|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
III. Актуальность проблемы духовно-нравственного воспитания
Начало XXI века для России – время перехода к рыночной экономике, признания высшей ценностью - человека, его прав и свобод. Изменения, происходящие в обществе, определяют новые требования к отечественной системе образования. Сегодня, в условиях социальной нестабильности, крайнего обострения национальных отношений, нам навязывают иной образ жизни: потоки зарубежной псевдокультуры, иностранная одежда, еда, реклама, иностранные слова и термины в устной и письменной речи - все это искажает историческую память, обрывает преемственность национальной культуры. Но, несмотря на изменения, происходящие в обществе в последние годы, падает уровень духовной культуры общества, отсутствуют нравственные ориентиры подрастающего поколения. Привлекательными и престижными становятся невысокие образцы «легкой культуры»: они не требует от человека серьезной умственной и душевной работы. Отсюда непонимание значимости культурно-исторических памятников, низкая культура чувств, незначительный интерес к истории, непонимание ее закономерностей, преобладание абстрактных, схематических представлений о прошлом, идет процесс углубления противоречия между старшим и молодым поколениями. Все эти факторы не благоприятствуют развитию духовно-нравственного самосознания. Остановить эти негативные процессы может только возрождение российского общества, изменение в позитивную сторону морально-психологического климата в стране. Разрабатывая концепцию «Музея русского быта» ГОУ СОШ №894 г. Москвы учитывались основные негативные тенденции в развитии современного российского общества: - возникновение в обществе стихийной, опасной по своим последствиям социальной ситуации; - появление новых требований со стороны общества к личности, утрата системы традиционных ценностей, разрыв связей поколений, на нарушение преемственности между ними, отсутствие государственной идеологии; - усиление бездуховности, падение культурного уровня определенной чести подрастающего поколения; - пренебрежение задачами воспитания молодежи, возникающее вследствие ошибочной линии идеологов «реформы»; - внедрение чуждых обществу духовных ценностей с целью вытеснения и забвения отечественной истории, культуры, традиций. Школа, как социальный институт, также подверглась влиянию происходящих перемен. Проблемы обеспечения воспитания российской молодежи остаются актуальными и сегодня, что соответствует целям и задачам, поставленным в «Столичном образовании – 5»
IV. Содержание проблемы духовно-нравственного воспитания и
В нашем музее воспроизведен внешний вид крестьянской избы, ее внутреннее устройство и убранство, собраны разнообразные экспонаты, дающие представление о хозяйственно-бытовом укладе и трудовой деятельности прошлого, о разнообразных промыслах и ремеслах. Они принесены в Музей учащимися школы, родителями и учителями. Предполагается, что фонд «Музея русского быта» будет пополняться поделками, изготовленными руками самих учащихся в традициях русских ремесел, и предметами старины от помощников и друзей музея. И все-таки главная цель, которая поставлена организаторами музея, - цель духовно-нравственного порядка. Учащиеся должны попытаться заглянуть в сердце народного творчества, научиться понимать символику крестьянского быта, разгадывать тайну бытовых орнаментов, в которых, по выражению Сергея Есенина, скрыта «мудрость избяных заповедей». «Все наши коньки на крышах, петухи на ставнях, цветы на постельном белье вместе с полотенцами носят не простой характер узорочья. Это великая, значимая эпопея исходу мира и назначению человека», - писал поэт. И далее: «Изба простолюдина - это символ понятий и отношений к миру, выработанных еще до него его отцами и предками». Акцент сделан на постижение духовного склада и обихода русского народа: рисунки на темы праздников и знаменательных дат православного и народного календаря, русских посиделок и игр, конкурсы на лучшую творческую работу, проектная деятельность. «Русский человек - существо на девяносто процентов домашнее, а в остальном - общественное», - утверждает В. Распутин. «... У нас дом был смоковницей, на которой взрастала и продолжалась из рода в род семья. Для нас быт - самая главная, самая сладкая, «божья» часть жизни. Не состоявшийся чиновник, мастеровой, актер или писатель простительно, не той дорогой пошел человек, но несостоявшийся семьянин - грех неотмолимый... Самое лучшее, чем народ может оплодотворить себя, - добрым и красивым бытом, воспитывающим неповрежденного нравственно и духовно гражданина» Эта идея давно уже витает в обществе, обретая все больше сторонников. Своё развитие она получила в «Национальной государственной концепции образования в России», в которой четко сформулированы задачи, стоящие перед школой: «В этих тяжелых условиях наша школа, материально обессиленная, духовно дезориентированная, болеющая всеми болезнями сегодняшнего общества, остается, тем не менее, основным инструментом нравственного и умственного воспитания подрастающих поколений. Если мы еще упустим несколько поколений, как уже было упущено, то будет уже не с кем восстанавливать наше отечество: Россия, как духовная сущность, как вдохновляющий идеал, перестанет существовать. Система образования в сегодняшних условиях становится одним из главных инструментов преодоления духовно-нравственного кризиса нашего общества. Она становится существенным фактором национальной безопасности». Не случайно так важно «образовывать», воспитывать душу. Не надо искусственно придумывать и навязывать какую-то новую идеологию. Она есть. Это - Родина, Россия, ее богатейшая история, неповторимая традиционная культура, прекраснейший в мире русский язык, судьбы и деяния великих и обыкновенных россиян. Опустошающая душу современная антикультура наносит огромный вред подрастающему поколению. «Нас развращают, - давайте не развратимся», - призывает писатель В. Распутин. Сделать это можно, лишь наполнив душу ребенка добрым, чистым, одухотворенным через полезную осмысленную деятельность, через познание народа и себя. В связи с этим, главная цель - подготовка ученика к деятельной, нравственной жизни в современных условиях, формирование лучших черт россиянина: патриотизма, совестливости, трудолюбия, порядочности, отзывчивости, а также развития творческих способностей. Подцели создания «Музея русского быта»: 1. воспитывать чувство любви к своей малой родине, гордость за свой народ; 2. познакомить с предметами быта XIX-XX века; 3. использовать экспонаты на уроках, на занятиях дополнительного образования, во внеклассных мероприятиях; 4. сохранить старинные вещи. Всё это поможет включить ребёнка в активную творческую деятельность, позволяющую интегрировать и применять на практике знания, полученные при изучении не только предметов школьного курса, но и дополнительного образования на базе музейной педагогики. Позволит развивать ум и сердце, мышление и чувства, воображение и интуицию, приобретать фундаментальные знания о мире, воспринимать каждое явление и развивать способ деятельности. А главное, позволит творить вещи по законам красоты и гармонии -творить себя как целостного человека, занимающего достойное место в обществе, сохранившего свою самобытную культуру, вызывающего к себе интерес и уважение других людей. Цель деятельности: зажечь искорку любви и интереса к жизни народа в разное историческое время и его культуре, к природе. Задачи: 1. познакомить детей с элементами материальной культуры, включающей в себя знакомство жилищем, предметами быта, орудиями труда, одеждой, национальными блюдами; 2. прививать интерес к духовной культуре разных народов через изучение обычаев, обрядов, праздников, народное творчество, искусство; 3. формировать общечеловеческие, нравственные качества, правила общения между людьми; 4. воспитывать свободную и творческую личность, осознающую свои корни, национальные истоки и способную ориентироваться в современном мире; 5. развивать творческие способности детей; 6. дать возможность детям самим познавать и исследовать прошлое и анализировать настоящее, способствовать развитию навыков поисковой научно-исследовательской деятельности; 7. налаживать сотрудничество с краеведами различных музеев, архивом, библиотеками, фольклорными коллективами и т.д.; 8. приобщить родителей к краеведению; Этно-краеведческий «Музей русского быта» призван способствовать: - формированию у школьников духовно-нравственных и гражданско-патриотических качеств; - формированию у школьников национального самосознания; - расширению кругозора учащихся; - воспитанию познавательных интересов и творческих способностей учащихся; - овладению учащимися практических навыков поисковой, исследовательской и творческой деятельности; - совершенствованию образовательного процесса средствами дополнительного образования Содержание работы музея должно быть ориентировано на: - обеспечение национального самоопределения личности учащихся; - создание условий для самореализации учащихся; - преумножение духовных ценностей и интеллектуального потенциала учащихся; - обеспечение возможности интеграции личности в системе национальных и мировой культур; - содействия воспитанию межнационального взаимопонимания; - отслеживание результатов личностного развития учащихся. Организация работы музея должна обеспечить: - высокое качество всех элементов образовательной и воспитательной деятельности, имеющих отношение к этно-краеведению; - максимальную открытость создаваемого образовательного и воспитательного этнокультурного пространства; - внесение элементов духовного воспитания и образования; - объективный историзм в изложении основ национальной культуры; - приобщение учащихся к богатствам национальной культуры и родного языка через живое художественное творчество и исследовательскую деятельность; - использование современных концепций и методик личностно-ориентированного обучения и воспитания; - трансформацию национального и культурного наследия в современные условия творчества. Интерес к родной культуре связан со многими причинами. Во-первых, все ощущают, что мировоззренческую пустоту целенаправленно пытаются заполнить культом денег. Учителя нашей школы прекрасно понимают, что культ богатства не соответствует исконно русскому мировоззренческому идеалу, русской духовной традиции, сущность которой великолепно выразил замечательный ученый, педагог, философ Павел Флоренский: «Если идеал Запада - материальное благополучие, то идеал России - преображение души». По нашему убеждению, учитель всегда должен указывать ученику на высочайший идеал тысячелетней русской культуры, идеал, связанный с поисками красоты, добра и правды, идеал преображения души на службе Отечеству. На этой духовной основе всегда стояла, стоит и будет стоять русская культура, начиная со «Слова о полку Игореве» и храма Покрова на Нерли и заканчивая книгами Распутина и Астафьева. На этой духовной основе зиждется и народная педагогика, и православная педагогика, и русская классическая педагогика от Ушинского, Макаренко, Сухомлинского, до сегодняшних педагогических трудов Н.Е. Щурковой и Новиковой. Высокое целомудрие, пафос добра и правды, поиски красоты - вечной и непреходящей - все это свойственно русской классической литературе, музыке, живописи, устному народному творчеству. Русский образ жизни - это секрет гармонического сосуществования человека с природой, взаимного уважения и лада в семье, в отношениях молодых и пожилых людей, секрет терпимости между верующими и неверующими людьми. Одна из важнейших задач, стоящих перед школой, раскрыть эти и другие секреты русского житейского уклада и передать их педагогическими средствами подрастающему поколению. IV. Музейные помещения «Музей русского быта» расположен в рекреации первого этажа школы. Площадь Музея 32,2 кв.м Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.011 сек.) |