|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Билет 1 Восточные славяне. Расселение, основные занятия, религия. Военная демократия1. Социальные изменения - переход социального объекта из одного состояния в другое, смена общественно-экономической формации, существенная модификация в социальной организации общества, его институтах и социальной структуре, изменение установленных социальных образцов поведения, обновление и рост многообразия институциональных форм и др. 2. Источником социального развития является борьба противоположностей: социального прогресса и социального регресса. 3. Социальный прогресс - это последовательное восхождение к более сложным формам общественной жизни, которое осуществляется в результате разрешения противоречий, развертывающихся на предыдущих этапах и фазах общественного развития. 4. Социальный"регресс " - изменения в общественной жизни, идущие в противоположном прогрессу направлении, то есть идущие по нисходящей. 5. В социологии выделяют 2 типа социальных изменений - эволюционные и революционные. Эволюционные – это изменения частичные и постепенные, осуществляющиеся как устойчивые и постоянные тенденции к увеличению или уменьшению каких-либо качеств, элементов в различных социальных системах. Эволюционные изменения могут иметь как восходящую, так и нисходящую направленность (могут происходить сознательно и стихийно). Эволюционный подход берет свое начало и методологические опоры в исследованиях Ч. Дарвина Революционные - э то в высшей степени радикальные изменения, предполагающие коренную ломку социальных систем, это не частные, а общие и даже всеобщие изменения. Такие изменения часто опираются на насилие. 6. Основной проблемой эволюционизма в социологии стало выявление определяющего фактора социальных изменений. · О. Конт в качестве такого решающего звена видел прогресс знания. Развитие знания от его теологической, мистифицированной формы к форме позитивной обусловливает переход человека от военного общества, основанного на подчинении обожествляемым героям и вождям, к индустриальному обществу, что осуществляется благодаря человеческому разуму. · Э. Дюркгейм рассматривал процесс социальных изменений как переход от механической солидарности, основанной на неразвитости и сходстве индивидов и их общественных функций, к солидарности органической, возникающей на основе разделения труда и социальной дифференциации, которая ведет к интеграции людей в единый социум и является высшим моральным принципом общества. · К. Маркс определяющим фактором социальных изменений считал производительные силы общества, рост которых ведет к смене способа производства, что, являясь основой развития всего общества, обеспечивает и смену общественно-экономической формации. С одной стороны, согласно "материалистическому пониманию истории" у К. Маркса, производительные силы объективно и эволюционно развиваются, увеличивая власть человека над природой. С другой стороны, в ходе их развития формируются новые классы, интересы которых приходят в противоречие с интересами господствующих классов, определяющих характер действующих производственных отношений. Тем самым возникает конфликт внутри способа производства, образуемого единством производительных сил и производственных отношений. Прогресс общества возможен только на основе кардинального обновления способа производства, а новые экономические и политические структуры могут появиться лишь в результате социальной революции, осуществляемой новыми классами против прежних, господствующих. Поэтому социальные революции, по К. Марксу - это локомотивы истории, обеспечивающие обновление и ускорение развития общества. В подходе Маркса, т.о., представлены как эволюционный, так и революционный подходы к анализу социальных изменений. · М. Вебер, движущую силу видел в том, что человек, опираясь на различные религиозные, политические, нравственные ценности, создает определенные социальные структуры, облегчающие общественное развитие, как это всегда происходило на Западе, или затрудняющие это развитие, что Вебер считал характерным для стран Востока. Эволюционные концепции социальных изменений сыграли положительную роль в понимании разнообразных причин, определяющих развитие общества. В то же время данные концепции (за исключением, пожалуй, марксизма) не могли в достаточной мере объяснить кризисов, попятных движений и распада общественных структур. Эволюционизм не смог также объяснить социальные процессы и явления, возникающие на сжатом историческом отрезке времени (смена правительств, рост преступности, отклонения в поведении индивидов и т.п.), так как он исходил из рассмотрения общества в большой исторической перспективе. 7. Что же думает об этом Поппер? Поппер отвергает мысль о закономерности, направленности исторического процесса. “ История смысла не имеет”. “ · Поппер иронизирует над историцизмом, называя его “ философией оракулов — зловредным интеллектуальным заболеванием нашего времени” Философия оракулов — термин, введенный Карлом Поппером для обозначения стиля философствования, сходного с манерой предсказания будущего, используемой оракулами при отправлении религиозных культов, или медиумами в сеансах магии. · Поппер иронизирует над “многими социологами, даже такими, как Э. Дюркгейм”, которые так и не избавились от догматической веры в то, что общество следует анализировать в терминах реальных социальных групп. · Мысль о том, что в истории всё возможно, распространяется Поппером не только на реальные события, но и на историческую науку, т. е. описание и интерпретацию истории. Он призывает отказаться от “бесплодной идеи” научной объективности” и решиться “представить исторические проблемы со своей точки зрения”. · Основное, что надо понять: Поппер выступал с критийкой историзма (а следовательно и вообще возможности предсказать какие-то ни было социальные изменения). При этом сами изменения он не отрицал и говорил просто, что они на наших плечах, а не на плечах истории.
Билет 1 Восточные славяне. Расселение, основные занятия, религия. Военная демократия. В 5-6 веке в ходе Великого переселения народов на территории,между реками Днепр и Дон, пришли племена славян. Постепенно славяне распались на западных (поляки,словаки), южных (словенцы, хорваты) и восточных. При заселении, восточные славяне выдавили коренное население- финно-угорские племена на север. В 4-8 вв. восточные славяне для защиты от внешних нападений объединились в 12 территориальных союзов племен: поляне (средний и верхний Днепр), древляне (южнее Припяти), хорваты (верховья Днестра), тиверцы (нижний Днестр), уличи (южный Днестр), северяне (реки Десна и Сейм), радимичи (река Сож), вятичи (Верхняя Ока), дреговичи (между Припятью и Двиной), кривичи (верховья Двины, Днепра и Волги, дулебы (Волынь), словене (озеро Ильмень).
Религия: Язычество (Перун, Сварог, Даждь Бог, Макошь) Военная демократия: В VIII — первой половине IX в. у восточных славян стало складываться общественное устройство, которое историки называют “военной демократией”. Вожди, которые прежде выбирались благодаря своей мудрости, теперь превращаются в племенных князей, в чьих руках концентрируется все управление племенем. Они возвышаются над обществом благодаря своим богатствам, поддержке военных отрядов, состоящих из сподвижников. Рядом с князем выделяется у восточных славян и воевода, являющийся предводителем племенного войска. Все более значительную роль играет дружина, которая отделяется от племенного ополчения, становится группой воинов, лично преданных князю. А поскольку мощь племенных союзов постоянно растет,— война становится для этих людей постоянным занятием. Эти люди становятся в обществе особой привилегированной частью. Поэтому вся эта демократия переходного периода к государству приобретает военный характер.Но традиции старого строя еще существуют. Действует племенное собрание — вече. Князья и воеводы еще выбираются народом, но уже просматривается стремление сделать власть наследственной. Вече состояло из смердов(зажиточные или воевавшие) и молодых людей. Не имели права говорить-чередь (дети без матери, женщины, не воевавшие мужчины),, не имели права присутствовать- рядовичи(с долгами),закупы(зависимые), рабы. 2. Судебник 1497 года
Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.005 сек.) |