АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция
|
Сущность сознания. Условия и предпосылки его возникновения
Сущность сознания. Условия и предпосылки его возникновения. Человек владеет прекрасным даром - разумом с его пытливым полетом как вотдаленное прошлое, так и в грядущее, миром мечты и фантазии, творческимрешением практических и теоретических проблем, наконец, воплощением самыхдерзновенных замыслов. Уже с глубокой древности мыслители напряженно искалиразгадку тайны феномена сознания. Сознание - это высшая, свойственная лишь человеку форма отраженияобъективной действительности, способ его отношения к миру и к самому себе,который представляет собой единство психических процессов, активноучаствующих в осмыслении человеком объективного мира и своего собственногобытия и определяется не непосредственно его телесной организацией (как уживотных), а приобретаемыми только через общение с другими людьми навыкамипредметных действий. Сознание состоит из чувственных образов предметов,являющихся ощущением или представлением и поэтому обладающих значением исмыслом, знания как совокупности ощущений, запечатленных в памяти, иобобщений, созданных в результате высшей психической деятельности, мышленияи языка. Таким образом, сознание является особой формой взаимодействиячеловека с действительностью и управления ею. В течение многих веков не смолкают горячие споры вокруг сущностисознания и возможностей его познания. Богословы рассматривают сознание каккрохотную искру величественного пламени божественного разума. Идеалистыотстаивают мысль о первичности сознания по отношению к материи. Вырываясознание из объективных связей реального мира и рассматривая его каксамостоятельную и созидающую сущность бытия, объективные идеалисты трактуютсознание как нечто изначальное: оно не только не объяснимо ничем, чтосуществует вне его, но само из себя призвано объяснить все совершающееся вприроде, истории и поведении каждого отдельного человека. Единственнодостоверной реальностью признают сознание сторонники объективногоидеализма. Если идеализм вырывает пропасть между разумом и миром, то материализмищет общность, единство между явлениями сознания и объективным миром,выводя духовное из материального. Материалистическая философия и психологияисходят в решении этой проблемы из двух кардинальных принципов: изпризнания сознания функцией мозга и отражением внешнего мира. Гельвеций говорил: “Чувства составляют источник всех наших знаний... Мы располагаем тремяглавными средствами исследования: наблюдением природы, размышлением иэкспериментом. Наблюдение собирает факты; размышление их комбинирует; опытпроверяет результат комбинаций......всякое наше ощущение влечет за собой суждение, существованиекоторого, будучи неизвестным, когда оно не приковало к себе нашеговнимания, тем не менее реально”[1]. Данный фрагмент может служить иллюстрацией теории ассоциаций,приверженцем которой являлся Гельвеций и на основе которой он объяснялприроду сознания. Ее суть: последовательно возникающие в мозгу ощущениянакладываются друг на друга и образуют “пучок ощущений”. Эти ощущенияявляются образами объективной действительности, а возникающий на их основелогический мыслительный процесс закономерно отражает объективную причиннуюсвязь вещей и явлений. Мнение З.Фрейда: “Быть сознательным - это прежде всего чисто описательный термин,который опирается на самое непосредственное и надежное восприятие. Опытпоказывает нам далее, что психический элемент, например, представление,обыкновенно не бывает длительно сознательным. Наоборот, характернымявляется то, что состояние сознательности быстро проходит; представление вданный момент сознательное, в следующее мгновение перестает быть таковым,однако может вновь стать сознательным при известных, легко достижимыхусловиях. Каким оно было в промежуточный период, мы не знаем; можносказать, что оно было скрытым (латент), подразумевая под этим то, что оно влюбой момент способно было стать сознательным. Если мы скажем, что оно былобессознательным, мы также дадим правильное описание. Это бессознательное втакое случае совпадает со скрыто или потенциально сознательным... Понятие бессознательного мы, таким образом, получаем из учения овытеснении. Вытесненное мы рассматриваем как типичный примербессознательного. Мы видим, однако, что есть двоякое бессознательное:скрытое, но способное стать сознательным, и вытесненное, которое само посебе и без дальнейшего не может стать сознательным... Скрытоебессознательное, являющееся таковым только в описательном, но не вдинамическом смысле, называется нами предсознательным; термин(бессознательное(мы применяем только к вытесненному динамическомубессознательному; таким образом, мы имеем теперь три термина:(сознательное((Bw), (предсознательное((Vbw) и (бессознательное((Ubw)”[2]. Философия ставит в центр своего внимания как основной вопрос отношениематерии и сознания, а тем самым и проблему сознания. Значение этой проблемыобнаруживается уже в том, что вид, к которому принадлежим мы, люди,обозначают как человек разумный. Исходя из этого, можно с полным правомсказать, что философский анализ сущности сознания исключительно важен дляправильного понимания места и роли человека в мире. Уже поэтому проблемасознания изначально привлекала самое пристальное внимание философов привыработке ими исходных мировоззренческих и методологических установок. При этом рассмотрение отдельных аспектов сознания как специфическичеловеческой формы регуляции взаимодействия человека с действительностью врамках различных дисциплин всегда опирается на определенную философско-мировоззренческую установку в подходе и сознанию. Это придает решениювопроса о природе сознания с философских позиций особый, дополнительныйсмысл и значение. При этом философия, в отличие от других наук, исследуетобщую природу сознания, изучает его прежде всего под углом зрения своегоосновного вопроса. Идеалистический подход фактически мистифицирует сознание, посколькурассматривает его в качестве продукта души, превращая сознание в нечтотаинственное и недоступное рациональному, с научных позиций исследованию.Материализм, напротив, снимает с сознания покров таинственности и исходитиз того, что оно есть функция мозга, во-вторых, рассматривает сознание какотражение материи, отражение внешнего мира и, наконец, с материалистическойточки зрения оно является продуктом развития материального мира. Приподобном подходе оказывается, что сознание при всей его сложности вовсе неявляется чем-то абсолютно непостижимым и непознаваемым. Действительно, значительный материал о физиологических основанияхсознания могут дать исследования физиологии высшей нервной деятельности,поскольку сознание органически связано с материальными, физиологическимипроцессами в мозгу, выступает как специфическая сторона. Обширные данныедля понимания сознания дает исследование человеческой деятельности и еепродуктов, поскольку в них реализованы, запечатлены знания, мысли и чувствалюдей. Наряду с этим сознание проявляется в познании, вследствие чего иэтот источник, изучение познавательного процесса, открывает различныестороны сознания. Наконец, очень тесно можно сказать, органически связаны между собойсознание и язык, в силу чего и научный анализ такого явления, как язык вовсей его многосложности, немаловажен для осмысления сущности, природысознания. При этом главное, о чем следует постоянно помнить, состоит в том,что «нельзя отделить мышление от материи, которая мыслит». Сознание, как иматерия, это реальность. Но если материя это объективная реальность,характеризующаяся самодостаточностью и самообоснованностью, то сознание -это реальность субъективная, это субъективный образ объективного мира. Ононе существует само по себе, а имеет основание в ином, в материи. Инымисловами, диалектико-материалистический подход к сознанию исходит из того,что сам способ бытия человека в мире всегда предполагает сознание, чточеловеческая деятельность вся пронизана сознанием и без него не существует.Но бытие - более широкая система, и сознание выступает как условие исредство для того, чтобы человек мог вписаться в эту более широкую,целостную системы бытия. Сознание, как определяемое бытием, и выступает прежде всего в качествесвойства высокоорганизованной материи и одновременно как продукт эволюцииматерии, усложнения форм отражения в ходе этой эволюции, начиная с самыхэлементарных форм и кончая мышлением. При этом сама эволюция форм отраженияопределяется не изнутри, а на основе определенных взаимоотношений носителейотражения с окружающей средой. У человека это взаимодействие реализуется впрактически - преобразующей деятельности, осуществляемой в рамкахопределенных сообществ. Поэтому сознание - не просто функция мозга, оно -общественный продукт. Общественная природа сознания отчетливо видна в егоорганической связи с языком и в особенности - с практической деятельностью,в которой сознание, его продукты опредмечиваются и которая придает сознаниюобъективный характер, направленность на внешний мир с целью не только егоотражения, познания, но и его изменения. К тому же сознание не толькоизначально формировалось в первичных формах общества, но и сегодня онозакладывается и развивается у каждого нового поколения только в обществечерез деятельность и общение с себе подобными. Сознание - это в первую очередь совокупность знаний о мире. Не случайнооно тесно связано с познанием. Если познание есть сознание в его активнойнаправленности вовне, на объект, то само сознание в свою очередь результатпознания. Здесь обнаруживается диалектика: чем больше мы знаем, тем вышенаши познавательные потенциалы и наоборот - чем больше мы познаем мир, тембогаче наше сознание. Следующий важный элемент сознания - внимание,способность сознания концентрироваться на определенных видах познавательнойи любой иной деятельности, держать их в своем фокусе. Далее, видимо,следует назвать память, способность сознания накапливать информацию,хранить, а при необходимости и воспроизводить ее, а также использоватьранее приобретенные знания в деятельности. Но мы не только знаем нечто инечто запоминаем. Сознание неотделимо от выражения определенного отношенияк объектам познания, деятельности и общения в виде эмоций. К эмоциональнойсфере сознания относятся собственно чувства - радости, удовольствия, горя,а также настроения и аффекты или, как их называли в былое время, страсти -гнев, ярость, ужас, отчаянье и т.д. К названным ранее следует добавить итакой существенный компонент сознания (которого, кстати, многим из нас такчасто не хватает), каким является воля, представляющая собой осмысленноеустремление человека к определенной цели и направляющая его поведение илидействие. Наконец, важнейшей составляющей сознания, ставящей все остальныеего компоненты как бы за одну скобку, является самосознание. Самосознание -своеобразный центр нашего сознания, интегрирующее начало в нем.Самосознание - это сознание человеком своего тела, своих мыслей и чувств,своих действий, своего места в обществе, проще говоря, осознание себя какособой и единой личности. Самый высокий уровень развития самосознания -возникновение сознания “Я” как такого образования, которая хотя и похоже на“Я” других людей, но одновременно неповторимо, причем способно не толькосовершать поступки, но и нести ответственность за них, что предполагаетнеобходимость и возможность как контроля за своими действиями, так и ихсамооценки. Таким образом, самосознание характеризует не толькосамопознание, но и сопоставление себя с некоторым идеалом “Я”, а значит,контроль и самооценку, поэтому самосознание не есть некая константа, оно нетолько возникает в процессе совместной деятельности и общения с другимилюдьми, но и постоянно проверяется и корректируется в процессе углубления ирасширения межличностных отношений. Каковы основные функции сознания? Первая и важнейшая - познавательная,которая реализуется в приобретении и накоплении знаний о природе, обществеи самом человеке. Вторая, тесно связанная с первой, - творчески-конструктивная, проявляющаяся в опережающем отражении, в мысленноммоделировании будущего и в целенаправленном преобразовании на этой основедействительности, в создании, в частности, предметных форм, не существующихв природе. Природа не строит самолетов, не печет хлебы, не пишет романы.Все это продукты человеческого разума и человеческих рук. Третья функция -регулятивно-управленческая, обеспечивающая разумное регулирование исамоконтроль поведения и деятельности человека, его взаимоотношения свнешним миром. Наконец, четвертая функция - прогностическая. Человек доопределенного предела с некоторой вероятностью может предвидеть будущее,прогнозировать свои действия, строить планы и осуществлять их. Можно ещеуказать систематизирующую функцию, критически-оценочную и описательную,которые являются следствием перечисленных выше. Все сказанное ранеепозволяет нам дать общую характеристику сознания. Сознание - это высшая,свойственная только человеку и связанная с речью функция мозга, состоящая вобобщенном и целенаправленном отражении действительности, в предварительноммысленном построении действий и предвидении их результатов, в разумномрегулировании и самоконтролировании поведения человека “Ядром” сознания,способом его существования является знание. Сознание принадлежит субъекту,человеку, а не окружающему миру. Но содержанием сознания, содержаниеммыслей человека является этот мир, те или иные его стороны, связи, законы.Поэтому сознание можно охарактеризовать как субъективный образ объективногомира. Сознание это прежде всего осознание ближайшей чувственно воспринимаемойсреды и осознание ограниченной связи с другими лицами и вещами,находящимися вне начинающего сознавать себя индивида; в то же время оно -осознание природы. Сознанию человека присущи такие стороны, как самосознание, самоанализ,самоконтроль. А они формируются лишь тогда, когда человек выделяет себя изокружающей среды. Самосознание - важнейшее отличие психики человека отпсихики самых развитых представителей животного мира. Сознание невозможно вывести из одного лишь процесса отражения объектовприродного мира: отношение “субъект-объект” не может породить сознания. Дляэтого субъект должен быть включен в более сложную систему социальнойпрактики, в контекст общественной жизни. Каждый из нас, приходя в этот мир,наследует духовную культуру, которую мы должны освоить, чтобы обрестисобственно человеческую сущность и быть способными мыслить по-человечески. Общественное сознание возникло одновременно и в единстве свозникновением общественного бытия. Природе в целом безразличносуществование человеческого разума, а общество не могло бы без неговозникнуть, развиваться и просуществовать. В силу того, что общество естьобъективно-субъективная реальность, общественное бытие и общественноесознание как бы “нагружены” друг другом: без энергии сознания общественноебытие статично и даже мертво. Сознание реализуется в двух способностях: отражательной и активно-творческой. Сущность сознания в том и состоит, что оно может отражатьобщественное бытие только при условии одновременного активно-творческогопреобразования его. Функция опережающего отражения сознания наиболее четкореализуется в отношении общественного бытия, которое существенным образомсвязано с устремленностью в будущее. Это неоднократно подтверждалось вистории тем обстоятельством, что идеи, в частности социально-политические,могут опережать наличное состояние общества и даже преобразовывать его.Общество есть материально-идеальная реальность. Совокупность обобщенныхпредставлений, идей, теорий, чувств, нравов, традиций и т.п., то есть того,что составляет содержание общественного сознания и образует духовнуюреальность, выступает составной частью общественного бытия, так как онодано сознанию отдельного индивида. Но подчеркивая единство общественного бытия и общественного сознания,нельзя забывать и их различие, специфическую разъединенность. Историческаявзаимосвязь общественного бытия и общественного сознания в их относительнойсамостоятельности реализуется таким образом, что если на ранних этапахразвития общества общественное сознание формировалось под непосредственнымвоздействием бытия, то в дальнейшем это воздействие приобретало все болееопосредованный характер - через государство, политические, правовыеотношения и др., а обратное воздействие общественного сознания на бытиеприобретает, напротив, все более непосредственный характер. Самавозможность такого непосредственного воздействия общественного сознания наобщественное бытие заключается в способности сознания правильно отражатьбытие. Итак, сознание как отражение и как активно-творческая деятельностьпредставляет собой единство двух нераздельных сторон одного и того жепроцесса: в своем влиянии на бытие оно может как оценивать его, вскрываяего потаенный смысл, прогнозировать, так и через практическую деятельностьлюдей преобразовывать его. А поэтому общественное сознание эпохи может нетолько отражать бытие, но активно способствовать его перестройке. В этом изаключается та исторически сложившаяся функция общественного сознания,которая делает его объективно необходимым и реально существующим элементомлюбого общественного устройства. Тот факт, что общественное сознание включает в себя разные уровни(обыденно-житейское, теоретическое, общественную психологию, идеологию ит.д.), и то, что каждым уровнем сознания общественное бытие отражается по-разному, как раз и составляет реальную сложность в понимании феноменаобщественного сознания. И поэтому нельзя рассматривать его как простуюсумму понятий “сознание” и “общественное”. Обладая объективной природой и имманентными законами развития,общественное сознание может как отставать, так и опережать бытие в рамкахзакономерного для данного общества эволюционного процесса. В этом планеобщественное сознание может играть роль активного стимулятора общественногопроцесса, либо механизма его торможения. Мощная преобразовательная силаобщественного сознания способна воздействовать на все бытие в целом,вскрывая смысл его эволюции и предсказывая перспективы. В этом плане оноотличается от субъективного (в смысле субъективной реальности) конечного иограниченного отдельным человеком индивидуального сознания. Властьобщественного целого над индивидом выражается здесь в обязательном принятиииндивидом исторически сложившихся форм духовного освоения действительности,тех способов и средств, с помощью которых осуществляется производстводуховных ценностей, того смыслового содержания, которое накопленочеловечеством веками и вне которого невозможно становление личности. Материальные предпосылки возникновения сознания. Качественное изменение форм отражения на различных уровнях развития материи. Положение Маркса о том, что нельзя отделить сознание, мышление отматерии, которая мыслит, о том, что сознание производно от материи,предельно просто и понятно. Но оно нуждается, во-первых, в расшифровке, аво-вторых, в обосновании. И первое, что следует решить - это вопрос опредпосылках возникновения сознания в природе, а точнее - в неживойприроде, в самом фундаменте материи. Действительно, если мы утверждаем, что не дух породил материю, аматерия породила дух, то наши оппоненты вправе спросить нас: а есть ли насамом фундаменте материи, в неживой природе какие-либо основания дляпорождения сознания? Эта проблема стояла и перед старым материализмом,однако не была решена им. Одна часть материалистов просто обходила этусложную проблему, другая - вставала на позиции гилозоизма (от греч. Гиле-материя, зоо - жизнь), наделяла вопреки фактам всю материю способностьючувствовать и даже мыслить и по существу снимала вопрос о возникновениисознания и о необходимых для этого предпосылках. На позициях гилозоизмастоял, в частности, французский материалист Д. Дидро, но он в то же времяближе других подошел к реальному решению проблемы. Наделяя всю материюсвойством чувствительности, он считал, что неживой материи свойственнапассивная, а живой - активная чувствительность. Ясно одно: найти материальные предпосылки возникновения сознания всамих основаниях материального мира, значит, подвести под материализмомнадежный и прочный фундамент. И наоборот - если таких предпосылок найти неудастся, то возникновение сознания придется признать чудом и зданиематериализма просто рухнет. Однако такие опасения излишни: реальныепредпосылки для порождения сознания в самом фундаменте материального мираимеются. Они были установлены Лениным. И решающей предпосылкой являетсяоткрытое им и присущее всей материи свойство отражения. Наличие именноэтого свойства у всех видов материи, в том числе и неживой, неорганической,образует объективную основу для возникновения в процессе развития все новыхи притом все более сложных форм отражения вплоть до его высшей формы -человеческого сознания. Структура сознания. Понятие “сознание” не однозначно. В широком смысле слова под ним имеютв виду психическое отражение действительности, независимо от того, на какомуровне оно осуществляется - биологическом или социальном, чувственном илирациональном. Когда имеют в виду сознание в этом широком смысле, то темсамым подчеркивают его отношение к материи без выявления специфики егоструктурной организации. В более узком и специальном значении под сознанием имеют в виду непросто психическое состояние, а высшую, собственно человеческую формуотражения действительности. Сознание здесь структурно организовано,представляет собой целостную систему, состоящую из различных элементов,находящихся между собой в закономерных отношениях. В структуре сознаниянаиболее отчетливо выделяются, прежде всего такие моменты, как осознаниевещей, а также переживание, то есть определенное отношение к содержаниютого, что отражается. Способ, каким существует сознание, и каким нечтосуществует для него, это - знание. Развитие сознания предполагает преждевсего обогащение его новыми знаниями об окружающем мире и о самом человеке.Познание, осознание вещей имеет различные уровни, глубину проникновения вобъект и степень ясности понимания. Отсюда обыденное, научное, философское,эстетическое и религиозное осознание мира, а также чувственный ирациональный уровни сознания. Ощущения, восприятия, представления, понятия,мышление образуют ядро сознания. Однако они не исчерпывают всей егоструктурной полноты: оно включает в себя и акт внимания как свойнеобходимый компонент. Именно благодаря сосредоточенности вниманияопределенный круг объектов находится в фокусе сознания. Воздействующие на нас предметы, события вызывают в нас не толькопознавательные образы, мысли, идеи, но и эмоциональные “бури”, заставляющиенас трепетать, волноваться, бояться, плакать, восхищаться, любит иненавидеть. Познание и творчество - это не холодно-рассудочное, а страстноеискание истины. Без человеческих эмоций никогда не бывало, нет и быть не можетчеловеческого искания истины. Богатейшая сфера эмоциональной жизничеловеческой личности включает в себя собственно чувства, представляющиесобой отношение к внешним воздействиям (удовольствие, радость, горе и др.),настроение или эмоциональное самочувствие (веселое, подавленное и т.д.) иаффекты (ярость, ужас, отчаяние и т. п.). В силу определенного отношения к объекту познания знания получаютразличную значимость для личности, что находит свое наиболее яркоевыражение в убеждениях: они проникнуты глубокими и устойчивыми чувствами. Аэто является показателем особой ценности для человека знаний, ставших егожизненным ориентиром. Чувства, эмоции суть компоненты человеческого сознания. Процесспознавания затрагивает все стороны внутреннего мира человека - потребности,интересы, чувства, волю. Истинное познание человеком мира содержит в себекак образное выражение, так и чувства. Познание не ограничивается познавательными процессами, направленными наобъект (внимание), эмоциональной сферой. Наши намерения претворяются в делоблагодаря усилиям воли. Однако сознание - это не сумма множествасоставляющих его элементов, а их гармоничное объединение, их интегральноесложноструктурированное целое.
1 | 2 | Поиск по сайту:
|