АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция
|
Философия Ф.Ницше
Основные идеи философии Ф.Ницше:
1. идея “смерти Бога” и основанная на ней переоценка ценностей;
2. идея “воли к власти” как основополагающей движущей силы жизни;
3. идея “сверхчеловека”.
1. Идея “смерти Бога”. “Величайшее из новых событий – что Бог умер, и что вера в христианского Бога стала чем-то не заслуживающим доверия – начинает бросать на Европу свои первые тени…”- так полагал Ницше в конце 19 в. С точки зрения Ницше, набирает силу европейский нигилизм (позиция абсолютного отрицания). Европейский нигилизм – следствие банкротства прежних ценностей, а это указывает на их фиктивную природу. Пока в мире царил Бог, – в мире царил и порядок, заложенный им. А в этом порядке было место и человеку. Теперь, когда” Бог умер”, утверждает Ницше, становится ясно, что философская и религиозная картины мира – это только выражение человеческой потребности в смысле и порядке. Поэтому люди непрерывно фальсифицируют мир. На самом же деле мир не имеет никакого плана, он есть хаос. Сами люди придают этому миру смысл, стремясь защититься от хаоса. Таким образом, Бог имел для человека ценность и объяснительную силу. Теперь же, в конце 19 века, Бог все это утратил и начались поиски его замены. Например, кантовский “категорический императив”, в котором Бог наделяется статусом нравственного закона. Это также гегелевский Абсолютный Дух, отождествленный с Богом. По мысли Ницше эти философские поиски нового смысла Бога являются выражением развития европейского нигилизма и он отражает то, что на самом деле не существует никакого ни внутреннего, ни внешнего морального авторитета. Так как в христианской традиции мораль и истина – в Боге, то теперь, когда “Бог мертв”, то исчезает объективное основание и для этики и для истины, мир не имеет теперь ни начала, ни конца. Возникает экзистенциальная пустота.
Таким образом, “смерть Бога” для Ницше означает необходимость переоценки ценностей, понимание всех ценностей как творения самого человека.
2. ^ Идея “воли к власти”. Идею “воли” Ницше заимствует у Шопенгауэра. Только у Шопенгауэра это “воля к жизни”, слепая сила, которой необходимо противостоять. У Ницше же это “воля к власти”. Слово “власть” (нем. die Macht) переводится не только как власть, но так же и как сила, мощь, влияние. Эти значения необходимо учитывать (например, некоторые переводы понятия “воля к власти” звучат, как “воля к мощи”, или “воля к воле”. В основе мира и жизни – именно эта сила. Мир – это единый процесс становления, а все вокруг пронизано динамической энергией этой воли. Смысл жизни реализуется путем влечения (воления) человека к “могуществу, способному исправить его неразумность”.
3. ^ Идея “сверхчеловека”. Человек по Ницше – это натянутый канат между животным и человеком. Человек –это то, что должно быть преодолено. Поэтому ценность человека не в том, что он есть, а в том, чем он должен стать. Но только он должен избавиться от всего “слишком человеческого”: слабости, потребности в сострадании и потребности сострадать – все это не позволяет реализовываться “воли к мощи”. Только так, полагает Ницше можно преодолеть экзистенциальную пустоту нигилизма. Но такой человек –“сверхчеловек” возможен не благодаря воспитанию или самовоспитанию, а благодаря раскрытой, реализованной, присущей ему от природы, жизненной силе. Отсюда призыв Ницше: “Будь самим собой! В противном случае ты будешь только манекеном, мыслящим по общему шаблону!”
Основные работы Ф. Ницше:
Веселая наука По ту сторону добра и зла Так говорил Заратустра
3.Психоанализ З.Фрейда (1856 – 1939)
Фрейд – известный австрийский врач-психиатр и психолог. Он никогда специально не занимался философией и его учение, возникшее на основе исследований психических расстройств, в чистом виде философским учением не является. Но своей принципиально новой психологической теорией он оказал столь широкое влияние, что его учение, фрейдизм, иногда считают одной из трех основных, наряду с марксизмом и христианством, систем мировоззрения 20 века. Фрейд, так же как и Ницше демистифицировал человека. Фрейд показал, что душевная жизнь человека вовсе не есть поток впечатлений и реакций, а она содержит в себе некую субстанцию, которая не только не поддается влиянию внешних впечатлений. Эта субстанция изнутри человеческой психики определяет их, придавая им такое значение, которое необъяснимо ни из настоящего, ни из прошлого опыта.
Помимо этого, учение Фрейда выходит за рамки сугубо естественнонаучной теории и содержит в себе идеи и методы, которые позднее окажутся созвучными идеям философской герменевтики (философии истолкования).
З.Фрейд стал основоположником психоанализа. Психоанализ – направление в современной философии, объясняющее роль бессознательного и других, связанных с ним психических процессов в жизни человека и общества.
Бессозательное – главное открытие, которое посчастливилось сделать Фрейду. Это и есть та субстанция, которая находится в структуре человеческой психики, влияя на нее изнутри. Это особая реальность в психике человека (каждого человека), которая существует наряду с сознанием и в значительной степени определяет само сознание. Если до Фрейда считалось, что человек – это прежде всего сознание, развитие которого связано с увеличением рациональности и усилением способности подчинять себе аффекты, животное начало, то открытие Фрейда показало, что сознание и бессознательное в человеке меняются местами: сознание теперь становится зависимым, а движущей силой становится сфера инстинктов.
^ Структура психики по Фрейду. Бессознательное (Оно или Ид) представляет собой ту часть психики, где сосредоточены инстинктивные импульсы, желания, а также вытесненные из сознания негативные эмоции, переживания травмирующие идеи. Область предсознательного (Суперэго или Сверх-Я), связанная с памятью, мышлением человека, представляет собой усвоенную систему моральных и культурных норм и запретов. Оно осуществляет цензуру желаний бессознательного в соответствии с требованиями внешнего мира (происходит отбор социально приемлемых идей и желаний). “Цензура” не позволяет также “непозволительным” идеям и желаниям проникать в сферу сознания, то есть быть осознанными. Область осознания самого себя Фрейдом названа Эго или Я. Оно оказывается посредником между предсознанием и бессознательным. Кроме того, Я, испытывая на себе воздействие трех сил (животных инстинктов, цензуры и внешней среды), оказывается в ситуации постоянного напряжения, а зачастую травмы, конфликта. Все вытесненные в бессознательное недопустимые желания и идеи никогда не исчезают, а продолжают влиять на человека, стремясь проникнуть в сознание. Эти попытки бессознательного быть осознанным проявляются в сновидениях, обмолвках, ошибках, в юморе, а также в психических патологиях. Таким образом, еще одним важным открытием, сделанным Фрейдом, стал механизм вытеснения (вытеснения из сознания в бессознательное отрицательных эмоций, отрицательного опыта, всего, что травмирует человеческое сознание). Благодаря этому открытию Фрейду удалось объяснить причины многих психических расстройств.
Одним из важнейших теории Фрейда является его учение о либидо (сексуальной энергии, являющейся ядром Оно и ищущей выражения), а также связанными с ним детской сексуальностью и сублимацией либидозной энергии. С точки зрения Фрейда, сексуальность необходимо понимать гораздо шире, чем это обычно принято: это энергия, которая пронизывает человека с самого его рождения. Эта энергия может использоваться “по прямому назначению”, но может и отклоняться от него, т.е. сублимироваться. Таким образом, с точки зрения Фрейда, на сублимированной либидозной энергии возникают все формы творчества, а человеческая культура – это результат массовой сублимации.
Учение З.Фрейда имело и имеет сейчас много последователей. Вслед за фрейдизмом возникает неофрейдизм. В 20 веке оформились самостоятельные направления психоанализа: индивидуальная психология (А.Адлер), аналитическая психология (К.Г.Юнг), характероанализ (В.Райх), психоаналитическая психология Я (Анна Фрейд), гуманистический психоанализ (К.Хорни, Э.Фромм), экзистенциаьный психоанализ (Ж.-П.Сартр, Л.Бинсвангер), структурный психоанализ (Ж.Лакан).
Основные работы З.Фрейда:
Толкование сновидений Лекции по введению в психоанализ По ту сторону удовольствия Будущее одной иллюзии 1 | 2 | 3 | 4 | Поиск по сайту:
|