АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Черты экспрессионизма в литературе начала XX века. Проза и драматургия Л.Н. Андреева как воплощение новых художественных принципов

Читайте также:
  1. I. Российская империя в первой половине XIX века. (Александр I, декабристы, Николай I ).
  2. II ОБЩИЕ НАЧАЛА ПУБЛИЧНО-ПРАВОВОГО ПОРЯДКА
  3. III. Характерные черты экономического развития страны
  4. III.2.1. Первый (ионийский) этап в древнегреческой натурфилософии. Учение о первоначалах мира. Миропонимание пифагореизма
  5. IV.1. Общие начала частной правозащиты и судебного порядка
  6. V. Характерные черты философии русского «религиозно-философского» ренессанса.
  7. V.1. Общие начала правового положения лиц в частном праве
  8. X. Реформирование Петром I хозяйственной жизни страны и характерные черты социально-экономического развития России в первой четверти XVIII в.
  9. А это во многом решало и судьбу городов-крепостей Белгородской черты.
  10. А) возникновение и основные черты
  11. Актерское искусство в России в середине XIX века.
  12. Актуальные проблемы зауральской археологии в начале XXI века. (с.108)

 

Под экспрессионизмом применительно к литературе понимают целый комплекс течений и направлений европейской словесности начала XX века, включенных в общие тенденции модернизма. Экспрессионизм стремится не столько к воспроизведению действительности, сколько к выражению эмоционального состояния автора. Экспрессионизм возник как острейшая, болезненная реакция на уродства капиталистической цивилизации в Первую мировую войну и революционные движения. Принцип выражения преобладает над изображением. Главным образом литературный экспрессионизм получил распространение в немецкоязычных странах: Германии и Австрии, хотя определенное влияние это направление имело и в сопредельных европейских странах: Польше (Т. Мичинский), Чехословакии (К. Чапек), России (Л. Андреев). В немецком литературоведении выделяется понятие «экпрессионистского десятилетия» c 1914 по 1924 годы, когда в Германии работали Альфред Дёблин, Готфрид Бенн, Альберт Эренштейн. На немецком языке писали также авторы «пражской школы», которых объединяет интерес к ситуациям абсурдной клаустрофобии, фантастическим сновидениям, галлюцинациям: Франц Кафка, Густав Мейринк.

Экспрессионизма как целостного направления на русской почве не сформировалось, но как метод, есть в некоторых произведениях. Для экспрессионизма характерно: ощущение потрясенного мира, который утратил свои формы, которые теперь находятся в состоянии деформации. Характерен прием гротеска. Гротесковое мышление и картина мира. Гротеск актуализировал поэтику фантастического изображения. Особенно ярко все эти черты выразились в творчестве Леонида Андреева, которого некоторые ученые считают родоначальником экспрессионизма в России. Первые произведения Леонида Андреева написаны, во многом под воздействием бедственных условий, в которых тогда находился писатель, проникнуты критическим анализом современного мира («Бергамот и Гераська» - 1898, «Ангелочек» - 1899). Однако уже в раннем периоде творчества писателя проявились его основные мотивы: крайний скептицизм, неверие в человеческий разум, религиозные мотивы («Жизнь Василия Фивейского» - 1903, «Иуда Искариот» - 1907). Рассказ «Иван Иванович»- 1908 отражают симпатию писателя к революции (Первой русской революции 1905- 1907 годов). Однако после начала реакции 1907 г. Леонид Андреев отказался от всяких революционных взглядов, считая, что бунт масс может привести лишь к большим жертвам и большим страданиям («Рассказ о семи повешенных» - 1908). В своём рассказе «Красный смех»-1904 Андреев нарисовал картину ужасов современной войны (реакция на Русско-японскую войну 1904-1905 годов).Это не просто рассказ о войне, это отзыв на события, современные Андрееву.



Что касается экспрессионистической традиции, то особенно ярко она проявилась в пьесах: «Жизнь человека»-1907, «Анатэма» - 1909 и рассказах «Красный смех»-1905, «Иуда Искариот» - 1907. В рассказе «Красный смех» перед нами предстает гротесковое сознание. Пульсирующее сознание человека. На войне не столько с врагом сражались, сколько смотрели на своих убивающих друг друга. Здесь полная деперсонализация героев, имен нет. Главный принцип: иррациональность. Пространство и время смешиваются. Главного героя преследуют галлюцинации и видения, сон и явь перемешиваются. Образ смеха – символическое обобщение, которое присутствует во всех произведениях Андреева. В некоторых произведениях экспрессионизм присутствует точечно: Иуда Искариот (двойственна внешность героя). Для экспрессивного мышления характерно: схематизация сюжета, чтобы выразить то, что неизменно на протяжении веков. Именно за эту схематизацию критика и ругала Андреева. «Жизнь Василия Фивейского» - трагедия в ее безысходности и непреодолимости, реальность искажена (тут тоже есть чудовищный образ смеха). Через эту пьесу Андреев показал свое мучительное боление Богом, религиозную тревогу, границы человеческой личности. Здесь Андреев вновь доказывает, что разум человеческий ненадежен, жизнь неумолима, ничего нельзя изменить. Герой задает себе вопрос: «А что если я Бог?» Ответ на него отрицательный, чуда не случилось (как и в пьесе Анатэма). В пьесе «Жизнь человека» мы видим биографию героя, но размытую, неопределенную, снова нет имен. При рождении ребенка раздается зловещий лукавый смех (снова, этот образ вообще главный у Андреева) и шепот. Главное действующее лицо пьесы - Некто – тоже обобщенный символ, присутствующий в большинстве пьес Андреева. Этот Некто обозначает рок, судьбу. Именно он выделяет основные события в жизни человека и обозначает неизменность жизни. Общение здесь сведено к фиктивным формам, распад личности и мира. «Анафема» - эксперимент (что характерно и для Андреева и для экспрессионизма. Основной вопрос «а что если?»). И в этой пьесе вопрос таков: «А что, если у главного героя будет много денег, чтобы помогать другим людям?» и ответ: «на доброту ему ответят злостью», потому что происходит распад человеческих связей и человечности вообще. Добро = фикция, которая актуализирует в человеке отрицательные наклонности.

‡агрузка...

Все творчество Андреева – это манифест экспрессионизма. Однако были и другие писатели, отдающие дань этой традиции: Сологуб «Мелкий бес» - гротеск, распад реальности и личности. Ранний Маяковский и его городская лирика (поэтика смеха распада), поэма Маяковского «Война и мир» - отклик на войну 1914 года – это яркий пример экспрессионизма, Белый «Петербург» - в этом тексте есть черты всех модернистских направлений: символизма, аванграда и экспрессионизма (гротексовость).

 

Краткие содержания:


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 | 52 | 53 | 54 | 55 | 56 | 57 | 58 | 59 | 60 | 61 | 62 | 63 | 64 | 65 | 66 | 67 | 68 | 69 | 70 | 71 | 72 | 73 | 74 | 75 | 76 | 77 | 78 | 79 | 80 | 81 | 82 | 83 | 84 | 85 | 86 | 87 | 88 | 89 | 90 | 91 | 92 | 93 | 94 | 95 | 96 | 97 | 98 | 99 | 100 | 101 | 102 | 103 | 104 | 105 | 106 | 107 | 108 | 109 | 110 | 111 | 112 | 113 | 114 | 115 | 116 | 117 | 118 | 119 | 120 | 121 | 122 | 123 | 124 | 125 | 126 | 127 | 128 | 129 | 130 | 131 | 132 | 133 | 134 | 135 | 136 | 137 | 138 | 139 | 140 | 141 | 142 | 143 | 144 | 145 | 146 | 147 | 148 | 149 | 150 | 151 | 152 | 153 | 154 | 155 | 156 | 157 | 158 | 159 | 160 | 161 | 162 | 163 | 164 | 165 | 166 | 167 | 168 | 169 | 170 | 171 | 172 | 173 | 174 | 175 | 176 | 177 | 178 | 179 | 180 | 181 | 182 | 183 | 184 | 185 | 186 | 187 | 188 | 189 | 190 | 191 | 192 | 193 | 194 | 195 | 196 | 197 | 198 | 199 | 200 | 201 | 202 | 203 | 204 | 205 | 206 | 207 | 208 | 209 | 210 | 211 | 212 | 213 | 214 | 215 | 216 | 217 | 218 | 219 | 220 | 221 | 222 | 223 | 224 | 225 | 226 | 227 | 228 | 229 | 230 | 231 | 232 | 233 | 234 | 235 | 236 | 237 | 238 | 239 | 240 | 241 | 242 | 243 | 244 | 245 | 246 | 247 | 248 | 249 | 250 | 251 | 252 | 253 | 254 | 255 | 256 | 257 | 258 | 259 | 260 | 261 | 262 | 263 | 264 | 265 | 266 | 267 | 268 | 269 | 270 | 271 | 272 | 273 | 274 | 275 | 276 | 277 | 278 | 279 | 280 | 281 | 282 | 283 | 284 | 285 | 286 | 287 | 288 | 289 | 290 | 291 | 292 | 293 | 294 | 295 | 296 | 297 | 298 | 299 | 300 | 301 | 302 | 303 | 304 | 305 | 306 | 307 | 308 | 309 | 310 | 311 | 312 | 313 | 314 | 315 | 316 | 317 | 318 | 319 | 320 | 321 | 322 | 323 | 324 | 325 | 326 | 327 | 328 | 329 | 330 | 331 | 332 | 333 | 334 | 335 | 336 | 337 | 338 | 339 | 340 | 341 | 342 | 343 | 344 | 345 | 346 |


При использовании материала, поставите ссылку на Студалл.Орг (0.006 сек.)