АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Валентин Григорьевич Распутин (р. 1937)

Читайте также:
  1. Автор: Валентин
  2. Антон Григорьевич Рубинштейн
  3. Валентин Евгеньевич Хализев 1 страница
  4. Валентин Евгеньевич Хализев 10 страница
  5. Валентин Евгеньевич Хализев 11 страница
  6. Валентин Евгеньевич Хализев 12 страница
  7. Валентин Евгеньевич Хализев 13 страница
  8. Валентин Евгеньевич Хализев 14 страница
  9. Валентин Евгеньевич Хализев 15 страница
  10. Валентин Евгеньевич Хализев 16 страница
  11. Валентин Евгеньевич Хализев 17 страница

Из учебника под ред. Зайцева, Герасименко:

Появление в печати второй повести «Последний срок» (1970), ставшей каноническим произведением деревенской прозы, принесло Распутину всесоюзную известность. За сорокалетний период творчества им написано: 5 повестей («Деньги для Марии», «Последний срок», «Живи и помни» (1974), «Прощание с Матёрой» (1976), «Пожар» (1985) и рассказы, очерки, публицистика. Главный смысл своего творчества писатель видит в нравственном исследовании личности, в воспитании эмоций, которых так не хватает современному человеку.

Из учебника Лейдермана и Липовецкого:

Стержневая линия творчества Распутина – исследование конфликта между мудрым мироотношением и немудрым – суетливым ли, внешним, бездумным ли – существованием. В многоцветном мире народной жизни Валентин Распутин ищет хранителей его векового опыта, носителей его разума, верных исполнителей его нравственных заветов. Ищет вполне целенаправленно. "Меня всегда привлекали, - рассказывал писатель, - образы простых женщин, отличающихся самоотверженностью, добротой, способностью понимать другого. В сибирских деревнях постоянно встречаю женщин с сильными характерами. Их знают односельчане, к ним идут советоваться, жаловаться, просить поддержки". Сила характеров любимых героев Распутина - в мудрости, которая представляет собой гармоническое единство всех граней народного миропонимания и мироотношения.

Распутин исходит из того, что нравственные и духовные основы нации, ее генетические корни изначально здоровы, а дурное привносится извне. Поэтому главную причину нравств. упадка в народе писатель объясняет утратой душевной связи человека со своими корнями.

Так, в «Прощании с Матерой» (1976 г.) видит он Дарьиного внука Андрея, который норовит быстрее убежать от старого, привычного мира в неведомое, зато новое будущее. Есть там и мужики, которые бездумно выполняя приказ, крушат могилы на старом деревенском кладбище, есть и зловещая бригада пожогщиков. В таких случаях в голосе писателя нет снисходительных интонаций. (Далее про повесть «Прощание с Матерой» – не из учебника, а из реферата, найденного в Интернете!) Повесть «Прощание с Матерой» можно назвать повестью-предупреждением. Предупреждением о реальности исчезновения человечества как рода. Для жителей Матеры (в основном это старые люди) переселение из затопляемой деревни, где прошла вся их жизнь, на новое место равносильно смерти. Раньше деревня «худо-бедно», но все же держалась «своею места» на яру у левого берега, «встречая и провожая годы». Крестьянин осознавал себя звеном в вечной движущейся цепи времен, событий, человеческих судеб. Теперь же, когда Матера «сошла с привычного хода», распутинских героев мучает осознание того, что они лишились самого дорогого (родной земли) и что их жизненный опыт, по сути, никому не нужен. Человек не должен творить насилие над окружающим миром, так как он посягает не только на деревья, зверей, птиц, но прежде всего на самого себя. Для распутинских старух в окружающей их действительности нет ничего случайного. Они хорошо ощущают свою сращенность с природным миром (такие старухи, как Дарья, Настасья, Катерина занимаются каждодневным созидательным трудом: сеют и убирают хлеб, воспитывают детей, обиходят скотину). Чувство природы для них—гораздо большее, чем простое любование ее красотами. Через природу они чувствует приток сил, понимают свою причастность к бытию Вселенной. Поэтому их кругозор не замкнут крестьянским бытом. Гонимые со своей земли, насильственно вырванные из привычных обстоятельств бытия, ставшие «квартирантами» люди теряют себя, живут не своей, а чужой жизнью. «Не своим ходом живем» — таков лейтмотив повести «Прощание с Матерой».

 

Из лекций Зубаревой Е.Ю.: «Прощание с Матёрой» связана с родовыми фольклорными понятиями: мать, материк. Матёра – не только название деревни, но и символ матери-земли.

Для писателя важна оторванность от суши Матёры. Одна из важнейших категорий в этой книге – это категория рода, семьи. Описаны три поколения: Дарья, сын и внук. Дарья органически связана с родной землей, у Андрея есть какие-то корешки, он испытывает дискомфорт, расставаясь с Матёрой. Внук же не чувствует своей связи: он понимает правоту и логику бабки, но применительно к ситуации он этого не понимает. Он дитя прогресса, духовно не обеспеченного. В тексте сочетаются реалистическое, символическое, мифопоэтическое начала. Изба живая, недаром Дарья готовит ее к смерти – обряжает. Аналог реквиема, Дарья проговаривает все, что делает. Природа сочувствует Д. как той, что считает себя ее частью.

Распутин использует в повести образы-символы: изба, самовар, царственный листвень, царь-дерево; могучая, в три обхвата, вековечная лиственница – своего рода стержень острова, так и не поддавшийся людям, пытавшимся его срубить, спилить и поджечь.

 

Из учебника Лейдермна и Липовецкого:

В повести "Пожар" (1985) причина вопиющего, доходящего до цинизма безразличия большей части обитателей Сосновки к тому, что пропадает в огне добро государственное, общее, наше (речь идет о ОРСовских складах, обе части которых — и продовольственная, и промышленная — загорелись), даже способность некоторых из них погреть руки на этом огне — стащить кое-что под шумок, объясняется Распутиным тем, что и постоянные жители поселка, и временно пребывающие там сезонники превратились в "архаровцев" — так Иван Петрович Егоров, главный герой повести, называет тех, у кого в душе нет чувства привязанности к родной земле, а значит, и ответственности за то, что на ней происходит. Автор дает объяснение утраты людьми того, что Д. С. Лихачев назвал "чувством оседлости": старые корни односельчан Ивана Петровича ушли вместе с островной деревней Егоровкой на дно Ангары при затоплении, а новый поселок, Сосновка, — это леспромхозовское селение "бивуачного типа", где люди не пускают глубокие корни.

В противовес этому лишенному корней миру "архаровцев" Распутин создает свою идиллическую утопию. Ужасаясь пожаром, полыхающим над Сосновкой, Распутин горюет о старой общине с ее ладом. Такая община есть на страницах "Пожара". Это поселок под Хабаровском, где живет Борис, сын Ивана Петровича. Приехав к сыну, тот потеребил яблоко с живого дерева, обошел поселок, поглядел в людские лица, не испорченные через одно пьянством, съездил на рыбалку, подивившись, что рыбы в невеликой речке больше, чем в Ангаре, и порадовался за Борьку. Свой климат, он и есть свой, а жизнь здесь чувствовалась не надрывная, порядка здесь просматривалось больше, и держался этот порядок не на окрике и штрафе, а на издавна заведенном общинном законе.

 

«Живи и помни» (повесть, 1974). Из учебника под ред. Зайцева:

В «Живи и помни» война переворачивает привычные условия существования настолько, что это не может не сказаться на внутр. мире человека. Автор исследует здесь пути отчуждения человека от общества. Не будь войны, Андрей Гуськов (глав. герой повести) прожил бы достойную жизнь. В предвоенные годы Андрей – трудолюбивый, непьющий, женился на сироте, помог Настене войти в мир деревни и не бросил ее, узнав, что у них не будет детей. Андрей пробыл на войне три года: «воевал, как все, - не лучше и не хуже», солдаты ценили его за силу, считали надежным товарищем. Почему Андрей становится дезертиром? Автор отвечает на этот вопрос, мотивируя поступки героя: «К зиме сорок третьего года ясно начал проглядывать конец войны. И чем ближе к нему шло дело, тем больше росла надежда уцелеть. Столько они, кто дрался с первых дней войны, вынесли и выдержали, что хотелось верить: должно же для них выйти особое, судьбой данное помилование, должна же смерть от них отступиться, раз они сумели до сих пор от нее уберечься. И здесь, на войне, чудился некий спасительный испытательный срок: выжил – живи». «Гуськов осторожно примеривался к тому, чтобы его ранило – конечно не сильно, не тяжело, не повредив нужного – лишь бы выгадать время». Распутин показывает, как дезертиром оказывается не заведомо отпетый негодяй, а обыкновенный человек. Не только страх, в большей мере стечение обстоятельств подтолкнуло Гуськова к предательству – это случилось потому, что он лишен нравственного стержня. Войну он воспринимает не как горе всего народа, а лишь как источник личной беды. С первых дней войны он сосредоточен только на себе.

Распутин осуждает своего героя. У Андрея нет мук совести. Он отказался от чувства совести на уровне самозащиты в момент выбора. Это был выбор, рожденный страхом, чисто физиологический выбор. Гибель жены (Настена утопилась в реке, уже после возвращения мужа-дезертира) только ускоряет механизм деградации, чувство жалости герой испытывает в этот момент только к себе. Жена была источником еды и комфорта, физиологического состояния. Все, что делает герой, он делает на уровне рефлекса, тогда как Настена – по велению высокого нравственного чувства.

В отличие от Гуськова, Настена человек общественный, жить без людей она не может. В день Победы душа ее, возликовав, просится на люди. Но ей стыдно перед ними за мужа. Когда вернулся с фронта безрукий Максим Вологжин, Настена почувствовала, что у нее нет морального права радоваться вместе с людьми победе. Настена и ее муж по-разному ведут себя в трагич. обстоятельствах войны, делают разный нравств. выбор. Ее осознанная добровольная смерть в финале – важный поворот.

Распутин потом писал: «..Если бы Гуськов сам пошел и признался в содеянном, была бы одна расплата, а то, что он губит ближних своих (жену и нерожденного долгожданного ребенка), - расплата другая и, на мой взгляд, гораздо более суровая».

 


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 | 52 | 53 | 54 | 55 | 56 | 57 | 58 | 59 | 60 | 61 | 62 | 63 | 64 | 65 | 66 | 67 | 68 | 69 | 70 | 71 | 72 | 73 | 74 | 75 | 76 | 77 | 78 | 79 | 80 | 81 | 82 | 83 | 84 | 85 | 86 | 87 | 88 | 89 | 90 | 91 | 92 | 93 | 94 | 95 | 96 | 97 | 98 | 99 | 100 | 101 | 102 | 103 | 104 | 105 | 106 | 107 | 108 | 109 | 110 | 111 | 112 | 113 | 114 | 115 | 116 | 117 | 118 | 119 | 120 | 121 | 122 | 123 | 124 | 125 | 126 | 127 | 128 | 129 | 130 | 131 | 132 | 133 | 134 | 135 | 136 | 137 | 138 | 139 | 140 | 141 | 142 | 143 | 144 | 145 | 146 | 147 | 148 | 149 | 150 | 151 | 152 | 153 | 154 | 155 | 156 | 157 | 158 | 159 | 160 | 161 | 162 | 163 | 164 | 165 | 166 | 167 | 168 | 169 | 170 | 171 | 172 | 173 | 174 | 175 | 176 | 177 | 178 | 179 | 180 | 181 | 182 | 183 | 184 | 185 | 186 | 187 | 188 | 189 | 190 | 191 | 192 | 193 | 194 | 195 | 196 | 197 | 198 | 199 | 200 | 201 | 202 | 203 | 204 | 205 | 206 | 207 | 208 | 209 | 210 | 211 | 212 | 213 | 214 | 215 | 216 | 217 | 218 | 219 | 220 | 221 | 222 | 223 | 224 | 225 | 226 | 227 | 228 | 229 | 230 | 231 | 232 | 233 | 234 | 235 | 236 | 237 | 238 | 239 | 240 | 241 | 242 | 243 | 244 | 245 | 246 | 247 | 248 | 249 | 250 | 251 | 252 | 253 | 254 | 255 | 256 | 257 | 258 | 259 | 260 | 261 | 262 | 263 | 264 | 265 | 266 | 267 | 268 | 269 | 270 | 271 | 272 | 273 | 274 | 275 | 276 | 277 | 278 | 279 | 280 | 281 | 282 | 283 | 284 | 285 | 286 | 287 | 288 | 289 | 290 | 291 | 292 | 293 | 294 | 295 | 296 | 297 | 298 | 299 | 300 | 301 | 302 | 303 | 304 | 305 | 306 | 307 | 308 | 309 | 310 | 311 | 312 | 313 | 314 | 315 | 316 | 317 | 318 | 319 | 320 | 321 | 322 | 323 | 324 | 325 | 326 | 327 | 328 | 329 | 330 | 331 | 332 | 333 | 334 | 335 | 336 | 337 | 338 | 339 | 340 | 341 | 342 | 343 | 344 | 345 | 346 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.004 сек.)