АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

г)отдельные символы

Читайте также:
  1. Метасимволы, синтекс и зарезервированные слова
  2. Символы цветов
  3. Символы, используемые в генетике
  4. Укажите символы невозможных энергетических подуровней

Голос – символ освоенного человеческого, посюстороннего пространства и противопоставления ему потустороннего, демонического: в мифах и фольклоре потустронний мир нередко характреизуется как край, где «петухи не кричат, овцы не блеют, девушки не поют» и т.д. Отсюда правило на поминках говорить вполголоса – покойник ушел туда, где нет человеческих голосов и иных звуков, окружающих живых.Голос – нечто материальное: им можно оградить человечески мир от невзгод и происков нечистой силы. Изменение голоса означает переход в иное состояние, даже в иной мир, выход за пределы собственного «Я». Звук, проявлением которого является голос, есть творящий, креативный символ.

Антитеза голосу и звуку – молчание, которое символизирует, в частности, принадлежность к потустороннему миру. Молчание – способ защиты от нечистой силы.

Перекресток – место выбора пути, участи, судьбы, место встречи времени и пространства, олицетворение единства противоположностей – активного, пассивного и нейтрального, проекция мироздания, переход из одного пространства в любое из трех других, граница посюстороннего и потустороннего. По К.Г.Юнгу, перекресткок – символ матери: «Место, где дороги пересекаются и входят одна в другую, таким образом, символизируют объединение противоположностей, есть «мать», объект и олицетворение всякого объединения». В речи выражение «на перекрестке судьбы» означает момент выбора.

Пещера – символ материнского лона, как индивидуальный, так и социальный(войти в пещеру – вернуться в лоно матери-земли), женское начало, чрево, убежище, укрытие, вместилище богов, вход в загробный мир, олицетворение бессознательного, по К.Г.Юнгу, пещера символизирует тайну. Средоточие, центр мира, его сердце, место встречи божества с человеком, место инициации. Граница между миром живых и загробным миром, космосом и хаосом.

Путь – движение, освоение пространства, перемещение от исходной точки к точке конечной, которая может быть и осознаваемой и неосознаваемой, но предчувствуемой, предугадываемой. Прохождение пути – преодоление трудностей, препятствий, потому путь – символ инициации, обряда посвящения, приобщения к прежде недоступному знанию, обретение мудрости, житейской или сакральной. Горизонтальный путь – паломничество, путешествие, то есть материальное перемещение в пространстве. Вертикальный – «путешествие духа», ученичество. «Маркеры» пути – отправная точка, перекресток, мост, встреча, конечная точка. У каждого «маркера» - своя символика. Отправная точка – материальная (дом), фигуральная (ощущение недостачи); конечная – приобщение к сакральным ценностям, преодоление препятствий, обретение мирского блага. Мост и перекресток – граница миров, на которой происходит полная потеря прежних качеств и обретение новых, позволяющих продолжить и завершить путь. Встреча – проявление судьбы (которая также толкуется как метафора пути, с которого нельзя свернуть).

Путь – образ традиций прежних поколений, человеческой жизни («путь от утробы до могилы», «из праха вышли и в прах обратитесь»). Особый вариант пути – Крестный путь, пройденный Христом.

Существует и путь без конца и цели, путь Агасфера, о котором сложены хрестоматийные строки:

Сказали мне, что эта дорога

Меня приведет к океану смерти.

И я с полпути повернул обратно.

С тех пор все тянутся передо мною

Кривые, глухие, окольные тропы…

Пояс – символ дороги, пути через преграды; той же символикой обладают нить, пряжа, веревка. Обернутый вокруг тела – оберег от нечистой силы. Разделение верха и низа в одежде и человеческом теле. Олицетворение целомудрия женщины. Часть рыцарского платья: «опоясаться» - приготовиться к дороге, к сражению, к некоторому действию. Кожаный пояс пророков – символ смирения и презрения к мирской суете. Млечный путь – «кушак небосвода»: он «подпоясывает» небо.

Гора – образ мира, модель Вселенной, вариант мирового древа.

Город – квинтэссенция освоенного пространства, одновременно обладающая противоположным, хаотическим значением (место, где можно пропасть, раствориться без следа, обезличиться, «большой муравейник», «чудовище, пожирающее людей заживо». Город фиксирует окрестное пространство на «государственном уровне», «привязывает «его к тому или иному народу, становится цйентром мироздания, от которого начинается экспансия. Три уровня города в символическом плане: подземгый, срединный, небесный. Связь с небом – главный городской храм, с подземным миром – городская свалка и канализация.

Дом – символ счастья, достатка, единства семьи и рода; шире – символ освоенного человеческого пространства в противопоставлении стихийному, неосвоенному, нечеловеческому. Дом противопоставляется миру за его пределами как замкнутое – открытому, безопасное – опасному, внутреннее – внешнему. Дом – модель мироздания – его четыре стороны ориентированы по четырем сторонам света, а фундамент, сруб и крыша соответствуют трем уровням вселенной (преисподняя, земля, небо). Главная символическая функция дома – защита. Зримое выражение этой функции – стены и крыша. Отсюда: «иметь крышу над головой», «вернуться под отчий кров», то есть обрести укрытие от житейских неудач. Дом – символ единства рода, образное воплощение неразрывной связи между предками и потомками.

Волосы – символ жизненной силы, множественности, богатства, изобилия, счастья. Прическа отражает статус человека.

Ворота – граница между мирами: своим и чужим, миром живых и миром мертвых, в религиозном культе – между мирским и священным: царские врата – вход в Святая Святых.

Весло – символ правления, освоения водной стихии

Весы – символ правосудия и справедливости

Вино - символ радости жизни, плодородия, человеческой крови, в христианской символике – эмблема крови Иисуса Христа.

Вода – основа сущего, первоначальный хаос, аналог материнского чрева, через оплодотворение которого небом (мужское начало) творец создал землю

Веник – символ нечисти, орудие порчи и колдовства, оберег от злых сил (выметание – избавление дома от нечисти). В погребальном обряде веник связывается с душой умершего: после выноса покойника веник следует выбросить.

Венок – награда, почет, уважение, эмблема бессмертия и величия, знак союза между живыми и мертвыми, между потомками и предками, символ памяти и бессмертия.

Деревья – символическое представление человека (по внешнему подобию – ветви-руки, ствол-тело, корни-ноги – и по сходству жизненных циклов: прорастает из семени, взрослеет, обретает зрелость, увядает, и умирает), символ жизни и смерти (умирает зимой и оживает весной)

Деньги – символ материального благополучия, достатка, преуспевания, торговли, всего мирского вообще; символ власти, могущества, мерило всех ценностей, в том числе и духовных («количественное выражение» творческого дара – совокупный тираж книг у писателей, число проданных записей у певца и т.д.)

Обувь – символ статуса, социального положения, успеха финансового и общественного, эмблема достатка и стиля. Ходжа Насреддин о женской обуви: «Это союз, это сладкая связь каблука и носка, летящего стрелой вперед. Каблук – это зебб, фаллос мужа, а змеиный узкий носик – это пещерка, элькес жены. Это вечное стремление канатика мужа за гротом жены. И чем уже носок, тем выше власть удовольствия и тем выше каблук. Но я, пыльный и босой, любил стыдливых жен, пока мой каблук не стерся и не поник подо мной»

Одежда – «постоянное проявление интимных мыслей, это язык, символ» (О. Бальзак). Символ статуса своего владельца (не всегда), характеристика вкуса своего обладателя: дурной вкус может проявляться как в сочетании элементов, так и в выборе костюма под то или иное мероприятие. Элементы одежды - символы, которые в совокупности выступают как законченный текст: «Вы можете лгать на языке одежды так же, как можете это делать на английском, французском, или латыни, и этот вид обмана имеет преимущество: обычно нельзя обвинить лгущего в том, что он делает это сознательно. Костюм, говорящий о юности или богатстве, - в отличие от словесного утверждения, что вам 29 лет и что ваш доход измеряется шестизначной цифрой, - нельзя прямо опровергнуть или осудить» (А.Лури) Ложная информация, передаваемая одеждой – результат сознательной установки или заблуждения. Язык одежды точно отражает сущность общественных отношений и существует только во времени. Символическая схема соответствия одежды ходу времени по Дж.Лаверу: один и тот же костюм будет:

  • Неприличным – за 10 лет до своего времени;
  • Бесстыдным – за 5 лет;
  • Смелым – за год;
  • Нарядным – в свое время;
  • Вышедшим из моды – годом позже;
  • Отвратительным – через 10 лет;
  • Смешным – через 20 лет;
  • Забавным – через 30 лет;
  • Причудливым – через 50 лет;
  • Очаровательным – через 70 лет;
  • Романтическим – через 100 лет;
  • прекрасным – через 150 лет

Раздирание одежд – древняя эмблема дурных вестей и скорби. Сегодня это действие приобрело эротическое значение, стало трактоваться как проявление необузданной, истинной страсти.

Источники: Искусство. 2005.№21, 2006.№2,№3.

Энциклопедия символов, знаков, эмблем. М.:Эксмо; СПб.:Мидгард, 2005.608с.


1 | 2 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.007 сек.)