|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Движение декабристов1. После войны 1812г. впервые в России возникло организованное общественное движение, основой идеологии которого был провозглашен приоритет личности человека, его свобод над всем остальным. Это было новым для России, где всегда главными являлись интересы государства. 2. Распространение либеральных идей началось в России еще со времен Екатерины Великой, которая вела переписку с Вольтером, Руссо, Дидро. Но после французской революции начались гонения на либералов. Вторая волна либеральных идей пришла в Россию после заграничного похода русской армии. Тысячи молодых офицеров стали убежденными противниками самодержавия и крепостничества. Либеральные идеи «Негласного комитета» и реформы Сперанского подготовили почву для проникновения этих идей в среду передового дворянства. 3. Первые тайные общества появились после окончания заграничного похода русской армии. Молодые офицеры приобщились во Франции к масонским организациям, которые ставили задачу мирного объединения человечества в религиозно-братский союз. В России в 20-х годах XIX в. было 220 масонских лож, в них состояло 3 тысячи дворян, интеллигентов. 4. Первым тайным обществом стал «Союз спасения» (1816— 1818), который возглавил полковника. Н. Муравьев. Членами общества были молодые гвардейские офицеры С. П. Трубецкой, Н. М. Муравьев, М. С. Лунин, И. Д. Якушкин, всего около 30 человек. Позднее в него вступил П. И. Пестель. Главной целью общества было уничтожение крепостного права и установление конституционной монархии путем военного переворота. Слабость организации и разногласия между членами общества привели к его самороспуску. 5. В 1818 г. в Москве на базе «Союза спасения» была создана новая организация «Союз благоденствия», насчитывавшая уже 200 человек. Во главе Союза были «Коренная управа» (30 учредителей) и Дума (6 человек). Организация имела свой устав с обширной программой действий, получивший название «Зеленая книга» (по цвету переплета). Ее участники хотели сначала через печать и литературно-просветительские общества воздействовать на общественное мнение, создать определенную общественную атмосферу, а затем произвести безболезненный государственный переворот и перейти к революционным преобразованиям: уничтожению крепостного права, введению конституционного правления. Но внутри Союза были серьезные программные и тактические разногласия: одни выступали за введение в России республиканской формы правления, другие — за конституционную монархию. В 1821 г. радикальные члены Союза, выступавшие за революцию, добились его роспуска. 6. В 1821 г. возникли два новых общества — Южное в армейских частях на Украине и Северное в Петербурге. Руководителем Южного общества был полковник П. И. Пестель, его членами — братья А. А. и Н. А. Крюковы, В. П. Ивашёв, С. Муравьев-Апостол, М. П. Бестужев-Рюмин и др.; руководителем Северного общества был Н. М. Муравьев, членами — М. С. Лунин, С. П. Трубецкой, Е. П. Оболенский, И. И. Пущин. Программа Южного общества называлась «Русская Правда», а Северного — «Конституция». 7. П. И. Пестель составил первый в истории России проект республиканского устройства страны, по которому: > Россия провозглашалась республикой с однопалатным парламентом — Народным вече, высшим органом законодательной власти, в составе 500 человек, избиралось на 5 лет; > исполнительная власть принадлежала Державной думе из 5 человек, также избиралась на 5 лет; > контроль за соблюдением конституции должен был осуществлять Верховный собор из 120 человек, члены которого избирались пожизненно из наиболее заслуженных и уважаемых граждан; > ликвидировались сословия, провозглашались гражданские свободы, сокращались налоги и срок солдатской службы; > отменялось крепостное право, к крестьянам переходила половина земельного фонда страны. Весь земельный фонд государства рассматривался как общественное достояние и делился на две части. Одна половина оставалась в частном владении помещиков и любых других лиц, а из другой крестьяне получали свои наделы. Некоторые положения «Русской Правды» были нереалистичны. Например, ликвидация сословий привела бы к нарушению социальной структуры, к хаосу и развалу общества. Пестель не учитывал также и то, что резкая смена политического и общественного строя в России привела бы к серьезным потрясениям. Страна и народ не были готовы к перестройке по проекту П. И. Пестеля. 8. Согласно «Конституции» Н. М. Муравьева предполагались следующие преобразования: > Россия должна стать конституционной монархией; > федеративное устройство страны, состоящей из 14 держав и двух областей; > высший законодательный орган — двухпалатное Народное вече, состоящее из Верховной думы и Палаты народных представителей. Избирательное право имело ограничения. Вводился высокий имущественный ценз; > император должен стать «верховным чиновником» страны, ему передается исполнительная власть; > крепостное право отменялось, но крестьяне получали лишь надел в 2 десятины земли; > высший судебный орган — Верховное судилище, а в державе — державное судилище и т. п. «Конституция» Муравьева была более умеренным документом, чем «Русская Правда», и в своей основе более реалистичным. Но в 1825 г. к руководству в Северном обществе пришли Е. П. Оболенский, К. Ф. Рылеев, настроенные радикально, а П. Г. Каховский вообще был готов совершить убийство царя. 9. Несмотря на тайный характер организаций, власти располагали большой информацией об их деятельности. В 1822 г. были запрещены все тайные общества и масонские ложи, началось преследование их членов. Осенью 1825 г. Александр I приказал арестовать ряд участников движения. 10. Руководители Северного и Южного обществ договорились об объединении и совместном вооруженном выступлении летом 1826 года, но выступить пришлось раньше. В ноябре 1825 г. внезапно умер Александр I, власть должна была перейти к его брату Константину. Но Константин еще в 1822 г. отрекся от престола в пользу младшего брата Николая (все это держалось в тайне). Вся страна стала присягать Константину, который в это время находился в Варшаве. Между братьями началась переписка, которая длилась 3 недели. Династический кризис затянулся. В конце концов присяга новому императору была назначена на 14 декабря 1825 года. 11. Это междуцарствие решили использовать члены Северного общества. Восстание должно было начаться в Петербурге 14 декабря 1825 г., в день присяги новому императору Николаю I, для того чтобы сорвать ее. И почти одновременно оно должно было быть поддержано выступлением на Украине. «Диктатором» (руководителем) восстания был назначен Сергей Трубецкой. Члены Северного общества должны были вывести полки к Сенату. Готовился Манифест о низложении правительства и отмене крепостного права. Не исключалось и убийство Николая I. Но все получилось иначе. 12. На Сенатскую площадь декабристы смогли вывести 3 тысячи солдат и матросов. Но Сенат и Госсовет приняли присягу еще до подхода декабристов. На площадь не явился Трубецкой. Восставшие солдаты не подозревали об истинных целях выступления. Им было сказано, что Николай I хочет завладеть престолом в обход Константина. 13. Верные Николаю I войска окружили восставших на Сенатской площади. Николай I послал на переговоры с декабристами митрополита. Каховский смертельно ранил генерала М. А. Милорадовича, который пытался убедить солдат в том, что их обманывают. В 5-м часу вечера Николай I приказал стрелять по восставшим войскам. Число жертв с обеих сторон составило 200—300 человек, много было раненых. В тот же вечер начались аресты участников выступления. Через две недели на Украине восстал Черниговский полк, восстание возглавили С. И. Муравьев-Апостол и М. П. Бестужев-Рюмин. 3 января 1826 г. восстание было подавлено. 14. По делу декабристов к следствию, а затем суду было привлечено 579 человек. Признано виновными — 289. 5 июля 1826 г. суд приговорил К. Ф. Рылеева, П. И. Пестеля, С. И. Муравьева-Апостола, М. П. Бестужева-Рюмина, П. Г. Каховского к смертной казни «четвертованием», которая была заменена повешением. 121 декабриста сослали на каторгу или поселение в Сибирь, разжалованных в рядовые отправили в действующую армию на Кавказ. 15.Декабристы бросили вызов самодержавию, они требовали гражданских прав и свобод. Выступление декабристов не было военной революцией или восстанием — это был акт гражданского неповиновения. Казнив 5 декабристов, Николай I в моральном отношении проиграл, русское дворянство не простило ему жестокости. Идеологами славянофилов были А.Хомяков, Ю. Самарин, братья Аксаковы и братья Кириевские. Славянофилы были сторонниками самобытного пути России, считали, что необходимо быть во всем русскими: в устройстве государства и быта, в организации труда, в философии, литературе и т.д. При этом они не отрицали достижений европейской цивилизации, но выступали против продолжения безоглядной европеизации, начатой Петром I, как пути, гибельного для России. Порождением западнических нововведений они считали крепостничество и полицейско-бюрократическое государство. Главными основами русской самобытности славянофилы считали общинные формы организации жизни, земские формы правления, православие. Соборность - главный принцип православия - противостоит началам индивидуализма и в то же время обеспечивает развитие личности. Чуждое русской традиции крепостное право должно быть ликвидировано. Славянофилы отрицали самодержавие, но были против конституции по западному образцу, выступали за созыв совещательного Земского собора как выразителя народного мнения перед царем. В этом они видели возвращение к исконно русским началам государственности, которые К.Аксаков формулировал так: "Правительству - право действия, и, следовательно, закона. Народу - сила мнения, и, следовательно, слова". Славянофилы были представителями либерального дворянства, дальновидно искавшими выход из тупика, чтобы избежать в России революционного взрыва по западному образцу. Безусловно, они идеализировали прошлое России, но их борьба против низкопоклонства перед Западом имела большое историческое значение. Виднейшими представителями западников были П.Анненков, И.Вернадский, Т.Грановский, Б.Чичерин, С.Соловьев. Они были едины со славянофилами в том, что Россия нуждается в глубоких переменах, связанных с ее социально-политическим строем. Однако западники критиковали славянофилов за противопоставление России Западу. Они считали, что русская культура - одна из европейских культур, только сильно отставшая. Задача состоит в том, чтобы продолжать движение по пути европеизации, с тем, чтобы догнать Запад, а затем и обойти его. Западники идеализировали парламентские порядки западноевропейскх стран, выступали за конституционную монархию. Таким образом, славянофилы и западники были едины в своем патриотизме, в отрицании самодержавного деспотизма и крепостничества. Разногласия заключались в выборе путей движения к цели. Объединяло их отрицание революционных методов борьбы, установка на проведение реформ сверху. Все это говорит о том, что и славянофилы и западники представляли два течения одного идейно-политического направления - либерализма. В русской культуре XVIII в. происходят значительные изменения, которые определяются коренными преобразованиями в социально-экономической сфере, в жизни и быте народа. Главное влияние оказывает тот факт, что в экономике страны формируется капиталистический уклад. Русская культура XVIII в. развивается как культура светская. Литература, живопись, скульптура более глубоко отображают внутреннюю жизнь человека, его стремления, добродетели и пороки. XVIII век подготовил мощный взлет русской культуры в XIX столетии, который называется «золотым веком» культуры России: 2. Во второй половине XVIII в. в области образования в России продолжали развиваться две тенденции, сложившиеся еще при Петре I: расширение сети учебных заведений, увеличение числа народных школ и закрепление принципа сословности образования, расширение сети учебных заведений для дворян. 3. Центром российского просвещения стал Московский университет, созданный по инициативе М. В. Ломоносова. Указ об учреждении Московского университета с двумя гимназиями (дворянской и разночинской) был подписан в 1755 г. Елизаветой Петровной. Фактически это означало создание первого русского университета. Он располагался в здании бывшей главной аптеки на Красной площади (ныне на этом месте — Исторический музей). Все документы были подготовлены Ломоносовым, который добился, чтобы преподавание велось на русском языке. В университете было 3 факультета: философский, юридический, медицинский. Крепостные в число студентов не допускались. В 1757 г. в Петербурге была открыта Академия художеств — высшее учебное заведение в области пластических искусств, которое много сделало для развития русской живописи и скульптуры. В 1783 г. открыта Академия Российская — научный центр по изучению русского языка и словесности. В конце века Академия Российская выпустила Толковый словарь русского языка. 4. В середине XVIII в. в стране стала формироваться система общеобразовательной школы. Предполагалось ввести три типа учебных заведений — малые, средние и главные народные училища. В губернских городах создавались главные четырехклассные училища, в уездных городах — малые двухклассные. Здесь обучали детей крестьян, мастеровых, солдат, матросов. Основными учебниками были «Грамматика» М. Смотрицкого, «Первому учению строки» Ф. Прокоповича, «Арифметика» Л. Магницкого, Азбука, Часослов, Псалтырь. В 66 духовных семинариях обучались дети православного духовенства. Дворянские дети получали образование в закрытых дворянских учебных заведениях: частных пансионах, шляхетских корпусах - или обучались на дому. Более 20 школ — горные, медицинские, штурманские, коммерческие — давали специальное образование. Всего к началу XIX в. в России существовало 550 учебных заведений, в которых обучалось 62 тысячи человек (для сравнения: во Франции в это время было 8 тысяч учебных заведений). 5. В 1764 г. создается первое женское учебное заведение «Воспитательное общество благородных девиц» при Смольном монастыре в Петербурге. В течение 12 лет девочек из дворянских семей обучали иностранным языкам, арифметике, истории, музыке, танцам, домоводству и пр. Для мещанок в Москве был открыт Екатерининский институт. 6. Все мероприятия в области образования были связаны с именем И. И. Бецкого, который возглавлял Академию художеств, Кадетский корпус, Смольный институт. Он считал, что путем воспитания можно создать новую породу людей. Чтобы дать детям хорошее образование, надо изолировать их от родителей, домашней среды (во избежание дурного влияния) и поместить в закрытые школы (интернаты). 7. Центром научной мысли России с 1725 г. становится Академия наук. Ее первыми членами были иностранные ученые: великие математики Л. Эйлер, И. Бернулли. Но было среди иностранцев и немало проходимцев: библиотекарь Шумахер или историк Байер — творец лженаучной норманнской теории о происхождении Русского государства. С середины 60-х годов широкий размах получает экспедиционная деятельность Академии наук. Географы, этнографы, натуралисты объездили огромные пространства Европейской России и Сибири. Этнограф С. П. Крашенинников в 1757 г. составил «Описание земли Камчатки», где собрал сведения о природе, населении, его быте и обрядах. Начиная с 1760-х годов и до конца века в России появилась целая плеяда русских академиков, получивших образование в академическом университете или за счет академии за границей, — С. Я. Румовский, И. И. Лепехин, П. Б. Иноходцев, В. М. Севергин и др. 8. В XVIII в. создаются первые труды по истории Российского государства. «Отцом русской истории» называют В. Н. Татищева. Он собрал огромное количество документов, сличил многие летописные материалы, снабдил их географическими, этнографическими, хронологическими примечаниями. Полностью «История Российская...» была напечатана во второй половине 1760-х годов, когда ее автора уже не было в живых. Большую лепту в развитие общественных наук и разработку истории России, историографии и т. п. внесли историки М. М. Щербатов и И. Н. Болтин. 9. Выдающимся ученым-энциклопедистом, просветителем был Михаил Васильевич Ломоносов (1711—1765). Он родился в семье крестьянина-помора близ Холмогор. В 1730 г. 19-летний Ломоносов отправился в Москву, где поступил в Славяно-греко-латинскую академию. В 1735 г. в числе 12 лучших учеников он был отправлен в университет при Петербургской академии наук, а осенью того же года — в Германию изучать естественные науки в университете Марбурга и горное дело в саксонском городе Фрейберге. Находясь за границей, Ломоносов по рекомендации профессора Хр. Вольфа прочитал ряд книг, в том числе и книгу Р. Бойля, в которой говорилось об атомах, бесконечно малых частицах, составляющих «видимый сей мир». С этого времени Ломоносов всю свою жизнь посвятил созданию собственной теории, объясняющей все физические и химические явления. В Германии он женился на Елизавете Цильх, в 1741 г. вернулся в Россию. В 1745 г. был назначен профессором по классу химии Академии наук. Ломоносов проявил универсальность научных интересов. Ученый занимался изысканиями в математике, физике, химии, астрономии, геологии, биологии, языкознании. Его стараниями была создана первая в России химическая лаборатория, где разрабатывалась технология получения цветных стекол, смаль для мозаики, велись исследования по физической химии. По инициативе Ломоносова в 1755 г. открылся университет в Москве. Ломоносов первый в нашей стране создал атомное учение, на основе которого сумел разработать так называемую физическую картину мира. Еще до Лавуазье он экспериментально доказал закон сохранения массы, открыл существование атмосферы у планеты Венера. Своими трудами он положил начало естественным наукам в России. В «Древней Российской истории» Ломоносов изложил идеи о происхождении имени и народа российского. Величайшая заслуга Ломоносова заключается в том, что он был, есть и останется первым русским поэтом. Его ода «На взятие Хотина» была написана по новым законам стихосложения, с нее, по словам Белинского, началась современная русская литература. В конце жизни Ломоносов получил международное признание: был избран членом Стокгольмской и Болонской академий. 11. Потребности развивающейся промышленности в XVIII в. способствуют появлению талантливых изобретателей. Замечательным механиком был И. И. Ползунов; сын солдата, окончил арифметическую школу, работал на заводе. Он одним из первых начал строить машины, которые использовали силу пара. Екатерина II пожаловала Ползунову чин инженерного капитан-поручика. В 1766 г. была произведена успешная проба первой в мире паротепловой установки для заводских нужд. Выдающимся механиком-самоучкой был И. П. Кулибин, сын мещанина, часовых дел мастер. В 1769 г. он приехал в Петербург и подарил Екатерине удивительные часы: они имели форму гусиного яйца, играли музыку. Кулибин был назначен руководителем механических мастерских при Академии наук. Он изобрел семафорный телеграф, лифт, сконструировал удивительный, даже по нашим временам, ножной протез, разработал проект и создал модель одноарочного моста через Неву. К. Д. Фролов, сын заводского мастерового, изобрел оригинальный водяной двигатель, построил на Змеиногорском руднике на Алтае подземную гидроустановку, ввел рельсовый внутризаводской путь, другие сооружения, позволившие механизировать многие производственные процессы. Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.01 сек.) |