|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Восточных славян в X – XII векахКо времени образования Древнерусского государства комплекс украшений для каждой социальной группы сложился полностью. X век является временем расцвета торговли и ремесел. Важным центром развития ремесла и торговли, был город. Наиболее крупными городами являлись Киев, Новгород, Гнездово, Чернигов. Наиболее выраженная социальная стратификация общества стала назревать именно в городских центрах. В селе этот процесс шел медленнее. Именно в сельской местности социальные различия были менее заметны, нежели в городском центре. Всё зависело от жизненного уклада, который различался между городом и селом. В городе все процессы происходили в несколько раз быстрее, с различными диковинными вещами городской центр знакомился первым. Важным фактором является и то, что в крупных городских центрах племенные различия между населением не так сильны, ввиду того, что большая масса народа проживает на ограниченной территории. и контакты между представителями разных племенных групп происходят наиболее часто. Село же в этом смысле остаётся наиболее консервативным. Иностранные вещи попадают редко или с запозданием, население в своей племенной составляющей более однородно, социальная стратификация здесь выражена слабей, нежели в городе. Уже к X веку сложилось несколько полных комплексов украшений, для мужчин, женщин и детей. Наибольшим богатством красотой и многообразием выделяются женские украшения. Стоит отметить, что комплекс женских украшений сложился полностью лишь к X первой половине X I века.
Полные комплексы украшений принадлежат наиболее зажиточной части населения. Высокое социальное положение захороненных в курганах женщин подтверждается богатством погребального инвентаря. Приблизительный вес стандартного набора украшений (очелья, височные кольца, перстни, браслеты) достигал около 80 грамм, 40% приходилось на медь и свинец остальные же 60% на серебро. Следует учесть, что кроме этих ювелирных украшений в погребальных комплексах часто встречаются большое количество бус. По мнению Й.Херрмана одна бусина в середине X века стоила1 дирхем (дирхем имел вес около 3-х грамм) или шкурку куницы (Херрман, 1986, с.81). Тогда общий вес украшений в погребальном инвентаре достигал около 300 грамм серебра. Согласно вычислениям С. Табачиньского, во второй половине X в. на это можно было приобрести 2 лошади (стоимость одной лошади в X веке достигала до 150 грамм серебра), 6 волов (стоимость одного вола достигала 50 грамм серебра) или 30 свиней (стоимость одной свиньи доходила до 10 грамм серебра), а в XI в. – 2 меча (125 грамм серебра - стоимость одного меча), 6 наконечников копий (стоимость одного наконечника копья равнялась 50 граммам серебра) или 306 ножей (Херрман, 1986, с.80-81). С появлением головного венчика к XI веку, удельная доля серебра в украшениях увеличилась на 24 грамма. Из всего этого можно сделать заключение что, во всяком случае, аристократия в этот период не бедствовала. Женщины менее обеспеченные носили более простые и недорогие украшения, которые отличались своей дешевизной и простой техникой исполнения. Вполне вероятно, что применялись наряду с простыми видами украшений и более дорогие, только последние в ограниченном количестве. Следует обратить внимание на то, что в сравнении с мужскими и детскими украшениями, женские выделяются своим разнообразием и многочисленностью.
Так или иначе, комплекс женских видов украшений включал в себя: височные кольца, бусы, подвески различных видов и типов, браслеты, к XI веку появляются перстни. Нужно отметить, что полный комплект украшений одевали только тогда, когда выходили из дому или на праздники. Краткая характеристика женских видов украшений: 1) Височные кольца – специфические, часто встречающиеся у славян украшения, вплетавшиеся в волосы или особым образом крепившиеся к головному убору, - различны на разных территориях расселения славянских племён. Крепились к головному убору при помощи лент или же просто вплетались в волосы. Серьги, продеваемые в мочки ушей не пользовались у славян популярностью. На них перешло древнее название “усерязь”, означающее подвеску к головному убору у висков. Височные кольца делятся на: А) проволочные: с 1-2 завитками, S – образные (по форме напоминающие латинскую букву S) - северяне (по 2 - 4 с каждой стороны головы), дулебские племена, смоленско-полоцкие кривичи (браслетообразные завязанные височные кольца); Б) щитковые (проволока раскована местами в пластинки) -словене ильменские (ромбощитковые, овальнощитковые, часто подвешиваемые к серебренному или бронзовому тонкопластинчатому головному венчику); В) лучевые или лопастные (литые, состоящие из полукольца-дужки и пластинчатой фигурной части)-радимичи, вятичи (самыми ранними были семилопастные кольца с округло-расширенными лопастями, лишенными орнаментации (XI-нач XII вв); лопасти колец XII-XIII вв приобретают секирообразные очертания, появляются боковые колечки, щитки орнаментируются сначала заштрихованной полосой в один, а затем в два ряда); Г) бусинные (из проволочного кольца с нанизанными на них бусинами): однобусинные, трёхбусинные, многобусинные-дреговичи.
(Седов В.В. Славяне в раннем средневековье. М., 1995. С.366-371). 2) Ожерелья - (древний славянский термин, означающий украшение на шее, иногда воротник - от слова “жерло”- шея). (Археология. Древняя Русь. Быт и культура. М., 1997. С.63). Чаще всего ожерелья состояли из ниток бисера, бус и какой-нибудь металлической привески. Роль привесок чаще всего выполняли арабские дирхемы, серебряные подвески-крестики, бубенчики. 3) “Обручья” – браслеты (с XII в. - украшение на руке) - преимущественно женское украшение, носившееся на запястье, реже - в области локтя, часто поверх длинного рукава. В городском обиходе XI - XIII вв. серебряные браслеты были съемными, на шарнирах и предназначались для удерживания необычайно длинных, до земли, рукавов. Обручья бывают: А) круглопроволочные (дротовые); Б) витые (свитые из нескольких металлических стержней); В) ложновитые; Г) кручёные; Д) плетёные; Е) литые; Ж) полые; З) массивные; И) пластинчатые; Й) створчатые. (Археология. Древняя Русь. Быт и культура. М., 1997. С. 73-76). Мужские украшения также выделяются своей красотой и оригинальностью, наряду с женскими образцами. Мужские украшения сами по себе представляют огромный интерес. Но и здесь необходимы некоторые оговорки. Рассматривая мужские украшения, следует учитывать то обстоятельство, что в полный комплекс (богатой части
мужского населения, красное или так называемое военное сословие тоже сюда включается) также входит и оружие. Мужчина, это в первую очередь защитник (ратное дело - одна из главных обязанностей мужчины), работник, домохозяин. Поэтому и оружие является своего рода особым украшением, правда стоящим особняком от различных нательных видов украшений. Оружие также является органичной и неотьемлимой частью мужского костюма. Сам комплекс мужских украшений стал формироваться к X веку. Это легко проследить по материалу курганов. Выделяются богатством инвентаря дружинные курганы, так как наибольшее количество богатого погребального инвентаря и утвари сосредоточенно именно в них. Краткая характеристика мужских видов украшений: 1) Гривна - (“грьвна”- в качестве названия мужского шейного украшения термин известен с XII в.) самые разнохарактерные (их носили также отроки-дружинники), встречаются с IX по XIII вв., возможно, в какой-то период были и денежными знаками, изготавливались из серебра, биллона, меди, бронзы, железа. (Археология. Древняя Русь. Быт и культура. М., 1997. С. 65). А) дротовые - из круглого в сечении дрота (стержня), который в горячем состоянии перекручивали, отчего на его поверхности появлялась винтообразная нарезка; застёгивались на груди, застёжкой, имеющей форму петли и крючка, или петли и многогранной головки; Б) проволочные - иногда на них нанизывали бусины, или подвешивали монеты-привески, или оплетали кружевом из тонких проволочек; В) витые - из двух-трёх круглых в сечении проволок, свитых в жгут, иногда более сложные, т.е. состоящие из нескольких сдвоенных проволок, перевитых сканой нитью; Г) пластинчатые - орнаментированные серповидные; из пластины,
согнутой в трубку; Д) плетёные – сплетённые из нескольких металлических стержней. 2) Пояс – важный атрибут дружинной культуры. Выделяется три их типа: Тип I-бытовой (утилитарный) он украшен лишь пряжкой (или пряжкой и кольцами, соединяющими отдельные части ремня). Тип II – как и тип I обязательно имеет пряжку (могут присутствовать соединительные кольца) но отличительной частью является наличие поясного наконечника. Тип III – наборный пояс, его характерной особенностью является наличие бляшек (литые накладки, которые украшались разнообразной чеканкой); пряжка, наконечник и другие детали могут присутствовать или нет. Особое внимание привлекает именно наборный пояс. Основная масса находок деталей наборных поясов сосредоточена в «дружинных» курганах конца IX - начала XI в. (Гнездово, Поволжье, Ярославское Поволжье, курганы Чернигова, Киева, Шестовицы, Владимирские курганы). В период складывания «империи Рюриковичей», формируется великокняжеская дружина, противостоящая племенной знати по своим функциям в социально-политической системе, открытая иноземным влияниям и готовая принять в свой арсенал социально-значимые элементы интернациональной «дружинной» моды (Мельникова, Петрухин, Пушкина, 1984, с.57). Одним из самых главных проявлений «моды» являлся воинский наборный пояс. Древнерусское государство образовывалось на полиэтнической основе, что и определило неоднородный с этнической точки зрения состав дружины, в которую входили славяне, тюрки, финно-угры, скандинавы, балты и венгры. Оба эти фактора (стремление дружины к восприятию социально-значимых элементов других культур и её полиэтничность) определили разнообразие видов и гибридность облика поддающихся реконструкции наборных
поясов. (В.В.Мурашева, 2000, с.75). Детские украшения можно отнести в отдельную группу. Стоит отметить, что для ребенка, не достигшего определенного возраста (около 12 лет), украшения, предназначенные для взрослого человека, были неприемлемы. Чаще всего украшениями для определенной возрастной группы были обереги. Обереги предназначались для защиты от внешних злых сил, носились чаще всего на шее и руках, так как именно эти места не прикрыты одеждой и подвергаются большей опасности со стороны злых сил. Стоит также отметить, что с увеличением возраста ребёнка снижалось и значение оберега. Это связано с верованиями славян (дитя обретает полную силу и защиту от тёмных сил в 12 лет, до достижения этого возраста оберег являлся главным украшением). Вероятно, упор делался на вышивку (различные знаки и символы вышивка на одежде, помимо чисто эстетических функций имела также охранительные, она рассматривалась как оберег; поэтому и дома ходили в рубахах, у которых были вышиты ворот, подол, обшлага рукавов). По преодолению 12 летнего возраста мальчикам разрешалось носить одежду взрослых (пояс, шапка, и другие атрибуты взрослого человека). Девочкам же разрешалось носить некоторые виды украшений, причём эти украшения чаще всего уже вышли из моды. Вероятно, очелья и венчики были не просто украшениями, а являлись определенными индикаторами социального положения их обладательниц. Некоторые исследователи жестко связывают их с определенными возрастными группами. Так, В.П. Левашева считала, что «находки в Гочеве пластинчатых и проволочных венчиков в могилах девочек подтверждают давно уже высказанное исследователями положение, что венчик был головным убором девушек» (Левашева, 1968, с.97). К концу X века наметилась тенденция к
значительным изменениям, выразившихся в исчезновении из погребального костюма взрослой женщины спиралевидных и семилучевых височных колец. Они превратились в принадлежность детского костюма. (А.Г. Шпилев,2007, с.56).
Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.005 сек.) |