АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

ВОТ ТАКИЕ ОСНОВНЫЕ ПУНКТЫ ЭТИКИ К.С. СТАНИСЛАВСКОГО КОТОРЫЕ ПОМОГАЮТ МНЕ СОХРАНЯТЬ НОРМАЛЬНУЮ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И РАБОТУ В КОЛЛЕКТИВЕ

Читайте также:
  1. I. ОСНОВНЫЕ ФАКТОРЫ
  2. I. Письмо с просьбой о приеме на работу.
  3. I. Типичные договоры, основные обязанности и их классификация
  4. II. Основные моменты содержания обязательства как правоотношения
  5. II. Основные направления работы с персоналом
  6. II. Основные принципы и правила служебного поведения государственных (муниципальных) служащих
  7. II. ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ КОНЦЕПЦИИ
  8. II. Основные цели и задачи Программы, срок и этапы ее реализации, целевые индикаторы и показатели
  9. III. Основные мероприятия, предусмотренные Программой
  10. III. Основные требования, предъявляемые к документам
  11. Ms dos, его основные условия.
  12. PrPf употребляется в тех предложениях, которые можно адекватно переформулировать в виде предложений в настоящем иди будущем времени.2

ДЛЯ К.С. СТАНИСЛАВСКОГО ЭТИКА БЫЛА ОСНОВОЙ, ФУНДАМЕНТОМ ПОСТРОЕНИЯ ТЕАТРА. В ОСНОВУ СВОЕЙ РАБОТЫ Я ВСЕГДА СТАВИЛА УЧЕНИЕ ОБ ЭТИКЕ. И ТАМ ГДЕ Я ОТХОДИЛА ОТ НЕГО, ПО РАЗНЫМ ПРИЧИНАМ, ЖИЗНЬ ЕСТЬ ЖИЗНЬ, - ТАМ И БЫЛИ ПРОБЛЕМЫ В РАБОТЕ. С ПЕРВЫХ ШАГОВ В КОЛЛЕКТИВЕ НОВОГО СТУДИЙЦА ВЕЛАСЬ ИНДИВИДУАЛЬНАЯ БЕСЕДА О ТОМ, ЧТО ТЕАТР - ИСКУССТВО КОЛЛЕКТИВНОЕ.

В КОЛЛЕКТИВЕ БЫЛА СОЗДНА И ОБЩАЯ АТМОСФЕРА, СПОСОБСТВУЮЩАЯ СОБЛЮДЕНИЮ ЗАКОНОВ ЭТИКИ.

КОЛЛЕКТИВНОСТЬ РАБОТЫ БЫЛА ОСНОВОЙ РАБОТЫ И ВЗАИМООТНОШЕНИЙ В КОЛЛЕКТИВЕ.

ТАКОЙ ПОДХОД И ТАКОЕ ВОСПИТАНИЕ ИЗБАВЛЯЛО МЕНЯ ОТ МНОГИХ ПРОБЛЕМ В БУДУЩЕЙ РАБОТЕ.

ДАЛЕЕ ОТ УТВЕРЖДЕНИЯ О КОЛЛЕКТИВНОСТИ НАШЕЙ РАБОТЫ МЫ ОРГАНИЧНО ПЕРЕХОДИЛИ К "ЛЮБИ ИСКУССТВО И В СЕБЕ, А НЕ СЕБЯ В ИСКУССТВЕ"

С ПРИМЕРАМИ И ОБЬЯСНЕНИЕМ КАК НЕСОБЛЮДЕНИЕ ДАННОГО ПРИНЦИПА В СИЛУ КОЛЛЕКТИВНОСТИ РАБОТЫ, ПОВЛИЯЕТ НА ОБЩИЙ РЕЗУЛЬТАТ.

ДАЛЕЕ МЫ ПЛАВНО ПЕРЕХОДИЛИ К ПУНКТУ

"НЕТ МАЛЕНЬКИХ РОЛЕЙ, ЕСТЬ МАЛЕНЬКИЕ АРТИСТЫ", ЧТО В БУДУЩЕМ ОБЕЗВРЕЖИВАЛО ОТ МНОГИХ ФОКУСОВ И ОБИД ПО ПОВОДУ РОЛЕЙ.

ДАЛЕЕ МЫ ПЕРЕХОДИЛИ НА "ТЕАТР НАЧИНАЕТСЯ С ВЕШАЛКИ", И О ТОМ, ЧТО НУЖНО ОСТАВЛЯТЬ ЗА ДВЕРЬЮ ВСЕ ПРОБЛЕМЫ БЫТА И ПРИХОДИТЬ НАСТРОЕННЫМИ НА РАБОТУ.

И БЕЗУСЛОВНО СЛЕДУЮЩИЙ ПУНКТ" 99% ТРУДА И 1 % ТАЛАНТА"

ДАЛЕЕ ШЛА ДИСЦИПЛИНА И ЗАПРЕТ НА ОПОЗДАНИЯ

И ДАЛЕЕ ДОБРОЖЕЛАТЕЛЬНАЯ АТМОСФЕРА.

УМЕНИЕ ОБСУЖДАТЬ И ВИДЕТЬ НЕДОСТАТКИ В ПРОЦЕССЕ РЕПЕТИЦИИ,ЧТОБЫ ПОТОМ БЫЛО ПОНЯТНО ЧТО НУЖНО ИСПРАВИТЬ.

НО НАЧИНАТЬ ОБСУЖДЕНИЕ ВСЕГДА С ХОРОШЕГО, ПОЛОЖИТЕЛЬНОГО ЧТО БЫЛО НА РЕПЕТИЦИИ. ЗАМЕЧАНИЯ ДОЛЖНЫ ПОМОГАТЬ ПОМОГАТЬ.

ДАЛЕЕ КАТЕГОРИЧЕСКИЙ ЗАПРЕТ НА СЛОВА СДЕЛАЮ ПОТОМ.

"ЗДЕСЬ СЕЙЧАС", И В" ПОЛНУЮ НОЖКУ".

А СПЕКТАКЛЬ ЭТО ПРОСТО "РЕПЕТИЦИЯ НА ЗРИТЕЛЯ "

ВОТ ТАКИЕ ОСНОВНЫЕ ПУНКТЫ ЭТИКИ К.С. СТАНИСЛАВСКОГО КОТОРЫЕ ПОМОГАЮТ МНЕ СОХРАНЯТЬ НОРМАЛЬНУЮ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И РАБОТУ В КОЛЛЕКТИВЕ.

 

 

А ВОТ ЧТО ГОВОРИТ ОБ ЭТИКЕ К.С. СТАНИСЛАВСКОГО

ЕГО УЧЕНИЦА Л.НОВИЦКАЯ

 

Константин Сергеевич придавал вопросам этики и дисциплины актера. Он настаивал на том, чтобы актеры с самого начала своего творческого пути поняли, что без артистической этики, без ощущения коллективности в сценической работе невозможно большое искусство.

Великий режиссер не уставал напоминать о том, что особенность театрального искусства в его коллективности. Каждый член коллектива театра, будь то актер, режиссер, художник, музыкант, гример, должен чувствовать себя его частью и сознавать свою ответственность за то, чтобы коллектив действовал четко и организованно. Необходим дух товарищества, взаимного уважения и внимания, подчинения личных интересов общему делу. Глубоко осознанное, строгое выполнение законов театральной этики и дисциплины — вот непременное условие успешной творческой работы актера, всего театра.

Исходя из коллективного характера актерского творчества, Станиславский разрабатывает учение об этике актера.

— Первым условием для создания предрабочего состояния,— говорил Константин Сергеевич, — является выполнение девиза: «Люби искусство в себе, а не себя в искусстве» (этим принципом сам Константин Сергеевич руководствовался на протяжении всей своей творческой жизни. — Л. Н.). Что такое предрабочее состояние? Это — готовность к занятиям, это — бодрое расположение духа; с ним всегда надо приходить в студию, в театр. Одной из первоначальных задач тех, кто создает студию, должно быть внимание к атмосфере в ней. Если студия не сумеет сдержать, искоренить, изжить у студийцев обидчивость, вздорный характер, зависть и недоброжелательство, она не создаст не только больших артистов, но даже про-

сто хороших, умеющих привлечь внимание публики. Так что, приходя к себе в студию, оставьте все гадкое, что у вас есть, внизу, перед входом в это здание. Если же вы будете приносить это с собой и засорять, пачкать должное быть священным для вас место, то это будет плевательница; что угодно, но не место, где вы будете ценить искусство и где возможно говорить о Шекспире, Пушкине и других. Есть два типа актеров. Одни идут на сцену потому, что без искусства жить не могут, актерский труд — их любовь, их потребность. Для других же искусство не важно; они жаждут выделить себя среди толпы, хотят быть исключением, именитым и почитаемым. Первые, стремясь стать артистами-творцами, чутко ловят все замечания режиссера на занятиях студий или репетициях, с готовностью признают свои ошибки, делают все, чтобы их исправить и, как правило, добиваются желаемого результата. Вторые же, обуреваемые себялюбием, каждое замечание принимают в штыки, ищут для себя оправдания, обещают все исправить завтра же, но обычно не исправляют ничего ни завтра, ни послезавтра, ни на спектакле.

— Жажда первенства, самомнение должны быть изжиты,— учил студийцев Константин Сергеевич. — В студии все равны. Каждый — самостоятельная творческая единица. А разница в способностях — это внешние условия.

«Прекрасный, огромного обаяния человек, Станиславский не знает никаких рангов в искусстве. Он относится ко всем одинаково, для всех готов сделать все, что только в его силах, и одновременно сурово, а подчас и жестоко, невзирая на лица, критикует недостатки»[i], — так говорил о работе с Константином Сергеевичем замечательный актер МХАТ Н. П. Хмелев.

Станиславский, сам являясь образцом в выполнении требований художественной этики, упорно боролся против зазнайства, творческой самоуспокоенности не только в актерской. среде, но и у нас в студии.

Изживайте дурные черты своего характера, — продолжал Станиславский, — самовлюбленность, зазнайство, пренебрежительное отношение к товарищам. Иначе через 10—15 лет с вами может случиться то же, что произошло со многими актерами: начинали с того, что были непосредственными, милыми, а кончали самым гнусным ремеслом. И вот, когда посмотришь, что из некоторых вышло, то неволь-

но вспоминаешь старичка, который говорил: «Милая девочка, милая девочка, а вырастет — дрянь будет».

Нужно, чтобы и вы об этом постоянно думали, чтобы и вам теребило душу — «да, это хорошо, но ведь можно лучше». Надо, чтобы эта мысль заставляла вас неустанно творчески трудиться и стремиться к лучшему. Умение трудиться — это тоже талант, громадный талант.

— Надо самим работать, а не рассчитывать на кого-то, не ждать, что с вами кто-то может проделать чудеса, — говорил Константин Сергеевич..

Константин Сергеевич убеждал студийцев в необходимости создания подлинной творческой атмосферы в студии, в том, что сюда, в свой храм искусства, надо нести все лучшие мысли и побуждения, оставляя за порогом мелкую зависть, интриги, сплетни

Константин Сергеевич учил студийцев создавать в театре атмосферу взаимной чуткости и внимания, атмосферу, согретую теплом дружбы и доброжелательности К. С. Станиславский пишет: «Многие из артистов настолько несознательно относятся к своей работе, что они следят на ре петиции только за теми замечаниями, которые относятся непосредственно к их ролям... Не следует забывать о том, что все касающееся не только роли, но и всей пьесы, должно быть принято в расчет актером, должно интересовать его»[ii].

[iii].

Великий режиссер во время занятий в студии много внимания уделял вопросу о дружеской критике и критиканстве. Критик, утверждал он, умеет смотреть и видеть прекрасное, тогда как мелочный придира-критикан видит только плохое. Критикан наносит искусству большой вред: своим злопыхательством он дезориентирует творческого работника. Критиканство приводит к сплетням, склокам, интригам, разлагает дисциплину в театре и уничтожает самое творчество. Настоящую же критику надо уметь слушать и любить, хоть иногда это и бывает очень трудно.

Искренне радуясь успехам своих учеников, Станиславский в то же время был беспощаден к тем, кто своим поведением отравлял творческую атмосферу студии. Я однажды была свидетельницей того, как Константин Сергеевич первым проголосовал за изгнание одного из таких студийцев, в общем-то талантливого парня. К такой же бескомпромиссности в искусстве. он призывал и нас.

— Вы должны обязательно приучать себя к дисциплине,— Без настоящей творческой дисциплины не может быть особой закулисной атмосферы, которая необходима в каждом театре, но которая, к сожалению, не всегда бывает. Там, где существует нездоровая закулисная атмосфера, актер нервничает, выходит на сцену опустошенным и играет плохо. Зритель всегда чувствует, что делается за кулисами; в чем тут дело, я не знаю — это тайна. Когда я прошу вас, вставая, не скрипеть стульями, не громыхать ими, научиться поднимать стул, если вы его хотите передвинуть, — я знаю, что все это вам нужно для того, чтобы приучить себя к дисциплине, к организованности.

— Актер — часто напоминал Станиславский,— должен уметь подчинять свои личные интересы интересам творческого коллектива и не забывать, что он является сотворцом спектакля. И если это нужно для театра, актер обязан с полной самоотдачей сегодня играть главную роль, а завтра участвовать в массовой сцене.

Сам Константин Сергеевич, будучи уже известным актером и режиссером, по свидетельству товарищей по театру, с большим увлечением исполнял эпизодические роли, был участником массовок и даже занимался шумами.

Станиславский всегда требовал, чтобы участники спектакля являлись на репетиции точно в назначенное время. Он говорил, что опоздание или отсутствие кого-либо тормозит работу всего коллектива, дезорганизует ее. С негодованием он отмечал, что есть даже такие актеры, которые считают дурным тоном приходить на репетицию раньше назначенного срока; сознавая свою значимость и незаменимость, они считают вполне возможным для себя пренебрегать элементарными законами вежливости.

— Студиец, воспитываемый в духе любви к искусству, — учил Константин Сергеевич молодых, — должен всегда задолго, до начала репетиции быть в театре, чтобы подготовиться к ней внутренне и внешне.

Не было случая, чтобы сам Константин Сергеевич опоздал на репетицию. «За пять минут до назначенного времени,— пишет в своих воспоминаниях старший мастер сцены МХАТ И. И. Титов, — Константин Сергеевич уже сидит за режиссерским столом, [...] кладет перед собой часы и что-нибудь чертит или пишет. Ровно в двенадцать — звук колокольчика, и мы начинаем. Горе тому актеру, которого ровно в двенадцать не было на сцене.

К. С. Станиславский пишет: «Опоздание (на репетицию только одного лица вносит замешательство. Если же все будут понемногу опаздывать, то рабочее время уйдет не на дело, а на ожидание. Это бесит и приводит в дурное состояние, при котором работать нельзя»[iv].

А, например, во время работы над отрывками, над сценами из дипломных спектаклей студенты театральных учебных учреждений, стоящие за кулисами в ожидании своего выхода на площадку, часто разговаривают между собой о посторонних вещах, иногда даже ссорятся, выясняя отношения, разговаривают довольно громко, мешая своим товарищам, работающим на сцене, отвлекают их внимание, лишают возможности целиком отдаться происходящим событиям, да и сами находящиеся за кулисами мешают не только играющим, но и себе,— ведь они не вживаются в свою роль, не проживают событий, происходящих до их выхода на сцену; выходят пустые, незажженные настоящим творчеством. И сколько требуется времени, чтоб они вошли в глубину происходящего на сцене и вернули нарушенную творческую атмосферу, созданную до этого их товарищами.

Очень важное значение придавал Станиславский поведению своих учеников вне студии. Он подчеркивал, что актеры всегда и везде обязаны быть носителями и проводниками прекрасного: бессмысленно одной рукой создавать, а другой разрушать созданное.

— Вы должны, — обращался он к студийцам, — быть культурными актерами и культурными людьми.

— Мне говорили, — привел пример Константин Сергеевич, — что вы, бывая в театре, слишком шумите, громко критикуете. Вас пригласили в театр, вам почему-либо спектакль не нравится. Недостатки находить легко, гораздо труднее находить достоинства. Надо уметь смотреть и видеть прекрасное.

Педагог не может, — подчеркивал Станиславский, — наблюдать движение вперед своих учеников, стоя холодно в стороне. Если учитель отбывает свои часы, не зажигаясь сам и не зажигая своих учеников, — он не нужен студии. Когда педагог любит свое дело, он не замечает, как проходят часы напряженной творческой работы; не замечают этого и его ученики. Только такая работа приносит плоды.

Константин Сергеевич утверждал, что педагог, который вносит в атмосферу студии страх и трепет вместо обаяния радости,— вреден. Взаимное уважение и доверие никогда не могут поставить педагога и студийца в положение конфликта; доброта, простота, вежливость не мешают педагогу поддерживать строгую дисциплину в студии. Наоборот, именно эти качества учителя и способствуют развитию и укреплению самодисциплины у его учеников.

[ii] Станиславский К. С. Собр. соч., т. 3, с. 249.

[iii] Сб. «О Станиславском», с. 273.


Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.005 сек.)