АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Режиссерский сценарий

Читайте также:
  1. Возможный крестовый поход. Сценарий
  2. ИСТОРИЯ КАК РЕТРОСЦЕНАРИЙ
  3. ИСТОРИЯ КАК РЕТРОСЦЕНАРИЙ
  4. Ливия: сценарий все тот же
  5. Литературный сценарий
  6. На котором ты узнаешь, кто написал сценарий твоей судьбы
  7. Основной успешный сценарий (или основной процесс)
  8. Основной успешный сценарий (или основной процесс)
  9. РЕЖИССЕРСКИЙ СЦЕНАРИЙ
  10. Режиссерский сценарий
  11. Сообщил, что хочет по роману Паркера сделать сценарий. Кэрри предложила их

Режиссерский сценарий – название говорит само за себя. Это литературный сценарий, переработанный режиссером для удобства работы на съемочной площадке. Поскольку невозможно держать в голове или записывать на листочках все необходимые для съемок фильма вещи, создается этот документ.

Его не читает никто кроме режиссера и оператора, там пояснения исключительно для них. Актеры чаще всего получают простой литературный вариант. А если фильм и не фильм вовсе, а какая-нибудь мыльная опера, то просто лист диалогов.

Сценаристу знать, как пишется режиссерский сценарий острой необходимости нет, если конечно этот сценарист не мечтает стать когда-нибудь по совместительству ещё и режиссером своих фильмов. Однако, любое знание ценно, и поэтому совершим краткий, простой и понятный обзор.

В режиссерском сценарии одна графа соответствует одному кадру фильма. Кадру не в смысле 1/24-ой секунды, а в смысле одному промежутку работы камеры от включения до выключения, одному дублю, монтажному фрагменту, цельному куску записи. Других выражений подобрать не могу, но, думаю, суть ясна – от ножниц до ножниц. И Вы должны описать все, что требуется уметь и иметь для того, чтобы снять этот кадр. Вариантов бывает много, но рассмотрим тот, который применен в «примере», фрагменте короткометражки «Язык зла». Пройдемся по порядку по всем графам:

№ - номер по порядку, номер Вашего кадра. У каждого свой.

ХРН – хронометраж, сколько длится кадр. Садитесь с секундомером, проговариваете реплики, прикидываете действия и замеряете примерно (это не шутка).

РАСКАДРОВКА – талантливый человек талантлив во всем, говорят. Но видно не про меня, так что если ваши художественные способности тоже не на уровне, просто рисуйте «палка, палка, огуречек, вот и вышел человечек». Одно должно быть понятно, где кто стоит и как его снимает камера, никто за упущенные детали ругать не будет. Если в кадре панорама, рисуете две, а то и три картинки: начальная стадия, средняя и конечная. То же самое при наездах, отъездах, трэвелингах (живая камера) и прочих изысках.

ОБЪЕКТ – объект съемки. Они бывают всякие. И если в литературном сценарии достаточно было написать ИНТ. или НАТ., то здесь уже нужна конкретика. Если вы пишите просто ИНТ. КВАРТИРА – значит, у вас есть уже какая-то определенная квартира, где вы планируете снимать. Не лишнее указать адрес (и это снова не шутка). Если эта квартира построена на киностудии – ПАВ. ИНТ. КВАРТИРА. Натура тоже может быть, как это не банально, натуральной и павильонной. И ещё стоит помнить об экстерьере. Не стоит думать, что это американизированный перевод и просто вариант НАТ. Отнюдь – экстерьер вполне самостоятельное существо, это нечто построенное человеком, но находящееся под открытым небом. Проще привести пример: ЭКСТ. ЛЕТНЕЕ КАФЕ, ЭКСТ. УЛИЦА, ЭКСТ. ПЛАТФОРМА. И если, например, написано ЭКСТ. ДОМ, сразу понятно, что дом в этой сцене показывается снаружи. (ЭКСТ. тоже может быть павильонным).

КРУПНОСТЬ – Крупность плана. ДАЛЬНИЙ, ОБЩИЙ, СРЕДНИЙ, КРУПНЫЙ, ДЕТАЛЬ.Дальний план – это все что угодно на большом пространстве: поле битвы, дорога, океан и.т.п. Единственное, что, наверное, стоит запомнить: не меньше 3 секунд должны быть дальние планы, потому что зритель должен успеть все разглядеть, и не дольше 6, потому что он сбивает ритм фильма, замедляя его. Общий план – человек помещается в полный рост и ещё остается местечко. Средний план – начинается от плана «по колено», так называемого «американского плана», придуманного именно там, чтобы показать вещь, которую герой несет (если несет) в руке (пистолет, например) и далее планы «по линию бедёр» и «по пояс». Хоть человека и много в кадре, все-таки остается пространство.
Крупный план – пространства в кадре нет, там один большой герой. План-деталь – палец с обручальным кольцом, глаз, ухо и пр. При прописывании порядка планов есть определенные законы. Я не оператор и не режиссер и вряд ли объясню всё толково: но суть – НЕ СКАКАТЬ ПО КРУПНОСТИ. То есть не прыгать через ступеньку, например, с дальнего на крупный, с детали на общий и.т.п. Переходить надо плавно: если нужно попасть с дальнего на крупный, обязательно нужно пройти общий и средний или использовать прием наезда камеры.

ДЕЙСТВИЕ – Сюда переносите из своего литературного сценария блок «описание действия». То есть, что происходит в кадре.

ЗВУК/ДИАЛОГИ – Сюда, разумеется диалоги и звук. Вообще-то для звука целую отдельную колонку делают, где все разбито по каналам звучания, но это тонкости.

РЕКВ/ПРИП – Реквизит/Примечания. Что нужно чтобы снять наезд, без использования оптики? Нужно двигать камеру. Как? По рельсам. На чём? На тележке. В реквизит записываются рельсы и тележка. Нужен кран - туда кран. Осветительные приборы, дождевая машина, таблетки от звёздной болезни – всё туда. Также можете там писать любые замечания, какие хотите. Всё, что имеет значение. Потому что эту колонку будет читать человек занимающийся реквизитом и пусть лучше он принесёт лишнее, чем забудет что-то нужное. Вот коротко суть. Если, увидев эту кучу колонок, Вы испугались, то забудьте про нее и не вспоминайте, - на Вашу способность написать крепкий сценарий это никак не повлияет, будьте спокойны. Но если вдруг Вам показалось это легко и интересно и вы видите фильм кадрами, монтажными фрагментами, а не просто историей, попробуйте овладеть режиссерской профессией. Кто знает, может быть, Вы новый Дэвид Линч.

1. Фрагмент режиссерского сценария к фильму "Москва—Кассиопея"

№№ п.п. Объект План Метраж Содержание кадра Музыка, примечание
199. Красная площадь. Натура Москвы. Раннее утро. Кр. ПНР Проезд. Отъезд. Ср. Общ. 10 СТ Подняв правые руки в торжественном пионерском салюте, стоят наши ребята перед Мавзолеем Ленина: Витя, Паша, Миша, Катя, Юля, Варя. Утро очень раннее, летнее, и поэтому на площади нет никого, кроме них. И замерших перед входом в Мавзолей очень молодых часовых. И звука курантов Спасской башни. Солнце только встало. Пять часов утра. Следующий эпизод строится по форме «бобслея». Песня о Земле, Родине и дружбе.
200. Париж. Комб. Общ. 1 СТ Эйфелева башня.  
201. Нью-Йорк. Комб. Общ. 1 СТ Центр Манхеттена с небоскребами.  
202. Будапешт. Комб. Общ. 1 СТ Будапештский мост через реку Дунай.  
203. Лондон. Комб. Общ. 1 СТ Здание английского парламента с Биг-Беном.  
204. Токио. Комб. Общ. 1 СТ Центр города Токио.  
205. Каир. Комб. Общ. 1 СТ Египетские пирамиды. На этих кадрах будут голоса комментаторов, повторяющих: —»Русские осуществляют поистине фантастический эксперимент!» Этот текст перевести на английский, французский, японский, венгерский, арабский языки и записать профес. дикторов.
206. Москва. Комб. Общ. 1 СТ Центр города Москвы, Кремль. Это изображение уже на телеэкране.  
207. » Комб. Общ. 2 СТ Космодром. Звездолет. Это тоже телеэкран, перед которым сидят знакомые нам ребята из калужской школы, во главе с Милкой Окороковой. На всем эпизоде музыкальная тема песни о Земле.
208. » Комб. Кр. ПНР 3 СТ На экране телевизора — экипаж звездолета: все шесть юных космонавтов, которые в лифте поднимаются на приемную площадку корабля.  
209. » Комб. Общ. 2 СТ И уже не класс, а французское кафе, в котором все замерли, глядя на телеэкран, а бармен, смотря на экран, не замечает, как, наливая в стакан аперитив, он на секунду отвлекся к экрану да так и забыл, что делал, и содержимое бутылки давно переливается через край стакана.  
210. Комб. Ср. ПНР 2 СТ И снова наши герои на телеэкране. А лифт все поднимается вверх. И голоса комментаторов: — «Все шесть юных космонавтов являются пионерами. Это символично. Юные пионеры становятся пионерами звездных полетов».  
211. Комб. Общ. 2 СТ На телеэкран смотрят и сидящие у костра геологи. Ночь. Лес.  
212. Комб. Общ. 2 СТ И в комфортабельных креслах бизнесмены.  
213. Комб. Общ. 2 СТ И семейство Пашки Козелкова в той самой комнате, где он выдерживал «перегрузки».  
214. Комб. Общ. 2 СТ И Серый с академиками. А над всем этим голос Филатова: — Пятьдесят лет наши посланцы будут в полете. Пятьдесят лет по часам звездного корабля.  
215. Комб. Кр. 3 СТ Вот и лицо Филатова на телеэкране, который продолжает: — И если им суждено вернуться, а я верю, что они вернутся... на Земле за это время пройдут многие сотни лет...  

---

2. Фрагмент режиссерского сценария к фильму "Язык зла".

ХРН РАСКАДРОВКА ОБЪЕКТ КРУПНОСТЬ ДЕЙСТВИЕ ЗВУК, ДИАЛОГИ РЕКВ/ПРИМ
  0.6 ПАВ. ИНТ. КАБИНЕТ КОМЕНДАНТА ЛАГЕРЯ ВЕЧЕР СРЕДНИЙ (амер.) Входит Зотов, на нем черная униформа СС, на пальцах правой руки запекшаяся кровь. Фуражка затеняет лицо. Адъютант помогает ему идти.   форма: рядовой СС, оберштурмфюрер СС оружие: МР 40 парабеллум
  0.12   ОБЩИЙ фокус СРЕДНИЙ Комендант встает из-за стола и вскидывает руку в приветствии. Зотов повторяет его жест с гораздо меньшей энергией. КОМЕНДАНТ Mein freund, ausser ihnen jemand noch überleben? (Мой друг, кроме вас кто-нибудь ещё уцелел?) форма: Унтерштурмфюрер СС оружие: парабеллум
  0.3   КРУПНЫЙ Зотов делает шаг в круг света и видно, что шея у него замотана окровавленным бинтом, который раньше был на руке. Зотов прижимает руку к шее, делая знак, что он не может говорить.    
  0.5   КРУПНО (уходящий профиль)   КОМЕНДАНТ (адъютанту) Bringen sie hierher den doktor an!! (Приведите сюда доктора!!)  
  0.4   СРЕДНИЙ Среагировав на последнее слово, Зотов делает жест, что доктор не нужен и ему необходим сон.    
  0.11   КРУПНЫЙ фокус ОБЩИЙ Комендант непонимающе смотрит на него. Адъютант поворачивается «кругом». КОМЕНДАНТ Wie sie wissen. In solchem sall stellen sie obersturmfuehrer mit allen moglichen bequemlichkeiten auf. (Как знаете. В таком случае разместите оберштурмфюрера со всеми возможными удобствами.)  
0.6 ПАВ. ИНТ. КОМНАТА В ОФИЦЕРСКОЙ КАЗАРМЕ УТРО С верхней точки КРУПНЫЙ отъезд ОБЩИЙ Зотов открывает глаза.   кран
---     Он лежит на кровати в небольшой аккуратно обставленной комнате.    
0.9   СРЕДНИЙ ПАНОРАМА На вешалке у стены висит новый мундир СС.   Ваза с фруктами Рельсы, тележка
---     На столике в центре комнаты стоит вода и небольшая ваза с фруктами.    
  0.5   СРЕДНИЙ Зотов привстает на кровати – затем, вспомнив что-то, хватается за шею, - бинт на месте.    

---

4. Посекундная раскладка сценария к документальному видеоочерку "Стартует велосипедист"

2. Фрагмент режиссерского сценария к фильму "Язык зла".

ХРН РАСКАДРОВКА ОБЪЕКТ КРУПНОСТЬ ДЕЙСТВИЕ ЗВУК, ДИАЛОГИ РЕКВ/ПРИМ
  0.6 ПАВ. ИНТ. КАБИНЕТ КОМЕНДАНТА ЛАГЕРЯ ВЕЧЕР СРЕДНИЙ (амер.) Входит Зотов, на нем черная униформа СС, на пальцах правой руки запекшаяся кровь. Фуражка затеняет лицо. Адъютант помогает ему идти.   форма: рядовой СС, оберштурмфюрер СС оружие: МР 40 парабеллум
  0.12   ОБЩИЙ фокус СРЕДНИЙ Комендант встает из-за стола и вскидывает руку в приветствии. Зотов повторяет его жест с гораздо меньшей энергией. КОМЕНДАНТ Mein freund, ausser ihnen jemand noch überleben? (Мой друг, кроме вас кто-нибудь ещё уцелел?) форма: Унтерштурмфюрер СС оружие: парабеллум
  0.3   КРУПНЫЙ Зотов делает шаг в круг света и видно, что шея у него замотана окровавленным бинтом, который раньше был на руке. Зотов прижимает руку к шее, делая знак, что он не может говорить.    
  0.5   КРУПНО (уходящий профиль)   КОМЕНДАНТ (адъютанту) Bringen sie hierher den doktor an!! (Приведите сюда доктора!!)  
  0.4   СРЕДНИЙ Среагировав на последнее слово, Зотов делает жест, что доктор не нужен и ему необходим сон.    
  0.11   КРУПНЫЙ фокус ОБЩИЙ Комендант непонимающе смотрит на него. Адъютант поворачивается «кругом». КОМЕНДАНТ Wie sie wissen. In solchem sall stellen sie obersturmfuehrer mit allen moglichen bequemlichkeiten auf. (Как знаете. В таком случае разместите оберштурмфюрера со всеми возможными удобствами.)  
0.6 ПАВ. ИНТ. КОМНАТА В ОФИЦЕРСКОЙ КАЗАРМЕ УТРО С верхней точки КРУПНЫЙ отъезд ОБЩИЙ Зотов открывает глаза.   кран
---     Он лежит на кровати в небольшой аккуратно обставленной комнате.    
0.9   СРЕДНИЙ ПАНОРАМА На вешалке у стены висит новый мундир СС.   Ваза с фруктами Рельсы, тележка
---     На столике в центре комнаты стоит вода и небольшая ваза с фруктами.    
  0.5   СРЕДНИЙ Зотов привстает на кровати – затем, вспомнив что-то, хватается за шею, - бинт на месте.    

 

 


Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.003 сек.)