|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
значение и культовая символика украшенийЛюбое украшение изначально тесно связано с культовой символикой и выполняло двойные функции: эстетическую и культовую. Так или иначе, значение украшения включает: 1) Определитель родовой принадлежности. 2) Функцию национальной или региональной принадлежности. 3) Показатель достатка и положения в обществе. 4) Магическое предназначение (обереги, талисманы). 5) Удовлетворение эстетических потребностей. Любое украшение просто так не одевают. Человек, одевающий на себя то или иное украшение, пытается придать себе вид соответствующий достатку и социальному положению. Этим и обусловливается особая специфика некоторых видов украшений. Для мужчин, женщин и детей украшения различны, различается и их значение. Мужские виды украшений более просты и немногочисленны наряду с женскими. Наиболее значимым украшением является наборный пояс, важный атрибут дружины. Пояс во все времена служил, конечно, прежде всего, для стягивания одежды. В Древней Руси мужчины подпоясывались кожаными, вязаными, плетёными и ткаными поясами. Особое место занимал в раннее средневековье наборный пояс. Несмотря на то, что основное время бытование его на Руси - домонгольский период, однако, изучение письменных источников, содержащих описание княжеской и царской одежды, показывает, что традиция носить пояса, украшенные металлическими накладками, сохранилась и в эпоху развитого средневековья (Мурашева, 2000, с.77). Утилитарные функции пояса не ограничивались лишь подпоясыванием одежды: в эпоху средневековья пояс служил своеобразным “карманом” - к нему подвешивались разные
разнообразные мелкие вещицы. К утилитарным функциям пояса относится также использование его в качестве портупеи. В России пояса для сабель и мечей имели 4 конца: два служили для застегивания пояса, а два других для подвешивания налучи или колчана. Основная часть обрядовых действий, в которой участвует пояс, основана на его функции завязывания. Любой костюм всегда является отражением социального положения его владельца, однако, разные элементы одежды и убора, выступая в качестве знака, несут неодинаковую нагрузку. Некоторые детали одежды могут быть общими для нескольких социальных групп, некоторые являются узкоклассовой или узкосословной принадлежностью. Детям пояс завязывался не сразу, а при взрослении, когда закреплялись его родственные связи и он вступал под покровительство рода. Юношу, переходившего в разряд взрослых воинов, опоясывали боевым поясом, на котором носили оружие, и это служило знаком воинской возмужалости (Мурашева, 2000, с.78-79). С женскими украшениями дело обстоит немного иначе. Дело в том, что женский костюм более выразителен, нежели мужской (мужской костюм был более прост и сдержан, хотя мог выделяться и дорогими элементами). Стоит отметить, что больше информации несут именно женские украшения, которые являются стойким определителем племенной принадлежности. Именно височные кольца - характерные для славян женские украшения, различны на разных территориях расселения славянских племён. Женские украшения (височные кольца в частности) являются чётким этническим определителем, именно по ним можно выявить племенные различия у восточных славян. По височным кольцам
хорошо изучена территория расселения вятичей, кривичей, полян, древлян, северян и других племенных объединений. Височные кольца могут отличаться друг от друга по форме и технике исполнения, но смысловая нагрузка, при этом, никуда не исчезает. Височное кольцо является частью полного женского костюма. А женский костюм в совокупности с украшениями является стилизованной моделью мира. Обильный этнографический материал позволяет построить такую схему женского восточнославянского наряда в целом: головной убор. Идея неба; изображение солнца, мирового древа, устремляющегося в небо. Изображения птиц. Сами названия женских головных уборов являются "птичьими": "кокошник" (от "кокошь" - петух, кур), "кика", "кичка" (утка), "сорока" и т. п. Частые в археологическом материале головные венчики, окружающие голову, могут рассматриваться, как символ "кругозора" - горизонта, круговой линии соприкосновения неба с землей. Обилие символических украшений-оберегов около ворота одежды и на шее объясняется тем, что здесь - наименее защищенная часть тела. Голова покрыта кокошником (или его обыденной заменой), корпус и ноги женщины закрыты одеждой, при изготовлении которой щедро применялась заклинательная символика, а шея во всех случаях оставалась открытой. Поэтому древние язычницы и их прадочери XIX в. стремились обезвредить этот опасный участок изобилием драгоценных подвесок. Обереги-амулеты. Самой интересной для нас частью женских украшений являются специальные амулеты-обереги, включавшиеся в ожерелье или подвешивавшиеся особо (в области сердца или в "калите" y пояса). Обереги были как в виде отдельных подвесок, так и целыми наборами (Рыбаков Б.А, 1988, с.600-650). Украшение предплечий и бедер известно только по этнографическим данным. Вышивка на предплечьях рукавов
нередко содержала архаичный символ возделанного поля, нивы: косо поставленный квадрат разделен на 4 части и в каждом малом квадрате помещена точка - знак зерна. (Рыбаков Б. А. Язычество древних славян, 1988, с. 45.) Помещение идеограммы нивы именно в этом месте рукава прекрасно объясняется самим содержанием знака: нива требует труда, рук, и вышивальщицы когда-то сознательно, а в XIX - XX вв. уже по традиции изображали на рукаве рубахи в том месте, где он облегает главные мышцы (бицепс, дельтоид и другие), знак поля, как точку приложения мускульной силы (мужской костюм также содержал эти элементы украшения). Такие же знаки нивы (и идеограмму дома, сруба) вышивали на шерстяных поневах вдоль бедер и ног, стремясь этим магическим узором придать большую силу корпусу и ногам. Подол одежды. Орнаментика подола известна только по этнографическим данным. Здесь в вышивке господствует, естественно, идея земли: небольшие растения, ходящие по земле птички, цветы. Изредка встречается идеограмма засеянного поля. (Рыбаков Б. А. Язычество древних славян, 1988 с. 47, 50.) Что касается детских украшений-оберегов, именно они выполняли защитную функцию, до той поры пока ребёнок не достигнет определённого возраста (чаще всего 13 лет), тогда владелец имеет право носить “взрослые” украшения. Это связанно с тем, что по достижении совершеннолетия тело обретает полную силу и носить обереги в большом количестве не имеет смысла. Такова в самых общих чертах предварительная схема заклинательного содержания женского, мужского и детского наряда и убора. Однако в настоящее время при знакомстве с народным костюмом обычно воспринимают позднейшую эстетическую сущность дожившего до наших дней наряда, отмечая лишь локальные вариации его, создающие
впечатление разнообразия и неповторимости. Однако в любом восточнославянском регионе как в средневековье (археология), так и в XIX в. (этнография) всегда можно обнаружить в одежде и украшениях продуманную сотнями поколений систему защиты от упырей и навий, варьирующую лишь в изобразительных средствах. Также следует учитывать что, что одежда и дополнительные обереги-украшения - все это должно было охранять человека за пределами его крепости-дома, во внешнем мире с присущим ему, рассредоточенным в нем злым началом.
Заключение Важной составляющей частью культуры любого народа являются – украшения. Восточные славяне не являются исключением. Именно славянские украшения представляют замечательные произведения искусства, объединяющие в себе и материальную и духовную культуру. Превосходная работа Древнерусских ювелиров сочетает в себе уникальную технологию изготовления с глубокой культовой символикой. Множество украшений и предметов быта, оружия включает и мифологические сюжеты. Но, конечно же, среди них первое место занимают украшения. Они явились своеобразным индикатором социальной обстановки в обществе практически за 500 лет (с X по XV век). Социальное напряжение отражалось именно на них ярче всего. Многие украшения X века отражали, прежде всего, языческое мировоззрение и не смогли приспособиться под христианское, что и ознаменовало в скором времени их уход. Другим видам повезло больше, их удалось подстроить под христианскую веру, но это не означало, что изначальная смысловая нагрузка присущая этим украшениям ещё с языческого времени была утрачена. Напротив стойкость язычества сохранялась до XVI века, а в некоторых случаях сохранилась и до наших дней. Именно для того времени двоеверие являлось не просто результатом терпимости церкви к языческим суевериям, оно было показателем дальнейшей исторической жизни аристократического язычества, которое и после принятия христианства развивалось, совершенствовалось, вырабатывало новые тонкие методы соперничества с навязанной извне религией. Это и ознаменовало консервативность некоторых видов украшений (височные кольца), в плане культовой и смысловой нагрузки. Именно для украшений, которые несли языческую символику и смогли приспособиться к христианству, это стало главным
условием для “выживания” некоторых видов украшений. В соответствии с вышесказанным можно сделать однозначный вывод: христианство и язычество мирно уживались довольно длительное время (с X по XV век), а в некоторых случаях синтез язычества и христианства сохранился и до наших дней.
Список литературы 1. Археология. Древняя Русь. Быт и культура. М., 1997. 356 с. 2. Большой толковый словарь русского языка. // Сост. и гл. ред. С. А. Кузнецов. – СПБ.: Норинт, 1998. – 1536 с. 3. Материальная культура. Вып. 3.-М.: Наука, 1989-С. 224 с. 4. Мурашева В. В Древнерусские ременные наборные украшения (X-XIII вв.). - М.: Эдиториал УРСС, 2000.-136 с.+ вкл. 5. Рыбаков Б.А Язычество Древней Руси..; М.: Наука, 1988 - 783 c. 6. Рябинин. Е. А. Зооморфные украшения древней Руси X-XIV вв. // САИ. Вып. Е1-60 Л., 1981. 115 с. 7. Рыков П.С.Дневник раскопок курганного могильника близ Городища с. Гочева Обоян-ского уезда Курской губернии, произведенных на средства Императорской археологиче-ской комиссии в июне – июле 1912 г. // Рукописный архив ИИМК. Ф.1. Д.116 за 1912 г. 8. Сабурова М.А. Древнерусский костюм// Археология. Древняя Русь. Быт и культура. М., 1997. 406 с. 9. Седов В.В. Одежда Восточных славян VI-IX вв.// Древняя одежда народов Восточной Европы. М., 1986. 457 с. 10. Седов В.В. Славяне в раннем средневековье. М., 1995. 245. 11. Словарь современного Русского литературного языка. 16 Под. ред Н.Котелова, Н. М. Меделец. Издательство «Наука» Москва. Ленинград 1964.-с487-494. 12. Самоквасов Д.Я.Могилы Русской земли. М., 1908. 365 с. 13. Словарь русского языка: В 4 – х т./ АН СССР, Ин-т рус. яз.; Под ред. А. П. Евгеньевой. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Русский язык, 1981-1984. Т.4.С – Я. 1984, 794 с.
14. Смоленск и Гнездово (к истории древнерусского города): Сборник / Под ред. Д. А. Авдусина.- М.: Изд-во МГУ, 1991. 264 с. 15. Шпилев А.Г Лучевые и лопастные височные кольца Курского края (IX –начало XIII вв.). Курск. Изд-во Курского государственного университета, 2007. С.189 – 201
Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.046 сек.) |