|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Византийская империя
Первый высокий расцвет собственно византийского искусства приходится на 6 в. При Юстиниане I Византия на недолгое время почти достигает размеров величия Римской империи. Территориальные завоевания Восточной Римской Империи при Юстиниане I вы можете видеть на карте (1). Красным обозначены территории по состоянию на 527 год (начало правления) и оранжевым - по состоянию на дату смерти императора - 565 год н.э., наибольшие территориальные владения за всю тысячелетнюю историю Византийской Империи. В этот период окончательно оформилась теория «симфонии» властей. Симфо́ния (от греч. συμφωνία — «созвучие», «согласие»); также симфония властей — православный идеал взаимоотношений между церковной и светской властью, заключающийся в том, что светская и церковная власти находятся в состоянии согласия (гармонии) и сотрудничества (синергии), по аналогии с Божественной и человеческой природой Христа, «нераздельны и неслиянны». Автором концепции обычно считают императора Юстиниана I, который первым её сформулировал в 6-й Новелле для Патриарха Епифания (535): «Величайшие блага, дарованные людям высшею благостью Божией, суть священство и царство, из которых первое заботится о Божественных делах, а второе руководит и заботится о человеческих делах, а оба, исходя из одного и того же источника, составляют украшение человеческой жизни. Поэтому ничто не лежит так на сердце царей, как честь священнослужителей, которые со своей стороны служат им, молясь непрестанно за них Богу. И если священство будет во всем благоустроено и угодно Богу, а государственная власть будет по правде управлять вверенным ей государством, то будет полное согласие между ними во всём, что служит на пользу и благо человеческого рода. Потому мы прилагаем величайшее старание к охранению истинных догматов Божиих и чести священства, надеясь получить чрез это великие блага от Бога и крепко держать те, которые имеем». В 536 году было централизовано административное управление империей, составлен свод гражданских прав. Упрочилась государственная власть, связанная с властью церковной, развился бюрократический аппарат. Отражая эти явления, на первый план выступало искусство, прославлявшее императора, подчиненное религиозно-государственным требованиям. На огромной территории империи — от Кавказа до Испании — создавались многочисленные укрепления, церковные и светские здания, украшенные мозаикой и росписью. Особая роль отводилась Константинополю. Как новая столица Римской империи, но теперь не языческой, а христианской, Константинополь, по мысли его создателей должен был не только уподобиться Риму, но и превзойти его. Все достижения древнего Рима, поставленные на службу новым христианским идеалам, должны были служить новой столице и империи. Здесь работали самые талантливые мастера, имея в своем распоряжении самые дорогие материалы, и ориентировавшиеся на лучшие произведения античного искусства, собранные в столицу со всей империи. В Константинополе были возведены грандиозные постройки. Здесь был перестроен «Большой дворец», сооружено колоссальное водохранилище (2), (3), (4), перекрытое сводами, опирающимися на мраморные колонны. Город украсился ипподромом (5), термами, арками. Самым замечательным сооружением Константинополя стал храм св. Софии (6). Первоначально храм имел плавный, замкнутый силуэт. В настоящее время его внешний вид сильно изменен контрфорсами, возведенными для укрепления купола, а также павильонами и минаретами, которые были пристроены турками. 1. Архитектура VI в. Распространение купольного типа зодчества и причины его преобладания. Оформление христианской литургии. Ведущая роль Константинополя в истории византийской архитектуры (с VI в.). Роль восточных традиций в архитектуре VI в. Сводчатая архитектура как отражение особенностей восточно-христианского мировоззрения. Важнейшим вкладом Византии в историю мирового зодчества является развитие купольных композиций храмов, выразившееся в появлении новых типов структур - купольной базилики, центрической церкви с куполом на восьми опорах и крестово-купольной системы. Развитие первых двух типов падает на ранневизантийский период. Крестово-купольная система храмов получила широкое распространение в период средне-византийской архитектуры. С VI века ведущими в византийской храмовой архитектуре становятся купольные сооружения. В это время завершается формирование литургии. Поэтому превращение «великого входа» в особо торжественный момент литургии заставляет выделить среднее пространство церкви и увенчать его куполом. София Константинопольская, самый сложный и прекрасный вариант подобного сооружения, главный храм империи, воплотила художественные и идейные устремления эпохи с наибольшей полнотой. Огромное подкупольное пространство стало средоточием Софийского собора. Мощные столбы спрятаны в очертаниях стен, как бы растворены, невидимы. С трех сторон средняя часть храма окружена двухъярусным обходом. Софийский собор остался уникальным сооружением, но его композиция в некоторых существенных чертах повторялась во многих последующих постройках. В процессе формировании купольного типа храма важную роль играла архитектура Сирии, давшая многочисленные примеры центрических церквей, таких как уже известные вам храм св. Георгия в Эзре (515 г), гробничная церковь в Русафе (на месте погребения мученика Сергия), кафедральный собор в Босре (512 г), ансамбль монастыря преподобного Симеона столпника (Калат-Семан, 476—490). В VI веке были построены два великолепных храма связанных непосредственно с архитектурой Константинополя. Первый из них — Церковь Святых Сергия и Вакха, построенная в столице 527—529 гг. Юстинианом Великим. Позднее по образцу этого столичного храма была возведена знаменитая церковь Сан-Витале в Равенне (527—548).
Центрическая архитектура. Церковь св. Сергия и Вакха в Константинополе. Сходство и отличие от центрической архитектуры Сирии (церковь св. Георгия в Эзре). Особенности пространственной композиции. Способы “дематериализации” стен. 02. Церковь св. Сергия и Вакха в Константинополе Церковь св. Сергия и Вакха в Константинополе являлась одновременно и мартирием, и храмом для общественного богослужения. В плане храм представляет собой квадрат с вписанной окружностью — подкупольным пространством (7). Купол несут восемь опор, между которыми сделаны ниши-экседры. По углам они полукруглые, а по сторонам света — прямоугольные (8). Храм имеет внутренний круговой обход с хорами. Так же, как храм св. Георгия в Эзре (Сирия) - эта церковь имела в плане восьмиугольник, вписанный в прямоугольный или квадратный план. К угловым граням октогона примыкали полукруглые ниши, занимавшие углы прямоугольника. Однако зданию присущи и специфические черты, обусловленные ее константинопольским происхождением. Сочетание купола с прямоугольной формой здания стало здесь основной структурной задачей. Церковь св. Сергия и Вакха (9), несколько напоминая в плане церковь св. Софии, занимает промежуточное положение между строго центрическим типом церковного здания и купольной базиликой. Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.003 сек.) |