижения необходим высокий уровень образования, соответствующие способности и определенное количество свободного времени.
Психологию Юнга называли архетипической психологией, она основана не на экспериментальных, не на эмпирических исследованиях (из-за этого подвергалась критике и не признавалась учеными).
Социокультурная теория личности Карен Хорни (1885-1951) Родилась в Германии. Комплексовала по поводу внешности, решила компенсировать внешность обучением. Стала одной из первых женщин, которым дали заниматься медициной. В 1910 вышла замуж за Оскара Хорни, родила трех детей. Страдала из-за смерти брата, из-за ссор с отцом, впоследствии от проблем с мужем. Через некоторое время развелась с мужем, после этого ее карьера пошла в гору. В 1932 году уехала в США, работала в Чикагском, Нью-Йоркском университетах. Создала свой Американский институт психоанализа, и до своей смерти им руководила. В 1951 году умерла от рака. Интерес к теории Хорни связан в основном с ее критикой теории Фрейда в отношении женской психологии, сексуальности и биологизаторской политики. Личность, по ее мнению развивается в раннем возрасте под воздействием врожденного темперамента, а с другой стороны окружающей среды – родителей (как главной окружающей среды). Признавая биологический аспект, говорила, что конституциональных фактов мы знаем очень мало – гораздо меньше, чем об окружающей среде. Хорни ограничивалась изучение окружающей среды. Считала, что то, каким вырастет ребенок, во многом зависит от семейного аспекта. Метод Хорни – клинические исследования, изучала своих пациентов. Решающий фактор в развитии личности – отношение ребенка с родителями. Для ребенка в детстве (0-5 лет) важны две потребности: потребность в любви (как безусловном принятии) и потребность в безопасности. По мнению Хорни, зависимость удовлетворения этих потребностей от родителей очевидна – за их удовлетворение полностью отвечают родители. Если потребности не удовлетворяются («дурное обращение к ребенку»), у ребенка формируется установка базальной враждебности к родителям. Появившись, эта установка переносит ребенка на своеобразное поле боя между двумя моментами: зависимость от родителей с одной стороны, враждебность к ним с другой. Такой механизм начинает работать как вытеснение или подавление, и враждебность вытесняется, превращается в другие чувства – беспомощность, страх, вину (базальную тревогу). Базальная тревога – ощущение беспомощности относительно окружающего мира (всего, а не только родителей). Несмотря на то, что это происходит в детстве, базальная тревога остается с нами на всю жизнь, если так случилось. Базальная тревога – необязательный компонент психики (в контраст Фрейду), это не сигнал проблем с самоконтролем, а следствие проблем с родителями. Ребенок мучается, ищет способ сохранить себя и свою жизнь в нормальном состоянии, пытается нащупать тактику, с помощью которой он справляется с окружающим миром. По словам Хорни, в нашей культуре родители часто оказывают сильное давление на ребенка, парализуя его инициативу. Ребенку могут внушить чувство, что его существование зависит от того, насколько он соответствует родительским ожиданиям, отвечает ли он родительским требованиям, нормам, престижным моментам. Ребенку могут помешать осознать, что он является индивидом, отдельной личностью, человеком, не связанным с родительскими ожиданиями. Чаще всего такой неблагоприятный фактор не один, а несколько. Если посмотреть на всю панораму направлений, можно выделить три главные линии в борьбе ребенка с этими факторами: 1) Навстречу людям (признает свою беспомощность, но, несмотря на страх, старается опираться на любовь и привязанность других людей, тогда он чувствует в себя в безопасности); Беспомощность; 2) Против людей (ребенок вступает на путь войны, не доверяет окружающим, их чувствам, своим чувствам в их отношении, бунтует, хочет быть сильнее и одержать верх); Враждебность; 3) От людей (не хочет ни принадлежности, ни борьбы, держится в стороне, строит собственный мир и никого туда не впускает); Изоляция. Сочетание этих трех стратегий – гармония, правильный выход. Но, если мы имеем дело с невротичным поведением, то ребенок будет действовать согласно выбранной стратегии, в независимости от обстоятельств в течение жизни. Если ситуация раннего детства не слишком влияет на формирование ребенка, то на него может повлиять опыт подросткового возраста, если нет, то ничего другое не влияет. Даже если мы увидим новый опыт, мы воспримем его по старому образцу. В работе «Наши внутренние конфликты» Хорни выделяла три типа невротической личности: 1) Уступчивый. Гипертрофированно преследуем любовью, одобрением, руководящим партнером, четкими ограничениями. Стремятся быть любимым, очень чувствительны к критике, довольствуются малым, могут подчиняться другим. Верят в то, что если уступят, их не тронут. Их главное желание – кому-то принадлежать. Чувствуют за то, что неспособны бороться за выживание, поэтому завязывают отношения. Думают, что все люди хорошие, обречены испытывать удары судьбы, понимая, что это не так. Должен с кем-то делить свою радость, радость, полученная в одиночестве, им не воспринимается; 2) Агрессивный. Нуждается во власти, в эксплуатировании других людей, в общественном признании, в восхищении собой. Ему присуще честолюбие и потребность в безупречности, воплощенном совершенстве. Этот человек боится что кто-то будет доминировать над ним, и доминирует сам, стремится к контролю надо всеми. Ориентирован он против людей. Верит в то, что если у него будет власть, то его никто не тронет. Для него жизнь – борьба. Всё направлено на повышение статуса, удовлетворение амбиций. С чем бы он не сталкивался, он всегда думает, что он будет с этого иметь. Его вера заключается в том, что все люди враги. Но такую веру социум не одобряет. Поэтому у такого человека есть фасад, за которым он скрывает истинную веру. Призирает чувства и сентиментальность, этим он в себе уничтожает. Эти чувства он испытывает, но они мало с ним сочетаются. Оборотная сторона такого типа – нужда в чувствах. 3) Обособленный. Нуждается в самодостаточности, независимости и в уединении. Он избегает любых отношений, предполагающих принятие на себя ответственности и эмоциональное вовлечение. Верит в то, что если он отстранится, то он будет в безопасности. Установление эмоциональной дистанции – ключевой момент. Стремится оставаться отстранённо равнодушным. Внешне такие люди ладят с людьми, но вторжение в их внутренний мир вызывает тревогу. Такой тип предпочитает отказываться от всех приятных сторон жизни, если они связаны с другими людьми. Он боится соперничества, и отстраняется от всего, что с ним связано. Поддерживает свои привычки на уровне, не требующем чужих затрат. Большую радость испытывает когда вспоминает то, что с ним произошло, чем именно в момент приятного момента. Для него ненавистна зависимость, нуждается в независимости. Не любит советы. Имеет тайный страх слишком привязаться к чему-либо или кому-либо. В движении от людей старается достичь определенной целостности или безмятежности. В основе этих невротических наклонностей лежат бессознательные стремления. По Хорни основные элементы этих наклонностей – бессознательные. Невротические наклонности обладают следующими особенностями по Хорни: 1) Отсутствие избирательности целей – совершенно очевидно для других, но не для самого человека; 2) Реакция тревоги в ответ на фрустрацию потребности. Обеспечение безопасности – главная ценность для человека с невротическими потребностями. Критика Фрейда по Хорни: Зависть к пенису. Различие между мужчинами и женщинами возникает в социокультурном развитии. Чувство неполноценности женщины возникает в связи с зависимым положением с мужчиной. Эту зависть она называла завистью к власти. Зависть из-за ролевого неравенства. Роль жены и матери лишает женщины возможностей развития. У мужчины может присутствовать зависть к матке, к способности деторождения. Эгопсихология Эрика Эриксона (1902-1994 гг) Родился в Германии. Отец датчанин, мать - еврейка. Вырос с отчимом, и отношения с отчимом наложили на него серьезный отпечаток. Для того, чтобы позлить отчима – он не учился и поехал путешствовать по Европе. В 1927 году добрался до Вены и устроился в экспериментальную школу Анны Фрейд для детей, чьи родители изучали психоанализ. Изучал психоанализ в этой школе, что и было его единственным образованием. Затем уехал в США, преподавал в Гарварде, в Беркли. В 1950 году опубликовал книгу «Детство и общество», которая до сих пор активно продается. Эта книга получила мировую известность. В ней он впервые обозначил стадии развития личности. Он описал стадии от рождения до смерти. В 1950 году стал работать с подростками и работал с ними до самой смерти. Эриксон очень хорошо писал, даже получил премию. Ещё одна его книга «Идентичность: Кризис юности». Его теория – результат развития психоанализа. Но расходится в нескольких моментах: 1) Смещается фокус с ИД на ЭГО. Функция Эго не просто в том, чтобы разруливать отношения между Ид и Супер Эго. Эго – автономная структура, задача которой социальная адаптация. 2) Культурно-исторические условия. Они влияют на развитие ребенка. Книга «Детство и общество». 3) Теория развития охватывает всю жизнь человека. 4) На каждой стадии Эриксон искал моменты, которые помогают преодолевать трудности, в то время как Фрейд рассматривал в основном патологии. Личность в течении жизни проходит универсальные этапы развития – стадии, происходящие в результате наследованного генетического плана. Но он говорил, что спектр проблем гораздо шире, чем только сексуальные проблемы. Каждая стадия наступает в определенное время и сопровождается кризисом – поворотный момент, который происходит как следствие того, что человек достигает определенного уровня зрелости. Если кризис преодоелен позитивно, то дальнейшее развитие происходит благополучно. Эриксон предположил восемь стадий развития личности. Первые четыре совпадают с Фрейдом. Дальнейшие стадии он выделил сам. В каждой стадии ребенок может преодолеть кризисы, возникшие на предыдущих стадиях. Стадии развития личности: 1) Орально-сенсорная. Длится примерно до года. Кризис между базальным доверием и базальным недоверием. На этом этапе формируются либо в целом доверие, либо в целом недоверие к окружающему пространству. Это формирование зависит от отношения матери к ребенку, как главного человека, который за ним ухаживает. При наличие проблем – уверенность в надежности окружающего пространства страдает. Формируется недоверие. Если нет проблем, то формируется сильная сторона – надежда, способность надеяться. Надежда – как основа веры, убежденности в надежности окружающего пространства. 2) Мышечно-анальная. Длится от года до трех. Кризис между автономией и стыдом и сомнением. У ребенка либо формируется автономия, то есть чувство, что он может сам. Либо он не может сам, сомневается в себе и испытывает стыд. Стремится достичь самостоятельности в том смысле, что он может делать что-то сам. В ответе за возникновение либо автономии, либо стыда и сомнения – родители. Сильная сторона, которая должна сформироваться на этой стадии – сила воли, то есть умение делать свободный выбор. Эта стадия – одна из самых важных, так как ребенок учится себя контролировать и осуществлять выбор. Основа закладывается здесь. 3) Локомоторно-генитальная. Соответствует фаллической стадии по Фрейду, 3-6 лет. Кризис между инициативностью и виной. Если ребенок активен, учится проявлять активность и учится успешно, окружающий мир осознается через игру, если активность не сдерживалась, то у него формируется инициативность. Если же ребенку не давали проявлять активность, когда это было необходимо, развивается чувство вины, способность быть инициативным очень страдает. Сильная сторона, возникающая в результате решения психосоциального кризиса в пользу инициативности – способность планировать. 4) Латентная. 6-12 лет, соответствует Фрейду. Основная задача ребенка – стать компетентным в учебе и областях, сопутствующих учебе. Начинает учиться, овладевать знаниями, которыми он должен овладеть. Психосоциальный кризис: между трудолюбием и неполноценностью. Если ребенок успешен, то все в порядке, и ощущение себя компетентным в учебе сильно влияет на самооценку ребенка. Успешность в учебе – успешность в целом в этом периоде. Задача перед окружением ребенка очень серьезная: если ребенок неуспешен в учебе, они должны найти какую-то область, где он почувствует себя компетентным, успешным. Ощущение себя успешным формирует такую черту как трудолюбие. Превалирование учебы, как основной сферы успешности ребенка, по Эриксону, не правильно. Сильная сторона, формирующаяся при прохождении этой стадии – компетентность, реализация способностей и ощущение себя умелым в какой-либо области. 5) Подростковая. 13-19 лет. Психосоциальный конфликт: эго-идентичность и ролевое смешение. По прохождении этой стадии подросток должен сформировать некую идентичность – привести свои представления о себе и личные склонности в соответствие с теми ролями, которые ему дало общество, а также найти равновесие между тем, как представляем мы себя сами, и как представляют другие люди. В этот период должна сложиться я-концепция, это продукт эго-интеграции. Перед подростком стоит сложная задача: нужно разрешить противоречие между представлениями, отбросить некие противоречия, и составить целостное непротиворечивое представление о себе. Сильная сторона – верность. Верность в этом смысле – когда человек способен сохранять целостность мировоззрения, приверженность ему, несмотря на то, что оно может содержать противоречивые моменты (преодоление юношеского максимализма). 6) Ранняя зрелость. 20-25 лет. Перед человеком на этой стадии стоит проблема, в которой с одной стороны он должен попытаться достичь уровня интимности в отношении людей, а с другой стороны – возможность изоляции. Интимность – способность поддерживать глубокие близкие отношения с другими людьми, изоляция – фокусировка только на своих проблемах и некие страхи перед установлением контактов с другими. Основная задача – научиться строить близкие отношения на основе уже сформированной идентичности. Сильная сторона – способность любить, доверять другому человеку, оставаться с этим человеком несмотря на то, что эти отношения требуют компромиссов (способность идти на компромисс, не теряя идентичность). 7) Средняя зрелость. 26-64 лет (до примерного выхода на пенсию). В целом Эриксон считал, что человек на этой стадии решает кризис между продуктивностью и застоем. Продуктивность – интерес человека не только к себе и своим проблемам, но и к другим людям – социальный (общественный) интерес. Застой – поглощение только своими проблемами. Человек, проявляющий интерес к некому будущему (о будущих поколениях, культуре), продуктивен. Человек, работающий лишь ради денег – непродуктивен. Сильная сторона – способность заботиться, брать на себя обязательства по отношению к людям, идеям, занятиям и пр. 8) Поздняя зрелость. От 65 лет до смерти. Психосоциальный конфликт либо в достижении эго-интеграции, либо в отчаянии. Эго-интеграция – когда человек оборачивается назад, и понимает, что да, чего-то он не сделал, но в целом он всем доволен, спокоен, осознавая, что прожил хорошую жизнь. Если человек, оборачиваясь назад, видит лишь череду потерянных возможностей, это оборачивается болью, отчаянием. Что способствует эго-интеграции? Включенность в жизнь. Пока человек включен в жизнь, у него все хорошо, а как только он ощущает себя «за бортом» - у него появляется время думать, и все ухудшается. Сильная сторона – мудрость, осознание того, что все относительно («осознание ценности жизни перед лицом смерти»). Эриксон полагал, что на каждой следующей стадии, негативный конфликт может быть преодолен, проблемы решаемы, и все это не фатально. Теория личности Эриксона оказал большое влияние на возрастную психологию. Особенно много исследований Эриксон проводил в области нахождения идентичности, очень много времени было потрачено на работу с подростками. Гуманистическая теория личности Эриха Фромма (1900-1980) Еврей, родился в Германии. Очень сильное влияние на него оказала Первая Мировая война. В результате того, что он наблюдал все эти ужасы войны, он заинтересовался людской иррациональностью. Он очень хотел понять, как можно достичь мира и понимания, в этом ему помогли Фрейд (бессознательное, мы не осознаем, почему так поступаем) и Маркс (социально-политические силы очень влияют на жизнь людей). Имел философское образование, не был медиком – был социальным философом. Учился в Берлине в психоаналитическом институте. В 1934 уехал в США, организовал там свою частную практику, и затем издал свою первую книгу «Бегство от свободы», в которой он писал о том, как общность формирует характер человека. Фромм говорил, что Маркс выше, чем Фрейд. В 1979 переехал в Швейцарию, где в 1980 году умер. Фромм выделял социальные, политические, экономические, религиозные факторы формирования личности. Он считал, что личность не может объясняться только биологическими факторами. Признавал, что личность – совокупность врожденных и приобретенных свойств. Говорил, что уровень развития индивида не очень зависит от врожденных аспектов, а различия приобретенные в этом смысле очень показательны. Фромм начал свое исследование личности с условий существования человека (исторических, экономических и пр.), начиная со средних веков. На основе этого анализа Фромм выявил, что важной чертой человеческого развития является одиночество. Люди, по словам Фромма, начиная со средних веков, боролись за достижение большей личной свободы. Был приверженцем мысли: «где родился, там и сгодился» (сын сапожника – сапожник). Эта самая привязанность к месту и людям, охраняет человека, дает ему поддержку, защиту, чувство близости. В 20 веке люди получили возможность развивать потенциальные способности, однако это было достигнуто ценой утраты чувства безопасности, появилось ощущение личной незначимости, неукорененности, оторванности. Большинство людей компенсирует недостаток этих свойств путем отказа от свободы. Механизмы отказа от свободы: 1) Механизм авторитаризма (человек стремится обрести силу, которое утратило его индивидуальное я, с помощью соединения с кем-то или чем-то внешним; садизм и мазохизм); 2) Механизм деструктивности (человек преодолевает чувство отчужденности в процессе покорения, уничтожения, разрушения окружающих его объектов); 3) Конформность (человек полностью подчиняется социальным нормам, регулирующим поведениям, превращение человека в тип личности). Фромм говорит, что некоторые люди могут сохранять и индивидуальность, и свободу, не чувствуя себя одинокими. Достижение и свободы, и отсутствия чувства отчужденности происходит в процессе проявления спонтанной активности (как у детей, действующих в соответствии со своей природой). Люди должны жить в соответствии со своей природой, а не с социальными нормами. Любовь и труд – два механизма достижения. Любовь – безусловное принятие, а труд – деятельность, в результате которой люди объединяются без жертвовании свободой и целостностью. В психологическом плане все механизмы компенсации – возможные формы реакции на психические потребности человеческой жизни. Впервые про эти экзистенциальные потребности Фромм написал в работе «Здоровое общество» (1965г). Эти потребности – присущи любому человеку, так как обусловлены самим фактом существования человека, и их удовлетворение – необходимость, и если общество будет мешать их удовлетворению – они все равно будут удовлетворяться, только не естественно. Потребности: 1) Потребность в ценностной ориентации и объекте почитания (человеку нужна некая карта мира, который его окружает – картина мира; нет этой картины – человек ее придумает; эта потребность у человека очень велика; объект почитания – вторая часть этой потребности, таким объектом может быть все, что угодно). Фромм считал, что эта потребность должна быть удовлетворена любым образом; 2) Потребность в корнях, социальных связях (человек, получив в детстве опыт связи с матерью и ощущение полной безопасности вследствие этой связи, во взрослой жизни будучи не связан с матерью ищет во внешнем мире некую замену матери, такие же, полученные в детстве связи; Человеку нужны сильные эмоциональные связи с миром, которые он будет устанавливать разными путями (как нарцисс, как уничтожитель, как часть симбиоза); 3) Потребность в идентификации (человеку необходимо осознать свою индивидуальность, непохожесть на других; раздвоенность – с одной стороны свобода, с другой ЧТО-ТО ОЧЕНЬ ИНТЕРЕСНАЯ ТЕОРИЯ). Путь всестороннего развития разума и умение любить – некое достижение трансцендентности; 4) Потребность в действиях (ощущение себя дееспособным ПРАВОСПОСОБНЫМ НЕСПОСОБНЫМ СВЕРХСПОСОБНЫМ; ощущение, что человек что-то делает, поднимает его над случайностью и пассивностью своего существования; все аддикции, жестокости и убийства возникают в результате того, что ты не трудишься); 5) Потребность в стимуляции и возбуждении (человеку необходимо ощущать хотя бы минимальное количество физических и душевных ощущений; Индивиды отличаются друг от друга способами стимулирования возбуждения). Два вида стимулов: простой (реакция происходит на основе физиологии; простой стимул – простая реакция) и активирующий (стимул, вдохновляющий человека, и вызывающий реакцию сопереживания; он постоянно изменяется, никогда не остается таким же самым). Активирующие стимулы у всех разные. Современное индустриальное общество ориентировано на простые стимулы. Людей, предпочитающих простые стимулы – большинство. Хроническая скука – одна из основных психопатологий современного общества, но человек бежит от нее с помощью работы, алкоголя, секса, телесериалов и пр. КОМПЕНСИРУЙ СКУКУ ЛЮБОВНЫМИ УТЕХАМИ. Скука как проблема – неосознанна; 6) Потребность в формировании характера (характер – то, что заменяет человеку инстинкты; характер – черты, формирующиеся в процессе погружения в окружающий мир). Черты характера формируются в столкновении с социальными условиями и экзистенциальными потребностями. Характер – нечто неизменное. В работе «Человек для себя» Фромм описал некие идеальные типы характе ры, но в основном он рассматривал социальный характер. Всего их пять: восприимчивый, эксплуататорский, стязательный, рыночный и один тип, плодотворный, основанный на любви и созидании. Межличностная теория Гарри Салливана (1892-1949) Личность – относительно устойчивый рисунок периодически возникающих ситуаций, характеризующих жизнь человека. Личность в том, как она ведет себя с другими людьми. Личность раскрывается лишь во взаимоотношениях с другими людьми. Личность – только то, что внутри социального поля. Салливан не отрицает роли наследственности, роли созревания в развитии личности, однако то, что собственно человеческое – продукт социального взаимодействия. Организм теряет статус биологического существа и становится социально-механическим. Для Салливана психиатрия почти то же, что социальная психология. Его теорию личности отличает именно ориентация на социально-психологические понятия. Единица анализа – не личность, а межличностная ситуация. Личность не существует без другой личности, она существует лишь в межличностной ситуации. Тревога – это некий продукт межличностных отношений, первоначально передающийся от матери к ребенку и ставит вопрос безопасности. Чтобы избежать тревоги люди используют разные способы защиты. Я-система – некая часть я-концепции, где есть некий я-идеал и нормы, которые говорят как нужно и не нужно себя вести (я хороший, я плохой). Я-система – определенный страж безопасности. Я система сложилась, пришла с нами из детства, и вся информация, не соответствующая я системе – отбрасывается, я-система не меняется! Я-система поддержана высоким уровнем самоуважения и препятствует критике. Я-система препятствует объективной самооценке, и пр. Чем больше у человека переживаний, связанных с тревогой, тем более я-система раздувается. Я-система препятствует возможности конструктивных отношений с другими людьми. Салливан говорил, что я-система – продукт неких иррациональных аспектов. Если общество рациональное, то нет причин справляться с тревогой, так как её нет. Персонификация – некий индивидуальный образ, свой или другого человека. Может быть некий стереотипный образ (хорошая плохая мать). Складывается на базе опыта, связано с удовлетворением потребностей, или же неудовлетворением. Удовлетворение формирует благоприятный образ. Отдельные персонификации (хорошоая, плохая мать) должны позже сложиться в единый образ (мать). Первоначально они формируются для построения отношений в какой-либо системе. Образ складыается и распространяется на все подобные ситуации. Эти образы являют искаженное изображение. Я-хороший, Я-плохой – самоперсонификаци. Персонефикация, а не стереотип, так как это личное, а не присущее всем. Когнитивные процессы – все эти процессы строятся на трех видах переживаний: · Прототаксические – сенсорные ощущения, поток сознания, нет связей между образами в сознании. Такой тип закладывается в младенчестве., · Паротаксический предусматривает причинные отношения между событиями, которые произошли одноременно, но не связаны логически. Но мы их связываем. Здесь приметы, предрассудки, суеверия. · Синтаксический предполагает признанные формы символической деятельности. Здесь логические связи (больше, меньше, часть, целое). Этот способ мышления обеспечивает общение людей друг с другом. Личность – некая когнитивная система, главная работа которой – снизить напряжение, редуцировать тревогу. В отличие от Фрейда, Салливан не предавал особого значения инстинктам. Человек научается ести ебя определенным образом в результате взаимодействия между людьми. Салливан, как и Фрейд, и Эриксон предложил стадии развития личности. У Фрейда развитие – путешествие сексуального инстинкта, у Эриксона основное внимание уделяется развитию личности, а у Салливана все происходит благодаря межчеловеческим взаимоотношениям. Стадии Салливана, как у Фрейда, описывают жизнь до наступления зрелости в Западно-европейской цивилизации. Структура личности: 1) Младенчество. С момента рождения до появления артикулированной речи (пока ребенок не начнет произносить слова). Основная зона взаимодействия между ребенком и средой – оральная зона (кормление). Кормление дает ребенку его первый межличностный опыт. В период младенчества ребенок выделяет из среды объект, который дает ему пищу. Прототаксический способ заменяется паротаксическим. Активно складывается персонификация, правда, не про себя, а про других (например, про мать). Складываются зачатки я-системы. Дифференциация тела (научается сосать палец, например, то есть избавляться от стресса без помощи матери). Освоение координированных движений. 2) Детство. С появления артикулированной речи до момента появления потребности в товарище в игре (4-5 лет). Очень активное языковое развитие, так как именно на этой стадии ребенок овладевает языком. Персонификации смешиваются (хорошая и плохая мать смешиваются), хотя в это время с помощью образов, например, Бабы Яги, вытесняется плохое в матери. В это время в я-систему закладываются определенные представления о поле. Начинают развиваться символические возможности (ребенок начинает играть во взрослого). Самым драматичным событием детства является трансформация к недоброжелательности. Самоизоляция. «У меня все было хорошо, пока я не столкнулся с людьми». 3) Ювенильная. Эта стадия охватывает большую часть школьной жизни, период социализации, рождение социального я, определение субординации за пределами семьи. Возникают групповые чувства (отвержение, включение в группу и пр.). Формируются стереотипы и установки, связанные со включением в группу. Более эффективные способы сублимации. Самым важным событием является возникновение представления о жизненной ориентации. 4) Предъюность. Где-то между младшими и старшими подростками. Потребность в близких отношениях с равными своего пола (однополая дружба). Этот период важен, поскольку в это время происходит становление человеческих отношений. Если в это время у ребенка нет близкого товарища, то они, по идее, должны быть одиноки и мучаться. 5) Ранняя юность. Ст Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.042 сек.) |