АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Имитация .Разновидности имитации

Читайте также:
  1. Имитация холодного оружия должна быть изготовлена и применяться с соблюдением всех мер безопасности исключающих любое травматическое воздействие.
  2. Проблемы как предпосылки принятия решений. Понятие «решение», «организационное решение».Разновидности организационных решений.

Полифония. Виды полифонии.

Первые сохранившиеся образцы европейской полифонической музыки 9 века. В 13-14 вв. полифонический стиль письма постепенно развивался и в 15-16 веках полифония становится нормой для всей европейской музыки, как церковной, так и светской. Наивысшего расцвета полифоническая музыка достигла в творчестве Баха в 17-18 веках в основном, в форме фуг.

Полифония - склад многоголосной музыки, определяющийся функциональным равноправием отдельных голосов многоголосной фактуры. В музыкальной пьесе полифонического склада голоса равноправны: они равносильны по смыслу и все разрабатываются в совершенно одинаковой манере.

 

Существуют понятия: контрастной, подголосочной и имитационной полифонии.

Контрастная полифония.

Вид полифонии, в котором в совместном звучании объединены разные, нередко ярко контрастные мелодические голоса. В учебной практике именно контрастная полифония наиболее приемлема на начальном этапе обучения, в период освоения закономерностей ладового, интонационного метроритмического строения образующих полифоническую ткань голосов.

Подголосочная полифония.

Вид полифонии, в котором одновременно звучат основная мелодия и её

варианты (подголоски). Этот вид полифонии более всего характерен для музыкальной традиции славянского фольклора – русских, украинских, белорусских

народных песен, их обработок и основанных на народных песнях авторских полифонических произведений. Подголоски, подчиняющиеся ведущему мелодическому голосу, могут приобретать различную степень самостоятельности и выразительности.

Имитационная полифония.

Вид полифонии, в котором совместно звучащие голоса поочерёдно в разное время проводят одну и ту же тему. Самостоятельность голосов в имитационной полифонии носит относительный характер. Но благодаря тому, что мелодически одинаковые голоса звучат не одновременно, а со сдвигом во времени, контраст между ними как неотъемлемый признак полифонического склада непременно присутствует.

 

Имитация.

Полифонический приём, основанный на проведении (повторении) мелодического материала, прозвучавшего сначала в одном голосе, другими голосами на той же или изменённой высоте. Латинский термин imitatio означает подражание.

Основные элементы имитации: начальный голос (вступающий первым),

имитирующий голос (вступающий позже), противосложение (контрапункт к имитирующему голосу).

 

 

А В

начальный противосложение

голос

А

имитирующий

голос

 

Разновидности имитации

Имитация в обращении (инверсия)– интервалы вверх меняются на интервалы вниз.

Имитация в увеличении – мелодия повторяется более крупными длительностями.

Имитация в уменьшении – мелодия повторяется более мелкими длительностями.

Имитация ракоходная – повторение мелодии от конца к началу.

 

 

мелодия - - ракоход
инверсия - - инверсия+ракоход

 

Строение фуги

Термин «фуга» (от латинского слова fuga - «бег, побег») использовался уже в Средние века, тогда им обозначалось любое произведение, в котором один голос время от времени повторяет другой, в том числе канон и другие типы произведений, которые впоследствии выделились в отдельные музыкальные формы.

Расцвет формы фуги пришёлся на эпоху «барокко», когда она становится одной из центральных музыкальных форм. Жанр фуги занимал особо важное место в творчестве мастеров немецкой и голландской клавирных школы: Пахельбеля, Букстехуде, Свелинка. Кристаллизация формы, высшая точка её развития связана с творчеством И.С. Баха, фуги которого считаются совершенным образцом данной формы.

 

Фуга – полифоническая форма, основанная на имитационном изложении и тонально-ладовом, фактурном, динамическом развитии темы.

Классификация фуг возможна по нескольким признакам.

Основные:

1.По числу голосов – от 2 до 6, чаще 3–4.

2.По исполнительскому составу: органные, сольные, ансамблевые, оркестровые.

3.По строению темы: простые и сложные:

а) простая – фуга на 1 тему;

б) сложная – на несколько тем или на неодноголосную тему.

4.По степени развитости и законченности:

а) фуга (развитая и законченная);

б) фугато (незаконченная фуга);

в) фугетта (небольшая фуга).

 

Форма фуги строится вокруг короткой мелодии — темы. Тема – главная музыкальная мысль фуги, которая многократно повторяется в произведении. Диапазон темы обычно не превышает октавы, она не должна быть длинной (достаточно от 3 до 6 тактов), и должна быть достаточно ярко выраженной по тематизму, чтобы её можно было легко запомнить и узнавать в течение всей фуги. Начальным звуком темы обычно служит I или V ступень лада — один из звуков, наиболее ясно определяющих тональность произведения.

Темы фуг бывают вокальные: хоральные (cisI, EII, fI, HII) и песенные (cII, CI, esI, fisI), декламационные (gI, gII, aII); инструментальные: танцевальные (cI, GI, CisI, EsI) и моторные (GII, eI, cisII, gisII, BII).

Фуга состоит из двух основных разделов: строгая часть (экспозиция) и свободная часть. Часто бывает ещё заключение.

Экспозиция содержит первоначальное изложение темы последовательно во всех голосах поочерёдно, в главной и доминантовой тональностях. Выразительный смысл экспозиционной части состоит в том, что через планомерный поступательный характер развертывания предъявляется состав голосов и основной экспозиционный материал. Число проведений тем в экспозиции равно числу голосов или больше него, т.к. тема может вступать в одном голосе неоднократно. Отсюда возможны основные и дополнительные проведения. Дополнительное – не первое проведение темы в экспозиции в данном голосе.

Экспозиция бывает: простая (только из основных проведений) или строгая – (СI, BI); расширенная (с дополнительными проведениями) (CisI, FII, esI).

В экспозицию входят: тема, ответ – второе проведение темы в фуге, противосложение - контрапункт к теме, начиная с ответа, мелодика которого стремится контрастировать теме по направлению движения, несовпадению скачков и плавного движения, а так же интермедии - мелодические построения между проведениями тем, которые чаще всего представляют собой секвенцию, нередко с сопровождением.

Ответ бывает реальным и тональным.

Реальный – точная транспозиция темы в тональность доминанты.

Тональный - вариант темы, в которой ступень, соответствующая доминанте, заменяется субдоминантовой, а тональность D – тональностью S.

Противосложение бывает удержанным и не удержанным.

Удержанное – такое противосложение, которое появится в фуге хотя бы еще раз.

Интермедии так же бывают свободными или удержанными.

 

Порядок вступления голосов бывает разный: сопрановый (сопрано – альт – тенор – бас); басовый (бас – тенор – альт – сопрано); контрастный (например, сопрано – бас – альт или альт – сопрано – бас и т.д.); парный (например, сначала пара крайних, затем пара средних и т.д.).

Из 52 экспозиций фуг ХТК (включая двойные) басовых – 9, контрастных – 24, сопрановых – 15, парных – 4.

Свободная часть фуги начинается с проведения темы в новой тональности. Строение этой части не типично, поэтому можно выделить лишь общие закономерности её структуры. Темы в развивающей части фуги чаще всего проводятся по тональностям первой степени родства, хотя и возможны отклонения в далекие тональности. Большее значение приобретают интермедии. В этом разделе широко используются тематические преобразования: обращение и ракоход темы, её увеличение или уменьшение. Иногда изменяется количество голосов – временно выключается один голос и, включаясь ближе к завершению осуществляет тяготение к полногласию в конце фуги.

Заключение (реприза) обычно начинается с проведения темы в главной тональности и может не выходить за её рамки, но иногда используется и доминантовая тональность. По размеру чаще всего короче экспозиции, но не ограничивается одним проведением, часто применяется приём стреттных проведений.

Кодой называется заключительное построение фуги, возникающее после заключительного каданса в главной тональности.


Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.005 сек.)