|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
в) Дурные товарищи
Они наносят самый большой вред вере человека, его поведению и нравственности, и поэтому общение и близость с ними является важной причиной уменьшения и ослабления веры. Известно, что Пророк, e, сказал: «Человек исповедует религию своего близкого друга, пусть же каждый из вас смотрит, кого он выбирает себе в друзья». [128] Ибн ‘Абд аль-Барр писал: «Смысл этого – а лучше всего об этом известно Аллаху! – в том, что человек привыкает к тому, что он видит от своего товарища. К религии тоже можно привыкнуть, и поэтому мусульманину велено дружить только с теми, от кого он видит хорошее. Поистине, к хорошему тоже можно привыкнуть. На этот хадис похоже и высказывание Ади бин Зейда: Не спрашивай о человеке, а спроси о его товарище, Ведь каждый уподобляется своему товарищу! Абу аль-Атахийа также писал: Кто сможет остаться непознанным, Если ты взглянешь на его возлюбленного! Подобных высказываний очень много, и все они означают, что человек не должен общаться с теми, кто толкает его на недостойные поступки и сбивает с пути. В то же время нет ничего плохого в общении с тем, кто не поступает так».[129] Абу Сулейман аль-Хаттаби писал: «Слова «человек исповедует религию своего близкого друга…» означают, что дружить можно только с тем, чьей религией и верностью ты доволен. Твой друг непременно станет склонять тебя к своей религии, на свой путь, и поэтому не обольщайся своей набожностью, не подвергай себя опасности и не бери себе в друзья тех, чьей религией и чьим путем ты не доволен. Суфьян бин Уйейна сообщил, что по поводу этого хадиса говорили: «Посмотрите на Фараона и на Хамана, который был рядом с ним! Посмотрите на аль-Хаджаджа и на Йазида бин Абу Муслима, который был еще хуже! И посмотрите на Сулеймана бин ‘Абд аль-Малика и на его соратника Раджу бин Хейву, который всегда поправлял его». Говорят, что любовь названа словом «хиллат» оттого, что любовь и симпатия проникают в сердце и укореняются в нем, и это – высшая форма братских чувств. Люди, как правило, являются чужими друг другу, и если они знакомятся и начинают дружить, то становятся близкими. Если между ними обнаруживается сходство, то они становятся любящими друзьями. Если же эта любовь крепнет, то между ними возникает то, что можно назвать словом «хиллат».[130] Говорят также, что «люди подобны стае куропаток», потому что им от природы свойственно уподобляться друг другу, имитировать чужие поступки. И поэтому тот, кто первым прокладывает путь к добру или к злу, получает награду тех, кто следует за ним, или взваливает на себя бремя их грехов.[131] Один из мудрецов сказал: «Сходство – это основа любви, и поэтому любовь без сходства скоротечна».[132] Запрет на близость с плохими товарищами и предостережение от общения с ними объясняются тем, что человек по природе своей склонен брать пример с тех, с кем он дружит, и уподобляться им. Общение с теми, кто постигает знания, подталкивает человека на изучение религии и приобретение новых знаний, общение с аскетами учит быть неприхотливым к мирским благам, общение с еретиками ввергает человека в ересь, а общение с теми, кто жаждет земных благ, возбуждает в душе рвение к мирскому богатству. Вот почему человек должен выбирать себе товарищей и собеседников, общение с которыми принесет ему пользу и выгоду, и изо всех сил остерегаться плохих товарищей. Кто размышляет над поведением ранних мусульман и задумывается над их жизнеописанием, тому становится ясно, как сильно они остерегались и предостерегали друг друга от скверных товарищей из числа нечестивцев, еретиков и им подобных.[133] Абу ад-Дарда сказал: «О понимании человеком религии говорит то, где он ходит, куда входит, откуда выходит». Передав эти слова, Абу Килаба сказал: «Как же прекрасно сказал поэт: Не спрашивай о человеке, а спроси о его товарище, Ведь каждый уподобляется своему товарищу!».[134] Аль-Асмаи же сказал об этом бейте: «Я не знаю бейта, который походил бы на Сунну больше, чем этот».[135] Передают также, что ‘Абдуллах бин Мас’уд сказал: «Оценивайте людей по тем, кого они любят, потому что человек любит только тех, кто ему нравится».[136] Передают также, что аль-А’маш сказал: «Они задавали о человеке только три вопроса: где он ходит, куда он входит и кого из людей он любит».[137] Суфьян сказал: «Ничто так не влияет на порочность или праведность человека, как его товарищ».[138] Катада сказал: «Клянусь Аллахом, мы заметили, что человек проводит время только с себе подобными. Поэтому общайтесь с праведными рабами Аллаха, чтобы вы могли оказаться с ними или стать такими же, как они».[139] Аль-Фудайл же сказал: «Верующему не подобает сидеть, с кем угодно…».[140] Преданий на эту тему очень много, и их перечисление займет много времени. Поэтому я отобрал только самые убедительные из них, и тот, кто задумается над этими и другими похожими изречениями, обязательно поймет, какую опасность для его религии и нравственности представляют грешники и нечестивцы. Человек может быть праведным и целомудренным, но стоит ему обзавестись плохими товарищами и начать проводить время с нечестивцами, как он становится таким же нечестивцем и ослушником, как и они. Поистине, это – неизменное установление Аллаха относительно Его творений. Таким образом, общение с нечестивцами и дурными людьми относится к самым опасным причинам уменьшения и ослабления веры и может привести даже к полному ее разрушению, что зависит от степени грехопадения этих товарищей и степени близости с ними. ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Мне осталось лишь сказать, что эти сведения о факторах, способствующих укреплению и ослаблению веры, я собрал из разных источников, чтобы пролить свет на истину и предостеречь моих уважаемых братьев. Я прошу Великодушного Аллаха наделить нас праведностью и провести прямым путем! И в заключение еще раз воздадим хвалу Аллаху, Господу миров, и помолимся за благословение и благополучие Его раба и посланника, пророка нашего Мухаммада, его семьи и всех его сподвижников! СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Священный Коран 2. ‘Абд ар-Раззак, «Аль-Мусаннаф» 3. Абу аль-Касим аль-Кушейри, «Ар-Рисала аль-Кушейрийя» 4. Абу Дауд, «Ас-Сунан» 5. Ад-Дарими, «Ас-Сунан» 6. Аз-Захаби, «Сийар Алам ан-Нубала» 7. Аль-Аббад ‘Абд аль-Мухсин, «Ишруна Хадисан мин Сахих аль-Бухари» 8. Аль-Аджири, «Ахлак Хамалат аль-Куран» 9. Аль-Альбани, «Сахих аль-Джами ас-Сагир» 10. Аль-Альбани, «Сахих ат-Тирмизи» 11. Аль-Альбани, «Силсилат аль-Ахадис ас-Сахиха» 12. Аль-Альбани, «Хутбат аль-Хаджа» 13. Аль-Асбахани Абу аш-Шейх, «Аль-Азама» 14. Аль-Багави, «Ат-Тафсир» 15. Аль-Багдади, «Иктида аль-Илм аль-Амал» 16. Аль-Бейхаки, «Шиаб аль-Иман» 17. Аль-Макдиси Абу Мухаммад, «Замм аль-Васвас» 18. Аль-Марвази, «Мухтасар Кийам аль-Лейла» 19. Аль-Мунзири, «Ат-Таргиб ва ат-Тархиб» 20. Аль-Мутанабби, «Ад-Диван» 21. Аль-Фейрузабади, «Басаир Зави ат-Тамйиз» 22. Аль-Хаттаби Абу Сулейман, «Аль-Узла» 23. Ан-Навави, «Шарх Сахих Муслим» 24. Ат-Табарани, «Аль-Муджам аль-Кабир» 25. Ат-Табари, «Ат-Тафсир» 26. Ат-Талиби, «Ара Абу Бакр бин аль-Араби аль-Каламийя» 27. Ат-Тирмизи, «Ас-Сунан» 28. Аш-Шатыби, «Аль-Мувафакат» 29. Ибн ‘Абд аль-Барр, «Бахджат аль-Джалисин» 30. Ибн аль-Араби, «Аль-Авасим мин аль-Кавасим» 31. Ибн аль-Джаузи, «Сайд аль-Хатыр» 32. Ибн аль-Джаузи, «Талбил Иблис» 33. Ибн аль-Каййим, «Аль-Вабил ас-Саййиб» 34. Ибн аль-Каййим, «Аль-Джаваб аль-Кафи» 35. Ибн аль-Каййим, «Аль-Кафийа аш-Шафийа» 36. Ибн аль-Каййим, «Аль-Фаваид» 37. Ибн аль-Каййим, «Ат-Тибьян фи Аксам аль-Куран» 38. Ибн аль-Каййим, «Бадаи аль-Фаваид» 39. Ибн аль-Каййим, «Зад аль-Маад» 40. Ибн аль-Каййим, «Игасат аль-Лахфан мин Макайид аль-Лахфан» 41. Ибн аль-Каййим, «Китаб ар-Рух» 42. Ибн аль-Каййим, «Мадаридж ас-Саликин» 43. Ибн аль-Каййим, «Мифтах Дар ас-Саада» 44. Ибн аль-Каййим, «Шифа аль-Алил» 45. Ибн аль-Мубарак, «Аз-Зухд» 46. Ибн Асакир, «Замм ман ля Йамал би Илмих» 47. Ибн Батта, «Аль-Ибана» 48. Ибн Касир, «Тафсир аль-Куран аль-Азым» 49. Ибн Маджа, «Ас-Сунан» 50. Ибн Раджаб, «Джами аль-Улум ва аль-Хикам» 51. Ибн Раджаб, «Зейл Табакат аль-Ханабила» 52. Ибн Раджаб, «Фадль Илм ас-Салаф аля Илм аль-Халаф» 53. Ибн Саади, «Ар-Рийад ан-Надира» 54. Ибн Саади, «Ат-Таудих ва аль-Байан ли Шаджарат аль-Иман» 55. Ибн Саади, «Ат-Тафсир» ва «Хуласат ат-Тафсир» 56. Ибн Теймийя, «Аль-Истикама» 57. Ибн Теймийя, «Аль-Убудийя» 58. Ибн Теймийя, «Дар ат-Тааруд» 59. Ибн Теймийя, «Маджму аль-Фатава» 60. Ибн Усеймин, «Фатх Рабб аль-Барийя» 61. Ибн Хаджар, «Фатх аль-Бари» 62. Ибн Ханбал, «Аль-Муснад» 63. Ибн Хиббан, «Ас-Сахих» 64. Мухаммад Рашид Рида, «Мухтасар Тафсир аль-Манар»
ОГЛАВЛЕНИЕ
ПРЕДИСЛОВИЕ ко второму изданию..... 3 ПРЕДИСЛОВИЕ к арабскому изданию..... 4 ВСТУПИТЕЛЬНОЕ СЛОВО... 6 ПРИЧИНЫ УВЕЛИЧЕНИЯ ВЕРЫ.... 11 1. Приобретение полезных знаний, опирающихся на писание Аллаха и Сунну Его посланника. 11 2. Размышление над знамениями Аллаха во вселенной. 55 3. Еще одно обстоятельство, усиливающее и укрепляющее веру. 64 ПРИЧИНЫ УМЕНЬШЕНИЯ ВЕРЫ.... 85 1. Внутренние причины, которые отрицательно сказываются на вере. 88 2. Внешние причины... 109 ЗАКЛЮЧЕНИЕ.. 122 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.... 123
[1] «Ат-Таудих ва аль-Байан ли Шаджарат аль-Иман» (стр. 38). [2] Она была издана ограниченным тиражом. [3] «Фадль Илм ас-Салаф аля Илм аль-Халаф» (стр. 45). [4] «Фатх аль-Бари» (1/164, 6/217, 12/293), «Сахих Муслим» (3/1524). [5] «Муснад Ахмад» (5/196), «Сунан Абу Дауд» (3/317), «Сунан ат-Тирмизи» (5/49), «Сунан Ибн Маджа» (1/81), «Сунан ад-Дарими» (1/81), «Сахих Ибн Хиббан» (1/152, «Аль-Ихсан»). Аль-Албани назвал хадис достоверным в книге «Сахих аль-Джами ас-Сагир» (5/302). Подробное толкование этого хадиса приводится у Ибн Раджаба. [6] «Сунан ат-Тирмизи» (5/50), «Ат-Таргиб ва ат-Тархиб» (1/101). Ат-Тирмизи назвал хадис хорошим достоверным, а аль-Албани – достоверным в книге «Сахих ат-Тирмизи» (2/343). [7] «Ахлак аль-Улама» (стр. 13-14). [8] См. книгу имама аш-Шатыби «Аль-Мувафакат». [9] См. книгу Хатыба аль-Багдади «Иктида аль-Илм аль-Амал» и книгу хафиза Ибн Асакира «Замм ман ля Йамал би Илмих». Обе книги опубликованы на арабском языке. [10] Имеется в виду шейх-уль-ислам Ахмад бин Абд аль-Халим Ибн Теймийя. – Прим. пер. [11] Эти слова принадлежат аль-Хасану аль-Басри, да смилостивится над ним Аллах. Их передал ад-Дарими (1/102) и другие хадисоведы. Шейх-уль-ислам тоже процитировал их в своих фетвах (7/23) со слов аль-Хасана аль-Басри. [12] «Дар ат-Тааруд» (7/453-544). [13] «Мифтах Дар ас-Саада» (стр. 89). [14] «Аль-Фаваид» (стр. 162). [15] См. «Аль-Фаваид» (стр. 58-60). [16] «Ахлак Хамалат аль-Куран» (стр. 10). [17] «Мифтах Дар ас-Саада» (стр. 204). [18] «Мухтасар Тафсир аль-Манар» (3/170). [19] «Ат-Таудих ва аль-Байан ли Шаджарат аль-Иман» (стр. 27). [20] «Сахих Муслим» (1/559). [21] Там же (1/203). [22] «Аз-Зухд» (стр. 272), «Ахлак Хамалат аль-Куран» (стр. 73), «Мухтасар Кийам аль-Лейла» (стр. 77), «Тафсир аль-Багави» (3/133). [23] «Аль-Мусаннаф» (3/363), «Аз-Зухд» (стр. 274), «Ахлак Хамалат аль-Куран» (стр. 41), «Мухтасар Кийам аль-Лейла» (стр. 76). [24] «Аль-Авасим мин аль-Кавасим» (6/486, из книги «Ара Абу Бакр бин аль-Араби аль-Каламийя»). [25] «Аль-Фаваид» (стр. 5). См. «Маджму аль-Фатава» (16/48-51, 7/236-237). [26] «Мифтах Дар ас-Саада» (стр. 204). [27] См. «Тафсир Ибн Саади» (1/24-26), «Хуласат Тафсир Ибн Саади» (стр. 15). [28] «Мифтах Дар ас-Саада» (стр. 424-425). См. «Аль-Фаваид» (стр. 128-131), где этот вопрос освещен более подробно. [29] Калам – крупное направление в мусульманском богословии, представленное целым рядом сект и течений, наиболее распространенными среди которых в настоящее время являются ашариты и матуридиты. Все течения калама объединяет то, что их последователи ставят человеческий разум превыше очевидного смысла священных текстов Корана и Сунны, и если их очевидный смысл не совпадает с провозглашенными ими догмами, то они прибегают к их рационалистическому толкованию, что получило название «тавил». – Прим. пер. [30] «Фатх аль-Бари» (5/354, 11/214, 12/377), «Сахих Муслим» (4/2063). [31] «Фатх аль-Бари» (11/226). Эти слова принадлежат аль-Асыли. [32] Там же (11/226). [33] «Бадаи аль-Фаваид» (1/164). [34] «Ат-Таудих ва аль-Байан ли Шаджарат аль-Иман» (стр. 26). [35] «Тафсир ат-Табари» (13/132). [36] «Тафсир аль-Куран аль-Азым» (3/553). [37] «Ар-Рисала аль-Кушейрийя» (стр. 141). Эти слова принадлежат Абу Абдуллаху Ахмаду бин Асиму аль-Антаки. Его биографию можно найти в книге «Сийар Алам ан-Нубала» (11/409). [38] «Аль-Кафийа аш-Шафийа» (стр. 3-4). [39] См. «Мифтах Дар ас-Саада» (стр. 202). [40] Имеются в виду последователи калама. – Прим. пер. [41] «Мадаридж ас-Саликин» (1/125). [42] Там же (1/124-125). См. также «Мадаридж ас-Саликин» (3/252-253), «Аль-Вабил ас-Саййиб» (125-129). [43] Эти слова принадлежат арабскому поэту аль-Мутанабби, который сказал: «Тот, кто унижен, легко переносит унижение, ведь нанесение раны мертвому не причиняет боли». Это – бейт из его касыды, посвященной Абу аль-Хусейну Али бин Ахмаду аль-Мурри. См. «Диван аль-Мутанабби» (стр. 164, бейрутское издание). [44] «Зад аль-Маад» (1/69-70). [45] «Сайд аль-Хатыр» (стр. 66). [46] «Фатх аль-Бари» (6/566), «Сахих Муслим» (4/1813). [47] «Фатх аль-Бари» (10/456), «Сахих Муслим» (4/1805). [48] «Фатх аль-Бари» (6/95), «Сахих Муслим» (4/1802). [49] «Сахих Муслим» (3/1692). [50] «Фатх аль-Бари» (10/456), «Сахих Муслим» (4/1810). [51] «Фатх аль-Бари» (6/566), «Сахих Муслим» (4/1809). [52] «Фатх аль-Бари» (1/23), «Сахих Муслим» (1/141). [53] «Мифтах Дар ас-Саада» (стр. 340). См. также стр. 323. [54] «Ат-Таудих ва аль-Байан» (стр. 29-30). [55] См. «Ат-Таудих ва аль-Байан» (стр. 32-33). [56] «Мифтах Дар ас-Саада» (стр. 324). См. также стр. 328 и далее. [57] Там же (стр. 340-341). [58] «Фатх аль-Бари» (1/60), «Сахих Муслим» (1/66). [59] «Ишруна Хадисан мин Сахих аль-Бухари» (стр. 168). [60] «Сахих Муслим» (4/1964). В «ас-Сахихах» аль-Бухари и Муслима также приводится хадис Имрана бин Хусайна, в котором говорится: «Лучшим среди моих последователей будет мое поколение, а затем – те, которые придут вслед за ними…». См. «Фатх аль-Бари» (7/3), «Сахих Муслим» (4/1964). [61] Имеется в виду погонщик верблюдов, подгоняющий их своим пением. – Прим. пер. [62] «Аль-Убудийя» (стр. 94). [63] См. «Мифтах Дар ас-Саада» (стр. 205-226), «Ат-Тибьян фи Аксам аль-Куран» (стр. 295 и дальше), «Шифа аль-Алил» (стр. 66 и дальше). См. также «Аль-Азама» (1/209 и дальше до конца первого тома). [64] «Зейл Табакат аль-Ханабила» (1/307). Эти слова принадлежат Усману бин Марзуку аль-Кураши. [65] «Мифтах Дар ас-Саада» (стр. 204). [66] «Ат-Таудих ва аль-Байан» (стр. 31). См. также «Ар-Рийад ан-Надира» (стр. 258-280). [67] «Маджму аль-Фатава» (10/6). [68] «Фатх аль-Бари» (1/126), «Сахих Муслим» (3/1220). [69] См. «Джами аль-Улум ва аль-Хикам» (стр. 71). [70] «Маджму аль-Фатава» (7/187). [71] «Джами аль-Улум ва аль-Хикам» (стр. 71). См. также «аль-Вабил ас-Саййиб» (стр. 12). [72] «Сунан Абу Дауд» (4/220), «аль-Муджам аль-Кабир» (7737), «аль-Ибана» (2/658). Аль-Албани назвал хадис достоверным. См. «Силсилат аль-Ахадис ас-Сахиха» (1/657). [73] «Джами аль-Улум ва аль-Хикам» (стр. 72). [74] См. «Аль-Фаваид» (стр. 310-311). [75] «Мадаридж ас-Саликин» (3/250-252). [76] «Ат-Таудих ва аль-Байан» (стр. 32). [77] См. «Аль-Вабил ас-Саййиб» (стр. 84 и дальше). [78] «Сахих Муслим» (4/2062). [79] «Муснад Ахмад» (5/195), «Сунан Ибн Маджа» (2/1245), «Сунан ат-Тирмизи» (5/459), ат-Табарани в книге «ад-Дуа» (3/1636), «Мустадрак аль-Хаким» (1/496), Абу Нуейм в книге «Хильят аль-Аулийа» (2/12), аль-Багави в книге «Шарх ас-Сунна» (5/15). Аль-Мунзири в книге «ат-Таргиб ва ат-Тархиб» (2/395) привел несколько цепочек рассказчиков этого хадиса, восходящих к Пророку, e. Аль-Хаким же сказал: «Цепочка рассказчиков этого хадиса достоверна, хотя аль-Бухари и Муслим не передали его», и с этим согласился аз-Захаби. Ибн Абд аль-Барр в «ат-Тамхиде» (5/57) сказал: «Целостные версии этого хадиса хорошие». Аль-Багави и аль-Мунзири также назвали его хорошим. [80] «Мусаннаф Ибн Абу Шейба» (10/103, 13/457), «Сунан ат-Тирмизи» (5/458), «Сунан Ибн Маджа» (2/1246), «Мустадрак аль-Хаким» (1/459). Ат-Тирмизи назвал хадис хорошим, но малоизвестным. Аль-Хаким сказал: «Цепочка рассказчиков этого хадиса достоверна, хотя аль-Бухари и Муслим не передали его», и с этим согласился аз-Захаби. Аль-Албани тоже назвал ее достоверной в комментариях к книге «аль-Калим ат-Таййиб» (стр. 25). [81] «Фатх аль-Бари» (13/384), «Сахих Муслим» (4/2061). [82] «Аль-Вабил ас-Саййиб» (стр. 166-167). См. также стр. 87. [83] «Сахих Муслим» (1/203). [84] «Муснад Ахмад» (3/135), Ибн Абу Шейба в «аль-Мусаннафе» (11/11) и «аль-Имане» (стр. 5), «Сахих Ибн Хиббан» (1/208, «аль-Ихсан»), аль-Багави в книге «Шарх ас-Сунна» (1/75). Аль-Багави назвал хадис хорошим, а аль-Албани – достоверным в комментариях к книге «аль-Иман» Ибн Абу Шейбы. [85] «Ат-Таудих ва аль-Байан» (стр. 34-36 с небольшими изменениями). [86] «Маджму аль-Фатава» (27/172). [87] «Фатх Рабб аль-Барийя» (стр. 65). [88] «Маджму аль-Фатава» (7/650). [89] См. «Ат-Таудих ва аль-Байан» (стр. 36-37). [90] См. «Маджму аль-Фатава» (28/137). [91] «Ат-Таудих ва аль-Байан» (стр. 37). [92] «Фатх аль-Бари» (8/93), «Сахих Муслим» (3/1475). [93] «Талбис Иблис» (стр. 4). См. также «Маджму аль-Фатава» (10/103 и дальше). [94] «Фатх Рабб аль-Барийя» (стр. 66). [95] «Тафсир ат-Табари» (15/211, 212). [96] «Игасат аль-Лахфан» (1/65). [97] «Тафсир ат-Табари» (15/212-213). [98] «Игасат аль-Лахфан» (1/65). См. также «ат-Тибьян фи Аксам аль-Куран» (стр. 21). [99] «Игасат аль-Лахфан» (2/133). [100] «Тафсир Ибн Саади» (2/39). [101] См. «Тафсир ат-Табари» (3/229, 5/209), «Тафсир аль-Багави» (1/407), «Маджму аль-Фатава» (7/22), «Тафсир Ибн Касир» (1/463). [102] «Басаир Зави ат-Тамйиз» (4/140). [103] Там же (5/49). [104] «Сахих Муслим» (1/116). [105] «Игасат аль-Лахфан» (2/142). [106] «Сахих Муслим» (1/209). [107] «Фатх аль-Бари» (10/405), «Сахих Муслим» (1/91). [108] «Фатх аль-Бари» (12/187), «Сахих Муслим» (1/91). [109] См. «Аль-Джаваб аль-Кафи» (стр. 147), «Маджму аль-Фатава» (13/83). [110] «Игасат аль-Лахфан» (2/143-144, с сокращениями). См. «Шиаб аль-Иман» (2/78 и дальше). [111] Передают, что Салман рассказывал, что слышал, как посланник Аллаха, e, сказал: «С тремя людьми Аллах не заговорит и не очистит их, и постигнет их мучительное наказание. Это – седой развратный старикашка, заносчивый бедняк и человек, сделавший Аллаха предметом своей торговли: он не покупает ничего, не поклявшись Аллахом, и не продает ничего, не поклявшись Аллахом». Этот хадис передал ат-Табарани в «аль-Муджам аль-Кабире» (2/301), аль-Бейхаки в «Шиаб аль-Имане» (4/220). Аль-Хейсами в книге «Маджма аз-Заваид» (4/78) назвал его рассказчиков рассказчиками хадисов, вошедших в «ас-Сахих». Аль-Албани же назвал его достоверным. См. «Сахих аль-Джами ас-Сагир» (3/74). [112] «Фатх Рабб аль-Барийя» (стр. 65). [113] «Аль-Фаваид» (стр. 67). См. «Аль-Джаваб аль-Кафи» (стр. 46 и дальше). [114] «Сунан Абу Дауд» (2/238), «Сунан ан-Насаи» (3/105) и другие. См. также статью шейха аль-Албани «Хутбат аль-Хаджа», в которой собраны различные версии хадисов, повествующих об этой проповеди. [115] «Китаб ар-Рух» (стр. 226). [116] «Аль-Вабил ас-Саййиб» (стр. 27). [117] «Аль-Джаваб аль-Кафи» (стр. 184-185). [118] «Игасат аль-Лахфан» (1/97-100). [119] Там же (1/103). [120] «Талбис Иблис» (стр. 23). [121] «Замм аль-Васвас» (стр. 46). См. также предисловие Ибн аль-Каййима к его сочинению «Игасат аль-Лахфан» (1/10). [122] «Аль-Фаваид» (стр. 309). [123] «Ат-Тибьян фи Аксам аль-Куран» (стр. 419). [124] «Аль-Фаваид» (стр. 180). [125] «Фатх аль-Бари» (6/258, 7/320), «Сахих Муслим» (4/2274). [126] «Фатх аль-Бари» (11/243), «Сахих Муслим» (4/2274). [127] См. «Сайд аль-Хатыр» (стр. 25 и дальше). В этой книге имам Ибн аль-Джаузи разъяснил, какие из мирских благ заслуживают порицания, а какие – нет, потому что земные блага, в принципе, не являются чем-то дурным. Более того, Аллах неоднократно подчеркивал пользу земных благ в Священном Коране. Порицания же заслуживают поступки невежественных людей, ослушание, пренебрежение будущей жизнью и использование мирских благ не ради обретения довольства Всевышнего Аллаха. [128] «Сунан Абу Дауд» (13/179, «Аун аль-Маабуд»), «Сунан ат-Тирмизи» (4/589), «Муснад Ахмад» (2/303), «Мустадрак аль-Хаким» (4/171), «Шарх ас-Сунна» (13/70). Хороший хадис. [129] «Бахджат аль-Джалисин» (2/751). [130] «Аль-Узла» (стр. 56). [131] «Аль-Истикама» (2/255). [132] «Аль-Узла» (стр. 62). [133] См. «Аль-Узла» (стр. 56 и дальше), «Аль-Ибана» (2/431 и дальше) и др. [134] «Аль-Узла» (стр. 59), «Аль-Ибана» (2/439). [135] «Аль-Ибана» (2/440). [136] Там же (2/439). [137] Там же (2/452). [138] Там же (2/476). [139] Там же (2/480). [140] Там же (2/481). Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.033 сек.) |