|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Неопозитивизм
Начало XX века связано с наступлением третьего этапа в развитии русской социологии. В это время происходит четкое самоопределение социологии как общей теории социологии. Ведущей школой становится неопозитивизм (А.С. Звоницкая, П.А. Сорокин, К.М. Тахтарев). К.М.Тахтарев (1871-1925). Основные социологические работы: "Главнейшие направления в русской социологии", "Наука об общественной жизни", "Общество и государство и закон борьбы классов". Выступал против марксистского понимания классовой борьбы, противопоставляя ему идею межклассового сотрудничества и солидарности. Окончательным победителем в общественной борьбе будет труд, но труд творческий и действительно общественный. Сорокин не принимает социалистическую революцию и открыто выступает против нее. В его понятии, социология - наука, самостоятельно изучающая наиболее общие родовые свойства человеческого взаимодействия. Предмет социологии - элементы человеческого взаимодействия, их классификация и условия возникновения, сохранения и исчезновения простых коллективных единств. Предлагал создать социологию на следующих принципах: 1.Социология, как наука, может и должна строиться по типу естественных наук. 2. Социология может и должна быть наукой теоретической, изучающей мир людей таким, какой он есть 3.Социология должна быть объективной наукой. 4. Если социология хочет быть "опытной и точной "наукой, она должна распрощаться с бесплодной метафизикой и исходить из фактов. 5. Следствием разрыва с философствованием станет естественный разрыв с монизмом. Сорокин выделял 2 уровня социологии: 1) теоретическая: аналитика 2) практическая: Индивиды взаимодействуют, когда изменение психических переживаний или внешних актов одного индивида вызывается переживаниями другого индивида. Процесс взаимодействия возможен при трех условиях: 1) наличие одного или нескольких индивидов. 2) наличие актов, обуславливающих их поступки. 3) наличие проводников. Дает структурный анализ общества. Выделяет 2 критерия для классификации социальных групп: односторонний: индивиды объединены в группу по одному признаку. многосторонний: индивиды объединены в группу по двум и более признакам. Выделяет: закрытые группы: раса, пол, возраст. открытые группы: партия, ассоциация. промежуточные группы: класс, сословие, вторая семья. Построил теорию социальной стратификации: 3 страты: политическая профессиональная экономическая Построил теорию социальной мобильности: вертикальная мобильность горизонтальная мобильность Четвертый этап – 20-30 гг. 20 века Процессы, происходящие на третьем этапе, в конечном итоге привели к размежеванию между буржуазными и марксистскими социологами. Часть представителей старого поколения, которые не захотели или не смогли смириться с советской властью в конце 1922 г., были отстранены от преподавания в университетах и институтах и высланы из страны. Около 160 деятелей науки и культуры было выслано в это время из России. Это П.А. Сорокин, С.Н. Булгаков, П.Б. Струве, С.Л. Франк, А.В. Пешехонов, В.А. Мякотин и некоторые другие. Другая часть старого поколения сумела найти свое место в появившейся новой советской науке. Среди них можно отметить Н.И. Кареева, Н.А. Гредескула, К.В. Тарле (позднее они даже избирались членами Академии Наук СССР), М.К. Лемке, К.М. Тахтарева, В.В. Святловского, B.C. Серебренникова, Н.С. Державина, А.Ф. Кони, Н.Я. Марра. Почти все представители молодого поколения сразу положительно восприняли революцию и приняли активное участие в дальнейшем развитии социологической мысли в России. Это А. Звоницкая, Т. Райнов, К. Пожитков и др. Ряд марксистов перешли на преподавательскую работу в университет и другие петербургские вузы (М.В. Серебряков, Н.Н. Андреев, В.А. Быстрянский, Э.Э. Эссен, И.С. Плотников, Б.А. Фингерт, А.И. Тюменев и др.), что повлияло на изменение характера и содержания преподавания общественных наук, положило начало разработке новых лекционных курсов и семинаров. Почти во всех петроградских вузах были созданы кафедры общественных форм. Преподавателями этих кафедр стали социологи-марксисты или ученые, называвшие себя марксистами, — К.М. Тахтарев, Н.Н. Андреев, Е.А. Энгель, И.С. Плотников и др. Содержание нового курса довольно полно раскрыто в работе Тахтарева "Сравнительная история развития человеческого общества и общественных форм" (Петроград, 1924) и работе Андреева и Плотникова "История общественных форм" (Петроград, 1923). Эта новая учебная дисциплина преподавалась до 1924 г. Иногда ее называли генетической социологией, т.к. это был искусственно разработанный вариант социологизированной истории. Пятый этап - конец 50-х -90-е годы 20 века. Только во время хрущевской "оттепели", в конце 50-х годов начинается новый период в развитии социологии. В конце 50-х — начале 60-х годов происходит "второе рождение" социологии как науки в нашей стране. После XХ и XXII съездов КПСС десталинизация общества кардинально повлияла на положение социологии. В это время в науке об обществе господствовал догматизм и схоластика. Мало того, что социологические методы конкретного исследования общества вообще не использовались, но они еще были противопоставлены социологическому знанию как преимущественно философскому. Конкретное изучение явлений и процессов социальной жизни былополностью запрещено. Социологи шире вливаются в социально-политическую жизнь страны, выступая в роли социальных помощников, экспертов, авторов программ по реформированию, совершенствованию общественной жизни. В своей работе они более целенаправленно переориентируются на объективное исследование реальной жизнедеятельности субъектов общественной жизни, тенденций ее развития. Наиболее известные современные ученые-социологи в России — это Г. В. Осипов, Т. И. Заславская, А. Г. Здравомыслов, Р. В. Рывкина, А. И. Кравченко, Г. Г. Силласте, В. А. Ядов и др. Струве Петр Бернгардович (1870-1944) - российский политический деятель, философ, экономист, историк, публицист, академик РАН (1917, в 1928 исключен). Родился в семье губернатора Бернгарда Васильевича Струве, обрусевшего уроженца Прибалтики, немца по происхождению, и баронессы Розен, тоже обрусевшей немки из Прибалтийского края. Внук знаменитого астронома В. Я. Струве, первого директора Пулковской обсерватории. Закончив гимназию в 1889 году, уехал из родного дома от матери к однокласснику, сыну сенатора А. Д. Калмыкова, для подготовки к экзаменам и поступления в университет. В квартире на Литейном (дом 60) провёл семь лет. Осенью 1889 года поступил на факультет естественных наук Петербургского университета, но через год перевёлся на юридический. Ещё в 1891 году начал общественную деятельность среди литературных (иначе легальных) марксистов публикацией статей, популяризировавших отдельные выводы К. Маркса, и выступлениями с экономическими рефератами на кафедре столичного ВЭО. Вскоре снискал себе известность как один из вождей легального марксизма. В апреле 1894 года был задержан полицией за связь с народовольцами. От имени разочаровавшихся земцев написал «Открытое письмо» императору Николаю II, взяв на себя инициативу выражения либерально-конституционного мнения. В том же 1894 году опубликовал книгу «Критические заметки к вопросу об экономическом развитии России», написанную с социал-демократических позиций и явившуюся тогда фактически первым манифестом марксизма в российской легальной литературе. В конце июля — начале августа 1896 года вместе с Г. В. Плехановым, П. Б. Аксельродом, В. И. Засулич и А. Н. Потресовым участвовал в Международном рабочем социалистическом конгрессе (Лондон), став автором доклада по аграрному вопросу и социальной демократии в России, который был представлен русской делегацией. В условиях, когда все видные революционные социал-демократы России находились под арестом, был привлечён в 1898 году по решению I съезда РСДРП к составлению «Манифеста Российской социал-демократической партии» (что позднее активно замалчивалось). Однако вскоре стал решительным критиком ортодоксального марксизма. 3 (16) марта 1901 года принял участие в антиправительственной демонстрации на Казанской площади в Петербурге, был арестован, сначала находился в Литовском замке, затем был переведён в дом предварительного заключения. Решением суда был выслан под гласный надзор полиции в Тверь. В декабре 1901 года покинул губернскую столицу, получив разрешение выехать за границу для лечения, и в начале 1902 года уехал. Узнав из газет о царском Манифесте 17 октября 1905 года, выехал в Россию в качестве зарубежного журналиста, расценив акт 17 октября как «незыблемый краеугольный камень нового государственного строя». Стал либеральным консерватором, хотя и вошёл в состав ЦК кадетской партии. В 1915 году вышел из ЦК кадетской партии и возглавил Комитет по ограничению торговли с неприятелем. В 1916 году как председатель этого комитета выезжал в Англию и Францию, интересовался положением дел на фронте, посещал передовую линию. Был избран почётным доктором Кембриджского университета. В феврале 1917 года был назначен директором экономического департамента Министерства иностранных дел Временного правительства, но после ухода П. Н. Милюкова в отставку тоже покинул свой пост. Тогда же был избран действительным членом Российской Академии наук и к сентябрю 1917 года подготовил свой первый академический доклад, прочтённый им в ноябре. Октябрьскую революцию встретил враждебно. В декабре 1917 года участвовал в генеральских собраниях в Новочеркасске и был избран членом Совета Добровольческой армии. По решению этого Совета работал в Новочеркасске, Ростове-на-Дону, Царицыне. Затем нелегально жил в Москве. В августе 1918 года уехал через Новгородскую область и Петроград к Вологде, скрывался там в деревне Альятино. В декабре нелегально перешёл финляндскую границу, потом, в Хельсинки, встретился с генералом Н. Н. Юденичем и консультировал его. В январе 1919 года, покинув Хельсинки, переехал в Лондон, а в марте направился в Париж, где проходила конференция Русского дипломатического представительства. По провозглашении А. В. Колчака Верховным правителем России стал членом Политического совещания и в сентябре 1919 года выехал в Россию. В Ростове-на-Дону вступил в штаб «Великая Россия», читал лекции «Размышления о русской революции», потом был членом Особого совещания при А. И. Деникине, затем министром иностранных дел в правительстве П. Н. Врангеля. В 1920 году окончательно покинул Россию и в октябре, после двух лет разлуки, встретился за рубежом с женой и детьми. В мае 1922 года поселился в Праге. В апреле 1925 года вернулся в Париж, где возглавил газету «Возрождение», основанную на деньги бывшего нефтепромышленника А. О. Гукасова. Но после конфликта с Гукасовым ушёл из «Возрождения». В 1928 году возвратился в Прагу, а осенью того же года переселился в Белград. В мае 1939 года был избран почётным доктором Софийского университета. В 1941 году был арестован нацистами и увезён в Грац, после освобождён и вернулся в Белград. В 1942 году получил разрешение переехать в Париж.25 февраля 1944 года отправился в Национальную библиотеку, проработал в ней весь день, на ночь читал, а утром 26 февраля умер. Похоронен на православном кладбище Парижа, рядом с женой.
Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.004 сек.) |