|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Поговорим о типографике
Как оказалось, многие вообще никогда не слышали такого термина как "типографика", а те, кто слышал, имеют довольно смутное представление о его сущности. Типографика есть графическое оформление печатного текста посредством набора и верстки, моделирование облика произведения печати. Так или иначе, к типографике причастны печатники и наборщики, авторы и редакторы, художественные и технические редакторы, художники книги, каллиграфы и художники шрифтов. Для художника-типографа, чья деятельность связана с созданием печатной продукции, литеры, клише, политипажи и наборные линейки оказываются как бы составляющими художественного языка. Типограф, лишь посредник между автором и читателем, помогающий через печатные формы передать содержание наиболее полно. Он выбирает шрифт, устанавливает форматы, набирает и верстает, т.е. компонует готовые буквы, слова, куски текста, линейки относительно друг друга и относительно колонки, страницы, листа. Каковы же задачи типографа? В первую очередь - способствовать задуманному издателями характеру воздействия на читателя. Очертить модель деятельности читателя или, если хотите, смоделировать виды и формы его контакта с объектом авторского плюс дизайнерского творчества. Завлечь читателя в чтение и рассматривание издания. Обратиться к потребителю на функционально и эстетически оправданном современном графическом языке. Главная задача типографа - разработка архитектуры книги. Типограф определяет ее пропорции: общий формат, формат строки и полосы набора, раскладку полей, кегль шрифта, интервалы между словами и строками; размеры, место расположения и меру зрительной "тяжести" иллюстраций. Итогом работы типографа оказывается всегда продуманное, подчиненное определенному замыслу, визуальное обустройство печатной страницы, разворота, череды книжных полос. С одной стороны, он решает чисто функциональную задачу, максимально обеспечивая удобочитаемость текста, с другой - к созданию зрелища, визуально активной структуры, художественной вещи. Типограф заботится об оптимальном соотношении цветовых тонов бумаги и печатной краски, выбирает наиболее приемлемый рисунок шрифта, создает комфорт для читательского глаза продуманным назначением шрифтового кегля, интерлиньяжа, ограничивает длину строки и высоту наборной полосы, разрабатывает систему оформления рубрик, вводит необходимый комплекс средств, облегчающих ориентацию в тексте. Визуально-художественный эффект создается такими приемами, как контраст черной печати и белого, незапечатанного пространства; обращение к богатейшей палитре типографических акцентов: шрифтовые выделения; цветные или черные "подложки" под текст, иногда с применением выворотки, втяжки, изменения формата набора, смена кегля при переходе от одной части текста к другой и т.д. Пропорции книжного блока, материал, шрифтовая композиция переплета, нарастание массы наборных элементов от авантитула к титульному развороту и полосе с оглавлением - вот тот арсенал приемов, с помощью которых типограф способствует погружению читателя в мир книги. Как разновидность типографической деятельности можно рассматривать и проектирование рекламы, вывесок, оформления выставок, многочисленных элементов "фирменного стиля", т.е. работу в самых разных областях графического дизайна. Было бы неверным предположение о том, что типографика, как явление, появилась только сейчас, на рубеже XX-XXI веков. Нет, типографика - это древнейшая разновидность индустриального дизайна. Развитие типографики, как таковой начинается с изобретением книгопечатания, а своими корнями художественно-типографическое мышление уходит к временам рукописной книги, с которой связан большой опыт целесообразного и красивого размещения текста на плоскости листа. С середины 15 века усилиями главным образом венецианских типографов, таких как Николай Йенсон и Альд Мануций, печатная книга обретает свой специфический облик: в качестве текстового шрифта используется удобочитаемая антиква, строго выдерживаются принцип выключки строк, равномерность интерлиньяжа, абзацный отступ как средство членения текста. В начале 16 в. шрифтовая палитра типографики обогащается курсивом, впервые награвированным Франческо да Болонья и введенным в обиход Альдом Мануцием. В начале 16 века типографика развивалась в стиле французского ренессанса. В изданиях Р. Этьенна, Ж. де Турна развивается композиция титульного листа; широко применяются исполненные в технике деревянной гравюры иллюстрации и орнаментальные бордюры, становится изощреннее шрифтовое оформление. Шрифт продолжает утрачивать сходство с рукописным, его рисунок делается строже, отражая процесс гравировки пунсона. Среди мастеров шрифта выделялся К. Гарамон, создатель знаменитой ренессансной антиквы. Во второй половине 16 века лидирующее место в книгоиздании переходит к Нидерландам, куда эмигрируют многие французские печатники. Размахом деятельности выделяется антверпенское издательство К. Плантена. Его издания отличаются насыщенностью декора и тонально-живописным характером иллюстраций, выполненных в технике резцовой гравюры. В 17 веке наиболее примечательным явлением в типографике стала издательская деятельность голландского дома Эльзевиров, направленная главным образом на создание книги широкого спроса. В их изданиях преобладают небольшие форматы, удобные для пользования книгой. Шрифты эльзевировских изданий, спроектированные в основном К. ван Дейком, имеют несколько утяжеленный рисунок, что позволило им сохранять четкость оттиска даже при больших тиражах. Примерно в это же время, во Франции для Королевской типографии был разработан, с применением математических методов, а затем нарезан пунсонистом Ф. Гранжаном первый шрифт переходного стиля - "Королевская антиква", еще дальше отходящая от рукописного прототипа, имеющая резче выраженный контраст между основными и соединительными штрихами и более жесткое сопряжение засечек и вертикалей. В середине 18 века ярким событием в типографике стала деятельность П.С. Фурнье Младшего, издания которого отличали изысканность вытянутых пропорций, плотность набора строки, большой интерлиньяж, насыщенность наборной орнаментацией. Фурнье сделал первую попытку систематизации типоразмеров и начал выпускать книги шрифтовых образцов. Крупнейшей фигурой типографики переходного стиля, был Дж. Баскервилл, работавший в Англии в 1750-70 гг. Сравнительно со шрифтами 15-17 вв. его шрифты более контрастны, оси овалов почти вертикальны, четко различимые серифы плавно сопрягаются с основными штрихами. Отказавшись от применения книжного орнамента, Баскервилл стал основоположником "чистой" типографики, основанной только на шрифтовом оформлении. Несомненны заслуги, в области типографики, итальянца Дж. Бодони, работавшего в 1760-1800 гг. в Парме. Отточенная архитектоника знаков, геометрическая строгость шрифтового рисунка, выявление композиционной значимости незапечатанного пространства книжного листа, разработка шрифтов т.н. нового стиля. Впервые ввел их в практику работавший во Франции его современник Ф.А. Дидо - создатель типографской системы мер. Промышленная революция расширила сферу типографики, открыв ей обширное поле деятельности в рекламе и периодике. Потребность в акцидентных и заголовочных шрифтах способствовала интенсивной разработке новых видов и разновидностей шрифтового рисунка. В первой половине 19 века усилиями английских разработчиков вводятся в обиход шрифты жирных начертаний (Р. Тори), египетские шрифты (В. Фиггинс), гротески (У. Кезлон), шрифты типа кларендон (У. Тароугуд) и др. Активно развивается книжный орнамент, заметно возрастает значение иллюстрации. Вместе с тем книга все больше утрачивает типографическую строгость и цельность, ее характерными чертами становятся перегруженность декором, с элементами разных исторических стилей. В конце 19 века У. Моррис, один из лидеров английского движения прерафаэлитов, предпринял попытку возродить типографическую красоту книги. Идеализация средневековья и Раннего Возрождения, критика обезличенного машинного производства стимулировали Морриса к возрождению ручных типографских процессов и модификации шрифтов инкунабулов. Примерно к тому же периоду относятся и первые опыты экспрессивной типографики, стремившейся как бы воссоздать образность авторской речи путем перемены шрифтовых кеглей и начертаний, активизации незапечатанного фона, а порой и уподобления наборной полосы некоему изображению. Заметными достижениями в области экспрессивной типографики можно отметить творчество представителей конструктивизма 1920-30-х гг. (П. Зварт, X. Байер, Я. Чихольд, Эль Лисицкий, А.М. Родченко, В.Ф. Степанова, С.Б. Телингатер и др.). Их основные достижения относятся к сфере рекламной типографики, акциденции, а также типографике деловых и периодических изданий. Для конструктивизма характерны предпочтение гротескам с их простотой шрифтового рисунка, отказ от орнаментации, усиление активности заголовков, широкое применение жирных линеек в целях членения и акцентировки текста, нарушение традиционной симметрии, использование флагового набора. Конструктивистские поиски новой типографической структуры перекликаются с исканиями пионеров современного индустриального дизайна. В 1930 гг. развивалась и типографика неоклассического стиля, превыше всего почитающая удобочитаемость знака и текста в целом, простоту и привычность шрифтового рисунка, уравновешенность пропорций и самого шрифта, и наборной полосы, чуждавшаяся типографической вычурности и экстравагантности. Лидерами неоклассической типографики были: Я. Чихольд, с середины 1930-х гг. работавший в Швейцарии и Великобритании; С. Морисон (Англия); Г. Цапф (Германия). В России неоклассическая типографика связана с именами В.А. Фаворского и И.Ф. Рерберга. В 1940-60 гг. ведущую роль в мировой типографике заняла Швейцария, где сложилась строго функциональная система художественного проектирования произведений печати. В отличие от конструктивизма, типографика послевоенной швейцарской школы носит подчеркнуто деловой характер. Упорядочение книжной композиции, приведение к единому модулю всех визуальных элементов книги - ее отличительные особенности. При этом роль композиционного каркаса играет математически рассчитанная, состоящая из равных прямоугольников и просветов между ними модульная сетка, параметры которой выдерживаются в изданиях от первой до последней страницы. Для швейцарской школы характерно предпочтение гротескам (особенно Гельветике, спроектированной М. Мидингером в 1956), флаговому набору, фотоснимку в качестве иллюстрации. Послевоенный расцвет швейцарского графического дизайна связан с именами видного теоретика и педагога Э. Рудера; мастера развитых модульных построений И. Мюллера-Брокмана; создателя популярнейшего гротеска Юнивер А. Фрутигера и другими. Нельзя не отметить расцвет в 1970-80 гг. американского экспрессионизма. X. Любалин, Э. Пеколик, М. Виньелли и другие внесли в графическую структуру изданий своего рода игровое начало, визуальное общение с читателем, дали импульс развитию фигуративной типографики, в которой буква может оказаться изображением предмета, а изображение - буквой. Огромную роль в разработке шрифтов и в объединении проектировщиков шрифтов сыграла Международная шрифтовая корпорация (ITC), основанная в 1970 в Нью-Йорке X. Любалиным и А. Бернсом. Не осталась в стороне и российская типографика. Работы российских типографов отмечены рядом высоких международных наград. Главные достижения связаны с именами С.Б. Телингатера, В.В. Лазурского, Д.С. Бисти, В.В. Ефимова, Н.И. Калинина и др. И в конце, я хотел бы привести небольшой список литературы по типографике:
«Большая» типографика как часть дизайна + Традиционно, в Web, типографика не является основой дизайна. Но, она может доминировать, преобладать и быть повсюду! Весьма смело… Во многих случаях разумно дать типографике занять своё место в дизайне, которого она заслуживает, оставив визаульные оформления на заднем плане или убрав их вообще. Делая это нужно рискнуть. И вы получите уникальные формы, стиль и смысл. 1. Designfabrika
2. Defining the Designer of 2015 3. Azzabee.com.au 4. Natl.tv 5. Fl-2 6. Neubau Berlin 7. JLern Design
9. Hungry Man 10. 256tm.com 11. Elmwood
Эта запись была опубликована: Воскресенье, Июнь 29th, 2008 в 2:53 и относится к: Новости. Вы можете узнать любые ответы на эту запись с помощью RSS 2.0 Вы можете оставить ответ, или трэкбэк. 11 августа 2010 | Опубликовано в графика | 1 Комментарий» Многие из вас наверняка являются фанатами типографики. В сети можно найти огромное количество ее примеров. Дизайнеры создают типографические работы не только в различных стилях, но и используют для этого множество форм и даже материалов. В этой подборке, мы рассмотрим 20 примеров типографического дизайна. Тут вы увидите работы в стиле ретро, гранж, 3D тексты, различные элементы, а также использование нестандартных материалов, для создания типографики. На наш взгляд, это отличные работы, способные вдохновить вас на новую идею, для создания своей творческой работы. Типографика работа Fabianohikaru В этой работе можно увидеть сочетание стиля ретро с традиционными элементами газет и других печатных изданий.
Типографика от DamagedInnocence Довольно смешная задумка. Но согласитесь, на фоне черного густого цвета, красный смотрится очень эффективно. Эта типогарафическая работа от Rachel-Speed Эта работа создана из типографических блоков. Тот факт, что это фотография, а не цифровая графика, делает ее еще более детализированной и четкой. Так как буквы различных размеров, зрительно мы не останавливаем свой взор на одном из элементов, а видим общую картинку. Помни типографику работа Qa9ed2000 В этой красивой работе используются очень тонкие типографические элементы. Фигуры, элементы фотографии, вектор и цветы, делают эту работу яркой и абстрактной. Экспериментальная конфетная типографика от Crymz Типографика построенная из объектов, выглядит очень необычно. Это хороший пример такой работы. Тут, художник использует различные конфеты. Его работа выглядит довольно весело и даже вкусно. Типографика от E-Emoo Отличный пример использования типографики в различных цветах для создания узора. Этот зонтик, еще один пример грамотного построения типографических объектов, в сочетании с стиле гранж. Типографика от PhilosDesign Автор этой работы использует градиенты и узоры, что делает эту работу еще более стильной и творческой. Буквы, расползающиеся по состаренной бумаге, как нельзя лучше подчеркивают стиль гранж. Табличка с типогрфическими монстриками от MutatedMILKFISH Эти чудные шрифты созданы в виде симпатичных мультипликационных героев. Каждая из букв, имеет индивидуальную конструкцию, это очень увлекательно. Не смотря на то, что буквы в виде существ, их легко распознать. Типографика от MutatedMILKFISH Эта имитация плаката для проверки зрения не только интересна, но и демонстрирует важность интервала, выбора шрифта и т.д. для создания успешной работы. Смерть от типографики работа GCORE Фигура пистолета, созданная из шрифтов, смотрится довольно жесткой. Типографика от Bella-Elizabetta Очень детализированная работа. Сочетание разнообразных шрифтов, типографических стилей, а также тонких деталей фона, смотрится довольно привлекательно. Престижная типографика от Bella-Elizabetta Немного грязная работа, но сама ее идея очень интересна. Рассеивающееся лицо в виде типографических 3D букв и темный фон с дымкой, довольно необычный подход. Типографика от Its-Meeee 3D текст в несколько слоев и световые эффекты придают этой работе некоторый магнетизм. Создание хорошей типографики от Clideone Эта работа довольно неаккуратна, но составлена интересно. Множество беспорядочных букв в верхней части постера, переходит в довольно четкое и ясное послание дизайнера снизу работы. Довольно смелая и четкая комбинация цветов. Любитель типографики работа Shadowtuga В этой работе используется множество ретро-футуристических элементов. Сочетание крупных текстов, текстур и градиентов смотрится очень впечатляюще. Типографика с Гельветикой от Sarakhanoom В этой работе не так много цветов, но 3D текст, не может не порадовать. Нагроможденные друг на друга буквы, создают эффект реальности. А элементы завитков и узоров, придают творческий внешний вид. Экспериментальная типографика от Aariman Эта цифровая работа выглядит достаточно реалистично. Элементы фотографии добавляют ей много света. Несмотря на не традиционный подход, слово читается довольно четко. Типографика от Volture Эта работа очень абстрактна. Типографика украшена множеством световых эффектов и завитков. Тем не менее, общая картинка смотриться довольно привлекательно, особенно выделяясь на черном фоне. Деревянная типографика от LostSoulx44 Это не цифровая работа. Эта типографика из натурального дерева. Работа очень сложная, но придает ощущение естественности. Я люблю типографику работа MindCollision В этой работе мы можем увидеть использование контраста. Жирный розовый цвет, на черном фоне смотрится просто отлично. Элементы 3D и каракули в виде сердца, создают вид доски.
Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.014 сек.) |