АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Философия И. Канта: принцип трансцендентального идеализма

Читайте также:
  1. I. Назначение, классификация, устройство и принцип действия машины.
  2. II. Методологічні засади, підходи, принципи, критерії формування позитивної мотивації на здоровий спосіб життя у дітей та молоді
  3. II. Основные принципы и правила поведения студентов ВСФ РАП.
  4. VII. ПРИНЦИП ИГРЫ.
  5. Анализ по принципу Эйзенхауэра
  6. Анализ по принципу Эйзенхауэра
  7. Антикорупційні принципи
  8. Античная философия
  9. Античная философия
  10. Античная философия
  11. Античная философия. Классический период греческой философии (V – IV вв. до н.э.). Сократ, Платон и Аристотель.
  12. Антропологическая философия Л. Фейербаха.

Для немецкого философа Иммануила Канта самый главный предмет философии – это человек, ибо он для себя есть своя последняя цель.

 

Отправной точкой философствования Канта являются противоречия между положениями, каждое из которых признается логически доказуемым.

 

Человеку присуща свобода, но у него нет никакой свободы, все в нем есть природная необходимость; мир имеет начало, но он не имеет начала.

 

Чтобы разобраться с этими антиномиями, Кант строит свою тщательно продуманную философскую систему.

 

Свою философскую систему Кант начинает не с вопроса о бытии (онтология), а с анализа познавательной деятельности человека.

Такой подход в философии называется гносеологическим (греч. «гносис» - знание).

 

Схематически сам Кант изображал свою философскую систему следующим образом:

Способности души в совокупности Познавательные способности Априорные принципы Применение их к Получаемые суждения
Познавательная способность   Чувство удовольствия и неудовольствия     Способность желания Рассудок     Способность суждения   Разум Закономерность     Целесообразность     Конечная цель   Природе     Искусству     Свободе Теоретически е   Эстетические е   Практические е

Познавательные способности задают принципы совокупных способностей души.

 

«Оказывается, - пишет Кант, - что рассудок содержит в себе отличительные априорные принципы для познавательной способности, способность суждения – только для чувства удовольствия и неудовольствия, а разум – лишь для способности желания».

 

Кант очень тонко чувствует те трудности, которые связаны с пониманием природы идеализаций науки. В них, собственно, скрыта тайна науки как достоверного всеобщего и необходимого знания.

 

Кант хорошо видел недостатки решения проблемы идеализаций, как в эмпирических, так и в рационалистических построениях.

Вывести идеализации из экспериментальных данных невозможно. В то же время, тезис о врожденности идеализаций излишне натуралистичен.

 

Кант предлагает свое решение этой труднейшей философской проблемы: приступающий к познанию индивид располагает сложившимися до него в науке формами познания, категориями, которые обеспечивают возможность познания.

 

Таким образом, с одной стороны, индивид обладает готовыми категориальными конструкциями, а с другой – эмпирическими данными.

 

Благодаря своему продуктивному воображению индивид объединяет то и другое, синтезирует рациональное и чувственное. В этом синтезе и состоит природа науки.

 

Так если иметь в виду геометрию, то необходимо различать:

1) пространство как идеальную форму, присущую человеку, а отнюдь не природе;

2) объединение первого со вторым в геометрии как науке.

 

По Канту, пространство – это идеальная, а не объективно-реальная форма. Он не отрицает того, что природные явления существуют сами по себе и пространственно разобщены, но он так же считает, что идеальных пространственных конструкций не существует в природе, им не соответствуют реальные аналоги; нет в природе точек, прямых, плоскостей.

 


1 | 2 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.006 сек.)