|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Ананиз семьи как института и малой группыАнализ семьи как института и малой группы Функционалисты. Парсонс, Девис сочетали и микро- и макроанализ семьи. Семья – подсистема общества (Парсонс). Переход от традиционной семьи к современной произошел из-за падения рождаемости (Девис). Хилл, Зетеберг, Барелл, Морган. Феминистская теория. Женщины хотят все перестроить, исходя из субъективных представлений. Фамелизм выступает за равноправие институтов в качестве средства проявления семьи в обществе. Хилл (эволюционизм, функционализм, ролевой, ситуационно-психологический, дивелопменталистский) Основные парадигмы соц объяснения изменений семьи Альтернативная школа Семья – фундамент общества Новая альтернативная школа Семья в нуклеарной форме создала рыночную экономику и либеральную демократию Сорокин Сельская жизнь – инкубатор семьи Городской образ жизни вреден для семьи из-за разделения семьи и работа Институт семьи находится в упадке и в этом виновато государство. Становление фамилистической школы в России Харчев 70-е гг. 20 в. Сокращение детности Рост разводов Увеличение количества неблагополучных подростков
В настоящее время – вопросы разложения малодетной семьи Основные теоретические подходы: Структурный функционализм – возвращение к традиционной семье Символический интеракционизм (Мид) – ведущее направление – вопросы социализации детей. Любые действия в соц пространстве конструируются посредством интерпретации ситуаций через принятия поведения другого. Теория обмена. Социальное поведение людей – это обмен ценностями. Брак как обмен партнерами своих выгод и издержек. Этнометодология (Щуц). Требуется относиться к современности, как к другой незнакомой культуре, интерпретировать свои и чужие действия. Психоанализ (Фрейд). Создание соц реальность, исходя из роли детской опыта семейной социализации. Берк, Парсонс, Райт (исследовал фашизм, исходя из семейных структур мелкой буржуазии). Экспериментальный метод (социометрия) (Морено) СС в России Три периода: Середина 19-го века – 1917 г. 1920 – 50-е 50-е – настоящее время Д. Дубакин «Влияние христианства на семейный быт русского общества в период до появления Домостроя». Традиционный подход (Ковалевский) – принципы генетической социологии. «Происхождение и развитие семьи и собственности». Под семьей понимал всех, кто живет под одной крышей и подчиняется главе общины. Изучил семейную общину южных славян. Функции лидерства распределялись в общине по половому признаку. Шпилевский – семейная община имела право ограничивать власть главы семьи. Затем патриархальная семья трансформируется в индивидуальную. Семейное имущество делилось еще при жизни отца. Семья создается по обоюдному согласию, но контролируется государством и судом. Со 2-й половины 18 в. устанавливается. С 16 в. устанавливаются равные права родителей на детей. Питирим Сорокин – проблемы брака и семьи народа коми. «к вопросу об эволюции семьи и брака у зырян». Нет особых нравственных ограничений. «Брак в старину». Путь перехода от группового брака к моногамии. Почти у всех народов счет родства шел по матери. Охарактеризовал разные формы брака. «Кризис современной семьи». Причины: рост городов, плотности населения, уменьшение количества детей в браке, раскрепощение женщины, церковь теперь не охраняет брак. Левират – вдова обязана выйти замуж за брата мужа. В дальнейшем Сорокин переходит к бихевиоризму и функционализму. Рассматривает семью в общей структуре общества. Затем отказывается от бихевиоризма. Союз супругов, союз родит елей и детей, союз родственников и свойственников. Утверждал, что раки чаще заключаются между лицами одной расы, одной религии, одного языка, возраста, имущественного положения. Патриархальная Квазипатриархальная (молодая семья живет отдельно, но трудится на благо большой семьи) Партикуляристская (человек рассчитывает только на себя) «Неустойчивая» (надежды только на государство) Дофамилистическая эпоха Фамилизм – система ценностей, при которой жизнь и благополучие отдельных людей зависит от того, насколько они сплочены в семье. Семьи были многодетными Доиндустриальная эпоха Многодетность сохранилась Для парного брака нужна была экономика, собственность, власть, подчинение, закрепленные в соц структуре. Парная семья возникла на ранних стадиях рабовладельческого строя В расширенной патриархальной семье знания, традиции передавались другим поколениям. Выжить можно было только если принадлежал к семейному клану. Детей было много, т.к. пользы от них было больше, чем издержек. В средние века рожали столько, сколько Бог послал. Было строгое разделение труда. Обязанность вступать в брак означала взросление. Ученый М.О. Косвен считал, что разрастание семейной общины вело к ее разделению на группы. Их называли патримониями. Ученые не дают единого ответа, по поводу причин многодетности. Так Антонов, Борисов, Дарский считали, что это обусловлено заботой о благосостоянии семьи. Вишневский считал причиной высокую детскую смертность. Ковалевский считал, что семья для того и нужна, чтобы рожать много детей. В России государство поддерживало многодетную семью, т.к. она платила подати. После прекращения войн, знать перестала много рожать. Херлихи установил, что мужчин было больше, чем женщин, т.к. девочек убивали. Др. ученые это не подтверждают. Советский ученый Бессмертный сделал вывод, что взрослых женщин было больше, чем мужчин. У ремесленников семьи были многодетными, т.к. это помогало расширить производство. У крестьян бедных детей было меньше, чем у богатых. Крепостное право тормозило рождаемость. Вывод: в докапиталистических формациях была установка на многодетность, т.к. семья помогала укрепиться экономически среди др. соц институтов. Индустриальная эпоха В период развития капитализма семья перестала быть основной производственной и социальной ячейкой общества, способной поддерживать многодетность. Промышленный переворот втягивал членов семьи в производство, что ослабляло репродуктивную функцию, усиливало экономическую зависимость детей от родителей. Свобода половых отношений, аборты, рождение детей без мужа, городской образ жизни ослабляют потребность личности в семье и в детях. Для современной семьи родство отдаляется от экономической жизни, а на первое место выходит экономическая цель индивида.
Наследование семейной собственности Майорат В средние века и до 19 в. в Европе был закон о майорате – все недвижимое имущество наследовал старший сын. На Руси майората не было, т.к. духовенство пополнялось за счет насильственного пострижения в монахи опальных бояр и князей. В России все дети имели право наследовать собственность. В Западной Европе считалось, что если мужчина и женщина не могут обеспечить благосостояние семьи, то им нельзя вступать в брак. Сегодня после женитьбы дети должны уйти из дома и снимать жилье. В 16 в. реформация отменила безбрачие духовенства. Поэтому уходить в католичество не имело смысла. Переход к капитализму привел к революциям. Майорат был отменен. В 1826 г. его частично восстановили. Если не было завещания, то старший сын получал больше, чем остальные. Все это привело к снижению рождаемости. Америка отказала от майората. Причины отсутствия майората в России До Петра 1 земли было много. Ее можно было раздавать детям и много рожать. При Петре земли не стало. Табель о Рангах 20 в. В СССР частная собственность ограничивалась. Раздавать было нечего. Минорат Там, где господствовал майорат, уровень брачности и рождаемости и темпы роста населения были ниже, чем в условиях минората. Одна из причин отказа от майората и минората – усиление нуклеаризации семьи. Значение последствий майората для развития рыночной экономики: Страны с майоратом быстрее пришли к капитализму При однодетных семьях майората не было Если общественная мораль не осуждала вступление в брак лиц без имущества, то младшие сыновья и дочери не боялись безбрачия Если сексуальные потребности можно удовлетворять вне брака (хотя общество это осуждало). Если в обществе принято, чтоб кто-то из детей и после вступления в брак жили с родителями и заботились о них. Продолжительность жизни была невысокой, поэтому перспектива получить наследство была близкой Если работы в непроизводственной сфере было много, чтобы принять всех «лишних» сыновей и дочерей, то майорат не стимулирует их экономическую активность Если родители свои личные интересы ставили выше интересов детей Принцип всеобщего равенства не совместим с майоратом Вывод: если хотя бы одно из этих условий не существовало, майорат исчезал. Семейная социализация Понятие С С – это процесс приобщения к принятым в обществе ценностям и нормам Общая С (узк) – до совершеннолетия (если в семье – семейная, базовая, если в военнм училище - вторичная). Ресоциализация – в случае девиантного поведения. Семейная С, с одной стороны, подготовка к будущим семейным ролям, а с другой, влияние, которое оказывает семья на формирование социально-компетентной и здоровой личности. Нормативное влияние на личность в семье происходит с помощью норм, стереотипов поведения из-за повторяемости ситуаций в повседневной жизни. В семье формируется способность ребенка быстро переключаться с кода поведения «среди своих» на код поведения «среди чужих» и обратно. В приютах воспитатели требуют, чтобы дети и дома вели себя как на людях по нормам социального поведения. «Свое поведение» дома отменяет служебную субординацию, когда гость – начальник должен вести себя как гость. Например, в подростковых группах эта идея «свойкости» абсолютизируется. Индивид рождается уже с физиологическими потребностями, но в разных семьях (богатых, бедных, средней). Поэтому социологу надо знать, как семейная ситуация влияет на потребности социализируемого ребенка. Психоанализ делает акцент на инстинктивных влечениях и роли бессознательного. Акцент на либидо (половое влечение). Например, если дочь влечет к отцу, как к человеку противоположного пола, то общество это осуждает. По Фрейду, в этом конфликт общества и личности. Личность «Я» формирует совесть, умение подчинять личные интересы общественным. Любовь или ненависть к родителям порождает чувство вины и разные формы проявления этих чувств. Когнитивная теория (рациональность человеческого поведения). Роль семьи обнаруживается в моральном развитии ребенка. Например, теория перехода от эгоцентризма к релятивизму. Ж. Пиаже рассматривает эгоцентризм как не незрелость, когда ребенок считает себя центром вселенной и мир искривляет под себя (до 6-ти, 7-ми лет). После 8-ми лет ребенок освобождается от зависимости почитания родителей, но процесс формирования ответственности за свои действия задерживается. Все успехи приписывают себе, а неудачи – козням других. В многодетной семье социально-компетентная личность формируется быстрее. Теория Дж. Мида рассматривает «Я», как умение войти в роль других. Подражая родителям, ребенок учится видеть себя с стороны. Социализацию в семье можно рассматривать как формирование индивидуальных потребностей. Для социолога важно знать, какова потребность людей в браке и семье и как она влияет на повышение социального статуса человека. Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.007 сек.) |