|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Билет 5. Феодальная раздробленность. Причины, общая характеристика, основные землиПериод феодальной раздробленности (30-е годы XII - 40-е годы XIII в) характеризуется углублением процесса феодализации древнерусских земель Князь Ярослав Мудрый обрел отеческий престол в жесточайшей междоусобной борьбе. Памятуя об этом, он оставил завещание, в котором четко определил наследственные права своих сыновей. Всю русскую землю он поделил на пять «уездов» и определил, кому из братьев в каком княжить. Братья Ярославичи (Изяслав, Святослав, Всеволод, Игорь, Вячеслав) два десятилетия совместно боролись против нашествий и сохраняли единство Русской земли. Однако в 1073 г. Святослав изгнал из Киева своего брата Изяслава, решив стать единоличным правителем. Изяслав, потеряв свои владения, долго скитался и смог вернуться на Русь только после смерти Святослава в 1076 г. С этого времени началась кровопролитная борьба за власть. В основе кровавых смут лежало несовершенство созданной Ярославом удельной системы, которая не могла удовлетворять разросшийся род Рюриковичей. Не было четкого порядка в распределении уделов и наследовании. По старинному обычаю наследовать княжение должен был старший в роде. Но пришедшее с принятием христианства византийское право признавало наследование только прямыми потомками. Противоречивость наследственных прав, неопределенность границ уделов порождали все новые междоусобицы. В 1097 г. по инициативе Владимира Всеволодовича Мономаха, сына Всеволода Ярославовича в Любече состоялся съезд князей. На нем для прекращения междоусобиц было решено установить новый порядок организации власти на Руси. В соответствии с новым принципом каждое княжество становилось наследственной собственностью местного княжеского рода. Принятый закон стал основной причиной феодальной раздробленности и разрушил целостность древнерусского государства. Он стал поворотным, так как произошел перелом в распределении земельной собственности на Руси. Пагубная ошибка в законотворчестве дала о себе знать не сразу. Необходимость совместной борьбы против половцев, сильная власть и патриотизм Владимира Мономаха (1113-1125) на время отодвинули неизбежное. Его дело продолжил сын Мстислав Великий (1125-1132). Однако с 1132 г. прежние уезды, став наследственными «отчинами», постепенно превращались в самостоятельные княжества. В середине 12 в. междоусобицы достигли невиданной остроты, число их участников возросло вследствие дробления княжеских владений. В то время на Руси было 15 княжеств, в последующем столетии - 50, а в годы правления Ивана Калиты - 250. Многие историки считают одной из причин, лежащих в основе этих событий, многодетность княжеских семей (раздавая земли по наследству, они умножали количество княжеств). Наиболее крупными государственными образованиями были: Киевское княжество (несмотря на утрату общерусского статуса, борьба за его обладание продолжалась до нашествия монголо-татар); Владимиро-Суздальское княжество (в 12-13 вв. начался экономический подъем, возникли города Владимир, Дмитров Переяславль-Залесский, Городец, Кострома, Тверь, Нижний Новгород); Черниговское и Смоленское княжества (важнейшие торговые пути в верховья Волги и Днепра); Галицко-Волынское княжество (находилось в междуречье Буга и Днестра, очаг пашенной землевладельческой культуры); Полоцко-Минская земля (имела выгодное расположение на перекрестке торговых путей).
2. a) Правление Даниила Московского (1263—1303) b) Переезд митрополита Владимирского в Москву (1325) c) Строительство белокаменного Кремля (1367) d) Куликовская битва (1380) e) Начало конфликта Москвы и Твери за ярлык на великое княжение (При Юрии Даниловиче)
Билет №6. Культура Руси IX-XII века. Общая характеристика, архитектура, литература, церковная живопись. Характеристика основных памятников культуры периода. В основе культуры Киевской Руси лежит славянская дохристианская культура, которая с принятием христианства подверглась влиянию Византии, Болгарии, а через них античной и ближневосточной культурным традициям. Одним из основных показателей, культурного уровня является наличие письменности. Первые свидетельства письменности у славян найдены под Смоленском Примерами наличия письменности и распространения грамотности на Руси являются берестяные грамоты, обнаруженные в ходе археологических раскопок древнерусских городов. Во второй половине 9 в. братья-монахи Кирилл и Мефодий создали глаголический алфавит, который впоследствии был преобразован в кириллицу. 1113- пвл 989-996- Десятинная церковь «Слово о законе и благодати», житие Бориса и Глеба Годы правления Ярослава Мудрого стали временем политического и культурного расцвета Киевской Руси. В 1036 г. у стен Киева Ярослав окончательно разгромил печенегов, и это событие стало началом процветания великого города. В честь победы был воздвигнут собор Святой Софии, который по красоте и величию не уступал подобному собору в Константинополе. 1045-150- София Полоцкая и новгородская. В 1051- основан Киево-Печерский м-рь Сподвижник Ярослава митрополит Иларион создал памятник русского богословия, философии и истории - «Слово о законе и благодати».Я.Мудрый собрал в Киеве переводчиков и книгописцев и начал издательство греческих книг, привезенных на Русь из Византии. Выдающимся культурным достижением было составление свода письменных законов, который получил название «Русская Правда» или «Правда Ярослава». Документ включал уголовные и гражданские законы, устанавливал судопроизводство, определял наказания за совершенные проступки или преступления.
2. Ярлык - Грамота, которую давали русским князьям на княжение. Баскаки – сборщики дани на Руси. Полюдье - способ сбора дани с восточнославянских племён. «Дань кровью» - это значит, что русских в качестве союзников должны были поставлять в воинские контингенты монголам. Выход - дань, которая выплачивалась русскими землями монголо-татарским ханам. (Ордынский выход) Лишнее слово – полюдье, так как все остальные относятся к нашествию монголо-татар.
Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.003 сек.) |