АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

ЗАМЕТКИ ПО СИСТЕМНОМУ ПЛЮРАЛИЗМУ

Читайте также:
  1. Исторические заметки
  2. Повествовательные или дневниковые заметки.

 

В отношении такого явления философии, как Плюрализм существуют различные точки зрения. Самая негативная из них доходит до того, что считает плюрализм недофилософией, идеологическим «винегретом», признаком неблагополучности и противоречивости философской доктрины. В этой заметке я попробую опровергнуть эту точку зрения.

Простейшее понимание Плюрализма состоит в понимании его, как расширенного дуализма, то есть сведении, редукции философии не к одному, как в случае монизма, а ко многим сущностям. При этом можно сказать, что поскольку, самые продвинутые в плане понятийной редукции толковые словари сводят все понятия к описанию минимум одной-двумя тысячами слов, то и претензии монизма свести все к одной сущности - несколько сомнительны. Однако, можно говорить о сочетаемости в продвинутом Плюрализме даже и монизма, как такового, например, в той древнейшей концепции, что все в мире происходит, в восточной интерпретации, из пустоты, или в европейской интерпретации, из Небытия. При этом Пустота или Небытие, подобно кипящему вакууму в физике, вечно порождает различные сущности, в общем случае, качества. Вся реальность же есть бесконечно разнообразные проявления столкновений и гармонии этих качеств, частный случай этой реальности есть то, что мы знаем. Дуализм же рассматривается, как пары этих качеств, в их дополнении друг друга как А и не-А, инь и ян (европейские и восточные соответствия терминов). Монизм же является одной из допустимых позиций описания всех сущностей и качеств с акцентом на один из них.

Одним из примеров Плюрализма является более глубокое, чем обычно, рассмотрение онтологии в философии Шопенгауэра. Немецкий философ выделяет не только одну мировую волю в качестве смыслового центра. Мировой воле противостоит «Высшая идея», принцип необходимости (закон основания), единство и различие субъекта и объекта, пространство и время, материя сама по себе (отрицание которой он называл безумием), множественность, и многие другие понятия.

Аналогично Платон считал многие понятия: Бог, Небытие, Полубытие, Бытие, Мир идей, Душа, и т.п.- самостоятельными, самосущими сущностями, не сводимыми друг к другу, и существующими до собственно Бога или иного источника.

Существует интерпретация известной мандалы, состоящей из вложенных квадратов в центре и кругов снаружи, говорящая, что пространство и время имеют разные масштабы (квадраты), а круги есть поле действия различных сил и качеств, от незримых сверхъестественных, до природных, очевидных, понятных.

Существует как методологический, так и онтологический плюрализм. Методологически Плюрализм принимает различные критерии Истины с разными весовыми коэффициентами. В его современной интерпретации Плюрализм необходимо основывать на теории экспертных оценок, где все люди оценивают выбор авторитетных экспертов, те оценивают друг друга в разной степени положительно или отрицательно, эксперты имеют мнения, каждое из которых оценивается этой иерархией экспертов, и достаточно хитрая математика выводит вероятности достоверности того или иного тезиса.

Таким образом, можно выделить разные стадии эволюции Плюрализма:

1) Доверчивое принятие всего и вся на основе пустотной концепции, некого дзен.

2) Наличие терпимости к любой идеологии, при наличии собственных позиций.

3) Клиповое мышление, умение приспособить любой из множества несвязанных тезисов разных концепций к решению проблемы на основе здравого смысла и очевидных вещей.

4) Ранжирование концепций по доверительности, без их полного отрицания.

5) Использование принципа золотой середины и ситуативной доминанты при выборе между противоположными утверждениями.

6) Поиск синтетических утверждений и применение интегральных концепций, например, корпускулярно-волновой дуализм, принятие бивалентного и конструктивного отношения к миру, «матрешек» (вложенностей) свободы и необходимости.

7) Принятие наиболее очевидных тезисов, их развитие и формализация, Кантовской этики, научных фактов, энциклопедических фактов, самоочевидных тезисов.

8) Формализация самоочевидных тезисов с вероятностными, в разной степени вероятности, допущениями менее очевидных тезисов, с возможностью их ситуативно- и контекстно-ориентированного применения.

Рассмотрим Плюрализм с точки зрения интерпретаций логических высказываний. Всегда можно найти такие интерпретации высказываний различных доктрин, которые дадут возможность использовать опыт их носителей, без принятия сомнительных тезисов.

Кроме метода интерпретаций можно выделить метод операций над архетипами. Типы и архетипы являются классами объектов: типы – с фиксированным набором признаков, а архетипы – с потенциально неограниченным набором признаков. Существуют также понятия, рассматриваемые как «простые», которые определяются как самостоятельное уникальное явление вне контекста необходимых признаков, посредством наименования, и способов идентификации.

Левое полушарие в большей степени работает с логическими типами, а правое – с художественными архетипами.

Архетипы могут быть преобразованы посредством неформальных операций, например: «я принимаю на 98% Христианство, но без ритуалов, уравновешенных принципами саморазвития, без самобичевания и с приоритетом теории эволюции и научной картины мира, с акцентом на этическую составляющую учения и описание психологии людей на основе концепции преодоления греховных страстей», и т.п.

Операции с типами – более формальны, связаны с операциями булевой алгебры, теории множеств и математической логики.

Утилитарный плюрализм состоит в принятии концепций и их тезисов, как инструментов, если «росток» проявления какого-либо атрибута слишком короткий, то его надо поливать и дать подрасти, а если он слишком длинный, надо использовать инструмент для уменьшения выраженности данного атрибута.

Метод градаций состоит в дополнении концепций друг относительно друга, например, пессимизм Шопенгауэра можно дополнить и уравновесить оптимизмом Лейбница, а альтруизм карма йоги – принципами разумного эгоизма Чернышевского.

 

Метод множественных проекций язык-тезис-реальность. Как говорил Аристотель каждый тезис справедлив или не справедлив в одном и том же месте, в одно и тоже время, в одном и том же смысле. Классификация слов, комбинируемых во фразы, и классифицируемые фразы соотносятся с реальностью, её объектами, ситуациями, элементами и свойствами объектов или явлений. При этом для различных подмножеств таких объектов будут справедливы разные, часто противоположные тезисы. При этом нельзя сказать, что эти относительные тезисы не имеют ни какой практической и теоретической ценности, более того, далее их можно систематизировать в более универсальных концепциях и интерпретациях, имеющих свою достоверность в некотором приближении.

Метод градаций истины заключается в делении: абсолютная логическая – абсолютная эмпирическая – относительная – интерпретируемая – двойственная – сомнительная – деструктивная – крайне опасная. Истина так же может быть тривиальна, что не умаляет её ценности. Напротив, часто противоположность тривиальных истин и труизмов являются не более, чем игрой ума и ораторского искусства, и не всегда за этим стоит, что-то действительно стоящее, обычно это – показатель обмана и манипуляций, например: «Здоровый образ жизни крайне сомнителен» или «Вежливость указывает на подлость натуры», «Человек не есть человек».

Такие фразы надо либо воспринимать отрицательно, критично, скептично, уточняющее, либо на основе герменевтики, то есть, указывая причины, заставившие автора так говорить. Возможны также ситуативные и иные интерпретации.

Естественно, что общий пласт тезисов всей культуры не может быть принят полностью, можно минимизировать критику и скепсис условно до уровня 70% качественно отобранной и прошедшей простейшую цензуру информации, но вряд ли более.

Можно выделять в архетипах концепций: Буддизма, Католичества, Даосизма и т.п. иерархию приоритетов, и принимать самую типическую суть этих доктрин, например, следующую иерархию:

1) Главный тезис,

2) Онтология;

3) Оценки;

4) Канонические тексты;

5) Ритуалы;

6) Мифы и моральные выводы из них;

7) Семантический шум.

Можно вводить приоритеты доверительности концепций: 1) жизненно-очевидно-общепринятое, 2) научное, 3) религиозно-интерпретируемо-скептическое, 4) эстетическое, не претендующее на правду, а иллюстрирующие нравственные, психические, метафорические, эстетические проявления.

Приоритет классических доктрин, экспериментально подтверждаемых доктрин, универсалистских доктрин.

Принцип личного, субъективного предпочтения. Плюрализм как концепция-трансформер. Возможность выбрать свое базовое состояние для этого «трасформера».

Метод расширения онтологии, например, над полем данных воспринимаемых органами чувств, располагаем данные научных экспериментов, потом обобщения научных теорий, потом факты и далее вероятностные тезисы гуманитарных наук, потом представление о сотворенности мира в аврамических религиях, потом о иерархия миров в индуизме, потом бесконечное нематериальное пространство в буддизме, потом представления о вечно порождающей бытие пустоте в древней китайской философии.

Принципы сохранения системы и традиционных ценностей в Плюралистической цензуре должен предполагать простую возможность фильтрации информации с точки зрения морали, этики и эстетики, вплоть до создания «чистых», «серых» и «грязных» сегментов интернета и специальной системы доменных имен.

Принципы Плюралистического управления и идеологии. Управление и культивирование принципов сохранения и устойчивого развития системы должны проводиться отдельно для различных социальных групп.

Объединение концепций идет на стыке научных областей, экуменизма и суперэкуменизма в религии, гибридизации и вариативизации жизненных сценариев.

Попытки объединения на основе новых трендов, например: Любовь, Свобода, Чудеса, Неосуждение, Умиление, Экзальтация, Наивность, Доверчивость являются пока скорее подготовительным и достаточно неудачным этапом информационной глобализации.

Вероятностно-доминантные пересечения концепций, например, уже сегодня склоняют буддистов к не отрицанию, а иногда и принятию понятия Абсолют. Гегельянство с акцентом на понятие Абсолют и Абсолютная идея является примером такого пересечения. Тогда, как Теософия является скорее не пересечением, а объединением религий с процедурой снятия основных противоречий в рамках особой онтологии, и к сожалению, к огульному принятию всех описываемых когда-либо «чудес».

Партнерство и конструктивный диалог состоит в вынесении спорных моментов в раздел пренебрежимых, дискуссионных, агностических, двойственных или непознаваемых тезисов.

При этом, на уровне личных убеждений любые такие тезисы можно активно критиковать и отвергать, а в ситуации диалога переходить на дополнительную более терпимую позицию.

Плюрализм может представлять собой как самостоятельная идеология, так и контекст диалога носителей разных концепций.

Можно предложить некий смыслообраз вложенных птичьих клеток вокруг недостижимой золотой клетки, прутья клетки есть дуги семантической сети, они находятся в многомерном пространстве семантических координат, при этом, каждая конкретная клетка является приближением к некой «золотой» (идеальной) клетки, но попасть в неё мы не можем на 100% вследствие особенностей языка и нашей человеческой природы. С точки зрения дзен и адвайты простое молчаливое созерцание переключает нас на внутренний (более сложный) язык описания явлений и приближает к идеальному, недостижимому язык идеального описания реальности.

Ядро и периферия значения слов есть типическая и архетипическая характеристика понятия. Ядро слова, например, любовь состоит в причинностной связи в нашем сознании, направленной на существование и благополучие некого объекта, периферия же слова любовь содержит любовь к яблоку, к истине, к сестре, к жене, к сексуально-привлекательной особе, семейное счастье или разврат и извращение. В результате естественный язык с накопившейся массой значений и интерпретаций уже является тормозом в понимании простейших фраз.

Важно отметить, что ограниченность любой модели существует на ряду с неисчерпаемостью бесконечно сложной реальности, в которой мы живем и развиваемся.

Построение идеальная «птичья клетка», промежуточно-интегрирующей концепции из всех возможных является привлекательной задачей. Однако каждая такая «клетка» идеальна с точки зрения своей системы критериев и приоритетов, вероятно, так же как количество разных множеств объектов больше числа самих объектов, то таких «идеальных клеток», по меньшей мере, просто много.

Семантическая сеть и иерархии в некоем многомерном смысловом пространстве, названных пересекающимися «клетками», дает возможность беспристрастно взглянуть, как бы со стороны на набор собственных тезисов, тезисов оппонентов, соотнести своё субъективное и общее вероятностно-объективное.

Логические фразы простейшего вида могут быть представлены в форме тождества субъекта и предиката, например, «цветок - красивый», то есть такой объект, как цветок тождественен красивому объекту. Далее по степени сложности, необходимо добавить кванторы: для всех, существуют, существует и при том единственный. Некоторые авторы предлагают расширенные кванторы: не существует, для большинства, существенное количество, пренебрежимо малое количество, многие, неопределенно большое количество и т.п. Например, фраза вида: «женщины - стервозны» могут заявлять как «все женщины есть все стервозные существа», хотя имеется в виду: «существует как минимум одна женщина, являющаяся некоторым из существующих стервозных существ». Далее само тождество субъекта и предиката может быть частичным, например, в некоторых ситуациях Маша – стервозная, в некоторых Маша – нейтральная или милая. Само отрицание может рассматриваться как противоположность, как полное дополнение (все, чем оно не является), либо просто несогласие с каким-то атрибутом или оттенком высказывания. Иногда люди отрицают не само высказывание, а то, что не явно пытаются сказать, например, «Я не согласен с вами, что человек всегда - человек». Иногда люди отрицают, что-то не потому, что это ложно, а потому что это слишком «банально» и очевидно, и из разговора уходит интерес и новизна.

Помимо субъекта и предиката можно выбелить четверку: 1) субъект, 2) предикат, 3) связка субъекта и предиката (есть, стал, был, кажется, интерпретируется как, функционально связан, Повар <Готовит> Борщ, Христианин <Практикует> Аскезу), 4) модальность (Глупо, что «Повар <Не Готовит> Борщ»).

Отдельным вопросом является употребление отрицаний, необходимо вводить так же процент выраженности отрицания.

Логическую четверку представления любого высказывания дополняет пятая составляющая: внешние атрибуты – «Повар <Готовит> Борщ | дома | для жены | по новому рецепту | в 5 часов | в Москве| от нечего делать».

Над каждым таким логическим высказываем имеет место конкретная ситуация, контекст, что под этим понимает собеседник, например, опыт одного высвечивает под «обманом» желание физически расправится, а другой – подарки якобы от деда мороза.

Над каждым высказыванием помимо конкретики понимания имеет место поле интерпретаций. Например, любой стих священных писаний специалисты интерпретируют по 12 и более координатам. Например, призыв «убивайте их» звучал для целевой аудитории лиц, которых бесчеловечно вырезали их кровожадные враги, в конкретном месте, времени, необходимости повлиять на мотив, в конкретном положении и состоянии слушателей. Неверная и буквальная интерпретация таких контекстов часто оборачивается национальными трагедиями, сектантством и гибелью людей.

Самые обычные интерпретации (уровень A): «говоря фигурально», «говоря эмоционально», «технически», «с одной стороны», «гиперболически», «метафорически», «в некотором смысле», «говоря сгоряча», «чисто формально», «в контексте теории множеств», «намекая на критику», «вежливо выражаясь», «говоря в шутку».

Последним построением системы объяснений (A-D) над интерпретациями (A) есть герменевтическое понимание (B), субъективная критика (С), объективная критика исходя из целей сохранения жизни, системы и универсалистской этики и общепризнанного гуманизма (D).

Таким образом, анализ логического высказывания (субъект-предикат-связка-модальность (a), внутренние и внешние кванторы (b), системы внешних атрибутов (c), лингвистическое значение слов – омонимы, словарные значения, периферия и оттенки значения, понимание из опыта (d)) и системы его объяснений (A, B, C, D) дают возможность построения множеств Плюралистических или напротив Оценочных концепций над полем всех концепций информационного пространства и культуры. Сами эти обобщения можно рассматривать как математический объект – решетку обобщений от доверчивого объединения и принятия всего до критического минимализма, то есть принятия самых значимых для этики, элементарной законности, здравого смысла и психологической нормы концепций и понятий.

Само высказывание характеризует: alpha – вероятность, beta – множественность проявлений, например, ситуаций, систем, gamma – нечеткие множества и многомерные статистические величины, delta – энарные логики с значениями: неопределенно, неизвестно, неприменимо, epsilon – континуальная энарная логика: в некоторой степени не определено, до некоторой степени неприменимо.

Сами концепции могут быть как точками поля концепций приближаемых- принимаемых или отдаляемых- отрицаемых в плюралистическом обобщении, так и кластерами точек, где можно отдельно рассматривать изолированные тезисы этих концепций. Над кластерами точек – положений концепций можно строить иерархии – от самых принципиальных, до частных и неоднозначных тезисов.

Даже в одной концепции могут существовать противоположные тезисы, например, «всепрощение» и «зуб за зуб», между ними могу проявляться компромиссные позиции: «три раза прости, один раз накажи». Возможно понимание шкал, где 1) оптимум тяготеет к середине, 2) где оптимум есть некое сложное распределение, 3) где оптимум есть некий срединный интервал, 4) где желательна разумная минимизация или максимизация на данный момент, 5) где необходимо привлечение дополнительных условий и критериев оценки, 6) где выбор является полем конкуренции критериев.

В заключении стоит отметить, что любая схема, «клетка», текст есть информация, вышедшая по поводу реальности из некоего поля творчества, пустого поля, подбираемых и связываемых объектов, в частности, в целях решения практических задач.

© Dmitry Lichargin

 


Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.009 сек.)