АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

ОСНОВЫ СТИХОВЕДЕНИЯ

Читайте также:
  1. II. Организационные основы деятельности участкового уполномоченного полиции
  2. V Основы массопередачи
  3. VI. ОСНОВЫ ДИСПЕРСИОННОГО АНАЛИЗА
  4. Акмеологические основы самосовершенствования личности.
  5. Биохимические основы лечения гиперхолестеролемии и атеросклероза
  6. Введение в бизнес. Основы рыночной экономики bibliotekar.ru/biznes-35/37.htm
  7. Введение. Современные идеи равенства и психологические основы истории
  8. Введение. СОВРЕМЕННЫЕ ИДЕИ РАВЕНСТВА И ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСТОРИИ
  9. Внешнеэкономическая деятельность и ее экономические основы
  10. Внимание и его физиологические основы
  11. Вопрос 35. Гигиенические основы проектирования и устройства предприятий общественного питания.
  12. Вопрос Основы бюджетного устройства и принципы построения бюджетной системы РФ

РИТМ – повторяемость, соразмерность одинаковых явлений через равные промежутки времени и пространства. В художественном произведении ритм реализуется на разных уровнях: сюжета, композиции, языка, стиха.

СИЛЛАБИЧЕСКОЕ СТИХОСЛОЖЕНИЕ – система стихосложения, основанная на равном количестве слогов в чередующихся стихах. При большом количестве слогов вводится цезура, которая делит строку на две части. Силлабическое стихосложение используется преимущественно в языках, которые имеют постоянное ударение. В русской поэзии употреблялось в XVII – XVIII вв. С Полоцким, А. Кантемиром и др.

 

Наука ободрана, // в лоскуты обшита, 13 слогов

Изо всех почти домов // с ругательством сбита; 13 слогов

Знаться с нею не хотят, // бегут ея дружбы, 13 слогов

Как, страдавший на море, // корабельной службы. 13 слогов

А. Кантемир (Сатира на хулящих учение: к уму своему)

СИЛЛАБО-ТОНИЧЕСКОЕ СТИХОСЛОЖЕНИЕ – система стихосложения, основанная на упорядоченном расположении ударных и безударных слогов в стихе. Основные метры – двусложные (Хорей, Ямб) и трёхсложные (Дактиль, Амфибрахий, Анапест).

ТОНИЧЕСКОЕ СТИХОСЛОЖЕНИЕ (от греческого слова «тоноз» - тон, напряжение, ударение) – система стихосложения, основанная на упорядоченном расположении ударных слогов в стихе, при этом количество безударных слогов в расчёт не принимается.

 

Мы

спим

ночь.

Днём

совершаем поступки.

Любим

свою толочь

воду

в своей ступке.

В. Маяковский

Тонический стих характерен для языков с подвижным ударением, таких, как русский, немецкий, английский. Русские былины писались тоникой. Обычно в них было три сильных ударения:

 

Как во стольном во городе во Киеве,

У великого у князя у Владимира…

******

Спокойно трубку докурил до конца,

Спокойно улыбку стёр с лица.

«Команда во фронт! Офицеры вперёд!»

сухими шагами командир идёт…

Н. Тихонов

МЕТР – определённая ритмическая упорядоченность повторов внутри стихотворных строк. Видами метра в силлабо-тоническом стихосложении являются двусложные (Хорей, Ямб), трёхсложные (Дактиль, Амфибрахий, Анапест) и др. стихотворные размеры.

СТОПА – повторяющееся сочетание ударного и безударного гласных. Стопа служит единицею стиха в силлабо-тонической системе стихосложения: трёхстопный ямб, четырёхстопный анапест и т. д.

 

ИКТ – сильный ритмообразующий слог в стихе.

 

СТИХ – 1. Строка в стихотворении; 2. Совокупность особенностей стихосложения какого-либо поэта: стих Марины Цветаевой, А. Твардовского и т. д.

 

ХОРЕЙ (в переводе с греческого «плясовой» хор, пляска, хоровод) – двусложный размер с ударением на 1-м, 3-м, 5-м, 7-м, 9-м и т. д. слогах:

 

Н и вы / сж а ты, / р о щи / г о лы,

От во / д ы ту / м а н и / с ы рость.

Коле / с о м за / с и ни / г о ры

С о лнце / т и хо / е ска / т и лось.

С. Есенин (четырёхстопный хорей)

 

ЯМБ (в переводе «бросок») – наиболее распространенный в русской поэзии двусложный размер с ударением на 2-м, 4-м, 6-м, 8-м и т. д. слогах:

 

Подр у / га д у / мы пр а зд / ной

Черн и ль / ниц а / мо я!

Мой в е к / одно / обр а з / ный

Тоб о й / укр а / сил я.

А. Пушкин (трёхстопный ямб)

 

ДАКТИЛЬ (в переводе с греческого «палец») – трёхсложный размер с ударением на 1-м, 4-м, 7-м, 10-м и т. д. слогах:

 

Бл и зился / с и зый за / к а т

В о здух был / н е жен и / хм е лен,

И оту / м а ненный / с а д

К а к-то о / с о бенно / з е лен.

И. Анненский (3-стопный дактиль)

АНАПЕСТ (в переводе с греческого «отражённый назад») – трёхсложный размер с ударением на 3-м, 6-м, 9-м, 12-м и т. д. слогах:

 

Ни стран ы, / ни пог о с / та

Не хоч у / выбир а ть.

На Вас и ль / евский о с / тров

Я прид у / умир а ть.

И. Бродский (двустопный анапест)

АМФИБРАХИЙ (буквальный перевод с греческого «с двух сторон краткий») – трёхсложный размер с ударением на 2-м, 5-м, 8-м, 11-м и т. д. слогах:

Жил м а лень / кий м а льчик

Был р о стом / он с п а льчик.

Лиц о м был / крас а вчик, -

Как и скры / глаз ё нки,

Как п у х во / лос ё нки…

В. А. Жуковский (двустопный амфибрахий)

 

ПЕОН – четырёхсложная стопа, состоящая из одного ударного и трёх безударных слогов. Пеоны различаются по месту ударения – с первого по четвёртый:

(1)

Сп и те, полу / м ё ртвые у / в я дшие цве /т ы,

Т а к и не уз / н а вшие рас / цв е та красо / т ы,

Бл и з путей за / е зженных взра / щ ё нные твор / ц о м,

См я тые не / в и девшим тя / ж ё лым коле / с о м…

К. Бальмонт (трёхстопный пеон первый)

(2)

Фон а рики – / суд а рики,

Скаж и те-ка / вы мн е,

Что в и дели, / что сл ы шали

В ночн о й вы ти / шин е?...

И. Мятлев (двустопный пеон второй)

(3)

Внемля в е тру, / тополь гн ё тся, / с неба д о ждь о / сенний ль ё тся,

Надо мн о ю / разда ё тся / мерный ст у к ча / сов стенн ы х;

Мне никт о не / улыбн ё тся, / и трев о жно / сердце бь ё тся

И из у ст не / вольно рв ё тся / монот о нный / грустный ст и х;

И как т и хий / дальний т о пот, / за окн о м я / слышу р о пот,

Непон я тный / странный ш ё пот / - шёпот к а пель / дождев ы х.

К. Бальмонт (4стопный пеон третий)

(4)

Нет, не найду/ сегодня пищи я

Для утеши/тельной мечты:

Одни шарман/щики, да нищие,

Да дождь – всё с той/ же высоты.

Владислав Ходасевич(2стопный пеон четвёртый)

 

ПЕНТОН – пятисложная стопа, состоящая из одного ударного и четырёх безударных слогов. В русской поэзии употребляется главным образом пентон третий, несущий ударение на третьем слоге:

Красным п о лымем

Заря всп ы хнула;

По лиц у земли

Туман ст е лется…

А. Кольцов

 

ПИРРИХИЙ – стопа с пропущенным метрическим ударением:

 

Б у ря / мгл о ю / н е бо / кр о ет,

В и хри / сн е жны / е кру / тя…

А. Пушкин (4-стопный хорей, третья стопа второго стиха – пиррихий)

 

СПОНДЕЙ –стопа с дополнительным (сверхсхемным) ударением:

Швед, р у с / ский к о / лет, р у / бит, р е / жет.

Бой б а / раб а н / ный, кл и / ки, скр е / жет…

А. Пушкин (четырёхстопный ямб, первая стопа спондей)

СТЯЖЕНИЕ – это явление, когда в стихе «не достаёт» одного слога. Промежуток между двумя ударными слогами как бы стягивается. ЛЕ́ЙМА (греч. λειμμα) — пауза в стихе (в античной метрике). Согласно античной теории стиха, Л. не допускается в середине слова или между словами, составляющими одно целое (например, между предлогом и словом, им управляемым). Длительность Л. в античном стихе была установлена от одной моры (доли) до шести мор (долей). В применении к русскому стиху термин «Л.» в значении паузы употребляется в стиховедческих работах Г. Шенгели.

Явления стяжения характерны «Илиаде» и «Одиссее» Гомера. (шестистопный дактиль)

Гнев,^ богиня, воспой Ахиллеса – Пелеева сына…

Кто ж от богов^ бессмертных подви/г их к враждебному спору?

_/v_ _/_ _ _/_ _ _/_ _ _/_ _ _/_

_/_ _ _/v_ _/_ _ _/_ _ _/_ _ _/_

 

В деревянные крылья окна

Вместе с рамами в тонкие шторы

Вяжет взбалмашная ^ луна

На полу кружевные узоры…

_ _ _/ _ _ _/ _ _ _/

_ _ _/ _ _ _/ _ _ _/ _

_/_ _/ _ _ _ v_ _/

_ _ _/ _ _ _/ _ _ _/ _

С. Есенин

 

ДОЛЬНИК (Паузник) – стихотворный размер на грани силлабо-тонического и тонического стихосложения. Основан на ритмическом повторении иктов и слабых мест, а также переменных пауз между ударными слогами. Диапазон междуиктовых интервалов колеблется от 0 до 4-х безударных. Длина стиха определяется количеством ударных в строке. В широкое употребление дольник входит в начале XXв.

Дольник - крайне условный термин, введен В. Брюсовым, который в своей «Науке о стихе» так назвал форму акцентного стиха, или ударника. Впоследствии дольником начали называть то паузный трехдольник, то «чисто тонический» стих народного типа (фразовик), то опять акцентный стих.

Осень п о здняя. Н е бо откр ы тое,

И лес а сквоз я т тишин о й.

Прилегл а на б е рег разм ы тый

Голов а рус а лки больн о й.

_ _ _/ _ _ _/ _ _ _/ _ _

_ _ _/ v _ _/ _ _ _/

_ _ _/ v _ _/ _ _ _/ _

_ _ _/ v _ _/ _ _ _/

А. Блок (трёхударный дольник)

Настоящую нежность не спутаешь

Ни с чем, и она тиха.

Ты напрасно бережно кутаешь

Мне плечи и грудь в меха.

И напрасно слова покорные

Говоришь о первой любви.

Как я знаю эти упорные,

Несытые взгляды твои!

_ _ _/ _ _ _/ _ _ _/ _ _

_ _/ _ _ _/ v _ _/

_ _ _/ _ v _/ _ _ _/ _ _

_ _/ _ _ _/ v _ _/

_ _ _/ _ _ _/ v _ _/ _ _

_ _ _/ v _ _/ _ _ _/

_ _ _/ _ v _/ _ _ _/ _ _

_ _/ _ _ _/ _ _ _/

1913г. А.А.Ахматова

 

 

РИФМА (Краесогласие) –одинаково звучащие клаузулы. Рифмы характеризуются по расположению (парная, перекрёстная, кольцевая), по ударению (мужская, женская, дактилическая, гипердактилическая), по составу (простые, составные),по звучанию (точные, корневые или ассонанс), монорим и т. п.

 

КЛАУЗУЛА – группа заключительных слогов в стихе (в стихотворной строке).

 

МУЖСКАЯ КЛАУЗУЛА – когда стих заканчивается ударным гласным:

 

И ветер, и дождик, и мгл а

Над холодной пустыней вод ы.

Здесь жизнь до весны умерл а,

До весны опустели сад ы.

И. Бунин.Одиночество

ЖЕНСКАЯ КЛАУЗУЛА – созвучие, в котором ударение падает на второй слог от конца стиха:

 

Эти скудные сел е нья,

Эта скудная прир о да –

Край родной долготерп е нья,

Край ты русского нар о да!

Ф. И. Тютчев

ДАКТИЛИЧЕСКАЯ КЛАУЗУЛА – созвучие, в котором ударение падает на третий слог от конца стиха:

Я, Матерь Божия, ныне с мол и твою

Пред твоим образом, ярким си я нием,

Не о спасении, не перед б и твою

Не с благодарностью иль пока я нием,

Не за свою молю душу пуст ы нную,

За душу странника в свете безр о дного…

М. Ю. Лермонтов

ГИПЕРДАКТИЛИЧЕСКАЯ КЛАУЗУЛА – созвучие, в котором ударение падает на четвёртый и далее слог от конца стиха:

Идёт Балда, покр я кивает,

А поп, завидя Балду, вск а кивает…

А. Пушкин

Холод, тело тайно ск о вывающий…

Холод, душу очар о вывающий.

В. Я. Брюсов

БЕДНАЯ РИФМА – когда рифмуются последние икты, т.е. ударные гласные клаузул. Бедную рифму ещё называют достаточной.

ТОЧНАЯ РИФМА – рифма, при которой совпадают все звуки клаузул.

 

Вечером синим, вечером лунным

Был я когда-то красивым и юным.

Неудержимо, неповторимо

Всё пролетело…далече…мимо…

Сердце остыло, и выцвели очи…

Синее счастье! Лунные ночи!

С. Есенин

БОГА́ТАЯ РИ́ФМА — наиболее полное совпадение в рифмуемых словах звуков, не только согласных, начинающих ударный слог, но и звуков, предшествующих ударному слогу: демократ — стократ, канала — доканала, матовая — выматывая.


Где горизонта боро зда?
Все линии по теряны.
Скажи,

которая зве зда

и где

глаза пан терины?

Не счел бы

лучший ка значей

звезды

тропических ночей.

В. Маяковский

Человек сказал Дне пру:
— Я стеной тебя за пру.

С. Маршак

По станице тополи
Гнутся на ве тру.
По станице топали
Кони поу тру.

А. Сурков.


БАНАЛЬНАЯ РИФМА – часто встречающаяся, примелькавшаяся рифма; звуковой и смысловой трафарет. «…Рифм в русском языке слишком мало. Одна вызывает другую. «Пламень» неминуемо тащит за собой «камень». Из-за «чувства» выглядывает непременно «искусство». Кому не надоели «любовь» и «кровь», «трудный» и «чудный», «верный» и «лицемерный» и проч.» (А. С. Пушкин «Путешествие из Москвы в Петербург»).

 

 

ВНУТРЕННЯЯ РИФМА – созвучия, из которых одно (или оба) находятся внутри стиха. Внутренняя рифма бывает постоянной (появляется перед цезурой и определяет границу между полустишиями) и нерегулярной (разбивает стих на отдельные ритмические неравные и непостоянные группы):

Если рея, пропадая,

Ц епенея и блистая

Вьются хлопья снежные. –

Если сонно, отдалённо

То с упрёком, то влюблённо,

Звуки плачут нежные.

 

МОНОРИМ – стихотворение, использующее одну рифму:

 

Когда будите, дети, студентами,

Не ломайте голов над моментами,

Над Гамлетами, Лирами, Кентами,

Над царями и над президентами,

Над морями и над континентами,

Не якшайтесь там с оппонентами,

Поступайте хитро с конкурентами,

А как кончите курс эминентами

И на службу пойдёте с патентами –

Не глядите на службе доцентами

И не брезгуйте, дети, презентами!

А. Апухтин

АССОНАНС – неточная рифма, основанная на созвучии корней слов, а не окончаний:

 

Студенту хочется послушать Скрябина,

И вот полмесяца живёт он скрягою.

Е. Евтушенко

АЛЛИТЕРАЦИЯ – выразительное средство языка: повторение одинаковых или однородных согласных звуков с целью создать звуковой образ:

 

И он по площади пустой

Бежит и слышит за собой –

Как будто грома грохотанье –

Тяжёло-звонкое скаканье

По потрясённой мостовой…

А. Пушкин

 

АНАКРУЗА (анакруса) – ритмический зачин стиха. Слабые слоги до первого икта. Нулевая в хорее, односложная в ямбе. Нулевая в дактиле, односложная в амфибрахии, двусложная в анапесте. Рассмотрим остроумный пример Томашевского. Исследователь берёт 4-стишие из стихотворения Фета «Венера Милосская», написанного 4-стопным ямбом:

 

Так, вся дыша пафосской страстью,

Вся млея пеною морской,

И всепобедной вея властью,

Ты смотришь в вечность пред собой…

_/ _/ _ _/ _ _/ _ _/ _

_/ _/ _ _/ _ _ _ _/

_ _ _ _/ _ _/ _ _/ _

_/ _/ _ _/ _ _ _ _/

 

и отбрасывает первые слоги (все первые слоги здесь односложны):

Вся дыша пафосской страстью,

Млея пеною морской,

Всепобедной вея властью,

Смотришь в вечность пред собой.

_/_ _ _ _/_ _/_

_/_ _/_ _ _ _/

_/_ _/_ _/_ _/_

_/_ _/_ _ _ _/

 

Ямб превратился в хорей. Отсюда вывод: при одинаковой внутренней структуре двусложные размеры, ямб и хорей, отличаются друг от друга ритмическим зачином.

Настоящую нежность не спутаешь

Ни с чем, и она тиха.

Ты напрасно бережно кутаешь

Мне плечи и грудь в меха.

И напрасно слова покорные

Говоришь о первой любви.

Как я знаю эти упорные,

Несытые взгляды твои!

_ _ _/ _ _ _/ _ _ _/ _ _

_ _/ _ _ _/ v _ _/

_ _ _/ _ v _/ _ _ _/ _ _

_ _/ _ _ _/ v _ _/

_ _ _/ _ _ _/ v _ _/ _ _

_ _ _/ v _ _/ _ _ _/

_ _ _/ _ v _/ _ _ _/ _ _

_ _/ _ _ _/ _ _ _/

1913г. А.А.Ахматова

ЦЕЗУРА – короткая пауза в середине стихотворной строки, делящая стих на два полустишия и вносящая ещё большую ритмическую организованность. Если более четырёх стоп в стихе, нужна цезура. Обычно цезура появляется в шестистопном и более стихах:

 

Когда любовию // и негой упоённый,

Безмолвно пред тобой // коленопреклонённый

Я на тебя глядел // и думал ты моя,

Ты знаешь, милая, // желал ли славы я…

А. Пушкин

СЛОВОРАЗДЕ́Л — граница между словами в стихе (термин Б. Томашевского). Взаимосвязь С., стопораздела, интонационно-логической паузы и структурной паузы, несомненно, имеет большое значение для ритмико-фонетической организации стиха. Например, постоянное совпадение С. со стопоразделами придает стиху ритмическую монотонность.

 

Буря мглою небо кроет

_/ _ _/ _ _/ _ _/ _

Это пример совпадения словораздела со стопоразделом.

При несоблюдении С. возможны так называемые сдвиги. Вопрос о структурной роли С., по существу, еще не разработан. Андрей Белый называет С. «межсловесным промежутком», С. Бобров — «слором» (аббревиатура от «сло во р аздел»).

 

СДВИГ – акустико-фонетическое явление в художественной речи, преимущественно в стихе, когда конец одного слова и начало следующего за ним, или два стоящих рядом коротких слова, образуют как бы новое слово, изменяющее смысл фразы; происходит лексическая деформация фразы.

Слыхали ль вы (львы) за рощей глас ночной

Певца любви, певца своей печали?

А.С. Пушкин

В полдневный жар в долине Дагестана

С свинцом (с винцом) в груди лежал недвижно я.

М.Ю.Лермонтов

О, север, север, чародей!

Иль я (Илья) тобою околдован?

Ф.Тютчев

Шуми, шуми волнами Рона (волна Мирона)

И жатвы орошай.

К.Батюшков

И тут нежданный стих, неведомо с чего,

На ум (Наум) мой налетит и вцепится в него.

П.Вяземский

Разумеется, сдвиг возможен только при чтении фразы вслух и вырванной из контекста, чтение же глазом всего отрывка в целом не создаёт такого впечатления, и сами авторы не замечают возможного в их стихах фонетического, а значит и смыслового изменения фразы. Авторская глухота.

РИТМИЧЕСКОЕ ЗВУЧАНИЕ СИЛЛАБО-ТОНИЧЕСКОГО СТИХА ЗАВИСИТ ОТ:

1. МЕТРА

2. ДЛИНЫ СТИХА ИЛИ ЧЕРЕДОВАНИЯ СТИХОВ РАЗНОЙ ДЛИНЫ

3. ХАРАКТЕРА КЛАУЗУЛ

4. НАЛИЧИЯ И РАСПОЛОЖЕНИЯ ПЕРРИХИЕВ ИЛИ СПОНДЕЕВ

5. ВИДОВ СЛОВОРАЗДЕЛОВ

6. НАЛИЧИЯ ИЛИ ОТСУТСТВИЯ ЦЕЗУР.

Из этих элементов возможно огромное количество сочетаний, чем и объясняется ритмическое разнообразие русских стихов.

 

ПЕРЕНОС (или зашагивание) – ритмическое несовпадение; конец смыслового высказывания не совпадает с концом стиха; служит средством создания разговорной интонации:

 

Зима. Что делать нам в деревне? Я встречаю

Слугу, несущего мне утром чашку чаю,

Вопросами: тепло ль? утихла ли метель?..

Пороша есть иль нет? и можно ли постель

Покинуть для седла, иль лучше до обеда

Возиться с старыми журналами соседа?

А. Пушкин

СТРОФА -это сочетание нескольких стихов, объединенных общей мыслью, повторяющимся размером, способом рифмовки, интонацией и т. п. Длина стихов, их чередование и система рифм обусловлены самой структурой С. Строфа содержит в себе от двух до 14 стихов (сонет, онегинская строфа). Строфичность придает стихотворному произведению композиционную целостность, внутреннюю тематическую законченность и метрическое единство.

 

МОНОСТИХ – стихотворение, состоящее из одного стиха:

I

Всевыразительность есть ключ миров и тайн.

II

Любовь огонь, и кровь огонь, и жизнь огонь, мы огненны.

К. Бальмонт

О, прикрой свои бледные ноги.

В. Брюсов

 

ДВУСТИШИЕ – 1. Строфа из двух стихов с парной рифмой:

 

Бледно-синий загадочный лик

На увядшие розы поник.

И светильники гроб золотят

И прозрачно струится их чад…

И. Бунин

2. Вид лирики; законченное стихотворение из двух стихов:

От других мне хвала – что зола,

От тебя и хула – похвала.

А. Ахматова

ТЕРЦЕТ – строфа из трёх стихов (ааа, ббб, ввв). Терцет в русской поэзии употребляется редко:

 

Она, как русалка, воздушна и странно бледна.

В глазах у неё, ускользая, играет волна,

В зелёных глазах у неё глубина – холодна.

Приди, - и она обоймёт, заласкает тебя,

Себя не жалея, терзая, быть может, губя.

Но всё же она поцелует тебя не любя.

И вмиг отвернётся, и будет душою вдали,

И будет молчать под Луной в золотистой пыли

Смотря равнодушно, как тонут вдали – корабли.

К. Бальмонт

 

ТЕРЦИНА – строфа из трёх стихов (аба, бвб, вгв и т. д.):

 

И дале мы пошли – и страх обнял меня.

Бесёнок, под себя поджав своё копыто

Крутил ростовщика у адского огня.

Горячий капал жир в копчёное корыто,

И лопал на огне печёный ростовщик

А я: «Поведай мне: в сей казни что сокрыто?

А. Пушкин

 

КАТРЕН – 1. Наиболее распространённая в русской поэзии строфа, состоящая из четырёх стихов: «Во глубине сибирских руд» А. Пушкина, «Парус» М. Лермонтова, «Что ты жадно глядишь на дорогу» Н. Некрасова, «Портрет» Н. Заболоцкого, «Снег идёт» Б. Пастернака и др. способ рифмовки может быть парным (аабб), кольцевым (абба), перекрёстным (абаб).

2. Вид лирики; стихотворение из четырёх строк преимущественно философского содержания, выражающего законченную мысль:

 

До убедительности, до

Убийственности – просто:

Две птицы вили мне гнездо:

Истина – и Сиротство.

М. Цветаева

 

ПЯТИСТИШИЕ – строфа-четверостишие с двойным созвучием:

 

Как дымный столп светлеет в вышине! –

Как тень внизу скользит неуловима!..

«Вот наша жизнь, - промолвила ты мне, -

Не светлый дым, блестящий при луне,

А эта тень, бегущая от дыма…»

Ф. Тютчев

СЕКСТИНА –(позднелат. sextina), или сестина (итал. sestina) (оба от лат. sex — шесть), — сложная, шестистишная строфа, состоящая из четверостишия и двустишия, с разной системой рифм. Стихотворный размер С. — чаще пятистопный или шестистопный ямб

 

Царь-Огонь с Водой-Девицей. – А

Мировая красота. В

Служит День им белолицый А

Ночью нежит темнота, В

Полумгла с Луной-Девицей. А

Им подножье – три кита. В

К. Бальмонт

Это утро, радость эта, А

Эта мощь и дня, и света, А

Этот синий свод, б

Этот крик и вереницы В

Эти стаи, эти птицы, В

Этот говор вод… б

А. Фет

Опять, опять звучит в душе моей унылой
Знакомый голосок, и девственная тень
Опять передо мной с неотразимой силой
Из мрака прошлого встает, как ясный день;
Но тщетно памятью ты вызван, призрак милый!
Я устарел: и жить, и чувствовать мне лень.

Л. Мей

СЕМИСТИШИЕ – лермонтовское «Бородино написано» семистишием.

 

Скажи ка, дядя, ведь недаром

Москва, спалённая пожаром,

Французу отдана?

Ведь были ж схватки боевые,

Да, говорят, ещё какие!

Недаром помнит вся Россия

Про день Бородина?

 

ТРИОЛЕТ –(франц. triolet, от итал. trio — трое) — строфическая восьмистишная форма поэзии, где первое двустишие повторяется в конце строфы и, кроме того, четвертый стих есть точное воспроизведение первого стиха; таким образом, текст первой строки трижды фигурирует в стихотворении (аббаабаб). Принято считать, что Т. — самая ограниченная 311 форма стиха среди всех других твердых форм (сонет, рондо, ритурнель и др.) и что он является преимущественно развлекательной, игровой формой поэзии.

 

Твой лик загадочный и нежный
Как отраженье в глубине,
Склонился медленно ко мне.
Твой лик загадочный и нежный
Возник в моем тревожном сне.

Встречаю призрак неизбежный:
Твой лик, загадочный и нежный,
Как отраженье в глубине.

В. Брюсов

Ты промелькнула, как виденье,
О, юность быстрая моя,
Одно сплошное заблужденье!
Ты промелькнула, как виденье,
И мне осталось сожаленье,
И поздней мудрости змея.
Ты промелькнула, как виденье,
О, юность быстрая моя.

К. Бальмонт

Лежу в траве на берегу

Ночной реки я слышу плески.

Пройдя поля и перелески,

Лежу в траве на берегу.

На отуманенном лугу

Зелёные мерцают блески,

Лежу в траве на берегу

Ночной реки и слышу всплески.

В. Брюсов

ОКТАВА – строфа из восьми стихов с тройным созвучием благодаря рифмовке (абабабвв):

 

Гармонии стиха божественные тайны

Не думай разгадать по книгам мудрецов:

У брега сонных вод, один бродя, случайно,

Прислушайся душой к шептанью тростников,

Дубравы говору: их звук необычайный

Прочувствуй и пойми…В созвучии стихов

Невольно с уст твоих размерные октавы

Польются, звучные, как музыка дубравы.

А. Майков

 

ОДИЧЕСКАЯ СТРОФА – строфа из десяти стихов со способом рифмовки (АбАбВВгДДг):

 

О, вы, которых ожидает

Отечество от недр своих

И видеть таковых желает,

Каких зовёт от стран чужих.

О, ваши дни благословенны!

Дерзайте ныне ободрены

Реченьем вашим показать,

Что может собственных Платонов

И быстрых разумом Невтонов

Российская земля рождать.

М. В. Ломоносов («Ода на день восшествия на всероссийский престол ея величества государыни-императрицы Елисаветы Петровны. 1747 г.»

 

 

ОНЕГИНСКАЯ СТРОФА – строфа, состоящая из 14 стихов (АбАбВВВггДееДжж); создана А. Пушкиным (роман «Евгений Онегин»). Характерной приметой онегинской строфы является обязательное употребление четырёхстопного ямба.

 

Пускай слыву я старовером,

Мне всё равно – я даже рад:

Пишу Онегина размером:

Пою, друзья, на старый лад.

Прошу послушать эту сказку!

Её нежданную развязку

Одобрите, быть может, вы

Склоненьем лёгким головы.

Обычай древний наблюдая,

Мы благодетельным вином

Стихи негладкие запьём,

И пробегут они, хромая,

За мирною своей семьёй

К реке забвенья на покой.

М. Лермонтов (Тамбовская казначейша)

 

СОНЕТ – 1. Строфа, состоящая из 14 стихов с разнообразными способами рифмовки. Виды сонета: итальянский (способ рифмовки: абаб // абаб // вгв // гвг); французский (абба// абба // ВВГ// ДДГ); английский (абаб // вгвг// деде// жж). В русской литературе получают и «неправильные» формы сонета с нефиксированным способом рифмовки.

2. Вид лирики; стихотворение, состоящее из 14 стихов, главным образом философского, любовного, элегического содержания – сонеты В. Шекспира, А. Пушкина, Вяч. Иванова и др. Сонет состоит обычно из двух четверостиший и двух трёхстиший (двух катренов и двух терцетов) или у Шекспира три четверостишия и заключительное двустишие. Сонеты пишутся пятистопным ямбом.

 

Когда вступил я в свет, вступил в него, вопил,

Как рос, в младенчестве, влекомый к добру нраву,

Со плачем пременял младенческу забаву,

Растя, быв отроком, наукой мучим был.

Возрос, познал себя, влюблялся и любил

И часто я вкушал любовную отраву.

Я в мужестве хотел имети честь и славу,

Но тщанием тогда я их не получил.

При старости пришли честь, слава и богатство,

Но скорбь мне сделала в довольствии препятство.

Теперь приходит смерть и дух мой гонит вон.

Но как ни горестен был век мой, а стонаю,

Что скончевается сей долгий страшный сон.

Родился, жил в слезах, в слезах и умираю.

А. П. Сумароков 1755г.

Как движется к земле морской прибой,

Так и ряды бессчётные минут,

Сменяя предыдущие собой,

Поочерёдно к вечности бегут.

Младенчества новорождённый серп

Стремится к зрелости и, наконец,

Кривых затмений испытав ущерб,

Сдаёт в борьбе свой золотой венец.

Резец годов у жизни на челе

За полосой проводит полосу.

Всё лучшее, что дышит на земле,

Ложится под разящую косу.

Но время не сметёт моей строки,

Где ты пребудешь смерти вопреки!

С. Я. Маршак (перевод 60-го сонета У. Шекспира)

ВЕНОК СОНЕТОВ – стихотворение из 15-ти сонетов, образующих своеобразную цепочку: каждый из 14-ти сонетов начинается последней строчкой предыдущего. Пятнадцатый сонет состоит из этих четырнадцати повторяющихся строк и называется «ключом», или «магистралом». Венок сонетов представлен в творчестве В. Брюсова («Светоч мысли»), М. Волошина («Corona astralis»), Вяч. Иванова («Венок сонетов»); встречается он и в современной поэзии.

 

ТАНКА – жанр японской поэзии; пятистишная строфа медитативного характера с использованием белого стиха:

О не забудь,

Как в моём саду

Ты сломала ветку азалии белой…

Чуть-чуть светил

Тонкий серп луны.

ХОККУ (или хайку) – жанр японской поэзии; лирическое стихотворение из одного трёхстишия (17) слогов без рифмы.

 

С ветки на ветку

Тихо сбегают капли…

Дождик весенний.

****

На голой ветке

Ворон сидит одиноко

Осенний вечер.

АСТРОФИЧЕСКИЙ ТЕКСТ – текст стихотворного произведения, не разбитый на строфы.

БРАХИКОЛОН – односложный стих, используемый для передачи энергичного ритма или как шуточная форма:

Лоб –

Мел.

Бел

Гроб.

Спел

Поп.

Сноп

Стрел –

День

Свят!

Склеп

Слеп

Тень –

В ад!

В. Ходасевич «Похороны»

ВОЛЬНЫЙ СТИХ – разностопный стих. Преобладающий метр вольного стиха – ямб с длиной стиха от одной до шести стоп. Эта форма удобна для передачи живой разговорной речи и поэтому используется преимущественно в баснях, стихотворных комедиях и драмах («Горе от ума» А. С. Грибоедова и др.)

 

Крестья / не, вы / шед из / терпень / я 4 стопы

От Ра / зорень / я, 2 стопы

Что реч / ки им / и ру / чейки 4 стопы

При во / допо / лье при / чиня / ли, 4 стопы

Пошли / просить / себе / упра / вы у / Реки, 6 стоп

В кото / рую / ручьи / и реч / ки те / впада / ли. 6 стоп

И. А. Крылов

 

БЕЛЫЙ СТИХ – стих с наличием определённого метра, но отсутствием рифмы:

 

Из наслаждений жизни

Одной любви музыка уступает;

Но и любовь мелодия…

А. Пушкин

Над седой равниной моря

Ветер тучи собирает.

Между тучами и морем

Гордо реет Буревестник,

Чёрной молнии подобный.

М. Горький

ВЕРЛИБР – свободный стих, отказавшийся и от метра, и от рифмы, в котором единицей ритмической организации выступает интонация (напев в устном исполнении):

 

Я лежал на вершине горы,

Я был окружён землёй.

Заколдованный край внизу

Все цвета потерял, кроме двух:

Светло-синий,

Светло-коричневый там, где по синему камню

писало перо Азраила,

Вкруг меня лежал Дагестан.

А. Тарковский

Она пришла с мороза,

Раскрасневшаяся,

Наполнила комнату

Ароматом воздуха и духов,

Звонким голосом

И совсем неуважительной к занятиям

Болтовнёй.

А. Блок

 

АКРОСТИХ – стихотворение, у которого начальные буквы каждого стиха по вертикали образуют слово или фразу:

 

А нгел лёг у края небосклона,

Н аклонясь, удивляется безднам,

Н овый мир был тёмным и беззвёздным.

А д молчал. Не слышалось ни стона.

А лой крови робкое биенье,

Х рупких рук испуг и содроганье,

М иру снов досталось в обладанье

А нгела святое отраженье.

Т есно в мире! Пусть живёт, мечтая

О любви, о грусти и о тени,

В сумраке предвечном открывая

А збуку своих же откровений.

Н. Гумилёв

 

ГЕКЗАМЕТР – шестистопный дактиль, излюбленный размер древнегреческой поэзии:

 

Сын Громовержца и Леты – Феб, царём прогневлённый

Язву на воинство злую навёл: погибали народы.

Гомер. «Илиада» перевод Н. Гнедича

Или:

Урну с водой уронив, об утёс её дева разбила.

Дева печально сидит, праздный держа черепок.

Чудо! Не сякнет вода, изливаясь из урны разбитой,

Дева, над вечной струёй, вечно печально сидит.

А. Пушкин

 

ПАЛИНДРОМ (от греческого – бегу назад) или ПЕРЕВЕРТЕНЬ – слово, фраза, стих, одинаково читающихся как слева направо, так и справа налево. На палиндроме может быть построена целая поэма.

 

Хилее дух – худее лих,

Хитёр (особо ссоре тих).

Те – в сваре Вии. Вера в свет.

В. Пальчиков

А роза упала на лапу Азора.

 

 


Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.124 сек.)