АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Идеология социализма

Читайте также:
  1. Анализ фашизма и социализма в 30 - 40-е годы.
  2. Возникновение экономики государственного социализма
  3. Вопрос: Структура правосознания: (правовая идеология, правовая психология).
  4. Глава 2. Идеология как социальный феномен. Ее сущность
  5. Глава 5. ВОДКА И ИДЕОЛОГИЯ
  6. Годов. Попытки обновления социализма и причины неудач
  7. Государственная идеология и общественные объединения
  8. Государственная идеология и средства массовой информации
  9. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ИДЕОЛОГИЯ, ПОНЯТИЕ, СОСТАВНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ, МЕХАНИЗМЫ ФОРМИРОВАНИЯ.
  10. Государственная идеология: сущность, структурные элементы
  11. Движение декабристов: идеология и организация. Восстание декабристов и его значение.
  12. ДЕ 41. Форсированное строительство социализма: индустриализация, коллективизация, культурная революция

 

Социализм является третьей наиболее влиятельной мировой идеологией, которая оказала огромное влияние на политический облик современного мира.

Идеология социализма (от лат. Socialis – общественный), в общем смысле, представляет собой совокупность идей и теорий о преобразовании основного на частной собственности, эксплуатации и классовом неравенстве капиталистического общества посредством установления рационального общественного устройства, которое должно базироваться на общественной собственности, социальном равенстве, справедливом распределении благ и социально обеспеченной свободе личности.

Идеи-мечты об уничтожении эксплуатации и социального неравенства, об обществе справедливости, где благополучие и счастье распространяется на всех людей в равной мере, существуют в человечестве тысячи лет. Имея своими истоками политические учения Платона и раннего христианства, идеология социализма более определенно оформилась в социальных утопиях Т. Мора (1478-1535), Т. Кампанеллы (1568-1639), А. Сен-Симона (1760-1825), Ш. Фурье (1772-1837), Р. Оуэна (1771-1858) и др. В середине ХІХ в. теоретическое обоснование социализма и путей к нему разработали К. Маркс (1818-1883) и Ф. Энгельс (1820-1895). Они обозначили социализм как первую фазу процесса становления более отдаленного общества – коммунизма, где "все источники общественного богатства польются полным потоком......и общество сможет написать на своем знамени: “Каждый по способностям, каждому по потребностям!” Социальной силой, способной привести все человечество к этому состоянию, согласно учению К. Маркса является пролетариат – последний угнетаемый класс, который революционным путем и своей диктатурой уничтожит частную собственность, установит господство общественной и освободит тем самым мир от мерзости классовой эксплуатации и неравенства.

В ХХ в. в развитии идеологии социализма и в соответствующем политическом движении выделились два основных течения: радикально-революционное, представленное коммунистическими партиями; эволюционно-реформистское, представленное социал-демократическоми партиями.

Первое из них связано в основном с деятельностью В.И. Ленина и его партии “нового типа” РСДРП (б), позже переименованную в КПСС.

Второе своими корнями восходит к идейно-теоретическому наследию Э. Бернштейна (1850-1932), К. Каутского (1854-1938) и в наше время представлено идеологией демократического социализма, которой руководствуются современные социал-демократические партии.

Революционная практика воплощения коммунистической идеологии на деле привела к построению “реального социализма”, основными чертами которого явились:

- огосударствление всех средств производства и, заодно, всех сфер жизни человека;

- уничтожение гражданского общества и его свобод системой «поголовного рабства» относительно партийно-государственного аппарата – «коллективного тирана» для всего общества;

- полный произвол государственной власти по отношению к народу;

- принудительные, административно-командные методы организации труда, вплоть до государственного террора;

- низкий жизненный уровень и постоянная дефицитность в сфере потребления;

- закрытость страны, автократия во всех сферах жизни;

Данные качества «реального социализма» предопределили низкую эффективность и конкретную неспособность экономик социалистических стран, что в конечном итоге и явилось главной причиной краха коммунистического варианта социализма в СССР и других странах Восточной Европы.

Что касается идеологии демократического социализма, то она обосновывает путь к социализму посредством постепенных реформ, осуществляемых сильным демократическим правовым государством. Теоретически демократический социализм представляет собой модель общественного устройства, согласно которой на базе парламентской демократии и правового государства постепенно, шаг за шагом, устраняются недостатки капитализма; гарантируется социальная защищенность; осуществляется демократия в государстве, экономике и обществе; обеспечивается правовая государственность, равно как и личная и духовная свобода. И тем самым завоевываются и охраняются основные ценности: свобода, справедливость и солидарность.

5.Идеология фашизма.

 

Фашизм (от лат. fascis – пучок прутьев, связанных ремнем, с топором в середине – древнеримский государственный символ достоинства) – это революционная политическая идеология и соответствующая политическая практика, которые сформировались и проявили себя в Италии, Германии и Испании в 20-40-е годы ХХ в.

Основоположниками идеологии фашизма, включая его разновидность, национал-социализм, являются Б. Муссолини (1883-1945) и

А. Гитлер (Шикльгрубер 1889-1945). Своими истоками фашизм восходит к идеям элитарности Платона, Гегеля, Ф.Ницше и учению Ж.Гобино о неравенстве человеческих рас.

Родовыми признаками идеологии фашизма являются:

- гегемонистские притязания на создание нового мира, нового порядка с одновременным радикальным отрицанием существующего;

- идея о превосходстве одной группы общества (расы, нации, класса) над другими и соответствующие претензии на мировое господство и право определять судьбы целых народов, вплоть до их физического уничтожения (геноцид);

- культ физической силы, военной дисциплины и порядка, открытого государственного насилия на основе террора против инородцев и инакомыслящих;

- полное отрицание прав и свобод человека, абсолютный приоритет полномочий государства и целей партии;

- вождизм (фюрерство) и культ личности главы партии или государства;

- идеократизм;

- культ единства («одна кровь, одна почва, одна судьба»; «единый народ, единая идеология, единая партия и один фюрер»; «единство партии, государства и народа»);

- постоянное нагнетание враждебности и деление мира по черно-белому варианту: мы и наши враги; кто не с нами, тот против нас;

- антидемократизм и враждебное отношение к интеллектуальности;

- мифологическая героизация национальной истории.

Фашистская идеология и настроения возникают и способны овладевать сознанием масс в обстановке экономической разрухи, политического хаоса и кризиса институтов либеральной демократии, т.е. тогда, когда в обществе существует острая потребность в преодолении хаоса, наведении порядка и возрождении национального достоинства.

В краткосрочном аспекте фашистские идеологии обладают большим мобилизационным потенциалом. Они способны сплотить нацию, воодушевить массы на преодоление общественного хаоса и установления «нового порядка». Но в относительно долгосрочной перспективе фашизм ведет к массовому террору, геноциду и войне, а народ, поддавшийся на его соблазны, к тяжелой национальной катастрофе и позору. Фашизм, потерпев военное поражение, тем не менее, идейно и политически еще не вытеснен из жизни современного мира. Синдром фашистских идеологий и построений дает о себе знать всякий раз в условиях кризисно-переходных состояний общества.

 

Перечень политических идеологий, имеющих массовое распространение, не исчерпывается рассмотренными выше их разновидностями. Широкое политическое влияние имеют религиозные идеологии, идеология «зеленого мира». Не исключено возникновение новых идеологий.

В целом же идеологии и их конкуренция – это неустранимый элемент политических отношений, одна из движущих сил политических процессов. Идеологии служат незаменимым инструментом пробуждения и активизации масс, они ориентируют массы в обстановке острых конфликтов, объединяя их вокруг ясных и привлекательных идей. Однако как бы ни были привлекательны и многообещающи идеологии, если они противоречат принципам гуманизма и общечеловеческим ценностям, то сон разума масс обязательно породит политических чудовищ и очередную мировую катастрофу.

 


1 | 2 | 3 | 4 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.004 сек.)