АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Тираноборцы

Читайте также:
  1. Учение Канта о праве и государстве.
  2. Учение О. Конта о государстве и праве.

 

После Варфоломеевской ночи (1572 г.) в среде французских протестантов (гугенотов) появились произведения монархомахов (тираноборцев), выражавших сепаратистские настроения аристократии и осуждавших тиранию короля. Они требовали ограничение его власти сословными учреждениями, предоставление народу суверенитета, права смещать и выбирать монархов, оказывать сопротивление тирану. Однако, надо иметь в виду, что под народом они понимали «лишь его представителей: герцогов, принцев, оптиматов и вообще всех деятелей на государственном поприще». И, следовательно, восстание и убийство тирана правомерно лишь под руководством должностных лиц аристократии. При этом подчеркивалось, что «суверенитет народа» выше прерогатив монарха и он не должен быть ограничен волей государя, связанной договором, который монархи заключают со своим «народом». Только наличие и соблюдение такого договора делают власть государя законной.

И хотя идеи тираноборцев представляли реакционно-феодальное направление, своей классово-исторической сутью были обращены в прошлое, но внедрение ими в идеологический оборот, в язык политики таких ключевых понятий политико-юридической науки как «суверенитет народа», «общественный договор», «законность государственной власти», «право на сопротивление» и др. имело позитивный практический и теоретический смысл.

В период яростных атак на абсолютную власть монархов появилось «Рассуждение о добровольном рабстве» Этьена де Ла Боэси (1530-1563 гг.). Автор, отвергая монархический строй как таковой, предпринял попытку решить два вопроса: почему люди стали невольниками государей и благодаря чему последним удается удерживать это состояние?

В первой части трактата автор утверждает, что тирания, возникнув различными способами (договор, сила, наследование), держится привычкой народа к рабству. В стародавние времена властители насилием и обманом отняли у людей естественно присущую им свободу. Постепенно с этим злом примирились, оно было забыто и воспроизводилось по привычке. Это рабство является добровольным, поскольку народ, впавший в привычное заблуждение, содержит и терпит тирана. Чтобы выйти из этого состояния, достаточно народ «просветить».

             
   
Этьен де Ла Боэси (1530-1563)
 
 
 
   
Тирания, возникнув в результате договора, силы, наследования, держится привычкой народа к рабству
 
   

 

 


Во второй части Ла Боэси утверждает, что тиран опирается на приближенных, каждый из которых, в свою очередь, имеет в подчинении своих приближенных и т.д. «В конечном счете оказывается, что людей, которым тирания выгодна, почти столько же, сколько и тех, которым дорога свобода». И суть тирании, таким образом, в организованной иерархии связанных взаимной выгодой с тираном и между собой прислужников тирании, каждый из которых стремится «обеспечить себе долю в добыче и быть самим маленьким тиранчиком при большом тиране».

Э. Ла Боэси выявил ряд типичных черт процедуры властвования, свойственной социально разнородному обществу, и дал им оценку с позиций народных масс. Все это - важный вклад в политико-юридическую теорию.

 

 

4. Жан Боден

 

В конце XVI века во Франции шло ожесточенное религиозное противоборство между гугенотами и католиками. По сути, гражданская война создавала угрозу самому государству. В этой обстановке все больше укреплялась мысль, что единство и мир может обеспечить только сильная королевская власть, высказывалось мнение, что тирания лучше войны. С теоретическим обоснованием того, как король смог бы защитить общегосударственные интересы выступил выдающийся французский политический мыслитель Жан Боден (1530-1596 гг.). Его учение изложено в «Шести книгах о республике» (1576).

Государство по Бодену «есть управление множеством семейств и тем, что является общим у них всех, осуществляемое суверенной властью сообразно праву». И, таким образом, ячейкой государства является семья, а возникает оно посредством договора, и высшая ее цель в том, чтобы, гарантируя мир внутри общества и защищая общность от нападения извне, заботиться об истинном счастье индивидов.

Крупнейший вклад Бодена в политико-правовую теорию - в разработке проблемы суверенитета государства. «Суверенитет, есть абсолютная и постоянная власть, которую римляне называют величием (достоинством)... означающим высшую власть повелевать». Суверенная власть есть также власть единая. В том смысле, что ее прерогативы принадлежат только ей и она не может и не должна их делить с кем-либо, допускать каких-либо органов, которые стояли бы над нею или рядом. Боден выделяет пять отличительных признаков суверенитета - издание законов (но не создание права), решение вопросов войны и мира, назначение должностных лиц, действие в качестве суда высшей инстанции, помилование. Суверенная власть должна соблюдать ряд условий: блюсти божественные и естественные законы, не вмешиваться в дела семьи, соблюдать принцип веротерпимости, не взимать подати без согласия подданных. Должностные лица осуществляют свои действия только по поручению суверена.

На вопрос где коренится, как проявляется суверенитет у Бодена ответ таков: «Суверенитет кроется в совокупности свободных и разумных существ, составляющих народ». «Эту верховную и постоянную власть над гражданами с правом жизни и смерти народ может передать одному из граждан без всяких ограничений так же, как это может сделать собственник, желающий кого-либо одарить». «Один из граждан» - это монарх.

При этом, по Бодену, монарх предпочтительнее, т.к. там, где властвует один (во Вселенной - бог, на небе - солнце), там порядок. В монархии обеспечены компетентность (советуют многие) и энергичность власти (решает один). В демократическом государстве много законов и властей, дело в упадке; народ - «зверь многоглавый и лишенный рассудка» - не может постановить что-нибудь хорошее. В аристократии, где власть принадлежит коллегии знатных, «умных людей» среди них мало, она действует недостаточно энергично, принятие решений связано с раздорами и борьбой группировок.

По способу осуществления власти Боден делит все государства на три вида: законные (подданные повинуются законам суверена, а суверен - законам природы), сеньоральные (суверен силой оружия становится обладателем имущества и людей и правит ими как отец семейства семьей), тиранические (суверен, поправ законы, распоряжается людьми, как рабами, а их собственностью - как своей). Лучшим является государство, где суверенитет принадлежит монарху, а управление имеет аристократический и демократический характер. Такое государство он называет королевской монархией. Идеальным является монарх, который боится бога, «милостив к провинившимся, благоразумен в предприятиях, смел в осуществлении планов, умерен в успехе, тверд в несчастье, непоколебим в данном слове, мудр в советах, заботлив о подданных, внимателен к друзьям, страшен врагам, любезен с расположенными к нему, грозен для злых и ко всем справедлив».

       
   
Жан Боден (1530 – 1596)
 
 

 

 

       
 
   
 

 

 


Исходя из концепции суверенитета, Боден различал два вида государственных соединений. К соединениям, основанным на неравенстве, он относил образования, включающие части, находящиеся в вассальной или иной зависимости от суверена, а также федерацию, т.к. в ней суверенитетом обладает только союз в целом, а не отдельные его части. Второй вид соединений государств основан на равенстве - конфедерация, когда каждый из членов сохраняет суверенитет.

 

 

 


Заслуги Бодена в разработке политико-правовой мысли бесспорны: доказывая необходимость государственного суверенитета, он одновременно очертил пределы государственной власти.

 


1 | 2 | 3 | 4 | 5 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.009 сек.)