|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Указатели и одномерные массивы
Массивы Массив состоит из нескольких элементов одного и того же типа. Можно выбирать любой элемент массива. Для этого необходимо задать индекс, который указывает относительную позицию элемента. число элементов массива задается при его объявлении и в дальнейшем не меняется. Если массив объявлен, к любому его элементу можно обратиться следующим образом: указать имя массива и индекс его элемента в квадратных скобках. Массивы объявляются так же, как и переменные. Например: int a[100]; float c[10][20]; В первой строке объявляем массив а из 100 элементов целого типа: а[0],a[1], …,a[99] (индексация всегда начинается с нуля). Во второй строке объявлен двумерный массив вещественного типа. Двумерный массив представляется как одномерный, элементы которого являются тоже массивами. В первых квадратных скобках указывается количество строк в массиве, во вторых – количество столбцов. Пример 1. Задан одномерный массив S, состоящий из десяти элементов вещественного типа. Вывести на экран дисплея значения элементов этого массива в обратном порядке. #include "stdio.h" #include "conio.h" #include "iostream.h" main() { float s[10]; int i; for (i=0; i<10;i++) scanf("%f", &s[i]); /*ввод элементов массива*/ for (i=9; i>=0;i--) printf("%f", s[i]); /* вывод элементов в обратном порядке*/ getch(); return 0; } Пример 2. Задана двумерная матрица а, имеющая пять строк и пять столбцов. Определить номер строки с наибольшим числом единиц в этой строке. #include "stdio.h" #include "conio.h" #include "iostream.h" main() { int i,j,p,q=0,f=0,a[5][5]; for (i=0; i<5;i++) for (j=0; j<5;j++) scanf("%d", &a[i][j]); /*ввод матрицы*/ /*поиск в матрице а строки с наибольшим числом единиц*/ for (i=0; i<5;i++) { p=0; for (j=0; j<5;j++) if(a[i][j]==1)p++; if (q<p) {q=p;f=i;} }/*f – номер строки с наибольшим числом единиц, q – число единиц в f-й строке*/ printf (" %d %d", f, q); getch(); return 0; } Пример 3. Переставить местами элементы главной и побочной диагоналей массива D(6,6). Полученную матрицу вывести на экран дисплея. #include "stdio.h" #include "conio.h" #include "iostream.h" main() { int i,j,a,d[6][6]; for (i=0; i<6;i++) for (j=0; j<6;j++) scanf("%d", &d[i][j]); /*ввод матрицы*/ /*перестановка местами элементов главной и побочной диагоналей*/ for (i=0; i<6;i++) { a=d[i][i]; d[i][i]=d[i][5-i]; d[i][5-i]=a; } printf ("\n"); for (i=0; i<6;i++) for (j=0; j<6;j++) printf ("%d %c", d[i][j], (j==5)?'\n':' '); /*вывод по строкам элементов матрицы*/ getch(); return 0; } При выводе элементов матрицы по строкам применена терпарная операция?:. Смысл этой операции сводится к следующему: если j=5 (закончен вывод элементов по строке), то курсор переводится в начало следующей строки (работает символьная константа “\n”), в противном случае выводится один пробел. Так как в операторе вывода используется символьная константа, то применена спецификация %c. В заключении этого раздела отметим, что массив можно инициализировать, т.е. присвоить его элементам начальные значения. Это делается при объявлении типа массива, например: int a[5]= { 0, 0, 0, 0, 0}; Это значит, что все элементы массива получают нулевое значение. Двумерный массив можно инициализировать следующим образом: int a[3][3] = {{10,20,30}, {40,50,60}, {70,80,90}}; При инициализации число элементов можно не указывать, т.к. в этом случае оно может быть вычислено по количеству присваиваемых значений (в фигурных скобках), например: int a[] = {10,20,30,40,50};
Указатели Указатели и одномерные массивы Указатель – это переменная, которая содержит адрес переменной. Так как указатель – это адрес некоторого объекта, то через него можно обращаться к данному объекту. В СИ существует тесная связь между указателями и массивами. Любой доступ к элементу массива, осуществляемый операцией индексирования, может быть выполнен при помощи указателя. Декларация int a[10]; определяет массив а размера 10, т.е. блок из десяти последовательных объектов, представленных на рисунке, с именами a[0], a[1], …,a[9]. Запись a[i] отсылает нас к i-му элементу массива. Если ра есть указатель, т.е. определен как int *pa;, то в результате присваивания pa = &a[0]; pa будет указывать на нулевой элемент массива а; иначе говоря, ра будет содержать адрес элемента a[0] (см. рис.). Теперь присваивание x=*pa; будет копировать содержимое а[0] в х. Если ра указывает на некоторый элемент массива, то ра+1 по определению указывает на следующий элемент (см. рис.).Таким образом, если ра указывает на a[0], то *(ра+1) есть содержимое a[1], ра+1 – адрес a[1], *(ра+i) – содержимое a[i]. Поскольку имя массива есть не что иное как адрес его начального элемента, присваивание pa=&a[0]; можно также записать в следующем виде: pa = a; Так как ра – указатель, то в выражениях его можно использовать с индексом, то есть запись pa[i] эквивалентна записи *(pa+i). Элемент массива одинаково разрешается изображать и в виде указателя со смещением, и в виде имени массива с индексом. Между именем массива и указателем, выступающим в роли имени массива, существует одно различие. Указатель – это переменная, поэтому можно написать pa=a или pa++. Но имя массива не является переменной, и запись типа a=pa не допускается. Следует также различать выражения *(a+2) и *a+2: *(а+2) – значение третьего элемента массива а; *а+2 – добавление числа 2 к значению первого элемента массива.
Пример 4. Вывести значения одномерного массива обычным способом и с использованием указателей. #include "stdio.h" #include "conio.h" #include "iostream.h" int a[6]={10,20,30,40,50,60}; main() { int i, *p; /*объявление и инициализация массива*/ for (i=0;i<6;i++) printf("%d",a[i]); /*вывод массива обычным способом*/ printf("\n"); p=a; for (p=&a[0];p<=&a[5];p++) printf("%d", *p); /*вывод массива с использованием указателя*/ printf("\n"); for (p=&a[0],i=0;i<6;i++) printf("%d", p[i]); /*еще один вариант с использованием указателя*/ getch(); return 0; } Дадим еще некоторые пояснения. Операция р++ увеличивает значение указателя на единицу. Если p=&a[i], то после операции р++ в р содержится адрес элемента a[i+1]. Пример 5. Найти среднее арифметическое массива, состоящего из шести элементов, с использованием указателя. #include "stdio.h" #include "conio.h" #include "iostream.h" int a[]={10,20,30,40,50,60}; main() { int i, *p; float s; p=a; /*указатель получает значение адреса нулевого элемента массива*/ for (s=0,i=0;i<6;i++) s+=*(p+i); /*получение суммы элементов массива*/ s=s/6; /*среднее арифметическое массива*/ printf("%f", s); getch(); return 0; }
Пример 6. Решить задачу, приведенную в примере 1, с использованием указателя. #include "stdio.h" #include "conio.h" #include "iostream.h" main() { int s[10]; int *p, i; for (i=0; i<10;i++) scanf("%d", &s[i]); p=&s[9]; /*указатель получает значение адреса последнего элемента массива*/ for (i=0; i<10;i++) printf ("%d",*(p-i)); /*вывод элементов в обратном порядке*/ for (p=&s[9];p>=&s[0];p--)/*еще один способ вывода элементов в обратном порядке*/ printf("\n%d", *p); getch(); return 0; }
1.2.2. Указатели и двумерные массивы
Предположим, что у нас есть описания: int z[4][2]; /**/ int pz; / **/ Тогда pz=z указывает на нулевой столбец нулевой строки, т.е. pz=&z[0][0];
Пример 7. Вывести на экран значения нулевого, второго и четвертого элементов массива. #include "stdio.h" #include "conio.h" #include "iostream.h" int a[]={10,20,30,40,50,60};/*объявление и инициализация массива а*/ int *p, i; main() { for (p=a,i=0; p+i<=a+4; p++,i++) printf("%d", *(p+i)); / *вывод на экран значений нулевого, второго и четвертого элементов*/ getch(); return 0; } В цикле происходит одновременное увеличение указателя р и индекса i на единицу, вследствие чего на экран после нулевого элемента выводится второй, и затем четвертый. Поскольку элементы двумерного массива хранятся в памяти ЭВМ по строкам, то pz+1 = &z[0][1], pz+2 = &z[1][0], pz+3 = &z[1][1] и т.д. Двумерный массив описан как массив массивов. Если z является именем массива, то каковы имена четырех строк, каждая из которых является массивом из двух элементов? Имя первой строки z[0], второй - z[1], и т.д. Однако имя массива является также указателем на этот массив в том смысле, что оно ссылается на первый его элемент. Значит: z[0]=&z[0][0], z[1]=&z[1][0], z[2]=&z[2][0], z[3]=&z[3][0].
Пример 8. Задана матрица а. Вывести на экран элементы главной диагонали, первой строки и значений первых элементов каждой строки матрицы, применив для этого указатели. #include <stdio.h> #include "conio.h" #include "iostream.h" int a[3][3]={{10,20,30}, {40,50,60}, {70,80,90}}; /*объявление и инициализация двумерного массива*/ main () { int i; int *pa[3]={a[0],a[1],a[2]}; /*объявление и инициализация указателя ра на строки массива а и присвоение начальных значений*/ pa[0]=a[0]; pa[1]=a[1]; pa[2]=a[2]; int *p=a[0]; / *объявление указателя на нулевой элемент нулевой строки массива а*/ for (i=0;i<9;i+=4) printf(“%d”,*(p+i)); /*вывод на экран элементов главной диагонали*/ printf("\n"); for (i=0; i<3; i++) printf(“%d”,p[i]); /*вывод на экран элементов первой строки*/ printf("\n"); for (i=0; i<3; i++) printf(“%d”,*pa[i]); /*вывод на экран первых элементов каждой строки матрицы*/ printf("\n"); getch(); return 0; } Сделаем некоторые пояснения для первого оператора цикла. Представим матрицу в виде одномерного массива, записанного по строкам: a[0][0],a[0][1],a[0][2],a[1][0],a[1][1],a[1][2],a[2][0],a[2][1],a[2][2] Тогда элементы, стоящие на главной диагонали, занимают нулевое, четвертое и восьмое места, т.е. интервал между интересующими нас элементами равен четырем, поэтому переменная i изменяется с шагом 4. Соответственно с таким же шагом меняются адреса ячеек, содержимое которых выводится на экран. Задание Задание взять из таблицы согласно заданному варианту. Написать два варианта программы: без применения указателей и с указателями. Таблица
Литература 1. Подбельский В.В. Язык Cu ++: Учебное пособие. - М.: Финансы и статистика,1995, - 560 с. 2. Страуструп Б. Язык программирования Сг ++. - М.: Радио и связь, 1991. - 352 стр. 3. Собоцинский В.В. Практический курс Turbo Cu ++. Основы объктно- ориентированного программирования. - М.: Свет, 1993. - 236 с. 4. Романов В.Ю. Программирование на языке Cu ++. Практический подход. - М.: Компьтер, 1993. - 160 с. 5. Уинер Р. Язык турбо Cu. - М.: Мир, 1991. - 384 с. 6. Юлин В.А., Булатова И.Р. Приглашение к Cu. - Мн.: Высш. Шк., 1990,- 224 с. 7. Котлинская Г.П., Галиновский О.И. Программирование на языке Cu. -Мн.: Высш. Шк., 1991. - 156 с.
Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.016 сек.) |